договор на техническое сопровождение программного обеспечения
Понятие сопровождения программ для ЭВМ и баз данных: обзор правовых и практических аспектов
Понятие сопровождения программ для ЭВМ и баз данных (далее — ПО и БД) не определено законом, но на практике и в различных официальных документах сложилось достаточно однородное понимание этого процесса — к нему относится, прежде всего, разного рода обучение пользователей работе с продуктом и соответствующие консультации, настройка и адаптация продукта в среде пользователя, поддержание его работоспособности и исправление возможных ошибок, обновление, а иногда и модификация. Состав операций по сопровождению не имеет жестких универсальных границ, а гибко определяется договорами сторон. Важно отметить, что при наличии в составе действий по сопровождению модификации ПО и БД перед участниками сделки встает вопрос о принадлежности прав на модифицированный продукт.
Необходимо отметить, что распространенность сопровождения ПО на ИТ-рынке как формы сервиса влечет проникновение этого термина и в сферу юридических отношений, вследствие чего нередки становятся случаи, когда приходится соотносить с ним те или иные действия сторон договора либо правовые институты, что иногда может оказаться непростой задачей.
Особенно часто потребность в правовой квалификации сопровождения ПО и БД возникает в сфере интеллектуальной собственности, когда необходим учет интересов авторов и правообладателей при конструировании сделки. Для прояснения ситуации в настоящей статье будет произведен обзор категории сопровождения ПО в соответствии с установившимися практиками.
Что является сопровождением ПО
В федеральном законодательстве отсутствует понятие сопровождения ПО и БД (а равно и понятие «поддержка», которое обычно рассматривается как синоним). Вместе с тем на рынке сложилось определенное понимание перечня операций и обязательств сервисной организации, относящихся к сопровождению, притом что данный перечень является широким и продолжает расширяться по мере технологического прогресса. Это понимание основывается в том числе на ряде примеров операций по сопровождению, которые содержатся в различных официальных документах (в том числе подзаконных актах и нормативных актах регионального уровня), и отражается в договорной (контрактной) практике рынка.
Для начала предложим обобщающий взгляд на содержание сопровождения ПО и БД, а ниже поговорим подробнее о его отдельных элементах в контексте конкретных иллюстрирующих примеров. Итак, на рынке устоялись следующие типы сопровождения ПО с нижеследующим характерным наполнением:
Сразу отметим, что приведенный комплекс операций очерчивает границы сопровождения ПО и БД как теоретической категории. На практике же, в рамках конкретных договоров и техзаданий, сопровождение ПО и БД обычно представлено лишь какой-то частью этих операций, интересных и необходимых конкретному пользователю данного продукта с учетом особенностей его технологии, сервисной политики разработчика, объема потребностей и т. д. Таким образом, любой компонент представляет собой сопровождение ПО и БД как сам по себе, так и в связке с другими компонентами.
Распространенность двух выделенных типов сопровождения ПО и БД неодинакова. Первый, наиболее обычный тип, сводится к штатным операциям по поддержке, настройке, адаптации продукта и управлению им, не предполагая его творческую авторскую переработку на стороне исполнителя. Тем не менее иногда сервисной компании отводится более серьезная роль по расширению или изменению функциональности, созданию новых модулей, баз данных в составе продукта и т. п. — по сути, это отдельное направление деятельности, которое серьезно вклинивается в сферу авторского права. В силу последнего обстоятельства второй тип сопровождения обычно требует особых договоров сервисной компании не только с разработчиком, но и с клиентом, учитывающих возникновение в результате расширенного сопровождения новых объектов интеллектуальной собственности. И следовательно, такое сопровождение зачастую уже граничит с другими правовыми категориями (договор авторского заказа, лицензионный договор и др.) и онтологически отличается от обычной сервисной поддержки.
Раскрытие понятия сопровождения ПО в официальных документах
Теперь посмотрим, как отдельные операции по сопровождению ПО и БД из обозначенного перечня отобразились в тех или иных официальных документах.
1. Базовый тип сопровождения — в объеме штатной поддержки ПО и БД, предусмотренной разработчиком
1.1. Обучение работе с продуктом и его обслуживание в режиме диспетчерской связи.
К услугам, связанным с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО и БД, отнесены, в частности:
Поддержка функционирования ПО и БД может включать в себя обучение или работу в режиме диспетчерской связи (п. 6.4.10.1).
1.2. Адаптация, настройка и дальнейшая техподдержка экземпляров с учетом особенностей среды пользователя.
Сопровождение может включать изменение программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде), то есть модернизацию, позволяющую вносить изменения в эксплуатационную среду программного средства. Данные изменения должны быть внесены для сохранения работоспособности продукта в изменяемой среде. Например, операционная система может быть модернизирована и некоторые изменения должны быть внесены в продукт для его адаптации к новой операционной системе (п. 4.1).
1.3. Профилактика и устранение сбоев в работе пользовательских экземпляров.
Сопровождение может предполагать реактивное изменение программного продукта, выполняемое после его поставки для корректировки обнаруженных проблем (несоответствий, ошибок). Подобные изменения исправляют программный продукт для того, чтобы он соответствовал установленным требованиям (п. 4.3).
Также в рамках сопровождения возможна профилактическая модификация программного продукта после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данного продукта (п. 4.11).
1.4. Прочие, обычно индивидуально обусловленные операции.
Стороны могут договориться о ряде иных необходимых клиенту операций по поддержанию ПО и БД в требуемом состоянии и облегчению работы с ним. Например, по улучшению дизайна, по корректному выводу из эксплуатации, созданию резервных копий и т.д. Приведем пример.
Сопровождение ПО и БД включает мероприятия по анализу качества, устранению выявленных ошибок, внесению изменений в ПО и документацию, извещение пользователей об изменениях, хранение образов установочных дисков используемого ПО (п. 6.2).
2. Расширенный тип сопровождения — дополнительная доработка (модификация) ПО и БД.
2.1. Модификация эталонных ПО и БД с целью развития и встройки обновлений в пользовательские экземпляры.
Сопровождение может предусматривать модификацию программного продукта после поставки для повышения его рабочих характеристик, и тогда оно обеспечивает модернизацию (усовершенствование) продукта в интересах пользователя, уточнение соответствующих программных документов и его перепрограммирование для улучшения рабочих характеристик, сопровождаемости и других атрибутов программного средства (п. 4.10).
Результат успешного сопровождения ПО и БД, в частности, предусматривает (п. 6.4.10.2):
2.2. Модификация эталонного ПО и БД с целью корректной работы и встройки обновлений в пользовательские экземпляры.
В рамках антимонопольного дела процитирована конкурсная документация заказчика по аукциону на право сопровождения программного продукта, а именно: сопровождение — процесс поддержания работоспособности, а также улучшения, оптимизации и устранения дефектов существующей системы; в ходе сопровождения в систему вносятся изменения, с тем чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки.
Состав работ по сопровождению ПО и БД в различных схемах обслуживания и контрактах
Как видим, ни закон, ни указанные выше официальные документы не определяют жесткого перечня операций по сопровождению ПО и БД. Причем, как уже было указано, в большинстве случаев в договоры включаются только некоторые элементы сопровождения, интересующие заказчика в контексте специфики имеющегося продукта, собственных сервисных ресурсов, опыта и т. п.
Законодательство также не лишает стороны договора возможности разбить весь комплекс операций (услуг и работ) по сопровождению ПО и БД на несколько «учетных единиц», т.е. товарных позиций, в отношении каждой из которых будут действовать различные договорно-правовые режимы и цены. Например, такая разбивка распространена при расширенном сопровождении, включающем модификацию ПО и БД, когда действия по его доработке (улучшению и/или индивидуализации функционала, созданию новых или расширению имеющихся БД и т.п.) выделяются в отдельную товарную позицию или даже в отдельный договор. Это бывает оправдано, ведь модификацией произведения признается его переработкой и имеет особый правовой режим, требующий согласования с разработчиком (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) [10]. Но с другой стороны, в ряде случаев сопровождение ПО и БД сводится к минимальной техподдержке их работоспособности в той или иной форме при различных сбоях, и тогда товарная позиция по договору является узкой и монолитной.
Особенности сопровождения ПО и БД очень сильно зависят от свойств, которые приданы им разработчиком, и от тех правовых и маркетинговых политик, которые практикуются последним. Так, некоторые продукты существуют в свободном для использования онлайн-доступе без каких-либо требований к сопровождающим лицам, тогда как другие распространяются только через сертифицированные организации (дилеров, дистрибьюторов), наделенных специальными инструментами для сопровождения ПО и БД и/или предоставления легального доступа. В последнем случае состав операций по сопровождению ПО и БД также может быть распределен между разработчиком и дистрибьюторами самым различным образом. Частый случай: к деятельности разработчика по сопровождению ПО и БД относятся в основном модификация и обновление эталонного продукта в целях его развития (придание новых свойств, совершенствование функциональности), а к деятельности дистрибьюторов — более широкий спектр операций, исключая саму модификацию.
Можно привести следующие примеры из практики. Пример «широкого» содержания сопровождения ПО и БД — Приложение 4 к Письму Комитета финансов Санкт-Петербурга от 30.11.2010 N 01-02/3067 о финансировании услуг по сопровождению типовых программных продуктов автоматизированного ведения бюджетного учета в 2011 г. Согласно данному документу работы и услуги по сопровождению программных продуктов включают:
Надо сказать, что процитированный документ содержит подробную расшифровку почти каждого пункта описания работ и услуг, составляющих сопровождение. Так что границы его оказываются очень обширными, включая в себя десятки различных операций (установки, выгрузки, диагностика, коррекция, настройки, различные виды обучения и т.д.) [11].
В рамках судебного спора процитировано положение заключенного между участниками спора договора: «…Исполнитель обязуется оказать услуги по сопровождению прикладного программного обеспечения в объеме одного отчета для одного пользователя. Сопровождение — процесс улучшения (не ведущий к трудозатратам, более описанных в Приложении N 1), оптимизации и устранения дефектов прикладного ПО после передачи в эксплуатацию, обеспечение полноценной функциональности прикладного ПО, консультации пользователей» [12].
Заключение
В настоящей статье рассмотрены правовые и практические аспекты понятия «сопровождение программного обеспечения (программ для ЭВМ и баз данных)».
Данное понятие не регулируется в федеральном законодательстве.
На практике и в подзаконных актах к сопровождению ПО и БД относится обширный комплекс различных операций, которые можно сгруппировать в несколько направлений. Очень важно, что данный комплекс не является универсальным, неизменным и обязательным, а регулируется договорами между заказчиками и исполнителями. В ряде случаев в составе сопровождения проводится модификация ПО и БД, которая требует урегулирования вопроса прав на модифицированный продукт.
Наконец, учитывая стремительный темп развития информационных технологий, само понятие сопровождения ПО следует охарактеризовать как достаточно динамичное и отражающее самые различные тренды и перспективы.
Образец договора на техническое обслуживание и поддержку веб-сайта, заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.3. Сайт Заказчика используется в производстве его продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд, что приносит экономические выгоды.
1.4. Исполнитель ежемесячно передает результаты выполненных работ по акту приема-передачи с приложением оправдательных документов. Одновременно передаются ключи (коды доступа) и техническая документация.
2. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
2.1. Консультирование Заказчика по всем вопросам, касающимся функционирования и развития сайта (с до по рабочим дням).
2.2. Корректировка и внесение изменений в дизайн сайта (добавление новых элементов дизайна), не влекущих за собой кардинального пересмотра общего стиля сайта. В том числе разработка, установка (снятие) со страниц сайта внутренних рекламных объявлений и баннеров.
2.3. Внесение изменений в текстовое наполнение сайта, грамотное оформление текстовой и графической информации, экранная типографика.
2.4. Разработка новых модулей системы администрирования в соответствии с развитием ресурса.
2.5. Контроль работоспособности технологической площадки (хостинга), перенос сайта на другой хостинг (при необходимости).
2.6. Контроль безопасности.
2.7. Разработка и добавление новых не глобальных видов сервиса.
2.8. Информирование Заказчика о появлении новых возможностей, сервисов в области построения сайтов.
2.9. Исправление ошибок в статьях, возникших как по вине Исполнителя, так и Заказчика.
2.10. Регистрация ресурса Заказчика в поисковых системах Рунета и внесение, при необходимости, изменений в регистрационную информацию для продвижения сайта в рейтингах, облегчения поиска ресурса через поисковые машины.
2.11. Добавление новых разделов (модулей), равно как и внесение изменений, требующих адаптации программного комплекса, обслуживающего сайт, служит предметом отдельного договора на основании отдельного ТЗ и требует дополнительной оплаты сверх суммы ежемесячной фиксированной оплаты.
2.12. Работы по пунктам 2.1 – 2.10 выполняются одним или несколькими ответственными представителями Исполнителя. Работы по обслуживанию и поддержке интернет-представительства (сайта) Заказчика производятся на территории и компьютерах Исполнителя.
2.13. Суммарно за каждый календарный месяц объем вышеперечисленных работ не должен превышать рабочих часов.
3. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА
3.1. Заказчик обязуется по требованию Исполнителя предоставить необходимую информацию для выполнения работы.
3.2. Заказчик своевременно оплачивает работу Исполнителя в размере и сроки, предусмотренные в разделе 4 данного Договора.
3.3. Заказчик не вправе требовать от Исполнителя выполнения работ, не описанных в разделе 2. Дополнительные работы по обслуживанию и поддержке интернет-сайта проводятся по мере необходимости. Для проведения дополнительных работ согласовываются и оформляются в письменном виде Дополнительное соглашение, Техническое Задание и смета, которые должны быть подписаны обеими сторонами.
4. СТОИМОСТЬ РАБОТ, ПОРЯДОК И СРОКИ РАСЧЕТОВ
4.1. Расчеты между Заказчиком и Исполнителем производятся в валюте РФ.
4.2. Общая стоимость работ составляет рублей копеек, в том числе НДС по ставке, действующей на момент перечисления денежных средств.
4.3. Оплата работ Исполнителя производится согласно выставляемым Заказчику счетам в течение трех банковских дней со дня выставления счета. Окончание работ по каждому календарному месяцу подтверждается Актом приемки-сдачи работ.
4.4. По каждому Дополнительному соглашению, Техническому Заданию и смете (п.3.3) Заказчик осуществляет предоплату в размере 50% (пятидесяти процентов) от стоимости работ согласно утвержденной смете. Окончательный расчет производится после окончания работ на основании Акта приемки-сдачи работ.
4.5. Цены на выполняемые Исполнителем работы являются договорными и изменению в одностороннем порядке не подлежат.
5. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
5.1. Исполнитель обязуется сохранять в тайне всю коммерческую информацию, не относящуюся к категории общедоступной, которую он получил от Заказчика во время срока действия Договора, даже если она не была обозначена как секретная или конфиденциальная.
5.2. Исполнитель обязан не допускать к имеющимся в связи с выполнением Договора документам лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
6.1. Заказчик обязан оплатить работу Исполнителя. В случае отказа Заказчика от оплаты работы Исполнителя последний имеет право требовать возмещения расходов, связанных с обслуживанием и поддержкой интернет-сайта.
6.2. Стороны строят свои взаимоотношения на принципах порядочности, партнерства и доверия.
6.3. Все спорные вопросы решаются путем переговоров сторон или, в случае если стороны не могут прийти к соглашению, через арбитражный суд в соответствии с Российским законодательством.
7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими сторонами.
7.2. Договор может быть расторгнут досрочно по взаимному согласию сторон с письменным уведомлением не менее чем за месяц. В том случае, если Договор расторгается до завершения работ по ТЗ, взаиморасчеты между сторонами определяются Дополнительным соглашением.
7.3. Сроки действия Договора могут сдвигаться в случае объективных причин, признаваемых обеими сторонами.
8. ФОРС-МАЖОР
8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если такое неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Договора в результате событий чрезвычайного характера, таких как землетрясение, пожар, наводнение, прочие стихийные бедствия, эпидемии, аварии, взрывы, военные действия, изменения законодательства, повлекших за собой невозможность выполнения сторонами своих обязательств по настоящему Договору.
9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
9.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору согласуются сторонами, подписываются, оформляются в виде Приложений.
9.2. Настоящий Договор составлен в двух подлинных экземплярах. Каждая сторона имеет подлинный экземпляр.
Образец договора на оказание услуг по разработке программного обеспечения, заключаемого между юридическими лицами
ДОГОВОР
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Настоящий договор определяет условия разработки программного обеспечения Исполнителем для Заказчика, в дальнейшем именуемой Разработка Программы.
1.2. Исполнитель обязуется для Заказчика в сроки, обусловленные настоящим договором, разработать за плату Программу в соответствии с техническим заданием на Разработку Программы, отраженным в Приложении №1 к настоящему договору, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
1.3. Условия Разработки Программы, а именно этапы Разработки Программы, а также стоимость Разработки Программы, в том числе и поэтапно, определяются в Приложении №2 к настоящему договору, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ
2.1. Исполнитель обязуется:
2.1.1. разработать Программу в соответствии с Техническим Заданием;
2.1.2. протестировать Программу;
2.1.3. разработать инструкцию по установке Программы и руководство пользователя Программы;
2.1.4. осуществить сдачу Заказчику разработанной Программу, путем подписания акта приема-передачи выполненных работ;
2.1.5. по окончании работ установить на компьютер Заказчика Программу, передать установочную версию Программы, к которой прилагаются инструкция по установке Программы и руководство пользователя Программы;
2.1.6. обучить специалистов Заказчика работе с Программой;
2.1.7. установить испытательный срок в течение месяцев (до « » 2021 года). В период испытательного срока Исполнитель бесплатно устраняет дефекты и учитывает замечания Заказчика, связанные с проведенными Исполнителем работами, в рамках Технического Задания. По истечении испытательного срока претензии к выполненным работам не принимаются.
2.1.8. выполнять работы, являющиеся предметом настоящего договора, качественно и в установленные сроки.
2.1.9. не разглашать третьим лицам коммерческую, финансовую, техническую и иную информацию, ставшую известной в ходе реализации настоящего договора.
2.1.10. гарантировать работу Программы в соответствии с требованиями, изложенными в Техническом Задании. Дальнейшая модификация и добавление функций и возможностей Программы, не предусмотренных в Техническом Задании, являются предметом отдельного договора, также как стоимость сопровождения Программы и консультационно-информационное обслуживание Заказчика определяется отдельным договором и в стоимость настоящего договора не входит.
2.2. Исполнитель имеет право:
2.2.1. досрочно выполнить работы по этапам Разработки Программы и договору в целом;
2.2.2. расторгнуть настоящий договор, изъять или приостановить работу разработанной Программы до момента оплаты Заказчиком счета Исполнителя, в случае неоплаты выставленного счета для осуществления окончательного расчета.
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА
3.1. Заказчик обязуется:
3.1.1. своевременно и в полном объеме оплатить стоимость Разработки Программы Исполнителем на условиях настоящего договора;
3.1.2. предоставить Исполнителю всю необходимую для Разработки Программы информацию;
3.1.3. определить ответственное лицо для взаимодействия с Исполнителем по вопросам, касающимся разработки Программы;
3.1.4. принять разработанную Программу после получения извещения от Исполнителя о выполнении работ по Разработке Программы и удостоверить факт надлежащей Разработки Программы, предусмотренной настоящим договором, путем подписания акта приема-передачи выполненных работ. Отказ от подписания акта приема-передачи выполненных работ не допускается, за исключением наличия у Заказчика мотивированных замечаний по качеству и объему выполненных работ по Разработке Программы. Мотивированные замечания должны быть направлены Исполнителю не позднее календарных дней с момента получения Заказчиком от Исполнителя акта приема-передачи выполненных работ, направленного Заказчику для подписания.
3.1.5. не разглашать третьим лицам коммерческую, финансовую, техническую и иную информацию, ставшую известной в ходе реализации настоящего договора;
3.2. Заказчик имеет право:
3.2.2. расторгнуть настоящий договор, в случае утраты интереса к предмету настоящего договора в ходе его выполнения, уведомив о том Исполнителя не позднее одного месяца до момента такого расторжения. Договор будет считаться расторгнутым по истечении указанного срока с момента получения Исполнителем письменного уведомления о расторжении. С момента получения Исполнителем уведомления о расторжении исполнение настоящего Договора приостанавливается. В случае досрочного расторжения Заказчиком настоящего договора, Исполнитель имеет право на получение от Заказчика стоимость фактически выполненных работ, а Заказчик обязан оплатить Исполнителю стоимость фактически выполненных работ по Разработке Программы.
4. СТОИМОСТЬ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ
4.1. Стоимость Разработки Программы, подлежащая уплате Заказчиком Исполнителю составляет рублей без НДС и определяется в Приложении №2 к настоящему договору.
4.2. Заказчик оплачивает стоимость Разработки Программы, являющейся предметом настоящего договора путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя или наличными денежными средствами.
4.3. Расчет Заказчика с Исполнителем за Разработку Программы производится в срок не позднее банковских дней после подписания Сторонами акта приема-передачи выполненных работ на основании выставленного счета на оплату Разработки Программы.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора Стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации.
5.2. Споры и разногласия, возникшие в процессе исполнения настоящего договора, по вопросам, непредусмотренным условиями настоящего договора, Стороны разрешают путем переговоров, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации. При невозможности урегулирования споров путем переговоров, споры подлежат разрешению в суде по месту нахождения ответчика. Для обращения в суд обязательно предъявление письменной претензии, которая рассматривается другой стороной в течение десяти дней.
6. АВТОРСКИЕ ПРАВА
6.1. Исключительное право на использование Программы в любой форме и любым способом принадлежит Исполнителю. Заключение настоящего договора не означает перехода права собственности на Программу в полном объеме от Исполнителя к Заказчику.
6.2. Имущественные права на Программу переходят к Заказчику после полной оплаты Разработки Программы.
6.3. Заказчик не имеет право сдавать в наем или аренду, продавать, передавать в использование, изменять, создавать новые версии Программы, декомпилировать Программу или любую ее часть.
6.4. Исполнитель имеет право использовать Программу в коммерческих целях.
7. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ
7.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (обстоятельства непреодолимой силы), возникших после заключения настоящего договора. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые не могут оказывать влияние и за возникновение которых ответственности не несут, а именно: землетрясения, наводнения, пожары и т.д.
7.2. Сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой силы, обязана немедленно известить в письменной форме другую сторону об их возникновении.
7.3. Срок выполнения обязательств по настоящему договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют обстоятельства непреодолимой силы и их последствия.
7.4. Сторона, которая не исполнила своей обязанности известить о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, теряет свое право ссылаться на них.
8. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ
8.1. Все изменения и дополнения к настоящему договору должны быть составлены в письменной форме и подписаны Сторонами.
9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
9.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств.
9.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, обладающих одинаковой юридической силой – по одному для каждой из Сторон.