договор на разработку сту
Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое с 2021 по 2026 годы
Новый порядок разработки и согласования СТУ в Минстрое России вступил в силу с 1 января 2021 года и будет действовать до 2026 года. Документ утверждён по Приказу Минстроя России от 30.11.2020 № 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».
Специалисты международного противопожарного центра сравнили старые и новые порядки разработки и согласования СТУ: старый Приказ Минстроя России от 15.04.2016 № 248/пр и новый Приказ Минстроя России от 30.11.2020 № 734/пр. Удаленные положения выделены красным цветом, новые — зеленым.
В статье рассмотрены наиболее важные положения порядка разработки и согласования СТУ (далее — Порядок), которые изменились или наоборот сохранились после вступления в силу приказа № 734/пр Минстроя России.
Для удобства изложения и понимания настоящей статьи выделим 3 группы (типа) СТУ — по разным юридическим основаниям, и дадим им условные названия:
Основные тезисы статьи (детально разобранные ниже):
1. Область применения Порядка разработки и согласования СТУ (п.1 Порядка). Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ только в случае, установленном ч.8 ст.6 384-ФЗ и НЕ устанавливает требования к СТУ, разрабатываемым в случае ч.2 ст.78 123-ФЗ. При этом, в п.3 Порядка содержатся требования к СТУ по 123-ФЗ (ссылка на отдельный порядок согласования). Означает ли это, что «СТУ по 384-ФЗ» являются «всеобъемлющим» типом СТУ, который по умолчанию включает в себя группу «СТУ по 123-ФЗ»?
2. Порядок согласования «Пожарных СТУ» — по 123-ФЗ. «Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ имеют свой порядок согласования, и такие СТУ нужно согласовывать только в МЧС России. Как эта процедура сочетается с пунктом 5 «Положения о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87), где сказано, что Порядок согласования СТУ должен быть установлен именно Минстроем?
3. Изменилось определение «Специальных технических условий». В контексте Порядка Минстроя под определение «СТУ» теперь подпадают только СТУ по 384-ФЗ и не подпадают СТУ по 123-ФЗ.
4. Какие СТУ подлежат согласованию в Минстрое России? Только те СТУ, которые подпадают под определение «СТУ» в контексте Порядка Минстроя (п.5 главы II). Это СТУ по 384-ФЗ и Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ.
5. Несколько интересных изменений:
– Допускается разработка единых СТУ на несколько связанных объектов;
– Сузился круг организаций — разработчиков СТУ;
– Форма подачи документов для согласования СТУ в Минстрое теперь только электронная.
Область применения Порядка разработки и согласования СТУ (п.1 Порядка)
Сохранилось противоречие, давно заложенное в п.1, где написано, что настоящий Порядок устанавливает требования к разработке и согласованию СТУ в случае, установленном частью 8 статьи 6 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». При этом, далее в п.3 содержится требование к порядку согласования другого типа СТУ, разрабатываемых на основе другого Закона, — СТУ, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нигде в законодательстве РФ нет указания на то, что СТУ, разработанные на основании 123-ФЗ, одновременно подпадают под случаи, установленные частью 8 статьи 6 384-ФЗ. Но в данной формулировке (п.1) усматривается попытка предложить нам именно такую логику. Область применения Порядка Минстроя вроде бы касается только СТУ по 384-ФЗ (п.1 Порядка), но при этом в содержательной части зачем-то предъявляются требования и к СТУ по 123-ФЗ, (п.3 и п.16 Порядка). То есть, казалось бы, это вне границ Порядка, исходя из его же области применения — речь вообще о другом законе и другом типе СТУ.
Попытаться объяснить это противоречие можно, но такое объяснение будет основано на логике несуществующего «всеобъемлющего» статуса 384-ФЗ. Логика является, на наш взгляд, ошибочной, но кратко разберём её. Есть мнение, что закон 384-ФЗ и основания для разработки СТУ по этому закону имеют «всеобъемлющий» статус по отношению к основаниям для разработки СТУ по 123-ФЗ. В этой парадигме подразумевается, что вся группа «СТУ по 123-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 123-ФЗ), по умолчанию входит в группу «СТУ по 384-ФЗ» (СТУ, в результате применения которых соблюдаются требования 384-ФЗ). Как будто бы основания для разработки СТУ по 384-ФЗ имеют более высокий приоритет и всеобъемлющий статус по отношению к основаниям для СТУ по 123-ФЗ.
Но на самом деле это не так! Никакого «всеобъемлющего» статуса и приоритета у 384-ФЗ, в части оснований для разработки СТУ, нет! И дальше мы покажем почему!
123-ФЗ и 384-ФЗ — это два разных Федеральных закона (равных по статусу), за которыми «стоят» две разные системы норм, разные перечни нормативных документов, разные критерии необходимости разработки СТУ. И поэтому речь идёт о двух разных как юридических, так и сущностных основаниях для разработки СТУ!
На рисунке 1 (ниже) показана противоречивость той логики (о «всеобъемлющем» статусе), которая описана выше, и которая может быть усмотрена кем-то в п.1 Порядка Минстроя. Если бы «СТУ по 123-ФЗ» по умолчанию входили бы в группу «СТУ по 384-ФЗ», то такой самостоятельной группы, как «СТУ по 123-ФЗ», не существовало бы вообще! То есть все «Пожарные СТУ» подпадали бы под исключение пункта 3 Порядка Минстроя (ссылка на п.16) — Общие СТУ (384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно). И тогда существовало бы только два типа СТУ:
При этом существование основного правила в пункте 3 Порядка было бы бессмысленным, т.к. именно в этом пункте сейчас явно обозначен отдельный тип СТУ — «СТУ по 123-ФЗ».
Область применения порядка разработки и согласования СТУ Минстроя России
Порядок согласования «Пожарных СТУ» (123-ФЗ) (п.3 Порядка)
Сохранилось важное положение (п.3) о том, что СТУ по 123-ФЗ (в части обеспечения пожарной безопасности), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом предоставления гос. услуги по согласованию СТУ в МЧС России (утв. приказом МЧС России от 28.11.2011 года № 710) (далее — Регламент МЧС). То есть для этой группы СТУ установлен свой отдельный порядок согласования, который подразумевает необходимость согласование документа только в МЧС России (и нигде более).
«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, нужно согласовывать только в МЧС России. В Минстрое России — не нужно.
Исключением являются Общие СТУ (по 384-ФЗ и 123-ФЗ), которые, как указано в п.16 Порядка, одновременно содержат и технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ, и технические требования, предусмотренные 384-ФЗ. Эти СТУ нужно согласовывать и в МЧС, и в Минстрое. Однако формулировка в п.16 очень странна, потому как непонятно кто и как должен определять: содержат ли конкретные «Пожарные СТУ» требования, предусмотренные 384-ФЗ, и нужно ли согласовывать документ в Минстрое по этой причине? По сути, разработчик СТУ, автор документа, сам определяет (в заявительном порядке) — СТУ какого типа он разрабатывает.
Наличие исключения в п.3 (с учетом ссылки на п.16) говорит о том, что в основном правиле пункта 3 всё-таки признаётся существование отдельной группы СТУ — «СТУ, применение которых обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ», которая никак не связана с 384-ФЗ. Другими словами, в п.3 Порядка сказано: есть СТУ по 123-ФЗ и есть исключение — это Общие СТУ по 384-ФЗ и 123-ФЗ одновременно.
На рисунке 2 схематично показано какой порядок согласования действует для разных типов СТУ, исходя из общей логики пунктов 1, 3, 5 и 16 Порядка.
Порядок согласования СТУ разных типов — по разным юридическим основаниям (384-ФЗ и 123-ФЗ)
Таким образом, через противоречия и через «костыли» была реализована попытка устранить лишний административный барьер — избыточную процедуру двойного согласования «Пожарных СТУ» (в МЧС и в Минстрое), и легализовать одноэтапное согласование таких СТУ — только в МЧС России.
Всё это должно сочетаться с «Положением о составе разделов проектной документации …» (ПП РФ от 16.02.2008 № 87). В п.5 Положения Минрегион (сейчас это Минстрой) еще давно обеспечил наличие формулировки, которая требует, чтобы порядок согласования для любых СТУ был установлен именно Минстроем России.
Ранее в старом Порядке согласования СТУ было закреплено, что все СТУ (в том числе «Пожарные СТУ») должны согласовываться в Минстрое, если такие СТУ разрабатываются для проектной документации в рамках Положения (ПП РФ № 87). При этом, не было учтено несколько факторов:
Теперь, с учетом п.3 в новом Порядке Минстроя, работает такая схема:
Определение «Специальных технических условий» (СТУ) (п.5 Порядка)
Ранее в п.2 Порядка было сказано:
СТУ являются техническими требованиями в области безопасности объекта капитального строительства, содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующим техническим требованиям ….
Теперь в п.5 Порядка дано новое определение СТУ:
Новое определение СТУ существенно изменилось: оно дополнено упоминанием закона 384-ФЗ, которого не было ранее. И теперь определение СТУ рождает противоречие и возможность двойного толкования (как и п.1 Порядка):
Какие СТУ подлежат согласованию в Минстрое России? (п.13 Порядка)
В соответствии с п.13 Порядка — СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка, подлежат согласованию с Минстроем России. Исключение — СТУ, разработанные на объекты федеральных ядерных организаций, — согласовываются в Росатоме (п.14).
И опять видим здесь лёгкое противоречие пункту 3 главы I Порядка, где по сути написано, что СТУ по 123-ФЗ согласовываются (в МЧС России) в порядке, установленном Регламентом МЧС. Здесь прослеживается мысль, что СТУ по 123-ФЗ не входят в категорию — «СТУ, подготовленные в соответствии с требованиями глав I и II Порядка» (п.13).
Таким образом, попытка прочесть, понять и связать в единую логику пункты 1, 3, 5, 13, 16 Порядка Минстроя склоняет нас к следующему выводу:
«Пожарные СТУ», разработанные на основании 123-ФЗ, окончательно выведены из-под области применения Порядка Минстроя и необходимости согласования в Минстрое:
Исключение перечня видов СТУ
Из п.3 Порядка исключен перечень видов СТУ.
Подпункт а) — технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — эта формулировка частично перенесена в определение СТУ в п.5 Порядка.
Подпункт б) — технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.
Подпункт в) — технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований 384-ФЗ; — исключен.
По сути, подпункт а) включал в себя подпункты б) и в), что делало это разделение СТУ на виды бессмысленным.
Разработка одних СТУ сразу на несколько объектов
В п.5 Порядка теперь появилась фраза: «Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.»
В соответствии с ГК РФ (ст. 133.1) Единый недвижимый комплекс — совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке.
До приказа 734/пр Минстроя уже была практика разработки СТУ также на несколько объектов, связанных между собой конструктивно или технологически. Но согласование таких СТУ часто проходило с «боем», т.к. чиновники Минстроя всегда мечтали о том, чтобы СТУ разрабатывались отдельно на каждое сооружение, даже если это пункт охраны (вагончик), расположенный на территории большого завода. То есть посыл был такой: на каждую палатку и собачью будку нужны отдельные СТУ. Все разработчики ссылались на старый документ — «Методические рекомендации. Порядок построения и оформления специальных технических условий …», где было установлено, что СТУ могут распространяться на два и более объекта капитального строительства, если они функционально связаны в единый комплекс. Однако статус этих Рекомендаций практический нулевой: они были утверждены решением Нормативно-технического совета Минрегиона России, и не являются нормативно-правовым актом.
Теперь этот вопрос более четко описан в официальном документе — Порядке Минстроя.
Сузился круг организаций — разработчиков СТУ
Кто имеет право разрабатывать СТУ? Теперь в соответствии с п.4 Порядка разработка СТУ проводится проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией. Ранее СТУ могли разрабатываться любой организацией, благодаря фразе «… или другой организацией», которая была удалена из Порядка Минстроя.
Здесь считаем важным напомнить, что СТУ не являются проектной документацией. СТУ — это нормативные требования (для проектирования), разработка которых формально предшествует разработке проектной документации. Зачем для разработки СТУ исполнитель должен иметь статус проектной организации — абсолютно непонятно. О допусках к каким разделам проектной документации идёт речь? — Да, неважно. Так же, как и неважна конкретная область науки, на которой должна специализироваться научная организация, для того чтобы у неё было право на разработку СТУ.
Появилось «указание риска причинения вреда»
В соответствии с п.6 и п.7 Порядка техническое задание на разработку СТУ и пояснительная записка теперь должны содержать описание необходимости разработки СТУ, включая «указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ „Об обязательных требованиях в Российской Федерации“».
Электронная форма подачи документов для согласования СТУ
Теперь Минстроем больше не принимаются СТУ (весь пакет документов) в бумажном виде. Подписывать документы рукописной подписью также больше не надо.
В соответствии с п.17 Порядка документы, предусмотренные пунктами 15 и 16 Порядка представляются заинтересованным лицом или его представителем в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в электронной форме с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ).
Документация подписывается руководителем организации (заявителем), или уполномоченным им лицом, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Дополнительную информацию о процедуре подачи документов для согласования СТУ можно получить на сайте Минстроя.
Порядок работы Совета для рассмотрения СТУ
Добавлена абсолютно новая глава IV — Порядок работы Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), в которой установлены правила и порядок работы совета.
Специальные технические условия (СТУ)
Специальные технические условия (далее — СТУ) это технические нормы, которые устанавливаются для определенного объекта. Их разработка предусмотрена пунктом 8 статьи 6 Федерального закона № 384 от 30.12.2009 (это техрегламент о безопасности зданий и сооружений). СТУ компенсируют отсутствующие требования в области безопасности или дополняют существующие. Они необходимы для проектирования и строительства объекта, его эксплуатации и демонтажа. Готовый документ должен быть согласован с Минстроем РФ.
Когда и кому требуются СТУ
СТУ нужны, если действующие нормы в области безопасности не учитывают специфику конкретного объекта или эти нормы носят слишком общий характер и их трудно применить. СТУ дополняют существующие или восполняют отсутствующие требования. СТУ также необходимы в тех случаях, когда в ходе проектирования требуется отступить от действующих норм и требований, т.е. невозможно выполнение проекта в соответствии с установленными нормативными документами.
Требования, которые содержатся в СТУ, обязательны для применения. Они обеспечивают соблюдение ФЗ № 384 (далее — техрегламента).
СТУ это чрезвычайно востребованный документ. Его может заказать застройщик, технический заказчик или лицо, ответственное за эксплуатацию объекта. Мы разрабатываем СТУ на основании технического задания заказчика, исходя из специфики объекта, которую нужно отразить в документе, и того, каких норм на него не хватает. В техническом задании обосновывается необходимость разработать СТУ и приводятся сведения об уровне ответственности объекта.
Порядок разработки СТУ
СТУ разрабатываются в порядке, который введен приказом Минстроя РФ № 734/пр от 30.11.2020. Если требуется внести дополнения в уже согласованные СТУ или отступить от их требований, то изменения в эти СТУ вносятся в соответствии с тем же порядком.
Требования, которые устанавливаются в СТУ, должны быть конкретными и обоснованными. Способы их обоснования перечислены в части 6 статьи 15 техрегламента. К ним относятся результаты исследований и испытаний, моделирование возможных сценариев событий, расчеты, оценка риска. Требования формулируются так, чтобы потом можно было проконтролировать их выполнение.
Согласование СТУ
Подготовленные СТУ должны быть согласованы с Минстроем РФ. Порядок их согласования приведен в Приказе № 734/пр от 30.11.2020.
ВАЖНО: Без согласованных СТУ проектная документация не получит положительного заключения ФАУ «Главгосэкспертиза»!
После того как СТУ прошли согласование, их утверждает заказчик.
Стоимость и сроки разработки документа
Этапы нашей работы:
ВАЖНО: Цена услуги может сильно различаться в зависимости от специфики конкретного объекта.
Договор на разработку сту
Обзор документа
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 ноября 2020 г. № 734/пр «Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства»
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст. 5; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.8 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2020, N 43, ст. 6799), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 сентября 2026 года.
3. Положения утверждаемого в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа Порядка в части возможности подачи заявления и документов, необходимых для согласования специальных технических условий, получения результатов и информации о ходе рассмотрения заявления посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», вступают в силу 1 января 2022 года.
Министр | И.Э. Файзуллин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2020 г.
Регистрационный № 61581
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 30 ноября 2020 г. № 734/пр
Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства
I. Общие положения
2. В целях применения Порядка технические требования в области безопасности объекта капитального строительства считаются установленными в случае наличия соответствующей характеристики объекта капитального строительства в национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, вне зависимости от значения такой характеристики.
II. Разработка специальных технических условий и требования к их содержанию
5. СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными для применения требованиями, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, содержащими дополнительные к установленным или отсутствующим технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства, а также содержащими отступления от установленных требований. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.
В случае необходимости дополнения новых требований и (или) отступлений от установленных требований в области безопасности при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, для строительства, реконструкции которого ранее были согласованы СТУ, в такие СТУ должны вноситься изменения в порядке, установленном для их принятия.
6. В техническом задании должны быть приведены обоснования необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства 2020, N 31, ст. 5007), на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ, данные об уровне ответственности объекта капитального строительства в соответствии с требованиями национальных стандартов, сводов правил, а также требований в области безопасности, необходимых для разработки СТУ.
7. В пояснительной записке к СТУ должны содержаться:
а) детальное обоснование необходимости разработки СТУ, излагаемое в соответствии со структурой сводов правил в соответствующей сфере деятельности, необходимости разработки СТУ, включая указание риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
б) обоснование невозможности (недостаточности) применения национальных стандартов и сводов правил, документов в области стандартизации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, для устранения указанного риска;
в) обоснование возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения указанного риска и соблюдения требований Технического регламента при строительстве и реконструкции конкретного объекта капитального строительства;
г) перечень вынужденных отступлений от требований, установленных национальными стандартами и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
е) сведения о заинтересованных лицах и разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика);
ж) описание объекта капитального строительства в целом, его идентифицирующих признаков и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений.
8. Технические требования в составе СТУ должны быть конкретизированы и обоснованы одним или несколькими способами, установленными частью 6 статьи 15 Технического регламента, а также должны обеспечивать возможность их контроля.
В случае наличия отступлений от требований национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, в состав СТУ должны быть включены требования, компенсирующие отступления.
9. Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств (полностью или частично) могут быть включены в состав СТУ при условии их соответствия Федеральному закону от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2018, N 49, ст. 7521).
10. В СТУ не включаются положения, содержащиеся в стандартах и сводах правил, в том числе, содержащиеся в них формулы расчета в другом построении.
11. Наименования, обозначения, правила написания единиц величин, используемые в СТУ, должны соответствовать законодательству Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.
12. СТУ утверждаются заинтересованным лицом после их согласования в соответствии с главой III настоящего Порядка.
III. Порядок согласования специальных технических условий
15. Для согласования СТУ заинтересованное лицо лично или через представителя направляет в Минстрой России (или в Корпорацию, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) следующие документы и материалы:
а) заявление о согласовании СТУ с указанием в нем сведений о заинтересованном лице и его представителе, в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель, сведений о разработчике (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты (при наличии) либо место нахождения, если документы направляются не в электронном виде);
б) документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени заинтересованного лица (в случае, если от имени заинтересованного лица действует его представитель);
в) СТУ, заверенные подписью разработчика;
г) пояснительную записку к СТУ, заверенную подписью разработчика;
д) техническое задание на разработку проекта СТУ, либо его копия, заверенная надлежащим образом;
е) в случае согласования изменений в ранее согласованные СТУ копию ранее согласованного СТУ.
16. Для согласования СТУ, содержащих одновременно технические требования, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 123-ФЗ и технические требования, предусмотренные Техническим регламентом, к документам, указанным в пункте 15 Порядка, заинтересованное лицо прилагает документ по согласованию СТУ с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности.
При наличии в документации сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие документы представляются на бумажном и (или) электронном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
19. Срок рассмотрения документации и принятия решения о согласовании СТУ либо об отказе в согласовании СТУ составляет двадцать рабочих дней со дня поступления документации в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).
20. В случае направления запроса, указанного в пункте 19 Порядка, по решению руководителя Минстроя России или его заместителя (или руководителя Корпорации или его заместителя в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), срок рассмотрения документации и принятие решения о согласовании СТУ либо решения об отказе в согласовании СТУ может быть продлен на двадцать рабочих дней. Заинтересованное лицо или его представитель письменно информируется в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
21. С целью подготовки квалифицированного заключения о возможности согласования СТУ Минстроем России создается постоянно действующий нормативно-технический совет.
На заседании нормативно-технического совета рассматриваются представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы, а также аналитическая справка о наличии или отсутствии соответствующей характеристики объекта капитального строительства в Техническом регламенте, национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, а также о достаточности обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства. С этой целью Минстрой России направляет представленные заинтересованным лицом или его представителем материалы в государственное учреждение, подведомственное Минстрою России, обладающее необходимой компетенцией в области технического регулирования в строительстве, для их анализа и подготовки указанной аналитической справки.
Для рассмотрения проекта СТУ в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка, Корпорацией создается постоянно действующий коллегиальный совещательный орган, состав, требования по организации деятельности, не предусмотренные настоящим Порядком, и обеспечение деятельности которого определяется локальным нормативным актом Корпорации.
22. Решение о согласовании СТУ либо решение об отказе в согласовании СТУ Минстроем России принимаются на основании решения Нормативно-технического совета (или Корпорацией на основании рекомендаций коллегиального совещательного органа, предусмотренного абзацем 3 пункта 21 Порядка, в случае, предусмотренном пунктом 14 настоящего Порядка).
23. В согласовании СТУ может быть отказано в случае:
а) отсутствия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление технических требований, содержащихся в СТУ;
б) отсутствия оснований для разработки СТУ, в том числе наличие соответствующей характеристики объекта капитального строительства в Техническом регламенте, национальных стандартах и сводах правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента;
в) отсутствия (недостаточности) обоснования возможности и достаточности применения технических требований, содержащихся в СТУ, для устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и соблюдения требований Технического регламента при строительстве конкретного объекта капитального строительства;
г) несоответствия СТУ, согласованных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и СТУ, представленных на согласование в Минстрой России (или в Корпорацию в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка), в случаях, предусмотренных пунктом 16 Порядка.
24. При принятии решения о согласовании СТУ представленные на согласование СТУ подписываются соответственно руководителем Минстроя России либо уполномоченным им должностным лицом (или руководителем Корпорации либо уполномоченным им должностным лицом, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ. В случае представления на согласование проекта СТУ на бумажном носителе в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 17 Порядка, СТУ визируются руководителем Минстроя России либо уполномоченным им должностным лицом (или руководителем Корпорации либо уполномоченным им должностным лицом, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) и скрепляются печатью (при наличии) Минстроя России (или Корпорации, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка).
25. Согласованные СТУ, оформленные в соответствии с требованиями, установленными в пункте 24 настоящего Порядка, либо отказ в согласовании СТУ, содержащий мотивированное обоснование причины отказа и рекомендации для доработки СТУ, оформленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона N 63-ФЗ, а в случае содержания сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, направляются заинтересованному лицу на адрес заинтересованного лица или его представителя, указанный в заявлении о согласовании СТУ, предусмотренном подпунктом «а» пункта 15 Порядка, либо в личный кабинет заинтересованного лица или его представителя в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ, либо по адресу места нахождения лица, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, в случае отсутствия возможности направления вышеуказанными способами.
26. Заинтересованное лицо или его представитель могут повторно направить на согласование доработанные по замечаниям Минстроя России (или Корпорации, в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) СТУ с приложением документации.
28. Ранее согласованные СТУ признаются не действующими со дня принятия Минстрой России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) решения о согласовании СТУ в измененной редакции.
29. Заинтересованное лицо или его представитель вправе в любой момент рассмотрения Минстроем России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) документации отозвать ее путем направления соответствующего обращения в электронном виде либо в ЕПГУ, если заявление было подано посредством ЕПГУ.
В этом случае рассмотрение документации прекращается, о чем заинтересованное лицо или его представитель информируются Минстроем России (или Корпорацией в случае, предусмотренном пунктом 14 Порядка) в порядке, установленном пунктом 25 Порядка.
IV. Порядок работы Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа)
30. Нормативно-технический совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители органов государственной власти, научно-исследовательских, проектных, общественных и других организаций.
Нормативно-технический совет состоит не менее чем из 7 членов. Состав Нормативно-технического совета утверждается приказом Минстроя России и подлежит корректировке по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Состав Нормативно-технического совета размещается на официальном сайте Минстроя России в сети Интернет.
31. Нормативно-технический совет состоит из председателя, заместителей председателя, секретаря и членов Нормативно-технического совета.
32. Члены нормативно-технического совета принимают участие в его деятельности на безвозмездной основе.
33. Не допускается участие в рассмотрении СТУ для разработки проектной документации на объекты капитального строительства на предмет их соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и подготовка предложений по принятию решений об их согласовании или обоснований отказов в принятии таких решений члена Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) в случае наличия у него конфликта интересов (ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) члена Нормативно-технического совета (члена коллегиального совещательного органа) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им его обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью члена Нормативно-технического совета (члена коллегиального совещательного органа) и задачами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) и (или) иных обстоятельств, препятствующих его объективности.
34. Организационно-техническое обеспечение деятельности Нормативно-технического совета осуществляет Минстрой России.
35. Член Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) может быть досрочно исключен из состава Нормативно-технического совета по собственному заявлению или решению Минстроя России, в случае, если его деятельность в качестве члена Нормативно-технического совета(коллегиального совещательного органа) не соответствует требуемому профессиональному уровню и (или) противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
36. По решению председателя Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) при необходимости к рассмотрению документов, представленных для согласования СТУ, могут привлекаться технические специалисты в области проектирования и строительства.
37. Время и место проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) устанавливается его председателем (заместителем председателя) с учетом необходимости соблюдения сроков, предусмотренных пунктами 19 и 20 Порядка. Заседание Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) может проводиться в онлайн режиме, за исключением случаев рассмотрения СТУ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также путем проведения заочного голосования.
38. Информация о дате и месте проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), а также повестка заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) доводятся до сведения его членов и приглашенных экспертов ответственным секретарем не позднее пяти рабочих дней до даты проведения заседания.
39. Заинтересованное лицо или его представитель вправе присутствовать на заседании Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), на котором рассматривается подготовленные им СТУ. Информация о дате и месте проведения заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) доводятся до заинтересованного лица или его представителя ответственным секретарем не позднее пяти рабочих дней до даты проведения заседания.
40. Не позднее трех рабочих дней до даты проведения заседания членам Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) и приглашенным экспертам по электронной почте направляются материалы по вопросам, включенным в повестку заседания Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).
41. Информация, содержащаяся в представляемых к заседанию Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) материалах, не подлежит разглашению третьим лицам до вынесения Нормативно-техническим советом решения по существу рассматриваемых вопросов.
42. Задачами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) являются:
а) оценка обоснованности и необходимости разработки СТУ, а также достаточности СТУ для соблюдения уровня надежности и безопасности, предусмотренного требованиями Технического регламента;
б) разработка предложений по совершенствованию Нормативно-правового регулирования в сфере СТУ для разработки проектной документации на объекты капитального строительства.
43. Нормативно-технический совет (коллегиальный совещательный орган) обязан:
а) обеспечить всестороннее квалифицированное рассмотрение представленных документов и подготовку по ним объективных заключений;
б) обосновывать свое мнение при подготовке решения по рассматриваемым вопросам.
44. По результатам рассмотрения СТУ Нормативно-технический совет (коллегиальный совещательный орган) принимает рекомендательное решение о возможности или невозможности согласования СТУ. Для принятия решения необходимо присутствие на заседании не менее половины членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).
Решение Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) принимается открытым голосованием и считается принятыми, если за него проголосовали более половины присутствующих на заседании членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа). Член совета не может воздержаться от голосования. При равенстве голосов членов Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) голос председательствующего на заседании является решающим.
Решение Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа) в течение двух рабочих дней со дня его принятия оформляется протоколом заседания, который подписывается председателем или лицом, председательствовавшим на заседании Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), а также присутствовавшими на заседании членами Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа).
Члены Нормативно-технического совета (коллегиального совещательного органа), которые не согласны с принятым решением, могут изложить особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.
45. Нормативно-технический совет на основе согласованных СТУ ежеквартально формирует рекомендации о внесении изменений в национальные стандарты и своды правил, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.
46. Государственное учреждение, подведомственное Минстрою России и принимающее участие в разработке и внесении изменений в национальные стандарты и своды правил, рассматривает рекомендации, указанные в пункте 45 Порядка, в течение тридцати рабочих дней со дня поступления рекомендаций и информирует о результатах рассмотрения информирует Нормативно-технический совет и Минстрой России.
1 Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861 (Собрание законодательства Российской Федерации 2011, N 44, ст. 6274; 2019, № 47, ст. 6675)
2 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации 2010, N 31, ст. 4179; 2020 № 31, ст. 5027)
Обзор документа
Приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 сентября 2026 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.
- договор на разработку смет
- договор на разработку технических условий образец