договор на обработку персональных данных для сайта
Владельцам сайтов: изменения в законе
о персональных данных
Почти все владельцы сайтов обрабатывают персональные данные — например, собирают почтовые адреса для рассылки.
1 июля 2017 года вступают в силу изменения в законе о персональных данных, из-за которых в разы вырастут штрафы. Максим Лагутин, эксперт по персональным данным в компании Б-152, рассказывает, на кого это повлияет и как избежать штрафов.
Сейчас по статье 13.11 есть только одно нарушение со штрафом 10 000 рублей для юрлиц. После 1 июля их станет семь и общий штраф может составить до 295 000 рублей.
Почему сейчас? Все штрафы, которые вступают в силу с 1 июля, являются наиболее частыми нарушениями, которые Роскомнадзор выявлял в течение последних пяти лет. Ужесточение нашего законодательства связано с ужесточением законодательства в Евросоюзе.
Например, если в форме обратной связи нет ссылки на соглашение на обработку персональных данных, компания должна будет заплатить 50 000 рублей. Если на сайте нет политики конфиденциальности, ИП оштрафуют на 10 000 рублей, компанию — на 30 000 рублей.
Хостинг и база данных с персональными данными должна располагаться на территории России. Об этом прямо говорят данные проверок Роскомнадзора (снова LinkedIn) и закон № 242-ФЗ, который обязывает записывать, хранить, обновлять и извлекать персональные данные граждан РФ с использованием баз данных на территории России с 1 сентября 2015 года.
Это касается иностранных компаний с юрлицом в России и без него, а также российских компаний, которые пользуются иностранными хостинг-провайдерами, дата-центрами и облачными платформами. Все осложняется тем, что требования Роскомнадзора до конца не ясны, приходится догадываться самим.
Если вы не понимаете, где хранить данные и что делать, обратитесь с запросом в Роскомнадзор или Минкомсвязи. И возможно у вашего хостинг-провайдера есть готовые решения на такой случай.
Какая информация должна быть в соглашении об обработке персональных данных
Согласно ч.4 ст. 9 закона 152-ФЗ «О персональных данных» в соглашении обязательно должна быть следующая информация:
Также нужно указать информацию о том, как физическое лицо может отозвать свое согласие на обработку персональных данных (ч.2 ст. 9 152-ФЗ «О персональных данных»).
Персональные данные для digital-маркетинга: полный гайд и шаблоны документов
Вы собираете имейлы или телефоны клиентов — вы оператор персональных данных. Разбираемся, как не нарушить закон.
Евгений Царёв
Управляющий RTM Group, эксперт в области IT-права и кибербезопасности. 15 лет в сфере защиты информации, из них более 10 лет — на руководящих позициях в крупных компаниях отрасли, включая Leta IT-Company и Swivel Secure. В 2018 году основал и возглавил группу компаний RTM Group, специализирующуюся на IT-праве, судебных компьютерных экспертизах и аудите в области ИБ и ИТ.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
Что такое персональные данные
Понятие персональных данных и правила их обработки содержатся в федеральном законе №152-ФЗ «О персональных данных». Согласно ему, персональные данные — это «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».
Когда вы начинаете обрабатывать такие сведения, то становитесь оператором персональных данных. Под обработкой закон понимает любые действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, — вплоть до уничтожения. Полный список можно посмотреть в этой статье.
Почти все компании в России — операторы персональных данных, потому что обрабатывают хотя бы сведения о сотрудниках. Также операторами становятся все, кто обрабатывает сведения о клиентах. Вот несколько типовых ситуаций:
В тот момент, когда вы начинаете обработку персональных данных, запускается и механизм ответственности. Вы становитесь оператором со всеми последствиями.
О чём необходимо помнить операторам, когда они обрабатывают персональные данные граждан? Нужно определить цель и сроки обработки ПДн, содержание, объём, перечень и категории обрабатываемых данных, заручиться согласием субъекта. Ниже мы разберём подробнее, какие требования законодательства нужно выполнить.
Уведомление Роскомнадзора
Просто так начать обрабатывать персональные данные нельзя. До старта нужно уведомить Роскомнадзор. Только компании и учреждения, которые вели эту деятельность до выхода соответствующего закона, могут регистрироваться по факту. Другими словами, они могут уведомлять ведомство уже после того, как начали обработку.
Перед подачей заявления нужно подготовиться:
Уже после этого можно регистрироваться. Роскомнадзор разработал форму уведомления для всех, кто будет обрабатывать персональные данные. Есть три способа подать уведомление:
Регулятор вносит сведения в реестр операторов персональных данных в течение 30 дней с даты поступления уведомления. Когда вы начнёте обрабатывать данные и потребуются какие-либо изменения, нужно будет сообщить о них Роскомнадзору. Также нужно будет уведомить, если вы прекратите собирать и обрабатывать данные.
Можно ли обойтись без регистрации в Роскомнадзоре? Можно, но в редких случаях — они описаны в статье 22 №152-ФЗ. В основном это прямые договоры с клиентами, когда вы никому не передаёте информацию о клиентах, а также не предоставляете им дополнительных услуг. Ещё можно обойтись без уведомления, если вы:
Но всё это — только если правоотношения строятся «в чистом виде», что на практике практически невозможно. Например, работодатель наверняка имеет зарплатный проект и передаёт сведения в банк.
Если у вас есть хотя бы небольшие сомнения, лучше спросить регулятора о вашем конкретном случае, чем в одностороннем порядке решить, что предписания к вам не относятся.
Случай из практики. Автосалон не зарегистрировали в качестве оператора персональных данных. Руководители организации решили, что организация подпадает под исключения из части 2 статьи 22 152-ФЗ. Все случаи обработки персональных данных, решили они, — это исключения: автосалон выдаёт разовые пропуска, заключает договоры купли-продажи авто и обрабатывает сведения о работниках.
Организация сообщила об этом в Роскомнадзор информационным письмом. В ответ регулятор разъяснил, что пройти процедуру придётся. Аргументы Роскомнадзора были такими:
Поскольку салон оказывает сопутствующие и посреднические услуги, ему пришлось зарегистрироваться в качестве оператора.
Необходимые документы и их шаблоны
Правильно разработанная юридическая документация поможет свести к минимуму риск, что компанию обвинят в нарушении законодательства о персональных данных. Список необходимых документов включает:
В разделе мы расскажем об этих документах подробнее.
Политика конфиденциальности и правила работы с персональными данными. В документах многих компаний содержится одна и та же ошибка: правила работы с персональными данными они называют политикой конфиденциальности. Однако это разные документы.
Правила работы с персональными данными должны содержать то, что рекомендует Роскомнадзор и требует 152-ФЗ. Политика конфиденциальности шире: документ описывает работу со всей конфиденциальной информацией, в том числе с персональными данными. В политику добавляют то, что нужно защитить дополнительно. Например, это договоры, переписка с клиентами и партнёрами, внутренняя документация.
Два документа можно объединить в один, это не противоречит законодательству. Когда пользователи регистрируются на сайте, их нужно познакомить с политикой конфиденциальности и правилами работы с персональными данными до процедуры регистрации.
Согласие на обработку персональных данных. Форма, которую должен заполнять субъект персональных данных. В ней обязательно должны быть сведения об информационных ресурсах оператора. Это адрес, состоящий из наименования протокола (http или https), сервера (www), домена, имени каталога на сервере и имени файла веб-страницы. Нужно указать адреса всех сайтов, которые будут обрабатывать сведения о пользователях.
Согласие должно быть написано чёткими и ясными фразами, чтобы пользователь понял, кому и в каких случаях вы можете передавать его данные. Ошибкой будет написать что-то вроде « Пользователь ознакомлен и согласен с тем, что передача его персональных данных может осуществляться маркетплейсом в объёме, необходимом для получения Пользователем доступа к Платформе, любым третьим лицам, в том числе осуществляющим техническое обслуживание сайта и поддержку Пользователя».
Важно! Если на сайте можно зарегистрироваться, нужно знакомить пользователей с политикой конфиденциальности и получать согласие на обработку персональных данных перед тем, как он отправит анкетные сведения.
Согласие на обработку персональных данных
Когда клиент подписался на новостную рассылку на сайте, оформил заказ на маркетплейсе или оставил заявку на тест-драйв авто, он сообщил как минимум своё имя, номер телефона или email. Это основание запросить и получить согласие на обработку персональных данных.
Пользователь должен принять решение о предоставлении данных свободно и по своей воле. В подтверждение он должен подписать официальное согласие на обработку такой информации.
Законодательство не предполагает конклюдентного подтверждения: то есть пользователь не может дать согласие, выполнив определённые действия. Нельзя прописать в политике, что клиент выражает согласие на обработку его данных, заполняя форму для заказа в интернет-магазине.
Получить согласие на обработку можно в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения. Например, чекбоксом — пунктом, в котором пользователь должен поставить галочку. Предустанавливать её нельзя: субъект персональных данных должен сам выразить согласие. Разместить чекбокс нужно во всех формах, в которых собирают персональные данные.
Также можно поместить уведомление о согласии на обработку рядом с кнопкой. Нажав на неё, пользователь согласится с тем, что вы будете обрабатывать его данные. Часто веб-сервисы собирают разрешения в личных кабинетах, где пользователи также проставляют метки в специальных формах.
Важно! Если собираете биометрические данные (фото пользователей или аудио с их голосом), нужно получать только письменное согласие на обработку персональных данных. Чекбокс не подойдёт.
В любой момент пользователь может отозвать согласие на обработку персональных данных. Тогда вы должны будете прекратить обрабатывать их, то есть удалить.
Бывают ли случаи, когда не нужно брать согласие на обработку персональных данных? Бывают, но их мало. Закон разрешает не брать согласие, если « обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора».
Не забывайте получать согласие на обработку персональных данных, даже если это кажется избыточным. Самые частые нарушения, за которые штрафуют операторов: компании обрабатывали данные без согласия владельцев или объём запрошенных данных не соответствовал целям обработки. Эти нарушения приводят не только к штрафам, но и к утечкам.
Ответственность за нарушения при обработке персональных данных
Правомерную обработку персональных данных контролирует Роскомнадзор, иногда это делают также Роструд и ФАС. Ответственность за нарушения в этой сфере год за годом ужесточается. Подробнее о видах ответственности читайте здесь.
По статье 13.11 КоАП РФ Роскомнадзор может возбудить дело об административном правонарушении и наложить штраф:
Риск привлечения к ответственности и размер штрафа не зависят от масштабов компании. Главное — характер и злостность нарушения.
Кейс. Роскомнадзор выявил нарушения на интернет-ресурсе, принадлежащем французскому регистратору доменов Gandi SAS. Когда клиент проставлял галочку о согласии на обработку персональных данных, он не получал информации об операторе.
Кроме того, компания обрабатывала личные сведения граждан России на территории США с нарушением требований 152-ФЗ. Согласно пункту 5 статьи 18 152-ФЗ, при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить обработку персональных данных с использованием баз данных, находящихся на территории России. У компании также не было политики обработки персональных данных. В результате рассмотрения дела ресурс включили в Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных.
Только за 2020 год число заблокированных Роскомнадзором ресурсов превысило 190 тысяч. У регулятора есть широкий список оснований, в соответствии с которыми он может включить ресурс в список нарушителей. Подробный список представлен здесь.
Кроме того, в июле 2021 года вступил в силу 355-ФЗ, который внёс поправки в статью 7 115-ФЗ — закона о борьбе с легализацией доходов и финансированием терроризма.
Согласно новой редакции закона, банки обязаны принимать на обслуживание только те компании, сайт которых работает легитимно. А значит, он не заблокирован, не нарушает правила обработки персональных данных и другие предписания Роскомнадзора. Если есть какие-то нарушения, банк обязан отказать в обслуживании: компания не сможет совершать любые операции по расчётному счёту.
Закон касается не только новых компаний, но и тех, кто давно работает с расчётным счётом. Сфера бизнеса и организационно-правовая форма не имеют значения — никаких исключений нет. Банкам предписано выборочно проверять сайты на соответствие закону и бить тревогу, если выявлены нарушения.
обложка: Polina Vari для Skillbox Media
Как взять согласие на обработку персональных данных
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Почти каждый владелец бизнеса или маркетолог собирает персональные данные пользователей. Это могут быть имена, email, номера телефонов, дни рождения и другая информация.
Персональные данные помогают персонализировать общение с клиентами и настроить рекламу в разных каналах. В большинстве случаев предоставлять персональную информацию выгодно пользователям — так они могут автоматически авторизовываться на сайте и получать уникальные предложения.
Проблемы возникают в том случае, если персональные данные собираются, хранятся или используются не по правилам. В таком случае пользователь может пожаловаться, а компания получит штраф.
Разберемся, что такое согласие на обработку персональных данных и как правильно собирать, хранить и обрабатывать информацию о пользователях.
Что считается персональными данными
Закон РФ №152-ФЗ «О персональных данных» объясняет, как компаниям собирать информацию о пользователях. Даже если владелец сайта сразу удаляет пользовательские данные после получения, он всё равно является оператором по их обработке и несёт ответственность.
Уведомления о сборе cookies на сайтах появились после введения Регламента об использовании персональных данных жителей Европейского Союза — GDPR (General Data Protection Regulation).
GDPR требует, чтобы все европейские компании прозрачно показывали пользователю, как они обрабатывают информацию о его поведении на сайте. В целом мало отличается от российского закона о персональных данных и похожих законов в других странах: Украине, Беларуси, Казахстане.
Под персональными данными понимают любую информацию, по которой можно идентифицировать человека. Это может быть:
Сбором данных клиентов будет считаться любая форма на сайте: подписка на рассылку, регистрация в личном кабинете, отправка заявки или обратного звонка.
Владелец сайта несёт ответственность за работу с персональными данными. Он должен:
За пользователем остаётся право отказаться и не оставлять данные.
За невыполнение требований ФЗ №152 организациям грозит штраф от 30 000 до 75 000 рублей и блокировка сайта. Если нарушений несколько, сумма штрафа может составить несколько десятков или сотен тысяч рублей.
Например, сайт Linkedin заблокировали на территории РФ и оштрафовали за нарушение сбора cookie и данных пользователей без их уведомления.
Facebook и Twitter вслед за Linkedin получили предупреждение за хранение данных россиян не на территории России. В январе 2020 года Роскомнадзор возбудил уже административное дело. Facebook и Twitter получили штраф в размере 4 млн рублей.
Как получить согласие пользователей на сайте
Требования ФЗ 152 относятся и к юридическим лицам, и к физическим. Как получить согласие на обработку персональных данных на сайте:
Дальше я расскажу о каждом из этих пунктов подробнее.
Закон не предусматривает устного соглашения сторон. Сайт обязательно должен хранить логи, чтобы, в случае чего, доказать Роскомнадзору, что тот или иной пользователь действительно заходил на сайт и соглашался на передачу персональных данных.
Чтобы составить грамотное соглашение, лучше обратиться к юристу. Я приведу обязательные пункты соглашения о работе с персональными данными на сайте.
Примеры соглашений об обработке персональных данных:
Настройте работу с персональными данными внутри компании. Если сайт принадлежит компании, следует:
Обычно пользователи хотят отозвать согласие, если компания нарушает обязательства по работе с персональными данными. Например, вы поделились базой подписчиков с партнёрской компанией и она отправила им письма.
Заявление делается в свободной форме и направляется по электронному адресу компании. Если вы получили такое письмо, выполнить требования следует в течение 30 дней. Когда вы обработаете запрос, напишите пользователю ответное сообщение.
Как начинающему бизнесу работать с персональными данными?
Я решил открыть небольшой интернет-магазин, но узнал, что бизнес должен строго соблюдать закон о персональных данных, в том числе разработать документацию по их защите.
Законодательство в сфере персональных данных действительно строгое, за его нарушение могут оштрафовать на несколько десятков и даже сотен тысяч рублей. Если компании и предприниматели собирают информацию о клиентах, они считаются операторами персональных данных и должны работать с этими данными по определенным правилам.
Одно из правил — разработать и утвердить как минимум четыре документа, которые должны соответствовать закону и зачастую содержать технические сведения. Разработка каждого документа — кропотливая работа, и, скорее всего, обойтись без помощи юристов или специалистов в сфере информационной безопасности не получится.
Расскажу основные правила, о которых нужно знать.
Что такое персональные данные
Персональные данные — это любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному человеку и позволяет его идентифицировать.
Проблема в том, что в законе нет точного списка, что считать персональными данными. Некоторые суды полагают, что ими могут быть ФИО человека, его паспортные данные, адрес, номера телефонов. При этом сами по себе ФИО, адрес и номер телефона могут не быть персональными данными: ФИО могут повторяться, по адресу могут регистрироваться разные люди, номер телефона может перейти к другому абоненту, если расторгнут договор на оказание абонентских услуг.
Персональные данные человека собирают, например, когда проводят опросы, оформляют договоры или открывают доступ к сервисам на сайте.
Те, кто собирает данные, считаются операторами персональных данных, а люди, чьи данные собрали, — субъектами персданных. Оператором может быть кто угодно: физлицо, ИП, организация, государственный орган.
Просто так собирать, хранить или передавать данные третьим лицам нельзя. Сначала нужно подготовить условия, чтобы информация накапливалась в безопасном месте и никуда не утекала. А еще получить у субъекта персональных данных разрешение на сбор и обработку информации о нем. Без его согласия никакую персональную информацию хранить нельзя, иначе оператора привлекут к ответственности.
Все свои действия — что будут собирать и как будут работать с данными — операторы описывают в документах.
Как победить выгорание
Какие документы нужны для сбора персданных
Чтобы собирать и работать с персональными данными, оператор должен разработать и ввести в действие довольно большой пакет документов. Вот только базовые:
В разработке документов участвует тот, кто отвечает за обработку персональных данных. Это необязательно должен быть сотрудник компании — к обработке данных можно привлекать и приглашенных специалистов.
После того как вы разработаете и утвердите все документы, нужно уведомить контролирующий орган о том, что вы будете собирать и обрабатывать персональные данные. За тем, как бизнес исполняет закон об обработке персональных данных, следит Роскомнадзор. Операторы отправляют ему уведомления, а ведомство заносит их в реестр операторов.
Можно ли работать с персональными данными и не уведомлять об этом Роскомнадзор
Есть ситуации, когда компания или физлицо работает с персональными данными, но уведомлять об этом Роскомнадзор не нужно. Вот несколько примеров:
Просто собирать информацию о клиентах в системе — даже сертифицированной и защищенной — не получится. Вам придется зарегистрироваться в качестве оператора персональных данных, а для этого нужно разработать документацию и отправить уведомление в Роскомнадзор.
Как подать уведомление в Роскомнадзор
Уведомление подает тот, кто отвечает за обработку персональных данных. Его можно отправить обычной почтой или через сайт Роскомнадзора, если есть усиленная квалифицированная электронная подпись или регистрация на госуслугах.
В уведомлении нужно подробно описать:
Необходимых мер по закону больше — все не перечислить. Чтобы их соблюсти и ничего не нарушить, как раз и понадобятся юристы или специалисты в сфере ИТ и информационной безопасности.
В уведомлении нужно указать полный адрес с почтовым индексом места, где расположены серверы компаний, на которых хранятся базы персональных данных. Роскомнадзор зарегистрирует уведомление и внесет оператора в реестр в течение 15 дней. Платить за это не нужно.
Что нужно сделать перед отправкой уведомления в Роскомнадзор
После того как вы разработаете документацию, я рекомендую перепроверить несколько вещей перед тем, как уведомлять Роскомнадзор. Ведомство требует максимально актуальную информацию, поэтому лучше перестраховаться.
Просмотрите и обновите списки. Вот они:
Проверьте информационные системы по обработке данных. Сервисы, которые собирают и хранят данные ваших клиентов, должны быть оснащены средствами защиты информации — СЗИ. Это может быть антивирусная программа или электронный замок.
СЗИ должны быть сертифицированы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России. Если Роскомнадзор придет с проверкой, он будет запрашивать сертификат на СЗИ.
Что будет, если не отправить уведомление в Роскомнадзор
Если оператора нет в реестре, Роскомнадзор рано или поздно сам его найдет. Ведомство регулярно просматривает сайты, где собирают персональные данные, выясняет, кому они принадлежат, и отправляет владельцам письма-запросы.
На такое письмо нужно ответить в течение 10 дней: отправить в ведомство уведомление о включении в реестр или обоснованный отказ.
Если владелец сайта не ответит на запрос Роскомнадзора, его могут оштрафовать:
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают