договор на управление общим имуществом совместного домовладения
В жировках появится новая строка. Поясняем, что такое управление общим имуществом совместного домовладения
В редакцию агентства «Минск-Новости» обратилась читательница. «Недавно услышала, что в счетах за коммунальные услуги появится новая графа «Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения», – сказала Надежда Станиславовна. – Поясните, а кто им будет управлять, как оформить эти отношения и в какую сумму обойдется нововведение?»
Разъяснить ситуацию согласился директор КУП «ЖКХ Первомайского района» Дмитрий Дубовец, ответивший на вопросы читательницы.
Как можно управлять совместным домовладением?
Сегодня в Республике Беларусь возможны три варианта. Участники совместного домовладения, включающего не больше 10 квартир, могут заключить между собой договор совместного управления. Второй способ – это создание юридического лица – товарищества собственников или ЖСПК. Если два этих варианта жителей не устраивают, управление общим имуществом осуществляется уполномоченным лицом, которое назначает администрация района. Фактически, это определение можно отнести к почти всему старому многоэтажному жилому фонду страны, то есть домам, обслуживанием которых занимается ЖЭУ.
Для чего это нужно?
С возникновением совместного домовладения появляется необходимость управлять им. Ведь помимо прав на жилые помещения у собственников квартир существуют и обязанности по эксплуатации и содержанию общего имущества: подъездов, крыш, подвалов, внутридомового оборудования, общедомовых приборов учета и других объектов. И здесь Жилищный кодекс предлагает гражданам право выбора: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего – уполномоченного лица.
Уполномоченное лицо – это кто?
Уполномоченное лицо – это государственный заказчик в сфере ЖКХ, управляющая организация, обеспечивающая в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ на основании договора, в котором определены права и обязанности сторон по надлежащей эксплуатации общего имущества дома, а также прописана иная деятельность, вплоть до представления интересов собственников жилья в суде. В обязанности уполномоченного лица входят проведение конкурсов по выбору тех, кто оказывает жилищно-коммунальные услуги, контроль за качеством их оказания, а также решение претензионных вопросов и рассмотрение обращений граждан, связанных с их желанием улучшить комфортность проживания.
– Всю необходимую информацию об уполномоченном лице жители нашего района могут найти на официальном сайте КУП «Жилищное коммунальное хозяйство Первомайского района г. Минска», – уточняет Д. Дубовец. – Кроме того, сведения о месте нахождения и режиме работы уполномоченного лица, его руководителе, об ответственных за заключение договоров, устранение недостатков жилищно-коммунальных услуг, а также о режиме их работы и времени приема граждан размещены на информационных стендах ЖЭУ и официальных интернет-порталах организаций ЖКХ.
Что это дает гражданам?
Потребителю не нужно заключать несколько договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг, а лишь один – с уполномоченным лицом. Исключение составляют услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые оплачиваются по показаниям индивидуальных приборов учета. Для каждой из них у потребителя будут индивидуальные договоры.
Что касается улучшения условий проживания, то, допустим, у собственников квартир есть желание сделать добротный, а не минимальный ремонт подъезда, который, как правило, предлагают гражданам. Или жители хотят утеплить свой дом. Решением этих вопросов – организацией собрания, согласованием проектов, документов, поиском подрядчика и приемкой выполненных работ – будет заниматься уполномоченное лицо.
Где и как нужно заключать договор по управлению общим имуществом совместного домовладения?
Утвержденный типовой договор заключается со всеми получающими услугу управления общим имуществом. Нет необходимости дополнительно что-то подписывать и заверять печатью, достаточно выполнить указанные в нем условия, например, принять и оплатить услугу. Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня. Если же собственнику нужен бумажный экземпляр, то его можно получить в РСЦ и по месту нахождения уполномоченного лица.
Это нужно делать всем?
Ничего не меняется для товариществ собственников, поскольку ТС определились с управлением уже тогда, когда приняли решение о создании юридического лица. Права и взаимоотношения участников ТС (организации застройщиков) зафиксированы уставом, в котором прописаны обязанности ТС и ЖСПК по управлению общим имуществом, а полномочия на выбор исполнителей ЖКУ, на единообразие проведения эксплуатации общего имущества делегированы органам правления и его председателю. Расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.
Можно ли отказаться от заключения договора?
Отсутствие договора с потребителем или отказ потребителя заключить подобный договор не освобождает его от платы за услугу управления общим имуществом. Здесь работает тот же принцип, как и в случае с предоставлением основных жилищно-коммунальных услуг, – отказаться нельзя.
– Несмотря на то что в извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг появится новая строка, общая сумма не изменится, – поясняет Д. Дубовец. – Потребители и раньше платили за управление общим имуществом, просто это было включено в тарифы сразу нескольких услуг: техническое обслуживание дома и лифта, вывоз твердых коммунальных отходов, санитарное содержание вспомогательных помещений. После вычленения услуги управления общим имуществом в отдельную строку стоимость перечисленных четырех станет ниже. Например, тариф за техническое обслуживание дома будет снижен с 0,1322 до 0,1238 рубля за квадратный метр, техническое обслуживание лифта подешевеет с 1,5 до 1,43 рубля, за санитарное содержание вспомогательных помещений минчане заплатят 85 копеек с проживающего вместо прежних 88.
C проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь «О реализации Закона Республики Беларусь от 4 января 2021 г. № 78-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении» можно ознакомиться на Правовом форуме Беларуси.
Совместное домовладение с 08.07.2021: кто будет управлять общим имуществом
Законом N 78-З изменен Закон о совместном домовладении (далее — Закон).
Изменения и дополнения, которые вступают в силу с 08.07.2021, будут распространяться на нежилые капитальные строения (здания и сооружения) и расположенные в них жилые и нежилые изолированные помещения, машино-места. При этом Закон не будет распространяться на деятельность:
— кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок.
Общие положения совместного домовладения (термины, субъекты, права и обязанности и прочее)
Внимание!
Участниками совместного домовладения помимо собственников объектов недвижимого имущества будут являться лица :
— обладающие правом хозяйственного ведения либо оперативного управления в отношении объектов недвижимого имущества;
— участвовавшие в финансировании строительства объектов недвижимого имущества, которым согласно представленным для госрегистрации создания или изменения нежилого капитального строения (здания, сооружения) документам будет принадлежать право собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления на расположенные в этом нежилом капитальном строении (здании, сооружении) объекты имущества.
Принципиально изменен подход к субъектам отношений по совместному домовладению. Если до 08.07.2021 к ним относятся лишь собственники недвижимого имущества совместного домовладения, то с 08.07.2021 к ним будут относиться :
— участники совместного домовладения;
— организация, управляющая общим имуществом совместного домовладения;
— уполномоченное лицо, назначаемое местным исполкомом;
— иные лица, участвующие в отношениях по совместному домовладению.
— договоры на оказание коммунальных услуг в отношении общего имущества совместного домовладения;
— договоры на оказание дополнительных услуг в отношении общего имущества совместного домовладения.
Предоставлено право любому участнику совместного домовладения отказаться от дополнительных услуг.
Установлены :
— перечень прав и обязанностей участников совместного домовладения;
— гарантии на получение участниками совместного домовладения сведений и документов;
— порядок информирования местных исполкомов о возникновении совместного домовладения.
Управление общим имуществом совместного домовладения
С учетом изложенных нововведений расширен перечень способов управления общим имуществом совместного домовладения. Управление будет осуществляться :
— непосредственно участниками совместного домовладения, если объекты недвижимого имущества находятся в собственности не более 15 лиц. Соответствующее решение принимается на общем собрании, если его участники обладают в совокупности не менее чем 2/3 голосов от общего количества (кворум). Между участниками заключается договор о совместном домовладении в простой письменной форме. Участники могут выбрать иной способ управления ;
На заметку
До 08.07.2021 управление недвижимым имуществом совместного домовладения осуществляется лишь :
— непосредственным управлением собственников в случаях, когда недвижимость включает в себя не более 5 единиц нежилых помещений, принадлежащих различным собственникам;
— управлением через товарищество собственников;
— иным способом, предусмотренным законодательством.
Внимание!
Конкретизированы вопросы, по которым местный исполком вправе инициировать проведение общего собрания участников совместного домовладения :
— выбор способа управления общим имуществом совместного домовладения, если его участниками в течение 6 месяцев не принято решение о выборе соответствующего способа;
— изменение способа управления общим имуществом совместного домовладения, если в нежилом капитальном строении (здании, сооружении) не обеспечиваются сохранность и эксплуатация общего имущества совместного домовладения в соответствии с актами законодательства и ТНПА.
Установлен порядок действий исполкома и участников совместного домовладения в таких случаях .
— уполномоченным лицом (организация, назначаемая исполкомом), если общее собрание участников совместного домовладения инициировал местный исполком по установленным вопросам и это собрание не состоялось либо не имело кворума. С уполномоченным лицом заключается договор на управление общим имуществом совместного домовладения ;
— товариществом собственников;
— иным способом, предусмотренным законодательными актами.
Товарищество собственников
Регламентирован порядок:
— создания товарищества собственников ;
— формирования имущества товарищества собственников ;
Дополнительные разъяснения
На заметку
Места общего пользования — лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши и прочее .
Переходные положения
Внимание!
До приведения устава в соответствие с изменениями он будет действовать лишь в части, которая не противоречит Закону N 78-З .
Внимание!
До приведения договоров в соответствие с изменениями они будут действовать лишь в части, которая не противоречит Закону N 78-З .
Договор управления многоквартирным домом и способы его расторжения
Договор управления – основной документ, регулирующий отношения между собственниками помещений в МКД и организацией, на которую возложена обязанность управлять домом и общим имуществом за плату. Читайте о том, кто и на какой срок заключает договор управления и при каких условиях он может быть расторгнут.
Формы управления многоквартирным домом
Выбор формы управления – обязанность собственников помещений в доме (п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Для этого в соответствии со ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ проводится общее собрание собственников, на котором за выбранный способ должно проголосовать большинство от общего числа голосов собственников, принимающих участие в данном собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Независимо от выбранной формы, управление домом должно обеспечить надлежащее содержание общего имущества собственников и безопасные условия для проживания, а также решение вопросов пользования общим имуществом (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Собственники в любой момент могут изменить способ управления дома, а решение ОСС по данному вопросу является обязательным для всех собственников в МКД (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Договоры при непосредственном управлении МКД
При заключении договоров с организациями, оказывающими услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД, их подписывают все или большинство собственников помещений в доме на основании решения ОСС (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).
Также стороной договора с третьими лицами может быть один из собственников, которому остальные владельцы помещений в доме выдали доверенности действовать от их лица (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ).
Договор управления многоквартирным домом с собственниками
Если на общем собрании собственники выбрали способом управления домом специализированную организацию, то они заключают с УО договор управления многоквартирным домом.
Договор управления – это договор, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией. УО по заданию собственников, ТСЖ или ЖК в течение срока действия договора обязана за плату оказывать услуги и проводить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома.
Также по договору управления УО должна обеспечивать готовность внутридомовых инженерных систем к оказанию коммунальных услуг и предоставлять коммунальные услуги, если это оговорено в ДУ (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
Стороной договора с управляющей организацией выступают собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).
Подписать договор могут как сами собственники, так и председатель совета МКД, если у него есть на это доверенности. Договор заключается в письменной или в электронной форме с использованием ГИС ЖКХ (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ).
Договор управления с застройщиком
Договор управления с организацией могут заключать не только собственники, но и застройщик, сдавший в эксплуатацию новый многоквартирный дом.
До момента, пока орган местного самоуправления проведёт конкурс по выбору управляющей домом организации или сами собственники на общем собрании выберут способ управления, застройщик должен заключить договор управления с УО по своему выбору. Сделать это необходимо в течение пяти дней со дня получения разрешения на сдачу дома в эксплуатацию (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).
В таком случае застройщик выступает в качестве заказчика и согласовывает перечень работ и услуг и размер платы за них. УО выставляет счета за свои услуги на имя застройщика, поскольку он является собственником помещений до их передачи по соответствующему акту в собственность дольщиков (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2004 № 214).
Договор между застройщиком и управляющей организацией заключается на срок не более трёх месяцев (п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ). За этот период муниципалитет извещает о проведении открытого конкурса по выбору УО для управления многоквартирным домом. Конкурс должен завершиться через 40 дней после извещения, и затем орган местного самоуправления уведомляет собственников о его результатах (ч. ч. 4-5 ст. 161 ЖК РФ).
В это время собственники помещений в новостройке и дольщики, принявшие от застройщика помещения по передаточному акту, могут провести общее собрание собственников и выбрать иной способ управления или другую управляющую организацию в соответствии со ст. ст. 44 – 46 ЖК РФ.
Сроки действия договора управления многоквартирным домом
Заключённый на любой из указанных сроков договор управления МКД автоматически пролонгируется на тот же период с теми же условиями, если ни одна из сторон письменно не заявила о прекращении его действия (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ).
Расторжение договора управления многоквартирным домом
Расторгнуть договор управления досрочно можно по обоюдному согласию сторон в соответствии с требованиями ст. 450 ГК РФ (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Сделать это можно, инициировав общее собрание собственников помещений в МКД по вопросу расторжения ДУ (ч. 3 ст 161 ст. ЖК РФ).
В одностороннем порядке договор расторгается по решению суда, если одна из сторон совершила грубое нарушение существенных условий такого договора (ч. 1 ст. 450 ГК РФ).
Существенным закон признаёт нарушение договора одной из сторон, из-за которого другая сторона из-за нанесённого ущерба лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 ст. 450 ГК РФ).
Если УО не выполняет условия заключённого договора управления многоквартирным домом, то собственники вправе на общем собрании принять решение о расторжении договора в одностороннем порядке. Решение утверждается большинством от общего числа голосов, принимавших участие в собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). При этом на ОСС выбирается новая УО либо новый способ управления домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ).
Расторжение УО договора управления в одностороннем порядке
Согласно ч. 2 ст. 310 ГК РФ, управляющая организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность по управлению МКД, не имеет права в одностороннем порядке расторгнуть заключённый с собственниками договор управления.
Также УО может расторгнуть договор управления в одностороннем порядке по истечении срока его действия. Такой способ разорвать договорные отношения с МКД подтверждён постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.03.2013 по делу № А41-9806/12.
Если заключить договор управления с собственниками сроком на один год с условием пролонгации, УО при необходимости может расторгнуть договор в одностороннем порядке. Главное – подробно прописать в договоре процедуру отказа от договора: утвердить шаблон уведомления собственников, способы и сроки его доставки и другие важные пункты.
Как управляющей организации расторгнуть договор управления домом
Коротко о главном
Расторгнуть договор управления можно по соглашению его сторон либо в одностороннем порядке, доказав нарушение его существенных условий одной из сторон. При этом УО придётся доказывать нарушения в судебном порядке. Но лучше достигнуть согласия в этом вопросе с собственниками помещений в МКД, поставив вопрос о прекращении действия договора управления на общем собрании собственников. Провести такое собрание юридически верно поможет сервис «ОСС на 100%».
Администрация Московского района г.Минска
Тел. (+375 17) 260-63-96,
факс +375 17 368-14-07
Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения
Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь обращает внимание на то, что с 1 июня 2021 г. плательщиками жилищно-коммунальных услуг, являющимися участниками совместного домовладения, ежемесячно будет вноситься плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Указанная услуга оказывается на основании договора на управление общим имуществом совместного домовладения, заключение которого предусмотрено жилищным законодательством в случае назначения уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения.
Обязанность по подготовке и заключению с потребителем договора на управление общим имуществом совместного домовладения установлена Законом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг». Типовой договор на управление общим имуществом совместного домовладения утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 99 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг».
При этом следует отметить, что уполномоченным лицом по управлению общим имуществом совместного домовладения является государственный заказчик в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – государственный заказчик), создаваемый в соответствии с законодательством облисполкомами и Минским горисполкомом.
Данная услуга будет выделена из отдельных ЖКУ и не повлечет увеличение общего размера платы за ЖКУ.
«Услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения» будет предоставляться на основании Типового договора на управление общим имуществом совместного домовладения и включаться отдельной строкой в извещение на оплату ЖКУ.
С перечнем жилых домов, по которым коммунальное унитарное предприятие «Жилищное коммунальное хозяйство № 1 Московского района г.Минска» назначено уполномоченным лицом, формой Типового договора, порядком его заключения Вы можете ознакомиться на официальном сайте организации
Для заключения Типового договора Вам необходимо обращаться в следующие организации:
Коммунальное унитарное предприятие «Жилищное коммунальное хозяйство № 1 Московского района г.Минска» ул.Гурского, 26, контактные телефоны: планово-экономический отдел: 8017 399 29 47; специалист по работе с населением: 8017 263 45 43.
Режим работы: пн-чт: с 8.45 до 18.00, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00, пт. с 8.45 до 16.45, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00
Расчетно-справочный центр № 1 Московского района г.Минска
г.Минск ул.Сергея Есенина д.35 к.3 | 8(017) 263-57-04, 8(017) 365-20-51 | Пн-Пт с 8:00 до 20:00 Сб с 8:00 до 17:00 |
Расчетно-справочный центр № 2 Московского района г.Минска
г.Минск, ул.Сергея Есенина, д.67. | 8(017) 343 10 00 | Пн-Пт с 8:00 до 20:00 Сб с 8:00 до 17:00 |
Расчетно-справочный центр № 3 Московского района г.Минска
г. Минск, ул.Лермонтова, д. 43 | 8(017) 397 45 41 | Пн-Пт с 8:00 до 20:00 Сб с 8:00 до 17:00 |
Расчетно-справочный центр № 4 Московского района г.Минска
г. Минск, улица Рафиева, дом 44 | 8(017) 377 33 43 | Пн-Пт с 8:00 до 20:00 Сб с 8:00 до 17:00 |
Расчетно-справочный центр № 5 Московского района г.Минска
г. Минск, проспект газеты “Звязда”, д.3 | 8(017) 270 26 80 | Пн-Пт с 8:00 до 20:00 Сб с 8:00 до 17:00 |
Расчетно-справочный центр № 6 Московского района г.Минска
г.Минск, 2-ой пер.Розы Люксембург, д. 4, корп. 2 | 8(017) 208 37 88 | Пн- Пт 8:00 до 20:00 Сб с 8:00 до 17:00 |
ЧТО ТАКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩИМ ИМУЩЕСТВОМ И ПОЧЕМУ ПОДЕШЕВЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ЖКУ?
При оплате жилищно-коммунальных услуг за июнь граждане увидят в жировках новую строчку «Услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения». Что это за услуга, кто ее будет оказывать и сколько мы будем платить — выяснил портал коммунальной грамотности.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Введение услуги по управлению общим имуществом предусмотрено Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, а также возмещения расходов на электроэнергию, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571.
Изменения, принятые в апреле текущего года, дополнили данный документ главой 17 «Плата за услугу по управлению общим имуществом совместного домовладения». В ней отмечается, что плата за эту услугу ежемесячно вносится плательщиками ЖКУ, являющимися участниками совместного домовладения. Исчисляться она будет соразмерно общей площади принадлежащего собственнику жилья и нежилых помещений в доме.
ПЛАТИМ ОТДЕЛЬНО, НО УСЛУГА НЕ НОВАЯ
Предвкушая сто вопросов от потребителей, отметим, что, хотя эта услуга и будет вынесена в отдельную строку в жировке, она далеко не новая. Мы и раньше платили за управление общим имуществом, это было включено в тарифы нескольких ЖКУ: техническое обслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательный помещений. После вычленения данной услуги в отдельную, себестоимость вышеперечисленных четырех услуг станет меньше.
Так, например, тариф за техническое обслуживание дома будет снижен с 0,1322 до 0,1238 руб. за 1 кв. м, техническое обслуживание лифта подешевеет с 1,5 до 1,43 руб. на одного проживающего, за санитарное содержание в Минске мы заплатим в июне 85 копеек на одного проживающего вместо 88. Такие тарифы определены Указом Президента № 490 от 24 декабря 2020 г.
КТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ УСЛУГУ?
На сегодняшний день управлять совместным домовладением в Беларуси можно тремя способами. Участники совместного домовладения, включающего не больше 10 квартир, могут заключить между собой договор совместного управления. Второй способ — это создание юридического лица — товарищества собственников или ЖСПК. Если не выбраны два предыдущих варианта, управление общим имуществом осуществляется уполномоченным лицом, которое назначит исполком. Фактически, это почти весь старый многоэтажный жилфонд страны, то есть дома, обслуживанием которых занимается ЖЭС.
«Жилищный кодекс предлагает право выбора: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего — уполномоченного лица.»
— С возникновением совместного домовладения сразу же появляется необходимость по его управлению. Ведь у собственников квартир, помимо прав на жилые помещения, существуют и обязанности по эксплуатации и содержанию общего имущества: подъездов, крыш, подвалов, внутридомового оборудования, общедомовых приборов учета и других объектов, — отмечает начальник управления жилищного хозяйства МЖКХ Андрей РОМАШКО. — Жилищный кодекс предлагает право выбора: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего — уполномоченного лица. Пока услуга по управлению общим имуществом была замаскирована в других ЖКУ, создавалось впечатление, что никакого управления как будто и нет. Но это не так. Подобного рода деятельность существовала всегда, но платили мы за нее в составе остальных услуг. Однако управление совместным домовладением — это важная организационная составляющая, потому и было принято решение расщепить потоки, сделав ее самостоятельной услугой.
Независимый эксперт в сфере недвижимости — исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий КАЛЁНОВ — также отмечает важность управления общим имуществом дома, сравнивая его с управлением самолетом.
— Там есть командир корабля, который принимает ключевые решения и контролирует все остальные службы (управляющий в ЖКХ), а также стюарды (сервисные и клининговые услуги в ЖКХ), техническая служба полетов (ЖЭУ в ЖКХ), и все они играют важную роль, но без командира корабля полет невозможен или опасен. Поэтому в долгосрочной перспективе именно эта услуга — управление общим имуществом дома — будет развиваться, совершенствоваться и иметь большое значение для увеличения современного и комфортного жилья в белорусских городах, — отмечает эксперт.
ЧТО ВХОДИТ В ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЛИЦА?
Уполномоченное лицо — это государственный заказчик в сфере ЖКХ. В Минске, областных центрах, некоторых крупных городах (Пинск, Новополоцк и др.) — это коммунальные унитарные предприятия ЖКХ (КУП ЖКХ), в небольших городках это могут быть филиалы ЖКХ.
Уполномоченное лицо — это управляющая компания, обеспечивающая в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ на основании договора, в котором, кроме прав, определены и обязанности сторон по надлежащей эксплуатации общего имущества дома, прописана иная деятельность, вплоть до представления интересов собственников жилья в суде.
По договору на управление общим имуществом совместного домовладения одна сторона (уполномоченное лицо) по поручению другой стороны (участника совместного домовладения) за плату обязуется организовать оказание семи основных и пяти дополнительных жилищно-коммунальных услуг, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления общим имуществом совместного домовладения.
Уполномоченное лицо — это управляющая компания, обеспечивающая в первую очередь права потребителей услуг ЖКХ на основании договора, в котором, кроме прав, определены и обязанности сторон по надлежащей эксплуатации общего имущества дома, прописана иная деятельность, вплоть до представления интересов собственников жилья в суде.
— То есть потребителю не нужно будет заключать несколько договоров на предоставление ЖКУ. Будет один договор с уполномоченным лицом, — отмечает Андрей РОМАШКО. — Исключение составляют лишь услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, оплата которых осуществляется по показаниям индивидуальных приборов учета. Для каждой из них у потребителя будут индивидуальные договоры.
В иную деятельность уполномоченного лица, по словам Андрея РОМАШКО, будет входить проведение конкурсов по выбору исполнителей ЖКУ, контроль за качеством оказания услуг, а также решение претензионных вопросов и рассмотрение обращений граждан, связанные с их желанием улучшить комфортность проживания.
— Допустим, у собственников квартир есть желание сделать более эстетичный и дорогой ремонт подъезда, а не по минимальной смете, которую, как правило, предлагает исполнитель. Или утеплить дом. Кто должен заняться решением этих вопросов — организовать собрание, согласовать проекты, документы, найти подрядчика, принять акт выполненных работ? Этим будет заниматься уполномоченное лицо, — уточняет эксперт.
ГДЕ ИСКАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ЛИЦЕ?
Законом о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (ст. 8) предусмотрено, что информация о месте нахождения и режиме работы уполномоченного лица, его руководителе (имя, должность, номер кабинета, служебного телефона), об ответственных за заключение договоров, устранение недостатков жилищно-коммунальных услуг, а также о режиме их работы и времени приема граждан должна быть на вывесках, информационных стендах жилых домов, в СМИ, на официальных и профильных интернет-порталах организаций ЖКХ, местной администрации, в исполкоме. Получить сведения можно и по телефону 115.
БУДЕТ ЛИ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ УСЛУГА, ЕСЛИ ДОГОВОР НЕ ЗАКЛЮЧАТЬ?
В Жилищном кодексе прописано, что уполномоченное лицо обязано предложить потребителю заключить договор на управление общим имуществом.
По словам Андрея РОМАШКО, будет действовать так называемый публичный договор (публичная оферта). В нашем случае — утвержденный типовой договор, размещенный в открытом доступе, с набором необходимых существенных условий, который заключается со всеми, получающими услугу по управлению общим имуществом. Чтобы принять условия оферты, нет необходимости что-то подписывать и заверять печатью, достаточно совершить действия по выполнению указанных в ней условий, например принять и оплатить услугу. Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня. Если же собственнику будет нужен его бумажный вариант, то его можно получить в офисе РСЦ, а также по месту нахождения уполномоченного лица.
Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня.
— При этом следует знать, что отсутствие договора с потребителем или отказ потребителя заключить подобный договор не освобождает его от платы за услугу по управлению. Здесь работает тот же принцип, как и в случае с предоставлением основных ЖКУ. Отказаться нельзя, — отмечает начальник управления жилищного хозяйства МЖКХ.
По мнению Геннадия КАЛЁНОВА, когда управление было «спрятано» внутри других услуг, и ЖЭС (например) сам и управлял, и сам себя контролировал, собственникам квартир было вообще непонятно, что это за «управление» такое.
— Теперь каждый собственник будет иметь договор на управление, где очень точно и предельно подробно перечислены обязанности уполномоченного лица, — говорит эксперт.
КАК УСЛУГА ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛЬЕМ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬСЯ В ТС ИЛИ ЖСПК?
Для товариществ собственников ничего не меняется. Как уже отмечалось выше, в ТС определились с управлением уже тогда, когда приняли решение о создании юрлица. Права и взаимоотношения участников ТС (организации застройщиков) зафиксированы Уставом (в котором также прописаны обязанности ТС и ЖСПК по управлению общим имуществом), а полномочия на выбор исполнителей ЖКУ, на единообразие проведения эксплуатации общего имущества делегированы органам правления и его председателю. Расходы по управлению общим имуществом покрываются за счет членских и целевых взносов.
УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЕМ — ЭТО МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИЛИ БЕЛОРУССКОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ?
— Управление общим имуществом многоквартирного жилого дома в развитых странах как Европы, так и Азии является высшим видом деятельности вот уже более 70 лет. И везде это — отдельный, особый вид деятельности, который осуществляется на договорной основе и имеет свою стоимость, — рассказывает Геннадий КАЛЁНОВ. — Например, в Австрии и Германии, Бельгии и Швейцарии в каждом совместном домовладении, объединении собственников, избирается Совет дома, который действует на общественных началах. Председатель Совета представляет объединение собственников перед управляющим (действующим в виде компании), а управляющий безо всяких «но» и «если» представляет объединение собственников перед всеми партнерами (заключает договоры на предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт дома, занимается разрешением конфликтов, готовит и проводит общие собрания, предоставляет собственникам годовые отчеты и т. д.). В договоре с управляющим предусмотрены его обязанности по отношению к собственникам, состав работ и их стоимость.
Таким образом, по словам эксперта, появление услуги «управление общим имуществом совместного домовладения» в Беларуси — это не новация, а использование очень старого и проверенного положительного мирового опыта.
— Но не копирование его, а использование сути — разделение деятельности на высший вид (управление) и второстепенные, но также очень важные задачи (осмотр и техническое обслуживание систем дома, ремонт, поставка ресурсов, клининговые и другие услуги). Если говорить проще, разделение функций «советского ЖЭКа» на заказчика услуг в лице управляющего (КУП ЖКХ или ТС, ЖСПК) и исполнителей (ЖЭУ, ООО и другие государственные и частные подрядчики), — отмечает эксперт.
При этом эксперт обращает внимание, что т. н. «управляющие компании» в России, Украине, Узбекистане, других постсоветских странах в классическом понимании управляющими не являются.
— Это гибридные компании, которые и управляют, и поставляют услуги, и через свой расчетный счет пропускают абсолютно все финансовые потоки, в том числе деньги собственников за энергию, воду, газ и др., — говорит он. — Поэтому в Беларуси, как и в развитых странах мира, управление общим имуществом многоквартирного дома выделено в отдельный вид деятельности, и белорусские государственные управляющие будут заниматься только управлением, действуя от имени собственников и в их интересах за вознаграждение, размер которого регулирует государство.