договор на работу фотографа
Договор на работу фотографа
5 МИН
Как самозанятым составлять договоры с клиентами
Самозанятым тоже нужно заключать договоры с клиентами. Например, если вы регулярно оказываете услугу, которая стоит дороже 10 тысяч рублей. Это защитит ваши права и поможет в споре. Рассказываем, в каких случаях составлять договор и как это сделать правильно.
Когда нужен договор
Если вы оказываете физическому лицу или компании разовую услугу, которая стоит не дороже 10 тысяч рублей, и сделка исполняется сразу после обсуждения условий, достаточно устной договорённости. Например, парикмахер делает стрижку, а репетитор проводит урок, не заключая договор с клиентом.
Не забудьте выдать чек после оказания услуги. Это важно для учёта финансовых поступлений и уплаты налога на профессиональный доход. Если самозанятый зарегистрировался в СберБанке, онлайн-чек можно сформировать в мобильном приложении СберБанк Онлайн.
Если сумма сделки больше 10 тысяч рублей, договор обязателен. С физлицами его можно написать от руки в свободной форме. Если услуга регулярная — например, вы сдаёте квартиру — удобнее распечатать и подписать стандартный договор — так имущество будет надёжнее защищено. Если работаете с компаниями, то распечатать и подписать договор вы должны по закону.
На практике договор может быть полезен даже если услуга подразумевает расчёт по бартеру. Это проверила на себе самозанятая-фотограф Мария Тимофеева. Для продвижения своего аккаунта в Инстаграме она бесплатно снимала для популярных блогеров в обмен на упоминание в посте или сторис. После нескольких случаев нарушения её прав Мария стала настаивать на заключении договора с заказчиком:
«Бывало так, что я фотографировала блогершу в определенной футболке, а потом она использовала фото в постах с рекламой этой марки одежды. Я могла заработать на этом, как на рекламной съёмке, но мою работу бесплатно использовали для целей, которые мы не обговаривали. С договором я бы этого не допустила»
Если вы продаёте услуги в интернете, например делаете сайты, разместите публичную оферту у себя на странице — электронный аналог договора. При онлайн-заказе клиент должен поставить галочку и подтвердить согласие с условиями.
Что написать в договоре
Содержание договора зависит от того, на чём вы зарабатываете. Это может быть договор аренды, подряда, оказания услуг, купли-продажи. Например, если вы перевозите мебель, заключите договор на оказание транспортных услуг, продаёте эклеры на корпоративы — договор на оказание услуг кейтеринга.
Необязательно составлять договор самостоятельно или покупать — проверенные юристами шаблоны есть в Конструкторе документов, который входит в бесплатный пакет услуг для самозанятых «Своё дело» от СберБанка. Заполненные шаблоны хранятся в личном кабинете сервиса или на устройстве. Их нужно только заполнить, распечатать и передать заказчикам. Чтобы пользоваться Конструктором и другими сервисами, зарегистрируйтесь как самозанятый в СберБанк Онлайн.
Какие поля заполнять в договоре
В поле об исполнителе напишите «Услуги оказывает самозанятый» и укажите регистрационные данные: ИНН и дату постановки на учёт. Добавьте фразу: «Компания-заказчик освобождается от обязанности по уплате налогов и взносов согласно п. 8 ст. 2 422-ФЗ от 27.11.2018».
Вот что ещё должно быть в договоре.
Заказчик может добавить в договор санкции за некачественные услуги. Например, если вы ремонтируете офис, договор обяжет вас возместить стоимость обоев, которые отклеились после сдачи работы. Если вас это не устраивает, обсудите и детально пропишите такие требования к качеству услуг, которые подходят обеим сторонам.
Авторские права фотографов: 7 вопросов
Фотограф обязан отдавать клиенту файлы RAW? Какие права на фото есть у модели? Можно выкладывать фотосессии клиентов на свой лендинг? Мы подготовили ответы на эти и другие насущные вопросы фотографов по авторским правам.
🇷🇺 Раздел VII ГК РФ про интеллектуальную собственность,
🇷🇺 Статья 152.1 ГК РФ про изображение гражданина.
📷 1. Кому после съёмки принадлежат авторские права на фото: фотографу или заказчику?
Коротко. Обычно споры разгораются по поводу так называемых исключительных прав. У кого исключительные права, тот делает с фото что хочет и зарабатывает. Фотограф может отдать исключительные права заказчику или оставить себе.
Подробно. Фотограф делает фото и автоматически получает авторские права по ст. 1228 ГК РФ:
Право авторства — то есть право считаться автором. Оно навсегда остаётся с автором, и его нельзя продать. Фотограф ставит вотермарк и указывает своё имя.
Исключительное право — это право зарабатывать на фото: иллюстрировать статью в журнале, вставлять в карточку товара, печатать на рекламном баннере, продавать в сток. Исключительное право продают клиенту навсегда или отдают на время по лицензии. Для этого в договор на фотосъемку добавляют специальный пункт. На словах вопросы по исключительным правам не решают.
Фотограф-одиночка заключает с клиентами договор авторского заказа из ст. 1288 ГК РФ. Бывает три ситуации:
В договоре ни слова про исключительные права — они остались у фотографа.
Сказано, что исключительные права отчуждаются — заказчик выкупил их и забрал навсегда.
Сказано, что заказчик получает права пользования — у него пятилетняя лицензия на фото.
Фотоагентства заключают с клиентами договор подряда из ст. 1296 ГК РФ. Тут другие правила:
Исключительное право на фото автоматом получает заказчик.
Но в договоре может быть условие, что исключительное право осталось у фотоагентства, а заказчик получил только лицензию. Так можно.
📸 2. Что записать в договор, чтобы клиент использовал снимки только в одном проекте, а не тиражировал до конца дней?
Коротко. Чтобы ограничить заказчика, фото отдают по лицензии. В договоре пишут, что именно можно делать. Если заказчик покупает исключительные права, ограничить не получится.
Подробно. Когда фото отдают клиенту по лицензии, пределы использование можно ограничить — ст. 1235 ГК РФ. Запишите в договор, где и сколько раз заказчик публикует фото. За остальное можно требовать отдельную плату.
Заказчик получает лицензию на использование фотосета в составе печатного корпоративного календаря формата А4 в количестве не более 500 штук, предназначенного для организации ООО «Строймонтаж».
📷 3. Обязан ли фотограф отдавать исходники?
Коротко. Фотограф не обязан отдавать исходники, если такого условия нет в договоре с клиентом.
Подробно. Фотограф обязан провести фотосессию и отдать клиенту готовые фото — ст. 1288, 1296 ГК РФ. О подробностях пишут в договоре, переписке или договариваются на словах. Если о передаче файлов RAW не договаривались, такой обязанности у фотографа нет.
Пример, когда нет обязанности отдать исходники:
В рамках настоящего договора Исполнитель обязан:
— провести репортажную фотосъёмку свадьбы Заказчика на 30-40 фотографий;
— обработать выбранные фотографии: цветокоррекция, баланс белого, кадрирование, резкость и контраст;
— передать фотографии Заказчику.
📸 4. Какие права на фото есть у модели. А у стилиста?
Коротко. Чаще всего у модели нет авторских прав на фото. Но у модели есть право на изображение гражданина — из-за этого у фотографа бывают проблемы. Стилист считается соавтором, если внёс творческий вклад.
Подробно. Если модель не придумывала уникальный образ, авторских прав нет — ст. 1228 ГК РФ. С моделями не делят гонорар, не спрашивают разрешение на продажу. Снимок девушку в пальто для карточки товара — это не совместное творчество.
У модели есть право на изображение гражданина по ст. 152.1 ГК РФ. Если за съёмку платили, фотограф публикует фото где хочет без согласия. Без оплаты есть риск: публиковать фото можно только с согласия. Иначе модель может через суд заблокировать сайт с фото и взыскать компенсацию морального вреда. Заказчик одного фотографа пострадал от такого иска — дело № 33-17319/2019.
Чтобы не рисковать деньгами и репутацией, с моделей берут согласие на публикации. Подойдёт любая форма, например, пункт в модельном релизе. Это следует из п. 46 Постановление Пленума ВС РФ № 25.
Стилист может считаться соавтором, если создал уникальный художественный образ для съемки — ст. 1258 ГК РФ. Нет точного критерия, какой образ уникальный, а какой скопирован сотый раз. Если стилист докажет в суде творческий вклад, придётся делиться гонораром.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
📷 5. Сделал снимок в толпе или на важном событии. Эти снимки можно продавать и публиковать без согласия людей?
Коротко. Фото с публичного мероприятия можно выкладывать в интернете и продавать без разрешения. Авторских прав у запечатлённых людей нет.
Подробно. Снимки толпы или посетителей мероприятия публикуют без разрешений по ст. 152.1 ГК РФ. Исключение одно — когда в кадре конкретный человек, а не общий вид.
Авторских прав у людей нет. Продать фото сайту новостей или в сток может только фотограф.
📸 6. Может ли фотограф выложить в интернете фотосессии клиентов для рекламы услуг?
Коротко. Может, если не продал клиенту исключительные права и взял согласие на публикацию. Но стоит убедиться, что клиенты действительно не против.
Подробно. У фотографа могут быть проблемы, если клиент не соглашался на публикацию фотосессии. Клиент может через суд забанить лендинг и взыскать моральный вред по ст. 152.1 ГК РФ.
Часто клиенты не вчитываются в договор и не замечают пункт о публикации снимков для рекламы услуг. Получается, формально согласие есть, но на деле человек не хочет, чтобы его семейные фото выложили на всеобщее обозрение. Поэтому спросить согласие клиента лучше дважды — так сохранится имидж.
📷 7. Мои фото скопировали, что я могу сделать?
Коротко. Нарушитель должен заплатить компенсацию за каждое фото от 10 000 до 5 000 000 ₽, удалить контент или указать автора.
Подробно. За копирование фото и удаление вотермарка автору полагается компенсация по ст. 1301 ГК РФ. Нарушители редко соглашаются заплатить добровольно после письма по электронной почте. Чаще за компенсацию судятся.
Фотограф приносит в суд заверенную у нотариуса страницу сайта и исходники снимков. Если украли популярное фото, можно рассчитывать на компенсацию в сотни тысяч рублей.
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Съемки на условиях TFP: конфликт интересов
Каждый фотограф, модель, визажист, стилист и т.д. нуждаются в постоянном обновлении своего профессионального портфолио, особенно с творческих съемок. Однако почему бы не пополнять портфолио фотографиями только с коммерческих фотосъемок? Проблема заключается в том, что коммерческие съемки часто однообразные: популярная, но все же одинаковая стилистика фотографий, макияжа, сочетания одежды. Приведу пример, Lookbook для магазина женской одежды. От данной съемки клиент хочет видеть красивую картинку, которая понравится массовому зрителю, и тот, в свою очередь, точно захочет купить этот товар. Однако как бы красиво и привлекательно не была бы картинка, людям надоедает однообразие. Таким образом, пополнять портфолио одинаковыми, пусть даже красивыми фотографиями, рано или поздно перестанет быть интересным как самому творцу, так и его клиентам, поклонникам и т.д. Всем рано или поздно хочется что-то нового.
Так и появились съемки на условиях TFP. Творческим людям хочется творить что-то необычное, непривычное и вдохновляющее. Ведь когда ты делаешь что-то неординарное, отличающееся от других, ты становишься запоминающимся. Так, единомышленники собираются для воплощения своих идей не за деньги, а ради идеи, искусства и вдохновения.
Это, своего рода, сотрудничество на выгодных для обеих сторон условиях. Однако, если с правом на макияж, мы уже разобрались в предыдущей статье, то кому же принадлежит авторское право на сами фотографии?
С точки зрения ГК РФ, авторские права на фотографии принадлежат фотографу, то есть автору как гражданину, творческим трудом которого они были созданы.
В целом авторские права подразделяются на две группы:
К личным неимущественным правам автора относятся:
Право авторства и право автора на имя регулируется ст. 1265 ГК РФ. Право авторства – право признаваться автором произведения, а право автора на имя – это право использовать или разрешать использование своего произведения как под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом), а также без указаний имени (анонимно). За присвоение права авторства лицо может быть привлечено к ответственности.
Права на обнародование фотографии заключается в совершении фотографом действия или дачи согласия на совершение этих действий другому лицу, которое делает произведение впервые доступным для всеобщего сведения путем опубликования, публичного показа или иных способов, описанных в ст. 1268 ГК РФ. В случае если фотограф решил отозвать свою фотографию – он может воспользоваться правом на отзыв.
Авторское право охраняет не только сами фотографические произведения, но и фотографические произведения, полученные способами аналогичными фотографиям, а именно негативы, слайды и т.д., а также их отпечатки. Таким образом, даже в случае утери негатива, у фотографа остаются отпечатки, которые охраняются на правах оригинала. Среди фотографов даже распространена практика уничтожения негативов с целью повышения стоимости самих отпечатков, так как создать новые уже не получится.
К исключительным авторским правам фотографа согласно статье 1229 ГК РФ относится право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, то есть запрещать или же разрешать другим лицам использование фотографии через воспроизведение, распространение, продажу или бесплатную раздачу экземпляров фотографии, ввоз фотографии на территорию страны и т.д. Для использования даже части фотографии требуется согласие её автора. Отсутствие такого согласия влечет последствия, как запрет правообладателем исключительных прав незаконного использования фотографического произведения, взыскания своих убытков или выплаты денежной компенсации с нарушителя. Только правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Однако исключительные права, в отличие от личных неимущественных прав могут быть переданы другому лицу по договору об отчуждении.
Говоря о TFP, перед съемкой лучше получить согласие модели для обнародования и дальнейшего использования фотографий с её изображением. Согласно статье 152.1 ГК РФ согласие не требуется, только если модель позировала за вознаграждение. В ином случае такое согласие оформляется в договоре под названием «model release», который широко распространен в модной сфере. И так как в российском законодательстве не установлено конкретной обязательной для всех формы для договора на использование изображения гражданина, заключение «model release» является достаточным для правомерного использования фотографических произведений с изображением модели.
Любому члену команды может быть передано право на использование фотографических произведений по лицензионному договору, а также может быть заключен договор об отчуждении исключительных прав на фотографические произведения. Лицензионный договор должен быть заключён в письменной форме в соответствии со статьей 1235 ГК РФ. К тому же, при TFP съемке между членами команды подразумевается безвозмездный характер взаимоотношений, таким образом, лицензионный договор тоже будет являться безвозмездным, о чем обязательно необходимо указать в самом договоре. Ведь согласно пункту 5 статьи 1235 ГК РФ отсутствие условия безвозмездности в лицензионном договоре, а также «при отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным». Здесь стоит сделать примечание, ведь съемка на условиях TFP не совсем безвозмездна. Здесь работает следующая конструкция: члены команды признают, что обладают одинаковым уровнем профессионализма и их работа по стоимости одинакова. Таким образом, они просто не обмениваются денежными средствами, так как это бессмысленно.
В России не так много судебных дел, посвященных отношениям, связанным со съемками, так как в основном съемки на условиях TFP проводятся без заключения каких-либо договоров, просто по обоюдному согласию, либо в случае нарушения прав на фотографические произведения, никто не обращается за их защитой. Хотелось бы разобрать несколько примеров из судебной практики.
В 2010 году Московским городским судом было вынесено определение от 24.06.2010 по делу № 33-15630[1] о незаконном использовании изображения.
Фабула дела: В 04.09.2009 года в сети Интернет, а именно на веб-сайте и в публикации «Наша работа для Волшбы», Ответчиками были распространены фотографические произведения с изображением Истцов. Тем не менее, свое согласие на публикацию данных фотографий они не давали и за плату не позировали. Таким образом, истцов считали, что нарушено их право на защиту изображения.
Позиция суда первой инстанции:
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда посчитала, что решение суда первой инстанции не соответствует требованиям закона, а выводы о том, что фотографии сделаны открытым способом в открытом для свободного посещения месте, и изображения истцов не являлось основным объектом использования, так как они позировали в качестве моделей, ошибочны.
Таким образов, дело было направлено на новое рассмотрение с учетом вышеуказанных обстоятельств.
В качестве второго примера можно привести Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31.05.2012 по делу № 33-4699/2012[2]. Волгоградским областным судом была рассмотрена апелляционная жалоба истца на решение суда первой инстанции. Суд апелляционный инстанции установил, следующее:
На основании вышеуказанных положений суд апелляционной инстанции определил решение суда первой инстанции отменить, признать нарушающим нематериальные права истца использование и опубликование его изображения без его согласия и взыскать с ООО и главного редактора информационно-справочной газеты компенсацию морального вреда.
В качестве третьего примера можно привести Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 № 17АП-9713/2010-ГК по делу № А60-5744/2010[3]. В данном деле истец (Актер) позировал за плату в фотосъемке. На основании заключенного договора он дал на исключительной основе разрешение на использование его изображения в рекламных материалах в области рекламирования банковской деятельности, то есть Актер в течение 18 месяцев с даты подписания акта об оказанных услугах к настоящему договору не будет давать разрешение на использование его изображения в рекламных материалах банков, находящихся на территории, а также не принимать участия в создании таких рекламных материалов. При этом Актер разрешает Заказчику включить его изображения, созданные при проведении фотосъемки, в рекламные материалы, не внося при этом изменений в сами фотографии, сохраняя неприкосновенными и фотографии и изображения Актера.
Истец решил, что заказчик нарушил условия заключенного между ними договора и подал иск. Однако суд признал договор недействительным, а значит, у истца отсутствуют права, нарушение которых является основанием для заявленного иска. Таким образом, раз истец позировал за плату, то его разрешение на обнародование и дальнейшее распространение фотографий не требуется, а исключительные права на фотографические произведения принадлежат правообладателю.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил оставить решение Арбитражного суда Свердловской области без изменений, а именно в иске отказать.
[1] Определение Московского городского суда от 24.06.2010 по делу N 33-15630.
[2]Постановление Суда по интеллектуальным правам от 09.04.2014 N С01-239/2014 по делу N А40-15537/2012.
[3] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2010 N 17АП-9713/2010-ГК по делу N А60-5744/2010
Договор с фотографом на оказание услуг. Скачать образец
Стахов Юрий
Что такое договор между фотографом и клиентом?
Договор фотографа —это письменное соглашение между фотографом и заказчиком по вопросу фотосъемки, с целью установления, изменения или прекращения правовых отношений. В котором прописаны обязательства сторон, условия оплаты, а также объем прав на использование готовых фотографий, который получает каждая из сторон.
Кому и зачем нужен договор с фотографом
Для каждого фотографа наличие договора — это хорошая гарантия оплаты стоимости услуг заказчиком. Естественно, если фотограф выполнил все пункты в договоре.
Прежде всего нужно уяснить для себя, что правами на итоговые изображения обладаете и вы, и изображенный на фотографии человек. Вы на сам снимок, а человек на свою внешность.
Если вы, как фотограф планируете запостить снимки с изображением клиента в вашем портфолио или добавить в рекламных целях на сайт, инстаграм и так далее, то вашего авторского права недостаточно для этого. Вы можете нарушить право клиента на фотографию — его индивидуальная узнаваемая внешность. Вам необходимо получить согласие или разрешение на публикацию.
В данном случае в качестве исключения выступает работа модели, которая оказывается за деньги. Если модель получает оплату за фотосессию, то нет необходимости дополнительно получать разрешение модели. Если фотосъемка проводится на бесплатных условиях, то необходимо получить отдельное письменное согласие (модельный релиз) или прописать условия в договоре между фотографом и моделью.
Клиент и фотограф могут добавлять пункты о соблюдении конфиденциальности — например не разглашать условия фотосъемки.
Важно включать в договор все пункты, которые по разному могут быть интерпретированы разными людьми. Например фотообработка понятие абсолютно разное для каждого человека.
Важные пункты в договоре между фотографом и клиентом:
Все эти пункты учтены в нашем образце договора который вы можете скачать в конце статьи.
Зачем заказчику договор с фотографом
Договор с фотографом, гораздо более важен для заказчика. Им может выступать человек который заказывает фотографа себе на свадьбу или индивидуальную фотосессиию, а также все организации, которые сотрудничают с фотографами: журналы, новостные порталы, СМИ, организаторы событий и модельные агентства. Потому что если у заказчика нет договора, то и сложно будет доказать свои права на публикацию или использование фотографий. Фотограф может даже запретить клиенту использовать снимки, кроме тех снимков, на которых изображен заказчик. Особенно важно заключить договор с фотографом, если клиент хочет использовать готовые фотографии в коммерческих целях.
Также, достаточно часто фотографы оказываются не профессионалами, не выполняют оговоренные сроки обработки и получения готовых снимков. В этом случае у вас не будет законных рычагов влияния на данную ситуацию при отсутствии договора на оказание услуг фотографом.
Авторское право в фотографии
Бытует мнение, что тот, кто оплачивает съемку по умолчанию получает все авторские права на фотографии. Но это не совсем так.
Предположим, что клиент заказал услугу фотосъемки и оплатил ее. Но это не означает что он в праве теперь использовать изображения как угодно. Например выкладывать их в инстаграм, или добавлять в статьи на своем сайте, наносить надпись или обрезать часть фотографии. Оплата фотосессии не обеспечивает вам автоматический переход исключительных прав.
Оплата фотосессии не обеспечивает вам автоматический переход исключительных прав
Когда права на фотографии могут принадлежать заказчику:
Во всех остальных случаях передача исключительных авторских прав на фотографию обязан быть прописан в договоре между фотографом и заказчиком.
Вопросы авторского права в фотографии мы подробно разбирали в нашем интервью на ютуб канале. Если вам интересна эта тема подробнее, то рекомендуем ознакомится с видео чтобы прояснить для себя все моменты.
Выводы о договоре фотографа с клиентом
Составление договора на первый взгляд может показаться сложным и бессмысленным процессом, но это важное решение если вы считаете себя профессионалом или стремитесь к этому. Договор на оказание услуг фотографа нужен и фотографу и клиенту, для фиксации договоренностей и уменьшении последующих споров и разногласий.
Преимущества договора для заказчика фотосессии:
Договор для заказчика является гарантией того, что клиент сможет получить фотографии за оговоренную и выплаченную сумму, а также прояснит объем прав у каждой из сторон на эти снимки.
Преимущества договора для фотографа:
Фотограф, заключая договор с клиентом сможет избежать «надуманных» претензий заказчика фотосессии, гарантирует для себя выплату оговоренного вознаграждения за съемку и утверждает объем прав, который захочет передать клиенту. Также фотограф сможет прояснить нюансы использования итоговых снимков для своего портфолио или рекламы.