договор на экспорт в армению образец
Армения
Краткая информация
Столица: Ереван
Валюта: Армянский драм
Предположим к Вам обратился клиент из республики Армения с запросом приобрести вашу продукцию. Для осуществления такой поставки вам необходимо подготовить все отгрузочные документы, подготовить пакет документов для подтверждения нулевой ставки НДС. В зависимости от Вашего опыта во внешнеэкономической деятельности, вы можете выбрать несколько вариантов отгрузки в Армению: самостоятельное оформление экспорта и возврат НДС из бюджета, или передача вопроса экспорта на аутсорсинг.
Особенности экспорта из Российской Федерации в республику Армения
Армения не имеет прямого выхода к морю, что удорожает логистику, а с двумя (Азербайджан и Турция) из четырех соседствующих стран (Грузия и Иран) у Армении крайне сложные и конфликтные отношения, т.е. фактически Армения имеет транспортные связи с Европой и остальным миром только через порты Грузии. С другой стороны, Армения является членом ЕАЭС, что дает ей свободный доступ на рынки России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. В свою очередь это существенно облегчает доступ в Армению и для российских компаний.
Внутренний рынок Армении очень маленький, поэтому размещение производств, ориентированных на внутренних рынок, экономически нецелесообразно.
Основные перспективные несырьевые неэнергетические товары для экспорта из России по данным на конец 2018г.:
Самостоятельное оформление экспорта
Армения, как и Россия, является участником ЕАЭС, а значит ВЭД между странами осуществляется на основе Таможенного кодекса и других документов: от 30.05.16 № 150-ФЗ, Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г., НК РФ.
Для проведения внешнеэкономической сделки по ввозу товара из России в Армению следует:
Для перемещения товара через границу могут потребоваться другие документы:
Полный перечень зависит от присвоенного товару кода ТН ВЭД.
На каждом этапе экспорта товаров и транспортировки в Армению через границу из России, поставщику придется контактировать с разными структурами: ФТС, налоговой, банком. Экспортеру нужно разбираться в кодах ТН ВЭД, таможенном и налоговом законодательстве.
Предоставление документов по экспорту в ИФНС
Если экспортёр на упрощенной системе налогообложения, то нет никаких особенностей по налогам — сделка оформляется как по России и не нужны «нулевые» счета-фактуры.
Если поставщик на ОСНО, то обязательно нужно применять и подтверждать 0% ставки НДС путем подачи в налоговый орган пакета документов. При экспорте в Армению и другие страны ЕАЭС нет возможности отказаться от применения нулевой ставки НДС.
Экспорт в Армению с компанией ООО «ИФК «Титан74»
ООО «ИФК «Титан74» предлагает взять на себя бремя контрактодержателя и избавить российского поставщика от тягот внешнеэкономической деятельности в случае необходимости экспорта товаров и продукции, не попадающей под двойное назначение. Компания ООО «ИФК «Титан74» работает в соответствии с российским и международным законодательством и не советует прибегать к «серым» схемам. Наша компания более 15 лет занимается решением проблем российских поставщиков при ВЭДе и уже имеет положительный опыт поставки российской продукции в Армению.
Компания ООО «ИФК «Титан74» осуществит поставку из любого города России: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Владивосток, Челябинск, Калининград. У нас есть проверенные транспортно-логистические компании и наши эксперты избавят клиентов от всех вопросов, связанных с доставкой грузов из России в Армению. Стоимость поставки зависит от множества факторов: вес, объём, время, срок и т.д.. Эти затраты ложатся на покупателя.
Внешнеэкономический контракт: что учесть, чтобы не налететь на штрафы
Внешнеэкономическая деятельность всегда связана с массой вопросов и страхов. Страхи вполне обоснованы, так как санкции за нарушение валютного законодательства очень высокие.
Первое, с чего начинается любая сделка — это договор. К экспортному контракту нужно подходить очень внимательно, так как риски того, что из-за неточных формулировок в договоре могут быть проблемы:
Основные положения, которые нужно учесть при составлении внешнеэкономического контракта.
Язык контракта
В связи с тем, что мы будем представлять контракт в государственные органы на территории РФ (на таможню, в банк и в налоговую) у вас обязательно должен быть экземпляр контракта на русском языке. Это может быть перевод Вашего контракта, составленного на иностранном языке. Но обычно контракты составляются на двух языках сразу и разделены на 2 колонки. Именно такой формат удобен обеим сторонам внешнеэкономической деятельности
Номер. Дата. Место подписания
Любой контракт начинается с даты, номера и места подписания. Не будет ошибкой, если вы присвоите контракту номер в соответствии со стандартами Вашей фирмы. Но на эту тему было давнее письмо Центробанка от 15 июля 1996 года № 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов». В нём рекомендовано указывать унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков6
Дата подписания контракта оформляется следующим образом: ДД.ММ.ГГ, где первая пара цифр — день, вторая пара цифр — месяц, третья пара цифр — две последние цифры года.
Номер: 643/ 96591900/00001
Место: г. Москва, Российская Федерация
В контракте также необходимо указывать место подписания контракта, полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя, полное наименование страны иностранного партнера и страны назначения товара и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором «Страны мира».
Структура контракта
Структура внешнеэкономического контракта, как и любого российского строго не регламентирована, но любой контракт должен содержать существенные условия для того или иного вида сделки.
Рекомендована структура контракта, содержащая следующие разделы:
Предмет договора
В предмете договора нужно четко указать характеристики Товара:
«1.1. Покупатель покупает, а Продавец продает ___________________ (далее Товар).
1.2. Поставка товара осуществляется партиями. Каждая партия поставляемого Товара должна соответствовать ассортименту и количеству, в инвойсах и товарно-транспортных накладных на данную поставку.»
«Продавец обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить Товар в количестве, по техническим характеристикам и ценам, зафиксированным в Приложениях/Спецификациях, являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Также можно сделать ссылку на Приложение или Спецификацию, в которых будет написано точное наименование и характеристики товара. В зависимости от этого в дальнейшем будет определяться код ТНВЭД для расчета таможенных пошлин.
Цена и сумма. Условия платежа
В данном разделе необходимо не только отразить цену Товара за единицу, но и общую стоимость Товара. Необходимо указать базиса поставки в соответствии с международными правилами Инкотермс. Указать на то, кто и в каком порядке оплачивает налоговые и таможенные платежи.
Раздел «Условия платежа» должен содержать:
Указание четких сроков оплаты в данном случае необходимо, так как именно они потребуются в дальнейшем для расчета срока действия контракта при оформлении в банке документов по валютному контролю. И это требование, установленное ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Обязательно прописываются фактические ожидаемые сроки поступления товара по импорту либо денежных средств по экспорту. Не условный срок, а фактический, т.е. либо конкретное количество дней, либо конкретная дата! Формулировки «в течение двух месяцев» или «по мере готовности» не подойдут.
«2.1 Цены за Товар указываются в инвойсах, составляющих неотъемлемую часть Контракта. Инвойсы составляются отдельно на каждую поставку. Цены за Товар устанавливаются в ЕВРО.
2.2. Платежи по Контракту будет производиться в ЕВРО в форме банковского перевода средств со счета Покупателя на счет Продавца.
2.3. Товар оплачивается Покупателем на условии 100% предоплаты, в соответствии с инвойсом в течение 7 дней с момента получения инвойса.
2.4. Таможенные пошлины, а также другие выплаты в стране Продавца, связанные с выполнением настоящего Контракта, производятся и оплачиваются за счет Продавца. Таможенные пошлины, а также другие выплаты в стране Покупателя, связанные с выполнением настоящего Контракта, производятся и оплачиваются за счет Покупателя.
2.6. Условия поставки согласно Инкотермс-2010 указываются в инвойсах и могут различаться.
Возврат аванса
В соответствии со статьёй 19 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ во внешнеторговых контрактах обязательно нужно прописать условие и сроки, когда будет возвращена предоплата в случае, если поставка Товара по каким-либо причинам не состоится. Формулировка может быть следующей:
«В случае не поставки Товара Продавцом в пункт отгрузки в течение 20 (двадцати) календарных дней после истечения срока поставки, указанногов Разделе 6 настоящего Контракта, Продавец обязуется по письменному требованию Покупателя в течение последующих 1 0 (десяти) календарных дней вернуть всю оплаченную Покупателем сумму»
Срок поставки
Основным критерием в данном разделе служит дата окончательной поставки товара и график последующих поставокданной продукции с указанием сроков действияконтрактных условий, на протяжении которых должны быть завершены взаимные расчеты и поставки товара. вы должны указать конкретный срок, в течение которого будет произведена поставка Товара. Срок может быть:
«Срок поставки Товара согласовывается Сторонами в соответствующей Спецификации»
«Товар должен быть отгружен Продавцом в течение 10 календарных дней с момента получения предоплаты»
«Продавец обязуется отгрузить Товар в течение 10 рабочих дней с момента подписания настоящего контракта»
Условия приемки товара по качеству и количеству
В данном разделе необходимо детально расписать обязанности сторон, каким образом будет осуществляться доставка товара, момент перехода риска случайной гибели и права собственности.
«Продавец поставляет Покупателю Товар в соответствии с настоящим Контрактом на условиях FCAБрлох, Чешская Республика в редакции международных правил толкования торговых терминов „Инкотермс-2010“»
Также нужно учесть, что при ВЭД используются международные правила Инкотермс и в данном разделе нужно выбрать условие, подходящее в каждом конкретном случае или сделать отсылку к инвойсу или спецификации.
Форс-мажор
Здесь мы прописываем условия, при наступлении которых стороны будут освобождаться от ответственности за неисполнение условий, предусмотренных контрактом. Это могут быть :
Кстати, изменения в законодательстве также могут быть признаны форс-мажорными обстоятельствами. В эпоху санкция я настоятельно рекомендую вам прописывать это условие. В начале года мы с партнёрами столкнулись с ситуацией, когда в Россию из Украины был запрещён ввоз шоколада. Авансы были оплачены. Поставщик был готов поставить Товар. Но, после 01 января это стало невозможным. На таможне перестали впускать на территорию РФ такие грузы.
Если бы не это условие в контракте, то пришлось бы ехать и съедать весь шоколад там прям на фабрике)) Но всё обошлось.
Рассмотрение споров (арбитраж)
Во внешнеторговом контракте очень важно понимать где будет рассматриваться спор в случае возникновения между сторонами разногласий и нарушения кем-то своих обязательств.
«Если Стороны не достигнут согласия, спор будет разрешаться в Арбитражном Суде Швейцарии в Лозанне, в соответствии с регламентом производства дел в этом суде.»
Но, на мой взгляд, для нас, как для российских экспортёров удобнее всего будет выбрать для рассмотрения спора — Россию.
«Все споры и разногласия, которые могут возникать из настоящего Контракта или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами. В случае, если стороны не придут к соглашению, то дело подлежит, с исключением подсудности общим судам, передаче на решение арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ в Москве в соответствии с правилами ведения дел в указанном арбитражном суде. Решение арбитражного суда будет являться окончательным для обеих сторон.»
Санкции
Конечно же, в ваших интересах как можно подробнее прописать ответственность в случае нарушения одной из сторон договора. Как минимум, рекомендую отразить санкции, приведенные в примере:
1. За нарушение сроков поставкиТовара Продавец уплачивает Покупателю пеню в размере 0,3% от суммы не поставленного Товара за каждый день просрочки.
Продавец не несет ответственности за просрочку поставки Товара, случившуюся по причине наступления форс-мажорных обстоятельств.
2. В случае нарушения сроков оплат по данному контракту Покупатель уплачивает Продавцу пеню в размере 0,3% от неоплаченной в срок стоимости Товара за каждый день просрочки.
Покупатель не несет ответственности за просрочку или неосуществления платежа, случившуюся, по причине наступления форс-мажорных обстоятельств или по какой-либо другой причине, не зависящей от Покупателя.
3. Товар несоответствующий стандартам Российской Федерации подлежит возврату Продавцу в полном объеме, за исключением взятых проб товара, для проведения исследований по качеству.
4. Уплата пени не освобождает Стороны от выполнения обязательств по Контракту.
Прочие условия и обстоятельства сдели
В данном разделе вы можете прописать:
«1.НастоящийКонтрактвступаетв силу после его подписания ответственными лицами Сторон настоящего контракта указанные в преамбуле настоящего Контракта.
2.Контрактдействуетдо 31.12.2019 года, а в части исполнения обязательств — до полного выполнения сторонами своих договорных обязательств».
Можно указать гарантийные обязательства, сборка и приведение в рабочее состояние оборудования, обучение сотрудников и другие различные информационные и практические услуги.
1. Гарантийный период определяется соответствующим паспортом на Товар и исчисляется со дня запуска Товара в эксплуатацию согласно отметке в Акте пуска Товара в эксплуатацию, за исключением быстроизнашивающихся деталей и при условии использования и складирования Товара согласно инструкции о пользовании, требований в паспорте и технической документации.
2. Продавец обязуется заменять все гарантийные составляющие, вышедшие из строя, при соблюдении всех правил эксплуатации, указанных в паспорте-руководстве по эксплуатации, кроме: тех, что вышли из строя по вине пользователя, при несоблюдении правил эксплуатации указанных в паспорте, при использовании ненадлежащих материалов, при использовании за пределами возможностей Товара, при устранении неполадок третьими лицами, при отсутствии проведения ежемесячного технического обслуживания.
Постановка контракта на учет в банке
В прошлом году были внесены изменения, регулирующие взаимоотношения участников ВЭД и банка:
Отменили инструкцию Банка России «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов. » от 04.06.2012 № 138-И. Теперь мы руководствуемся инструкцией № 181-И, из содержания которой следует, что:
Отмена паспортов сделок порадовала. Но валютный контроль, конечно же остался. Теперь контракты по ВЭД в банке нужно ставить на учет :
В рублях валютную стоимость контракта нужно рассчитать по официальному курсу ЦБ на дату заключения контракта.
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.
Как малому бизнесу продавать товары за границу
Базовые знания для начинающего экспортера
Более 10 лет я занимаюсь импортом и экспортом.
Я работал в мелких и крупных производственных фирмах — в отделах продаж и внешнеэкономической деятельности. Мы продавали за границу мебель, строительные материалы, косметику, товары для дома и продукты питания. Отправляли грузы в Европу, страны СНГ и Средней Азии, Китай, Корею, Турцию, Иран и Египет. Доставляли товары фурами, поездами, морскими судами и самолетами.
Расскажу, как малому бизнесу найти покупателей за рубежом, правильно оформить документы, промаркировать товар, пройти экспортные и импортные таможенные процедуры.
Как согласовать и зафиксировать условия сделки
Продавец и покупатель во время переговоров обсуждают условия сделки и фиксируют их в договоре, который называется контрактом. Обычно за оформление контракта отвечает продавец — то есть экспортер.
Расскажу о существенных условиях экспортной сделки, которые необходимо согласовать с покупателем и отразить в контракте.
Стороны сделки. Обычно у экспортной сделки две стороны: российский поставщик и зарубежный покупатель. Причем покупателем может быть как компания, так и физлицо.
Бывают более сложные сделки, когда товар поставляется не напрямую покупателю, а в грузовой терминал аэропорта, логистическому оператору или на склад посредника. Тогда в контракте надо указать, что покупатель и фактический получатель — это разные лица.
Допустим, по документам продавец обязан передать груз покупателю, но по факту его принимает посредник, который даже не упомянут в контракте. Это создает следующие сложности:
Предмет контракта. Укажите, что именно вы продаете иностранному партнеру. Для этого в тексте контракта опишите:
Некоторые недобросовестные компании проворачивают такой фокус: получают товар, забирают к себе на склад, а потом оспаривают его тип и качество, требуют провести уценку. Продавец ждет денег за поставку, а вместо этого получает претензию: «Вы привезли не то, о чем мы договаривались. Так что заплатим на 40% меньше». Поэтому не жалейте букв: чем подробнее описание, тем безопаснее сделка.
Количество товара и тип упаковки. Обязательно указывайте размер партии — в штуках, килограммах, тоннах или литрах. Пропишите в контракте, как будет расфасован и упакован товар, чтобы для покупателя не было сюрпризов.
Сумма контракта и цена единицы товара. В международных сделках важно договориться и зафиксировать:
Например, вы прописали цену в рублях, но покупатель расплатится чешскими кронами. Тогда нужно указать, что валютой контракта признается российский рубль, покупатель оплачивает товар в чешских кронах по официальному курсу ЦБ РФ на день оплаты.
Осторожно: валютный контроль
Мы уже писали, что такое валютный контроль и как он работает. Если кратко, то внешнеэкономические сделки иногда маскируют вывод денег из страны. Поэтому государство поручило банкам следить за такими операциями.
Чем крупнее экспортная сделка, тем серьезнее контроль. Например, если сумма превышает 6 млн рублей, то контракт нужно регистрировать в банке, где открыт ваш валютный счет. Банк берет крупные контракты на карандаш: присваивает им уникальный номер, следит за сроками платежей и поставок.
За нарушение валютного законодательства предусмотрены санкции. Чтобы не получить штраф, советую заранее обратиться в свой банк и узнать, какие документы нужны и куда их подавать.
Условия и сроки оплаты — в каком порядке покупатель вносит платежи, сколько будет этапов оплаты, есть ли предоплата или отсроченный платеж. В контракте необходимо указать, как выставляется платеж: обычно это делается на основании документа, который называется инвойсом.
Если предусмотрены авансовые платежи, то нужно прописать порядок и сроки их возврата. Это условие пригодится, если поставка сорвется.
Условия поставки согласовывают с помощью базисов Инкотермс — мы уже подробно рассказывали о них. Кратко повторю матчасть. Базисы распределяют права и обязанности сторон сделки, а также фиксируют момент перехода ответственности за товар от продавца к покупателю.
Каждый базис — готовый комплект из условий поставки. Покупателю и продавцу не нужно обсуждать и прописывать в контракте каждую деталь, достаточно выбрать один подходящий комплект.
Базисы разбиты на четыре группы — по мере нарастания обязанностей продавца. Например, в группу E входит один базис — EXW. Это самовывоз, когда покупатель приезжает к продавцу и забирает товар. После этого считается, что продавец уже выполнил свои обязанности.
Группа F не такая вольготная для продавца: он должен обеспечить прохождение экспортных таможенных процедур, но доставка все равно на покупателе.
Базисы группы С предусматривают, что продавец организует доставку, но отвечает за груз только до тех пор, пока не передаст его перевозчику.
Группа D — самая сложная для продавца: на нем почти все риски и обязанности. Например, базис DDP — это поставка под ключ. Если выберете его, то вам придется:
Есть несколько редакций базисов: их выпускают каждые 10 лет. Каждая следующая версия не отменяет предыдущую, поэтому можно выбрать базис из любой редакции.
Базис поставки нужно прописать и в контракте, и в инвойсе. Например, запись может выглядеть так: EXW Beijing China (Incoterms 2020). Здесь:
Срок поставки можно указать в привязке к дате заключения контракта или ко дню получения авансового платежа. Второй вариант безопаснее для экспортера: нет денег — нет поставки.
Условия приемки товара. Этот пункт особенно важен в случае с поставками без предоплаты. Если не прописать условия приемки товара, то покупатель сможет уклоняться от оплаты, ссылаться на брак и требовать скидку.
Я работал в российской компании, которая фурами поставляла фанеру и строительные плиты в Чехию и Польшу. Мы всегда фиксировали в контракте, что 5% листов могут быть повреждены при перевозке и перегрузке: это неизбежно. Даже при этом хитрые чехи и поляки каждый раз пытались списать в брак хотя бы несколько листов и требовали уценки. Но безуспешно: нас защищали условия контракта.
Мы наотрез отказались и ответили: «Не уверены — не берите». В итоге нашли компромисс: снизили цену, но договорились о предоплате. Товар отправили во Францию в конце февраля — кто знает, чем бы все закончилось, если бы покупателю удалось протащить свою формулировку.
В разделе об ответственности сторон советую прописывать одинаковую пеню для продавца и покупателя — 0,01% от стоимости груза за каждый день просрочки исполнения обязательств.
Рассмотрение споров. При согласовании контракта хочется верить, что все будет хорошо и судиться не придется. Однако важно предусмотреть даже самые негативные варианты развития событий и подстраховать себя на этот случай.
Срок действия контракта. Традиционно контракт поставки заключают на год, но делают приписку «до полного исполнения сторонами своих обязательств».
Реквизиты сторон сделки с наименованием банков, адресами и способами связи.
Рекомендую зафиксировать в контракте адреса электронной почты продавца и покупателя, с которых вы будете переписываться и обмениваться электронными версиями документов. Обязательно укажите ФИО, название должности и номер телефона человека, который от лица иностранного партнера будет присылать заказы и принимать товары.
Все общение и переписку старайтесь сохранять. В международных сделках что угодно может пойти не так — тогда вам понадобятся доказательства. Это особенно важно, если вы работаете с теми государствами, где присутствует «философский взгляд» на обязательства.
Например, российский поставщик подписал контракт с иностранным покупателем. Но при реализации сделки возникает множество вопросов, которые нужно оперативно решать: по срокам отгрузки заказов, оформлению документов, конфигурации и очередности загрузки товара в контейнер, изменению упаковки и тары.
Российский поставщик обсуждает эти вопросы с представителями покупателя. А потом вдруг оказывается, что договоренности не имеют силы, так как эти люди не вправе были принимать решения. В худшем случае выясняется, что переписка велась с посторонним человеком, мошенником или разгильдяем.
Статьи в интернете не заменят эксперта
Например, раньше внешнеэкономический контракт можно было скачать в интернете и заполнить. Но сделки становятся все сложнее и запутаннее, а покупатели — все «мудрее». Поэтому обязательно консультируйтесь с юристом и не пользуйтесь универсальными шаблонами. Описывайте в документе все ситуации, которые могут возникнуть при передаче груза и таможенных процедурах, распределяйте риски и обозначайте пределы ответственности. Помните, что своя специфика есть у каждого товара, способа транспортировки, схемы оплаты, отрасли и страны.
Какие документы нужны экспортеру
Перечень документов зависит от выбранного базиса. Для поставки на условиях базисов групп E и F нужен контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная и декларация на товары — ДТ.
Инвойс — это счет на оплату. На основании этого документа покупатель перечисляет деньги продавцу. Инвойс содержит:
Если выставляете инвойс покупателю из Европейского союза, то старайтесь указывать в нем код HS. Это цифровое обозначение товара, которое помогает однозначно определить, что именно вы продаете.
Harmonized System, HSPDF, 207 КБ
Коды HS — это аналог наших кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, сокращенно ТН ВЭД. Товарная номенклатура — это специальный справочник, где каждому виду продукции присвоен код. Например, код ТН ВЭД для шоколадных конфет с начинкой — 1806 90 310, а без начинки — 1806 90 390.
Упаковочный лист составляется на каждую партию отгружаемого товара. В этом документе фиксируются:
На основании упаковочного листа перевозчик рассчитывает стоимость транспортировки.
Транспортный документ — это доказательство, что перевозчик принял груз от продавца и пообещал доставить его покупателю. Название и форма этого документа зависят от вида транспорта. Например, если груз доставляется по морю, то составляется коносамент, если поездом — железнодорожная накладная международного сообщения, она же SMGS, если на фуре — международная товарно-транспортная накладная, сокращенно CMR.
За оформление транспортного документа отвечает перевозчик.
Декларация на товары, ДТ. Во всех базисах, кроме EXW, именно продавец отвечает за декларирование товаров на российской таможне.
Есть три способа подать ДТ:
Задекларировать товары на экспорт проще, чем на импорт: как правило, нет таможенных пошлин, а ставка НДС нулевая. Причем таможенная стоимость вывозимых товаров обычно не контролируется, а значит, не придется доказывать инспекторам, что цена справедлива.
Дополнительные документы. Обязательно уточните у иностранного покупателя, какие документы еще нужны. Например, он может запросить:
Если вы продаете товар на условиях базиса группы C или D, то в ваши обязанности входит доставка. В этом случае могут потребоваться дополнительные документы, например договор с перевозчиком и справка о размере транспортных расходов. Такую справку иногда запрашивает таможня в стране покупателя.
Как экспортеру маркировать товары
Мы уже рассказывали о системе обязательной маркировки кодами Data Matrix, которая действует в России. Вот на что она распространяется:
Производители обязаны маркировать товары из этого списка, даже если собираются продавать их только за границей. Для разных видов продукции есть отдельные правила, которые прописаны в постановлениях правительства. Например, требования к маркировке табачной продукции указаны в постановлении № 224 от 28.02.2019, а шин — в постановлении № 1958 от 31.12.2019.
Если товар подлежит обязательной маркировке, то информацию о ней нужно внести в декларацию. Таможенные инспекторы могут проверить маркировку: если найдут нарушения, то груз не выпустят.
Внутрироссийский код Data Matrix не интересует зарубежного покупателя: ему важно, чтобы маркировка соответствовала требованиям его государства.
Например, маркировка товаров в Евросоюзе должна содержать такие сведения:
ст. 19 регламента № 1223/2009 «О косметической продукции»PDF, 453 КБ
Вся информация приводится на языке той страны, куда ввозится товар. В некоторых государствах распространено несколько языков — это важно учитывать при маркировке.
Допустим, вы экспортируете партию шампуня в Чехию. Тогда на каждую упаковку и бутылочку шампуня стоит наклеить этикетку на чешском и немецком языках. На ней укажите состав ингредиентов в процентном соотношении, способ применения, предостережение для детей, условия хранения, срок годности и адрес уполномоченного лица — так называемого Responsible Person — в стране Евросоюза.
Если поставляете товары в Южную Корею, то оформляйте этикетку на корейском и английском. Для стран ЕС подходит комбинация национального языка с немецким или английским. В государствах Северной Европы распространен шведский — его можно использовать в качестве второго языка.
Чтобы сделать корректный перевод, советую обратиться к профессиональному переводчику. Если все же решите обойтись своими силами, то хотя бы предварительно покажите макет этикетки покупателю. Не стесняйтесь просить о помощи: покупатель найдет ошибки и подскажет, какой информации не хватает.
Экспортер успел переделать этикетки. Но если бы ошибка обнаружилась после отправки, то все закончилось бы большими финансовыми потерями. Пришлось бы возвращать партию в Россию либо размещать товар на транзитном терминале в ЕС и оплачивать маркировку по европейским ценам.
Как оформить разрешительные документы на товар
Экспортный контроль мягче импортного: государство больше беспокоится из-за качества и безопасности ввозимых товаров, ведь ими будут пользоваться местные потребители.
Для экспорта большинства товаров народного потребления вообще не нужно документально подтверждать их качество и безопасность. Это, например:
В таком случае вы просто заключаете сделку с иностранным контрагентом, оформляете экспортную таможенную декларацию и представляете российской таможне базовый пакет документов: контракт, инвойс, упаковочный лист и транспортную накладную.
Если вы экспортируете продукцию животного или растительного происхождения, то дополнительно могут потребоваться ветеринарные или фитосанитарные сертификаты. Эти документы запрашивают не на таможне, а в пунктах пропуска на границе.
Еще бывают товары двойного назначения, которые могут использоваться в военных целях. К таким товарам применяют дополнительные меры экспортного контроля.
А вот с ввозом товаров в страну назначения бывают сложности. На примере Евросоюза расскажу, как иностранные надзорные органы защищают местный рынок от некачественной продукции.
Вся продукция, которая ввозится в ЕС, должна соответствовать требованиям безопасности. Для разных видов товаров есть свои регламенты.
Прежде чем отправлять товар, разберитесь в системе регулирования и контроля качества в стране назначения. Советую бесплатный сервис Российского экспортного центра «Навигатор по барьерам и требованиям рынков». Он работает так: выбираете страну, а сервис показывает, какие в ней ограничения и требования к ввозимой продукции.
Вот что важно выяснить до поставки:
Не стесняйтесь обсуждать с покупателем эти вопросы и не ограничивайтесь устными договоренностями: обязательно фиксируйте в контракте разграничение ответственности и обязанностей.
Российская фирма заключила договор поставки в Финляндию трех еврофур с плитами МДФ — их используют для внутренней отделки помещений. При прохождении финской таможни возникли сложности: таможенный комиссар потребовал документы с информацией о материалах, химическом составе клея, способе производства и сертификации производителя по системе ISO. Российскому экспортеру пришлось экстренно собирать эти документы, переводить на английский язык и высылать в Финляндию.
Другой случай. Российская компания поставляла на Украину канцелярские товары — тетради, ежедневники, глобусы, письменные принадлежности. С бумагами все было в порядке: производитель получил «дозвiл» — главный санитарный документ на ввоз. Но проблема пришла откуда не ждали: украинские таможенники досмотрели товары и обнаружили тетрадку с картой Европы, на которой Крым был отмечен как часть России. В результате товар не пустили на Украину, а на покупателя завели административное дело. Вывод: экспортеру важно учитывать национальную специфику и политические моменты.
Как происходит декларирование товара на иностранной таможне с точки зрения экспортера
Как правило, распределение обязанностей такое: вы разбираетесь с российской таможней при вывозе, а иностранный покупатель — со своей таможней при ввозе.
Но есть исключение: при использовании базиса DDP экспортер поставляет товар под ключ и отвечает за декларирование и при вывозе, и при ввозе. Если это ваш случай, то советую воспользоваться помощью посредников. Например, ввозить товары в Евросоюз удобно через эстонские фирмы-посредники. У них есть номера VAT и EORI, которые нужны для таможенного декларирования на территории ЕС. Эти посредники готовы выступить складским или таможенным хабом для вашего бизнеса.
Если вы отправляете небольшие партии товаров за границу не компаниям, а обычным физлицам, то декларирование на таможне — как отечественной, так и иностранной — возьмет на себя курьерская служба. Нужно только предоставить ей полный пакет документов и доплатить за услугу: в большинстве случаев это обойдется в 10—12 тысяч рублей.
Расскажу про некоторые нюансы декларирования, которые полезно знать экспортеру.
Документы по транспортным расходам. Допустим, продавец поставляет товар на условиях базиса группы C или D, то есть берет на себя доставку.
Сначала груз привезут в транзитный терминал для прохождения таможенных процедур. Если компания-перевозчик не из Евросоюза, то у продавца могут потребовать документы, которые подтверждают транспортные и страховые расходы.
Причем эти документы должны быть переведены на язык той страны, куда прибыл груз. Особых проблем здесь нет: транспортные расходы легко подтвердить договором с перевозчиком и счетами на оплату. Нужно только заранее подготовить документы, чтобы не затягивать таможенные процедуры.
Право продавца заниматься международной торговлей. Если по условиям сделки вы отвечаете за доставку, то до подписания контракта нужно выяснить, зарегистрирован ли покупатель в качестве участника внешнеэкономической деятельности.
Например, в Европе факт регистрации подтверждает код EORI — запросите его у покупателя и проверьте через специальный сервис. А в Китае, чтобы заниматься международной торговлей, надо получить лицензию участника ВЭД. Есть способ проверить китайского покупателя: попросите его продемонстрировать любую таможенную декларацию, которую он когда-либо подавал. Если у него нет лицензии, то и показать декларацию он не сможет.
Если не проверить контрагента, можно попасть в неприятную ситуацию. По условиям базисов групп С и D доставку организует экспортер. Вот он привез товар, а выгрузить или передать на терминал не может: товар не принимают, поскольку покупатель не зарегистрирован как участник ВЭД. В результате транспортное средство стоит с грузом, а перевозчик выставляет экспортеру пени за простой.
Таможенные режимы. Если вы поставляете товары по контракту, то при ввозе в ЕС ваш покупатель заявляет таможенный режим «Импорт» и оформляет таможенную декларацию.
Но бывает, что у экспортера в принципе нет покупателя: например, когда товар везут на выставку. В таком случае порядок отличается: нужно заявлять таможенный режим «Временный ввоз» — с обязательством обратного вывоза или без него. Услуги по оформлению таких деклараций оказывают европейские таможенные представители. Обычно в этих компаниях есть ребята из России, Украины или Беларуси, которые на русском языке объяснят, что и как делать.
Как найти покупателя за границей
Универсального рецепта нет, но я расскажу о способах, которыми сам пользовался.
Международные выставки. Во многих европейских столицах время от времени проходят профильные выставки. Можно выкупить стенд, привезти туда образцы товаров, презентовать их и найти оптовых покупателей.
А после мероприятия выставочные образцы можно:
В начале 2000-х годов я работал в компании, которая производила корпусную мебель. Мне поставили задачу: найти покупателей в Киеве, Минске и Кишиневе. Я ездил в командировки по этим городам, искал торгующие организации, знакомился с директорами, вел переговоры.
В Минске и Кишиневе сразу удалось договориться о поставках: покупатели посмотрели наши каталоги и приняли решение. А вот в Киеве мебелью заинтересовались, но хотели посмотреть ее вживую — не рискнули заказывать по картинкам. Тогда я выяснил, когда состоится мебельная выставка, познакомился с выставочным комитетом, забронировал и оплатил площадь в павильоне.
Мы с коллегами выбрали подходящие модели и сформировали первую партию. Наша мебель стоила дорого, поэтому не хотелось бросать ее в Киеве после выставки. При экспорте из России я указал таможенный режим «Временный вывоз» с обязательством обратного ввоза. А на Украине нанял таможенного брокера, который оформил временный ввоз с обязательством обратного вывоза. Затем нашел перевозчика и оплатил доставку мебели туда и обратно.
Расскажу еще одну историю. Пару лет назад российский производитель косметики для тела и рук решил выйти на европейский рынок, а я как раз сопровождал этот процесс.
Чтобы продемонстрировать покупателям продукцию, мы решили привезти тестовые образцы на выставку «Космопроф» в Болонье. После изучения европейских нормативных документов выяснилось: чтобы ввезти продукцию в ЕС, нужны доказательства ее безопасности.
Поэтому мы нашли европейскую лабораторию, которая согласилась нотифицировать нашу косметику — то есть подтвердить, что она соответствует требованиям безопасности. Это платная услуга, стоимость зависит от специфики товара и количества исследований — от 800 € за каждое наименование продукции.
Лаборатория запросила физические образцы косметики для изучения — мы отправили их курьерской службой. Затем оплатили исследования и через пару недель получили положительное заключение. В нашем случае оно выглядело как выписка из CPNP — реестра косметической продукции, которая разрешена к обороту на территории ЕС.
Но это был не конец: следующий этап — таможенные процедуры в Европе. Нам предстояло ввезти образцы продукции для проб и презентаций — более 200 штук каждого наименования.
Мы связались с дирекцией выставки и взяли контакты таможенных агентов, которые ее обслуживают. В итоге договорились, что агент примет и растаможит косметику, а потом выдаст ее нам прямо на выставке. Мы подготовили образцы, провели экспортные таможенные процедуры в России, передали партию перевозчику и получили уже растаможенный груз в Болонье.
Участие в выставке обошлось недешево: за 50 м² пришлось отдать 7000 €. Но оно того стоило: мы заключили несколько контрактов, распродали все образцы, завели много полезных знакомств.
Платная версия «Линкед-ина» позволяет быстро наработать базу потенциальных партнеров за рубежом. Вот как это сделать:
Способ рабочий: именно так я нашел несколько клиентов из мелкого и среднего бизнеса.
«Инстаграм». Если у вас мелкий, но уже международный бизнес, то «Инстаграм» — неплохой источник привлечения клиентов. У него есть важный плюс: можно торговать прямо со страницы.
Но, как мне кажется, для серьезных продаж он не подходит: большинство руководителей западных и азиатских компаний — консерваторы. Они предпочитают деловые встречи, контакты на выставках и переписку по электронной почте.
Кто поможет начинающему экспортеру
За поддержкой обращайтесь в Российский экспортный центр — его представительства работают во многих городах страны. Вот на какую помощь можно рассчитывать:
Обратите внимание на программу Министерства промышленности и торговли «Международная кооперация и экспорт». Она направлена на поддержку несырьевых экспортеров и позволяет компенсировать расходы на сертификацию продукции.
Рекомендую почитать телеграм-канал «Агроэкспорт», который поддерживается Министерством сельского хозяйства. В этом канале появляются свежие новости о допусках российской продовольственной продукции на зарубежные рынки, проведении сертификаций, межправительственных соглашениях о содействии продвижению российской продукции.