договор на согласовании у юристов
В каких случаях составляется лист согласования договора
Составление листа согласования договора происходит перед заключением договора. Это отдельный бланк, в котором прописываются все корректировки и пожелания к документу, регулирующему взаимоотношения между сторонами или их отсутствие, а также фиксируются подписи ответственных за содержание договора лиц.
Зачем нужен лист согласования
Как известно, в любой сделке всегда участвуют минимум две стороны. Обычно письменный договор, по которому предстоит работать, предоставляет исполнитель и договор этот, как правило, типовой. Понятно, что он не всегда может устраивать вторую сторону в полном объеме, причем спорные моменты могут касаться самых разных аспектов: сроков изготовления, формы оплаты, нюансов производства или поставки продукции и т.д.
Лист согласования в таких случаях – документ незаменимый. Представитель каждого отдела, куда договор поступает на согласование, ставит в нем свои замечания и предложения, которые отвечают требованиям предприятия в том или ином вопросе договорной политики фирмы. Все эти отметки направлены на то, чтобы учесть интересы организации и минимизировать ее риски.
Таким образом, в дальнейшем лист позволяет избежать различных проблем и недоразумений, являясь своего рода «охранной грамотой».
Типы листа согласования
Данный документ может быть:
Порядок заполнения листа согласования
При поступлении к контрагенту договор проходит все необходимые ступени служебной лестницы, причем как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.
С договором знакомятся:
При этом следует учесть, что есть всего два лица, которые договор должны согласовывать всегда и везде – это юрист и бухгалтер.
После согласования со всеми уполномоченными сотрудниками, ответственный за ведение и заключение договора работник вносит в него все необходимые правки и при достижении соответствующего соглашения со второй стороной, документ подписывается руководителем предприятия, регистрируется и исполняется.
Сроки согласования
Период согласования договора в каждом случае индивидуален. Зависит он обычно от возможностей организации и устанавливается в специальном документе — Регламенте по договорной работе, который действует во всех крупных предприятиях.
На практике этот срок обычно не превышает одного месяца.
Кто составляет документ
Документ, как правило, оформляет специалист юридического отдела, т.е. тот сотрудник, в должностные обязанности которого входит контроль за составлением и согласованием договоров.
Если в организации должность юриста или юрисконсульта отсутствует, то формированием и заполнением листа согласования может заниматься любой другой работник, в чьи должностные обязанности включена данная функция или назначенный на это отдельным приказом директора.
К формированию документа следует относиться очень внимательно, поскольку предварительное согласование договора – очень важная задача, которая зачастую, при должном исполнении, позволяет избежать разногласий, споров и конфликтных ситуаций в будущем.
На что обратить внимание при составлении листа
На сегодняшний день унифицированного образца листа согласования договора нет, так что представители предприятий и организаций могут формировать его в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри фирмы. При его составлении в плане структуры и содержания важно придерживаться стандартов делопроизводства и правил русского языка.
Вначале документа пишется наименование отдела, в который поступил договор и внутренний номер документа.
Затем идет основная часть:
Следующий раздел обычно состоит в виде таблицы, куда заносятся:
Эта часть документа может быть различной по объему, в зависимости от того, насколько широк круг ответственных за заключаемые договоры лиц.
Под таблицей пишется общая сумма договора, фамилия-имя-отчество представителя контрагента, который ведет договор с той стороны, а также его контактный номер телефона (на случай возникновения различных вопросов).
В завершении следует отметить работника, который ответственен за подписание договора со стороны согласовывающей организации, вписав в лист его должность и ФИО.
Основные нюансы при оформлении листа
Как к содержанию листа согласования, так и к его оформлению, никаких особенных критериев не предъявляется. Формировать его можно вручную или на компьютере, на обыкновенном листе бумаги или на фирменном бланке предприятия. Главное, что нужно соблюсти: чтобы все подписи были в наличии и в оригинальном виде.
Недопустимо пропускать кого-либо из ответственных сотрудников, а тем более подделывать их автографы.
Удостоверять бланк листа согласования при помощи печати или штампа организации не обязательно, поскольку с 2016 года юридические лица имеют право пользоваться штемпельными изделиями только в том случае, если это правило закреплено во внутренних нормативно-правовых актах фирмы.
Лист обычно формируется в единственном экземпляре, но при необходимости к нему могут быть сделаны и дополнительные копии, заверенные ответственным сотрудником.
Сколько времени и как хранить бланк
Лист согласования договора необходимо хранить в отдельной папке вместе с договором, к которому он относится, на протяжении периода, установленного для сохранения такого рода документации законодательством РФ или локальными актами организации (как правило, не менее пяти лет), затем его можно утилизировать (также в строго определенном порядке).
8 этапов договорной работы
В статье Создаем регламент договорной работы мы обсудили принципы организации договорной работы в организации и риски, которые возникают при работе с документами. Какие этапы проходит договор при подготовке, кто должен согласовывать работу и на что нужно обращать внимание при проверке контрагентов — читайте в продолжении статьи, подготовленной на основе практического курса преподавателя Русской Школы Управления, юриста, тренера-консультанта в сфере права Юлии Межниковой.
1 этап: инициатива заключения договора
Подразделение, сотрудник-инициатор заключения договора или специалист по договорной работе взаимодействуют с представителями контрагента. В процессе подготовки обе стороны начинают обсуждать технические условия.
Если вы занимаетесь подготовкой:
Обоснуйте необходимость и целесообразность заключения договора.
Разработайте первоначальный проект документа: возьмите за основу вариант договора, полученного от контрагента, или используйте типовой шаблон основных заключаемых договоров, уже прошедший проверку.
Согласуйте условия с контрагентом.
2 этап: определение основных условий
Как правило, на этапе определения условий проходит много встреч с контрагентами. Это нужно, чтобы достигнуть компромисса. Во время переговоров стороны обсуждают условия сотрудничества, обмениваются своими вариантами описания условий и деталей реализации документа, согласуют цену и порядок расчетов.
Перед встречей внесите в проект договора семь важных условий:
Краткую характеристику договора (поставка, оказание услуг или другой вид работ).
Наименование сторон (например, крупные холдинги могут состоять из большого числа юридических лиц).
Предмет договора (результат, ради которого прилагаются усилия).
Цену или условия расчетов.
Ответственность за неисполнение.
Сроки и дополнительную информацию.
3 этап: проверка контрагентов
Компания несет ответственность за последствия работы с недобросовестным бизнес-партнером. Вы должны проявлять осмотрительность — ваша ошибка может привести к проблемам с ФНС и обвинениям в получении необоснованной налоговой выгоды. Кроме того, сотрудничество с непроверенными контрагентами часто приносит убытки из-за срывов договоренностей или обмана.
Проверяйте наличие документов, подтверждающих легитимность и законность деятельности партнера. Поищите информацию в открытых источниках о добросовестности потенциального контрагента.
Стандартный перечень документов для досье контрагента
Читайте также нашу статью о 17 бесплатных сервисах для проверки контрагента. Смотрите также: Как проверить контрагента
4 этап: доработка текста договора
На этом этапе сформулируйте существенные и дополнительные условия, состав дополнительных документов, проработайте вопрос подписания договора (кто будет визировать — первое лицо компании или кто-то по доверенности), внесите положения об ответственности и досрочном расторжении.
5 этап: согласование
Круг согласующих лиц организация назначает самостоятельно, причем он может меняться в зависимости от вида договора. Любой договор обязательно рассматривают:
Составьте лист согласования, который будут визировать все службы и сотрудники, привлекаемые к процессу. Внесите в лист пять обязательных пунктов:
Обоснование необходимости составления договора.
Обоснование выбора контрагента.
Краткую информацию о контрагенте и предмете договора, сумму, порядок расчета.
Срок согласования для каждого подразделения.
Пояснительную записку с дополнительной информацией.
Лист согласования также должен содержать:
Подготовленный проект договора подлежит обязательному согласованию — его визируют структурные подразделения и ответственные сотрудники. Визирование должно занимать не более одного рабочего дня (8 часов), для сложных договоров большого объема — не более двух дней (16 часов). Свои замечания визирующее подразделение отмечает на листе согласований, записывает на отдельном листе, чтобы приложить к проекту договора.
После устранения замечаний исполнитель должен снова получить визу структурного подразделения. Если исполнитель не согласен с замечанием, решение о его исключении принимает лицо, уполномоченное заключать договоры от имени компании.
Смотрите также: Договорное право. Предмет, условия договора
6 этап: подписание договора уполномоченным лицом и передача контрагенту
Передайте согласованный проект договора вместе с листом согласований и обоснованием на подписание сотруднику, который уполномочен заключать договоры. После этого отправьте документ на подпись партнеру.
Зарегистрируйте подписанный обеими сторонами оригинал договора: присвойте номер и внесите сведения о нем в реестр договоров.
Подписанный договор для передачи контрагенту передается ответственному исполнителю под расписку. Обязательно оговаривайте сроки подписания договора и возврата экземпляра подписанного документа.
Важно: договор вступает в силу с момента подписания сторонами.
Реестр договоров
Картотеки с договорами и актами должны быть наглядными для удобства использования. При заключении договора внесите в реестр следующие сведения:
7 этап: контроль за исполнением
В регламент договорной работы в составе обязанностей внесите контроль исполнения уже заключенного договора. Эту же обязанность отразите в положении о структурном подразделении, трудовых договорах и должностных инструкциях сотрудников, отвечающих за сопровождение договоров и взаимодействие с контрагентами. Уточните критерии, при наступлении которых сотрудники подразделения обязаны известить юридический департамент и финансовую службу (например, просрочка исполнения обязательства и возникновение дебиторской задолженности, изменение нахождения контрагента).
Дополнительно включите в регламент процедуру выборочного или постоянного контроля за исполнением договора со стороны юридического подразделения в зависимости от суммы договора, сложности сделки, длительности сроков исполнения и других важных факторов.
Задачи ответственного сотрудника
8 этап: хранение
Регистрация договоров ведется в отдельных журналах, реестрах. Минимальный срок хранения — 4 года, после чего договоры сдаются в архив. Копии и подлинники выдаются на основании запроса, заверенного руководителем структурного подразделения.
Схема работы с договором в электронном виде
Создание проекта договора в электронном виде и учет его в системе управленческого учета.
Предварительное рассмотрение проекта договора в электронном виде (выполняется в случае необходимости).
Визирование проекта договора в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи.
Подписание проекта договора с использованием электронной цифровой подписи.
Регистрация договора в электронном реестре.
Передача договора в электронном виде для регистрации в системе управленческого учета.
Преобразование подписанного договора в электронном виде в бумажный договор, подписание договора всеми сторонами, простановка печатей.
Смотрите также: Курс «Директор по правовым вопросам»
Развивайтесь вместе с нами, учитесь в удобном формате в любое время и в любом месте! Посмотрите каталог наших учебных программ.
Как ускорить согласование договора
Мы в Рунетлексе ежедневно согласуем различные договоры для клиентов. Разумеется, у нас есть ряд правил и советов по тому, как делать согласование наиболее эффективным.
Я решил наконец-то формализовать их в письменном виде. Возможно, вы найдете здесь для себя что-то полезное. Буду рад, если поделитесь своими наблюдениями в комментариях.
Зачем вообще нужна скорость?
Чем быстрее согласован договор – тем быстрее компания получит деньги – тем больше вырастет показатель «скорости генерации дохода», который является основополагающим для бизнеса.
Неоправданное затягивание согласования – прямое вредительство для бизнеса.
Показывайте правки
Во-первых, вы позаботились о другой стороне, с которой совместно работаете над документом.
Во-вторых, вы не вызываете подозрения в том, что являетесь недобросовестным контрагентом, который «втихаря» пытается внести выгодные для него изменения. Последствия таких подозрений – конфликты, нежелание идти на уступки, незаключенная сделка.
Поясните правки
Недостаточно просто внести изменения и дополнения. Нужно объяснить, почему вы это сделали. Человек на другой стороне должен понять ваши мотивы, ваши тревоги, ваши опасения. Только тогда он сможет или согласиться с вами, или развеять ваши опасения, или предложить какую-то альтернативную версию. Пока стороны друг друга не поймут, согласование может длиться бесконечно.
А еще молчаливое изменение попахивает снобизмом, который бесит.
Не делайте правки ради правок. Не занимайтесь украшательством
Да, некоторые договоры могут выглядеть не так, как вы привыкли. Немного не те формулировки, не тот шрифт, некрасивые междустрочные интервалы.
Да, это ужасно, у составителя нет вкуса. Да, наверняка он получал тройки по русскому языку. Но если это никак не влияет на риски – какая разница?
Занимаясь правками в духе добавить к договору слово «настоящий» и выравнивать абзацы, вы не делаете лучше. Вы делаете хуже: ведь скорость согласования падает.А если вдруг при этом другую сторону заденут ваши правки за живое… Тушите свет, будет бесконечная битва. А спровоцировали ее вы.
Соотнесите риски
Как-то на заре своей карьеры я начал согласовывать договор после отпуска. Сил было много, душа пела, взгляд не был замутнен рутиной. Несчастный договор на музыкальное сопровождение мероприятия, цена которому была 15 000 рублей, превратился в красный полностью. Я был весьма доволен проделанной работой.
Хорошо, что менеджер-постановщик задачи был опытный парень. Он ничего не сказал, просто организовал подписание договора без изменений. Потому что правки никак не были соразмерны сумме сделки и рискам. Ну и при случае мне об этом вежливо намекнул. Урок был усвоен)
В общем, не увлекайтесь без надобности.
Укрощайте свою важность. Уважайте коллег
Есть замечательная поговорка «Будь проще – и люди потянутся». Любые проявления надменности, «наставничества», крутости, хамства будут раздражать. Последствия раздражения не заканчиваются на плохом настроении юриста контрагента, с которым вы работаете. Он начнет хамить, грубить, не соглашаться даже с очевидными вещами. Да, конечно, это непрофессионально. Но человеческая природа часто берет свое, и вы вряд ли сможете с этим что-то делать.
В итоге согласование превратится в бесконечный пинг-понг в знаниях законодательства, практики и умениях побольнее поддеть оппонента.
Возможно, это неплохое развлечение, но совершенно не конструктивно.
Правки больше 2 кругов – звоните
У меня нет какого-либо научного подтверждения этому совету, но есть богатый опыт наблюдений. Если договор не согласован после 2 кругов правок – у сторон есть какое-то недопонимание. Возможно из-за того, что письменная речь не передает всех нюансов, которые можно выразить голосом.
Живое общение решает бОльшую часть оставшихся вопросов. Просто позвоните юристу и спросите, что его беспокоит. Очеловечивание переговоров творит чудеса. Люди видят, что на другой стороне – не коварный обезличенный монстр, а такой же коллега – юрист.
А уж личная встреча просто сворачивает горы. Ну это крайний случай, конечно.
Не можете договориться – поднимайте вопрос выше
Допустим, вы соблюдали все вышеуказанные советы, но результата все равно нет. Это не страшно. Главное тут не долбиться головой «в стену», бесконечно предлагая новые варианты пунктов или аргументации, и неизменно получая отказ.
Обратитесь к постановщику задачи. Объясните, что вы с другим юристом не можете прийти к единому мнению по некоторым вопросам. Объясните, в чем конкретно вы видите риски. Пускай постановщик задач (или его руководитель) с учетом вашего мнения о рисках, суммы сделки, отношений сторон и прочих факторов принимает управленческое решение – согласовывать договор в таком виде, отказаться от сделки, позвонить руководству контрагента и пр.
И не забывайте – мы не принимаем решение за постановщика задачи. Мы только помогаем ему принять решение.
Напоследок важная оговорка. Все советы следует применять, используя здравый смысл, собственный опыт и ориентируясь на конкретные обстоятельства. Слепое применение может сделать только хуже. Работаем головой.
Как быстро и безопасно согласовать договор
Юрист Владимир Беляев рассказал, как оценивает юридические риски в договорах, а мы это записали. С оценкой рисков клиенты быстро подписывают договоры и не тратят время на согласования. Статья будет полезна всем, кто подписывает договоры. Вот такое сегодня краткое вступление.
Что не так с договором
«Не подписывайте договор, пока не прочитаете текст до буквы», «Ничего не делайте, пока не подпишете договор» — эти правила написаны слезами, потом и кровью. Поэтому всегда есть соблазн сделать договор настолько железобетонным по надежности, насколько это возможно.
Проблема в том, что непонятно, какой договор считать железобетонным. Допустим, вы поручаете юристу вычитать договор с клиентом. Юрист читает час и возвращает без правок: подписывайте, всё нормально.
Клиентов смущает такой ответ: то ли юрист не читал договор, то ли не знает законы и не заметил ошибок. Спокойнее, когда юрист присылает договор в правках. С грудой правок клиенту кажется, что юрист хорошо поработал и договор вот-вот станет железобетонным. На практике это не так.
Когда клиент видит груду правок, ему кажется, что юрист хорошо поработал
Но юрист второй стороны тоже внесет правки и будет спорить с правками вашего юриста. Например, ваш юрист сокращает период, когда можно пожаловаться на качество работы и отказаться платить. Юрист с другой стороны против, и подписание договора затягивается.
Выходит, что вам нужен надежный договор, но терять время нельзя. Команда уже заряжена на работу, проект стоит в плане, на очереди следующие клиенты, которых тоже не хочется подводить. У вас три варианта: начинать проект без договора, дождаться формальностей, плюнуть на правки юриста и подписать договор. Все три одинаково плохие, но есть другое решение — проанализировать риски.
Не закрывать все риски сразу
Не думаю, что есть единственный и верный способ выйти из конфликта — «Надежный договор против быстрого». Мне помогает такой подход к рискам: мы не закрываем все риски сразу, а сортируем их и закрываем по очереди.
Для сортировки рисков я оцениваю текст договора по шкале «опасность — вероятность». Если партнер моего клиента хочет добавить неустойку в 5%, я не спорю с ней сразу. Сначала я проверяю, каковы шансы ее получить.
Сортировка рисков и решения по ним выглядит так:
Вероятность и опасность риска я оцениваю вместе с клиентом, для наглядности по десятибалльной шкале. Вероятность риска — 4 балла, опасность — 4 балла, значит, это маловероятный и неопасный риск. Не тратим время.
Оценка рисков — большая совместная работа с клиентом. Без разговора с клиентом нельзя узнать, почему сделки срываются, в каких случаях можно задержать оплату или заказ, чем грозит неустойка или поздний ответ. Чтобы это узнать, юристы задают вопросы и изучают документы о сделках.
Без разговора с клиентом нельзя узнать, почему сделки срываются, чем грозит неустойка или поздний ответ
А теперь подробнее о каждом риске на примерах из практики. Я поменял имена клиентов и любое совпадение случайно.
Неопасные риски
Первое что делает юрист — ищет неопасные и маловероятные риски. Это когда из-за фразы в договоре теоретически могут появиться проблемы, но на практике такого не будет. Юрист не бьется за неопасные риски: если кому-то нужна фраза, пусть остается.
Как писать в договорах простыми словами в статье об оферте
У Андрея айти-компания. Андрей и клиент подписывают договор на разработку сайта. В договоре Андрея есть определение сайта:
«Выполнить работу на сайте заказчика. При этом считать, что сайт — совокупность программно-аппаратных средств для ЭВМ, обеспечивающих публикацию для всеобщего обозрения данных о клиенте в сети Интернет».
Клиент просит убрать расшифровку и написать «сайт».
С одной стороны, убрать расшифровку — это риск. Если клиент понимает слово «сайт» как-то по-своему, получится, что Андрей не сделал работу и у клиента есть право не платить.
С другой стороны — отсутствие расшифровки не нанесет вреда. Клиент заказывает разработку сайта, значит, он понимает что это такое. А если сделает вид, что не понял, можно подать в суд и там доказать что сайт — это сайт. У судьи есть Одноклассники или инстаграм с котятами, он не спутает сайт с чем-то еще.
У судьи есть Одноклассники или инстаграм с котятами, он не спутает сайт с чем-то еще
Для подстраховки надежнее не расписывать определение сайта, а показать, где его найти. Вместо зубодробительной фразы можно написать: «Выполнить работу на сайте заказчика site.com». Из-за такой формулировки не надо спорить с клиентом, при этом в споре Андрей сможет доказать — он сделал сайт, а не буклет.
Маловероятные и опасные
Если юрист находит что-то опасное в договоре, он сначала проверяет, сколько шансов, что такое случится в компании. После этого раздает советы. Если шансов немного, юрист советует не тратить время и уступить.
Клиент Андрея предлагает увеличить неустойку за срыв заказа с 0,1% до 5% за каждый день просрочки.
Андрей делает сайт за 200 000 рублей и задерживает его на 10 дней, штраф за просрочку — половина гонорара. Выглядит рискованно.
Высокая неустойка выглядит опасной, но не для всех. Допустим, у Андрея из нашего примера нет проблем со сроками. За два года компания задерживала работу максимум на три дня. Андрей заранее передоговаривался с клиентом, поэтому дело не доходило до неустойки.
Если из-за неустойки клиент отказывается от сделки, не надо спорить. Лучше неустойку превратить в козырь: высокая неустойка показывает, насколько Андрей уверен в сроках — плевать на размер, раз всё равно не платить.
Если из-за высокой неустойки клиент отказывается от сделки, не надо спорить. Превратите неустойку в козырь
Пусть клиенту будет приятно, а взамен такой приятности можно что-то получить. К примеру, подписание акта не за неделю, а за три дня. Все в выигрыше: клиент получит заказ или деньги, Андрей быстрее получит оплату.
Если бы компания Андрея срывала заказы, размер неустойки не спас бы. Пусть неустойка останется 0,1%, но при частых срывах у Андрея не будет заказов и денег. Лучше наладить сроки, чем рисковать клиентом из-за размера неустойки.
Вероятные и опасные
Если юрист находит опасные и вероятные риски, юрист с ними борется. Для этого он обращает внимание на риски, объясняет последствия, правит формулировки в договоре и помогает убедить вашего клиента ее поменять.
Клиент Андрея настаивает на фразе в договоре: «С даты вступления договора в силу прекращается действие любых иных соглашений между сторонами». Проблема в том, что клиент хочет сказать одно, а юридически фраза означает другое. И это опасно для Андрея.
Что хочет сказать клиент
Мы с тобой обсуждали сроки поставки по почте, но эти сроки недействительны. Действительны только те, что в договоре.
Что значит фраза на юридическом языке
У Андрея есть еще один договор с этим же клиентом. Этот договор аннулируется, как только они подпишут новый.
Андрей подписывает новый договор, ждет оплату по предыдущему, а клиент не платит — зачем платить, если договор уже не действует. Это законно, хотя можно попробовать оспорить в суде.
Если смотреть на фразу в вакууме, в ней нет риска. Клиент не станет просто так отказываться от оплаты. Для конкретной компании может быть иначе.
Допустим, у Андрея проекты на год, за это время у клиентов меняются руководители. Предыдущий гендир согласовал промежуточные варианты сайта и всему рад, пришел новый — и пытается остановить работу и не платить, потому что есть свои подрядчики.
Юрист предупреждает Андрея о таких рисках и предлагает другой вариант. Получится вот так: «С даты вступления договора в силу прекращается действие любых соглашений между клиентом и исполнителем, которые касаются условий настоящего договора». Юрист будет биться за эту правку насмерть.
Что дальше
Юрист анализирует каждый пункт в договоре по шкале опасно-вероятно. Если в пункте нет риска для клиента, юрист его оставляет. Если может навредить, отклоняет и правит формулировки. В итоге в договоре — всё важное для вас и клиентов. Поэтому клиент быстрее подписывает договор, а вы не тратите время зря. Такой договор — железобетонный.
Об изменениях в договоре юрист договаривается с клиентом сам или помогает договориться вам. Чаще всего, для сделки полезнее договориться самим, когда юрист страхует вас на расстоянии, а не пугает клиента на встрече. Почему — отдельная тема.
Как найти юриста
Чтобы вам не рисковать сделкой из-за споров с клиентом, надо найти юриста неспорщика. Такого, который анализирует риски, а не сражается за все подряд.
Возможно, ваш юрист уже сортирует риски, но по другим критериям или не называет это сортировкой. Это не так важно, главное, что юрист не бьется за каждое слово в договоре без разбора. Чтобы в этом убедиться, задайте юристу вопросы по любой спорной фразе.
Допустим, в договоре есть фраза: «Клиент может отказаться от приемки по мотивированному отказу за десять дней». Ваш юрист заменил десять дней на пять, это выгоднее для вас, но клиент, скорее всего, будет против.
Спросите своего юриста:
— Почему ты думаешь, что клиент подпишет такой договор?
— Как твоя правка помогает защитить компанию?
— Что делать, если клиент не согласится?
— Как ты можешь помочь нам убедить их в нашей правоте?
— Что будет, если оставить пять дней для приемки?
Если юрист внятно ответит, он умеет анализировать риски и выбирает опасные и вероятные.
Если юрист уже есть
Если вы нашли юриста, который анализирует риски, это еще не всё. Возможно, его анализ вам не подходит или вы не доверяете анализу.
Оценка рисков — субъективное дело. Юрист, как доктор: один доктор лечит простуду Арбидолом, другой его ругает и предлагает Ринзу. При этом оба пациента вылечиваются.
Но если спорить с каждым назначением врача, вылечиться не получится, только силы потеряете. С юристом то же самое: либо вы доверяете его рекомендациям, либо не работаете. К сожалению, другого варианта нет.
Если юрист считает, что это ерундовый риск, а вы не согласны, и так по всему договору — отказывайтесь от юриста. Может, он не профессионал, а, может, вы не сошлись характером. Без шести лет на юрфаке и пяти лет практики этого не проверить.
В следующей статье мы поговорим о том, как найти своего юриста. Не переключайтесь.
Короче
Что сделать
Попросить юриста разделить спорные фразы в договоре на группы: неопасные риски, маловероятные и опасные, вероятные и опасные
Анализировать риски вместе с юристом
Как сэкономить время
Найти юриста, который не бьется за каждое слово в договоре без разбора
Договориться, что юрист в первую очередь разбирается с вероятными и опасными рисками
от стоимости договора в качестве штрафа за просрочку — это не всегда опасно