договор на получение денежного приза
Хотим провести конкурс и вручить приз. Победитель сам заплатит налог?
Читатель Вячеслав спрашивает:
Хотим провести конкурс среди клиентов и подарить победителю ноутбук за 150 000 рублей. Нужно ли платить какой-то налог? Кто это делает: тот, кто выиграет приз, или мы как организаторы конкурса?
С призов дороже 4000 рублей нужно платить налог
Вячеслав, да, призы дороже 4000 рублей облагаются налогом. При этом неважно, в какой форме победитель получает приз: деньгами или техникой, одеждой, едой, недвижимостью.
Но есть исключения. Налоги не нужно платить за призы, которые получают:
35% — налоговая ставка для призов — пункт 2, статья 224 Налогового кодекса
Победитель — физическое лицо. А физические лица со всех доходов должны платить налоги, в случае с доходами от призов — по ставке 35% с той суммы, что превышает 4000 рублей.
Например, налог за ноутбук стоимостью 150 000 рублей считают так:
(150 000 рублей — 4000 рублей) * 0,35 = 51 100 рублей.
С оплатой налога на приз есть два варианта: победитель платит сам или организатор платит налог за него. Какой вариант использовать, выбирает организатор.
В правилах конкурса нужно указать, кто платит налог
Кто будет платить налог, организатор прописывает в правилах — такие правила должны быть у каждого конкурса, розыгрыша призов, акции. Если организатор платит налог сам, в правилах пишет примерно так:
Приз — ноутбук стоимостью 150 000 рублей.
Приз оплачивается за счет средств организатора.
Приз не подлежит обмену, денежный эквивалент приза не предоставляется.
Если налог за приз будет платить победитель, нужно изменить формулировку в последнем пункте:
НДФЛ — 35% от части той стоимости приза, что превышает 4000 рублей, — оплачивает победитель.
От того, кто платит налог, зависит срок уплаты и то, как будет выглядеть акт вручения приза.
Заплатить налог в течение двух дней, если платит организатор
О сроках уплаты налога за победителя — пункт 6, статья 226 Налогового кодекса
Если организатор платит налог за победителя, у него есть два дня на оплату — день вручения приза и следующий за ним.
Чтобы заплатить НДФЛ за победителя, нужны документы:
Еще понадобится акт о вручении приза — он нужен как доказательство, что приз вручили.
Сроки и акт будут другими, если налог за приз платит победитель.
Рассказать о налоге, если победитель платит сам
Если в правилах конкурса написано, что победитель платит налог сам, у организатора появляется обязанность разъяснить ему налоговые обязанности. То есть рассказать, что за приз нужно заплатить 35% налогов. Объяснить победителю, что и куда платить, можно своими словами, а в акт добавить ссылку на статью Налогового кодекса, например так:
Победитель должен указать приз в декларации 3-НДФЛ и сдать ее до 30 апреля следующего года. А налог нужно заплатить до 15 июля следующего года. Например, если победитель получает приз в феврале 2021 года, декларацию он сдает до 30 апреля 2022 года, а налог платит до 15 июля 2022 года.
Подробнее о том, как компании проводить розыгрыши призов и конкурсы, мы рассказывали в другой статье.
Розыгрыш призов от компании
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Договор на получение денежного приза
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Если призы принадлежат организатору мероприятия, то организатор должен начислить НДС при передаче призов и может взять к вычету входной НДС по призам. Стоимость призов можно учесть при исчислении налога на прибыль.
2. Переход права собственности на призы зависит от договорных отношений. Если договором предусмотрен переход права собственности на призы к организатору, то организатор должен будет уплатить НДС, указать себя в акте приема-передачи в графе «Передал» и исполнить функции налогового агента по НДФЛ.
Из судебной практики следует вывод, что если призы вручаются от имени спонсора и право собственности не переходит к организатору, то в этом случае договор содержит элементы посредничества (договора поручения или агентского договора). НДС при передаче призов в такой ситуации уплатит спонсор. В акте приема-передачи в графе «Передал» указывается спонсор. Налоговым агентом по НДФЛ выступает спонсор.
Обоснование вывода:
Призы принадлежат организатору
Призы принадлежат спонсору
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. НДФЛ с отдельных видов доходов (подарков, выигрышей, призов, материальной помощи), не превышающих 4000 рублей в год;
— Энциклопедия решений. Заполнение 2-НДФЛ при вручении подарков в денежной или натуральной формах;
— Вопрос: Исполнитель обязуется оказать услуги по организации проведения конференции. Участниками конференции выступают профессиональные историки и специалисты смежных дисциплин из РФ, стран СНГ и иных государств. Участие физических лиц производится в интересах организации. Речь идет именно о договоре об оказании услуг. Стоимость услуги формируется с учетом всех затрат исполнителя. Исполнитель выполняет услуги по организации размещения в гостинице и проезду группы иногородних участников. Являются ли компенсации сумм на проезд, проживание участников их доходом в натуральной форме? Надо ли исполнителю подавать данные в налоговый орган на участников конференции? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.)
— Вопрос: Организация проводит розыгрыш призов (стимулирующую лотерею). Покупатели автомобилей автоматически становятся участниками розыгрыша. Разыгрываются автомобиль и другие ценные призы. Можно ли сумму «входного» НДС принять к вычету? Можно ли стоимость подарков включить в расходы для целей налогового учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Розыгрыш призов от компании
Представим, автосалон хочет больше подписчиков в своей группе во Вконтакте и решает разыграть магнитолы. Кажется, всё просто: публикуем запись на стене, а потом разыгрываем приз среди тех, кто сделал репост — готово. Но, как всегда, всё сложнее.
В статье говорим о стимулирующих рекламных акциях — это розыгрыши призов. Мы рассказываем о штрафах, но у нас нет статистики, как часто наказывают за розыгрыши во Вконтакте. Возможно, прибыль будет больше, чем потери от штрафа. А может, и нет.
Чем рискует компания с розыгрышами
По закону компания может проводить розыгрыши среди тех, кто сделал покупку. Но часто это делают и без покупки, среди подписчиков во Вконтакте. Для розыгрышей в соцсетях нет закона, но есть разъяснения антимонопольной службы.
Единого мнения о розыгрышах в соцсетях нет. Например, антимонопольщики Тулы считают, что акции и розыгрыши в соцсетях и на сайте компании — это не реклама. Но в другом регионе могут считать иначе. Теоретически можно отправить запрос в антимонопольную службу и налоговую, чтобы они проверили условия и сказали, что нарушений нет.
Вот какие есть риски с розыгрышами:
Рассказываем, как компании провести розыгрыш подарков так, чтобы не нарушить закон. Вопрос маркетинговой эффективности пока оставим в стороне.
Как компании разыгрывают призы
У компаний есть два способа разыграть подарки: стимулирующая рекламная акция и публичный конкурс. Разница в целях:
Вот что делать, если хотите провести стимулирующую рекламную акцию.
Шаг 1. Подготовить правила розыгрыша
Розыгрыш — это стимулирующая рекламная акция. Такая акция может проводиться с целью повысить продажи, лояльность потребителей или узнаваемость бренда.
Закон требует, чтобы компания указала информацию:
Чтобы соблюсти требование закона, компания готовит правила розыгрыша. В них же пишет, что розыгрыш — это не лотерея и не публичный конкурс.
Показываем, что писать, на примере основных разделов правил. Шаблон полных правил — в конце статьи.
Раздел
Что писать
Термины и определения
Розыгрыш — это стимулирующая рекламная акция, не является лотереей и публичным конкурсом.
Повышения лояльности клиентов ООО «Компания», стимулирование продаж и рост узнаваемости бренда
Информация об организаторе
Полное и сокращенное название компании, юридический адрес, ОГРН, ИНН, КПП
Период проведения розыгрыша
Сроки проведения и вручения призов
Приз — магнитола автомобильная «Джикью», стоимостью 20 000 рублей.
Приз оплачивается за счет средств организатора.
Приз не подлежит обмену, денежный эквивалент приза не предоставляется.
НДФЛ — 35% от стоимости приза — оплачивает организатор.
Условия участия в розыгрыше
Чтобы стать участником розыгрыша, необходимо в период розыгрыша:
приобрести автомобиль марки «Супер-премьер» в максимальной комплектации за 1 500 000 рублей в одном из салонов организатора розыгрыша.
Распределение призов происходит путем простого подсчета: призером становится каждый 10-й участник.
Условия участия, если розыгрыш в соцсетях
Чтобы стать участником розыгрыша, необходимо в период розыгрыша:
Для участия в розыгрыше обязательно, чтобы:
Призер определяется с помощью генератора победителей.
Но мало указать в правилах, что розыгрыш — это не лотерея: еще надо проследить, чтобы признаков лотереи действительно не было.
Шаг 2. Исключить признаки лотереи
В законе есть признаки лотереи:
Лотереей розыгрыш считают, если совпадает несколько признаков. Каждый случай рассматривают в суде: одного признака, например генератора случайных чисел, недостаточно.
Кинотеатр в Красноярске проводил розыгрыш: билеты в кино можно было обменять на купоны, опустить их в промоящик и поучаствовать в розыгрыше призов.
Налоговая посчитала, что кинотеатр провел лотерею, и обратилась в суд. Доводы налоговой были такими:
Но суд не принял доводы налоговой и решил, что кинотеатр проводил стимулирующую акцию, а не лотерею. На решение повлияло три факта:
Суд не удовлетворил требования налоговой, и она подала апелляцию. Второй суд тоже решил, что кинотеатр проводил рекламную акцию, а не лотерею, и налоговой отказал.
За лотереями следит налоговая. Иногда она сама обращает внимание на нарушения, а иногда работает по жалобам потребителей.
Чтобы точно ничего не нарушить, можно попробовать согласовать правила розыгрыша с налоговой. Для этого нужно попросить ее проверить, что розыгрыш — не лотерея.
Шаг 3. Опубликовать правила розыгрыша
Правила розыгрыша должны быть в свободном доступе. Обычно компании публикуют правила на сайте акции, а иногда размещают отдельно, например в гугл-документах.
Ссылку на правила публикуют внизу страницы или в шапке сайта, а по ссылке открывается полный текст.
Если компания разыгрывает призы в социальной сети, правила размещают в записи розыгрыша.
Необязательно описывать в записи все правила. Можно рассказать об основных условиях и дать ссылку на полный текст.
Администрация Вконтакте требует указывать в записи розыгрышей:
Если компания рекламирует розыгрыш на радио, по телевизору или в журналах, она должна сказать в рекламе, где размещены правила. Об этом ниже.
Шаг 4. Проверить рекламу
К рекламе розыгрыша есть требования. Первое — в ней обязательно должна быть информация:
Источник информации — это то, где можно узнать полные правила розыгрыша. Источником может быть сайт, номер телефона или точка продаж.
Для рекламы на радио или телевидении, советую использовать дословную формулировку из закона : «Сроки проведения розыгрыша, информация об организаторе, правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения размещены на сайте Компания. рф». Фраза «Подробности на сайте» не подходит.
Второе требование: реклама воспринимается без искажений. Это значит, что условия участия в розыгрыше должны быть однозначными. Разберемся на примере.
В яркой части рекламы есть условие: купи машину — получи автомагнитолу. Условие звучит так, будто каждому покупателю салона дарят магнитолу. Но мелким шрифтом: «магнитолу получает каждый десятый покупатель машины марки «Супер-премьер» в максимальной комплектации за 1 500 000 рублей». Так нельзя.
В законе нет требований к размеру шрифта в рекламе, но Высший арбитражный суд объясняет: если из-за мелкого шрифта реклама воспринимается плохо или искажается ее смысл, такая реклама считается ненадлежащей.
А за ненадлежащую рекламу есть штраф — до 500 000 рублей.
Вот как должна выглядеть реклама розыгрыша, чтобы ее смысл не искажался:
Крупно: условия акции и сроки, а мелким шрифтом написано, что остальная информация на сайте салона.
Антимонопольная служба оштрафовала ООО «Директ Почта» на 300 000 рублей за обман в рекламе и манипуляцию с правилами розыгрыша.
ООО «Директ Почта» опубликовало в газете рекламу:
«Сенсация 2015 года! 1 000 000 рублей для обладателя Призового номера 115! Именно Вы можете стать миллионером уже совсем скоро! Суперприз 2015 года еще не вручен! Прямо сейчас проверьте, если Призовой номер 115 принадлежит Вам, то именно Вам мы вручим Суперприз 1 000 000 рублей, объявив Вас Главным победителем! Если в результате получилось 115 — поздравляем! Вы — победитель! Прямо сейчас позвоните по телефону. Подтвердите Ваш Призовой номер и получите 1 миллион рублей! Код акции: 03.23322.3.124.1»
Нарушений было несколько:
Остальные требования закона «О рекламе» тоже нужно соблюдать. Если кратко: нельзя упоминать конкурентов, оскорблять покупателей и говорить, что Деда Мороза не существует. Подробнее — в статье «Дела».
Что нельзя рекламировать
Рекламу контролирует антимонопольная служба. К ней же можно обратиться за разъяснением, нарушает ли реклама закон. Для этого заранее готовят макеты рекламы и отправляют письмо через сайт службы.
Шаг 5. Определить и объявить победителя
Победителя розыгрыша можно выбирать разными способами, главное — сделать это в срок:
Как компания объявит победителя, тоже описывают правила. Объявить, кому достался приз, можно на сайте или на мероприятии компании, по телевидению, радио, в социальных сетях.
Для розыгрышей в социальной сети Вконтакте нужно опубликовать запись с результатами и списком победителей. Иначе страничку компании заблокируют.
Блокировка страницы в соцсетях — это еще не всё. Если директор автосалона дает рекламу о розыгрыше магнитол, но победителей не выбирает и не дарит подарков, автосалон может получить штраф до 500 000 рублей от антимонопольной службы.
Шаг 6. Вручить призы и разобраться с налогами
После выбора победителя компания вручает приз: лично или с доставкой курьером. Можно отправить призы почтой, но тогда не получится подписать с призером акт.
Акт нужен, чтобы подтвердить передачу приза и подстраховаться. Без акта призер может сказать, что ничего не получал, и потребовать вручить ему подарок еще раз.
Призы без налога — п. 28, 217-я статья Налогового кодекса
35% — налоговая ставка для призов — пункт 2, статья 224 Налогового кодекса
Как будет выглядеть акт, зависит от того, платит налог компания или победитель. Налог платится с той суммы приза, что больше 4000 рублей. Ставка — 35%. При этом неважно, что подарок выдают не деньгами.
Автосалон дарит призерам магнитолу за 20 000 рублей. Налог с приза считается так: (20 000 рублей — 4000 рублей) *0,35 = 5600 рублей.
Налог платит компания. Если в правилах розыгрыша компания указала, что платит налог сама, то акт выглядит так:
Чтобы заплатить НДФЛ за призера, компании нужны копии, фото или сканы его документов:
О сроках оплаты налога за победителя — пункт 6, статья 226 Налогового кодекса
У компании есть два дня, чтобы оплатить налог: день вручения приза и следующий за ним.
Налог платит призер. В правилах указано, что налог платит победитель. Тогда у компании появляется обязанность — разъяснить призеру его налоговые обязанности. Проще говоря, сказать, что за приз нужно заплатить налог и сдать декларацию 3-НДФЛ. Сказать лучше не на словах, а в акте.
Призер должен сдать декларацию до 30 апреля и оплатить налог до 15 июля следующего года. Если победитель получил приз в марте 2019 года, декларацию сдает до 30 апреля, а налог платит до 15 июля 2020 года.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Как компании разыграть подарки:
подготовить и опубликовать правила розыгрыша;
определить победителя среди участников;
подписать акт передачи приза;
заплатить за призера НДФЛ, если так написано в правилах.
Как оформить подарок. С точки зрения бухгалтерии.
В преддверии сезона рождественских распродаж предприниматели готовят скидки, бонусные товары, различные розыгрыши и подарки — у кого на что хватает фантазии и бюджета. И вот вроде бы принято решение и произведены все подсчеты, но остался вопрос: как это все оформить с точки зрения законодательства и так, чтобы без налоговых последствий? Об этом мы сегодня и расскажем.
Как оформить акцию
Для проведения рекламной акции достаточно издать приказ, в котором необходимо утвердить порядок и цель проведения акции. Например, текст приказа может быть таким:
«В целях увеличения объема продаж и привлечения новых клиентов приказываю с 01 декабря 2013 года по 31 декабря 2013 года провести рекламную акцию. В рамках рекламной акции предоставить скидку в размере 50% на товар №1 всем покупателям, которые приобрели товар №2. Ответственным за организацию и выполнение рекламной акции назначается Иванов Иван Иванович”.
При желании можно разработать положение о рекламной акции и смету расходов или целую маркетинговую политику. В дальнейшем эти документы вам пригодятся для подтверждения основания списания расходов на проведение рекламной акции.
Списываем расходы
Мы уже писали о рекламных расходах на УСН. Налоговый кодекс разрешает учитывать их при расчете налога, но очень важно отличать какие расходы являются рекламными в понимании законотворцев. Повторимся, что это:
Все эти расходы вы можете списать при расчете налога УСН в размере фактических затрат. Этот перечень является закрытым.
Также существуют нормируемые рекламные расходы. Они учитываются в налоге УСН частично, в размере определяемом Налоговым Кодексом — не более 1% от выручки за год.
К нормируемым расходам Налоговый Кодекс относит расходы на призы для победителей при проведении розыгрышей в рамках массовых рекламных кампаний, а также иные расходы, которые не перечислены выше и подходят под определение рекламы.
Итак, для списания рекламных расходов необходимо:
1) проверить, что ваши затраты соответствуют условиям и понятию рекламы, приведенным в Законе о рекламе
2) определить является расход нормируемым или нет в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ
Расходы списываются по поздней из дат: дата оплаты или дата подписания акта о проведении рекламной кампании. Если говорить о товарах, приобретенных для бесплатной раздачи неопределенному кругу лиц в целях проведения рекламной акции, то расходы списываются по поздней из дат: дата оплаты товара поставщику или дата передачи акционного товара получателям.
Позаботьтесь о подтверждающих документах. Как всегда, здесь действует правило “чем больше — тем лучше”. К вашему приказу на проведение рекламной акции можно добавить:
Если вы прочитали предыдущую статью о рекламных расходах, то вы, должно быть, уже разобрались, что не все расходы можно отнести к рекламным и учесть их в налоге УСН.
В частности, скидки, подарки, сделанные покупателям в рамках промо-акции и бонусные товары, которые вы предоставляете бесплатно при покупке определенной партии, вы не сможете учесть в расходах. Данные расходы не подходят под определение рекламы, которое завязано на распространении информации неопределенному кругу лиц.
Также, если вы решите провести розыгрыш призов среди своих клиентов, то затраты на на покупку призов тоже не сможете списать, потому что в данном случае розыгрыш не будет признан рекламой, т.к. проводится среди определенного круга лиц — ваших покупателей.
Подарки физ.лицам без заботы о НДФЛ
Иногда розыгрыши, подарки и рекламные акции типа “Купи одну вещь и вторую получи в подарок!” могут вызвать немало хлопот.
Все дело в том, что подарки и призы покупателям-физ.лицам стоимостью дороже 4000 рублей облагаются НДФЛ. Освобождение от НДФЛ в пределах 4000 рублей предусмотрено за календарный год по всем таким подаркам налогоплательщика. Поэтому формально вы должны вести учет подарков и призов по каждому получателю и учитывать нужно все приятности, которые получил покупатель, независимо от их стоимости. Это нужно делать для того, если физ.лицо в течение года получит от вас несколько подарков или призов и их стоимость превысит 4000 рублей в год, то у вас возникает обязанность сообщить об этом налоговикам. До 31 января следующего года вам нужно подать в свою налоговую справку по форме 2-НДФЛ со сведениями о сумме налога и невозможности удержать налог. А также не забудьте предупредить об этом самого получателя подарка, ему нужно будет заплатить НДФЛ и подать декларацию.
С розыгрышами избежать формальностей с НДФЛ не получится, а вот с подарками за покупку товара в этом плане проще. Чтобы избежать лишней отчетности и организации дополнительного учета, подарок, который получает покупатель за приобретение товара, оформляется как скидка. Вы делаете скидку на приобретаемый товар равной стоимости презента, т.е. оформляется обычная реализация товара со скидкой и реализация товара в качестве подарка стоимостью равной размеру скидки.
В итоге, покупатель оплачивает вам стоимость товара и получает подарок — оснований для НДФЛ не возникает, а вы сможете списать в расходы себестоимость проданного товара и себестоимость подарка.
Подарок партнеру облагается НДФЛ
Учет призов и подарков
Автор: Гришакова О., эксперт журнала
Учреждения физической культуры и спорта могут приобретать призы и подарки с целью их вручения физическим лицам при проведении различных спортивных, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых мероприятий, а также своим работникам по случаю знаменательных дат и праздников. С целью правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учете такие операции должны быть оформлены соответствующими документами, подтверждающими необходимость их приобретения и обоснованность списания. В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с названными мероприятиями.
Основания для приобретения и списания.
Основания для приобретения призов. Как правило, при проведении различных спортивно-массовых мероприятий в учреждении разрабатывается документ (положение, программа, план), в котором содержится следующая информация:
цели проведения мероприятия;
задачи его проведения;
лица, ответственные за его проведение;
список участников (если это необходимо);
смета на проведение мероприятия (смета).
На основании указанных документов учреждение может осуществлять закупку призов и подарков для участников таких мероприятий.
Основания для приобретения подарков для работников. Согласно трудовому законодательству работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявлять благодарность, выдавать премию, награждать ценным подарком, почетной грамотой, представлять к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине (ст. 191 ТК РФ). Таким образом, основанием для приобретения подарков работникам учреждения в зависимости от случая (праздник, знаменательное событие, дата) будет являться коллективный договор или иной документ, а также приказ (распоряжение) руководителя.
К учету призы и подарки принимаются на основании документов поставщика (акта приема-передачи, товарной накладной), кассовых, товарных чеков (при приобретении за наличный расчет).
Основания для списания призов и подарков.
Порядок списания призов и подарков, «израсходованных» при проведении различных мероприятий, перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, необходимо установить в рамках формирования учетной политики учреждения. Такими документами могут быть:
протокол о проведении мероприятия с приложением списка участников (списка или ведомости работников), которым были вручены призы, подарки;
акт о списании призов и подарков с приложением списка лиц, которым были вручены подарки, фото- или видеоотчета.
При этом необходимо учесть нормы гражданского законодательства. Так, согласно п. 1 ст. 574 ГК РФ передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи либо вручения правоустанавливающих документов. Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому лицу, может быть совершено устно,
когда стоимость дара не превышает 3 000 руб. Если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб., договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Таким образом, вручение ценных призов и подарков стоимостью свыше 3 000 руб. осуществляется с обязательным оформлением договора дарения, в котором указываются персональные данные одаряемого лица.
Бухгалтерский учет.
В 2018 году согласно разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ[1] операции по приобретению (изготовлению) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, отражаются в бухгалтерском учете по коду 296 «Прочие расходы» КОСГУ.
Учет призов и подарков осуществляется на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» по стоимости их приобретения в течение всего периода нахождения в учреждении. Аналитический учет по счету ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения, по каждому предмету имущества (п. 345, 346 Инструкции № 157н[2]).
С 2019 года вступает в силу порядок применения КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н. Согласно новому порядку, а также методическим рекомендациям по применению КОСГУ, доведенным Письмом Минфина РФ от 29.06.2018 № 02 05 10/45153, для отражения расходов на приобретение призов и подарков применяется код 349 КОСГУ. Таким образом, начиная с 2019 года учет подарков и призов будет в составе материальных запасов.
Далее в таблицах приведем корреспонденции счетов по приобретению и списанию призов и подарков при отражении операций в 2018 году.
Инструкция № 162н
Инструкция № 174н
Инструкция № 183н
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Дебет
Кредит
Оплата (предоплата) по договору на приобретение призов и подарков
Поступление в учреждение призов и подарков от поставщика
Приобретение призов и подарков через подотчетное лицо при выдаче денежных средств из кассы и перечислении на карту работника
Приобретение призов и подарков через подотчетное лицо при перечислении на карту учреждения
Поступление в учреждение призов и подарков от подотчетного лица
Списание призов и подарков при их вручении одаряемому лицу
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
По соответствующим счетам аналитического учета.
Выдача денежных средств на указанные расходы может осуществляться путем их зачисления на банковские счета сотрудников организации, предусматривающие совершение операций с использованием платежных карт, включая карты «Мир», эмитированных кредитными организациями в рамках зарплатного проекта (Письмо Федерального казначейства от 16.07.2018 № 07 04 05/05-14896).
Бюджетное учреждение спорта в рамках выполнения госзадания проводит спортивно-массовое мероприятие согласно плану мероприятий. На основании программы мероприятий и сметы затрат через подотчетное лицо приобретены призы в количестве 30 штук на сумму 15 000 руб. Стоимость каждого приза не превышает 500 руб. Все призы были вручены участникам соревнований – спортсменам-любителям.
В учетной политике учреждения установлено, что списание призов, стоимость которых не превышает 500 руб., и их вручение физическим лицам на спортивно-массовых мероприятиях (когда нет возможности иметь сведения об этих лицах) осуществляются в соответствии с актом о списании призов с приложением к нему фотоотчета.
В бухгалтерском учете отражены следующие записи.
Учет материальных ценностей:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражены расходы на приобретение призов
Одновременно призы приняты к учету на забалансовом счете
Отражено списание врученных призов с забалансового счета
* Призы учитываются в условной оценке «один объект – один рубль» (п. 345 Инструкции № 157н).
В автономном учреждении спорта на основании коллективного договора и распоряжения руководителя по случаю 50 летнего юбилея работницы ей был куплен подарок – мультиварка стоимостью 4 000 руб. Оплата произведена за счет приносящей доход деятельности по договору, в котором предусмотрена предоплата 100 %. Вручение подарка осуществлялось на основании заключенного с работницей договора дарения, списание с учета – на основании акта о списании и указанного договора.
В бухгалтерском учете отражены следующие записи.
Учет материальных ценностей:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Перечислен аванс поставщику в размере 100 %
Отражены расходы на приобретение подарка
Произведен зачет аванса
Одновременно подарок (мультиварка) принят к учету на забалансовом счете
Отражено списание подарка с забалансового счета на основании акта о списании и договора дарения
* Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (дарения), учитываются по стоимости их приобретения (п. 345 Инструкции № 157н).
НДФЛ и страховые взносы.
Налог на доходы физических лиц.
Призы и подарки, полученные физическими лицами, в целях обложения НДФЛ являются доходами, полученными ими в натуральной форме. Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
подарки, полученные налогоплательщиками от организаций;
призы в денежной и натуральной формах, полученные налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
любые выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
При этом подарки, которые получены ветеранами Великой Отечественной войны (ВОВ), инвалидами ВОВ, вдовами военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, ВОВ, войны с Японией, вдовами умерших инвалидов ВОВ и бывшими узниками нацистских концлагерей, тюрем и гетто, а также бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не облагаются НДФЛ в части, не превышающей 10 000 руб. за налоговый период (п. 33 ст. 217 НК РФ).
Суммы призов и подарков, превышающие указанные пределы, облагаются по ставке 13 %, за исключением выигрышей и призов, получаемых физическими лицами в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг (они облагаются налогом по ставке 35 %).
В Письме Минфина РФ от 20.01.2017 № 03 04 06/2650 указано: поскольку наступление обязанности налогового агента по удержанию НДФЛ с доходов в виде подарков, предусмотренных п. 28 ст. 217 НК РФ, связано с превышением установленного размера дохода, получаемого от этой организации (4 000 или 10 000 руб.), последней следует вести учет таких доходов, полученных от нее физическими лицами. В случае превышения обозначенного порога организация будет признаваться налоговым агентом и, соответственно, исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 230 НК РФ. При вручении призов и подарков физическим лицам, не являющимся работниками учреждения, стоимость которых в налоговом периоде превысила указанные пределы, учреждение обязано представить налоговому органу по месту своего учета сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога. Это справка по форме 2 НДФЛ (в указанном случае в поле «признак» проставляется цифра 2).
При получении физическими лицами доходов в виде призов и подарков, не превышающих 4 000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания НДФЛ у налогоплательщика и перечисления в бюджетную систему РФ.
Страховые взносы.
Исходя из пп. 4 п. 1 ст. 420 НК РФ не признаются объектом обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).
Договор дарения согласно гражданскому законодательству относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество и может быть заключен как в письменной, так и в устной форме.
Следовательно, в случае передачи подарка работнику по договору дарения, заключенному в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами не возникает.
Суммы подарков, полученные работниками и не оформленные договорами дарения, если это предусмотрено трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами), являются объектом обложения страховыми взносами.
В случае вручения призов и подарков физическим лицам, не состоящим в трудовых (гражданско-правовых) отношениях с учреждением, стоимость таких подарков не является объектом обложения страховыми взносами в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ.
[1] Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.