договор на изготовление сувенирной продукции образец
Договор на изготовление сувенирной продукции образец
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Договор на изготовление рекламной и сувенирной продукции
Договор на изготовление рекламной и сувенирной продукции
№ ________
г. Москва « » 2010 г.
ООО «___________», именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице Генерального директора _________, действующего на основании Устава и
ООО_____________________ именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора _________________, действующей на основании Устава, с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны» заключили настоящий Договор о нижеследующем:
2. Стоимость работ и порядок расчетов.
2.1. За работы, выполненные Исполнителем, Заказчик выплачивает Исполнителю денежное вознаграждение. Цена работ по договору (в т.ч. НДС) указывается в Приложениях к настоящему договору. В стоимость работ включены расходы по упаковке, маркировке, доставке, изготовленной Продукции.
2.2. Если иное не указанно в соответствующем Приложении, то порядок расчетов производится следующим образом:
Заказчик в срок не более 20 (двадцати) дней с момента подписания Сторонами Акта приема-передачи Продукции производит оплату Продукции, принятой по Акту приема-передачи.
2.3. Фактом оплаты является зачисление суммы платежа на расчетный счет Исполнителя
3. Права и обязанности Сторон.
3.1. Заказчик обязуется:
3.1.1. в срок, установленный в соответствующем Приложении, предоставлять Исполнителю необходимые для исполнения работ Материалы и информацию, принадлежащие на праве собственности Заказчику. При этом Заказчик гарантирует, что Материалы для исполнения работ не обременены правами и/или обязательствами третьих лиц, на них не обращено взыскание, не находятся в залоге, под арестом.
3.1.2. утвердить эскиз Продукции в срок не более 5 (пяти) рабочих дней с даты получения.
3.1.3. утвердить сигнальный образец Продукции в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения сигнального образца Продукции от Исполнителя или представить Исполнителю в вышеуказанный срок письменные мотивированные замечания по представленному сигнальному образцу Продукции;
3.1.4. своевременно и в порядке, уставленном настоящим Договором, оплатить работы, выполняемые Исполнителем.
3.1.5. своевременно произвести приемку Продукции.
3.1.6. Заказчик обязан представить Исполнителю доверенность на право получения Продукции. При неисполнении Заказчиком настоящего пункта Исполнитель вправе не передавать Продукцию. При этом Исполнитель не несет ответственность за нарушения сроков доставки.
3.2. Исполнитель обязуется:
3.2.1. предоставить Заказчику на письменное утверждение эскиз Продукции;
3.2.3. изготовить в соответствии с утвержденным Заказчиком эскизом Продукции сигнальный образец Продукции и предоставить Заказчику на утверждение в сроки, установленные в соответствующем Приложении к настоящему Договору;
3.2.4. в случае мотивированных замечаний Заказчика по сигнальному образцу Продукции, предоставить Заказчику на утверждение доработанный сигнальный образец Продукции.
3.2.5. изготовить Продукцию в соответствии с техническими и качественными характеристиками, указанными в соответствующем Приложении к настоящему Договору, утвержденным эскизом Продукции и сигнальном образцом Продукции, в сроки, указанные в соответствующем Приложении к настоящему Договору.
3.2.6. Внешний вид Продукции может незначительно отличаться от утвержденного эскиза в том случае, если невозможно достичь требуемого эффекта по техническим и технологическим причинам.
3.2.7. известить Заказчика о готовности Продукции.
3.2.8. упаковать изготовленную Продукцию в стандартную для такого вида Продукции упаковку. Упаковка должна обеспечивать полную сохранность Продукции и предохранять ее от повреждений при перевозке, складировании и хранении. При этом дополнительные требования к упаковке указываются в соответствующих Приложениях к настоящему Договору. Если Заказчик не предъявляет дополнительные требования по маркировке, то Исполнитель производит стандартную маркировку Продукции.
4. Качество продукции.
4.1. Качество Продукции должно соответствовать утвержденным Заказчиком документам и отвечать установленным техническим стандартам и нормативам.
4.2. Исполнитель гарантирует качество изготовленной Продукции в течение 6 месяцев с момента передачи Продукции Заказчику. Исполнитель гарантирует качество изготовленной Продукции в целом, включая составные части и комплектующие изделия (при наличии).
Гарантийный срок на комплектующие изделия и составные части считается равным гарантийному сроку на основное изделие и истекает одновременно с истечением гарантийного срока на это изделие. Гарантия не распространяется на изделия с дефектами, имеющие следы механических и/ или термических, и/ или химических воздействий и/ или повреждений. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи Продукции Заказчику.
4.3. Исполнитель обязуется за свой счет устранить дефекты, выявленные в Продукции вследствие выполнения Сторонами настоящего Договора, в течение гарантийного срока, кроме случаев, когда дефекты возникли в результате нарушения Заказчиком правил эксплуатации. Устранение дефектов производится в срок указанный в Акте о выявленных дефектах, составленный Сторонами при обнаружении дефектов.
4.4. В случае устранения дефектов в Продукции, на которую установлен гарантийный срок, этот срок продлевается на время, в течение которого Продукция не использовалась из-за обнаружения дефектов.
4.5. При обнаружении недостатков или дефектов Продукции, Заказчик направляет Исполнителю фото отчет. В случае если Продукция является сложной и предоставление фото отчета не достаточно, по согласованию Сторон вызывается представитель Исполнителя.
5. Порядок сдачи-приемки
5.1. Факт передачи партии Продукции Исполнителем и приемки партии Продукции Заказчиком подтверждается подписью уполномоченного лица Заказчика и проставлением оттиска круглой фирменной печати (штампа) Заказчика на накладной на соответствующую партию передаваемой Продукции. С момента приемки Продукции право собственности на Продукцию, а также риск случайной гибели и/или порчи Продукции переходит к Заказчику. При этом под моментом приемки партии Продукции Стороны понимают момент (дату) подписания уполномоченным лицом Заказчика накладной на соответствующую партию Продукции.
5.2. Приемка Продукции по количеству и качеству осуществляется при доставке Продукции Исполнителем на склад Заказчика в срок не более 2 (двух) рабочих дня с момента передачи Продукции и подписания Сторонами сопроводительных документов. Заказчик вправе предъявить претензии по ассортименту, количеству упаковок (мест), по количеству единиц Продукции внутри упаковки и по качеству (явные недостатки). Факт приемки продукции по количеству и качеству, подтверждается подписанием Сторонами Акта приема-передачи.
5.5. Заказчик вправе предъявлять претензии по качеству (скрытые недостатки) доставленной Продукции в течение всего гарантийного срока, установленного на Продукцию.
Под скрытыми недостатками Продукции Стороны для целей настоящего Договора понимают, в том числе, несоответствие качества Продукции требованиям, указанным в соответствующем Приложении к настоящему Договору.
5.6. При доставке последней партии Продукции по соответствующему Приложению к настоящему Договору Исполнитель одновременно с Актом приема-передачи на последнюю партию Продукции предоставляет Заказчику два подписанных со своей стороны экземпляра Акта приема-передачи выполненных работ. Заказчик обязуется в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения Акта приема-передачи подписать его или направить Исполнителю письменный мотивированный отказ от подписания Акта приема-передачи. В этом случае Стороны в течение 5 (пяти) дней с даты получения Исполнителем письменного мотивированного отказа Заказчика от подписания Акта приема-передачи выполненных работ составляют и подписывают двусторонний Акт о выявленных недостатках, в котором фиксируется перечень недостатков, которые Исполнитель обязуется устранить за свой счет, и сроки их устранения.
При этом Стороны подписывают Акт приема-передачи выполненных работ после устранения Исполнителем всех выявленных Заказчиком недостатков.
6. Ответственность сторон
6.1. В случае несвоевременного утверждения Заказчиком эскиза Продукции или сигнального образца Продукции срок изготовления Продукции, указанный в соответствующем Приложении к настоящему Договору, соразмерно отодвигается на срок просрочки Заказчика, что фиксируется Сторонами в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Договора, при этом штрафные санкции к «Исполнителю» не применяются.
6.2. В случае нарушения Исполнителем срока выполнения работ по какому-либо Приложению Заказчик вправе потребовать, а Исполнитель обязуется выплатить Заказчику в течение 5 (пяти) банковских дней с даты получения письменного требования Заказчика неустойку в размере 0,1 % от стоимости Продукции неотгруженной в срок по соответствующему Приложению, за каждый день просрочки, но не более 10 % от стоимости Продукции неотгруженной в срок по соответствующему Приложению.
6.3. В случае нарушения Заказчиком срока уплаты стоимости работ, указанного в каком-либо Приложении к настоящему Договору, Исполнитель вправе потребовать, а Заказчик обязуется выплатить Исполнителю в течение 5 (пяти) банковских дней с даты получения письменного требования Исполнителя неустойку в размере 0,1 % от суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки оплаты, но не более 10 % от суммы подлежащей уплате по соответствующему Приложению.
6.4. Штрафные санкции, предусмотренные настоящим Договором, а также действующим законодательством РФ, подлежат применению в случае направления Стороной, чьи права нарушены, другой Стороне письменного требования, подписанного уполномоченным представителем Стороны, чьи права нарушены, и счета. При отсутствии надлежащим образом оформленного требования штрафные санкции не начисляются и не уплачиваются. Оплата штрафных санкций не освобождает от выполнения обязательств по настоящему Договору.
6.5. Ответственность Сторон в случаях, не предусмотренных настоящим Договором, определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.
7. Дополнительные условия
7.1. Информация, полученная в рамках настоящего Договора Сторонами, признается конфиденциальной. Стороны обязуются не раскрывать такую информацию третьим лицам, а также не использовать ее для иных целей, кроме как для выполнения своих обязательств по данному Договору, без предварительного письменного согласия другой стороны.
9. Заключительные положения
9.1. Договор вступает в силу с даты его заключения и действует по 31 декабря 2010 г. Если за 20 (двадцать) календарных дней до окончания срока действия Договора ни одна из Сторон письменно не известит другую о своих намерениях изменить условия Договора или прекратить его действие, то Договор автоматически продлевается на каждые следующие 12 (двенадцать) месяцев.
9.2. Все изменения, дополнения и приложения к настоящему Договору должны быть оформлены в письменном виде и подписаны обеими Сторонами.
9.3. Все споры или разногласия, возникающие между Сторонами по настоящему Договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров, разногласия подлежат разрешению в Арбитражном суде г. Москвы.
9.4. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.
10. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон и подписи сторон
Образец договора на рекламу продукции(услуг), заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР НА РЕКЛАМУ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Рекламодатель поручает, а Рекламопроизводитель обязуется выполнить работы по изготовлению рекламы в форме и сдать ее результат Рекламодателю, а Рекламодатель обязуется принять результат работы и оплатить его в соответствии с условиями настоящего Договора.
2. ОБЯЗАННОСТИ РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
2.2. Своими силами и из своих материалов изготавливает (и осуществляет все предшествующие изготовлению операции: макетирование, подготовка эскизов, составление текстов и т.п.) плакаты, брошюры, проспекты, стенды, слайды, фильмы, видеокассеты, магнитные записи, значки, объявления (нужное подчеркнуть), рекламирующие продукцию Рекламодателя.
2.3. Представляет на утверждение Рекламодателю образцы подлежащей тиражированию рекламной продукции до начала тиражирования.
2.4. Знакомит Рекламодателя по его требованию с ходом работ по изготовлению рекламы.
2.5. Размещает (публикует объявления, развешивает плакаты, рассылает проспекты и т.п.) по согласованию с Рекламодателем.
3. ОБЯЗАННОСТИ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ
3.1. Утверждает программу работ по рекламе.
3.2. Утверждает образцы рекламной продукции, подлежащей тиражированию.
3.3. Представляет информацию, необходимую для изготовления рекламы (технические данные продукции, описание услуг и т.п.).
3.4. Подписывает Акт выполненных работ или представить обоснованный отказ в письменной форме в течение ( ) рабочих дней с момента выполнения работ Рекламопроизводителем.
3.5. Своевременно произвести расчеты с Рекламопроизводителем согласно разделу 4 настоящего Договора.
4. ПОРЯДОК ОПЛАТЫ РАБОТЫ РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЯ
4.1. Работу, выполненную Рекламопроизводителем, Рекламодатель оплачивает в сумме рублей в следующем порядке:
— аванс в размере ( ) рублей, в том числе НДС ( ) рублей, Рекламодатель уплачивает до начала выполнения Рекламопроизводителем работ, оставшуюся часть цены работ в размере ( ) рублей, в том числе НДС ( ) рублей, Рекламодатель уплачивает в течение ( ) рабочих дней после подписания Сторонами Акта выполненных работ.
4.2. При сдаче-приемке выполненных работ составляется соответствующий акт сдачи-приемки, подтверждающий выполнение Рекламопроизводителем своих обязательств, который является неотъемлемой частью настоящего договора.
4.3 Акт выполненных работ составляется Рекламопроизводителем в двух экземплярах и направляется на подписание Заказчику в срок не позднее рабочих дней с момента выполнения работ.
Заказчик обязан рассмотреть и подписать акт и направить один экземпляр Рекламопроизводителю в срок не позднее рабочих дней с момента получения акта выполненных работ.
4.4. В случае уклонения или немотивированного отказа Заказчика от подписания акта выполненных работ Рекламопроизводитель в срок не позднее рабочих дней с момента истечения срока, установленного для рассмотрения и подписания акта, вправе составить односторонний акт выполненных работ. Рекламопроизводитель в срок не позднее рабочих дней с момента составления одностороннего акта обязан направить копию этого акта Заказчику. В таком случае будет считаться, что работы выполнены Рекламопроизводителем и приняты Заказчиком без претензий и замечаний и подлежат оплате на основании такого акта. Работы признаются выполненными с момента составления одностороннего акта выполненных работ.
4.5. Расчеты за выполненные работы производятся Рекламодателем путем перечисления на текущий (расчетный) счет Рекламопроизводителя.
5. СРОКИ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
5.1. Настоящий договор заключен на срок до « » 2021 г. Согласованные промежуточные этапы:
5.1.1. Предоставление на утверждение программы до « » 2021 г.
5.1.2. Изготовление образцов до « » 2021 г.
5.1.3. Начало тиражирования до « » 2021 г.
5.1.4. Окончание тиражирования до « » 2021 г.
5.2. Рекламодатель может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Договора, уплатив Рекламопроизводителю часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе Рекламодателя от исполнения Договора. Рекламодатель также обязан возместить Рекламопроизводителю убытки, причиненные прекращением Договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, уплаченной за выполненную работу.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Рекламодатель и Рекламопроизводитель несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6.2. Рекламопроизводитель не несет ответственности за фактическое качество рекламируемых товаров (услуг).
Как вести бухгалтерский учет сувенирной продукции
Сувениры играют важную роль в деятельности ряда компаний. Они могут реализовываться в целях извлечения прибыли, передаваться безвозмездно для популяризации услуг организации. Любые операции с сувенирной продукцией нужно учитывать.
Вопрос: Организация, которая оказывает рекламные услуги, приобретает на сумму 600 тыс. руб. сувенирную продукцию из драгоценных металлов (значки из серебра/золота) для цели последующей перепродажи заказчику для проведения им рекламных акций. Должна ли организация вставать на учет в контролирующих органах?
Посмотреть ответ
Что относится к сувенирам
Под сувенирной продукцией обычно понимаются предметы, обладающие определенной рекламной символикой. К примеру, это ручки, кружки, календари с логотипом компании. Точное определение сувениров дано в пункте 1 статьи 3 ФЗ №38 «О рекламе» от 13 марта 2006 года.
Вопрос: Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на приобретение сувениров (подарков) для деловых партнеров в рамках официального приема (пп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Основной признак, по которому сувениры относятся к рекламной продукции, – предназначение. В частности, это передача неопределенному перечню лиц. Поэтому траты на сувениры, раздаваемые на встречах с заказчиком, не являются рекламными. Связано это с тем, что в данном случае фигурирует определенный перечень лиц.
Если на продукции есть символика компании (логотип, наименование) и она передается с целью привлечения внимания к услугам фирмы, расходы считаются рекламными.
Вопрос: Как отразить в учете расходы на изготовление сувенирной продукции с символикой организации и ее раздачу потенциальным покупателям в рекламных целях, если стоимость изготовления единицы такой продукции не превышает 100 руб.?
Посмотреть ответ
Приобретение и изготовление сувениров
При оформлении соглашений на покупку и производство сувениров нужно руководствоваться ФЗ №94 «О размещении заказов на поставку продукции» от 21 июля 2005 года. В статье 10 ФЗ №94 прописаны варианты размещения заказов:
Отражение операций с сувенирной продукцией зависит от того, как именно она будет использоваться.
Базовые требования и документальное сопровождение
Расходы могут признаваться в учете только при наличии этих условий:
До 1 января 2012 года фирма должна была использовать унифицированные формы первички. Однако сейчас компании могут самостоятельно разрабатывать формы. Разрабатываются они с учетом норм, прописанных в пункте 1 статьи 9 ФЗ №402 «О бухучете» от 6 декабря 2011 года. В частности, первичные документы обязательно должны содержать эти реквизиты:
Документ не будет действительным без подписи должностного лица.
Бухучет сувениров
В бухучете траты на рекламу относятся к расходам по обычным направлениям деятельности. Первая проводка отражает поступление продукции. Она выполняется на базе товарной накладной. Запись в бухучете выглядит таким образом: ДТ10 КТ60. Поступление сувениров.
После внесения этой записи нужно создать приходный орден. Форма его может быть разработана фирмой самостоятельно на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Однако допускается использование унифицированной формы М-4. Рассматриваемый первичный документ считается основанием для принятия к учету материальных объектов. Число сувенирной продукции, зафиксированное в приходном ордене, должно соответствовать данным, содержащимся в товарной накладной. В приходном ордере должна стоять подпись материально ответственного лица.
В дальнейшем выполняются эти проводки:
Списание обычно выполняется в завершение отчетного периода. Для проведения этой операции нужно составить требование-накладную. Бумага отражает выдачу и выбытие сувениров. На этом документе ставятся подписи отпускающих и принимающих продукцию лиц.
К СВЕДЕНИЮ! Часто сувенирная продукция с рекламной символикой раздается в ходе различных мероприятий. Ее отпуск в данном случае нужно отслеживать. Для этого требуется подготовить все требуемые документы. В первую очередь, это приказ руководителя о проведении мероприятия. В нем указываются ответственные за раздачу сувениров лица. После завершения мероприятия составляется отчет. В нем фиксируется количество сувениров, которые были розданы.
Налоговый учет сувениров
Расходы на сувенирную продукцию относятся к рекламным. Последние, в свою очередь, снижают налогооблагаемую прибыль. Они будут относиться к прочим расходам на производство и реализацию на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Траты на покупку и производство сувениров относятся к нормируемым. Они принимаются к налоговому учету в размере не более 1% от выручки компании. Основание тому – пункт 4 статьи 264 НК РФ.
Траты на сувенирку предполагают начисление НДС. Обложение НДС сувенирной продукции выполняется в стандартном порядке на основании статьи 146 НК РФ. Порядок актуален и при раздаче продукции в рекламных целях. Основанием тому является письмо Минфина №03-07-07/36 от 10 июня 2010 года. Однако есть исключение – сувенирка стоимостью менее 100 рублей. Такие суммы НДС облагаться не будут на основании пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Передача сувениров на официальных переговорах
В пункте 1 статьи 264 НК РФ указано, что траты на рекламу (в том числе, участие в выставках) причисляются к прочим расходам на производство и реализацию. Они снижают налогооблагаемую прибыль.
Ранее уже упоминалось, что рекламными расходы будут признаны только в том случае, если сувениры распространяются среди неопределенного круга лиц. Передача сувенирки на официальных переговорах предполагает определенное количество лиц. Поэтому сопутствующие расходы не будут рекламными. Более правомерным будет их признание в составе представительских трат.
Однако в письме Минфина №03-03-04/4/136 от 16 августа 2006 года указано, что траты на сувенирку не могут быть включены в состав представительских расходов. Связано это с тем, что эти траты не поименованы в пункте 2 статьи 264 НК РФ.
То есть расходы на раздачу сувенирной продукции не относятся ни к рекламным, ни к представительским тратам. Значит, они не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Документы, подтверждающие передачу сувениров
Передача сувениров осуществляется на основании документов. Каждый метод передачи предполагает оформление отдельного перечня бумаг:
К СВЕДЕНИЮ! Если сувениры передаются определенному кругу лиц, в отчете о проведении нужно дать информацию об этих лицах. Если же ценности передаются неограниченному кругу лиц, достаточно прописать стоимость сувенирки и количество переданной продукции.
ВАЖНО! Если стоимость сувениров, которые предоставляются в дар, составляет более 4 000 рублей, сопутствующие первичные документы должны содержать всю информацию, нужную для заполнения 2-НДФЛ.
Примеры бухгалтерских проводок
Рассмотрим бухгалтерские записи на примере. Фирма заказала партию ручек с соответствующей символикой. Продукция нужна для распространения на презентации новой продукции. В этом случае проводки будут следующими:
Норматив составляет 1% с общей прибыли организации.
Отражение подарков сотрудникам, партнерам и клиентам в бухгалтерском учете
Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour
Многие работодатели выбирают подарки в качестве одной из мер мотивации сотрудников и повышения их лояльности. А подарки деловым партнерам к праздничным датам уже стали нормой вежливости. Неудивительно, что на практике у большинства организаций возникают вопросы, как именно необходимо учитывать подарки сотрудникам и партнерам для минимизации налоговых рисков. Зачастую ситуации могут быть нетривиальными и требовать тщательного анализа законодательства и судебной практики.
I. Учет подарков сотрудникам
А) Подарки, не связанные с трудовой деятельностью (к юбилейным и праздничным датам)
Согласно Гражданскому кодексу РФ подарком признается вещь (в том числе денежные средства, подарочные сертификаты), которую одна сторона (даритель) передает другой стороне (одаряемому) на безвозмездной основе (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
С точки зрения НДФЛ
Стоимость подарков, переданных за год одному лицу, в том числе сотруднику, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС) (Письма ФНС от 02.07.2015 N БС-4-11/11559@, Минфина от 18.11.2016 N 03-04-06/67922, от 08.05.2013 N 03-04-06/16327). Применяя данное ограничение, нужно учитывать общую сумму подарков, выданных конкретному лицу в денежной и натуральной форме в течение календарного года. Со стоимости подарков, превышающей 4 000 рублей, необходимо исчислить НДФЛ.
Как исчислить НДФЛ со стоимости подарка (Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692):
если подарены деньги, то потребуется удержать налог при выдаче подарка и перечислить в бюджет не позднее чем на следующий день;
если подарена вещь, то необходимо удержать НДФЛ в день ближайшей выплаты денег одаряемому и перечислить в бюджет не позднее, чем на следующий день. Если до конца года, в котором передан подарок, организация не будет ничего платить одаряемому, надо сообщить ИФНС о невозможности удержания налога.
С точки зрения страховых взносов
Страховые взносы не начисляются на стоимость подарка, переданного (п. п. 1, 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письма Минфина от 20.01.2017 N 03-15-06/2437, от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, Минтруда от 27.10.2014 N 17-3/В-507):
работнику организации, если с ним заключен письменный договор дарения;
физлицу, не являющемуся работником организации (в том числе бывшему работнику, детям работников, клиентам), независимо от наличия письменного договора дарения.
В договоре дарения с сотрудником не должно содержаться никаких ссылок на трудовые и коллективные договоры, а также другие локальные акты организации. Кроме того, в договоре дарения не стоит производить расчет стоимости подарка в зависимости от должности сотрудника, его оклада, трудовых показателей, или каким-либо другим образом устанавливать взаимосвязь между трудовой деятельностью сотрудника и вручением ему подарка. В противном случае у налоговых органов будут все основания считать подарки поощрением за труд и начислить страховые взносы.
Страховые взносы начисляются в том случае, если подарки выдаются сотрудникам на основании трудовых и коллективных договоров без составления договоров дарения (то есть если подарок является поощрением за труд).
Если подарок не связан с трудовой деятельностью, однако письменный договор дарения с сотрудником не был составлен, то существует риск претензий со стороны контролирующих органов. В этом случае наиболее консервативной позицией будет начисление страховых взносов на стоимость подарка.
С точки зрения НДС
если подарок куплен, то на его покупную стоимость (без НДС);
Счет-фактура на подарок выписывается в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж, но одаряемому не передается. Если в одном квартале организация дарила подарки нескольким лицам, то на все подарки можно составить один счет-фактуру (Письмо Минфина от 08.02.2016 N 03-07-09/6171).
НДС со стоимости купленного подарка можно принять к вычету при наличии счета-фактуры поставщика.
При дарении товаров, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, счет-фактуру можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина от 07.11.2016 N 03-07-14/64908).
Не начисляется НДС на стоимость подарков:
Выданных сотрудникам в денежной форме;
Если компания-даритель применяет УСН.
С точки зрения налога на прибыль
Согласно официальной позиции Минфина России, как при ОСН, так и при УСН стоимость подарка, не связанного с выполнением трудовых функций, в налоговых расходах учесть нельзя (п. 16 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725).
Б) Подарки как поощрение за труд
Трудовой кодекс РФ предусматривает право работодателя награждать своих работников ценными подарками в качестве поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ).
В этом случае стоимость подарка выступает как часть оплаты труда, а передача подарка происходит не на основе договора дарения, а на основе трудового договора с сотрудником.
Подарки, выдаваемые работникам как поощрение за труд, по сути представляют собой производственные премии.
С точки зрения НДФЛ
Ситуация аналогична подаркам к праздничным датам: стоимость подарков, переданных за год одному лицу, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС).
С точки зрения страховых взносов
При вручении подарков сотрудникам в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, нужно начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также на страхование от несчастных случаев (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
С точки зрения НДС
Стоимость подарка, переданного работнику в качестве поощрения за труд и учтенного для целей налогообложения прибыли, не облагается НДС. Такой позиции придерживаются судебные органы (Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2013 по делу N А40-112932/12-91-575, Постановления ФАС Центрального округа от 02.06.2009 N А62-5424/2008, ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2).
С точки зрения налога на прибыль
Если вознаграждения в виде подарков предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами, и они имеют стимулирующий характер, то затраты на них можно учесть при расчете налога на прибыль (статья 191 ТК РФ, и п. 2 статьи 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291).
При этом важно учитывать, что для целей налогообложения необходимо соблюдать требования п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому помимо самих видов стимулирующих выплат организации следует установить четкие условия (основания) назначения каждого конкретного вида поощрения. Кроме того, необходимо располагать документами, подтверждающими, что такие условия фактически выполнены премируемыми сотрудниками.
Если в организации разработано положение о премировании (иной локальный акт, регулирующий порядок назначения поощрений), то трудовой (коллективный) договор должен содержать ссылку на такое положение, чтобы учесть данные выплаты для целей налога на прибыль. На это обращают внимание контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, УФНС России по г. Москве от 14.02.2007 N 20-12/013749б).
В) Применимый документооборот
Во избежание претензий со стороны налоговых органов необходимо правильно оформлять документы при вручении подарков сотрудникам.
Письменный договор дарения
Передача подарка осуществляется на основе договора дарения.
Договор дарения должен в обязательном порядке заключаться в письменной форме, если стоимость подарка превышает 3 000 руб., а дарителем выступает юридическое лицо (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Однако во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов (в части доначисления страховых взносов) рекомендуется заключать письменный договор дарения с сотрудником в любом случае независимо от стоимости подарка.
Если вручение подарков происходит массово, то нет необходимости заключать отдельные договоры с каждым сотрудником. В этом случае целесообразно составить многосторонний договор дарения, в котором каждый из получателей подарков поставит свою подпись (ст. 154 ГК РФ).
Приказ о выдаче подарков
О закупке и выдаче подарков сотрудникам должен распорядиться руководитель компании. Необходимо оформить соответствующий приказ. Для оформления приказа можно использовать унифицированные формы (№ Т-11 или Т-11а). В этом случае необходимо будет составить отдельное распоряжение о закупке подарков.
Однако можно подписать единый приказ в произвольной форме как о выдаче, так и о закупке подарков. К приказу должен быть приложен список тех работников, которым будут выдавать подарки.
Ведомость выдачи подарков
Все выданные подарки сотрудникам и их стоимость необходимо зафиксировать в специальной ведомости, где должны быть отражены Ф.И.О. сотрудника, его подпись, дата выдачи подарка и наименование подарка. Ведомость может быть составлена в произвольной форме. В ведомости должны присутствовать все обязательные реквизиты первичных документов.
II. Учет подарков партнерам, поставщикам, клиентам
А) Подарки к праздничным датам
С точки зрения НДФЛ
Если подарок вручается конкретному физическому лицу, например, сотруднику клиента, и его стоимость превышает 4 000 рублей, то при его передаче организация становится налоговым агентом по НДФЛ.
Получатель подарка не является сотрудником компании-дарителя, значит, удержать налог самостоятельно компания не может. В такой ситуации нужно в течение одного месяца с момента вручения подарка письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о выплаченном доходе и невозможности удержать с него НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Если подарок вручается не конкретному физическому лицу, а организации в целом, то НДФЛ не исчисляется. При этом следует помнить, что дарение подарков, стоимость которых превышает 3000 рублей, запрещено в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).
С точки зрения страховых взносов
Если физические лица, которым организация дарит подарки, не связаны с ней трудовыми отношениями, стоимость этих подарков не облагается страховыми взносами.
С точки зрения НДС
Для целей НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (ст. 146 НК РФ).
На основании данной нормы Минфин делает вывод, что передача предприятием своим клиентам подарков является объектом налогообложения по НДС (Письма от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653). При этом вычеты по НДС при осуществлении указанных операций применяются в общеустановленном порядке.
С точки зрения налога на прибыль
В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.
Если предприятие выдает подарки определенному кругу лиц, затраты на приобретение данных подарков не включаются в расчет налога на прибыль (Письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653).
Б) Подарки с логотипом организации (как часть рекламы)
Сувениры – это вещи, на которых изображены средства индивидуализации самой организации или реализуемых ею товаров, работ или услуг (логотип, товарный знак, фирменное наименование и т.д.) (ст. 3 Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006, Письмо ФНС от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Это могут быть открытки, календари, ручки, пакеты, ежедневники и пр.
С точки зрения НДФЛ
Ситуация аналогична подаркам на праздники: если стоимость сувенира больше 4 000 рублей, то при его передаче физическому лицу организация становится налоговым агентом по НДФЛ.
С точки зрения страховых взносов
Аналогично подаркам к праздникам – страховые взносы не начисляются при вручении подарков физическим лицам, не являющимся сотрудниками.
С точки зрения НДС
Ситуация аналогична подаркам к праздникам: если организация-даритель является плательщиком НДС, то при раздаче сувениров она начисляет НДС так же, как при любой другой передаче права собственности на товары на безвозмездной основе (ст. 146 НК РФ).
С точки зрения налога на прибыль
Учет подарков зависит от того, каким образом происходит вручение данных сувениров.
Если сувениры вручаются не в рамках официального приема
И при ОСН, и при УСН такая передача сувениров третьим лицам (в том числе не являющимся клиентами организации) учитывается в составе нормируемых рекламных расходов (Письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2).
Для документального подтверждения факта осуществления рекламных расходов, необходимо оформить расходные документы, например, накладную на передачу сувениров работнику, ответственному за их распространение, и отчет этого сотрудника о проделанной работе.
В первичных документах на выбытие вручаемых подарков достаточно указывать только их стоимость и количество без указания адресата. Этот факт подтвердит, что информация о товарах направлена неопределенному кругу лиц, и поэтому такие расходы можно считать расходами на рекламу. Если организация сможет создать такие условия, то можно рассматривать распространение сувенирной продукции в качестве рекламных нормируемых расходов.
Если сувениры вручаются деловым партнерам в рамках официального приема
Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
Относятся ли к таким расходам затраты на приобретение сувениров (подарков) для деловых партнеров, Налоговый кодекс РФ не разъясняет.
По данному вопросу есть две точки зрения. Официальная позиция Минфина России (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136) заключается в том, что расходы на приобретение сувениров для передачи в рамках официального приема не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.
Официальная позиция налоговых органов (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2) позволяет налогоплательщикам учитывать расходы на приобретение сувениров с символикой организации для передачи их на официальном приеме контрагентам. Аналогичное мнение нашло отражение в судебных решениях.
Однако представительские расходы учитываются при определении налоговой базы, только если они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:
1) приказ руководителя организации о проведении представительского мероприятия (с указанием цели проведения мероприятия и работников организации, которые должны в нем участвовать);
2) смета представительских расходов (там должна фигурировать цена сувенирной продукции);
3) договор на изготовление сувенирной продукции, первичные документы на ее передачу и списание;
4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов;
5) отчет по произведенным представительским расходам. В нем должны найти отражение:
цель и результаты проведения представительского мероприятия;
дата и место проведения;
программа мероприятия (в ней должно фигурировать вручение сувениров);
состав приглашенной делегации;
участники принимающей стороны;
величина расходов на представительские цели.
Таким образом, для учета расходов на сувениры в качестве представительских для целей налога на прибыль необходимо документально оформить их должным образом.