договор морской перевозки это договор
Договор морского фрахтования
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет договор фрахтования как соглашение, по которому одна сторона предоставляет в пользу другой стороны одно или несколько транспортных средств на определенное сделкой количество рейсов за заявленную в договоре плату.
Таким образом, договор морского фрахтования – это предоставление водных транспортных средств.
Договор морского фрахтования можно разделить на три вида:
Субъектами по данному договору выступают Фрахтовщик (Судовладелец) и Фрахтователь (Арендатор).
Зачастую такие сделки заключаются для перевозки довольно больших партий грузов или определенных товаров.
Договор морского фрахтования подлежит обязательному письменному оформлению. В связи с этим, ниже мы поэтапно разберем, как заключается такой договор и на какие аспекты стоит уделить внимание при его составлении.
Преамбула
Договор морского фрахтования (рейсовый чартер)
ООО «Зауральский транзит», в лице генерального директора Николаева Игоря Николаевича, действующего на основании Устава публичного акционерного общества, именуемого в дальнейшем Фрахтовщик, с одной стороны
И
ИП «Алексеев Алексей Алексеевич», паспорт: серия ХХХХ номер ХХХХХХ, выданный отделом УФМС России по Курганской области в городе Кургане 25.05.2007, именуемый в дальнейшем Фрахтователь, с другой стороны
Руководствуясь статьей 787 гражданского кодекса российской федерации, а также положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Преамбула договора включает в себя следующие положения:
Существенными условиями, без наличия которых договор не вступит в юридическую силу, выступают:
Предмет
Информация о предмете – фундаментальная составляющая любого соглашения в рамках Российского законодательства. В нашем случае предметом выступает водное транспортное средство, переданное Фрахтователю на определенное договором количество рейсов.
При этом важно четко указать характеристики сдаваемого объекта. К таким характеристикам
относятся:
Итак, информация о предмете соглашения прописывается в тексте документа следующим образом:
В соответствии с настоящим договором Фрахтовщик передает во временное пользование Фрахтователю, за определенную сделкой плату, следующее водное транспортное средство:
• Крановый сухогруз TBN0752;
• Дата постройки: 16 января 2008 года;
• Страна производителя – Япония;
• Класс BV (Брюго Веритас);
• Длина — 116,8 метров;
• Ширина – 23,8 метров;
• Количество трюмов – 3 (Три);
• Количество крышек – 3 (Три);
• Дедвейд – 12 526 (Двенадцать тысяч пятьсот двадцать шесть) тонн на осадке 9 (девять) м.
• 4 (Четыре) крана грузоподъемностью 30 (Тридцать) тонн.
• Мощность главного двигателя – 4 954 л.с.
Целевое назначение, согласно договору – перевозка цемента.
В соответствии с настоящим соглашением, указанное в договоре морского фрахтования водное транспортное средство передается во временное пользование Фрахтователю без экипажа.
Собственником кранового сухогруза является Фрахтовщик на основании выписки из Государственного судового реестра, выданного 25 января 2015 года, номер ХХХХХХ.
Срок договора
Следующей неотъемлемой частью соглашения является срок, на который Фрахтовщик передает судно во временное владение Фрахтователю. В нашем случае определяется количество рейсов, а также дата, до которой эти рейсы должны быть осуществлены. Выглядит это следующим образом:
• Фрахтовщик передает Фрахтователю заявленное в договоре судно в течение одного календарного дня с момента подписания настоящего соглашения.
• Количество рейсов перевозки груза составляет: два рейса.
• Срок договора: 2 месяца с момента подписания соглашения.
• Маршрут, по которому груз будет перевозиться, пункты отправления и принятия груза указаны в приложении 1 к настоящему договору.
Цена договора
В этом разделе указывается стоимость временного пользования судном. Выглядит это следующим образом:
• Стоимость аренды судна на заявленное количество рейсов оценивается в ХХХХХХ рублей 00 копеек.
• Оплата производится путем перевода денежных средств на банковский счет Судовладельца в течение трех дней с момента подписания соглашения.
Права и обязанности сторон
Данный раздел закрепляется в тексте документа с целью указания обязательств Контрагентов по настоящему договору. При этом стороны, в соответствии с принципом Свободы договора, который закреплен в Российской Федерации в настоящее время, могут прописать различные формулировки, не противоречащие действующему Законодательству. Основные положения, которые, как правило, прописываются в этом разделе, выглядят следующим образом:
Фрахтовщик вправе:
• Требовать своевременной оплаты предоставляемого им водного транспортного средства.
• Требовать использование судна Фрахтователем в строгом соответствии с целевым назначением.
Фрахтовщик обязуется:
• Предоставить судно в технически исправном состоянии.
• Предоставить водное транспортное средство, которое соответствует заявленным в договоре характеристикам.
Фрахтователь обязуется:
• Использовать судно в строгом соответствии с его целевым назначением.
• Не перевозить груз, который по своей массе превышает массу вместимости судна.
• Сохранять арендуемое судно в надлежащем состоянии.
Заключение
В конце договора указываются реквизиты сторон. После подписания соглашения сделка считается заключенной.
Международный договор морской перевозки
Значение международного морского права определяется ролью Мирового океана, который занимает 71 % поверхности Земли. С каждым годом расширяются возможности человечества по использованию Мирового океана как важнейшей транспортной артерии, источника живых и минеральных ресурсов.
В течение долгого времени правовой основой деятельности государств в морских пространствах были право силы и международные обычаи, затем появились Родосский кодекс, Византийская базилика, Кодекс Ганзы, также имели место притязания феодальных властителей на неограниченный суверенитет над морем как на собственную территорию.
Были приняты конвенции: « О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», « О континентальном шельфе», « О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря».
На сегодняшний день можно выделить три правовых режима, которые регламентируют перевозку, закрепленных различными международными договорами:
1. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанная 25 августа 1924 года в Брюсселе, известная как Гаагские правила.
2. Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, подписанной в Брюсселе 25 августа 1924 года, известный в мире как Правила Висби.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов, принятая в Гамбурге в 1978 году, с вступлением в силу 1 января 1992 года, оформила третий правовой режим в сфере морской перевозки грузов.
Если детально рассмотреть данные акты, то можно сделать вывод о том, что в каждом из них в той или иной степени не полностью решены основные вопросы договорного права – в частности, вопросы ответственности сторон по договору перевозки груза. Стоит отметить, что это напрямую касается ответственности перевозчика.
Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки груза.
Договора морской перевозки грузов подразделяются на международные договора, договора, применяемые в трамповом судоходстве и договора, применяемые в линейном судоходстве.
Трамповое судоходство является видом транспортного обслуживания морских перевозок товаров, массовых грузопотоков.
В настоящее время основным источником правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения.
Помимо международных соглашений в процессе регулирования международных перевозок большая роль принадлежит внутригосударственным актам. В Российской Федерации это Гражданский кодекс, Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Существует несколько видов перевозки: перевозка грузов, пассажиров и багажа, которые осуществляется между двумя государствами в соответствии с условиями, предусмотренными межгосударственными соглашениями.
Перевозка грузов морским транспортом осуществляется на основе договора морской перевозки, который заключается в письменной форме. Различают следующие виды договора морской перевозки: рейсовый чартер, коносамент, букинг-нот, берс-нот, фиксчур-нот, генеральный контракт.
Рейсовый чартер применяется в регулярном и трамповом судоходстве при перевозке массовых грузов судовыми партиями.
Коносамент имеет место быть при доставке генеральных грузов в линейном судоходстве. В отличие от чартера данный вид договора не предусматривает обязанности перевозчика предоставить грузовладельцу определенное грузовое помещение.
Букинг-нот представляет из себя предварительную заявку грузовладельца с целью забронировать на судне место для определенной партии груза.
Берс-нот – это договор на перевозку попутных массовых грузов.
Генеральный контракт представляет из собя долгосрочное соглашение на перевозку регулярными рейсами определенного количества груза данного фрахтователя.
Этот факт является отступлением от принципов «свободы договора», «автономии воли сторон». Система ответственности по различным видам договоров перевозки налагает бремя на перевозчика. Последний в свою очередь несет обязанность по осуществлению безопасной, своевременной перевозки. Он может претендовать на освобождение от ответственности, если докажет, что неисполнение было вызвано одним из предусмотренных законом обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Бремя доказывания подобного рода фактов лежит исключительно на перевозчике.
Особое внимание мы уделим ответственности перевозчика по грузу, за нарушение сроков доставки груза, за нарушение срока доставки и юридической утрате груза.
Данные положения полностью совпадают с нормами Гаагско-Висбийских правил, за исключением правила о возврате фрахта (О возврате фрахта в отношении утраченного (поврежденного) груза или его части ни в Гаагских, ни в Гаагско-Висбийских правилах нет никаких упоминаний). Более того, содержащиеся в пункте 2 статьи 169 КТМ РФ положения о порядке расчета стоимости груза, подлежащей возмещению, полностью повторяют соответствующие положения Гаагско-Висбийских правил (подпункт (b) пункта 5 статьи 4). Возмещению подлежит лишь рыночная стоимость товара на дату и место выгрузки груза в соответствии с договором перевозки.
Необходимо отметить, что Гаагские правила и Гамбургские правила никак не указывают на процедуру определения размера возмещения за повреждение, порчу, полную или частичную утрату груза. Если договор международной морской перевозки груза заключен на основании одного из этих международных соглашений, то размер возмещения по грузу будет определяться по нормам применимого права.
Срок доставки может быть определен соглашением между сторонами. При их отсутствии груз должен быть доставлен в порт назначения в разумный срок, который требуется от перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.
Таких положений в Гаагских и Гаагско-Висбийских правилах не содержится. Если договор международной морской перевозки груза заключен по одной из данных конвенций, а применимым правом будет российское, то ответственность перевозчика за нарушение срока доставки будет исчисляться по правилам пункта 1 статьи 169 КТМ РФ. Перевозчик отвечает суммами, не превышающими размер вознаграждения (фрахта) в соответствии с договором морской перевозки груза.
Таким образом, подводя итог всего вышесказанного, стоит обратить внимание на то, что современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности, морского транспорта, обусловило проведение многими государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их общей внешней и внешнеэкономической политики.
Осуществляемая в Мировом океане деятельность связана с производственными процессами и имеет цель в виде извлечения прибыли. При осуществлении такого рода деятельности между её участниками, а также между ними и иными лицами возникают отношения имущественного характера, регулируемые в большей степени гражданско-правовыми нормами. В этих имущественных отношениях часто участвуют граждане и организации разных государств. В таких случаях регулировать возникающие между ними отношения юридическими нормами одного какого-либо государства оказывается затруднительными, а иногда и невозможны, особенно, если в основе этих отношений лежат факты или события, имевшие место в открытом море. При попытках же применять законодательство отдельных государств часто возникают коллизии законов. Исходя из этого, в рамках международного морского права регулирование имущественных отношений осуществляется с помощью унифицированных гражданско-правовых норм или с помощью коллизионных норм, отсылающих к подлежащему применению национального законодательства.
[1] Международное право: учебник для вузов / Г.М. Мелков и др. М.: РИОР,2012. 720 с.
[2] Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
[3] Международная Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте, принятая в Брюсселе 25 августа 1924 года.
Статья 115 КТМ РФ. Определение и виды договора морской перевозки груза (действующая редакция)
2. Договор морской перевозки груза может быть заключен:
1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер);
2) без такого условия.
3. Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза с отправителем или фрахтователем или от имени которого заключен такой договор.
4. Фрахтователем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи.
5. Отправителем является лицо, которое заключило договор морской перевозки груза, указанный в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, а также любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени.
Комментарий к ст. 115 КТМ РФ
а) лицо, которое выступает как сторона договора морской перевозки груза;
б) любое лицо, которое сдало груз перевозчику от своего имени (в связи с договором морской перевозки груза).
Заключить договор морской перевозки грузоотправитель может от своего имени либо через своего полномочного представителя. Одно и то же лицо может быть грузоотправителем и грузополучателем. Такая ситуация возможна в договорах купли-продажи товара на условии FOB.
— не знало и не могло знать, что в отношении этого документа имеются возражения или притязания со стороны какого-либо лица;
— без злоупотребления правом.
Держатель товарораспорядительного документа считается добросовестным, пока не установлено обратное. Презумпция добросовестности установлена законом (п. 3 ст. 10 ГК РФ). Добросовестность держателя требуется ко времени приобретения документа в свое владение.
Держателем товарораспорядительного документа могут быть грузоотправитель, грузополучатель и любой возможный промежуточный держатель. Держателем может выступать агент любого из этих лиц, действующий от своего собственного имени.
О недобросовестном держателе говорят в тех случаях, когда товарораспорядительный документ приобретен безвозмездно либо когда приобретатель документа знал или по обстоятельствам дела должен был знать о юридических недостатках своих прав на такой документ.
Согласно Конвенции о морской перевозке договор морской перевозки означает любой договор, в соответствии с которым перевозчик за уплату фрахта обязуется перевезти груз морем из одного порта в другой; однако договор, охватывающий перевозку морем, а также перевозку каким-либо иным способом, рассматривается как договор морской перевозки для целей Конвенции лишь в той степени, в какой он относится к перевозке морем.
Объектом обязательства по перевозке грузов являются перевозимые перевозчиками грузы. Если материальным объектом обязательства по перевозке является перевозимый груз, то в качестве юридического объекта здесь выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только перевозку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и выдачей грузополучателю.
Договор перевозки груза является двусторонним. Упомянутый в определении получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует (кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем). Поэтому перевозку груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). Право получателя (т.е. третьего лица) требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя (ст. 224 ГК РФ). В договоре перевозки этот товар предстает в качестве груза, но права и обязанности, связанные с его приемкой, возникают у получателя не из договора перевозки, а в силу соответствующих указаний норм транспортного законодательства при условии признания получателем своего вещного права на доставленный перевозчиком груз с намерением им воспользоваться.
Договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии с п. 2 ст. 789 ГК РФ является публичным (ст. 426 ГК РФ). Поэтому, согласно ГК РФ, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, должен публиковаться. Отсутствие или неполнота таких публикаций не могут влиять на права пользователей транспортных услуг.
Договор перевозки относится к числу сделок, для которых необходима письменная форма их совершения. В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Различают договоры перевозки во внутреннем и международном сообщении. Особенности международных перевозок обусловлены тем, что они, как правило, выполняются с пересечением государственной границы и регулируются положениями международных договоров в области транспорта. Перевозки между портами внутри страны на морском транспорте называются каботажем (ст. 4 КТМ РФ).
Кокин А.С. Международная морская перевозка грузов: право и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007.
С целью обеспечения достоверности и полноты информации о грузах, представляющих наибольшую опасность при морской транспортировке (опасных веществах в упакованном виде, крупногабаритных, тяжеловесных и металлогрузах, лесных грузах), грузоотправитель должен поручить разработку информации о грузе признанной организации. Информация о грузе может использоваться в течение срока действия, устанавливаемого разработчиком в зависимости от характера и динамики изменения транспортных характеристик и свойств груза.
Для получения разрешения на выход судна с грузами, представляющими наибольшую опасность при морской транспортировке (опасными веществами в упакованном виде, крупногабаритными, тяжеловесными и металлогрузами, лесными грузами), капитан судна представляет капитану порта информацию о грузе и документ о его безопасной укладке и креплении, выданные признанной организацией.
Груз, предъявляемый к перевозке, должен быть подготовлен с учетом требований стандартов на груз, а также соответствовать требованиям условий морской транспортировки и стандартов в части: исправности тары и упаковки; наличия и исправности пломб, замков, контрольных лент; отсутствия течи жидких грузов в таре; соответствия тары нормативным документам; наличия на таре ясно видимой маркировки, в том числе предупредительных надписей; отсутствия подмочки грузов, боящихся таковой; отсутствия запахов или других признаков, свидетельствующих о порче груза.
При подготовке генерального груза к перевозке необходимо учитывать:
а) возможность его смещения под воздействием качки;
б) опасность, связанную с возможностью его возгорания, взрыва и неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду (токсичность, радиационное излучение);
в) возможность потери качества или порчи от воздействия влаги, пыли, загрязнений, тепла, коррозии, испарений и различных видов бактерий;
г) выделение влаги, пыли, тепла и различных запахов;
д) необходимость обеспечения определенных температурных, влажностных и вентиляционных режимов перевозки.
По признакам совместимости генеральные грузы делятся на три категории:
а) обладающие агрессивными свойствами;
б) подверженные воздействию агрессивных факторов;
Тара грузовых мест массой брутто 1 тонна и более должна иметь приспособления (обуха, рымы, гаки, стропы и т.п.) для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и крепления грузов на судне. Прочность указанных приспособлений должна соответствовать массе грузового места и нагрузкам, возникающим при морской транспортировке. Подъемные приспособления не должны выступать за наружные поверхности тары.
При обнаружении недостатков, связанных с опасностью утраты, порчи или повреждения груза и/или нанесения ущерба судну, грузоотправитель должен привести тару в соответствие с требованиями действующих нормативных документов.
По механической модели смещения все виды смещающихся грузов классифицируются следующим образом:
а) абсолютно твердое тело (контейнеры, ролл-трейлеры, крупногабаритные и другие так называемые грузовые места);
б) сплошная связно-сыпучая среда (навалочные и зерно);
в) дискретная структура (пакеты, металлопрокат, чугун в чушках, металлолом и др.).
Грузы, а именно: подвижная техника (автомобили, ролл-трейлеры и т.д.), железнодорожные вагоны, контейнеры, платформы, поддоны, съемные цистерны, близкие к состоянию абсолютно твердого тела, находятся на судне под действием сил, не зависящих от свойств самого груза.
В зависимости от используемой системы крепления такие грузы подразделяются на:
Грузы, состоящие из отдельных более или менее крупных и однородных частиц (зерновые и навалочные), образуют сплошную связно-сыпучую среду с постоянными или закономерно и непрерывно изменяющимися физическими и механическими свойствами. Условия смещения в такой среде зависят от прочностных свойств груза, определяемых по специальным методикам.
Нестандартизированные грузы разделяются на две группы:
б) структурообразующие грузы.
Груз на судне должен быть размещен исходя из следующих условий:
а) рационального использования грузовместимости помещений и грузоподъемности судна;
б) совместимости и сохранности груза в процессе перевозки;
в) сохранения местной и общей прочности судна;
г) обеспечения необходимой посадки и остойчивости в течение всего рейса;
д) обеспечения обзора поверхности моря с места управления судном;
е) обеспечения несмещаемости груза под воздействием качки;
ж) возможности использования береговых перегрузочных средств и беспрепятственной выгрузки и погрузки в промежуточных портах захода.
Запрещается совместная перевозка в одном грузовом помещении грузов:
а) пачкающих, пылящих и боящихся загрязнений;
б) выделяющих влагу, например, в процессе испарений, и боящихся подмочки или сырости;
в) издающих запахи и воспринимающих их;
г) выделяющих ядовитые газы и пищевых продуктов;
д) носителей карантинных объектов и подверженных их воздействию;
е) требующих в процессе перевозки различных тепло- и влаговентиляционных режимов.
Соблюдение местной прочности, задаваемой в судовой документации в виде допустимой удельной нагрузки на перекрытие, может определяться:
а) максимальной допустимой высотой штабеля груза по формуле:
Рекомендации по составлению договора на грузоперевозки морским транспортом
Морские грузоперевозки стремительно набирают популярность. Это востребованный вид транспортировки самых различных товаров. В основном, используется в международной торговле. Услуга по транспортировке груза морем пользуется заслуженной популярностью. Но важно также учитывать, что такой вид услуги сопряжён с определёнными рисками и потенциальными проблемами. Потому требуется грамотно и в соответствии с актуальными требованиями составлять договора морских перевозок. Соглашения заключаются между заказчиков и транспортной компанией, которая берёт на себя обязательства по доставке товара грузовладельца. У подобных договоров есть множество особенностей и нюансов. Потому следует изучить основные моменты, а также юридические аспекты контрактов на морские грузоперевозки.
Принципы составления договора перевозки груза морским транспортом.
Участвующие стороны
Договором о морской перевозке называется документ, который предусматривает условия транспортировки, а также права и обязанности сторон, принимающих участие в соглашении. При этом он является обязательным элементом в вопросе доставке товара морскими путями. Если этого не сделать, возникнет множество проблем и сложностей, справиться с которыми самостоятельно крайне проблематично. В основном, сложности связаны с прохождением государственного контроля. Такие услуги предоставляются на основании различных видов договоров морских перевозок грузов. Но отсутствие контракта станет причиной наложения внушительных штрафных санкций. Контролирующие органы внимательно подходят к изучению сопроводительной документации на морской груз, поскольку в последнее время участились факты мошенничества. Исходя из понятия договора о морской перевозке груза, в соглашении принимает участие 2 стороны:
Важно заметить, что любая разновидность морских перевозок, для которых предусмотрены соответствующие виды договоров, должна осуществляться только при наличии у транспортной компании юридического статуса. При этом компания не обязательно должна быть резидентом РФ. В роли заказчиков обычно выступают:
В большинстве случаев при составлении соглашения между сторонами применяется стандартная форма договора на грузоперевозки морским транспортом. Стороны подтверждают согласие на оговоренные в контакте пункты своими подписями, дополненными расшифровками. В некоторых ситуациях обязательным требованием является наличие на документе печати организации с юридическим статусом. В зависимости от формы перевозки груза морем (линейной или трамповой), договор составляется без условия предоставления морского суда или его части либо с таким условием.
В первом случае речь идёт о линейной перевозке, а во втором о трамповой. Если договор подписывается на условиях предоставления всего транспортного средства либо его части, тогда такой контракт называют договором фрахтования. В линейном судоходстве подавляющее большинство грузоперевозок осуществляется с использованием коносамента. Он имеет важное значение в вопросах взаимоотношений владельца судна и получателя перевозимого груза. По факту это единственный документ, регулирующий отношения между сторонами. У коносамента есть три функции:
Существует несколько разновидностей такого договора (коносамента). А именно:
Профессиональные транспортные компании прекрасно разбираются в таких вопросах. Потому грузоотправителю стоит обратиться за помощью к ним, чтобы специалисты могли проконсультировать и подсказать наиболее оптимальный вариант по реализации морской грузоперевозки.
Условия договора
Следует отдельно разобраться в условиях договора о морской перевозке груза. Это считается важнейшим пунктом договора между сторонами. Потому грузоотправитель обязан тщательно изучать этот вопрос. В условиях соглашения обычно прописывается информация о:
Если стороны подписывают договор, они автоматически подтверждают своё согласие на все приведённые в документе условия. При этом нельзя вносить какие-либо изменения и корректировки в одностороннем порядке уже после подписания. В таких ситуациях требуется согласование со второй стороной. По мере необходимости контракт переписывается на обновлённых условиях. Но это возможно только при согласии всех сторон, подписывающих контракт на морскую грузоперевозку.
Права и обязанности
Каждая из сторон, которая принимает участие в подписании договора на грузоперевозку морским транспортом, обладает определёнными правами и имеет свои обязанности. Без наличия согласованной ответственности передавать в руки перевозчика товар не следует. Чтобы эффективно и безопасности перевезти товар, по договору морской перевозки груза нужно согласовать все важные моменты. Прописанные обязанности и права регламентируют, что именно должна строго выполнять каждая из сторон, а также какими законными правами они обладают. Со стороны перевозчика требуется:
Что же касается стороны грузоотправителя, то и у него есть свои важные обязанности. Отправители товаров, которые перевозят продукцию морским транспортом, должны определить оптимальный и безопасный порт, где возможно выполнить погрузочные работы для загрузки перевозимого товара. То есть порт подбирается таким образом, чтобы выбранное судно могло без проблем к нему добраться и провести все погрузочные, разгрузочные и прочие подготовительные мероприятия.
Составляя договор морской перевозки грузов, следует учитывать, какую роль в доставке играет грузоотправитель и перевозчик. Все договорённости следует прописать в контракте. Устные соглашения не имеют юридической силы. А потому при предъявлении претензий в связи с невыполнением устных договорённостей ни на какую компенсацию стороны рассчитывать не смогут.
Несение ответственности
Права и обязанности перевозчика и отправителя товара по договору морской перевозки груза накладывают соответствующую ответственность. Большую роль юристы, практикующие вопросы разрешения конфликтов при морских грузоперевозках, уделяют ответственности сторон. Опираясь на прописанные в контракте условия, отправитель и перевозчик обязаны прикладывать максимальные усилия для соблюдения предусмотренных моментов. В противном случае им придётся нести ответственность, выплачивать компенсации и пр. Перевозчики не будут нести ответственность в случае порчи, повреждения, частичной или полной утраты груза, если это возникает в результате:
При этом сам грузоотправитель будет нести ответственности и обязан компенсировать все убытки грузоперевозчика, если не были доказаны факты его виды в случившемся.
Ответственность грузоперевозчиков в таких видах транспортировки груза очень разнообразная и имеет ряд нюансов. Чаще всего это касается таких моментов:
В обязанности грузоперевозчиков могут входить также другие обязанности и моменты ответственности. Ярким тому примером является то, что в договоре зачастую предусмотрен пункт, согласно которому грузоперевозчик принимает на себя обязательства по хранению и обслуживанию перевозимого товара после отгрузки и до принятия груза уполномоченным лицом.
Важно понимать, что в раздел договора, предусматривающий ответственность, права и обязанности сторон может входить очень широкий список пунктов. Каждый из них следует внимательно изучать и обсуждать. Причём приступить к изучению договора рекомендуется заранее, чтобы до момента подписания оставалось некоторое время.
Транспортные компании часто предлагают использовать типовой договор. К таким вариантам следует относиться внимательно и изучать возможность внесения корректировок. Не все перевозчики готовы пойти на такой шаг. Это должно подтолкнуть на мысль о том, что в готовом типовом контракте прописаны не самые выгодные для грузоотправителя условия. Рынок морских грузоперевозок достаточно обширный, потому всегда есть возможность поискать другую транспортную компанию, готовую к конструктивному диалогу в отношении контракте на доставку товара.
Нюансы оформления договора
Перед заказом морской перевозки грузов каждый грузоотправитель имеет право изучить шаблоны и пример договора на оказание транспортных услуг. Бланк и образец могут предоставить сами компании, в услугах которых заинтересован клиент. Большинство организаций, занимающихся грузоперевозками морем, пользуются собственными бланками. Другие же могут воспользоваться свободной формой договоров морской перевозки грузов. При этом каждый контракт имеет определённые правила и законные требования по оформлению документа. На это во многом влияют и сами виды грузоперевозок, с помощью которых будет осуществляться доставка товара из пункта отгрузки к месту назначения.
Для начала следует запомнить, что ни один из пунктов договора между сторонами не может нарушать действующее законодательство РФ, а также тех стран, куда направляется груз морским видом транспорта. Если же нарушение будет выявлено, тогда соглашение признают частично или полностью недействительным. Надёжные транспортные компании, обладающие хорошей репутацией на рынке услуг по перевозке грузов морем, сами обычно предлагают клиентам образцы контрактов для ознакомления. При этом следует обязательно воспользоваться такой возможностью. Так заказчик изучает все нюансы и особенности контракта, акцентирует внимание на особо важных пунктах, а также рассматривает возможность внесения некоторых изменений, которые важны для конкретной ситуации.
Договор на морские грузоперевозки включает в себя несколько основных разделов:
Помимо всего прочего, при составлении договора на перевозку груза морским транспортом необходимо акцентировать внимание на реквизитах, предъявляемых сторонами. Стандартно список реквизитов состоит из:
Одновременно с этим важно запомнить главное: в законодательстве не существует стандартной, общепринятой и унифицированной формы для составления подобных контрактов. Некоторые считают это положительным моментом. Другие называют недостатком, поскольку из-за отсутствия чёткой формулировки возникают определённые сложности при составлении контракта между сторонами. Ведь всё равно заказчик и исполнитель обязаны строго следовать законодательным нормам. Также многих интересует, допускается ли изменение условий подписанного договора уже после его официального заключения.
Подобный сценарий следует предусмотреть заранее. Морские перевозки сопряжены с определёнными рисками и потенциальными проблемами, из-за которых стороны порой вынуждены изменить условия контракта. Потому в теории и на практике корректировка соглашения возможна. Но чтобы внести какие-либо изменения в действующий контракт, требуется выполнить два основных условия:
Если эти условия соблюдаются, тогда стороны обязаны составить дополнительное соглашение, которое станет частью основного контракта на выполнение грузоперевозок морским транспортом. Причём в дополнении рекомендуется максимально детально описать все изменения, которые вносятся в двухстороннее соглашение.
Международный формат документа
Практика наглядно показывает, что использование морского транспорта для грузовых перевозок часто осуществляется не внутри одной страны, а между разными государствами. Для таких транспортных услуг также требуется обязательное наличие соответствующего контракта на доставку груза. У подобной процедуры по оформлению договора международного образца есть свои нюансы. А именно:
То есть основой договора международных морских перевозок груза являются нормативные документы, на основании которых все транспортные компании, выполняющие доставку грузов и товаров в другие страны, осуществляют свою профессиональную деятельность. Контракт имеет огромное значение, поскольку регулирует взаимоотношения между сторонами, распределяет права и обязанности, а также контролирует вопросы несения ответственности в тех или иных ситуациях.