договор на обслуживание с профессиональными аварийно спасательными службами
Частые вопросы
Что такое аварийно-спасательное формирование?
Аварийно-спасательное формирование (АСФ) – это служба постоянной готовности, созданная для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации во всех сферах человеческой деятельности.
Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
ПАСФ – это не только подразделения аттестованных спасателей, но также специальное оборудование, техника, снаряжение и необходимые материалы и реагенты.
ПАСФ разделяются на формирования общего или специального назначения, а также разделяются в зависимости от степени готовности: общей, постоянной и повышенной.
«ЭКОСПАС» является профессиональным аварийно-спасательным формированием постоянной готовности, что означает, что спасатели находятся в состоянии готовности круглосуточно и готовы к ликвидации ЧС постоянно, поскольку их услуги могут потребоваться в любое время суток, в самых труднодоступных зонах, и в сложных погодных условиях. Однако, по ряду договоров спасатели ЭКОСПАС работают в режиме повышенной готовности.
«ЭКОСПАС» (АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций») создан в декабре 1998 года в соответствии с решением Правительственной Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по инициативе МЧС России, Минтопэнерго России, Минтранса России и Минприроды России и ведущих нефтегазодобывающих, перерабатывающих и транспортирующих компаний.
Напомним, что обязаность заключать договор с ПАСФ опеределена п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
п.1 ст.10 В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
— заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Какие услуги оказывают ПАСФ?
ПАСФ – это особые службы постоянной готовности, которые нужны для оперативного реагирования на возникшие чрезвычайные ситуации в сфере экологической безопасности. В первую очередь они работают в регионах с разветвленными промышленной и транспортной системами, несущими потенциальную опасность для людей, окружающей среды, в том числе требующих защиты от разливов нефти и нефтепродуктов.
Основу ПАСФ составляют подразделения спасателей, соответствующим образом аттестованные, снабженные специальным оборудованием, техникой, снаряжением, материалами и необходимыми инструментами.
— составе и порядке действий сил и средств собственных или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;
— информацию об объеме работ и расходах по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая информацию о расходах на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;
— информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, включая информацию о расходах на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.
Кроме того, к плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должны прилагаться:
— копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
— копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);
Также в документе конкретизировано, что комплексные учения должны проводиться эксплуатирующей организацией с участием представителей территориальных органов МЧС, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росморречфлота (если объект расположен на внутренних водных путях), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, и представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.
Спектр услуг, оказываемых «ЭКОСПАС», значительно шире стандартного перечня услуг ПАСФ и включает, кроме стандартных услуг, подготовку проектной документации, проведение экологического мониторинга и аудита, газоспасение, пожаротушение, рекультивация территорий, утилизация отходов, а также другие виды услуг. Мы выполняем все работы «под ключ» и возьмем отвественность за разработки и согласование всех необходимых документов на себя.
Зачем платить за услуги сторонних ПАСФ, если можно создать аварийно-спасательное формирование внутри своей компании?
Действительно, согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, или иметь собственные ПАСФ, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников (НАСФ). На первый взгляд может показаться, что иметь собственную структуру внутри компании выгоднее и удобнее, чем платить за услуги сторонней организации. Однако так ли это?
Для качественного обслуживания ОПО и ликвидации аварий, аварийно-спасательному формированию государство разработало обязательные требования к оснащению АСФ: 1. НА СУШЕ; 2. НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
В указанных выше документах, перечислены различные виды автотранспорта, средства индивидуальной защиты, средства связи, средства оказания первой помощи, средства для устранения утечек аварийно химически опасных веществ, гидравлические инструменты, оборудование ЛАРН, средства для проведения дегазации и многое другое. Кроме того, у аварийно-спасательной службы должно быть отдельное помещение, где можно нести дежурство, обеспечивать связь с органами управления и обслуживаемыми объектами, систему оповещения личного состава. Необходимы также помещения для хранения оборудования и места для размещения транспорта. Если проверить оснащение большой части АСФ, станет ясно, что оно далеко не полное, зачастую с истекшим сроком годности. Нового табельного имущества практически ни одна организация приобрести не может из-за высоких цен.
Другая ключевая составляющая работы аварийно-спасательных формирований – это личный состав. Необходимы опытные высококвалифицированные спасатели. Что же из себя представляют НАСФ с точки зрения организации, оснащения и подготовки?
Согласно «Методическим рекомендациям по созданию, подготовке и оснащению НАСФ», разработанным Департаментом гражданской защиты МЧС России (под редакцией В.А. Пучкова), НАСФ представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами, подготовленные и аттестованные для проведения аварийно-спасательных и других необходимых работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций. Однако, как показывает практика, о самостоятельной структурной организации не может идти и речи, поскольку в эти формирования включаются, как правило, отнюдь не профессиональные спасатели, а случайные люди, а оснащение их за счёт организации и вовсе идёт по остаточному принципу. Более того, согласно Федеральному закону от 22.08.1995 г.№ 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями), все спасатели, как штатные, так и нештатные, должны быть должным образом подготовлены, обучены и аттестованы.
Справочно. С 19 сентября 2018 года ЭКОСПАС проводит обучение спасателей как ПАСФ, так и НАСФ. Кроме того, ЭКОСПАС оказывает услуги по сопровождению аттестации спасателей и АСФ.
Процесс аттестации – это длительная и дорогостоящая процедура, подразумевающая направление на обучение производственников с сохранением средней заработной платы в течение 2-3 месяцев, а также дальнейшее участие спасателей в учениях и тренировках на постоянной основе. Это под силу далеко не всем организациям. Таким образом, чтобы создать и содержать внутри организации действующее аварийно-спасательное формирование, потребуются существенные финансовые затраты, значительно превышающие стоимость услуг внешнего ПАСФ. Кроме того, качество работ собственного формирования в 99% случаев будет ниже, чем у ПАСФ, в связи хотя бы с тем, что у спасателей не будет должного опыта и квалификации. Поэтому создать свое АСФ, конечно, можно, но вот стоит ли – выбор каждой отдельно взятой организации.
По каким критериям лучше выбирать ПАСФ?
Выбирая профессиональное аварийно-спасательное формирование для заключения контракта на обслуживание ОПО, прежде всего необходимо убедиться в том, что оно имеет все государственные лицензии и свидетельства, необходимые для выполнения соответствующих видов деятельности. По каждому из видов аварийно-спасательных работ ПАСФ проходит аттестацию отдельно.
Не менее важно, чтобы формирование было укомплектовано согласно Табелю минимального технического оснащения, размещенному на сайте МЧС России. Перечень указанного в документе оборудования и технических средств является необходимым минимумом – базой, необходимой для реагирования на чрезвычайные ситуации, и не является достаточным для локализации крупных ЧС, связанных с ЛАРН. Поэтому наличие собственного оборудования у ПАСФ нужно проверить в первую очередь!
Самое важное в работе спасателей – опыт и практика, без которых очень сложно оперативно и качественно устранить чрезвычайную ситуацию. Поэтому при выборе ПАСФ важно убедиться, что его спасатели прошли соответствующую подготовку в виде учений и тренировок, а также регулярно участвуют в этих и других мероприятиях для повышения квалификации. Вместе с лицензиями, свидетельствами и Табелем минимального технического оснащения запросите список учений, в которых участвовало ПАСФ за последний год. Также нужно попросить ПАСФ провести показательные учения по конкретному виду аварийно-спасательных работ (например, по ЛАРН) на их базе.
Однако, как бы ни активно спасатели ПАСФ участвовали в учениях, ничто не заменит реального опыта работы на ликвидации последствий ЧС, поэтому при прочих равных стоит отдавать предпочтения ПАСФ, обладающим реальным практическим опытом работы на авариях.
И, наконец, нужно иметь в виду, что большую роль в ликвидации чрезвычайных ситуаций играет расстояние. Когда случается авария, на счету каждая минута и каждый час – ведь чем быстрее на место ЧС прибудут спасатели, тем меньший вред будет нанесен не только объекту, но и людям, находящимся на нем, и окружающей среде. Поэтому лучше всего выбирать ПАСФ с развитой сетью филиалов, широкими транспортными связями и возможностью максимально оперативного реагирования.
То есть, при выборе профессионального аварийно-спасательного формирования для ликвидации разлива нефтепродуктов необходимо:
«ЭКОСПАС» отвечает всем указанным выше требованиям: все филиалы и территориальные подразделения компании экипированы согласно Табелю минимальной оснащённости, имеют все необходимые лицензии и разрешения, спасатели компании аттестованы минимум по 6 специальностям и в большинстве своём имеют богатую практику работы в реальных условиях.
У «ЭКОСПАС» свыше 70 подразделений по России – компания имеет соглашение с МЧС России, НЦУКС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России), Морспасслужбой, ОАО «РЖД», авиа- и автотранспортными компаниями, что позволяет «ЭКОСПАС» оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации практически в любой точке России.
Что обычно входит в обязанности ПАСФ, с которым заключен договор на обслуживание?
Профессиональное аварийно-спасательное формирование в рамках договора на обслуживание опасного производственного объекта (ОПО) выполняет следующие функции:
В России более 8 тысяч профессиональных аварийно-спасательных формирований. Чем «ЭКОСПАС» лучше других?
Более чем за 20 лет работы на рынке аварийно-спасательных формирований, «ЭКОСПАС» зарекомендовал себя надежным партнером и поставщиком качественных услуг. Это подтверждает список клиентов, доверивших нам обслуживание своих объектов и высоко оценивающих уровень наших услуг: ОАО «РЖД», дочерние общества ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл» и ОАО НК «Роснефть», Нефтегазовая компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.», «Эксон Нефтегаз Лтд.», Госкорпорация «Росатом», крупные электро- и теплогенерирующие и транспортные компании.
«ЭКОСПАС» имеет широкую географию подразделений по всей территории РФ. Наличие более 70 подразделений обеспечивает максимально оперативное реагирование на чрезвычайную ситуацию, где бы она ни произошла. А схема эшелонирования спасателей ЭКОСПАС позволяет оперативно нарастить количество спасателей на объекте до необходимого числа, в случае ЧС.
«ЭКОСПАС» имеет соглашения с МЧС России, НЦУКС (Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России), Морспасслужбой, ОАО «РЖД», авиа- и автотранспортными компаниями, что позволяет «ЭКОСПАС» оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации практически в любой точке России. Кроме того, «ЭКОСПАС» придерживается гибкой ценовой политики и всегда идет навстречу клиентам, стараясь минимизировать затраты и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.
Какие разрешительные документы имеются у «ЭКОСПАС» для ведения аварийно-спасательных работ и каков срок их действия?
Профессиональные аварийно-спасательные формирования «ЭКОСПАС» имеют действующие Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выданные отраслевыми аттестационными комиссиями по аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) и спасателей Минэнерго России, Минпромторга России, Росморречфлота.
Срок действия Свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ — 3 года. До окончания срока действия Свидетельства эксперты отраслевых аттестационных комиссий проводят оценку состояния и уровня готовности профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению заявленных видов аварийно-спасательных работ на опасных производственных объектах заказчика. Затем проводится процедура аттестации спасателей и формирований.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 1 сентября 2021 года в Свидетельствах ПАСФ должно быть указано, что ПАСФ аттестована на новый вид аварийно-спасательных работ – «работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
Какие виды работ имеют право выполнять профессиональные аварийно-спасательные формирования АО «ЦАСЭО»?
Профессиональные аварийно-спасательные формирования «ЭКОСПАС» аттестованы на право ведения следующих аварийно-спасательных работ:
Какими нормативно-правовыми актами регламентируется порядок аттестации спасателей и профессиональных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ?
Порядок аттестации спасателей и профессиональных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:
Какие нормативно-правовые документы формируют законодательную базу системы аварийно-спасательного обеспечения в РФ?
Федеральный закон от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
— этот нормативно-правовой документ формирует законодательную базу, на которой выстроена система аварийно-спасательного обеспечения в Российской Федерации. Он включает основные понятия и определения в области создания и функционирования АСС и АСФ. Кроме того, ФЗ-151:
Согласно пп. 1 и 2 статьи 1 ФЗ-151:
Согласно ФЗ-151 к аварийно-спасательным работам относятся:
Если Вас интересует нормативно-правовая база деятельности ПАСФ, то необходимо перейти в раздел «НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ»
Классификация чрезвычайных ситуаций
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На территории, где объявлен режим ЧС, граждане должны подчиняться указаниям руководителя ликвидацией ЧС и представителям экстренных служб. Кроме того, согласно Федеральному закону от 01.07.2021 № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащие спасательных воинских формирований и федеральные государственные гражданские служащие МЧС России предусмотрены особые меры защиты, которые ранее распространялись исключительно на судей, а также должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Классификация ЧС производится по различным признакам. В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интенсивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших людей, величина экономического ущерба и степень влияния на природную среду. Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
В Постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304 приведена классификация ЧС природного и техногенного характера, установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуаций, определению границ их зон и адекватному реагированию на них. Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов.
1. Чрезвычайная ситуация локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей;
2. Чрезвычайная ситуация муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;
3. Чрезвычайная ситуация межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;
4. Чрезвычайная ситуация регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
5. Чрезвычайная ситуация межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;
6. Чрезвычайная ситуация федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.
Указанная классификация чрезвычайных ситуаций по их масштабу распространения и тяжести последствий играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы исполнительной власти по финансированию на восстановление объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, при определении меры ответственности виновников ЧС и т.п.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам
Классификация ЧС чрезвычайных ситуаций
Успешность выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в зонах чрезвычайных ситуаций достигается за счет:
— заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, в т.ч. заблаговременным всесторонним изучением особенностей вероятных действий (участков и объектов работ), а также маршрутов ввода сил;
— экстренного реагирования на возникшую чрезвычайную ситуацию. Наибольшая эффективность мер достигается в первые часы или в течение первых суток;
— принятия оптимальных решений по проведению АСДНР;
— неуклонного выполнения установленных правил безопасности и режимов работ;
— организации постоянного бесперебойного обеспечения работ спасателей и жизнеобеспечения пострадавшего населения.
Возможно, Вас также заинтересуют статьи о Чрезвычайных ситуациях техногенного характера
или Классификация ЧС по риску возникновения
Виды газоспасательных работ
К газоспасательным работам относятся аварийно-спасательные работы в непригодной для дыхания атмосфере, при проведении которых необходимо применение изолирующих средств защиты органов дыхания и, при необходимости, изолирующих защитных костюмов.
Согласно Методическим рекомендациям по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на право ведения газоспасательных работ, введенных в действие в 2012 году Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ст.5) и на основании «Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1091 к основным газоспасательным работам относятся:
Ростехнадзор разъясняет: Профессиональные аварийно-спасательные службы, формирования (до 2021 г.)
Вопрос:
ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» эксплуатирует изотермический резервуар для сжиженных атмосферных газов Т36 V 60К-Р2 (сосуд, работающий под давлением); среда — жидкий кислород, максимальное количество опасного вещества О2 составляет 6869 кг. Опасный производственный объект (ОПО), на котором эксплуатируют данный сосуд, зарегистрирован в Волжско-Окском управлении Ростехнадзора как объект III класса опасности.
В настоящее время ведется работа по получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Волжско-Окское управление Ростехнадзора в ответ на предоставленные нами лицензионные материалы сообщило, что отсутствуют сведения о согласовании плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии с » Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 730; не представлены копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
С данными замечаниями Ростехнадзора мы не согласны. В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) «планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах». ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород» эксплуатирует ОПО III класса опасности (используют оборудование, работающее под избыточным давлением более 0.07 МПа), а по количеству опасного вещества ОПО относится к объектам IVкласса опасности.
Мы считаем, что отсутствуют основания для разработки, согласования и заключения с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоров на обслуживание. Прошу дать разъяснения по данному вопросу со ссылкой на нормативные документы.
Д.А. Сметанин, менеджер по подготовке к эксплуатации и содержанию ОПО ООО «Либхерр-Аэроспейс Нижний Новгород»
На вопрос отвечает и.о. начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев:
Согласно статье 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (ОПО), обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ обязанность планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО возложена на организацию, эксплуатирующую ОПО. Функцию планирования мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО реализуют путем составления эксплуатирующими организациями плана мероприятий локализации и ликвидации последствий аварий.
Согласно п. 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Порядок лицензирования, лицензионные требования и условия установлены » Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов II и III классов опасности (далее — Положение), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г № 492. В соответствии с подпунктом «р» п. 5 Положения одно из лицензионных требований к лицензиату — наличие, в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ, договоров на обслуживание с профессиональными аварийно- спасательными службами или формированиями либо наличие собственных, создаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала лицензиата.
Таким образом, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями, способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, разработанным организацией.
Вопрос от 13.10.2017г.:
При осуществлении каких видов деятельности на ОПО в обязательном порядке должны создаваться собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования»
Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
Вопрос от 13.10.2017г.:
Просим дать разъяснения, если по законодательству организация не обязана создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования, но имеет в своем штате такое формирование, зачем ей создавать нештатное аварийно-спасательное формирование?
Ответ: Исходя из ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
В соответствии с п. 4 приказа №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» от 21.12.2005г. организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. А также согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.
Вопрос от 13.10.2017г.:
Нужна ли аттестация нештатного аварийно-спасательного формирования и аттестация членов нештатного аварийно-спасательного формирования, если задачи и функции этого формирования, определенные руководством организации, являются вспомогательными и непосредственно в ликвидации аварии данное формирование не участвует»
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации.
Вопрос от 01.03.2018:
Каким образом создать с минимальными требованиями внештатное аварийно-спасательное формирование в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ, если весь персонал состоит из 5 сменных операторов котельной, 2 слесарей и мастера, при этом операторы – женщины, слесари – пенсионеры? В ПЛА участвуют до приезда профессионального АСФ.
Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ внештатные АСФ должны создаваться в организациях, эксплуатирующих ОПО, в случаях предусмотренных данным законом или другими нормативными правовыми актами.
Требований в области ПБ о создании внештатного АСФ на ОПО III класса опасности, которым является газовая котельная, нет.
В разработанном в вашей организации плане мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии должны быть указаны действия работников до прибытия профессионального АСФ, исходя из конкретных обстоятельств, а также обязанностей и возможностей конкретных работников. Формировать из этих работников внештатное АСФ с разработкой соответствующих внутренних нормативных документов нет необходимости.
Вопрос от 25.07.2018:
В управление поступило обращение по вопросу необходимости создания газоспасательной службы (далее ГСС) на металлургическом предприятии?
Также сообщаем, что согласно п. 1692 вышеуказанных федеральных норм и правил, требования безопасности в газовом хозяйстве металлургических предприятий и производств распространяются, в том числе на проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие объекты газового хозяйства металлургических и коксохимических предприятий и производств, связанные с подготовкой, транспортировкой и потреблением природного газа.
Таким образом, необходимость создания собственной газоспасательной службы или заключение договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями носит обязательный характер.
Вопрос от 30.01.2019:
Существует ли необходимость заключения договора с аварийно-спасательными формированиями при IV классе ОПО (на балансе тепловые сети Р боле 0,07МПа, Т более 115С)?
Ответ: Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.
Из вышеизложенного следует, что требование о заключении договора на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или профессиональными аварийно-спасательными формированиями распространяется на все опасные производственные объекты, независимо от их класса опасности.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)