договор на оказание продюсерских услуг
Верховный суд научил составлять договоры с авторами
Кино без сценария
В июле 2017-го кинокомпания «КиноПроГрупп» заключила договор с режиссером и сценаристом Светозаром Головлевым на создание игрового фильма. Работу оценили в 3,5 млн руб. Сумму должны были оплачивать частями в зависимости от завершенных этапов работы. Отдельно в договоре был обозначен процесс оказания услуг.
Первый, подготовительный, этап работы заключался в написании сценария – режиссер должен был завершить эту часть до 23 июля 2018 года. Головлев получил аванс, но не предусмотренные договором 800 000 руб., а сразу 2 млн руб. Продюсер рассчитывал, что это стимулирует режиссера работать быстрее. Но вышло по-другому.
По словам Головлева, он участвовал в разработке литературного сценария фильма и отправил режиссерский сценарий заказчику, а тот не утвердил результат, из-за этого сроки были сорваны. Версия продюсера в корне отличалась от режиссерской: литсценарий фильма тот получил изначально, без него не было бы одобрено финансирование картины. Сценарист прописал диалоги, а вот режиссер не выполнил свою задачу – ни в срок, ни позже продюсер не получил режиссерский сценарий.
Кинокомпания направила режиссеру претензию и попросила вернуть аванс. Тот посчитал, что за работу, которую он выполнял в течение 464 дней, ему положено 950 000 руб. Часть работы он сделал, например, успел подготовить сценарий. Позже в ВС представитель Головлева указывал, что он подбирал часть актеров и оператора.
Кинокомпания попыталась договориться на 300 000 руб., поскольку ни один из этапов работ, предусмотренных в договоре, не был завершен. В итоге стороны встретились в суде.
Там режиссер настаивал, что его договор с продюсером – смешанный. Это значит, что к нему применяются правила и о возмездном оказании услуг, и об авторском заказе. Платить ему должны в том числе за сроки работы. Кинокомпания просила взыскать с Головлева все 2 млн руб. неосновательного обогащения и 35 000 руб. процентов за пользование чужими деньгами. Компании пришлось экстренно привлекать нового режиссера, указали представители «КиноПроГрупп».
Первая инстанция не обнаружила доказательств того, что Головлев действительно направлял обществу сценарий. Там пришли к выводу, что у режиссера возникло неосновательное обогащение, и удовлетворили иск. Решение поддержали в апелляции и кассации. Но Верховный суд взглянул на проблему иначе (дело № А40-79825/2019).
В определении по делу ВС подтвердил, что договор между сторонами – смешанный. При этом ВС обратил внимание, что режиссер сам отказался от исполнения договоренностей: стороны уведомили друг друга о расторжении до конца подготовительного периода. На тот момент результат работы и не мог быть достигнут, указал ВС. Стороны не согласовали промежуточные документы, которые будут подтверждать факт оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период, например, о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и другие.
Поэтому отсутствие подписанных документов не доказывает, что услуги не были оказаны вообще. ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции никак не исследовали вопрос о ценности услуг, которые успел оказать режиссер, хотя в постановочном проекте среди девяти актеров главных ролей значится актер, отобранный режиссером на кастинге. ВС обратил внимание: договор не содержит условий об освобождении продюсера от выплаты режиссеру денег при досрочном прекращении соглашения.
ВС отменил все акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Предупреждение для продюсеров
По ее словам, договор возмездного оказания услуг удобен тем, что его относительно легко расторгнуть, и популярен в киноиндустрии. Одновременно такая бумага возлагает на заказчика обязанность оплатить фактически оказанные услуги при его расторжении. Это позволяет взыскать деньги за любую деятельность, так или иначе имеющую полезный эффект, но не обязательно приносящую результат, ради которого продюсер нанимал режиссера или актера.
«В этом деле процедура приемки не была согласована в принципе, и компания попросту не смогла подтвердить отсутствие результата деятельности режиссера, имеющего ценность для производства фильма. Тем выше ценность юристов с индустриальным опытом», – обращает внимание Гуляева.
1. Для сложных, многоэтапных договоров привлечь юристов и составить отдельную понятную инструкцию по исполнению соглашения. Там нужно пошагово указать сроки и действия исполнителей для всех «контрольных точек». Например, когда, как и в какой форме вносить изменения в документ – самостоятельно или с привлечением юриста, принимать отдельные, в том числе промежуточные результаты работ/услуг по договору, писать возражения по срокам, качеству.
2. В договорах, предполагающих выполнение со стороны режиссера комплекса услуг/работ различной стоимости и потребительской ценности, надо указывать стоимость каждого отдельного этапа с подробным перечнем входящих в него услуг/работ или конкретных результатов, отдельно прописывать стоимость исключительных прав, например, соотношение стоимости этапа или услуг/работ.
3. Подробно расписывать порядок досрочного прекращения договорных отношений:
— Механизм расчета вознаграждения режиссера в случаях обоюдного решения сторон о прекращении дальнейшего сотрудничества, отказа продюсера от договора по вине режиссера, по обстоятельствам, не связанным с волей сторон. При этом документ может содержать указание о различной стоимости одних и тех же услуг в зависимости от степени исполнения договора в привязке к тому, какие именно промежуточные результаты будут иметь потребительскую ценность для продюсера;
— Сроки проведения взаиморасчетов и передачи материалов и иных результатов работ, сопроводительной документации и другое.
Ирина Жирадкова, партнер адвокатского бюро «НБ»
Вероятнее всего, определение Верховного суда станет триггером для кинокомпаний провести ревизию своих обычных договоров с творческим составом, в первую очередь с режиссерами, чтобы избежать аналогичных ситуаций, резюмирует Лукьянов.
Составление и расторжение продюсерского договора
Представители творческих профессий редко воспринимают свою работу как бизнес. Они, как правило, люди тонкой душевной организации, которые полностью поглощены своим дарованием им трудно вникать, в суть вещей обыденных и совсем не возвышенных. Зато специалисты в области продюсирования, напротив, народ крайне приземленный, прагматичный и довольно циничный, без лишних сантиментов стремящийся делать дело, естественно, с выгодой для себя.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат поможет составить договор как продюсеру с артистом, так и наоборот. Звоните в АБ «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург уже сегодня
Как составить договор с продюсером?
Естественно, что договор с продюсером составляется в письменной форме с указанием всех условий, которые согласованы между сторонами. При составлении договора отражаются общие сведения, как и в любом другом договоре, а именно, дата и место заключения, стороны договора, предмет договора, права и обязанности сторон, ответственность сторон, срок действия договора, иные условия.
Поскольку каждый договор содержит в себе свои нюансы и согласованные условия, договор с продюсером не исключение, поэтому при подготовке договора и согласовании условий необходимо обговорить и отразить в данном документе определенные моменты.
Следует отразить конкретные права и обязанности сторон, при этом использовать не только общие фразы; оговорить срок действия договора. Необходимо внимательно изучить условия об ответственности сторон, в частности, исполнителя, т.е., что он должен будет выплатить продюсеру, если, например, не сможет какое-то время выполнять взятые на себя обязательства.
Так как договор с продюсером это юридический документ, то исполнитель не всегда может разобраться во всех нюансах, поэтому лучше обратиться к адвокату за консультацией.
Как юридически правильно выстроить отношения по продюсерскому договору?
Реальность такова, что любой договор должен быть обоюдовыгодным. А потому оценить его перед подписанием нужно совместно с юристом. Помните, что случилось со знаменитым Димой Биланом, после смерти его продюсера Юрия Айзеншписа? Его вдова решила запретить Билану использовать собственное сценическое имя! Она доказывала, что все права принадлежали покойному супругу, а после его смерти ей. Пришлось очень долго разбираться в судах.
Если бы в договоре между продюсером и артистом был соответствующий пункт, то прецедента могло бы не возникнуть вовсе. И ведь уловок может быть сколько угодно. Некоторые продюсеры уверяют, что договор – просто бумажка, формальность, совместное творчество не подвластно этой «рутине», не стоит о ней задумываться. Может быть и так, но только до тех пор, пока продюсера все устраивает, а если возникнет финансовый спор, спор об авторских правах, если артист захочет поработать с кем-то другим – вот тут «формальность» превратиться в полный сил юридический документ; беззаветному восхищению придет конец — в суде нужно будет доказывать правоту сторон.
Бывает, что неопытный работник творческой стези просто забывает забрать свой экземпляр договора, не читает договор при подписании – все это огромные риски и почти наверняка шанс остаться без прав на собственный продукт и без денег за него. Можно оказаться современным «рабом», который должен всё, а ему никто и ничего. Ведь все что видит зритель, что составляет образ успешного артиста: машины, дорогая одежда, охрана, апартаменты, обычно, самому артисту не принадлежат, а использование «для камер» отрабатывается в тройном размере.
Часто хитрые продюсеры заключают такие продюсерские договоры с певцом или актером, которые лишают поэта или музыканта авторских прав на их произведения. Написал и забудь, так называемые роялти, то есть авторские отчисления (которые и составляют основную денежную массу от реализации продукта) получает продюсер, а не автор. Именно продюсер, по своему усмотрению использует произведение, а автор работает дальше за довольно скромную зарплату. Поверьте, «важных» аргументов у опытного продюсера хватит. Тысячи независимых артистов попадаются на такие уловки и на годы становятся рабами. К сожалению, это так.
ПОЛЕЗНО: вы можете обратиться к нам и по вопросу анализа уже составленного договора, подробнее об этом по ссылке и в видео
Как изменить условия договора с продюсерским центром?
Порядок изменения условия договора с продюсерским центром может быть указан непосредственно в самом договоре.
Если подробно порядок изменения условий в договоре не прописан, тогда для изменения условия договора необходимо заключить дополнительное соглашение к договору, которым изменить конкретный пункт или условие договора. Данный вариант изменений условий возможен только в случае согласия обеих сторон на изменение условий.
Когда одна из сторон не согласна на изменение условий договора, то вторая сторона может обратиться в суд с иском об изменении условия договора. Обращение в суд не гарантирует, что суд встанет на сторону истца, однако, с учетом обстоятельств дела и мотивов обращения в суд с иском, возможно, что судебным решением условие договора может быть изменено.
Как расторгнуть продюсерский договор?
Порядок расторжения продюсерского договора может быть прописан в самом договоре. Даже если порядок расторжения договора не прописан в данном документе, то всегда можно обратиться к общим положениям гражданского законодательства о расторжении договора по соглашению сторон или в судебном порядке.
Продюсерский договор может быть расторгнут и в одностороннем порядке одной из сторон, но такая возможность должна быть предусмотрена в самом договоре. Если договором не предусмотрено право на односторонний отказ от договора, тогда договор может быть расторгнут только по соглашению или в суде. При одностороннем отказе от договора лучше предусмотреть конкретные случаи в договоре, когда та или иная сторона вправе отказаться от договора, тогда маловероятно, что суд признает такой отказ неправомерным. Как правило, при расторжении в таком порядке инициатор расторжения направляет в адрес второй стороны уведомление или отказ от договора.
Расторжение по соглашению сторон не вызывает сложностей, т.е. стороны заключают соглашение о расторжении к заключенному договору, в котором указывают условия расторжения и когда договор считать расторгнутым.
Для расторжения в судебном порядке необходимости соблюсти досудебный порядок, т.е. направить в адрес второй стороны предложение расторгнуть договор. выждать время, по общему правилу это 30 дней, только после этого обратиться в суд с иском о расторжении продюсерского договора.
Помощь адвоката по договорам в Екатеринбурге
Необходимость юридической помощи очевидна. В идеале, конечно, до начала совместной с продюсером работы. Важно помнить и контролировать особенно важные рабочие моменты:
Все виды договоров должны быть правильно составлены, с учетом интересов обеих сторон, кроме того, правовой анализ договора оказания услуг возможно и при уже составленном соглашении сторонами.
Не должно прослеживаться ущемлений авторских прав, психологического давления, ограничений свобод, должны быть прописаны права на расторжение по желанию одной из сторон, все виды неустоек и штрафных санкций должны быть прописаны также, чтобы они не возникали спонтанно. Людям творческих профессий нужно помнить о собственных интересах, о своем будущем, о своих доходах — ведь именно они «рождают» на свет то, чем восхищаются и за что платят миллионы.
Звоните и наш юрист Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» поможет Вам уже сегодня.
Отзыв нашему юристу по защите авторской песни
Образец договора оказания услуг звукозаписи, заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Исполнитель обязуется по заявке Фирмы предоставить услуги по Звукозаписи для Фирмы, а Фирма обязуется подать заявку и оплатить услуги по Звукозаписи Исполнителя согласно настоящему договору.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Исполнитель обязан:
2.1.1. В зависимости от условий заявки Фирмы изготовить на основании переданных Фирмой информации и материалов Звукозапись Фирмы качественно и в срок, указанный в согласованной заявке Фирмы, и передать его представителю Фирмы.
2.1.2. Соблюдать, при изготовлении Звукозаписи, нормы и требования, установленные Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.
2.1.3. Исполнитель предоставляет Фирме акт приемки выполненных работ, который подписывается уполномоченными представителями сторон не позднее дней с даты предоставления актов и изготовленной согласно заявке Фирмы Звукозаписи.
2.2.1. Не позднее чем за дней до согласованной сторонами даты изготовления Звукозаписи предоставить Исполнителю информацию и материалы, необходимые для изготовления данной Звукозаписи.
2.2.2. В случае подачи заявки на изготовление Звукозаписи исполнять предусмотренные Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г. и иными нормативными актами о рекламе требования к содержанию информации и материалов, предоставляемых в соответствии с п.2.3.1 настоящего договора.
2.2.3. В случае, если в Звукозаписи содержится информация о товарах, подлежащих обязательной сертификации, письменно информировать Исполнителя о том, что товар подлежит обязательной сертификации.
2.2.4. В течение банковских дней со дня получения от Исполнителя акта приемки выполненных работ направить Исполнителю подписанный акт или мотивированный отказ от его подписания.
2.2.5. Осуществить оплату в сроки и в порядке, предусмотренном настоящим договором.
2.3.1. По согласованию с Исполнителем вносить изменения в заявку на изготовление Звукозаписи в рамках суммы настоящего договора.
3. ЦЕНА ДОГОВОРА
3.1. Сумма настоящего договора составляет рублей (НДС не облагается в связи с применением упрощенной системы налогообложения).
3.2. Фирма производит оплату по настоящему договору путем перечисления денежных средств на расчетный счет на счет Исполнителя в течение банковских дней с даты выставления счета.
3.3 Факсимильные и электронные копии платежных документов действительны.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. В случае нарушения условий настоящего договора виновная сторона обязуется возместить другой стороне причиненные в результате такого нарушения убытки.
4.2. В случае предъявления к Исполнителю требований, претензий и исков третьих лиц, в том числе правообладателей авторских и смежных прав на переданные Исполнителю информацию и материалы, связанные с изготовлением Звукозаписи, Фирма обязуется разрешать их своими силами и за свой счет. При этом Фирма обязуется возместить Исполнителю понесенный ущерб. В этом случае Фирма обязана произвести соответствующие выплаты в течение дней со дня получения от Исполнителя письменного требования.
4.3. В случае нарушения Фирмой п.2.2.2 и п.2.2.3 Фирма обязуется самостоятельно нести ответственность перед третьими лицами за указанное нарушение. Исполнитель ответственности за нарушение не несет. При этом Фирма обязуется возместить Исполнителю понесенный ущерб. В этом случае Фирма обязана произвести соответствующие выплаты в течение дней со дня получения от Исполнителя письменного требования.
5. ФОРС-МАЖОР
5.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К таким событиям относятся в частности: пожар, землетрясение, эпидемии, иные явления природы, военные действия, принятие органами государственной власти или управления решения, повлекшие невозможность исполнения настоящего договора.
5.2. При наступлении и прекращении указанных в п.5.1 настоящего договора обстоятельств сторона, для которой создалась невозможность исполнения ее обязательств по настоящему договору, должна в течение рабочих дней известить другую сторону и по требованию другой стороны представить свидетельство компетентного органа о существовании таких обстоятельств.
5.3. При невыполнении обязательств, предусмотренных п.5.2 настоящего договора, сторона обязана возместить другой стороне убытки, причиненные неизвещением или несвоевременным извещением.
5.4. Наступление форс-мажорных обстоятельств влечет увеличение срока действия договора на период их действия.
6. АВТОРСКИЕ ПРАВА
6.1. Исполнитель передает Фирме все исключительные права на использование Звукозаписи (Произведения), изготовленной в соответствии с настоящим договором.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
7.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по договору.
7.2. Стороны согласились в соответствии с п.2 ст.160 ГК РФ признавать в качестве допустимой формы воспроизведения подписи Исполнителя при подписании документов, которые могут потребоваться для урегулирования гражданских правоотношений Сторон, включая настоящий договор, факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования.
7.3. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями Сторон и являются его неотъемлемыми частями.
7.4. При решении вопросов, не урегулированных настоящим Договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
7.5. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.
Образец договора на создание мультимедиа-продукта (действие на территории Российской Федерации; с отчуждением заказчику исключительных прав), заключаемого между творческим коллективом и юридическим лицом
Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.
Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.
Правообладатели используют знак охраны авторского права, этот знак представляет из себя букву «С» в окружности.
Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.
Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.
В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.
Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.
Официальные документы, информационные сообщения, произведения народного творчества не могут быть объектами авторского права.
Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.
Регистрация авторского права на произведение необязательна, но желательна, поскольку, в случае плагиата, Автору будет значительно легче доказать свое первоначальное право. Существует организация, которая будет сохранять произведение в своем депозитарии в оригинальном экземпляре.
ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Мультимедиа-продукт (далее – «Продукт») – это тесно связанные и используемые только совместно программа для ЭВМ и база данных, которые содержат текстовую, графическую, цифровую, звуковую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, включающую объекты авторского права и смежных прав.
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
2.1. Заказчик поручает, а Авторы принимают на себя обязательство создать указанные в настоящем пункте материалы (далее – «материалы») на условиях и в объеме, определенных настоящим договором, и передать Заказчику исключительные права на них.
3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
3.1. Авторы обязуются создать Продукт в сроки, установленные календарным планом (Приложение №4 к настоящему договору).
3.2. Авторы обязуются создать Продукт своими силами и средствами.
3.3. Выполненные работы представляются Авторами Заказчику поэтапно, согласно календарному плану, и принимаются Заказчиком по акту предварительной приемки-передачи, подписываемому обеими сторонами. Заказчик обязуется рассмотреть представленные материалы и известить Авторов либо об одобрении работы, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Авторы обязуются в согласованные отдельным соглашением сроки внести требуемые исправления и повторно представить материалы Заказчику. При получении одобрения Заказчика стороны составляют акт приемки-передачи выполненной части работ, подписываемый обеими сторонами. После выполнения всего объема работ по настоящему договору стороны подписывают итоговый акт выполненных работ по договору. С момента подписания указанного акта сторонами права на Продукт, указанные в п.3.5 настоящего договора, считаются переданными Издательству.
3.4. Заказчик обязуется использовать Продукт в полном соответствии с условиями настоящего договора.
3.5. Авторы отчуждают Заказчику исключительные права на создаваемую Программу в полном объеме для использования их любым способом и в любой форме, включая перечисленные в ст. 1270 ГК РФ.
3.6. Исключительные права на созданные Авторами в процессе работы тексты сохраняются за Авторами. В случае если переработка Продукта потребует изменения созданных Авторами текстов (за исключением технического редактирования), Заказчик обязан обратиться к Авторам для заключения нового договора или получения письменного разрешения на изменение текстов.
3.7. Права, передаваемые по настоящему договору, действуют на территории Российской Федерации в течение срока действия исключительного права на Продукт, то есть с момента создания Продукта в течение всей жизни Авторов и 70 лет после смерти последнего Автора, пережившего других соавторов.
3.8. Авторы не сохраняют за собой права использовать Продукт самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.
3.9. Заказчик обязуется предоставить Авторам бесплатно экземпляров выпущенного Продукта.
4. ОПЛАТА
4.1. Издательство выплачивает Авторам вознаграждение в размере и порядке, определенных в Приложении №5 к настоящему договору.
5. ГАРАНТИИ ПО ДОГОВОРУ
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Условия настоящего договора конфиденциальны и не подлежат разглашению.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.
7.2. В случае нарушения договора со стороны Заказчика Автор(ы), право которого(ых) нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
7.3. Если Авторы не представят Продукт в соответствии с условиями настоящего договора, Авторы обязаны возместить реальный ущерб, причиненный Заказчику.
7.4. В случае нарушения Авторами срока создания Продукта, установленного календарным планом (Приложение №4 к настоящему договору), каждый Автор уплачивает Заказчику штраф в размере рублей.
7.5. Заказчик вправе удержать сумму штрафа из суммы вознаграждения, подлежащего уплате каждому Автору по условиям настоящего договора.
8. ФОРС-МАЖОР
8.1. Обстоятельства форс-мажорного характера (непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы), за которые стороны не являются ответственными (стихийные бедствия, забастовки, войны, принятие государственными органами законов и подзаконных актов, препятствующих исполнению договора, и другое), освобождают сторону, не выполнившую своих обязательств в связи с наступлением указанных обстоятельств, от ответственности за такое невыполнение на срок действия этих обстоятельств. Если эти обстоятельства будут длиться более двух лет, каждая из сторон будет иметь право отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору.
9. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
9.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства РФ.
9.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
10. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
10.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по условиям настоящего договора.
11. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
11.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.
11.3. Авторы вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае повторного нарушения Заказчиком обязанности выплачивать вознаграждение Авторам в установленный настоящим договором срок.
12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
12.1. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
12.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.
12.3. Все уведомления и сообщения в рамках настоящего договора должны направляться сторонами друг другу в письменной форме.
12.4. Договор составлен в экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого участника настоящего договора (а также для регистрирующего органа в случае, если договор подлежит государственной регистрации).