договор на создание сайта шаблон
Договор на создание сайта
Создание (разработка) сайта является довольно популярной услугой, оказываемой на возмездной основе. Правильно оформленный договор на создание сайта защитит права исполнителя и заказчика при достижении ими соглашения об услуге. Как правильно его составить и что отразить будет описано в данной статье.
Содержание договора на создание сайта
Создание сайта представляет собой определенную творческую услугу, которую разработчик оказывает заказчику за плату, поэтому данный договор является соглашением о возмездном оказании услуг и его заключение регулируется гл. 39 ГК РФ. Исполнитель берет на себя обязанность выполнить для заказчика по его заданию услугу, а заказчик принимает и оплачивает ее в полном объеме согласно договору. Определенной формы для оформления договора не предусмотрено, поэтому применяется простая письменная.
ВАЖНО. Регулирование взаимоотношений по заключенному между сторонами договору на создание сайта, помимо указанной главы, происходит общими положениями о подряде, что предусмотрено ст. 783 ГК РФ.
Данный договор должен содержать следующие существенные условия:
Договор на разработку сайта: особенности оформления
Договор на создание сайта имеет следующие особенности, которые вытекают из его вида и предусмотрены гл. 39 ГК РФ:
Договор на разработку сайта: порядок подписания
Договор возмездного оказания услуг должен содержать подписи лично заказчика и исполнителя или их представителей по доверенности. Договор вступает в силу с даты подписания с этого же момента у сторон возникают взаимные обязательства, в случае отказа от договора одной из сторон, она обязана возместить причиненные убытки и фактические расходы, подписанный договор остается у каждой из сторон, по одному экземпляру.
Вы можете скачать образец в любом удобном вам формате: pdf, doc, png а также распечатать для дальнейшего заполнения.
Скачать в PDF Скачать В Word Печать Просмотр
Образец договора подряда на разработку и обслуживание веб-сайта, заключаемого между юридическими лицами
Договор подряда – это выполнение определенной работы за вознаграждение. Одна сторона – Подрядчик обязуется выполнить работы и сдать их второй стороне – Заказчику. Заказчик обязан принять и оплатить эти работы. Различаются отдельные виды подряда: бытовой, строительный, проектный и другие. Договор подряда может быть направлен на переработку вещи или изготовление новой. В этом случае право собственности на результат работ будет передаваться Заказчику. Работы выполняются из материалов Подрядчика его силами и средствами. Подрядчик вправе привлекать к работе других лиц – Субподрядчиков, если это прямо не запрещено Заказчиком.
ДОГОВОР ПОДРЯДА
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика Работу, указанную в п.1.2 настоящего Договора, и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работы и оплатить его.
1.2. Подрядчик обязуется выполнить следующую Работу: разработку и обслуживание WEB-сайта Заказчика, именуемую в дальнейшем «Работа».
1.3. Работу Подрядчик выполняет из своих материалов, на своем оборудовании и своими инструментами.
1.4. Работа по разработке и обслуживанию сайта считается выполненной после подписания Заказчиком или его уполномоченным представителем Акта приема-сдачи Работы. Акт приема-сдачи Работы подписывается после окончания разработки сайта, после размещения его в сети Интернет, а также после окончания каждого этапа обслуживания сайта.
1.5. Все права на созданный Web-сайт Заказчика, переходят к Заказчику при подписании Акта приема-сдачи Работы.
2. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
2.1. «Web-сайт» (далее – сайт) — это страница или совокупность страниц, программное обеспечение, графика, необходимые для правильного функционирования изделия и выполненных в формате HTML или других форматах, применимых при разработке и доступных посредством компьютерной сети Интернет.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
3.1.1. До заключения Договора предоставить Заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить Заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения.
3.1.2. При сдаче Работы сообщить Заказчику о требованиях, которые необходимо соблюдать для эффективного использования результата Работы, а также о возможных для самого Заказчика и других лиц последствиях несоблюдения соответствующих требований.
3.1.3. Выполнять Работу с надлежащим качеством, соблюдая сроки разработки и обслуживания сайта, оговоренные в настоящем договоре.
3.1.4. Разработать сайт для дальнейшего его размещения в сети Интернет.
3.1.5. Разместить сайт в сети Интернет.
3.1.6. Передать результат Работы Заказчику.
3.2. Подрядчик имеет право на удержание результата работ в случае несвоевременной оплаты Работы.
3.3.1. До начала выполнения работ предоставить Подрядчику в срок до « » 2020 года необходимую документацию, материалы и информацию.
3.3.2. Предоставлять материалы и информацию для разработки сайта, не противоречащие действующему законодательству РФ.
3.3.3. Оплатить Работу Подрядчика в размере и сроки, указанные в настоящем договоре.
3.4. Заказчик имеет право проверять ход и качество Работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
4. РАЗМЕР И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ
4.1. Стоимость услуг Подрядчика по разработке Web-сайта Заказчика составляет и перечисляется на расчетный счет Подрядчика.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. Ответственность сторон по обязательствам, вытекающим из настоящего Договора, регулируется законодательством РФ.
5.2. Ответственность за достоверность информации, размещенной на сайте, несет Заказчик.
5.3. Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, указанной в пункте 3.1.1. настоящего Договора, несет ответственность и за те недостатки Работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.
5.4. В случае несвоевременной оплаты Подрядчик вправе требовать досрочного расторжения Договора.
5.5. В случае нарушения срока выполнения Работы Заказчик вправе:
— Требовать досрочного расторжения Договора.
— Назначить Подрядчику новый срок;
— Потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения Работы;
— Потребовать уменьшения цены за выполнение Работы;
5.6. В случае обнаружения недостатков Работы Заказчик вправе:
— Требовать безвозмездного устранения недостатков выполненной Работы в срок дней;
— Требовать возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной Работы своими силами или третьими лицами;
Заказчик вправе расторгнуть договор о выполнении Работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный Договором срок недостатки выполненной Работы не устранены Исполнителем.
— Заказчик вправе расторгнуть договор о выполнении Работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной Работы или иные существенные отступления от условий Договора.
6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ОСНОВАНИЯ ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЯ
6.1. Срок разработки сайта устанавливается с « » 2021 г. по « » 2021 г. Подрядчик имеет право выполнить Работу досрочно.
6.2. Срок обслуживания сайта устанавливается с « » 2021 г. по « » 2021 г.
6.3. Если одна из сторон не выражает желания пролонгировать договор на очередной срок, она должна уведомить об этом противоположную сторону в письменной форме не меньше, чем за месяц до истечения срока Договора. Если ни одна из сторон не выражает желания расторгнуть договор в письменной форме, он считается пролонгированным на очередной срок.
6.4. Заказчик вправе расторгнуть договор в любое время, уплатив Подрядчику, часть цены пропорционально части выполненной Работы до получения извещения о расторжении указанного Договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения Договора, если они не входят в указанную часть цены Работы.
6.5. Подрядчик вправе расторгнуть договор в любое время лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.
6.5.1. При расторжении Договора по инициативе Подрядчика, Подрядчик не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения Работы, а также платы за выполненную Работу.
6.6.. Договор, может быть, расторгнут по обоюдному согласию сторон.
6.7. Заказчик вправе требовать расторжения заключенного Договора без оплаты выполненной Работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение Работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду Заказчик.
7. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
7.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего Договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.
7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров, после соблюдения процедуры досудебного урегулирования разногласий, все споры разрешаются в судебном порядке.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.
8.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего Договора.
Образец договора на создание веб-сайта, заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР НА СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1) к данному Договору (далее ТЗ) и сметой работ (Приложение №2) к данному Договору.
1.2. Срок выполнения работ определен в Приложении №2 к настоящему Договору.
1.4. Сайт Заказчика будет использоваться в течение в производстве его продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд и приносить экономические выгоды.
2. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
2.1. Исполнитель производит работы по подготовке ТЗ и сметы.
2.2. Работы по п.2.1 выполняются одним или несколькими ответственными представителями Исполнителя на компьютерах Исполнителя.
2.3. Исполнитель обязуется осуществлять телефонные консультации Заказчика с до по рабочим дням.
2.5. Исполнитель передает результаты выполненной работы по акту приема-передачи. Одновременно передаются ключи (коды доступа) и техническая документация.
3. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА
3.1. Заказчик обязуется по требованию Исполнителя предоставить необходимую информацию для выполнения работы.
3.2. Заказчик своевременно оплачивает работу Исполнителя в размере и сроки, предусмотренные в разделе 4 данного Договора.
3.3. Заказчик не вправе требовать от Исполнителя выполнения работ, не описанных в ТЗ. Дополнительные работы проводятся по мере необходимости. Для проведения дополнительных работ согласовываются и оформляются в письменном виде дополнения к ТЗ, которые должны быть подписаны обеими сторонами.
3.4. Заказчик утверждает разработанное Исполнителем техническое задание.
4. СТОИМОСТЬ РАБОТ, ПОРЯДОК И СРОКИ РАСЧЕТОВ
4.1. Общая стоимость работ составляет рублей копеек, в том числе НДС по ставке, действующей на момент перечисления денежных средств.
4.2. Заказчик осуществляет предоплату в размере 50% от суммы, указанной в п.4.1 настоящего Договора, в срок до « » 2021 года. Оставшиеся 50% от стоимости работ Заказчик перечисляет в течение рабочих дней после подписания сторонами Акта приемки-сдачи работ.
5. КАЧЕСТВО РАБОТЫ
5.1. Объем выполненной работы должен соответствовать Приложению №1 к данному Договору. Дизайн согласовывается с Заказчиком. Исполнитель должен по возможности следовать пожеланиям Заказчика.
6. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
6.1. Исполнитель обязуется сохранять в тайне всю коммерческую информацию, не относящуюся к категории общедоступной, которую он получил от Заказчика во время срока действия Договора, даже если она не была обозначена как секретная или конфиденциальная.
6.2. Исполнитель обязан не допускать к имеющимся в связи с выполнением Договора документам лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.2. Все спорные вопросы решаются путем переговоров сторон или, в случае если стороны не могут прийти к соглашению, через арбитражный суд в соответствии с Российским законодательством.
8. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
8.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами и действует до момента выполнения сторонами своих обязательств.
8.2. Договор, может быть, расторгнут досрочно по взаимному согласию сторон с письменным уведомлением не менее чем за месяц. В том случае, если Договор расторгается до завершения работ по ТЗ, взаиморасчеты между сторонами определяются дополнительным соглашением.
9. СДАЧА-ПРИЕМКА РАБОТ
9.1. По завершении работы по ТЗ стороны подписывают Акты приемки-сдачи работ.
9.2 Акт приемки-сдачи работ составляется Исполнителем в двух экземплярах и направляется на подписание Заказчику в срок не позднее рабочих дней с момента выполнения работ.
Заказчик обязан рассмотреть и подписать акт и направить один экземпляр Исполнителю в срок не позднее рабочих дней с момента получения акта приемки-сдачи работ.
9.3. В случае уклонения или немотивированного отказа Заказчика от подписания акта приемки-сдачи работ Исполнитель в срок не позднее рабочих дней с момента истечения срока, установленного для рассмотрения и подписания акта, вправе составить односторонний акт приемки-сдачи работ. Исполнитель в срок не позднее рабочих дней с момента составления одностороннего акта обязан направить копию этого акта Заказчику. В таком случае будет считаться, что работы выполнены Исполнителем и приняты Заказчиком без претензий и замечаний и подлежат оплате на основании такого акта. Работы признаются выполненными с момента составления одностороннего акта приемки-сдачи.
10. ФОРС-МАЖОР
10.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если такое неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора в результате событий чрезвычайного характера, таких, как землетрясение, пожар, наводнение, прочие стихийные бедствия, эпидемии, аварии, взрывы, военные действия, изменения законодательства, повлекших за собой невозможность выполнения сторонами своих обязательств по настоящему Договору.
11. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
11.1. Стороны соглашаются в том, что с даты подписания данного Договора все права на интеллектуальную собственность, созданную в соответствии с Приложением №1 к данному Договору, принадлежат Заказчику.
12. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
12.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору согласуются сторонами, подписываются, оформляются в виде приложения.
12.2. Настоящий договор составлен в двух подлинных экземплярах, имеет Приложения №1 и №2. Каждая сторона имеет подлинный экземпляр.
12.3. Все особенности реализации работ, существенные для Заказчика, должны быть в явной форме отражены в ТЗ. Если в ТЗ не оговорены какие-либо требования Заказчика, то форма их реализации остается на усмотрение Исполнителя и не может являться причиной для отказа от приемки выполненных работ.
Как агентству и фрилансеру защитить свою работу
От бесконечных правочек и доработочек
Я четыре года веду проекты по созданию сайтов, брендингу и рекламе. Раньше от слова «правочки» у меня начинал дергаться глаз.
Бесконечные правочки ведут к неприятным для проекта вещам: он становится невыгоден и все менее интересен студии. Теряется время, и другие проекты сложно планировать — а для компании это тоже потерянные деньги. Все участники проекта устают, падает их мотивация, а в итоге — качество проекта.
Сейчас я руковожу проектами по созданию сайтов в компании, где проблема бесконечных правок решена. Заодно решены и другие задачи: мы вовремя получаем оплату, быстро согласовываем макеты и сайты, вовремя получаем тексты и изображения для работы над дизайном.
Это стало возможным благодаря двум вещам: жесткой внутренней системе документооборота и грамотно выстроенному общению с клиентами. В этой статье я расскажу о первом — документальном — способе защиты агентства и результатов нашей работы.
Осторожно, бюрократия
Наши правила документооборота достаточно жесткие. Оправдание этой бюрократии простое: мы хотим, чтобы наши права были защищены. При этом мы делаем еще две вещи:
У меня были ситуации, когда клиент не успевал перевести предоплату и мы стартовали без нее. Или шли верстать страницы без согласованного дизайна. Но это уже наши внутренние риски, которые менеджер и компания берут на себя.
Как делают сайты
Когда компания выходит на рынок, вырастает, меняет аудиторию или просто обнаруживает себя в 2019 году, ей становится нужен сайт.
Обычно компания до конца не знает, как строится разработка, с чего ее начать, и имеет ограниченный бюджет. Тут компания выбирает, как поступить.
Сделать сайт самостоятельно внутри компании. Найти менеджера, дизайнера, программистов внутри организации и все сделать своими силами. Это доступно тем компаниям, у которых уже есть свой штат таких сотрудников.
Сделать самостоятельно на базе конструктора сайтов. С простым сайтом без навороченного дизайна и функционала можно справиться в одиночку, даже если у тебя нет штата разработчиков. Из минусов — придется обходиться собственными силами и навыками, осваивать конструктор самому. Этот путь обычно выбирают небольшие или новые бизнесы.
Заказать отдельно дизайн, отдельно программирование у фрилансеров. Если фрилансеры знакомые, может получиться отличный результат. Если пойти на биржу фриланса и постараться найти там кого-то — может повезти или нет. Этот путь — выбор стойких и уверенных в себе.
Заказать разработку в агентстве. Там за клиента составят задание (описание требований к сайту), нарисуют макеты, запрограммируют. Это дороже, зато результат предсказуемый. Средний и крупный бизнес, как правило, заказывают сайты именно у агентств.
Если выбран последний вариант, начинается путь длиной от полугода до пары лет — это в особых случаях. Срок зависит от объема и сложности разработки, скорости согласований и даже от того, насколько хорошо клиент понимает, какой функционал ему нужен.
Клиент популярной студии платит за уверенность в том, что его задача будет выполнена качественно и в срок. Но так происходит не всегда.
Какие есть подходы и проблемы
Есть два подхода к созданию любого веб-проекта.
Первый подход — классическая «водопадная» модель разработки. Она подразумевает, что все части проекта идут последовательно друг за другом. Это значит, что сначала мы согласовываем задание и только потом начинаем рисовать дизайн-концепцию. Концепция будет основана на задании и переданных материалах. После концепции наступит очередь макетов, а когда макеты будут готовы — начнется сборка. Наполнять сайт мы будем только предоставленным контентом. При таком подходе стоимость проекта рассчитывается заранее и не меняется в процессе работы.
Второй подход — это применение так называемых гибких методологий (эджайл, скрам, тайм-энд-матириал и другие красивые слова — отсюда). При таком подходе разработка ведется этапами и не останавливается. Как пример: сначала быстро нарисовали, запрограммировали и выпустили главную страницу сайта и каталог. Потом добавили еще пару страниц. И еще пару страниц. Такой подход подразумевает почасовую оплату работы специалистов: сколько времени потратили на итерацию, столько она и будет стоить.
Работать «по водопаду» уже не так модно, как по эджайлу, но это все еще популярный подход в разработке сайтов.
Если показывать схематично, то работа над сайтом «по водопаду» выглядит так. Все вроде бы просто. Но на каждом этапе студию поджидают одни и те же удивительные вопросы:
Наш подход
Мы работаем по первой модели — «водопадной». Чтобы избежать проблем, мы фиксируем в документах все стоящее, все полезное и все спорное. Каждый этап работы также обрастает документами.
В итоге на любом проекте у нас есть:
Эта кипа бумаги здесь не просто так, она нужна, чтобы мы чувствовали себя в безопасности. А чтобы эти бумажки могли нас защитить, нужно соблюдать несколько правил.
Оригиналы документов у нас на руках. Это значит, что мы работаем только с подписанными документами — мы не беремся даже за самый интересный проект, если клиент хочет работать без документов или за наличные.
Документы грамотно составлены. За это отвечает наша внутренняя шаблонизация документов и несколько специалистов: юрист корректно составляет основные документы, делопроизводитель вписывает их в наш документооборот, бухгалтер вовремя выставляет счета.
Все документы отправляются курьером с описью вложения. Это фиксирует, что мы выставили акт в срок, оговоренный приложением к договору.
Мы соблюдаем условия, описанные в этих документах. Без этого даже самый крутой юрист и самый четкий договор не помогут.
Эта система и сам список могут показаться громоздкими, если вы фрилансер или представитель небольшой компании. Но вы можете взять какие-то решения и применить их точечно в своем документообороте.
Расскажу о каждом документе подробнее.
Договор
Мы используем рамочный договор, который описывает основные взаимоотношения между сторонами: права и обязанности, правила расторжения и прочее. Договор пролонгируется автоматически — чтобы прекратить его действие, договор нужно специально расторгнуть.
Во всех наших договорах мы прописываем важные для нас нюансы.
Таск-менеджер. В договоре мы фиксируем, что по всем проектам общение с клиентом ведется исключительно в конкретном таск-менеджере — программе для обмена задачами и материалами. Такая договоренность позволяет нам общаться с клиентом только там и не отвечать на письма в почте, Телеграме и Фейсбуке. Весь контент, комментарии, пожелания и прочее лежат в конкретных задачах конкретного проекта и всегда доступны. Это удобно и нам, и клиенту — больше не приходится искать нужные ссылки в почте, Вайбере и смс.
Сдавать результаты работ тоже можно в таск-менеджере. Если клиент пропадает, а срок сдачи макетов подошел, можно выложить результат в таск-менеджер — юридически это считается сдачей результата. Остается выставить акт и счет.
Автоприемка актов и мотивированный отказ. Все работы, которые мы передаем по любому из приложений, считаются принятыми автоматически спустя 5 рабочих дней с того момента, как клиент получил акт. В реальности мы всегда презентуем результаты своего труда, но в крайнем случае можем просто загрузить их в таск-менеджер, а акт выслать почтой.
Нельзя просто так отказаться от выполненных нами работ или начать вносить корректировки в согласованные ранее работы. Если клиента что-то не устраивает, он пишет мотивированный отказ — письмо на официальном бланке с перечнем недостатков работы. Обычно до этого не доходит, потому что мы выдаем нужный клиенту результат и составлять такие бумаги никто не хочет.
Так что все правки, переделки и доработки мы всегда выносим в следующий этап или даже оцениваем как дополнительные работы за дополнительные деньги. Это значит, что они перестают быть правками и становятся частью задачи на будущем этапе или вообще превращаются в отдельное приложение с отдельным бюджетом. А юридически мы прикрыты принятыми актами.
Если дойдет до суда — процесс рассмотрят в Арбитражном суде Москвы. Это важно даже не потому, что суд находится в Москве, как и мы. А потому, что московский и питерский суды имеют практику по делам студий, агентств и вообще интеллектуальной собственности. А суды в нестоличных городах — не имеют. И нестоличный суд не будет с той же тщательностью, что и московский, разбираться, все ли ховеры переданы и считать ли их интеллектуальной собственностью.
Приложение
Приложение — это соглашение об определенном наборе работ. В нем мы фиксируем этапы, сроки, стоимость, ответственность сторон на конкретном проекте. Если проект большой, мы можем сделать два приложения: первое — на дизайн, второе — на программирование. Если проект маленький, мы составляем одно приложение. Расскажу о наших принципах именно на таком примере.
В приложении всегда есть предоплата. В зависимости от договоренностей с клиентом и объема работ, она составляет от 20 до 100% стоимости контракта. Мы не работаем без предоплаты, потому что всегда есть шанс расторжения договора и прекращения сотрудничества. Будет обидно, если мы сделаем работу без предоплаты, ее не примут и потребуют расторгнуть договор. Получится, что денег нет, клиента нет, а время, которое потрачено на эту работу, не вернуть.
Работы в приложении делятся на этапы. Каждый этап закрывается актом выполненных работ и становится основой для последующих работ и этапов.
Сначала читать, потом подписывать
Разбивка по этапам выглядит примерно так:
При желании можно разбить проект на большее количество этапов: отдельно показать прототип, адаптацию макетов, верстку, тестирование и что-нибудь еще. Все зависит от проекта.
В таком устройстве документа есть два плюса. Каждый этап становится базой для дальнейших работ: к примеру, программирование не начнется, пока мы не сдадим дизайн. Каждый этап закрывается актом, поэтому внести в него лишнюю корректировку просто так не получится. Если началось программирование, значит, дизайн не изменится.
В сроках есть такая хитрость: мы учитываем не только срок нашей работы над этапом, но и срок, когда клиент принимает работу. Обычно это 5 рабочих дней. Так у нас есть время сдать проект и передохнуть перед следующим этапом, а у клиента — время принять нашу работу, обсудить ее с командой, согласовать, подписать акт и провести нужный платеж. Если клиент пишет мотивированный отказ, мы должны переделать непринятые работы. Срок переделки равен сроку несогласованного этапа.
Каждый этап имеет свою стоимость и закрывается актом. Такая разбивка защитит, если в середине проекта придется расторгать приложение или договор. Это может произойти по разным причинам: клиент поругался со студией или решил открыть новую фирму и все договоры старой фирмы хочет срочно закрыть.
Для каждого этапа мы указываем, в какой форме сдаем результат. И именно результат по этой форме клиент может принять или не принять. Объясняю на примере.
Вот что мы делаем для разработки концепции:
Но мы специально не обещаем всего этого в приложении и не оформляем как результат работ. Все это — процессы и промежуточные результаты, их нельзя «сдать» в виде результата работ. С юридической точки зрения мы должны клиенту только два файла в определенном формате.
Интеллектуальная собственность. Мы разграничиваем, кому должны принадлежать права на материалы, которые потребуются для разработки сайта. Кроме собственно результатов работы, которые мы передаем клиенту, например макетов, в нашей работе встречаются и другие материалы:
Задание
Задание — это стандартный первый этап работы над проектом. Мы употребляем именно термин «задание», а не «техническое задание» или «ТЗ», по нескольким причинам.
Для нас задание — это документ, фиксирующий цели и задачи сайта, основные требования к форматам, состав страниц, список необходимых материалов. На этом все. У «технического задания» есть собственное определение и госты. Подготовка такого документа будет стоить дороже, при этом для наших клиентов он будет избыточным. Мы даем определение нашему пониманию термина «задание», чтобы не возникало разночтений или требований оформить его по госту, как «техническое задание».
Если среди читателей есть те, кто сможет рассказать, чем ТЗ на создание корпоративного сайта круче обычного задания, — расскажите, вдруг мы передумаем.
Само задание мы сдаем как результат работ, который закрывается актом. Подписывается при этом и акт, и задание — так мы фиксируем все, что написано в задании, как требования к последующим этапам.