договор на разработку шрифта

Договор на оказание услуг по разработке фирменного стиля организации

на оказание услуг по разработке фирменного стиля организации

г. [место заключения договора] [дата заключения договора]

[Полное наименование исполнителя] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, Положения, Доверенности], именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны и

[полное наименование заказчика] в лице [должность, Ф. И. О.], действующего на основании [Устава, Положения, Доверенности], именуемое в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. По настоящему договору Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по разработке и внедрению фирменного стиля компании-Заказчика, который должен способствовать формированию благоприятного имиджа компании, усиливать эффективность ее рекламных контактов с потребителями, способствовать росту репутации и известности компании на рынке, вызывать доверие партнеров, а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

1.2. Исполнитель оказывает услуги лично.

2. Обязанности Сторон

2.1. Исполнитель обязуется разработать следующие элементы фирменного стиля:

— товарный знак, знак обслуживания, коммерческое изображение;

— фирменные цвета (цветовая палитра);

— корпоративная и личная визитки;

— бланк для делового письма;

— конверты для документов двух форматов;

— папка для документов;

— упаковка (упаковочная бумага, тара);

— оформление фирменного CD и упаковки для него;

— оформление фирменного транспорта;

— оформление стоек, прилавков;

— форма для промоутеров;

— все формы наружной рекламы, включая интернет рекламу;

— оформление рекламных модулей;

— мультимедийная презентация компании;

— Brandbook с подробными правилами использования фирменного стиля.

2.2. Заказчик обязан принять и оплатить оказанные ему Исполнителем услуги.

3. Ответственность Сторон

3.1. Сторона, причинившая неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязательств другой Стороне убытки, обязана их возместить.

3.2. Исполнитель несет ответственность за разработку средства индивидуализации компании (товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения) тождественного или сходного до степени смешения со средством индивидуализации другой компании. В случае отказа Заказчику в предоставлении охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование коммерческого обозначения Исполнитель выплачивает Заказчику штраф в размере [вписать нужное].

3.3. За просрочку исполнения обязательств Исполнитель выплачивает Заказчику пени в размере [вписать нужное] % стоимости услуг за каждый день просрочки.

3.4. В случае просрочки оплаты стоимости услуг Заказчик выплачивает Исполнителю пеню в размере [вписать нужное] % от суммы долга за каждый день просрочки.

4. Цена договора и порядок оплаты

4.1. Стоимость услуг по настоящему договору составляет [вписать нужное].

4.2. После подписания настоящего договора Заказчик выплачивает Исполнителю аванс размере [вписать нужное] % от стоимости услуг.

4.3. В трехдневный срок после подписания акта выполненных работ Заказчик выплачивает Исполнителю оставшуюся сумму.

4.4. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из Сторон не отвечает, Заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы.

5. Заключительные положения

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения и действует до полного исполнения обязательств Сторонами.

5.2. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов на момент расторжения договора.

5.3. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

5.5. Во всем, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.

Источник

Договор на разработку

Образец договора в 2021 году

Бланк договора на разработку

Образец договора, подготовленный специалистами сервиса.

договор на разработку шрифта. договор на разработку шрифта фото. картинка договор на разработку шрифта. смотреть фото договор на разработку шрифта. смотреть картинку договор на разработку шрифта.

Понятие и содержание договора

Данное соглашение готовится, когда стороннему лицу поручается разработка некоего результата интеллектуальной деятельности (РИД), например, написание программы для ЭВМ.

Гражданский кодекс содержит понятие договора авторского заказа, который заключается с автором, то есть непосредственно с физическим лицом.

Договор, который формируется в сервисе «Документовед» хотя и регулирует процесс создания РИД и передачи прав на него, может заключаться как с физическим лицом (автором), так и с юридическим лицом (например, с компанией по разработке программного обеспечения). То есть по своей сути он является смешанным и содержит в себе как признаки авторского заказа, так и элементы договора подряда и оказания услуг.

Содержание договора

Договор на разработку составляется в письменной форме и обычно содержит в себе разделы, в которых изложены сведения о:

Стороны договора

В начале договора укажите дату и место заключения соглашения, и реквизиты сторон. Сторонами в данном случае являются:

Со стороны Заказчика и Исполнителя могут быть как простые физические лица, так и субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Предмет договора

В соглашении на разработку обязательно нужно определить предмет договора. Сделать это можно следующими способами:

При согласовании предмета договора важно максимально чётко определить требования к результату работы. Например, при создании программы для ЭВМ нужно указать требования к функциональности, требования к программной совместимости и способам создания ПО (языки программирования, архитектуру программы).

Без подробного указания требований к результату интеллектуальной деятельности заказчик рискует получить совсем не тот результат, на который рассчитывал. Причём формально договор будет считаться исполненным, а работы выполненными надлежащим образом.

Более рациональным будет прописывать требования к результату работ именно в техническом задании или согласовывать посредством переписки. Таким образом, при изменении и уточнении каких-либо требований в процессе работы не потребуется перезаключение всего договора. Также можно предусмотреть, что, по мере необходимости, уточнённые данные можно согласовывать по электронной почте, даже если изначальные требования были установлены в техническом задании.

Права и обязанности сторон

Главная обязанность исполнителя — в согласованный срок передать результат работы Заказчику. А Заказчик, в свою очередь, обязан принять и оплатить работы, выполненные Исполнителем.

Также обязательно предусмотрите обязанность Заказчика в установленный срок предоставить всю необходимую информацию о перечне требуемых работ и исходные данные для выполнения работ.

Также дополнительными обязанностями сторон будет соблюдение режима конфиденциальности и авторских прав третьих лиц. Если Исполнитель понимает, что для выполнения работ необходимо использовать результат интеллектуальной деятельности третьих лиц, он должен уведомить об этом Заказчика, который самостоятельно заключает соответствующий договор с правообладателем о получении прав на их использование.

Сроки выполнения работ и порядок их передачи

Очень важно в договоре на разработку согласовать следующие сроки:

Исключительные права использования результатов выполненных работ

Пропишите в соглашении кто будет обладателем исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по договору: либо Исполнитель передаёт все права Заказчику, или исключительное право остаётся у Исполнителя, а Заказчику предоставляется право использования результата выполненных работ путём воспроизведения, распространения, показа и т.д. Если все права передаются Заказчику, то Исполнитель не сохраняет за собой права использовать результат выполненных работ самостоятельно или представлять аналогичные права на их использование третьим лицам.

Стоимость и порядок расчётов

Определите в договоре стоимость работ путём указания её в договоре или техническом задании. Также можно указать, что стоимость работ согласовывается сторонами посредством электронной переписки, в зависимости от объема и сложности подлежащей выполнению работы.

Также укажите, что именно включается в стоимость работ. Так в случае, когда исключительные права на результат выполненных работ останутся у Исполнителя, то в стоимость будет включатся вознаграждение за использование Заказчиком результатов выполненных работ. А если исключительные права будут переданы Заказчику, то также будет включено вознаграждение за передачу исключительных прав на указанные объекты.

Порядок расторжения соглашения

Установите в договоре порядок расторжения соглашения. Можно предусмотреть односторонний отказ по инициативе любой из сторон, либо прописать в каких конкретно случаях возможно расторжение в одностороннем порядке. Обычно прописывают, что Заказчик вправе отказаться от исполнения договора в случае просрочки выполнения работ или не устранения недостатков выполненных работ. А Исполнитель вправе отказаться в случае неоплаты услуг (если были предусмотрены авансовые платежи) и когда Заказчик не передал ему необходимые исходные данные для выполнения работ.

Источник

Договор на разработку шрифта

договор на разработку шрифта. договор на разработку шрифта фото. картинка договор на разработку шрифта. смотреть фото договор на разработку шрифта. смотреть картинку договор на разработку шрифта.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае создаваемые по договору логотип и комплект макетов базовых носителей фирменного стиля могут быть учтены в целях бухгалтерского и налогового учета в составе нематериальных активов (НМА).
При этом в налоговом учете НМА могут быть единовременно учтены в составе материальных затрат.

Обоснование вывода:
В настоящее время действующее законодательство не содержит определения бренда (постановление ФАС Московского округа от 18.08.2009 N КА-А40/6957-09).
В то же время, например, Википедия определяет «бренд» как термин в маркетинге, символизирующий комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о продукте либо услуге в сознании потребителя. При этом бренд является абстрактным названием. Физическими составляющими (носителями) бренда является весь комплекс элементов фирменного стиля: название бренда (слово, словосочетание), логотип (товарный знак) с принципами его построения, палитра фирменных цветов, поддерживающая фирменный стиль, оригинальная графика, набор фраз, звуки, торговая марка и прочее (https://ru.wikipedia.org/wiki//Бренд).
При этом в отношении договора на разработку, например, «брендбука» судьи применили положения ГК РФ, регулирующие договоры подряда, согласно которым для заказчика важным является не любой результат сделанной подрядчиком работы, а только тот, в котором заинтересован заказчик. Так, в п. 1 ст. 702 ГК РФ указывается, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В п. 1 ст. 721 ГК РФ указывается, что если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода. Полагаем, что все вышесказанное применимо и для Брендинга.
В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, включая, в частности, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также другие произведения (перечень открытый).
Согласно постановлению Суда по интеллектуальным правам от 18.05.2016 N С01-322/2016 по делу N А40-175745/2014 произведения дизайна относятся к объектам авторских прав, а значит, в отношении них использование допускается только правообладателем либо лицом, которому правообладатель предоставил право использования данного произведения соответствующим способом.
В определении ВС РФ от 02.11.2015 N 305-ЭС15-14208, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 N 17АП-4459/18 (дело о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака и элементов дизайна), постановлении АС Волго-Вятского округа от 12.02.2015 N Ф01-6095/14 по делу N А17-1023/2014 при рассмотрении споров о правах на использование произведений дизайна судьи также руководствуются нормами ГК РФ об авторских правах.
Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ)..
На основании п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (РИД), созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. При этом, исходя из п. 1 ст. 1296 ГК РФ, исключительное право на произведение, созданное по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
В случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на РИД или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). Для произведений государственная регистрации исключительного права в ГК РФ не предусмотрена. Поэтому основанием для возникновения у заказчика исключительных прав на объект интеллектуальной собственности может быть договор об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ). Каких-либо дополнительных документов для подтверждения передачи исключительных прав заказчику не требуется.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации разработанные по заказу логотип и макеты базовых носителей фирменного стиля являются результатом интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) и который относится к объекту авторских прав (пп. 1 п. 1 ст. 1225 и п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Договором предусмотрено отчуждение исключительных прав заказчику. То есть в данном случае речь идет о смешанном договоре, который содержит существенные условия, установленные для договора подряда (ст. 729 ГК РФ) и для договора об отчуждении исключительных прав (ст. 1234 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Налог на прибыль

В налоговом учете объектами НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации более 12 месяцев (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
Открытый перечень объектов, признаваемых НМА, приведен в п. 3 ст. 257 НК РФ, среди которых поименованы, в частности, исключительное право на аудиовизуальные произведения (пп. 7 абзаца 3 п. 3 ст. 257 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются в том числе результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.
Смотрите также письма Минфина России от 15.06.2018 N 03-03-06/1/40989, от 11.04.2018 N 03-03-06/1/23908, от 21.06.2017 N 03-03-06/1/38829.
В данной ситуации стоимость НМА составляет менее 100 000 рублей. Следовательно, учитывая позицию финансового и налогового ведомств, затраты на создание логотипа и комплекта макетов базовых носителей фирменного стиля могут быть учтены в составе материальных расходов единовременно по мере ввода его в эксплуатацию (смотрите также письмо Минфина России от 09.09.2011 N 03-03-10/86).
При этом обратите внимание, что в силу пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ налогоплательщик вправе признавать стоимость малоценного имущества в составе материальных расходов в течение более одного отчетного периода с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей, если установит данный порядок в учетной политике для целей налогообложения.
То есть организация может сблизить бухгалтерский и налоговый учет активов, учтенных в составе оборотных активов, при условии, что в учетной политике в целях налогового учета будет предусмотрен порядок учета таких активов, аналогичный порядку учета в бухгалтерском учете.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что организация вправе предусмотреть в учетной политике в целях налогового учета порядок признания НМА стоимостью менее 100 000 рублей с учетом срока его использования, принимая во внимание, что такой актив в бухгалтерском учете организации учитывается в составе НМА и списывается в расходы через амортизацию и у организации возникают временные разницы.
В ином случае необходимо будет отразить эти разницы в бухгалтерском учете (ПБУ 18/02).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет приобретения НМА за плату;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения НМА за плату;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления нематериальных активов в организацию;
— Энциклопедия решений. Учет амортизации НМА линейным способом;
— Энциклопедия решений. Линейный способ начисления амортизации НМА в бухгалтерском учете.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Как агентству и фрилансеру защитить свою работу

От бесконечных правочек и доработочек

Я четыре года веду проекты по созданию сайтов, брендингу и рекламе. Раньше от слова «правочки» у меня начинал дергаться глаз.

Бесконечные правочки ведут к неприятным для проекта вещам: он становится невыгоден и все менее интересен студии. Теряется время, и другие проекты сложно планировать — а для компании это тоже потерянные деньги. Все участники проекта устают, падает их мотивация, а в итоге — качество проекта.

Сейчас я руковожу проектами по созданию сайтов в компании, где проблема бесконечных правок решена. Заодно решены и другие задачи: мы вовремя получаем оплату, быстро согласовываем макеты и сайты, вовремя получаем тексты и изображения для работы над дизайном.

Это стало возможным благодаря двум вещам: жесткой внутренней системе документооборота и грамотно выстроенному общению с клиентами. В этой статье я расскажу о первом — документальном — способе защиты агентства и результатов нашей работы.

Осторожно, бюрократия

Наши правила документооборота достаточно жесткие. Оправдание этой бюрократии простое: мы хотим, чтобы наши права были защищены. При этом мы делаем еще две вещи:

У меня были ситуации, когда клиент не успевал перевести предоплату и мы стартовали без нее. Или шли верстать страницы без согласованного дизайна. Но это уже наши внутренние риски, которые менеджер и компания берут на себя.

Как делают сайты

Когда компания выходит на рынок, вырастает, меняет аудиторию или просто обнаруживает себя в 2019 году, ей становится нужен сайт.

Обычно компания до конца не знает, как строится разработка, с чего ее начать, и имеет ограниченный бюджет. Тут компания выбирает, как поступить.

Сделать сайт самостоятельно внутри компании. Найти менеджера, дизайнера, программистов внутри организации и все сделать своими силами. Это доступно тем компаниям, у которых уже есть свой штат таких сотрудников.

Сделать самостоятельно на базе конструктора сайтов. С простым сайтом без навороченного дизайна и функционала можно справиться в одиночку, даже если у тебя нет штата разработчиков. Из минусов — придется обходиться собственными силами и навыками, осваивать конструктор самому. Этот путь обычно выбирают небольшие или новые бизнесы.

Заказать отдельно дизайн, отдельно программирование у фрилансеров. Если фрилансеры знакомые, может получиться отличный результат. Если пойти на биржу фриланса и постараться найти там кого-то — может повезти или нет. Этот путь — выбор стойких и уверенных в себе.

Заказать разработку в агентстве. Там за клиента составят задание (описание требований к сайту), нарисуют макеты, запрограммируют. Это дороже, зато результат предсказуемый. Средний и крупный бизнес, как правило, заказывают сайты именно у агентств.

Если выбран последний вариант, начинается путь длиной от полугода до пары лет — это в особых случаях. Срок зависит от объема и сложности разработки, скорости согласований и даже от того, насколько хорошо клиент понимает, какой функционал ему нужен.

Клиент популярной студии платит за уверенность в том, что его задача будет выполнена качественно и в срок. Но так происходит не всегда.

Какие есть подходы и проблемы

Есть два подхода к созданию любого веб-проекта.

Первый подход — классическая «водопадная» модель разработки. Она подразумевает, что все части проекта идут последовательно друг за другом. Это значит, что сначала мы согласовываем задание и только потом начинаем рисовать дизайн-концепцию. Концепция будет основана на задании и переданных материалах. После концепции наступит очередь макетов, а когда макеты будут готовы — начнется сборка. Наполнять сайт мы будем только предоставленным контентом. При таком подходе стоимость проекта рассчитывается заранее и не меняется в процессе работы.

Второй подход — это применение так называемых гибких методологий (эджайл, скрам, тайм-энд-матириал и другие красивые слова — отсюда). При таком подходе разработка ведется этапами и не останавливается. Как пример: сначала быстро нарисовали, запрограммировали и выпустили главную страницу сайта и каталог. Потом добавили еще пару страниц. И еще пару страниц. Такой подход подразумевает почасовую оплату работы специалистов: сколько времени потратили на итерацию, столько она и будет стоить.

Работать «по водопаду» уже не так модно, как по эджайлу, но это все еще популярный подход в разработке сайтов.

Если показывать схематично, то работа над сайтом «по водопаду» выглядит так. Все вроде бы просто. Но на каждом этапе студию поджидают одни и те же удивительные вопросы:

Наш подход

Мы работаем по первой модели — «водопадной». Чтобы избежать проблем, мы фиксируем в документах все стоящее, все полезное и все спорное. Каждый этап работы также обрастает документами.

В итоге на любом проекте у нас есть:

Эта кипа бумаги здесь не просто так, она нужна, чтобы мы чувствовали себя в безопасности. А чтобы эти бумажки могли нас защитить, нужно соблюдать несколько правил.

Оригиналы документов у нас на руках. Это значит, что мы работаем только с подписанными документами — мы не беремся даже за самый интересный проект, если клиент хочет работать без документов или за наличные.

Документы грамотно составлены. За это отвечает наша внутренняя шаблонизация документов и несколько специалистов: юрист корректно составляет основные документы, делопроизводитель вписывает их в наш документооборот, бухгалтер вовремя выставляет счета.

Все документы отправляются курьером с описью вложения. Это фиксирует, что мы выставили акт в срок, оговоренный приложением к договору.

Мы соблюдаем условия, описанные в этих документах. Без этого даже самый крутой юрист и самый четкий договор не помогут.

Эта система и сам список могут показаться громоздкими, если вы фрилансер или представитель небольшой компании. Но вы можете взять какие-то решения и применить их точечно в своем документообороте.

Расскажу о каждом документе подробнее.

Договор

Мы используем рамочный договор, который описывает основные взаимоотношения между сторонами: права и обязанности, правила расторжения и прочее. Договор пролонгируется автоматически — чтобы прекратить его действие, договор нужно специально расторгнуть.

Во всех наших договорах мы прописываем важные для нас нюансы.

Таск-менеджер. В договоре мы фиксируем, что по всем проектам общение с клиентом ведется исключительно в конкретном таск-менеджере — программе для обмена задачами и материалами. Такая договоренность позволяет нам общаться с клиентом только там и не отвечать на письма в почте, Телеграме и Фейсбуке. Весь контент, комментарии, пожелания и прочее лежат в конкретных задачах конкретного проекта и всегда доступны. Это удобно и нам, и клиенту — больше не приходится искать нужные ссылки в почте, Вайбере и смс.

Сдавать результаты работ тоже можно в таск-менеджере. Если клиент пропадает, а срок сдачи макетов подошел, можно выложить результат в таск-менеджер — юридически это считается сдачей результата. Остается выставить акт и счет.

Автоприемка актов и мотивированный отказ. Все работы, которые мы передаем по любому из приложений, считаются принятыми автоматически спустя 5 рабочих дней с того момента, как клиент получил акт. В реальности мы всегда презентуем результаты своего труда, но в крайнем случае можем просто загрузить их в таск-менеджер, а акт выслать почтой.

Нельзя просто так отказаться от выполненных нами работ или начать вносить корректировки в согласованные ранее работы. Если клиента что-то не устраивает, он пишет мотивированный отказ — письмо на официальном бланке с перечнем недостатков работы. Обычно до этого не доходит, потому что мы выдаем нужный клиенту результат и составлять такие бумаги никто не хочет.

Так что все правки, переделки и доработки мы всегда выносим в следующий этап или даже оцениваем как дополнительные работы за дополнительные деньги. Это значит, что они перестают быть правками и становятся частью задачи на будущем этапе или вообще превращаются в отдельное приложение с отдельным бюджетом. А юридически мы прикрыты принятыми актами.

Если дойдет до суда — процесс рассмотрят в Арбитражном суде Москвы. Это важно даже не потому, что суд находится в Москве, как и мы. А потому, что московский и питерский суды имеют практику по делам студий, агентств и вообще интеллектуальной собственности. А суды в нестоличных городах — не имеют. И нестоличный суд не будет с той же тщательностью, что и московский, разбираться, все ли ховеры переданы и считать ли их интеллектуальной собственностью.

Приложение

Приложение — это соглашение об определенном наборе работ. В нем мы фиксируем этапы, сроки, стоимость, ответственность сторон на конкретном проекте. Если проект большой, мы можем сделать два приложения: первое — на дизайн, второе — на программирование. Если проект маленький, мы составляем одно приложение. Расскажу о наших принципах именно на таком примере.

В приложении всегда есть предоплата. В зависимости от договоренностей с клиентом и объема работ, она составляет от 20 до 100% стоимости контракта. Мы не работаем без предоплаты, потому что всегда есть шанс расторжения договора и прекращения сотрудничества. Будет обидно, если мы сделаем работу без предоплаты, ее не примут и потребуют расторгнуть договор. Получится, что денег нет, клиента нет, а время, которое потрачено на эту работу, не вернуть.

Работы в приложении делятся на этапы. Каждый этап закрывается актом выполненных работ и становится основой для последующих работ и этапов.

Сначала читать, потом подписывать

Разбивка по этапам выглядит примерно так:

При желании можно разбить проект на большее количество этапов: отдельно показать прототип, адаптацию макетов, верстку, тестирование и что-нибудь еще. Все зависит от проекта.

В таком устройстве документа есть два плюса. Каждый этап становится базой для дальнейших работ: к примеру, программирование не начнется, пока мы не сдадим дизайн. Каждый этап закрывается актом, поэтому внести в него лишнюю корректировку просто так не получится. Если началось программирование, значит, дизайн не изменится.

В сроках есть такая хитрость: мы учитываем не только срок нашей работы над этапом, но и срок, когда клиент принимает работу. Обычно это 5 рабочих дней. Так у нас есть время сдать проект и передохнуть перед следующим этапом, а у клиента — время принять нашу работу, обсудить ее с командой, согласовать, подписать акт и провести нужный платеж. Если клиент пишет мотивированный отказ, мы должны переделать непринятые работы. Срок переделки равен сроку несогласованного этапа.

Каждый этап имеет свою стоимость и закрывается актом. Такая разбивка защитит, если в середине проекта придется расторгать приложение или договор. Это может произойти по разным причинам: клиент поругался со студией или решил открыть новую фирму и все договоры старой фирмы хочет срочно закрыть.

Для каждого этапа мы указываем, в какой форме сдаем результат. И именно результат по этой форме клиент может принять или не принять. Объясняю на примере.

Вот что мы делаем для разработки концепции:

Но мы специально не обещаем всего этого в приложении и не оформляем как результат работ. Все это — процессы и промежуточные результаты, их нельзя «сдать» в виде результата работ. С юридической точки зрения мы должны клиенту только два файла в определенном формате.

Интеллектуальная собственность. Мы разграничиваем, кому должны принадлежать права на материалы, которые потребуются для разработки сайта. Кроме собственно результатов работы, которые мы передаем клиенту, например макетов, в нашей работе встречаются и другие материалы:

Задание

Задание — это стандартный первый этап работы над проектом. Мы употребляем именно термин «задание», а не «техническое задание» или «ТЗ», по нескольким причинам.

Для нас задание — это документ, фиксирующий цели и задачи сайта, основные требования к форматам, состав страниц, список необходимых материалов. На этом все. У «технического задания» есть собственное определение и госты. Подготовка такого документа будет стоить дороже, при этом для наших клиентов он будет избыточным. Мы даем определение нашему пониманию термина «задание», чтобы не возникало разночтений или требований оформить его по госту, как «техническое задание».

Если среди читателей есть те, кто сможет рассказать, чем ТЗ на создание корпоративного сайта круче обычного задания, — расскажите, вдруг мы передумаем.

Само задание мы сдаем как результат работ, который закрывается актом. Подписывается при этом и акт, и задание — так мы фиксируем все, что написано в задании, как требования к последующим этапам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *