договор на брендирование продукции
Договор на брендирование продукции
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация заключила договор на услуги брендинга, которые включают в себя работы на разработку логотипа стоимостью 20 000 рублей и макетов базовых носителей фирменного стиля (визитки, бланк, наклейки) стоимостью 23 000 руб. В момент подписания акта сдачи-приемки работ организация становится правообладателем исключительных прав на результаты работ. Срок действия прав равняется сроку, установленному законодательством.
Каков порядок отражения данных операций в бухгалтерском и налоговом учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае создаваемые по договору логотип и комплект макетов базовых носителей фирменного стиля могут быть учтены в целях бухгалтерского и налогового учета в составе нематериальных активов (НМА).
При этом в налоговом учете НМА могут быть единовременно учтены в составе материальных затрат.
Обоснование вывода:
В настоящее время действующее законодательство не содержит определения бренда (постановление ФАС Московского округа от 18.08.2009 N КА-А40/6957-09).
В то же время, например, Википедия определяет «бренд» как термин в маркетинге, символизирующий комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. При этом бренд является абстрактным названием. Физическими составляющими (носителями) бренда является весь комплекс элементов фирменного стиля: название бренда (слово, словосочетание), логотип (товарный знак) с принципами его построения, палитра фирменных цветов, поддерживающая фирменный стиль, оригинальная графика, набор фраз, звуки, торговая марка и прочее (https://ru.wikipedia.org/wiki//Бренд).
При этом в отношении договора на разработку, например, «брендбука» судьи применили положения ГК РФ, регулирующие договоры подряда, согласно которым для заказчика важным является не любой результат сделанной подрядчиком работы, а только тот, в котором заинтересован заказчик. Так, в п. 1 ст. 702 ГК РФ указывается, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В п. 1 ст. 721 ГК РФ указывается, что если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода. Полагаем, что все вышесказанное применимо и для Брендинга.
В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, включая, в частности, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также другие произведения (перечень открытый).
Согласно постановлению Суда по интеллектуальным правам от 18.05.2016 N С01-322/2016 по делу N А40-175745/2014 произведения дизайна относятся к объектам авторских прав, а значит, в отношении них использование допускается только правообладателем либо лицом, которому правообладатель предоставил право использования данного произведения соответствующим способом.
В определении ВС РФ от 02.11.2015 N 305-ЭС15-14208, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 N 17АП-4459/18 (дело о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака и элементов дизайна), постановлении АС Волго-Вятского округа от 12.02.2015 N Ф01-6095/14 по делу N А17-1023/2014 при рассмотрении споров о правах на использование произведений дизайна судьи также руководствуются нормами ГК РФ об авторских правах.
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ)..
На основании п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (РИД), созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. При этом, исходя из п. 1 ст. 1296 ГК РФ, исключительное право на произведение, созданное по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
В случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на РИД или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). Для произведений государственная регистрации исключительного права в ГК РФ не предусмотрена. Поэтому основанием для возникновения у заказчика исключительных прав на объект интеллектуальной собственности может быть договор об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ). Каких-либо дополнительных документов для подтверждения передачи исключительных прав заказчику не требуется.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации разработанные по заказу логотип и макеты базовых носителей фирменного стиля являются результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) и который относится к объекту авторских прав (пп. 1 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Договором предусмотрено отчуждение исключительных прав заказчику. То есть в данном случае речь идет о смешанном договоре, который содержит существенные условия, установленные для договора подряда (ст. 729 ГК РФ) и для договора об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ).
Бухгалтерский учет
Налог на прибыль
В налоговом учете объектами НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации более 12 месяцев (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Открытый перечень объектов, признаваемых НМА, приведен в п. 3 ст. 257 НК РФ, среди которых поименованы, в частности, исключительное право на аудиовизуальные произведения (пп. 7 абзаца 3 п. 3 ст. 257 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются в том числе результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Смотрите также письма Минфина России от 15.06.2018 N 03-03-06/1/40989, от 11.04.2018 N 03-03-06/1/23908, от 21.06.2017 N 03-03-06/1/38829.
В данной ситуации стоимость НМА составляет менее 100 000 рублей. Следовательно, учитывая позицию финансового и налогового ведомств, затраты на создание логотипа и комплекта макетов базовых носителей фирменного стиля могут быть учтены в составе материальных расходов единовременно по мере ввода его в эксплуатацию (смотрите также письмо Минфина России от 09.09.2011 N 03-03-10/86).
При этом обратите внимание, что в силу пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ налогоплательщик вправе признавать стоимость малоценного имущества в составе материальных расходов в течение более одного отчетного периода с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей, если установит данный порядок в учетной политике для целей налогообложения.
То есть организация может сблизить бухгалтерский и налоговый учет активов, учтенных в составе оборотных активов, при условии, что в учетной политике в целях налогового учета будет предусмотрен порядок учета таких активов, аналогичный порядку учета в бухгалтерском учете.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что организация вправе предусмотреть в учетной политике в целях налогового учета порядок признания НМА стоимостью менее 100 000 рублей с учетом срока его использования, принимая во внимание, что такой актив в бухгалтерском учете организации учитывается в составе НМА и списывается в расходы через амортизацию и у организации возникают временные разницы.
В ином случае необходимо будет отразить эти разницы в бухгалтерском учете (ПБУ 18/02).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения НМА за плату;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения НМА за плату;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления нематериальных активов в организацию;
— Энциклопедия решений. Учет амортизации НМА линейным способом;
— Энциклопедия решений. Линейный способ начисления амортизации НМА в бухгалтерском учете.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Продажа продукции разных поставщиков под своим брендом
Как правильно с юридической точки зрения вести торговую деятельность, когда под одной торговой маркой продаются товары разных производителей? На товар нужны декларации о соответствии. Могу ли я использовать декларации производителей, ведь они оформлены на другое юридическое лицо? Могу ли я продавать товары, произведенные другим производителем, под своим брендом, какие документы для этого нужны?
Для ведения предпринимательской деятельности регистрировать товарный знак (знак обслуживания) не обязательно. Однако такая регистрация обезопасит предпринимателя от рисков, связанных с неправомерным использованием чужих брендов.
Организации, решившей открыть офлайн- или онлайн-магазин, при выборе классов, в отношении которых будет зарегистрирован товарный знак, из Международного классификатора товаров и услуг (МКТУ) следует остановиться на 35 классе. В рамках этого класса можно заниматься реализацией товаров, которые произведены не продавцом, а другими производителями, так как товарный знак, зарегистрированный в 35 классе МКТУ, индивидуализирует услуги, в том числе по продаже и продвижению товаров на рынке, а не сами товары. Продавец сможет размещать свой товарный знак на вывеске, рекламных плакатах, фирменной одежде сотрудников, ценниках и т.д.
Если же продавец по соглашению с производителями наносит свой товарный знак непосредственно на продукцию, то в данном случае товарный знак будет индивидуализировать сам товар, а не услуги по продаже. Поэтому товарный знак продавца должен быть зарегистрирован в соответствующих «производственных» классах МКТУ. Например, предприниматель Н. заказывает на заводе изготовление партии хлебобулочных изделий. Затем партию готового товара он упаковывает в собственную упаковку, на которой размещен его товарный знак. В данном случае товарный знак предпринимателя должен быть зарегистрирован в 30 классе МКТУ.
Что касается декларации соответствия, если декларация на товар уже получена другим лицом, например, производителем или импортером, то повторно продавцу ее получать не нужно.
Договор оказания рекламных услуг
Договор оказания рекламных услуг представляет собой соглашение, по которому одна сторона по поручению другой стороны осуществляет рекламную кампанию какого-либо продукта.
Данный договор является разновидностью сделок по возмездному оказанию услуг, следовательно, при его оформлении следует руководствоваться правилами, установленными Гражданским законодательством.
Субъектами по соглашению могут выступать физические и юридические лица. Стороны по договору именуются Заказчиком и Исполнителем.
Под услугами в рамках договора понимаются различные поручения Заказчика, связанные с рекламой, не противоречащие закону.
Вышеупомянутая сделка заключается в простой письменной форме. В связи с этим, ниже мы подробно разберем, как составляется такой документ, и на какие нюансы стоит обратить внимание при его оформлении.
Преамбула
Договор оказания рекламных услуг
ООО «Promotion», в лице генерального директора Борисова Бориса Борисовича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Исполнитель, с одной стороны
И
Карташов Михаил Васильевич, 07.01.1991 года рождения, проживающий по адресу: Ленинградская область, город Санкт-Петербург, ул. Белогвардейская, д. 995, корпус 4, квартира 480, паспорт: номер 0000 серия 000000, выданный отделом УФМС России по Ленинградской области в городе Санкт-Петербург 07.01.2011, именуемый в дальнейшем Заказчик, с другой стороны
заключили настоящий договор о нижеследующем:
В преамбуле отражается:
При заключении любого договора необходимо прописать положения, связанные с существенными условиями соглашения, иначе договор не вступит в силу. В нашей ситуации такими условиями выступают:
Предмет
Положения о предмете сделки фигурируют в начальном разделе любого документа. При оформлении договора оказания рекламных услуг, предметом выступают непосредственно сами рекламные услуги.
При этом важно указать перечень услуг, которые Исполнитель должен оказать в рамках соглашения.
В тексте документа раздел о предмете соглашения прописывается следующим образом:
В соответствии с настоящим договором Исполнитель обязуется оказать Заказчику, за оговоренную договором плату, следующие рекламные услуги:
Организация таргетированной рекламы музыкальной композиции Заказчика под названием «Лети» в сети интернет на следующих платформах:
• Социальная сеть «Инстаграмм»;
• Социальная сеть «В контакте»;
• Социальная сеть «Тик-ток».
Исполнитель оказывает рекламные услуги до того момента, пока рекламная запись не наберет 1 000 000 (Один миллион) просмотров.
Цена и порядок оплаты оказанных услуг
В данном разделе фигурирует информация о стоимости оказанных посреднических услуг. Также следует указать в какой форме, и в какой срок будет произведена оплата труда. Выплата может осуществляться наличным и безналичным расчетом по согласованию сторон.
Итак, указанный раздел выглядит следующим образом:
Цена договора составляет 280 000 (Двести восемьдесят) тысяч рублей 00 копеек. Оплата производится путем безналичного перевода денежной суммы на банковский счет Исполнителя в течение 24 часов с момента подписания соглашения.
Права и обязанности сторон
Раздел о правах и обязанностях прописывается с целью конкретизации действий Контрагентов. Так, наличие в документе таких положений дает четкое понимание, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства.
Итак, формулировки положений прав и обязанностей Контрагентов в тексте документа прописываются следующим образом:
Заказчик имеет право:
Требовать исполнения обязательств Контрагента в строгом соответствии с договором.
Заказчик обязуется:
Оплатить рекламные услуги в установленные договором сроки.
Исполнять свои обязательства в соответствии с настоящим соглашением.
Исполнитель имеет право:
Требовать оплаты оказанных им услуг в срок, предусмотренный сделкой.
Требовать надлежащего исполнения обязательств Заказчиком в рамках заключенного договора.
Исполнитель обязуется:
Оказать услуги по рекламе музыкальной композиции.
Составлять и отправлять в адрес Заказчика отчеты о результатах своей работы каждый понедельник в течение действия соглашения.
Исполнять свои обязательства качественно в строгом соответствии с положениями, прописанными в документе.
Ответственность сторон
В этом разделе обозначаются положения об обстоятельствах, при наступлении которых стороны несут материальную ответственность. Ниже мы представим типовые формулировки положений, которые могут прописываться в тексте документа:
Стороны несут материальную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему соглашению.
В случае, если заказчик просрочил оплату услуг или осуществил ее не в полном объеме, он обязуется выплатить пени в размере 1.3 % от цены сделки.
Порядок разрешения споров
В таком разделе зачастую указываются следующие формулировки:
В случае возникновения каких-либо споров, стороны разрешают их путем переговоров.
Если же в процессе переговоров стороны не пришли к компромиссу, споры разрешаются в судебном порядке.
Заключительные положения
Указанный раздел содержит формулировки, которые не попадают под тематику вышеупомянутых разделов. Выглядит это следующим образом:
Документ составлен в двух экземплярах. Один экземпляр передается Заказчику, другой передается Исполнителю.
По всем моментам, которые не оговорены в настоящем соглашении, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Заключение
В конце документа указываются юридические адреса и реквизиты сторон. После того, как Стороны подпишут документ, договор оказания рекламных услуг считается заключенным.
Как маркетологу-фрилансеру заключить грамотный договор с заказчиком
Формализация договорных отношений – важный этап взаимодействия между экономическими субъектами. В этой статье я расскажу о том, как маркетологу и заказчику составить грамотный договор, учитывающий все нюансы работы, и разберу подробно все разделы такого договора.
Скачать шаблон договора можно будет по ссылке в конце статьи.
Почему я рекомендую маркетологу-фрилансеру всегда заключать договор с заказчиком
Договор – это соглашение, составленное в письменной форме, которое фиксирует взаимные обязательства сторон. Как правило, одна сторона продает товары или оказывает услуги, а другая сторона обязуется оплатить товары или услуги.
Договоры бывают разные: договор купли-продажи, договор поставки, договор оказания услуг, договор аренды и т. д. В маркетинге используют договор возмездного оказания услуг.
Грамотно составленный текст договора – это страховка на случай возможных претензий, споров, обоснование легального перевода денег. Да, ИП и физлица могут оплачивать услуги маркетолога наличкой, не отчитываясь о своих расходах, но компания не сможет перевести деньги со своего расчетного счета, не обосновав причину перевода.
Наличие зафиксированных в документе обязанностей и прав, дат, сумм и сроков формализует отношения и дисциплинирует стороны добросовестно исполнять свои обязательства друг перед другом.
Для стороны, которая работает честно, письменный договор – еще и гарантия позитивного вердикта в суде, если вдруг дело дойдет до судебных разбирательств.
Работая без договора, маркетолог действует на свой страх и риск. Если в процессе взаимодействия между сторонами возникнет недопонимание или что-то пойдет не так, маркетологу нечем будет доказать свою правоту. Я всегда заключаю письменные договоры с заказчками и приступаю к работе только после обмена подписанными бумажными или электронными скан-копиями. Работаю исключительно в «белую» и рекомендую вам работать так же. Поверьте, это выгодно обеим сторонам.
Мой типовой договор: все пункты по порядку
За годы практики в интернет-маркетинге у меня сформировалась «рыба» договора. При заключении нового контракта я просто беру эту «рыбу» и меняю текст в нескольких абзацах, вношу незначительные изменения и дополнения. Большая часть текста почти не меняется. Так экономится немало времени.
Какие разделы входят в текст моего договора:
Разберем подробнее каждый раздел.
Преамбула и название
Договор всегда заключается между конкретными физическими и/или юридическими лицами. В преамбуле, или «шапке», фиксируются дата, место заключения договора, ФИО сторон, на основании какого документа действует каждая сторона. Для ООО – это Устав, для ИП – свидетельство о регистрации, для самозанятого – паспортные данные.
Каждый договор – это уникальный документ, поэтому ему нужно присвоить уникальное название. Я, например, прописываю порядковый номер и текущий год, например, №27-2021. В колонтитул каждой страницы, помимо порядкового номера, заношу и название договора, чтобы исключить путаницу, если вдруг страницы разных документов перепутаются. Я всегда скрепляю либо прошиваю страницы, но бывает и такое.
Если фрилансер-самозанятый оказывает услуги для общества с ограниченной ответственностью, в преамбуле нужно поместить примерно такой текст:
Если маркетолог заключает договор как ИП с другим индивидуальным предпринимателем, то преамбула будет выглядеть так:
Предмет договора
В этом разделе подробно описываются действия, которые оказывает маркетолог в ходе работ. Я рекомендую указать все каналы и площадки, которые планируется продвигать, привести ссылки на площадки и рекламные каналы, расписать в подробностях объемы работ. Чем больше в договоре будет конкретики, тем лучше. Обязательно укажите, что заказчик обязан принять и оплатить услугу.
Также советую привести ссылку на документ, в котором будут фиксироваться результаты продвижения. Например, это может быть ежемесячная отчетность по 5-6 основным метрикам:
Основанием для проведения работ по продвижению может служить медиаплан – отдельный документ, в котором стороны распишут и согласуют список медийных площадок и рекламные бюджеты.
Я пошагово описываю в предмете договора процесс разработки и ведения рекламной кампании, какие конкретные действия будут мной осуществляться. Здесь же описываю, что будет являться результатом работ, в какой форме фиксируется результат, привожу ссылку на документ.
В конце раздела я ссылаюсь на раздел «Термины и определения», в котором даю подробные определения узкоспециальных терминов, используемых в договоре.
Срок действия договора
Укажите точные даты начала и конца действия договора. Договор возмездного оказания услуг маркетологу целесообразно заключить на конкретный срок и перезаключить его после окончания действия.
Нередко одна из сторон затягивает процесс подписания договора и присылает его электронную скан-копию уже после начала производства работ. Если в договоре не указана точная дата начала действия, и при этом договор не подписан, а работы уже фактически начались и произведена предоплата, это может привести к злоупотреблениям одной из сторон.
Например, руководствуясь статьей 1102 Гражданского Кодекса РФ о неосновательном обогащении, заказчик может потребовать обратно предоплату, которую он перевел до даты начала действия договора.
Права и обязанности сторон
Распишите, какие условия должны соблюдать стороны, чтобы обеспечить надлежащее исполнение договора.
Я прописываю в обязанностях маркетолога следующее:
Далее я перечисляю, что вправе делать маркетолог:
Специфическим пунктом этого раздела является отказ от гарантий на конкретное число заявок и звонков, по крайней мере в первые 2-3 месяца работы, когда еще нет статистики и не ясно, как поведет себя новая рекламная кампания.
Далее перечисляются обязательства заказчика:
В права заказчика включается возможность наблюдать за деятельностью маркетолога, не вмешиваясь в ход работы без его ведома, а также возможность снабжать его информацией для повышения качества услуги.
Цена услуги и порядок расчетов
Поскольку в маркетинге суммы, уплачиваемые за услуги, часто меняются в зависимости от KPI, имеет смысл вынести суммы в отдельное приложение к договору, привести подробную таблицу с расчетами по каждому отчетному периоду.
Распишите график платежей и снабдите его конкретными датами, когда должны перечисляться деньги. Без указания конкретных дат маркетолог не сможет влиять на своевременность оплаты.
О графике платежей речь пойдет ниже.
Форс-мажор
Стандартный раздел договора, который оговаривает порядок взаимодействия сторон, если возникнут обстоятельства непреодолимой силы и сотрудничество будет невозможно продолжить.
Ответственность сторон
Здесь вы можете по согласованию со второй стороной прописать, какую ответственность несет каждая сторона и в каком порядке будут возмещены убытки, возникшие в результате недобросовестных действий одной из сторон.
Маркетологу также рекомендую добавить отказ от ответственности в случае временной/постоянной блокировки рекламных аккаунтов или потери доступов к медийным площадкам («ВКонтакте», Facebook, «Яндекс» и т. д.) по независящим от маркетолога причинам. Сюда относится и обеспечение конфиденциальности передачи паролей от рекламных кабинетов, аккаунтов, CRM.
Еще один важный момент – отказ от ответственности в случае, если заказчик не пополняет вовремя рекламные кабинеты. Без бюджета маркетолог не сможет выполнять работу и будет вынужден уйти в простой.
Порядок разрешения споров
Споры и судебные разбирательства – не редкость. Зафиксируйте, куда будете направлять письменные претензии в случае возникновения спорных ситуаций, в каком порядке и где будут решаться споры.
Заключительные положения
В заключительных положениях я описываю все то, что не вошло в другие разделы:
Порядок продления/расторжения договора
Пропишите условия, при которых договор может быть продлен или расторгнут в одностороннем/двустороннем порядке. Чтобы желание другой стороны расторгнуть договор не застало вас врасплох, укажите временной интервал, в течение которого договор будет продолжать действовать после фактического расторжения.
Особые условия
В этом разделе маркетологу стоит указать, что договор может начать действовать в случае обмена электронными скан-копиями, чтобы не дожидаться обмена оригиналами. В ряде случаев это может быть затруднительно, например, если стороны находятся в разных городах или странах.
Маркетологи-фрилансеры часто работают удаленно и не ведут полноценный бумажный документооборот. Рекомендую включить в договор упоминание о том, что все документы, пересылаемые сторонами друг другу в электронной форме, будут иметь юридическую силу.
Здесь я также указываю дополнительные условия, которые характеризуют детали взаимодействия с самозанятым. Про самозанятых подробнее поговорим чуть ниже.
Отдельным пунктом зафиксируйте удаленный формат сотрудничества и юридическую значимость всех документов и переписки с клиентом, если вы намерены осуществлять взаимодействие в удаленном режиме.
Термины и определения
Глоссарий – важный раздел в договоре. В маркетинге используется много узкоспециальных терминов, которые могут быть непонятны людям других профессий, например, судье. Дайте подробные определения всем терминам, которые встречаются в тексте договора.
Мой глоссарий состоит из 25-30 слов.
Контакты и реквизиты сторон
Приведите подробную информацию о реквизитах сторон:
График платежей
График платежей – это один из самых важных разделов. Я даже вынес его в отдельное приложение. График удобно представить в виде таблицы. Зафиксируйте названия отчетных периодов (обычно это календарные месяцы), суммы и валюту, в которой производятся расчеты, даты платежей.
Здесь же я указываю полную сумму по всем месяцам и фиксирую факт, что заказчик финансирует рекламные расходы за свой счет.
Правила предоставления услуг
В правилах я прописываю, каким образом стороны будут обмениваться информацией, кто выставляет счета-фактуры в рекламных кабинетах, в какие часы маркетолог доступен для коммуникации, указываю часовой пояс, наличие выходных и праздничных дней, в которые маркетолог имеет право не выходить на связь.
Отдельно стоит прописать обязанность выставления счетов-фактур на рекламные бюджеты. Тут возможны два варианта: либо маркетолог выставляет счета, либо компания-заказчик сама отслеживает и пополняет рекламные кабинеты.
Что еще рекомендую включить в договор
Мы разобрали все основные разделы договора, но есть еще один важный момент. У интернет-маркетологов, сотрудничающих с бизнесом в формате подряда, оплата часто формируется в зависимости от результатов, которые они показывают. Для фиксации результатов в договоре следует подробно описать KPI, на основании которых формируется вознаграждение, и привести примеры расчетов.
KPI – это ключевые показатели эффективности, метрики, по которым в интернет-маркетинге оценивается результат работы интернет-маркетолога.
Я рекомендую переходить на оплату по KPI не раньше, чем с третьего-четвертого месяца сотрудничества с новым клиентом. Так маркетолог получит первые результаты по рекламной кампании и сможет более точно прогнозировать показатели на долгосрок.
KPI в маркетинге – это лиды, звонки, заявки, обращения, лайки, комментарии, подписчики и т. д. При заключении договора важно согласовать с клиентом и зафиксировать ключевые метрики, по которым будет рассчитываться вознаграждение, разработать таблицу премирования в зависимости от разных результатов, привести пример расчета, договориться, кто будет фиксировать результаты и рассчитывать премию. Здесь же можете прописать штрафные санкции за неисполнение KPI, если заказчик на этом настаивает.
Внесите в текст договора примерно следующее:
С «___» ______ 20__ г. подрядчик переводится на расчет с фиксированной частью и премиальной частью. Фиксированная оплата подрядчика: ______ р./мес., которая выплачивается равными долями ___ числа каждого месяца. Премия по KPI выплачивается на основании данных в файле _____ – __ числа месяца, следующего за расчетным.
Подробно пропишите в договоре KPI, которые будете отслеживать.
Пример расчета KPI:
Динамика прироста сообществ в подписчиках, %
Премия на одну площадку, руб.
Штраф на одну площадку (вычитается из фиксированной части), руб.
Пусть за месяц показатели увеличились:
Премия по KPI «ВКонтакте»: 1000+(1500-1000)/(15-10,5)=1111 руб.
Премия по KPI Facebook: 1000+(1500-1000)/(15-11)=1125 руб.
Общая премия: 1111 + 1125 = 2236 руб.
Какой процент от фиксированной части должна занимать премия по KPI? Однозначного ответа нет. Оцените результаты работы за первые месяцы, разработайте 2-3 варианта оплаты по новой системе и покажите их заказчику. В моем случае KPI обычно составляет 20-50 % от фиксированной части.
Что нужно прописать в договоре самозанятому
Самозанятый – это специальный налоговый режим. Он удобен для фрилансеров, людей творческих профессий, тех, кто работает на себя, не имеет офиса, зарабатывает до 2,4 млн рублей в год, не нанимает других работников, заключает договоры с несколькими контрагентами одновременно и не получает доход от использования имущества.
Самозанятые платят единый налог – НПД. За каждый платеж, полученный от контрагента, самозанятый обязан выставить чек в личном кабинете.
Далеко не все компании пока научились работать с самозанятыми. Поскольку самозанятый – это спецрежим, который освобождает другую сторону от уплаты налогов и взносов в ПФР и ФСС, я рекомендую включить в текст договора следующие пункты.
Выставлять чеки – обязанность самозанятого. Чек – это доказательство применения специального режима налогообложения, при котором налоговое бремя ложится на плечи самозанятого. В случае, если чек не был выставлен, транзакция может быть расценена налоговой как выплата зарплаты, на которую по действующему законодательству начисляются взносы и НДФЛ.
Во избежание недоразумений держите своих контрагентов в курсе, какие налоговые режимы применяете в данный момент. Если решили сняться с учета, информируйте заказчиков своевременно.
Как грамотно оформить договор оказания услуг, чтобы у налоговой не возникло вопросов
А еще можно заключить договор на оказание услуги с маркетинговым агентством – там с документами все точно будет в порядке. Например, мы работаем с контекстной и таргетированной рекламой, развиваем соцсети клиентов и можем предложить множество других услуг для вашего бизнеса.
Работа за процент от прибыли: что писать в договоре
Среди интернет-маркетологов, таргетологов, SEO-специалистов, рекламных агентств часто можно услышать, что кто-то работает исключительно за процент от прибыли клиента. Не по KPI, а именно за процент. Якобы это выгоднее и для клиента, и для подрядчика.
В этом случае стороны прописывают в договоре, что вознаграждение рассчитывается на основании данных о прибыли клиента.
Работать по такой схеме можно, но я по такой схеме не работаю, потому что мои клиенты почти всегда не удовлетворяют необходимым требованиям для такого рода сотрудничества.
Что такое работа за процент? Это когда к вам приходит клиент и просит, чтобы вы настроили ему рекламу, которая будет работать в прибыль, обещая взамен делиться частью прибыли с продаж. Реклама крутится, клиент зарабатывает, интернет-маркетолог – тоже. Увеличили расходы на рекламу – увеличилась прибыль, маркетолог заработал больше. Потолка в доходе нет. Казалось бы, обе стороны в выигрыше.
Однако не все так просто.
Чтобы работать за процент от продаж, заказчик должен удовлетворять следующим требованиям:
На мой взгляд, маркетологу может быть выгодно работать за процент в том случае, если он сам полностью контролирует результат «от и до», у него есть протестированная рабочая связка «реклама – сайт» или «реклама – сообщество» с настроенными кол-трекингом и сквозной аналитикой, с известными показателями рекламных расходов и стоимости заявки/звонка.
Имея на руках протестированную связку, маркетолог может смело предлагать другим компаниям сотрудничество по продаже лидов. Конечно, качество лидов может оказаться сомнительным, лиды могут плохо конвертироваться в продажи, но это уже тема другого разговора.
Работа исключительно за процент – это фактически предпринимательство, а не оказание услуг, со всеми вытекающими отсюда рисками. Если вы готовы взять на себя риски предпринимателя, уверены в заказчике и в успехе рекламной кампании, то, разумеется, пробуйте.
Итоги
Не пренебрегайте заключением письменного договора. В случае возникновения спорных ситуаций у вас на руках всегда будет документ, которым вы сможете подкрепить свою позицию.
Если вашей квалификации не хватает, чтобы грамотно составить текст договора самостоятельно и учесть все нюансы, рекомендую воспользоваться помощью юриста.
Полный текст «рыбы» моего договора вы можете скачать по этой ссылке. Желаю успехов!