договор может быть признан судом недействительным 223 фз

ВС РФ: заключение договора в нарушение требований Закона № 223-ФЗ не является основанием для признания сделки ничтожной

договор может быть признан судом недействительным 223 фз. договор может быть признан судом недействительным 223 фз фото. картинка договор может быть признан судом недействительным 223 фз. смотреть фото договор может быть признан судом недействительным 223 фз. смотреть картинку договор может быть признан судом недействительным 223 фз.
AllaSerebrina / Depositphotos.com

ИП обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с заказчика задолженности за выполненные работы. Последний также обратился с иском о признании договора ничтожной сделкой, указывая на его заключение с нарушением действующего законодательства.

Суды трех инстанций не нашли оснований для удовлетворения требований предпринимателя, поскольку руководствуясь практикой судов, сложившейся в связи с применением положений Законаот 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Судьи посчитали, что подрядные работы выполнялись в отсутствие обязательства, так как договор был заключен в нарушение положения о закупках заказчика, без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 223-ФЗ. Кроме этого, закупка не была отражена в плане закупок, а сам договор не был включен в реестр договоров (

Между тем указанные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения иска учреждения о признании заключенного договора ничтожной сделкой.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Однако судьи ВС РФ не согласились с позицией нижестоящих судов. В частности, они указали на несовпадение целей правового регулирования законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. При этом они отметили, что указанные различия целей действия законов и принципов осуществления закупок определяют в том числе правовые последствия несоблюдения субъектами закупок их требований.

Также ВС РФ подчеркнул, что положения Закона № 223-ФЗ возлагают именно на заказчика обязанности по соблюдению правил закупочной деятельности, при этом суды неправомерно возложили последствия нарушения процедуры заключения договора на предпринимателя, лишив его права на получение платы за выполненные работы. Оспаривание заказчиком, допустившим собственные неправомерные действия при заключении договора в нарушение правил Закона № 223-ФЗ, не является основанием для признания договора ничтожной сделкой и не влечет отказ в иске подрядчика о взыскании задолженности за выполненные работы, сделал вывод суд.

С учетом приведенных позиций, дело было направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд.

Источник

Арбитражный суд Уральского округа

О суде

Новости

12.11.2021

12 ноября 2021 года подведены итоги Правовой олимпиады среди государственных гражданских служащих арбитражных судов Уральского судебного округа

10.11.2021

Арбитражный суд Уральского округа напоминает, что с учетом сложившейся эпидемиологической обстановки, обусловленной распространением новой коронавирусной инфекции, определен следующий режим работы суда

10.11.2021

Уважаемые лица, участвующие в деле, представители.

При введении в субъектах Российской Федерации дополнительных нерабочих дней напоминаем о возможности направления в суд ходатайства о рассмотрении дела в вашем отсутствии или ходатайства о возражении рассмотрения дела в вашем отсутствии, а также о рассмотрении дела в режиме онлайн.

Правовые подходы по рассмотрению споров, связанных с применением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для обеспечения государственных, муниципальных нужд

Правовые подходы по рассмотрению споров, связанных

с применением законодательства о закупках товаров, работ,

услуг отдельными видами юридических лиц, а также

для обеспечения государственных, муниципальных нужд

Утверждены на заседании президиума Арбитражного суда

Уральского округа 12.08.2016

1. Какова правовая природа денежных средств, внесенных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта, заключенного в соответствии с процедурами, предусмотренными положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[1] (Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[2])? Какова судьба денежных средств в ситуации прекращения договорных отношений по различным основаниям?

Исходя из смысла ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ, на контракты, заключенные с 01.06.2015, распространяются общие положения ст. 381.1 Гражданского кодекса Российской Федерации[3]. Суть правовой конструкции внесения исполнителем денежных средств на указанный заказчиком счет состоит в том, что между сторонами возникает обеспечительное обязательство, в соответствии с условиями которого в случае нарушения основного обязательства обеспечительный должник (исполнитель) утрачивает право требовать от кредитора (заказчика) возврата переданных ему денежных сумм в полном объеме либо в соответствующей части, а последний приобретает право зачитывать их в счет удовлетворения требований по обеспеченному обязательству. Целью внесения данных денежных средств является покрытие реального ущерба заказчика, который может возникнуть в будущем.

На основании ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, поэтому при решении вопроса об условиях, порядке и сроках возврата суммы обеспечения судам следует исходить из условий контракта.

2. Должен ли участник запроса котировок предоставить в составе заявки документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ?

По смыслу п. 1 ч. 1, ч. 3 и 4 ст. 73 Закона № 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности либо необходимы допуск к определенному виду работ или членство в саморегулируемой организации, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, но при этом не вправе требовать от участника запроса котировок предоставления соответствующих разрешительных документов.

Вместе с тем заказчик вправе требовать от участника запроса котировок предоставления информации относительно наличия у участника запроса котировок разрешительных документов с целью проверки участника запроса котировок на соответствие установленным требованиям и недопущения заключения контракта с участником запроса котировок, который не соответствует установленным требованиям. Предоставление названной информации может быть обеспечено, например, установлением требования об указании в котировочной заявке участника даты и номера лицензии, органа, выдавшего лицензию, наименования саморегулируемой организации, членом которой является участник запроса котировок, и иных реквизитов разрешительных документов.

3. Подлежит ли применению правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 № 5467/14, в случае, если исполнитель государственного (муниципального) контракта привлекает для исполнения своих обязательств перед заказчиком третьих лиц и заключает с ними договоры, основанием для которых является соответствующий контракт?

Установление договором, заключенным во исполнение государственного (муниципального) контракта, порядка исчисления неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства исходя из общей суммы договора законодательству не противоречит и само по себе не может служить основанием для признания данного условия договора недействительным по ст. 168 ГК РФ.

4. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии государственного или муниципального контракта не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.

Вышеуказанная позиция высказана применительно к нормам Закона № 44-ФЗ, возможно ли ее применение к правоотношениям, регулируемым Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[7]?

Заключение договора, стороной которого является субъект, указанный в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, а также положением о закупке, утвержденным данным субъектом.

С учетом единых целей и задач Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, заключающихся в обеспечении единства экономического пространства, эффективном использовании денежных средств, расширении возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулировании такого участия, развитии добросовестной конкуренции, обеспечении гласности и прозрачности закупки, предотвращении коррупции и других злоупотреблений, по общему правилу поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие заключенного в указанном порядке договора не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления (ст. 10, подп. 4 ст. 1109 ГК РФ).

5. Может ли договор, заключенный с нарушением соответствующего положения о закупках (ст. 2 Закона № 223-ФЗ), быть признан недействительным по иску заинтересованного лица?

В силу ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. По смыслу ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является локальным нормативным правовым актом, регламентирующим правила закупки.

В случае заключения контракта с нарушением положения о закупке необходимо исходить из характера допущенных нарушений.

Так, при нарушении правил, зафиксированных в положении о закупке, касающихся порядка проведения закупки (процедуры, способов, методов оценки), необходимо руководствоваться ст. 449 ГК РФ и рекомендациями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в Обзоре практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101), и исходить из того, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

В том случае, если в нарушение положения о закупке контракт заключен без проведения конкурентных процедур (открытого конкурса, аукциона или иного способа, предусмотренного положением о закупке), принимая во внимание цели законодательного регулирования Закона № 223-ФЗ, а именно: обеспечение единства экономического пространства, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ст. 1), а также принципы и основные положения закупки (ст. 3), суд может признать указанную сделку недействительной (ничтожной), как совершенную с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и при этом посягающую на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 2 ст. 168 ГК РФ), либо, при наличии к тому достаточных оснований, квалифицировать ее как сделку, совершенную в обход Закона № 223-ФЗ (ст. 10 ГК РФ).

6. Какие величины подлежат применению при исчислении коэффициента «К», предусмотренного п. 8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063[8]?

При исчислении коэффициента «К», предусмотренного п. 8 Правил № 1063, должны применяться сопоставимые величины.

Соответственно, при установлении в контракте срока исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств в рабочих днях для целей исчисления коэффициента «К» должно быть определено количество просроченных рабочих дней.

7. Какая неустойка за просрочку исполнения заказчиком обязательств по контракту на поставку энергоресурсов подлежит применению: предусмотренная ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ либо установленная специальным законодательством об обеспечении соответствующим ресурсом?

По общему правилу, закрепленному в ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, неустойка за просрочку исполнения заказчиком обязательств, принятых по контракту, устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

С учетом ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, а также договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 8, 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) размер ответственности заказчика за просрочку исполнения обязательств устанавливается исходя из требований специального законодательства об обеспечении соответствующими ресурсами (например, ч. 6.2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 9.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

8. Распространяет ли свое действие Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)»[9] на контракты, исполненные в 2015 году, но заключенные на основании Закона № 94-ФЗ [10] ?

Постановление Правительства РФ № 196 подлежит применению к контрактам, по которым исполнение обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) завершено в полном объеме в 2015 году. При этом дата заключения данных контрактов (до введения в действие Закона № 44-ФЗ либо после) не имеет правового значения.

9. Является ли обязанностью заказчика списание начисленной поставщику (подрядчику, исполнителю) неустойки, предусмотренной государственным (муниципальным) контрактом, в случае наличия оснований для списания?

К незавершенным обязательствам по контрактам меры, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 196, не применяются.

Списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подп. «а» и «б» п. 3 Постановления Правительства РФ № 196 до обращения в суд за урегулированием спора производится в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в частности определенном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 № 98н «О порядке осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

При рассмотрении конкретного спора с учетом дискреционных полномочий суда должен решаться вопрос о списании неустойки (соответственно, об отказе в удовлетворении иска заказчика в данной части) при установлении оснований для списания, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 196.

С учетом того, что положения Постановления Правительства РФ № 196 применяются к контрактам, обязательства по которым со стороны исполнителя (поставщика, подрядчика) завершены в полном объеме в 2015 году, к контрактам, расторгнутым в какой-либо части, в том числе по соглашению сторон, не применяются правила, предусмотренные данным нормативным актом.

10. Какую форму защиты следует выбрать исполнителю, если при наличии оснований для списания неустойки, представлении всех необходимых документов заказчик не принимает решения о списании: оспаривание бездействия заказчика либо заявление возражения на иск о взыскании неустойки с исполнителя без предварительного оспаривания бездействия заказчика?

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ, иными законами и определяются лицом, обращающимся в суд, самостоятельно по своему выбору.

В случае, когда имеются основания для списания неустойки, но заказчик тем не менее не принимает решение о таком списании, подрядчик (исполнитель, поставщик) вправе заявить соответствующие возражения при предъявлении к нему иска о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств по контракту. Такие возражения подлежат рассмотрению судом, и при наличии оснований для списания неустойки предъявленный заказчиком размер пени подлежит уменьшению на соответствующую сумму.

При этом предварительного оспаривания бездействия заказчика не требуется.

11. Подлежит ли удовлетворению иск контрагента государственного (муниципального) заказчика о взыскании в качестве неосновательного обогащения суммы неустойки, которая подлежала списанию, но была удержана государственным заказчиком из последнего платежа по контракту?

При рассмотрении дел о взыскании в качестве неосновательного обогащения суммы неустойки, подлежавшей списанию на основании ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, но удержанной из последнего платежа по контракту, возможно применение по аналогии правового подхода, сформулированного в п. 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»[12].

В случае удержания заказчиком суммы пени из последнего платежа по контракту подрядчик (исполнитель, поставщик) вправе ставить вопрос о ее списании путем предъявления к заказчику самостоятельных требований о возврате неосновательно сбереженного в порядке ст. 1102 ГК РФ.

12. Является ли наличие оснований для списания неустойки самостоятельным основанием для отказа в предъявленном заказчиком иске о взыскании неустойки в ситуации, когда данное обстоятельство достоверно установлено судом, но стороны спора на данное обстоятельство не ссылаются?

Если при рассмотрении иска заказчика о взыскании неустойки суд, исходя из размера требования, установит наличие оснований для списания предъявленной к взысканию суммы в соответствии с ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, то, по общему правилу, с учетом положений ст. 415 ГК РФ данный вопрос подлежит вынесению на обсуждение сторон (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

При этом, поскольку обязанность заказчика осуществить списание начисленных сумм неустоек предусмотрена законом, суд и в отсутствие выраженного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) мнения по вопросу о взыскании/списании неустойки может отказать в удовлетворении заявленного иска.

13. Возможно ли проведение совместных конкурсов и аукционов в случае, если различным заказчикам требуется поставка товара одного наименования, но с различными характеристиками?

Для целей проведения на основании ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ совместного конкурса или аукциона под одними и теми же товарами понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться (ч. 13, 17, 20 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, п. 3.5.1 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

При этом действия заказчиков по проведению совместных конкурсов и аукционов и формированию соответствующих лотов не должны приводить к ограничению количества участников закупок (ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[13]).

14. Требуются ли соблюдение процедуры торгов и заключение государственного (муниципального) контракта в случае осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности путем передачи имущества на праве хозяйственного ведения (праве оперативного управления) в уставный фонд государственного[14] (муниципального[15]) унитарного предприятия или учреждения?

При увеличении уставного фонда ГУП и МУП, передаче имущества предприятию или учреждению на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не имеется целей обеспечения равных конкурентных возможностей на рынке товаров, работ и услуг, в связи с чем увеличение уставных фондов и основных средств производится без применения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При выполнении указанных распорядительных действий собственники руководствуются ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Субсидии, которые не подпадают под проведение конкурсных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, а также бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности предоставляются в порядке, установленном ст. 78.2 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

15. В каких случаях государственные и муниципальные унитарные предприятия должны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, а не в соответствии с Законом № 223-ФЗ?

Исходя из положений ст. 3 Закона № 44-ФЗ, ст. 113 ГК РФ, унитарное предприятие не является ни государственным органом, ни органом местного самоуправления, ни казенным учреждением, ни иным получателем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, по общему правилу унитарное предприятие не является субъектом, на который распространяется действие Закона № 44-ФЗ.

Исключения предусмотрены для случаев предоставления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ). В частности, при предоставлении субсидий и инвестиций в порядке, установленном ст. 78.2 и 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств на ГУП и МУП распространяются положения Закона № 44-ФЗ.

16. Является ли неразмещение (ненадлежащее размещение, в том числе размещение с нарушением срока) заказчиком в информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном ч. 12 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, нарушением процедуры расторжения государственного контракта и, соответственно, основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков при условии направления данного решения об отказе одним из способов, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (по почте заказным письмом с уведомлением, по электронной почте, по факсу и т.д.), и фактического получения данного решения поставщиком?

Могут ли данные действия признаваться нарушением процедуры расторжения контракта и, соответственно, основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в случае, если заказчиком соблюдены требования по направлению решения в адрес поставщика, но последним решение не получено (в связи с истечением срока хранения, отсутствием по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц[16])?

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является юридически значимым сообщением (ст. 165.1 ГК РФ).

Частью 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрены способы доведения до сведения поставщика (подрядчика, исполнителя) упомянутого решения и порядок определения даты его надлежащего извещения о принятом заказчиком решении.

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не устранил в названный срок нарушения условий контракта и заказчик располагает достоверной информацией о получении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, вышеназванное решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При условии фактического получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения заказчика об одностороннем расторжении контракта неразмещение (ненадлежащее размещение, в том числе размещение с нарушение срока) заказчиком в информационной системе вышеуказанного решения либо ненаправление поставщику (подрядчику, исполнителю) данного решения заказным письмом или телеграммой, факсимильной связью, по электронной почте либо с использованием иных средств связи и доставки не может свидетельствовать о нарушении процедуры расторжения контракта, позволяющем отказать во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков.

В случае неполучения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта при соблюдении заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение считается полученным юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51, п. 3 ст. 54 ГК РФ).

17. Какое процессуальное решение может быть принято антимонопольным органом (о возвращении жалобы или о прекращении рассмотрения жалобы) по жалобе на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если по результатам торгов уже заключен договор, а жалоба поступила по истечении установленного срока?

В соответствии с ч. 9, 21 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ нарушение срока подачи жалобы не является основанием для возвращения жалобы или для прекращения рассмотрения жалобы.

18. Является ли подписание главным бухгалтером организации акта сверки совершением действий, свидетельствующих о признании долга данной организацией, что прерывает течение срока исковой давности?

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Главный бухгалтер, являясь работником организации, не относится к числу ее органов и по общему правилу не вправе действовать от ее имени без доверенности.

При этом согласно абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ полномочие на совершение действий, свидетельствующих о признании долга, может явствовать из обстановки, в которой действует работник организации.

С учетом изложенного решение вопроса о наличии оснований для перерыва течения срока исковой давности по требованию к организации в связи с подписанием главным бухгалтером акта сверки зависит от конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Для решения данного вопроса арбитражным судам рекомендуется выносить на обсуждение сторон вопрос об обстоятельствах подписания соответствующего акта сверки, а также о сложившейся между сторонами практике обмена документами и подписания актов сверок (ст. 65, 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *