договор на интеграцию информационных систем
Образец договора на сопровождение программных продуктов, заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.2. В объем сопровождения включаются следующие услуги:
1.2.1. настройки основных параметров ПП;
1.2.2. модификация, настройка и доработка ПП применительно к потребностям Заказчика;
1.2.3. обновление релизов конфигураций и программных файлов ПП;
1.2.4. консультации по работе с ПП с выездом Исполнителя на территорию Заказчика;
1.2.5. удаленное сопровождение (без выезда на территорию Заказчика);
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Исполнитель обязуется оказывать услуги в соответствии с перечнем, предусмотренным п.1.2 настоящего Договора. Указанные услуги оказываются Исполнителем только при соблюдении Заказчиком всех требований Лицензионного соглашения по ПП, указанного в п.1.1 настоящего Договора.
2.2. Стороны обязаны согласовывать дату и время выездов специалиста Исполнителя к Заказчику не менее, чем за рабочих дня до выезда.
2.3. Специалист Исполнителя обязан прибыть к Заказчику в назначенный день и время.
2.4. В случае необходимости переноса даты и/или времени встречи Стороны обязаны сообщить об этом друг другу не позднее, чем за рабочий день до назначенной встречи.
2.5. Исполнитель обязуется оказывать услуги, предусмотренные настоящим договором, в будние дни, с понедельника по пятницу, в период с 10ч до 20ч, но не более 8 (восьми) часов. Часы, выходящие за указанные рамки, считаются сверхурочными. В случае появления у Заказчика необходимости оказания Исполнителем услуг в сверхурочное время, а также в выходные и праздничные дни, оплата осуществляется по повышенным ставкам согласно п.4.6 настоящего Договора.
2.6. Заказчик обязуется своевременно принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги в размере и сроки, предусмотренные в разделе 4 настоящего Договора.
2.7. Исполнитель имеет право приостановить оказание услуг по настоящему Договору при невыполнении Заказчиком условий оплаты (см. раздел 4 настоящего Договора).
2.8. Исполнитель имеет право самостоятельно определять формы и методы оказания услуг, исходя из условий настоящего Договора и условий, созданных Заказчиком для оказания услуг Исполнителем. По усмотрению Исполнителя оказание услуг по Договору могут осуществляться вне территории Заказчика.
2.10. Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество оказываемых Исполнителем услуг, непосредственно не вмешиваясь в его деятельность.
2.11. Заказчик обязуется подписывать Исполнителю Листы учета рабочего времени по мере их предоставления Исполнителем.
2.12. В процессе эксплуатации ПП Заказчик обязан ежедневно создавать архивную копию базы данных и журнала регистрации, указанных ПП, с тем, чтобы исключить потерю данных по независящим от Сторон причинам.
2.13. Архивная копия, указанная в п.2.12 настоящего Договора, создается и хранится Заказчиком на магнитном носителе, отличном от носителя рабочей базы данных.
2.14. Заказчик не должен осуществлять действия, направленные на привлечение специалистов Исполнителя к работе у Заказчика с переходом к ним на работу, как штатным сотрудником, так и совместителем.
3. УЧЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ
3.1. Учет рабочего времени и оказанных услуг, указанных в п.1.2 настоящего Договора, ведется Сторонами путем составления Листов учета рабочего времени (далее ЛУРВ).
3.3. Наличие подписи Заказчика в ЛУРВе означает приемку Заказчиком оказанных Исполнителем услуг и подтверждает затраченный на оказание услуг объем рабочего времени Исполнителя, подлежащего оплате Заказчиком. При указании продолжительности времени работы специалиста Исполнителя в ЛУРВах округление производится до 0,5-го часа в большую сторону.
3.4. По окончании календарного месяца Стороны составляют Акт сдачи-приемки оказанных услуг (далее – Акт), в котором на основании Листов учета рабочего времени отражаются все оказанные услуги, количество затраченного рабочего времени и стоимость оказанных услуг, определенная в порядке, зафиксированном в разделе 4 настоящего Договора.
3.6. При наличии претензий к Исполнителю Заказчик обязан в течение рабочих дней с момента получения Акта предоставить Исполнителю письменный мотивированный отказ от приемки оказанных услуг. Основанием для отказа от приемки оказанных услуг по настоящему Договору могут являться невыполнение требований, непосредственно указанных в Заявке, а также имеющиеся в ЛУРВах замечания о недостатках по оказанным услугам. После получения письменного мотивированного отказа Заказчика от приемки оказанных услуг Заказчик и Исполнитель составляют в согласованные Сторонами сроки Акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения или Исполнитель предоставляет Заказчику обоснование невозможности устранения указанных недостатков.
3.7. В случае непредоставления Заказчиком в срок, указанный в п.3.6 настоящего Договора, письменного мотивированного отказа от подписания Акта и невыполнения им требований п.3.4. настоящего Договора, считается, что Исполнитель сдал, а Заказчик принял оказанные услуги согласно Акту в полном объеме без претензий, и Заказчик обязан не позднее рабочих дней с даты получения Акта произвести с Исполнителем окончательные расчеты.
3.8. Заказчик, обнаруживший в течение дней после приемки услуг Исполнителя отступления от условий настоящего Договора или иные недостатки, которые не могли быть установлены при приемке (скрытые недостатки), обязан известить об этом Исполнителя.
3.9. При обоснованности претензий Заказчика Исполнитель обязан своими силами и за свой счет устранить недоделки и недостатки оказанных услуг.
4. СТОИМОСТЬ УСЛУГ, ПОРЯДОК И СРОКИ РАСЧЕТОВ
4.1. Фактическая стоимость оказанных в течение календарного месяца услуг по настоящему Договору определяется на основании подписываемых Сторонами Листов учета рабочего времени.
4.2. Стоимость одного часа рабочего времени специалиста Исполнителя составляет рублей. Сумма НДС не облагается (на основании ст.346.12 и 346.13 главы 26.2 НК РФ).
4.3. Расчеты между Заказчиком и Исполнителем производятся в рублях, на основании счетов, выставляемых Заказчику Исполнителем по завершению календарного месяца.
4.4. Оплата счетов производится Заказчиком в течение рабочих дней со дня выставления счета Исполнителем путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя. Обязательство по оплате считается надлежаще исполненным в момент зачисления суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
4.6. Изменение стоимости рабочего часа специалиста Исполнителя согласовывается с Заказчиком и фиксируется в подписываемом обеими Сторонами Дополнительном соглашении к настоящему Договору.
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
5.1. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до « » 2021 года.
5.2. Настоящий Договор автоматически пролонгируется на следующий год, если ни одна из Сторон письменно не заявила о намерении прекратить или ограничить срок действия Договора.
5.3. Настоящий Договор может быть расторгнут по взаимному согласованию Сторон с письменным уведомлением не менее, чем за дней, либо в порядке, установленном действующим гражданским законодательством РФ.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
6.1. При условии, что Заказчик выполняет принятые на себя обязательства, Исполнитель несет ответственность за профессиональное и качественное оказание услуг, предусмотренных настоящим Договором.
6.2. Исполнитель гарантирует Заказчику, что, в течение срока действия настоящего Договора, в случае сбоя в созданных Исполнителем настройках ПП в процессе их эксплуатации все услуги по восстановлению работоспособности программы будут выполнены силами и за счет Исполнителя. Основанием является подтверждение сбоя через повторную демонстрацию аналогичной ситуации Исполнителю на восстановленной из архивной копии базе данных.
6.3. Исполнитель не несет ответственности за сбой в работе ПП в части, не подвергавшейся настройке Исполнителем. В данном случае все услуги по диагностике и восстановлению работоспособности программного продукта выполняются за счет Заказчика.
6.4. Исполнитель не несет ответственности за невосстановимое разрушение баз данных на компьютерах Заказчика, возникшее в результате сбоев электропитания, оборудования, невыполнения пользовательских инструкций (далее ПИ), созданных Исполнителем, или изложенных в руководстве пользователей, указанному в п.1.1 настоящего Договора, а также за невыполнение Заказчиком архивного копирования баз данных или журнала регистрации.
7. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
7.1. Стороны обязуются не разглашать сведения конфиденциального характера друг о друге и об их хозяйственной деятельности, технических наработках, а также не использовать во вред друг другу информацию, полученную в рамках выполнения настоящего Договора, как во время действия, так и после завершения или прекращения действия настоящего Договора. Конфиденциальной считается любая информация относительно финансового, коммерческого, технического (в т.ч. нормативно- технического) положения Сторон или информация, которая прямо названа Сторонами конфиденциальной и указана в предоставляемом другой Стороне Перечне конфиденциальных документов.
7.2. Стороны несут ответственность друг перед другом в рамках действующего законодательства за несанкционированную передачу третьим лицам конфиденциальной информации, определенной в п.7.1 настоящего Договора.
8. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
8.1. Стороны соглашаются о том, что с момента подписания настоящего Договора, все права в отношении методик, алгоритмов, программного кода, способов и приемов, разработанных и применяемых Исполнителем для получения результатов работ по настоящему Договору, принадлежат Исполнителю без ограничения сроков и территории.
9. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
9.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если их исполнению препятствует чрезвычайное и непреодолимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила).
9.2. Под обстоятельствами непреодолимой силы Стороны понимают такие обстоятельства как: землетрясения, пожары, наводнения, прочие стихийные бедствия, эпидемии, аварии, взрывы, военные действия, а также изменения законодательства, повлекшие за собой невозможность выполнения Сторонами своих обязательств по Договору.
9.3. При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств по настоящему Договору одной из Сторон, она обязана оповестить другую Сторону незамедлительно после возникновения таких обстоятельств, при этом срок выполнения обязательств по настоящему Договору переносится соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства.
9.4. Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении последовательных месяцев и не обнаруживают признаков прекращения, настоящий Договор может быть расторгнут Заказчиком и Исполнителем путем направления уведомления другой Стороне.
10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
10.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем дополнительных переговоров по взаимному согласию Сторон.
10.2. При невозможности урегулирования в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в Арбитражном суде в порядке, установленном законодательством РФ.
Договоры в сфере информационных технологий (IT)
Мы предлагаем:
В рамках заключенного договора бесплатно предоставляются консультации и инфо-справка по условиям и рискам.
Эксперты по договорам в сфере информационных технологий
Хомякова Елена Сергеевна
Опыт: Профессиональный опыт в юридической сфере с 2003 года
Задать вопрос эксперту: Хомякова Елена Сергеевна Задать вопрос эксперту Все эксперты
Царев Евгений Олегович
Эксперт по информационной безопасности
Опыт: Экспертная работа с 2011 года. Педагогический стаж с 2008 года
Задать вопрос эксперту: Царев Евгений Олегович Задать вопрос эксперту Все эксперты
Что такое ИТ-договоры? Виды ИТ-договоров.
На сегодняшний день актуальность ИТ-сферы, необходимость ее правового регулирования и юридически верного оформления сложно переоценить. С началом пандемии, активизировалась интернет-торговля, все больше услуг клиенты могут получать онлайн, Минэкономразвития России внесло в Правительство проект закона, которым предлагается перевести деловой документооборот в электронный вид (инфо 14.09.2020), все больше внимания мы уделяем защите конфиденциальной информации, легитимности обработки персональных данных, информационной безопасности систем, легитимности работы сайтов, социальных сетей, агрегаторов, маркетплейсов, мессенджеров.
Ежедневно в RTM Group обращаются десятки клиентов с запросами юридических консультаций и запросами конкретных предложений юридических услуг, чаще всего, по созданию актуальной документации для сайта, социальной сети, маркетплейса, по разработке и анализу различных ИТ-договоров. Сейчас более подробно остановимся на последних.
ИТ-договоры – это собирательное понятие, выделенное лишь формально, характеризующее в большей степени сферу применения документа, нежели его структуру или особенности правового регулирования.
ИТ-сфера обширна и многогранна, договоры, призванные урегулировать правоотношения, складывающиеся в процессе, можно условно разделить на такие виды, как:
Как правильно составить ИТ-договор?
Теперь поговорим о подготовке самого договора оказания ИТ-услуг.
Работу над любым договором настоятельно рекомендую начинать с анализа бизнес-модели или проекта в целом. Зачем? Чтобы четко понимать, к какому результату желает прийти наш заказчик в результате выполнения договора (или невыполнения, — тоже предстоит выяснить, чтобы вовремя прописать нужные условия и нивелировать риски).
Нельзя ограничиваться формальным указанием заказчика на предмет договора, важны любые мелочи.
Например, компания разработала некое ПО, позволяющее генерировать ПЭП на мобильном устройстве и с помощью нее подписывать любые документы. Теперь она желает реализовать ПО некому банку. Задача исполнителя — подготовить для компании комплект документов, позволяющий реализовать проект заказчика до момента передачи ПО Банку.
Соответственно, наша задача – как можно детальней описать предмет договора, максимально декомпозировать услугу, идеально – четко прописать в техническом задании к договору все требования заказчика и ожидаемый результат. Этот тезис в равной степени актуален и для заказчика, и для Исполнителя, ведь будет точно определено, что желает получить в результате оказания услуг Заказчик, и что должен сделать Исполнитель. Длящиеся во времени услуги целесообразно разбивать на этапы, определяя при этом сроки и стоимость каждого этапа.
В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенным является условие о предмете договора. Недостаточно конкретная формулировка может стать причиной для признания договора незаключенным.
Арбитражная практика показывает, что обычно при оценке договора оказания услуг и определении его предмета суды изучают, был ли перечень конкретных оказанных услуг обозначен в договоре и/или в приложениях к нему. Важным моментом для принятия решения о заключении договора является результат оценки судом степени конкретизации деятельности и/или действий, составляющих его предмет, что несет в себе риск, поскольку закон не содержит критериев для подобной оценки. Поэтому главную роль может сыграть выявленный нами критерий, уточняющий деятельность или действия исполнителя, как привязка услуг к конкретному материальному объекту, если это возможно, или к результату работу/услуг. (п. 1.1 и 2.2 постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2010 по делу № А82-3523/2009-7, постановление ФАС Московского округа от 01.12.2009 № КГ-А40/11809-09).
Помимо предмета договора, определите момент и порядок его подписания, иных документов, а также регламент взаимодействия сторон по договору.
Например, так: «Моментом заключения договора считается дата, указанная в правом верхнем углу первой страницы договора».
И «Стороны признают юридическую силу электронных документов и переписки, направленных по адресам, указанным в разделе «Адреса и реквизиты сторон», посредством отправки электронных писем и/или сообщений. Все уведомления, направленные в соответствии с договором, считаются отправленными и принятыми надлежащим образом, и надлежащим лицом, если отправитель не получил соответствующего сообщения о том, что уведомление не было доставлено адресату. Настоящим, стороны заявляют, что признают юридически значимыми документы на бумажном носителе с подписями представителей сторон, переписку по электронной почте с адресов представителей сторон, телефонные переговоры с номеров сторон либо представителей сторон, а также сообщения представителей сторон, в случае получения ответа на них.»
Необходимо дополнить договор разделом об электронном документообороте с использованием, проще всего, простой электронной подписи. В этом случае исполнитель снимет массу вопросов заказчика по реализации задачи, соответствию результата и адекватному взаимодействию.
Если для оказания определенного вида услуг требуется лицензия, не забудьте упомянуть об этом в договоре, запросите копию лицензии и оформите в виде приложения к договору.
Пока не перешли к прочим условиям договора оказания ИТ-услуг, хочу обратить Ваше внимание на стороны по договору. Ведь если заказчиком услуг по договору выступает физ. лицо, то правоотношения между заказчиком и исполнителем регулируются Законом о защите прав потребителей, который является специальным по отношению к нормам ГК РФ и прочим нормативным правовым актам. Здесь требуется учесть и прописать такие аспекты, как место составления, предмет договора, определить, какие именно недостатки услуг являются существенными, помнить, что по ЗоПП неустойки и штрафы очень значительные, и договором они не регулируются.
После лирического отступления, вернемся к условиям договора оказания ИТ-услуг.
Важными моментами, которые необходимо отразить в договоре оказания ИТ-услуг являются место оказания услуг, сроки оказания услуг, права и корреспондирующие им обязанности сторон.
Особое внимание уделим порядку сдачи и приемки услуг. Так, нередко в договорах идет речь о том, что услуги считаются оказанными с момента подписания акта оказанных услуг. И вот что происходит на практике. Предположим, что акт оказанных услуг направлен Исполнителем Заказчику. В договоре прописан срок приемки и подписания акта Заказчиком – 5 рабочих дней, обязанность по оплате в полном объеме или в части возникает у Заказчика тоже только после его подписания. Однако, в большинстве договоров не сказано, что же будет, если заказчик не подпишет акт. Исполнитель вынужден вести претензионную работу, доказывать в суде, что услуги оказаны, и заказчик обязан их оплатить – это долго, дорого. А ведь можно прописать в договоре фразу о том, что, если Заказчик не подписал акт оказанных услуг в течение 5 рабочих дней и не направил мотивированный отказ или замечания, то услуги считаются принятыми заказчиком без замечаний.
Также касательно мотивированного отказа или замечаний — не нужно лениться как можно детальней регламентировать процедуру взаимодействия между заказчиком и исполнителем. Со стороны заказчика может иметь место, например, злоупотребление правом направлять мотивированные замечания и, таким образом, затягивать приемку услуг и оплату по договору. Пропишите фразу о том, что заказчик обязан предоставить исчерпывающий перечень замечаний, укажите сроки их устранения исполнителем, порядок взаимодействия по урегулированию спорных моментов, возможно, определите экспертную организацию, заключение которой стороны обязуются принять, как обязательное для сторон, предусмотрите порядок несения расходов по урегулированию разногласий.
Не менее важными являются пункты договора оказания ИТ-услуг об ответственности сторон и обеспечении конфиденциальности информации.
Наряду с пунктами об ответственности сторон за неисполнение сроков по договору или обязательств по оплате, желательно предусмотреть пункты об ответственности сторон за нарушение иных обязательств по договору, таких как несвоевременное направление документов, устранение недостатков, разглашение конфиденциальной информации, использование результата услуг в целях, не обозначенных в договоре или за установленными пределами.
Естественно, наличие столь детально прописанных штрафных санкций может насторожить контрагента, но мы предлагаем всегда пояснять, что любые штрафы и неустойки по договору призваны только дисциплинировать каждую из сторон и ни в коем случае не обладают карательной функцией.
Теперь, касательно конфиденциальности. К сожалению, в большинстве договоров этому вопросу отводится всего несколько дежурных пунктов и то, просто потому, что положено про это писать, как и про форс мажор.
Судебная практика
Представим себе, что Ваши планы на реализацию какого-то Старт-апа станут известны конкурентам, которые на основе Ваших разработок сумеют быстрее представить продукт на рынке и даже внедрить. Вместо возможных сверхприбылей, Вы получите статьи расходов на разработку проекта и, скорее всего, судебные иски (что тоже расходы), где придется доказывать Ваше авторское право на разработки.
Да, полностью нивелировать перечисленные риски не удастся, но, значительно комфортней будет отстаивать свое право, если в договоре оказания ИТ-услуг Вы пропишите, что конкретно относится к конфиденциальной информации, каков порядок обращения с ней, сроки неразглашения (можно также указать, что исполнитель ознакомлен с политикой конфиденциальности заказчика), значительные штрафы за разглашение.
Здесь хочу обратить Ваше внимание: почти у всех компаний в документах содержится одна и та же ошибка — правила работы с ПДн они называют Политикой конфиденциальности.
Однако, политика конфиденциальности более широкое понятие и включает в себя работу со всей конфиденциальной информацией, в том числе, с персональными данными. Конфиденциальной информацией является информация, отнесенная к таковой в силу закона, и любая, которую стороны назовут таковой, пропишут правила работы с ней. Требования же к работе с персональными данными жестко регламентированы законодательством.
Таким образом, в Правилах ПДн мы прописываем то, что обязательно должно быть в силу закона, практики, рекомендаций Роскомнадзора, а в Политике конфиденциальности, помимо этого, то, что хотим защитить дополнительно. Например, различные договоры, письма с Вашими клиентами, партнерами, наработки и т.п., внутреннюю документацию.
Важно закрепить в договоре, что является результатом оказанных услуг и кому он принадлежит, критерии определения качества оказанных услуг, пределы использования результата заказчиком и исполнителем, в том числе, в маркетинговых целях, либо указать об отсутствии таких пределов.
Нередко, между сторонами возникают споры именно из-за неопределенности того, что является результатом оказания услуг.
Так, исполнитель оказал определенные услуги по проверке соответствия информационной системы заказчика требованиям законодательства и рекомендациям Банка России, предоставил соответствующие рекомендации. Однако, в результате мониторинга Банком России были выявлены ряд нарушений в деятельности заказчика, не указанных в рекомендациях исполнителя. Заказчик отказался от оплаты по договору в связи с тем, что исполнителем оказаны услуги ненадлежащего качества.
Исполнитель обратился в суд с требованием о взыскании задолженности по договору оказания услуг. Каковы перспективы судебного спора?
Многое здесь зависит от таких критериев, как:
— формулировка предмета и результата договора – иногда суды аргументируют свою точку зрения тем, что предметом спорного договора являлось только оказание услуг, а не достижение конкретного результата (определение Ростовского областного суда от 17 мая 2012 г. по делу № 33-5206);
— критерии качества оказанных услуг – определены ли договором;
— способ взаимодействия сторон — если между представителями сторон велась переписка в ходе исполнения договора, то опять же, возвращаемся к условиям договора – есть ли пункты о легитимности такой переписки.
Из простого примера мы видим, как много зависит именно от того, как составлен договор оказания ИТ-услуг, насколько детально определены его условия. Ведь иногда фраза, длинною в одну строчку, способна принести компании победу в судебном споре, а значит, принесет прибыль или позволит сэкономить.
Штат нашей компании – это команда квалифицированных юристов с богатым опытом ведения дел в сфере IT-технологий. Мы предоставляем консультации IT-компаниям на протяжении многих лет и хорошо разбираемся в тонкостях персональных данных и информации.
Наши юристы знакомы с тонкостями работы компаний из области информационных технологий и готовы предложить следующие услуги по сопровождению IT-контрактов:
У нас Вы сможете получить помощь по ведению переговоров с разработчиком, что поможет отстоять свои права при заключении соглашения. Мы представляем интересы заказчиков по всей России.
Компания имеет внушительную судебную практику, что позволяет говорить клиентам о перспективах дела еще на этапе анализа документов.