договор на социологическое исследование
Договор на проведение социологических исследований продукции заказчика
Образец документа:
ДОГОВОР N _____ на проведение социологических исследований продукции заказчика
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Исполнитель обязуется в течение срока действия настоящего Договора оказывать услуги по социологическим исследованиям отношения целевых групп к продукции Заказчика, а Заказчик обязуется оплачивать услуги Исполнителя.
1.2. Перечень услуг Исполнителя:
1.2.4. Разработка предложений по совершенствованию продукции Заказчика на основе данных социологических исследований.
1.2.5. Анализ соответствия объема выпускаемой продукции Заказчика и спроса на нее.
1.2.6. Исследование основных факторов, формирующих динамику спроса целевых групп на продукцию Заказчика.
1.2.7. Сравнительный анализ отношения потенциальных потребителей к продукции Заказчика и их отношение к аналогичным видам продукции других поставщиков.
1.2.8. Социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание у потенциальных потребителей наиболее благоприятных социально-психологических установок в отношении продукции Заказчика.
1.2.9. Составление программ социологических исследований и контроль их выполнения.
1.2.10. На основе проведенных исследований разрабатывать рекомендации по совершенствованию форм организации выпуска продукции Заказчика.
1.2.11. Совместно с психологами и другими специалистами изучение наиболее актуальных вопросов и проблем социального характера в выпуске и реализации продукции Заказчика, а также путей устранения их причин.
1.2.12. Участие в составлении перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, определении новых рынков сбыта и новых потребителей продукции.
1.2.13. На основе данных социологических исследований разработка стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте.
1.2.14. С учетом технологий социального управления подготовка эффективных предложений по формированию фирменного стиля Заказчика и оформлению рекламной продукции.
1.3. Исполнитель оказывает услуги, указанные в п. 1.2 настоящего Договора, на основании письменных заданий Заказчика, в которых должно быть сформулировано содержание задания и приведены желаемые сроки его выполнения.
1.4. Услуги по настоящему Договору оказываются Исполнителем по адресу Заказчика: _______________________________________________.
1.5. Сроки оказания Услуг:
1.6. Перечень видов продукции Заказчика указывается в задании.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Исполнитель обязуется:
2.1.1. В течение __________ с момента получения задания Заказчика направить Заказчику уведомление о получении задания и согласовать с Заказчиком условия оказания услуг.
2.1.2. В течение __________ с момента утверждения Сторонами задания Заказчика приступить к оказанию услуг и представить Заказчику разработанную документацию ____________________ (указать наименование) в срок, согласованный Сторонами в задании.
2.1.3. В срок, указанный в п. 2.1.1 настоящего Договора, представить Заказчику список сотрудников Исполнителя, ответственных за выполнение задания Заказчика.
2.1.4. Не использовать конфиденциальную информацию, полученную от Заказчика, в собственных целях или целях третьих лиц; выполнять условия настоящего Договора о конфиденциальности (раздел 3 настоящего Договора).
2.1.5. До __________ числа месяца, следующего за отчетным, представлять Заказчику акт оказанных услуг, отчет о понесенных Исполнителем расходах с приложением подтверждающих документов, а также оригинал счета и надлежащим образом оформленный счет-фактуру.
2.2. Исполнитель вправе:
2.2.1. В случае неполноты информации, содержащейся в задании Заказчика, запрашивать у Заказчика необходимые разъяснения.
2.2.2. Запрашивать у Заказчика следующую информацию, необходимую для оказания услуг по настоящему Договору: _____________________________.
2.2.3. В целях оказания услуг по настоящему Договору пользоваться следующими данными без дополнительного запроса Заказчика об их предоставлении: _____________________________.
2.2.4. Отказаться от оказания услуг в случае, если задание Заказчика выходит за рамки полномочий Исполнителя и/или характер запрашиваемых Заказчиком услуг не соответствует специализации Исполнителя и/или квалификации сотрудников Исполнителя. Отказ от оказания услуг должен быть обоснован и представлен не позднее ________ с момента получения задания Заказчика.
2.2.5. По согласованию с Заказчиком вносить целесообразные изменения в задание за __________ до момента начала оказания услуг. Допускается корректировка задания во время его исполнения в следующих случаях: _________________________, при этом согласование корректировки производится с Заказчиком в следующем порядке: ______________________________.
2.3. Заказчик обязуется:
2.3.1. В течение __________ с момента получения от Исполнителя запросов, предусмотренных п. п. 2.1.1, 2.2.1 и 2.2.2 настоящего Договора, предоставить Исполнителю необходимые разъяснения/сведения/документацию.
2.3.2. В течение __________ с момента подписания Сторонами настоящего Договора предоставить Исполнителю помещение, оборудованное рабочими местами в количестве __________. Перечень имущества, передаваемого Исполнителю в целях оказания услуг, приведен в Приложении N _____ и является неотъемлемой частью настоящего Договора.
2.3.3. Оплачивать услуги Исполнителя в порядке, сроки и на условиях, которые установлены настоящим Договором.
2.3.4. Рассматривать и утверждать акты оказанных услуг и отчеты Исполнителя в течение __________ дней с момента их получения.
Если в срок __________ от Заказчика не поступит возражений относительно представленных Исполнителем акта и/или отчета, акт и/или отчет считаются утвержденными Заказчиком.
2.4. Заказчик имеет право контролировать ход оказания услуг, не вмешиваясь при этом в деятельность Исполнителя.
3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
3.1. Перечень информации, составляющей коммерческую тайну: ______________________________________.
3.2. Порядок и условия ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну: ______________________________________.
3.3. Порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну: ______________________________________.
3.4. Контроль за соблюдением порядка, установленного п. п. 3.2 и 3.3 настоящего Договора, возлагается на _____________ и состоит в осуществлении следующих действий: ______________________________________.
3.5. Перечень лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну: ______________________________________.
4. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
4.1. Стоимость услуг Исполнителя по настоящему Договору составляет _____ (_____________) рублей в месяц.
4.2. Цена услуг, установленная п. 4.1 настоящего Договора, оплачивается Заказчиком ежемесячно в течение __________ дней с момента получения от Исполнителя документов, предусмотренных п. 2.1.5 настоящего Договора.
4.3. В случае если при исполнении задания Заказчика Исполнителем были понесены расходы, Заказчик обязан возместить Исполнителю документально подтвержденные расходы в срок, установленный настоящим Договором для оплаты услуг Исполнителя.
Заказчик возмещает следующие расходы Исполнителя:
4.4. Услуги Исполнителя оплачиваются Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в соответствии с реквизитами, указанными в разделе 8 настоящего Договора.
4.5. Датой оплаты считается дата списания денежных средств с расчетного счета Заказчика.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. За нарушение сроков оказания Услуг (п. 1.5 Договора) Заказчик вправе требовать с Исполнителя уплаты неустойки (пени) в размере _____ процентов от стоимости не оказанных в срок Услуг за каждый день просрочки.
5.2. За нарушение сроков оплаты (п. 4.2 Договора) Исполнитель вправе требовать с Заказчика уплаты неустойки (пени) в размере _____ процентов от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
5.3. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по Договору, обязана возместить другой Стороне ___________________________ (убытки в полной сумме сверх предусмотренных Договором неустоек/убытки в части, не покрытой предусмотренными Договором неустойками/только убытки/только предусмотренные Договором неустойки).
5.4. Во всех других случаях неисполнения обязательств по Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
6. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ
6.1. Разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами в связи с исполнением настоящего Договора, будут разрешаться путем переговоров.
6.2. В случае если результат переговоров не будет достигнут, Стороны передают дело в суд по правилам подсудности, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до «___»___________ ____ г.
7.2. Настоящий Договор может быть изменен или расторгнут досрочно по соглашению Сторон.
7.3. Изменение условий Договора оформляется Сторонами в виде дополнительных соглашений, которые вступают в силу с момента их подписания Сторонами.
7.4. Настоящий Договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, при условии письменного уведомления контрагента о расторжении не менее чем за _____ до даты предполагаемого расторжения.
7.5. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Образец договора на оказание услуг по исследованию рынка, заключаемого между юридическим и физическим лицом
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. По настоящему Договору Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по исследованию рынка для промышленности в пределах оговоренного географического района, предоставлению информации о продукции Заказчика и ее оптимальном использовании, а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
1.2. Заказчик и Исполнитель ежемесячно составляют акты об оказании услуг, в которых содержится информация о деятельности и результатах, полученных Исполнителем, а также о потенциальных контрагентах Заказчика, привлеченных исполнителем в течение месяца. Указанный акт должен быть подписан уполномоченными представителями обеих сторон. Надлежащим подписанием акта стороны признают факсимильное воспроизведение подписей уполномоченных представителей сторон и печатей до получения оригиналов курьером или почтой.
1.3. При необходимости Исполнитель обновляет информацию, касающуюся использования продуктов.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Заказчик предоставляет Исполнителю всю необходимую документацию и образцы продукции Исполнителя, предназначенной для заводов в оговоренном районе в течение дней с момента подписания настоящего договора. Заказчик обязан оплачивать оказанные ему исполнителем услуги в сроки и в порядке, которые указаны в настоящем Договоре.
2.3. Исполнитель обязан оказывать услуги лично.
2.4. По истечении срока действия договора исполнитель должен возвратить Заказчику всю полученную документацию и образцы, которые не были им использованы при оказании услуг.
2.5. Исполнитель обязуется соблюдать правила конфиденциальности в отношении любой информации, полученной от Заказчика в связи с оказанием ему услуг.
3. ОПЛАТА УСЛУГ
3.1. За оказанные услуги Заказчик ежемесячно уплачивает Исполнителю вознаграждение в размере % от суммы счетов от продажи продукции.
3.2. Заказчик не производит Исполнителю каких-либо иных выплат, кроме вознаграждения, предусмотренного п.3.1. настоящего Договора.
3.3. При выплате вознаграждения Заказчик удерживает из размера вознаграждения, указанного в п.3.1. настоящего Договора, все необходимые налоги и иные суммы, начисляемые в соответствии с действующим законодательством РФ.
4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
4.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до « » 2021 г.
4.2. Срок действия настоящего Договора может быть продлен письменным соглашением сторон.
5. ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА
5.1. Исполнитель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.
5.2. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.
5.3. Договор может в любое время быть расторгнут любой из сторон за 3 месяца до расторжения письменным уведомлением. В случае расторжения ни одна из Сторон не получает дополнительной компенсации.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
6.1. Ответственность сторон по настоящему Договору наступает в случае неисполнения, либо ненадлежащего исполнения стороной своих обязательств по настоящему Договору.
6.2. Любая из сторон освобождается от ответственности в случае, если неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств было обусловлено действием обстоятельств непреодолимой силы, которые не могли быть при любых условиях устранены стороной.
6.3. Споры между сторонами разрешаются в добровольном порядке путем проведения переговоров.
6.4. В случае, если в результате переговоров спор не был разрешен, он передается на рассмотрение в суд в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящий Договор может быть изменен, либо дополнен дополнительным письменным соглашением сторон.
7.2. Все письменные приложения и дополнения к настоящему Договору являются его неотъемлемыми частями.
Оказание услуги по проведению социологического исследования по оценке общей удовлетворенности граждан (населения) качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг
Проведение социологического исследования по оценке общей удовлетворенности граждан (населения) качеством и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг.
Руководитель – Н.Н. Калмыков.
Исследовательская комнда – Н.В. Рехтина, Т.С. Сатырь, Ю.И. Огнёва, А.В. Михайленко, Е.А. Никольская, А.В. Батырев, М.Г. Мархиева, Ю.Р. Авдякова, Д.А. Шмидт, Л.Н. Щербакова, В.С. Кобышева, В.С. Пайкова, Е.А. Пайкова, В.С. Сергеева, А.М. Петракова, А.А. Коньков, И.А. Конькова, Д.А. Тихомиров.
Целями мониторинга являются:
– выявление, анализ и оценка степени достижения показателей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
– подготовка предложений, направленных на:
• повышение эффективности деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления Московской области по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
• повышение уровня удовлетворенности населения, представителей юридических лиц (предпринимателей) Московской области качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых государственными органами власти и органами местного самоуправления Московской области;
• снижение административных барьеров, финансовых и временных издержек граждан и представителей юридических лиц (предпринимателей) при взаимодействии с органами власти Московской области при получении государственных и муниципальных услуг;
• обеспечение устойчивой обратной связи с потребителями государственных и муниципальных услуг по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг государственными органами власти и органами местного самоуправления Московской области в различных сферах общественных отношений.
Основными задачами мониторинга являются:
– выявление востребованности и динамики востребованности государственных и муниципальных услуг в целом и их отдельных видов;
– выявление фактических значений и оценка достижения значений показателей, установленных Указом № 601, в том числе по каждой из наиболее общественно значимых государственных и муниципальных услуг;
– выявление наиболее актуальных проблем предоставления государственных и муниципальных услуг, выработка предложений по мерам повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Показателями (критериями) и индикаторами качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг являются:
– показатели (критерии) и индикаторы, характеризующие уровень удовлетворенности населения, представителей юридических лиц (предпринимателей) деятельностью органов власти по предоставлению услуг;
– показатели (критерии) и индикаторы, характеризующие среднее число обращений представителей бизнес-сообщества для получения одной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности;
– показатели времени ожидания в очереди при обращении в орган власти для получения услуг.
Вызовы для социологов
Российская социология оказалась в странном положении. С одной стороны, за последние годы серьезно вырос ее вес – и бизнес, и власть все чаще апеллируют к ее данным для обоснования своих решений, вплоть до присоединения новых территорий. С другой стороны, социологические исследования в восприятии публики превратились в упрощенно понимаемый и критикуемый инструмент с невысокой репутацией. Для массовой аудитории социологические исследования представлены в основном результатами опросов, регулярно публикуемыми в СМИ. Но это только публичная верхушка айсберга: рынок разнообразнее нескольких брендов, имеет большую линейку инструментов, не умирает с приходом эпохи больших данных, а интегрирует их в себя и специализируется.
Рынок покупателей: Кому и для чего нужны исследования
В 1980-е гг. запрос на социологические исследования первым предъявило государство – становилось очевидным, что за идеологическим фасадом общества течет какая-то совсем другая жизнь. Интересны были и качество жизни, и реальные хозяйственные практики, и новые тренды в культуре, кроющиеся за показателями официальной статистики. В 90-е с появлением конкурентной политики возникли политические структуры федерального и регионального уровня, которым нужен был политический маркетинг – поиск групп поддержки, тестирование материалов, измерение потенциала кандидатов, прогнозирование результатов выборов.
Социологические исследования в этот период довольно слабо влияли на государственную политику. Впоследствии то, что в процессе непрерывного реформирования страны фактически не учитывалось ни общественное мнение, ни реальная практика людей, было признано ошибкой (о дефиците взаимодействия с населением, в частности, говорил в своих интервью Анатолий Чубайс).
Социология в цифрах
Объем российского рынка социологических исследований оценивается в 20 млрд руб. в год.
Исследованиями в стране занимается около 350 компаний. Из них 35–50 регулярно работают на национальном уровне, проводя исследования в нескольких регионах, около 250 региональных компаний могут быть как агентствами полного цикла (работают от получения заказа до написания презентации и отчета по проекту), так и проводящими только полевые работы (отбирают данные по заказу других компаний), еще около 20–30 – это вузовские коллективы и академические институты, также работающие на рынке исследований. Оценить количество собственных исследовательских подразделений, созданных компаниями смежных профилей (PR- и рекламными агентствами, консалтинговыми компаниями и т. п.), невозможно.
В большей мере потенциал социологии был оценен в начале 2000-х, когда стал формироваться инженерный подход к управлению общественными процессами, для которого оказались крайне востребованны данные для понимания текущего состояния общества и прогноза последствий принимаемых решений. Кроме того, массовые опросы с момента своего появления фактически использовались как регулярные плебисциты для легитимации политики. Эта функция в российском публичном поле, где ярко выражен сюжет власти лидера, опирающегося на прямую народную поддержку, становится все более востребованной. Эту практику иногда называют «конструированием большинства».
Бизнес в качестве заказчика опросов в начальный период был представлен в основном иностранными компаниями, у которых уже была культура применения маркетинговых исследований и интерес к изучению российского потребителя – например, для адаптации рекламы. Российский крупный бизнес, в 1990-е деливший активы и создававший бизнес-империи, был больше сконцентрирован на лоббизме, а огромные бюджеты на маркетинг часто тратились впустую. Сегодня результаты исследований потребителя интегрированы в любой продукт.
Помимо маркетинговых исследований бизнесу важны и социальные – связанные с сотрудниками или с социальными эффектами своей работы в регионах, согласованием интересов с населением при запуске новых проектов и т. д. Еще одна важная ниша на этом рынке – изучение репутации компаний, которая возрастает по мере усиления идеологем устойчивого развития.
Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований, Самара, Россия
Рынок в регионах сформировался под воздействием запроса из центра в эпоху традиционных методов. Так на рынке сложилось разделение функций: региональные компании чаще всего выступали полевыми подрядчиками федеральных. По мере развития региональных рынков компании выходили уже на полный цикл, появлялось больше местных игроков. В 2001 г. около 10 таких агентств создали Ассоциацию исследовательских компаний «Группа 7/89» (тогда в стране было 7 федеральных округов и 89 регионов).
С развитием инструментов исследований (телефонные опросы, онлайн-исследования) географические границы стираются и меняется конфигурация. Сегодня у региональных компаний нет даже той условной монополии на региональные исследования, которая была в период доминирования квартирных опросов. Но и у федеральных компаний нет монополии на исследования по России в целом. Пандемия усилила этот эффект – региональные различия социологических служб стали условными. Но остаются и отличия, главное из которых – это близость федеральной компании к крупному заказчику. Россия – очень централизованная страна даже на уровне бизнеса, не говоря уже о госуправлении. Например, если раньше сотовый оператор проводил исследования в регионе, решение об этом принималось в регионах; сейчас такое решение принимается на уровне федерального менеджмента. Лишь в немногих городах (Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Самара) располагаются офисы крупных компаний. Это очень не характерная для других стран организация рынка.
Тем не менее у региональных компаний остается лучшее знание местного социума, возможность более глубокого погружения в проблематику. Так, сегодня исследования рынка недвижимости проводят именно региональные компании. Мне представляется, что у региональных компаний будет расти инструментальная специализация исследований: кто-то будет использовать преимущественно телефонные опросы, кто-то – качественные методы, кто-то сохранит приверженность традиционным опросам face-to-face.
Кроме того, данные социологических исследований дают материал для диалога бизнеса с властью в условиях, когда принимаются влияющие на бизнес решения. Станислав Наумов, профессор департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ, обращает внимание на эту функцию исследований: «Власть ориентирована на общественное мнение, и бизнес вправе обратить внимание как минимум на возможные негативные социальные последствия, на неоднородность восприятия разными социальными группами того или иного проекта решения, которое имеет потенциальные негативные последствия для бизнеса. Различия в отношении к проекту должны быть основанием для оценки рисков и поиска альтернативных вариантов. Чем меньше поддержка решения, тем выше должна быть страховая премия за ущерб той группе, чьим интересам принятое решение менее всего соответствует. Поэтому социологи – это аудиторы управленческой справедливости».
Особенность рынка во всем мире – его закрытость, большинство исследований не носят публичного характера, являясь собственностью заказчика. Это не позволяет оценивать качество работы компаний извне и строить рейтинги – даже опытные заказчики видят лишь тех, с чьей работой непосредственно сталкивались. Большинство потребителей не могут оценить качество профессионального продукта и в ряде случаев даже составить корректное техническое задание.
Все это – закрытость, отсутствие профессиональных стандартов и института внешней экспертизы, низкая компетентность заказчика – остро ставит проблему качества исследовательских работ. На рынке есть довольно большой поток исследований низкого качества, приводящий, с одной стороны, к потерям для заказчиков, с другой – портящий репутацию профессионального социологического сообщества и исследовательской отрасли в целом.
Рынок продавца: Как сегментированы социологические фирмы
Действующие на рынке компании различаются по предметно-тематической специализации: есть социальные исследования, политические и маркетинговые. Но граница условна – в конце концов есть общность объекта (человек) и предмета (социальные аспекты поведения), общий рынок кадров и их перетекание, общие методы и источники данных.
Специализация – один из показателей развитости рынка, его обеспеченности заказами. В целом рынок России мал и беден в сравнении с крупнейшими – США и Европы. Поэтому любая попытка его деления неизбежно наталкивается на размытость границ: все участники пытаются играть на всех рынках (при этом сегмент маркетинговых компаний обладает большей специализацией). Но компании – при всей мультипрофильности – все же имеют разное позиционирование.
За счет частоты и масштабности опросов, а также популярности тематики всегда на виду у публики ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр», которые обеспечивают регулярный поток данных и могут наблюдать за динамикой наиболее значимых показателей общественной жизни. Компании такого типа чаще называют поллстерами (от англ. poll – опрос). Хотя они используют широкий арсенал инструментов и методик, в большей степени их воспринимают как производителей количественных данных по политической тематике.
Помимо большой тройки поллстеров есть и менее заметные для широкой публики гиганты, формирующие значительную долю рынка исследований потребителей, – это, в частности, Ipsos Comcon, Kantar TNS, GfK Rus. Эти агентства также делают полный цикл исследовательских работ, занимаются консалтингом, ведут волновые исследования, позволяющие наблюдать за человеком в его роли потребителя на длинных временных промежутках.
Исследование сегодня – это
решение разных задач – от простого измерения долей до построения сложных моделей социальных процессов;
охват различных аудиторий – от всего населения до крайне узких групп, поиск и работа с которыми требует особой квалификации (например, чиновники, топ-менеджеры крупных компаний или потребители на рынке теневого алкоголя);
широкая линейка методов сбора данных – количественных (связанных с измерением долей и изучением статистической связи) и качественных (дающих глубину, позволяющих понять восприятие субъектом разных ситуаций).
Итоговый продукт исследования может быть как набором диаграмм с описанием ответов респондентов, так и сложным комбинированным аналитическим отчетом, над которым работает междисциплинарная команда, интегрируя данные из разных источников. Отчет также может быть как закрытым (для внутреннего пользователя), так и платформой для широкого обсуждения и согласования интересов разных аудиторий.
Помимо крупных компаний стоит выделить и агентства «бутикового» типа. Они не проводят непрерывных и масштабных волновых замеров, как гиганты индустрии, но отличаются глубиной погружения в предмет и анализа ситуации, а также индивидуальным подходом, что и составляет основу репутации. Известные на рынке примеры таких агентств – «Циркон», «Платформа», «Ателье», Salt, «Валидата», «Божоле», исследовательские лаборатории на базе академических структур. Компании обычно имеют тематическую специализацию, хотя это необязательно.
Все агентства, в том числе крупнейшие, пользуются помимо собственных ресурсов подрядчиками – компаниями, специализирующимися на сборе данных, организации исследований. Сеть таких фирм общая для всех. На рынке также есть компании, специализирующиеся на определенных методах, например онлайн-опросах (OMI) или мониторинге социальных сетей (Brand Analytics).
Россия крайне централизованная страна, и рынок отражает эту централизацию в своей иерархичности: все лидеры рынка базируются в столице, и до последнего времени важнейшим источником проектов для региональных компаний остается заказ со стороны федеральных компаний на работы в регионе.
Тренды рынка
Дискуссия о том, какой должна быть сегодня социология и какое место для нее оптимально в XXI в., является постоянным атрибутом профессии. В частности, обращают внимание на следующие аспекты.
Технологии против социологии
На рынке регулярно звучат прогнозы о смерти социологических методов – им на смену приходят технологии, поднимающиеся вверх по кривой хайпа. Под влиянием огромного разнообразия данных и автоматизированных методов их анализа возникает гипотеза: человека больше не надо ни о чем специально спрашивать – он уже оставил о себе все следы, нужно только уметь их собрать и обработать. Что можно на это возразить? Во-первых, человек далеко не обо всем говорит и не все проявляется в его поведении – есть целый пласт проблем, которые нецелесообразно изучать с помощью социальных сетей или наблюдения. Не говоря о том, что анализ больших данных не всегда даст ответ на вопрос, почему человек ведет себя именно так, а не иначе. Во-вторых, саму модель сбора и обработки данных закладывают именно специалисты – психологи, социологи, этнографы, которые работают вместе с математиками и лингвистами.
Юлия Баскакова, International Projects Director, Langer Research Associates, Нью-Йорк, США
Рынок исследований в США – это другой масштаб [по сравнению с российским]: по данным ESOMAR, его оборот составляет чуть менее половины мирового рынка исследований. Здесь много заказчиков, много ресурсов, развитый рынок с множеством ниш для разного рода специализации. Помимо компаний полного цикла есть много фирм, которые делают что-то одно: аналитику, полевые исследования, выборки, качественные исследования, разнообразный софт. В каждой нише есть суперпрофессионалы, которые успешно выходят на глобальный рынок.
Круг заказчиков исследований широк, государство среди них не доминирует. Социальные исследования спонсируются бизнес-структурами, фондами, разного рода общественными организациями, международными структурами. Хотя большинство исследований проводятся не для публикации, много и других – нацеленных на формирование общественной дискуссии о насущных проблемах. Плюс разные группы интересов проводят исследования для продвижения своих позиций.
Внутри США нет географической вертикали «заказчик в столице, подрядчик в регионе». Крупные структуры имеют штаб-квартиры в разных штатах, фонд из Техаса легко может нанять исследователя из Нью-Йорка, Вашингтона или Сан-Франциско. В международных исследованиях американцы часто выступают заказчиками для компаний из других стран, а в процессе приносят методики и стандарты. Стандарты, кстати, хорошо разработаны. Американская ассоциация исследователей общественного мнения – мощная структура, в рамках которой регулярно выпускаются методические публикации и создана «Инициатива прозрачности», определяющая, какую информацию исследователи должны раскрывать.
В целом рынок сегодня движется к сочетанию методов и формированию междисциплинарных команд. В прикладные исследования интегрируется все, что полезно и дает нужную для принятия решений информацию. При этом появляются узкоспециализированные, в основном технологические, стартапы.
Технологии действительно ставят людей на рынке перед вызовом – исследовательские компании не имеют собственных возможностей анализировать данные из-за слабой технологической оснащенности. Как следствие, сегмент может переходить в ведение IT-компаний, которые создают исследовательские подразделения внутри.
Онлайн против офлайна
Не умирают и традиционные офлайн-методы. По мере развития онлайн-инструментов они комбинируются для решения разных задач. Ни одна онлайн-выборка пока не может претендовать на обоснованный надежный результат для всего населения. А качественные онлайн-методы имеют как свои преимущества перед традиционными (новые инструменты организации групповой работы, распределенные режимы, интерактив), так и недостатки, связанные с обеднением коммуникации.
Усталость от опросов
При этом крайне уязвимым звеном является технология массовых опросов в принципе. Готовность людей участвовать в них с каждым годом снижается по всему миру. А это означает все меньшую уверенность в результате. Переход к онлайн-опросам не является панацеей – здесь это падение также прогнозируется.
В целом значение опросных методов снижается. Опрос, считавшийся самым универсальным методом что-то узнать о потребителе, постепенно становится просто одной из ниш на рынке, где много других данных. Качественные методы в отличие от опросов достаточно устойчивы – им мало альтернатив при попытке ответить на вопрос «почему». По мере упрощения доступа к данным сам сбор информации становится менее ценным, растет интеллектуальная составляющая, интерпретация, «превращение продуктов в блюдо». Фокус исследователей смещается на анализ.
При этом растет запрос заказчика не только на исследования, но и на решения – и это тоже вызов для индустрии. Часть экспертов убеждена, что исследователь не может быть достаточно погружен в бизнес или госуправление, чтобы давать какие-то рекомендации. Возможные выходы – специализация агентства на одной отрасли (как, например, позиционировало себя НАФИ), специализированные отделы внутри компаний с большой компетенцией на конкретном рынке (например, Ipsos), междисциплинарные коллективы и формирование проектных команд с консультантами требуемого профиля («Платформа»).
Важность интеллектуальной составляющей заостряет и другую проблему: там, где сегодня интенсивно развиваются технологии, наблюдается кризис концептуальных подходов. Особенно очевидно это в социально-политических исследованиях, оперирующих линейкой понятий, уже плохо соотносящихся с действительностью сложно сегментированного общества и сетевых структур. Деления на группы по полу, возрасту, достатку и уровню образования могут быть совершенно не значимы на фоне солидарностей, рождающихся на основе событий, вкусов, отношения к проблеме. Люди внутри одной категории неоднородны: пенсионеры, бедные, молодежь – понятия, которые не столько существуют, сколько конструируются в самих опросах. Нуждаются в постоянном переосмыслении и традиционные категории социальных наук – например, такие как «доверие» и «одобрение».
Российский рынок социологических исследований пока относительно слабо развит с точки зрения стандартов работы, которые предполагают и применение обоснованных методик, и раскрытие информации об исследовании. А его продукт не является достаточно понятным внешним аудиториям. Это проблема и для профессионалов, и для заказчиков, и для широких потребителей, которым иногда предлагаются под видом исследований продукты в стиле «инфотейнмент» (развлекательные опросы для аудитории отдельных сайтов, групп в социальных сетях) или явно спроектированные для формирования мнений опросы, искаженные интерпретации. Один из вызовов для индустрии – это повышение прозрачности и доверия к себе.