договор на участие в форуме
Что учесть в договоре на участие в выставке
Производственные организации нередко участвуют в выставках, поскольку это хорошая возможность прорекламировать собственную продукцию. Определившись с мероприятием и приняв решение участвовать в нем, производитель заключает договор с организатором выставки. Рассмотрим, на какие нюансы при этом стоит обратить внимание.
Какова сущность договора
Участие в выставке как минимум предполагает, что:
1) производитель получит выставочную площадь для экспонирования продукции;
2) ему окажут комплекс услуг по организации выставки. В частности:
— проведут рекламную кампанию самой выставки с целью привлечь посетителей;
— обеспечат условия для работы на выставке (освещение, вентиляция, охрана всей выставочной территории и т.д.).
На основании перечисленного можно говорить о смешанной природе договора, заключаемого с организатором выставки. В таком договоре стороны могут совместить элементы различных договоров. Например:
— возмездного оказания услуг — когда организатор выставки обеспечивает участие в ней экспонента и при необходимости оказывает ему дополнительные услуги, в том числе рекламные;
— аренды — поскольку участнику предоставляют во владение и пользование на время работы выставки оговоренную выставочную площадь, стенды, оборудование и т.п.;
— подряда — если организатор выставки занимается изготовлением выставочного стенда, осуществляет его монтаж и демонтаж;
— перевозки — если в обязанность организатора входит доставка экспонируемой продукции производителя до выставочной территории.
Исходя из сказанного, можно сделать несколько выводов:
— не всегда корректно именовать такой договор договором оказания услуг по организации участия в выставке. Это допустимо, если организатор исполняет только обязанности по обеспечению участия. То есть никаких дополнительных обязанностей (например, по аренде оборудования, транспортировке продукции на выставку, изготовлению стенда), на себя не берет;
Что прописать в договоре
Условия, включаемые в договор на участие в выставке, зависят от объема обязанностей, которые планируется возложить на организатора выставки.
В подобных договорах обычно указывают:
— наименование выставки, сроки ее начала и окончания, место проведения;
— предмет договора (оказываемые услуги, выполняемые работы, предоставляемую выставочную площадь и т.д.) ;
— сроки начала и окончания оказания услуг, выполнения работ ;
Как правило, экспонент предпочитает самостоятельно:
— доставлять продукцию к месту проведения выставки, в том числе определять перевозчика;
— изготавливать рекламную продукцию, предназначенную для раздачи посетителям выставки (буклеты, каталоги, бизнес-сувениры);
— определять дизайн выставочного стенда и изготавливать его;
— договариваться с подрядчиком о монтаже и демонтаже стенда.
Пример формулировки условий договора
Организатор принимает на себя обязательства оказать Экспоненту услуги по организации выставки и предоставить выставочную площадь, необходимую для экспонирования продукции Экспонента на выставке «МебельДом2018», которая состоится с 20 по 22 апреля 2018 г. Место проведения: г. Минск, пр. Победителей, 20/2.
Иногда экспоненты предпочитают, чтобы их участие в выставке организовали «под ключ». В таком случае весь комплекс перечисленных выше обязанностей ложится на организатора.
Пример формулировки условий договора
Организатор обязан:
— произвести работы по изготовлению стенда в соответствии с планом-схемой (приложение 1 к настоящему договору) в срок до 16.04.2018;
— осуществить монтаж стенда в срок до 17.04.2018 и его демонтаж — до 24.04.2018;
— передать в аренду на период проведения выставки и разместить на стенде оборудование в соответствии с заявкой (приложение 2 к настоящему договору) в срок до 19.04.2018;
— до 01.04.2018 разместить в официальном каталоге выставки предоставленную Экспонентом краткую информацию о нем. Издать и распространить каталог до 08.04.2018. Тираж — 1000 экземпляров;
— 21.04.2018 осуществлять показ рекламного ролика Экспонента в выставочном зале с периодичностью раз в два часа, но не менее четырех раз.
Кто отвечает за продукцию на выставке
Сторонам важно оговорить, кто несет ответственность за сохранность продукции во время ее нахождения на выставке. Например:
— обязанность обеспечить сохранность (хранение и охрану) продукции на время выставки ложится на экспонента;
— организатор обеспечивает профессиональную охрану выставочных площадей в ночное время (к примеру, с 22.00 до 10.00) и не отвечает за пропажу (повреждение) продукции в остальные часы работы выставки;
— организатор полностью обеспечивает сохранность экспонируемой продукции, при этом имеет право страховать ее;
— убытки, вызванные повреждением, утерей продукции, распределяются между организатором и экспонентом поровну.
Учет расходов на конференции
Компании часто проводят профессиональные конференции, на которых делятся опытом, обсуждают стратегическое развитие, открытие новых направлений. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей: обучить персонал, обменяться мнениями, сплотить команду. Елизавета Сейтбекова, управляющая ООО «Корн-Аудит», рассказала «Расчету», как признать траты на такое мероприятие.
Вопрос признания расходов на конференцию во многом зависит от того, каким образом компания организует мероприятия, какие договоры она заключает, какая смета расходов у нее запланирована. Конечно, проще признать траты, если заключить договор со специализированной организацией. Вместе с тем, если проводить данное мероприятие самостоятельно, то можно сэкономить. Однако в последнем случае есть шанс возникновения рисков признания расходов. Рассмотрим оба варианта и решим, какой подходит лучше.
Вариант 1: заключение договора со сторонней компанией
Если компания хочет провести конференцию на должном уровне, при этом не тратить силы и время на ее организацию, можно пригласить специализированную компанию, которая организует мероприятие.
Сегодня на рынке существует множество фирм, предлагающих такие услуги. Они имеют в собственности или в аренде залы, оборудование, а также предоставляют дополнительные услуги: встреча гостей в аэропорту, предоставление переводчиков, ведущих мероприятия, организуют питание. Также такие компании приглашают на конференции преподавателей, консультантов, экспертов, которые могут обучить сотрудников новым дисциплинам и навыкам.
Важно правильно выбрать фирму, организующую конференции. Она должна иметь опыт проведения подобных мероприятий, помещения и оборудование, соответствующие требованиям заказчика. Для того, чтобы выбрать компанию, которая предлагает наилучшие условия, целесообразно провести конкурс.
После того, как вы нашли организатора, нужно заключить с ним контракт. Чаще всего это договор оказания услуг. По такому соглашению исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а последний обязуется оплатить их (ст. 779 ГК РФ).
Существенными будут условия, определяющие конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ), и цена.
Обратите внимание, виды предлагаемых услуг могут различаться. Тогда отличаться будут и отчетные документы. Если речь идет о консультационных услугах, подтверждающим документом будет акт приемки-передачи с выделением видов оказываемых услуг. Вместе с тем, в постановлении ФАС Московского округа от 10 октября 2011 года по делу № А40- 30370/10-127-132 суд указал, что отсутствие в актах оказания услуг информации о конкретных консультациях и рекомендациях налогоплательщику не является обстоятельством, исключающим его право учесть затраты на оплату консультационных услуг.
Если проводить корпоративное мероприятие самостоятельно, то можно сэкономить. Однако в последнем случае есть шанс возникновения рисков признания расходов.
Предметом договора могут быть образовательные услуги, если проведение конференции сопряжено с обучением сотрудников. В этом случае в соглашении нужно указать: условия, определяющие конкретный вид образовательной услуги, то есть то, чему обучают сотрудника, и стоимость. Необходимо документально подтвердить, что обучение проводится в интересах фирмы, то есть подобные затраты экономически оправданы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, в соответствии с законодательством об образовании подобные услуги являются лицензируемыми, то есть необходимо запросить у проводящей мероприятие компании копию разрешительного документа.
Бумагами, подтверждающими, что сотрудники прошли курс обучения, будут дипломы (свидетельства, аттестаты), сертификаты и удостоверения, выданные образовательным учреждением, или другие документы (договор, акт об оказании услуг и т. д.) с указанием программы обучения.
Если компания заключает договор оказания консультационных услуг, то такие расходы признаются на основании подпунктов 14 и 15 пункта 1 статьи 264, пункта 1 статьи 252 НК РФ. Обязательным условием для признания этих трат является документальное подтверждение оказания услуги.
Если компания заключает договор на обучение, то стоимость признается в расходах на дату подписания акта или получения иного документа, подтверждающего, что работник окончил образование либо завершил его этап (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Стоимость любого обучения не облагается НДФЛ, если оно проводится российской организацией, имеющей лицензию на такую деятельность, или иностранной организацией с соответствующим статусом (п. 21 ст. 217 НК РФ, Письма Минфина от 11.11.2013 г. № 03-04-06/48063, от 22.04.2010 г. № 03-03-06/1/291 (п. 2), от 15.10.2007 г. № 03-04-06- 01/357). Имейте в виду, такие услуги не облагаются страховыми взносами.
Вариант 2: сам себе организатор
Если компания хочет сэкономить и провести конференцию самостоятельно, то необходимо будет самим искать помещение, заключать договоры на банкетное обслуживание и многое другое. Поскольку траты на мероприятие могут значительно различаться, то необходимо придерживаться следующего алгоритма действий.
Для начала нужно составить смету расходов. Для того, чтобы понять, какие затраты придется понести, необходимо, прежде всего, рассчитать траты и утвердить приказом руководителя. Среди различных видов расходов можно выделить следующие: на размещение информации о проведении конференции в СМИ; на рекламу мероприятия; на рассылку приглашений, брошюр или каталогов рекламного характера; на обеспечение приглашенных раздаточным материалом; на аренду зала, аудио- и видеооборудование; на оплату услуг лекторов, их проезда к месту проведения семинара и обратно, а также на проживание в гостинице и на оплату услуг переводчика. Помимо этого, фирме нужно быть готовой и к другим расходам. Например, затратам на: изготовление сувенирной продукции для участников семинара; приобретение расходных материалов, проектора, флипчарта; организацию кофе-паузы, обедов или фуршетов; расходы на проезд сотрудников, гостиницу.
Смета будет больше или меньше в зависимости от того, имеется ли в компании помещение, в котором можно провести подобное мероприятие, или же необходимо его арендовать.
Еще одной особенностью в случае самостоятельной организации мероприятия будет нормируемый характер траты. Представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав прочих в размере, не превышающем 4 процента от трат фирмы на оплату труда за этот налоговый период.
После этого можно заключить договоры с компаниями, которые предоставляют все эти услуги. При самостоятельной организации фирме придется заключить несколько контрактов. Так, если компания проводит рекламу, то необходимо заключить договор оказания рекламных услуг.
Информирование должно быть обращено неограниченному числу лиц. А подтверждающим документом будет акт приемки-передачи.
При аренде зала будет также заключен соответствующий договор. Единственным существенным условием такого соглашения, вытекающим из закона, является условие о предмете аренды. Согласно пункту 3 статьи 607 ГК, в контракте должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче компании в качестве объекта аренды. При их отсутствии условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным, а само соглашение – незаключенным.
Если говорить об изготовлении сувенирной продукции, обеспечении участников раздаточным материалом, то фирме-заказчику нужно подписать соглашение подряда с компанией-исполнителем. Основным условием, которое необходимо согласовать сторонам в договоре подряда, является его предмет. Это – существенное условие (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 702, пунктом 1 статьи 703, статьей 726 ГК РФ предметом договора подряда признается работа и ее результат. Начальный и конечный сроки также признаются судами существенными условиями исходя из положений пункта 1 статьи 708 ГК РФ. Стороны могут установить в контракте следующие формы расчетов: денежными средствами или с помощью встречных договоров (поставка, подряд, возмездное оказание услуг, аренда). Приемка-передача будут осуществляться по соответствующему акту.
При организации конференции какие-то товары (например, бумагу, ручки, флипчарт, проектор) компании необходимо будет приобрести, и тогда нужно заключить договор купли-продажи.
Необходимым условием контракта будет наименование, количество товара и его цена.
Теперь перейдем к признанию расходов. С ними при самостоятельной организации мероприятия не все так просто, как в первом случае.
Признание расходов
Компании, которые организуют мероприятия самостоятельно, признают расходы различными способами. Первый вариант – признать все траты в качестве представительских.
Правомерность такого подхода подтверждена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 октября 2007 года № Ф08-6877/2007- 2552А по делу № А63-2652/2007-С4. Суд тогда указал, что расходы на проведение конференций, совещаний, приемов, годового общего собрания акционеров являются представительскими.
Однако нужно помнить, что перечень подобных трат ограничен. К представительским относятся: расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки деловых партнеров к месту проведения мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно; буфетное обслуживание; оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате фирмы (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Еще одной особенностью в данном случае будет нормируемый характер расходов. Представительские траты в течение отчетного периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от трат фирмы на оплату труда за этот налоговый период.
Второй вариант – признание каждого вида затрат отдельно. Так, расходы на аренду конференц-зала относятся к представительским и учитываются в составе прочих (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Часть расходов можно признать тратами на рекламу. К ним относятся в том числе издержки на: участие в выставках, ярмарках, экспозициях; оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов; изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации и другие (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина от 09.08.2013 г. № 03-03-06/1/32239).
Если проведение конференции связано с доставкой работников из других регионов, то у компании возникнут командировочные расходы. Напомню, что в соответствии со статьей 166 ТК командировка – это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения поручения вне места постоянной работы. При направлении специалиста фирмы обязана возместить ему (ст. 168 ТК РФ): расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные затраты, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные траты, произведенные сотрудником с разрешения или ведома работодателя.
Согласно пункту 1 статьи 264 НК РФ, затраты на эту поездку признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией. Признание отдельных видов расходов позволит избежать превышения норм по представительским расходам компании.
Елизавета Сейтбекова, для журнала «Расчет»
Неудобно читать с монитора?
Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>
Читайте также по теме:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Составление проекта договора. Возможность его корректировки
Существенные условия договора
В соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (к примеру, в договоре поставки должны быть прописаны условие о наименовании товара и о количестве товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ), в противном случае такой договор не позволяет определить количество подлежащей передаче продукции, и он считается незаключенным (п. 2 ст. 465 ГК РФ)), а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В зависимости от типа договора (оказание услуг, поставка товара, выполнение работ) организатор закупок составляет проект договора, в котором указывает существенные условия будущего соглашения.
Структура договора
В Положении о закупках заказчикам необходимо прописать порядок формирования условий проекта договора, заранее предусмотрев его структуру, в составе которой необходимо указать:
— соответствие ТРУ стандартам качества (к примеру, качество товара должно соответствовать показателям ГОСТа 31424 – 2010) ;
— сроки (периоды) поставки товара/оказания услуг/выполнения работ (к примеру: срок выполнения работ устанавливается с момента подписания договора до 01.12.2020 года), порядок приемки результата оказания услуг/выполнения работ;
— место и условия поставки товара/оказания услуг/выполнения работ (к примеру, поставщик собственными силами и средствами и за свой счет осуществляет доставку товара до места назначения по адресу: г. Томск, ул. Ленина, д 116, 6 этаж, каб. 612») ;
— общая стоимость ТРУ (указать, что входит в стоимость: обязательные налоговые платежи, транспортировка, разгрузка/погрузка, монтаж, пуско-наладочные работы, обучение сотрудников и т.д.), цена за единицу ТРУ, порядок расчетов (условия оплаты необходимо установить с учетом норм ст. 190-194 ГК, которые регламентируют особенности исчисления сроков, к примеру: оплата товара производится заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара и представления документов на оплату с отсрочкой платежа 20 календарных дней от даты поставки. Если последний день срока оплаты приходится на нерабочий день, днем окончания срока перечисления денежных средств за поставленный товар считается ближайший следующий за ним рабочий день);
— права и обязанности сторон (к примеру, права заказчика: принимать товар на условиях договора, производить оплату товара в согласованные сторонами сроки, требовать от поставщика передачи недостающих или замены отчетных документов, материалов и иной документации, подтверждающих поставку товара и др.);
— ответственность сторон (пени, штрафы): размер, порядок взыскания, основания для взыскания (к примеру, в случае недопоставки или просрочки поставки товара заказчик вправе потребовать уплаты поставщиком неустойки в размере 1 % стоимости не переданного в срок товара за каждый день просрочки. В случае поставки некачественного и (или) некомплектного товара заказчик вправе потребовать уплаты поставщиком штрафа в размере 5 % стоимости такого товара);
— обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, военные действия, эпидемии, пожары, природные катастрофы, и т.д., делающие невозможным выполнение обязательств по настоящему договору. Данные обстоятельства должны быть подтверждены компетентными органами, имеющими право на такое подтверждение);
— порядок урегулирования споров и расторжения договора (к примеру: споры и разногласия, возникающие между сторонами по договору разрешаются путем направления соответствующих претензий. В случае невозможности разрешения разногласий между сторонами в установленном договором порядке, они подлежат рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы);
— гарантийные обязательства (при необходимости) (к примеру, гарантия качества: если в период гарантийной эксплуатации товара (12 месяцев) обнаружатся дефекты, поставщик обязан их устранить за свой счет в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента составления сторонами соответствующего акта с перечнем обнаруженных недостатков или с момента получения от заказчика соответствующей претензии);
— внесение обеспечения исполнения договора (форма, размер, порядок возврата) (по необходимости) (к примеру: 1) исполнение договора обеспечивается внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Обеспечение исполнения договора возвращается поставщику при условии надлежащего выполнения своих обязательств по договору в течение 30 банковских дней со дня исполнения обязательств по договору поставки; 2) исполнение договора обеспечивается предоставлением банковской гарантии, выданной банком, который соответствует требованиям, установленным Правительством РФ. Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный договором срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц) ; [2]
— срок действия договора (к примеру: договор вступает в силу с момента его подписания и действует по 31.05.2021 года, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения сторонами своих обязательств);
— приложения к договору (формы актов, спецификации, сметы, чертежи, эскизы, списки и перечни и т.д.)
Следует обратить внимание, что ФЗ № 223 содержит специальные требования к содержанию отдельных договоров:
Формирование проекта договора
Формируя проект договора, заказчик, в первую очередь, исходит из собственных интересов и потребностей, производственных и финансовых возможностей предприятия. Организатор процедур составляет проект соглашения таким образом, чтобы его пункты были максимально выгодными для него, обезопасив себя при этом возможными санкциями для контрагента. Участникам закупок важно заранее изучить особенности дальнейшего сотрудничества и не попасть впросак на стадии заключения договора, поскольку при подаче заявки потенциальный контрагент соглашается со всеми условиями закупочной документации и готов выполнить все обязательства по договору.
В Положении о закупке рекомендуется прописать последовательность действий, при подписании договора как со стороны организатора процедур, так и со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), и указать в нем (при необходимости):
Изменение проекта договора на стадии приема заявок на участие в закупке
Направление протокола разногласий. Срок его рассмотрения заказчиком
Срок рассмотрения заказчиком направленного контрагентом протокола разногласий не указан в ФЗ № 223, однако, предполагается, что согласование сторонами всех возникший разночтений необходимо завершить, не превышая 20-дневный срок подписания договора. Перед тем, как направить протокол разногласий, поставщику (исполнителю, подрядчику) следует:
Пример из практики
В антимонопольную службу поступила жалоба участника торгов на действия заказчика при осуществлении закупки в форме запроса котировок на поставку жидкого котельного топлива (мазут). По мнению поставщика, организатор закупки неправомерно признал его уклонившимся от заключения договора. Рассмотрев материалы дела, комиссия УФАС установила, что п. 5.2 ч. 5 закупочной документации установлено, что победитель запроса котировок не вправе отказаться от заключения договора и обязан подписать его не ранее чем через 10 дней и не позднее 15 дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС. Победитель закупки направил заказчику протокол разногласий к проекту договора по истечению регламентированного срока для подписания соглашения. В своем решении антимонопольный орган пришел к выводу, что поскольку нормы действующего законодательства не содержат ограничений для заказчиков устанавливать сроки подписания договора в рамках, установленных ч. 15 ст. 3.2 ФЗ № 223 (между десятью и двадцатью днями с даты размещения в ЕИС итогового протокола), заключать соглашения нужно исходя из потребности заказчика. Участник закупки, самостоятельно принявший решение об участии в процедуре, и претендующий на выполнение обязательств по договору, обязан учесть специфику его заключения и соблюсти все предусмотренные для этого условия. (Решение по делу № 028/07/3-380/2020 Амурского УФАС от 30.07.2020).
Форма протокола разногласий
Единого шаблона оформления протокола разногласий в закупочной практике нет. Контрагенты, как правило, по своему усмотрению в произвольной форме готовят такой документ и направляют его на согласование заказчику.
Отказ заказчика от протокола разногласий
Как правило, у организатора закупок не возникает вопросов к протоколу разногласий, который соответствует требованиям процедуры и содержит указание на неточность данных в проекте договора (например, исправление банковских реквизитов, орфографических ошибок и др). Однако на практике бывают случаи, когда поставщик (подрядчик, исполнитель), изучив более подробно условия предстоящей сделки, просит в протоколе разногласий изменить, к примеру, порядок оплаты, срок поставки, место доставки груза и пр. В таком случае заказчик имеет право не принимать заявленные новые условия контрагента и повторно направить ему исходную редакцию проекта договора. В случае несогласования в надлежащей форме условий, указанных в протоколе разногласий, по общему правилу договор считается незаключенным.
Пример из практики
В УФАС поступила жалоба участника на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку автомобильного крана. Из обращения заявителя следует, что при проведении закупки организатор торгов необоснованно принял решение о признании общества уклонившимся от заключения договора с последующей утратой статуса победителя. Изучив материалы дела, антимонопольный орган установил, что после подведения итогов процедуры заказчик направил в адрес победителя проект договора для подписания с его стороны. В свою очередь инициатор обращения, не согласившись с таким проектом, предоставил организатору торгов протокол разногласий, в котором предложил изменить сумму договора. В своем решении антимонопольная служба поддержала позицию заказчика, поскольку представленный протокол разногласий поставщика изменяет суть изначального предложения заявки, по которому был осуществлен отбор и оценка победителя. В соответствии с установленными в документации о закупке требованиями и критериями, закупочная комиссия организатора аукциона обоснованно не приняла данный протокол с измененной ценой. (Решение УФАС по Хабаровскому краю № 8-01/170 (027/01/18.1-716/2020) от 08.06.2020).
Направление заказчиком сведений в РНП
Изменение договора в процессе его исполнения
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что изучение и согласование условий предстоящей сделки является одним из самых важных этапов закупочного процесса. Несомненно, «слабой» стороной в данном случае будет поставщик (исполнитель, подрядчик), который планирует поучаствовать в закупке и принимает заявленные условия (в т.ч. проект договора) заказчика. Однако у участника есть возможность повлиять на корректировку некоторых пунктов предстоящего договора на стадии подачи заявок, либо в дальнейшем при заключении договора путем направления протокола разногласий.
Автор: Елена Бусарова
[2] При составлении проекта договора необходимо учитывать особенности закупок у субъектов МСП, к примеру, размер обеспечения исполнения договора в таком случае не может превышать 5 % начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса
[5] В отношении неконкурентных закупочных процедур в ФЗ № 223 требования к сроку не указаны. Организатор закупок определяет их самостоятельно в своем Положении.
[6] см. Решение УФАС по Иркутской области № 038/639/19 от 04.07.2019 (УФАС в своем решении указало, что направленный заявителем протокол разногласий не отвечал требованиям пункта 28 статьи 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ, то есть по своей правовой природе не являлся протоколам разногласий к проекту договора).
[8] См. Решение УФАС по Саратовской области № 064/07/3-757/2019 от 25.11.2019 (УФАС в своем решении признало заказчика, который не приложил отдельный документ причин отказа с учетом полностью или частично содержащихся в протоколе разногласий замечаний, нарушившим порядок проведения торгов).
[9] См. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
[10] См. Решение №06/10/668-рнп/2019 УФАС по Воронежской области от 20.09.2019
[11] См. Решение № 046/07/5-394/2020 УФАС по Курской области от 10.07.2020 (отказ победителя от подписания договора по результатам конкурса в электронной форме в связи с чрезвычайным и непредотвратимым характером пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19)
[12] При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
[13] См. п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 (о неоднократном увеличении цены договора)