договор на съемку фильма
Образец договора на создание мультимедиа-продукта (действие на территории Российской Федерации; с отчуждением заказчику исключительных прав), заключаемого между творческим коллективом и юридическим лицом
Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.
Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.
Правообладатели используют знак охраны авторского права, этот знак представляет из себя букву «С» в окружности.
Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.
Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.
В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.
Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.
Официальные документы, информационные сообщения, произведения народного творчества не могут быть объектами авторского права.
Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.
Регистрация авторского права на произведение необязательна, но желательна, поскольку, в случае плагиата, Автору будет значительно легче доказать свое первоначальное право. Существует организация, которая будет сохранять произведение в своем депозитарии в оригинальном экземпляре.
ДОГОВОР АВТОРСКОГО ЗАКАЗА
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1. Мультимедиа-продукт (далее – «Продукт») – это тесно связанные и используемые только совместно программа для ЭВМ и база данных, которые содержат текстовую, графическую, цифровую, звуковую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, включающую объекты авторского права и смежных прав.
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
2.1. Заказчик поручает, а Авторы принимают на себя обязательство создать указанные в настоящем пункте материалы (далее – «материалы») на условиях и в объеме, определенных настоящим договором, и передать Заказчику исключительные права на них.
3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН
3.1. Авторы обязуются создать Продукт в сроки, установленные календарным планом (Приложение №4 к настоящему договору).
3.2. Авторы обязуются создать Продукт своими силами и средствами.
3.3. Выполненные работы представляются Авторами Заказчику поэтапно, согласно календарному плану, и принимаются Заказчиком по акту предварительной приемки-передачи, подписываемому обеими сторонами. Заказчик обязуется рассмотреть представленные материалы и известить Авторов либо об одобрении работы, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Авторы обязуются в согласованные отдельным соглашением сроки внести требуемые исправления и повторно представить материалы Заказчику. При получении одобрения Заказчика стороны составляют акт приемки-передачи выполненной части работ, подписываемый обеими сторонами. После выполнения всего объема работ по настоящему договору стороны подписывают итоговый акт выполненных работ по договору. С момента подписания указанного акта сторонами права на Продукт, указанные в п.3.5 настоящего договора, считаются переданными Издательству.
3.4. Заказчик обязуется использовать Продукт в полном соответствии с условиями настоящего договора.
3.5. Авторы отчуждают Заказчику исключительные права на создаваемую Программу в полном объеме для использования их любым способом и в любой форме, включая перечисленные в ст. 1270 ГК РФ.
3.6. Исключительные права на созданные Авторами в процессе работы тексты сохраняются за Авторами. В случае если переработка Продукта потребует изменения созданных Авторами текстов (за исключением технического редактирования), Заказчик обязан обратиться к Авторам для заключения нового договора или получения письменного разрешения на изменение текстов.
3.7. Права, передаваемые по настоящему договору, действуют на территории Российской Федерации в течение срока действия исключительного права на Продукт, то есть с момента создания Продукта в течение всей жизни Авторов и 70 лет после смерти последнего Автора, пережившего других соавторов.
3.8. Авторы не сохраняют за собой права использовать Продукт самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.
3.9. Заказчик обязуется предоставить Авторам бесплатно экземпляров выпущенного Продукта.
4. ОПЛАТА
4.1. Издательство выплачивает Авторам вознаграждение в размере и порядке, определенных в Приложении №5 к настоящему договору.
5. ГАРАНТИИ ПО ДОГОВОРУ
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Условия настоящего договора конфиденциальны и не подлежат разглашению.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.
7.2. В случае нарушения договора со стороны Заказчика Автор(ы), право которого(ых) нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
7.3. Если Авторы не представят Продукт в соответствии с условиями настоящего договора, Авторы обязаны возместить реальный ущерб, причиненный Заказчику.
7.4. В случае нарушения Авторами срока создания Продукта, установленного календарным планом (Приложение №4 к настоящему договору), каждый Автор уплачивает Заказчику штраф в размере рублей.
7.5. Заказчик вправе удержать сумму штрафа из суммы вознаграждения, подлежащего уплате каждому Автору по условиям настоящего договора.
8. ФОРС-МАЖОР
8.1. Обстоятельства форс-мажорного характера (непредвиденные обстоятельства непреодолимой силы), за которые стороны не являются ответственными (стихийные бедствия, забастовки, войны, принятие государственными органами законов и подзаконных актов, препятствующих исполнению договора, и другое), освобождают сторону, не выполнившую своих обязательств в связи с наступлением указанных обстоятельств, от ответственности за такое невыполнение на срок действия этих обстоятельств. Если эти обстоятельства будут длиться более двух лет, каждая из сторон будет иметь право отказаться от исполнения обязательств по настоящему договору.
9. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
9.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства РФ.
9.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
10. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
10.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по условиям настоящего договора.
11. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
11.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по взаимному письменному соглашению.
11.3. Авторы вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае повторного нарушения Заказчиком обязанности выплачивать вознаграждение Авторам в установленный настоящим договором срок.
12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
12.1. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
12.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.
12.3. Все уведомления и сообщения в рамках настоящего договора должны направляться сторонами друг другу в письменной форме.
12.4. Договор составлен в экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого участника настоящего договора (а также для регистрирующего органа в случае, если договор подлежит государственной регистрации).
Образец договора на создание кассетной видеопродукции (видеофильма, фильма-спектакля, передачи, презентационного фильма, видеорекламы, клипа), заключаемого между юридическими лицами
Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.
Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.
Правообладатели используют знак охраны авторского права, этот знак представляет из себя букву «С» в окружности.
Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.
Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.
В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.
Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.
Официальные документы, информационные сообщения, произведения народного творчества не могут быть объектами авторского права.
Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.
Регистрация авторского права на произведение необязательна, но желательна, поскольку, в случае плагиата, Автору будет значительно легче доказать свое первоначальное право. Существует организация, которая будет сохранять произведение в своем депозитарии в оригинальном экземпляре.
Верховный суд научил составлять договоры с авторами
Кино без сценария
В июле 2017-го кинокомпания «КиноПроГрупп» заключила договор с режиссером и сценаристом Светозаром Головлевым на создание игрового фильма. Работу оценили в 3,5 млн руб. Сумму должны были оплачивать частями в зависимости от завершенных этапов работы. Отдельно в договоре был обозначен процесс оказания услуг.
Первый, подготовительный, этап работы заключался в написании сценария – режиссер должен был завершить эту часть до 23 июля 2018 года. Головлев получил аванс, но не предусмотренные договором 800 000 руб., а сразу 2 млн руб. Продюсер рассчитывал, что это стимулирует режиссера работать быстрее. Но вышло по-другому.
По словам Головлева, он участвовал в разработке литературного сценария фильма и отправил режиссерский сценарий заказчику, а тот не утвердил результат, из-за этого сроки были сорваны. Версия продюсера в корне отличалась от режиссерской: литсценарий фильма тот получил изначально, без него не было бы одобрено финансирование картины. Сценарист прописал диалоги, а вот режиссер не выполнил свою задачу – ни в срок, ни позже продюсер не получил режиссерский сценарий.
Кинокомпания направила режиссеру претензию и попросила вернуть аванс. Тот посчитал, что за работу, которую он выполнял в течение 464 дней, ему положено 950 000 руб. Часть работы он сделал, например, успел подготовить сценарий. Позже в ВС представитель Головлева указывал, что он подбирал часть актеров и оператора.
Кинокомпания попыталась договориться на 300 000 руб., поскольку ни один из этапов работ, предусмотренных в договоре, не был завершен. В итоге стороны встретились в суде.
Там режиссер настаивал, что его договор с продюсером – смешанный. Это значит, что к нему применяются правила и о возмездном оказании услуг, и об авторском заказе. Платить ему должны в том числе за сроки работы. Кинокомпания просила взыскать с Головлева все 2 млн руб. неосновательного обогащения и 35 000 руб. процентов за пользование чужими деньгами. Компании пришлось экстренно привлекать нового режиссера, указали представители «КиноПроГрупп».
Первая инстанция не обнаружила доказательств того, что Головлев действительно направлял обществу сценарий. Там пришли к выводу, что у режиссера возникло неосновательное обогащение, и удовлетворили иск. Решение поддержали в апелляции и кассации. Но Верховный суд взглянул на проблему иначе (дело № А40-79825/2019).
В определении по делу ВС подтвердил, что договор между сторонами – смешанный. При этом ВС обратил внимание, что режиссер сам отказался от исполнения договоренностей: стороны уведомили друг друга о расторжении до конца подготовительного периода. На тот момент результат работы и не мог быть достигнут, указал ВС. Стороны не согласовали промежуточные документы, которые будут подтверждать факт оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период, например, о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и другие.
Поэтому отсутствие подписанных документов не доказывает, что услуги не были оказаны вообще. ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции никак не исследовали вопрос о ценности услуг, которые успел оказать режиссер, хотя в постановочном проекте среди девяти актеров главных ролей значится актер, отобранный режиссером на кастинге. ВС обратил внимание: договор не содержит условий об освобождении продюсера от выплаты режиссеру денег при досрочном прекращении соглашения.
ВС отменил все акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.
Предупреждение для продюсеров
По ее словам, договор возмездного оказания услуг удобен тем, что его относительно легко расторгнуть, и популярен в киноиндустрии. Одновременно такая бумага возлагает на заказчика обязанность оплатить фактически оказанные услуги при его расторжении. Это позволяет взыскать деньги за любую деятельность, так или иначе имеющую полезный эффект, но не обязательно приносящую результат, ради которого продюсер нанимал режиссера или актера.
«В этом деле процедура приемки не была согласована в принципе, и компания попросту не смогла подтвердить отсутствие результата деятельности режиссера, имеющего ценность для производства фильма. Тем выше ценность юристов с индустриальным опытом», – обращает внимание Гуляева.
1. Для сложных, многоэтапных договоров привлечь юристов и составить отдельную понятную инструкцию по исполнению соглашения. Там нужно пошагово указать сроки и действия исполнителей для всех «контрольных точек». Например, когда, как и в какой форме вносить изменения в документ – самостоятельно или с привлечением юриста, принимать отдельные, в том числе промежуточные результаты работ/услуг по договору, писать возражения по срокам, качеству.
2. В договорах, предполагающих выполнение со стороны режиссера комплекса услуг/работ различной стоимости и потребительской ценности, надо указывать стоимость каждого отдельного этапа с подробным перечнем входящих в него услуг/работ или конкретных результатов, отдельно прописывать стоимость исключительных прав, например, соотношение стоимости этапа или услуг/работ.
3. Подробно расписывать порядок досрочного прекращения договорных отношений:
— Механизм расчета вознаграждения режиссера в случаях обоюдного решения сторон о прекращении дальнейшего сотрудничества, отказа продюсера от договора по вине режиссера, по обстоятельствам, не связанным с волей сторон. При этом документ может содержать указание о различной стоимости одних и тех же услуг в зависимости от степени исполнения договора в привязке к тому, какие именно промежуточные результаты будут иметь потребительскую ценность для продюсера;
— Сроки проведения взаиморасчетов и передачи материалов и иных результатов работ, сопроводительной документации и другое.
Ирина Жирадкова, партнер адвокатского бюро «НБ»
Вероятнее всего, определение Верховного суда станет триггером для кинокомпаний провести ревизию своих обычных договоров с творческим составом, в первую очередь с режиссерами, чтобы избежать аналогичных ситуаций, резюмирует Лукьянов.
Образец лицензионного договора на использование видеофильма (простая неисключительная лицензия), заключаемого между юридическими лицами
Первым Автором может быть только физическое лицо, творческим трудом которого было создано произведение искусства, литературы или науки, а также любая другая интеллектуальная собственность. Автору принадлежит весь комплекс личных неимущественных прав и исключительное право на любое использование произведения.
Правообладателями могут быть другие лица, которым перешло исключительное право от Автора на основании договора либо в силу закона, например: наследники автора, работодатели, заказчики, если автор работал за их счет.
Правообладатели используют знак охраны авторского права, этот знак представляет из себя букву «С» в окружности.
Условно авторские права могут быть разделены на две взаимосвязанные между собой группы: Первая группа – Личные неимущественные права и имущественные права. Первая группа включает в себя: быть Автором и издаваться под собственным именем, а также обнародовать произведение.
Вторая группа – это исключительное право совершать действия и использовать произведение для извлечения прибыли или без прибыли, а именно: размножение и продажа экземпляров произведения, публичные показы, выступления, импорт оригинала, воспроизведение звуко- и видеозаписей, реализация различных проектов (архитектура, дизайн) и любые иные, не противоречащие закону, действия в средствах массовой информации.
В соответствии со ст.1281 ГК РФ срок действия исключительного права сохраняется в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти, после этого срока произведение считается национальным достоянием.
Согласно ст.1259 ГК РФ объектом авторского права являются произведения (части произведения) науки, литературы, искусства, независимо от вида их назначения, достоинства, а также от способа выражения. Произведения могут быть в письменной устной форме, рисунки, картины, все виды записей, танцы, спектакли, географически и топографические карты, программы ЭВМ, аранжировки, сборники и др.
Официальные документы, информационные сообщения, произведения народного творчества не могут быть объектами авторского права.
Авторское право не связано с материальным (вещественным) носителем произведения. Без согласия Автора допускается только цитирование произведения с обязательным указанием Автора. Вознаграждение, в этом случае, Автору не выплачивается.
Регистрация авторского права на произведение необязательна, но желательна, поскольку, в случае плагиата, Автору будет значительно легче доказать свое первоначальное право. Существует организация, которая будет сохранять произведение в своем депозитарии в оригинальном экземпляре.
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Лицензиар предоставляет Лицензиату права на использование видеофильма « », в отношении которого Лицензиар обладает исключительными правами, именуемого в дальнейшем «Произведение», на территории Российской Федерации в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Лицензиат за предоставление этих прав уплачивает вознаграждение Лицензиару. Под использованием в настоящем договоре понимается реализация Произведения в качестве товара или иное его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.
1.3. Лицензиар гарантирует наличие у передаваемого в соответствии с настоящим договором Произведения характеристик, указанных в Приложении.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.2. Лицензиар сохраняет за собой право использовать Произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам в указанных территориально-отраслевых пределах.
2.3. Лицензиат обязан выплачивать Лицензиару вознаграждение в размере % дохода от каждого способа использования Произведения.
2.4. Вознаграждение Лицензиару выплачивается по мере поступления платежей за использование Произведения в кассу или на расчетный счет Лицензиата не позднее с момента поступления платежей.
3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
4.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.
4.2. В случае нарушения договора Лицензиатом Лицензиар вправе также потребовать признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, изъятия материального носителя продукта, публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.
4.3. В случае несвоевременной уплаты вознаграждения за использование Произведения Лицензиат обязан уплатить Лицензиару по его выбору неустойку в размере % от суммы вознаграждения или штраф в размере рублей, а также возместить убытки в части, превышающей эту сумму.
4.4. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.
5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
5.1. Условия настоящего договора и дополнительных соглашений к нему конфиденциальны и не подлежат разглашению.
6. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ
6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства и обычаев делового оборота.
6.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует в течение лет.
8. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
8.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть договор по письменному соглашению.
9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9.1. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, стороны руководствуются действующим законодательством.
9.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.
9.3. Все уведомления и сообщения должны направляться сторонами настоящего договора друг другу в письменной форме.
9.4. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых находится у Лицензиара, второй – у Лицензиата.
Типичные юридические ошибки начинающего режиссёра
Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.
Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018 годах), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».
Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.
Приступая к созданию фильма, начинающие продюсеры и режиссёры, как правило, думают о том, где взять технику, какие локации выбрать и как договориться о съёмке там, каких актёров позвать, как собрать команду и т. д. Самые сознательные заранее настраиваются на занудный период постпродакшн. Но последнее, о чём думает создатель будущего шедевра мирового кинематографа — защита прав на всё, что будет произведено.
Все знают, что при покупке автомобиля его необходимо регистрировать, простая передача ключей не устроит никого. Не зарегистрировался в правильном виде — машина тебе не принадлежит, ты просто купил железо без права его использовать. Про недвижимость и говорить нечего, тут вообще необходима тотальная проверка, неважно, покупается жильё на вторичном рынке или новострой. И никакое «по дружбе» при покупке автомобиля или квартиры не пройдёт.
Многим кажется, что в кино картина совсем другая. Давайте рассмотрим пример, наиболее часто встречающийся в практике.
Принято решение о съёмке короткометражного фильма. Режиссёром буду я сам, сценарий мне дал Вася (он не против, лишь бы экранизировали. Тем более Вася вроде написал сценарий на основе известной книги), актёры Зоя и Саша снимутся «по дружбе», музыку возьму любую (моё творческое видение таково, что мне очень подходит, ну, например, Майкл Джексон. Точно, Джексон!). Начало съёмок. Погнали. Камера, мотор!
Проблема 1
Полфильма снято, и вдруг актриса Зоя отказывается исполнять режиссёрскую задумку. Конечно, мы всё заранее обговаривали, но вот сейчас у неё иной взгляд на роль. Предположим, я решил проблему, пойдя на поводу у Зои, хотя фильм должен был быть другим.
По завершению съёмочного периода я нашёл немного денег на постродакшн, тут ко мне подходит Саша и говорит, что хотел бы получить за свою актёрскую работу хоть что-то (у него кончились деньги, заболела бабушка, короче — изменились обстоятельства). В противном случае он грозит мне запретить использовать его изображение в фильме. Я в панике! Фильм снят, деньги потрачены, иду к юристу и узнаю, что «Саша может» (то есть имеет право на запрет своего изображения, так как никаких документов он не подписывал). Я злюсь и отдаю деньги Саше уже под договор. Постпродакшн теперь будет попроще, но куда деваться. Ничего, сценарий и музыка всё вытянут…
Проблема 2
Кажется, все проблемы решены. Отправляю фильм на фестивали и даже получаю первый денежный приз. Ура!
Но не тут-то было. Объявляется сценарист Вася и просит денег за сценарий. И снова никакие «мы же с тобой договаривались» не действуют. Запах даже самых маленьких денег действует волшебно. Или, объявившись, Вася сообщает, что я полностью извратил его великую идею и превратил фильм в. сами знаете что. Кроме денег, он требует снять его имя с титров.
Снова оплачиваю консультацию кровопийцы-юриста, и узнаю, что злобный сценарист может не только запретить фильм к показу, так ещё и компенсацию на меня навесить (а там фигурирует цифра в несколько миллионов рублей).
Проблема 3
Вот теперь я, наконец, разобрался со всеми проблемами и мой проект уже почти на международных фестивалях. «Почти» — так как у меня адские проблемы с музыкой. Той самой музыкой, на которой я построил весь фильм и без которой фильм не фильм. Мало того, что я вынужден был плясать под дудку какой-то актрисульки, платить последние деньги другому актёришке-вымогателю, так ещё и музыки меня лишают. Юрист объясняет, что формально музыку я украл. Объясняю, что честно купил её в iTunes за 35 рублей, даже чек электронный сохранил. Но юрист бормочет про какие-то виды использования…
И вот, лишённый моей драгоценной музыки фильм всё-таки показывают на международном кинофестивале. Со мной связывается вежливый человек, я в радостном ожидании, что мой короткий метр сейчас купят и включат в альманах, но… Человек оказывается представителем автора романа, на основе которого создан сначала сценарий, а потом и мой фильм. Я отсылаю представителя к сценаристу Васе, но с ужасом узнаю, что отвечать придётся мне, так как Вася легко и просто открестился от этого сценария и от меня.
Понятно, что приведённый пример — квинтэссенция всевозможных злоключений создателей фильма, которые встречались нам на практике. Но поверьте, всё вышеописанное происходит постоянно. Почему? К сожалению, к врачам и юристам обращаются уже после того, как проблемы возникли. Вложить деньги в технику, актёров, персонал кажется логичным и необходимым, а выделение бюджета на хотя бы одну консультацию, где вас сразу предупредят, что нужно сделать, а чего делать нельзя — пока относится к разряду «деньги на ветер».
Поскольку наш цикл посвящён устранению правового нигилизма среди кинематографистов, выделим главное.