договор на оказание платных услуг в бюджетном учреждении
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила оказания платных образовательных услуг.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 г. N 1441
Правила
оказания платных образовательных услуг
ГАРАНТ:
См. справку о Правилах оказания услуг в различных сферах деятельности
1. Настоящие Правила определяют порядок оказания платных образовательных услуг.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
5. Разработка порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения.
Определение стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется указанными организациями.
6. Отказ заказчика от предлагаемых ему исполнителем дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договором, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному договору.
7. Исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
8. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и обучающегося.
9. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
II. Информация о платных образовательных услугах, порядок заключения договоров
10. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия представлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
11. Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
12. Информация, предусмотренная пунктами 10 и 11 настоящих Правил, предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.
13. Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
г) место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
з) полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты;
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
м) сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);
н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
15. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.
Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Примерные формы договоров о дополнительном профессиональном образовании утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.
16. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.
III. Ответственность исполнителя и заказчика
17. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.
18. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
19. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
20. Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
21. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
22. По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Кабмин обновил правила оказания платных образовательных услуг. Прежний порядок, принятый в 2013 г., утратит силу с 1 января 2021 г. в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
Заново прописаны правила информирования об услугах, процедура заключения договоров, ответственность исполнителя и заказчика.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Положение об оказании платных услуг в автономном учреждении
Автор: Чагин К. Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)
Тема оказания платных услуг государственными и муниципальными учреждениями традиционно вызывает большой интерес. К ней мы неоднократно обращались в нашем журнале[1]. Рассмотрим сегодня вопросы, связанные с формированием и применением в автономном учреждении такого документа локального действия, как положение об оказании (порядок оказания) платных услуг.
Правовая основа.
Действующее федеральное законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но здравый смысл подсказывает, что такие документы необходимы: на практике они существуют и имеют нормативный статус. К примеру, их содержание учитывается при принятии контрольными и судебными органами решений в отношении учреждений[2].
Более того, указание на необходимость наличия в учреждениях собственных положений об оказании платных услуг (порядков) нередко содержится в региональной и муниципальной нормативно-правовой базе. Так, комитет по физической культуре и спорту Барнаула прямо требует от руководителей подведомственных учреждений (в том числе автономных) разработать и утвердить локальным актом порядок предоставления платных услуг. Причем сделать это надо с учетом общих правил, утвержденных самим комитетом[3].
Бывает и так, что учредитель полностью берет на себя функцию по утверждению положения об оказании платных услуг – в отношении всех подведомственных учреждений[4] либо отдельного учреждения[5]. Хотя согласно действующему федеральному законодательству в этом случае орган-учредитель превышает свои полномочия.
Что касается регулирования цен на услуги, для бюджетных учреждений учредитель должен устанавливать лишь порядок определения стоимости (абз. 1 ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ[6]), а действия автономных учреждений в этом плане вообще не регулируются – аналогичных полномочий учредителя законодательство не предусматривает (ст. 9 Закона № 174-ФЗ[7]). В свою очередь, тарифы на платные услуги орган-учредитель утверждает в отношении любых муниципальных учреждений[8], но из этого правила есть исключения, например муниципальные учреждения культуры, самостоятельно устанавливающие для себя такие тарифы[9]. А для отдельных видов услуг, предоставляемых учреждениями (скажем, в сфере социального обслуживания), действует государственное регулирование тарифов[10]. Правда, речь здесь идет только об утверждении тарифов, а не об установлении правил оказания платных услуг в целом.
Законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но на практике он необходим.
Если эти правила не «спущены сверху» автономному учреждению, их разработка и утверждение входят в компетенцию сотрудников и руководителя АУ. Важно, что ни рассмотрение, ни утверждение данных правил не отнесено федеральным законодательством к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Однако на практике нередки случаи, когда наблюдательный совет все же рассматривает проект такого документа, представленный руководителем АУ, и выносит свое заключение в форме рекомендации[11] – хотя соответствующего полномочия совета нет даже в уставе учреждения[12].
Структура и содержание рассматриваемого документа могут быть разными – они зависят как от отраслевой специфики деятельности учреждения, так и от степени детализации вопросов, связанных с оказанием платных услуг. Итак, какие же содержательные блоки включаются в положение об оказании (порядок оказания) платных услуг?
Общие положения.
В этом разделе, традиционном для нормативного документа любого уровня, обычно указывается его функция (регулирование деятельности по оказанию платных услуг конкретным учреждением), приводятся правовые акты, на основании которых он разработан. Сюда относятся ГК РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», законы № 7-ФЗ и 174-ФЗ, встречается даже упоминание Конституции РФ, НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Есть ссылки и на отраслевую правовую базу (например, для учреждений здравоохранения это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и общефедеральные правила оказания платных медицинских услуг[13]), региональные документы (в частности, во многих субъектах РФ действуют областные законы о социальном обслуживании и их подзаконные акты). В нормативную базу следует включить и ссылку на устав учреждения – правила оказания платных услуг и учредительный документ АУ не должны противоречить друг другу.
Данный раздел зачастую содержит описание (иногда детальное и пространное) целей и задач предоставления платных услуг. В частности, для учреждения спортивной направленности задачи могут быть такими:
организация досуга в области физкультуры и спорта;
повышение эффективности работы и улучшение качества услуг;
привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения, развития и совершенствования услуг, расширение материально-технической базы учреждения;
развитие массовых и индивидуальных видов спорта, направленных на физическое воспитание населения;
привлечение населения, школьников к регулярным спортивным занятиям.
По мнению автора статьи, практический смысл в подобном перечислении отсутствует. Описание целей остается скорее некоей данью традиции.
Ни рассмотрение, ни утверждение правил оказания платных услуг не отнесено к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.
В первый раздел документа также входят дополнительные общие нормы. К примеру, в локальном акте могут присутствовать положения о том, что контроль оказания платных услуг осуществляет наблюдательный совет автономного учреждения, изменения и дополнения в порядок оказания платных услуг вносит руководитель АУ, платные услуги, подлежащие лицензированию, предоставляются с момента получения учреждением лицензии… Полагаем, необходимости вносить такие детали тоже нет, поскольку эти нормы общеизвестны. Ну а контроль за оказанием платных услуг федеральное законодательство и вовсе не относит к компетенции наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).
Вместе с тем в разделе могут присутствовать важные содержательные, концептуальные моменты. Скажем, норма о том, что штатные сотрудники учреждения оказывают платные услуги со своего согласия в рамках своего рабочего времени при условии качественного выполнения государственного (муниципального) задания в полном объеме. Нередко сюда включают и отдельное указание на то, что предоставление учреждением платных услуг не должно подменять выполнение государственного (муниципального) задания, мешать его полноценному выполнению.
Используемые понятия.
В число основных понятий обычно входят следующие:
1) исполнитель (поставщик) – конкретное автономное учреждение;
2) заказчик (потребитель услуги) – гражданин (физическое лицо) или юридическое лицо, которому предоставляется платная услуга;
3) платная услуга – услуга, предоставляемая на возмездной основе гражданину (юридическому лицу) за счет его личных средств на основании заявления и (или) договора.
Если специфика деятельности учреждения подразумевает, что заказчик и потребитель услуги могут не совпадать в одном лице (например, дети заключают договоры на оказание социальных услуг для их недееспособных родителей, организации – договоры на оказание образовательных услуг потенциальным работникам), понятия «заказчик» и «потребитель услуги» разграничиваются. В зависимости от специфики деятельности в данном разделе могут расшифровываться и другие понятия (например, «льгота»).
Перечень платных услуг.
Существует два подхода к установлению перечня платных услуг: либо он приводится в самом положении об оказании платных услуг (порядке), либо в положении делается отсылка на перечень, утверждаемый руководителем автономного учреждения в виде отдельного документа. Поскольку оба документа относятся к локальным актам самого учреждения (то есть в них достаточно легко вносить изменения), представляется, что лучше включать перечень платных услуг непосредственно в положение. В любом случае следует помнить: перечень должен соответствовать тем видам деятельности, осуществление которых на платной основе предусмотрено уставом учреждения.
Разрабатывая ту или иную платную услугу и включая ее в перечень, учреждению нужно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, и обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.
Вот, например, как может быть сформулирован перечень платных услуг театра:
организация и проведение фестивалей, конференций, конкурсов и других культурно-зрелищных мероприятий (в том числе по заказу сторонних организаций);
создание театральных постановок, подготовка концертов, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ;
предоставление сценической площадки для проведения гастрольных и выездных мероприятий другим лицам, совместных театральных, концертных, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ и мероприятий;
организация и проведение тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства, литературы;
проведение мероприятий по организации досуговой деятельности, эстетическому воспитанию и обучению населения (клубы по интересам, тематические вечера, арт-студии и т. п.);
изготовление сценическо-постановочных средств, предоставление напрокат светотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, биноклей;
организация работы буфетов и баров в здании театра и на прилегающей территории в целях улучшения качества обслуживания зрительской аудитории;
проведение художественных выставок (в том числе выставок-продаж) и экскурсий;
рекламная и издательская деятельность, реализация информационно-справочных и рекламных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью учреждения, изготовление и реализация сувенирной продукции и цветов (для выражения благодарности зрителей артистам).
В реальности в положениях об оказании платных услуг учреждений можно встретить самые разные услуги. Например, те же театры включают в локальные акты такую позицию, как «предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом учреждения» (получается, что у театра даже можно заказать автофургон для квартирного переезда), а дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов заявляют о «реализации выпечки и полуфабрикатов» (по сути, здесь идет речь о торговле, ориентированной на людей «с улицы»).
Однако согласно букве закона любая деятельность автономного учреждения (в том числе платная) должна соответствовать полномочиям его учредителя в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Поэтому, разрабатывая платную услугу, учреждению нужно одновременно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, а впоследствии обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.
Внимание нужно обратить и на другой момент. Наименования из перечня платных услуг следует формулировать именно как услуги для потребителя. Из определения должно быть понятно, что конкретно предлагается получателю. К примеру, формулировка «Проведение дискотек» соответствует предоставляемой услуге, а «Участие в конкурсах и грантах» (реальное название, включенное в локальный акт учреждения) – нет.
В следующем номере журнала мы продолжим рассматривать содержание положения об оказании платных услуг.
[1] См., например, цикл статей К. Г. Чагина «Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях», 2017, № 5 – 8.
[2] См., например, Постановление АС ПО от 17.10.2017 № Ф06-25514/2017 по делу № А12-6248/2017, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.07.2017 по делу № 33-11142/2017.
[3] Приказ комитета по физической культуре и спорту г. Барнаула от 26.04.2018 № 13 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в сфере физической культуры и спорта».
[4] Постановление администрации Камешковского района Владимирской области от 02.02.2016 № 94 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг (работ) муниципальными учреждениями Камешковского района».
[5] Постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 10.04.2017 № 1534 «Об утверждении Положения о предоставлении платных услуг МАУ «Ритуал-сервис» (вместе с Положением о предоставлении платных услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением «Ритуал-сервис»).
[6] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[7] Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
[8] Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[9] Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.
[10] Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
[11] См., например, протокол заседания наблюдательного совета МАУ ДО «Физкультурно-оздоровительный комплекс р. п. Шатки Нижегородской области» – http://www.шаткифок.рф/wp-content/documents/Протокол № 11-17 заседания Наблюдательного совета.pdf.
[12] См., например, протокол от 22.08.2014 № 4 заседания наблюдательного совета МАДОУ «Детский сад № 4 «Подснежник» и перечень полномочий данного совета – https://domoddou4.edumsko.ru/about/council/post/20646.
[13] Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».