договор на услуги копирайтинга

Передача прав на произведение: как ИП работать с дизайнером, копирайтером, фотографом

Как оформить передачу прав на произведения при заказе услуг, чтобы обезопасить свой бизнес

договор на услуги копирайтинга. договор на услуги копирайтинга фото. картинка договор на услуги копирайтинга. смотреть фото договор на услуги копирайтинга. смотреть картинку договор на услуги копирайтинга.

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер юридической фирмы «Башук Чичканов, юридическая фирма»

Предприниматель заказывает у дизайнера логотип и оформляет с ним договор на оказание услуг. Через год дизайнер ставит предпринимателя перед фактом: использовать логотип нельзя, права на него он не передавал. Просит выкупить права и угрожает, что пойдет в суд за компенсацией.

Такой сценарий может случиться при заказе услуг фотографа, видеографа, копирайтера, программиста. Рассказываем, как предпринимателю обезопасить себя и оформить передачу прав на произведения.

Какие права может передать автор

У автора есть два вида прав на произведение: имущественные, личные, и неимущественные, исключительные. Личные права принадлежат только автору, и передать он их не может. Автор может распоряжаться только исключительным правом — имущественным.

Копирайтер Иван Иванов написал статью и передал исключительное право на статью предпринимателю. Тот разместил статью в блоге. Написать под статьей «Автор: ИП Петров» нельзя, это нарушение личных прав автора — права на имя. Правильно подписать статью «Автор: Иван Иванов» или не подписывать вовсе, если автор разрешил. При этом предприниматель может печатать статью в каталоге, выкладывать в блоге или отправлять в рассылке — в общем, использовать как угодно для своего бизнеса.

Если предприниматель получает исключительное право, это значит, что никто, кроме него, не может использовать произведение без его разрешения.

Чем грозит отсутствие передачи прав

Со стороны предпринимателей чаще всего встречаются две ошибки:

Типовой договор об оказании услуг описывает сами услуги, сроки их оказания, порядок оплаты, но в большинстве случаев не описывает судьбу прав на произведение. Если заказчик не оформил передачу исключительных прав, у него появляются риски.

Конкуренты могут тоже использовать произведение. Исполнитель может продать свою работу повторно — например, конкурентам. Заказчик не сможет запретить конкурентам использовать эти произведения: исключительное право осталось у автора, он может использовать произведение по своему усмотрению и разрешать другим компаниям использовать его.

Фотограф в цветочном салоне делал студийные фото для сайта и соцсетей. Передачу исключительных прав салон не оформил. Через год фотограф продал снимки другому цветочному салону. Второй салон разместил фото в своем каталоге. Первый салон это заметил, но запретить их использовать не может: исключительные права на фото ему не принадлежат.

Предприниматель может лишиться разработок. Если автор работал над созданием программы и предприниматель не оформил передачу прав, все права остаются у автора.

Предприниматель придумал идею системы для менеджеров и хочет продавать ее компаниям. Он обратился к программисту, чтобы тот написал код. Предприниматель считал, что это его разработка, хотя передачу прав не оформил. Позже программист запретил использовать и продавать программу: система принадлежит ему.

Автор может потребовать компенсации. Автор может предложить компании выкупить права на его произведения. Если компания откажется, автор обратится в суд с требованием компенсации. По закону суд может взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение в размере от 10 000 до 5 000 000 ₽.

Редактор написал для онлайн-школы методические пособия и учебники. Позже он поссорился с компанией и узнал, что может потребовать у компании деньги за то, что та использует его тексты. Редактор предлагает компании выкупить у него исключительные права. Если компания откажется, она нарушит закон. Если редактор подаст в суд, компании придется платить компенсацию.

Если исключительные права остались у автора, он может потребовать компенсацию даже спустя несколько лет.

ИП заказал фотосъемку товаров, а через три года выплатил фотографу 300 000 ₽ за нарушение авторских прав

Ситуация. Предприниматель занимается производством одежды. Он договорился с фотографом, что тот сделает фото одежды для каталога на сайте. Все обсудили по эл. почте. Фотограф сделал фотографии и отправил их предпринимателю. Предприниматель заплатил фотографу его гонорар — 10 000 ₽. Каждый выполнил, что обещал.

Через три года фотограф написал предпринимателю и потребовал удалить фотографии с сайта. Предприниматель не ответил на письмо, и фотограф подал иск в суд о нарушении авторских прав и потребовал компенсации.

Суд рассмотрел дело и обязал предпринимателя выплатить фотографу компенсацию 300 000 ₽.

Что не так. Предприниматель и фотограф не заключили договор и не описали, кому переходят исключительные права на фотографии. По закону все права на фото остались у автора — фотографа. В переписке стороны вроде как договорились об условиях работы, сроках и оплате, но не о передаче прав. А по закону договор на передачу прав должен быть заключен только в письменной форме. Если договора не было, значит, не было и передачи прав. Получается, предприниматель нарушил права фотографа.

Как оформить передачу прав

Есть три варианта, как предприниматель может оформить с автором передачу прав на произведение. Тип договора зависит от того, готово произведение или его еще нужно создать.

Если произведение готово, компания может получить исключительное право или право на использование этого произведения.

Договор об отчуждении исключительного права. Подходит, когда автор уже сделал произведение. Вы покупаете исключительное право на готовое произведение и можете использовать его в любых целях: для рекламы, на выставках, передавать другой компании. Теперь произведение только ваше, и никто другой не может пользоваться им без вашего согласия.

Предприниматель купил у музыканта исключительное право на мелодию и оформил передачу исключительных прав. Он может создавать с этой музыкой рекламу, записывать видео для клиентов и даже выложить на сайте для бесплатного скачивания.

Договор о предоставлении права пользования. Предприниматель покупает у автора лицензию на использование готового произведения. Лицензия описывает, как предприниматель может использовать это произведение.

В этом случае исключительное право остается у автора. Компания покупает только право на использование в оговоренных договором пределах. Автор может продать лицензию нескольким компаниям, если в договоре с предпринимателем не будет условий, ограничивающих автора.

Если произведения еще нет и предприниматель просит автора его создать, они заключают договор авторского заказа.

Договор авторского заказа. Предприниматель заключает договор и дает автору техническое задание: что именно нужно создать и за какой срок. Автор создает произведение по этим требованиям и специально для предпринимателя.

Предпринимателю нужен видеоролик о компании. Он оформляет с видеографом авторский заказ. В заказе предприниматель описывает, что именно он хочет: ролик на 10 минут с видео на производстве и в офисе, записать интервью с клиентами.

В договоре на авторский заказ стороны устанавливают судьбу прав на то произведение, которое в итоге получится: получит ли предприниматель исключительное право или только право использования произведения.

Вне зависимости от типа договора есть несколько правил.

В договоре должно быть указано, на какое произведение автор передал или предоставил права. Многие предприниматели в таких договорах пишут просто «текст» или «фотографии». Потом, когда дело доходит до суда, выясняется, что из договора невозможно установить, на какой именно текст и на какие конкретно фотографии передавалось право. Поэтому самый надежный способ — подписать приложение к договору, в котором будут прямо напечатаны нужные фотографии или текст. Тогда всем будет понятно, на что именно передаются права по договору.

К договору нужно заключать акт приема-передачи произведения. В акте фиксируют, что автор передал или предоставил исключительные права, предприниматель заплатил деньги и получил произведение.

Для авторского заказа потребуется техническое задание. В техзадании заказчик описывает задачу, требования к произведению, его формат.

Если предприниматель хочет сотрудничать с автором постоянно, например заказывать в течение года статьи в блог, он может включить пункты о передаче исключительных прав в договор об оказании услуг.

Важно понимать, что одного пункта о передаче прав в договоре недостаточно. В зависимости от компании и характера произведений условия передачи прав, обязанности сторон, описание произведений и их сдачи будут отличаться.

Договоры о передаче прав обычно составляют с профильным юристом. Конечно, в интернете можно найти типовые шаблоны, но едва ли они будут учитывать обстоятельства конкретной сделки.

Для одной компании автор может ограничить права на использование: разрешает использовать произведение только на сайте компании и на определенный срок. Для другой — запрещает использовать произведение за рубежом. Использование произведения в портфолио, возможность внесения изменений в произведение, порядок согласования таких изменений, правила указания имени автора и десятки других обстоятельств зависят от договоренностей между автором и предпринимателем в их конкретной ситуации.

Еще нужно учитывать судебную практику. Например, если автор хочет передать предпринимателю права на тысячу фотографий, которые отправит ему ссылкой на облако, то нужно почитать решения судов и выяснить, признают ли суды такую передачу надлежащей, позволяет ли она потом в случае спора установить, какие именно произведения передавались. Чтобы договор действительно мог помочь в конфликтной ситуации, положения в договоре нужно заранее написать с учетом этих судебных решений. Сделать это правильно сможет только юрист.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Сейчас читают

Оферта: что это и зачем она нужна

Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье

Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине

Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор

Как ИП оформить банкротство

Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги

Рассылка для бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта

Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.

договор на услуги копирайтинга. договор на услуги копирайтинга фото. картинка договор на услуги копирайтинга. смотреть фото договор на услуги копирайтинга. смотреть картинку договор на услуги копирайтинга.

договор на услуги копирайтинга. договор на услуги копирайтинга фото. картинка договор на услуги копирайтинга. смотреть фото договор на услуги копирайтинга. смотреть картинку договор на услуги копирайтинга.

Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе

После подписки вам откроется страница для скачивания

Источник

Какой договор заключать копирайтеру на фрилансе: правовой ликбез по типам договоров

Согласно исследованию 2019 года ВШЭ и FL.ru 44% фрилансеров сталкиваются с задержками оплаты за работу, 39% – с внезапными изменениями задач и сроков, 38% рассказали об обмане со стороны заказчиков. И 28% не решили проблемы с заказчиком, потеряли время, нервы и деньги. Как фрилансерам защитить свои права и не войти в печальные 28% – в статье Дарьи Еремеевой.

Кто вы: фрилансер или наемный работник?

Деятельность фрилансера регулирует Гражданский кодекс, работника – Трудовой. Но стоит изучить оба кодекса, чтобы не упустить спорные моменты. И не пролистывайте начало законов: в первых статьях расписаны основы и термины.

В статье 15 Трудового кодекса закреплено определение трудовых отношений. Чтобы их установить, должно быть:

Признаки гражданско-правовых отношений есть в статьях 1 и 2 Гражданского кодекса. Гражданские отношения свободнее трудовых: если вторые выстроены по вертикали, первые – горизонтали. Стороны абсолютно равны и свободны, у этого есть плюсы, есть и минусы. В гражданских отношениях нет контроля и подчинения, но и никто не создает комфортные условия для работы.

Работодателя и работника связывает трудовой договор, а фрилансера и заказчика гражданско-правовой договор.

Если вы работаете в кофейне или дома, еще не факт, что вы фрилансер. Трудовые отношения не всегда выглядят, как классическая модель: работодатель, коллеги, офис. Трудовой кодекс предусматривает дистанционный и надомный способы работы.

Надомная работа должна выполняться из дома, связана с созданием продукции.

Дистанционную работу отличает выполнение обязанностей вне офиса и с использованием интернета. Это может быть аналитическая, информационная, рекламная и другие виды деятельности.

В digital-сфере пойдет речь о дистанционном способе оформления трудовых отношений, либо гражданско-правовом. Их можно спутать. Если заказчик требует от вас постоянного нахождения на связи, контролирует, внезапно присылает новые задания – возможно у вас трудовые отношения, даже несмотря на заключение гражданского договора. Работодатели пользуются правовой безграмотностью работника: заключают гражданский договор, чтобы не брать на себя лишние обязанности. А вот исполнителю такой расклад не выгоден: минусы трудовых отношений есть, а социальной защиты нет.

Главный признак работника: он должен находиться на рабочем месте. Фрилансер, конечно, не спутает с себя с обычным работником, а вот с дистанционным запросто.

Запомните эти признаки трудовых дистанционных отношений:

Если все признаки подходят, то вы дистанционный работник. С этим работодателем у вас трудовые отношения.

Признаков гражданско-правовых отношений много, они будут зависеть от вида договора. Но есть и общие:

Разобраться в этой теме важно, потому что работодатель может не оформить вас по дистанционному трудовому договору. Так он стремится сократить налоговую нагрузку, не хочет оформлять документы и предоставлять многочисленные гарантии. Объем обязанностей перед работником больше, чем перед контрагентом по гражданскому договору.

Нельзя утверждать, что какой-то вид отношений лучше. Везде есть свои плюсы. Но в ситуации, когда вы выполняете все обязанности работника, а договора нет, вы теряете гарантии, дополнительные бонусы.

Около двух третей работников столкнулись с этой проблемой, когда из-за коронавируса они не смогли претендовать на пособие по безработице, помощь работодателя. Одно дело, когда вы сознательно избегаете официальных трудовых отношений, другое – если вы не разобрались в вопросе.

Есть хорошая новость: суд смотрит на сущность отношений и может признать гражданско-правовые отношения трудовыми. Но это нервы и деньги на судебные разбирательства – так что лучше сразу делать все правильно.

Какой договор заключать?

Вы определились, что работаете по гражданскому договору. Только какому? В Гражданском кодексе есть несколько десятков видов договоров. Можно даже придумать свой договор или использовать смешанный, главное, чтобы он не противоречил законам.

Копирайтеру необходимо знать четыре вида договоров:

Заключить договор подряда – ошибка. Он не подходит под отношения копирайтера и заказчика. В договоре подряда предмет – вещь в натуре: ее можно передать, потрогать. Копирайтер же создает текст, информацию.

Также договор подряда не учитывает институт исключительных прав. Не учитывает и личный характер работы: по договору подряда исполнитель может «делегировать» задачу другим (договор субподряда). Заказчик же платит за творчество конкретного автора.

Вот короткое видео от Тинькофф Журнала про типы договоров на фрилансе, посмотрите, прежде чем читать дальше:

Какой договор выбрать: мини-тест

Если «да» – заключайте договор возмездного оказания услуг.

Если «нет» и у вас конкретное задание, выбираем из оставшихся.

Если вы уже создали произведение, вам нужен договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор о предоставлении права использования произведения.

Если еще нет – заключайте договор авторского заказа.

Вы создали произведение – у вас появилось исключительное право, то есть право использовать произведение. Если передадите это право заказчику, то не сможете дарить, продавать, публиковать работу, а заказчик сможет.

«Да» – договор об отчуждении исключительного права (произведение уже создано), договор авторского заказа с передачей исключительного права (произведение еще не создано).

«Нет» – лицензионный договор о предоставлении права использования произведения (произведение уже создано), договор авторского заказа без передачи исключительного права (произведение еще не создано).

Большую часть времени копирайтеры пишут тексты в блоги, посты, письма для рассылки. Чтобы не погружаться в юридические детали, выберите договор авторского заказа. Этот договор предоставит вам основные гарантии. Да и судебная практика по нему понятна.

Что делать, если неправильно назвали договор?

Как и в случае с трудовыми отношениями, суд смотрит на содержание договора, а не название. Важно правильно определить существенные условия, описать права и обязанности. Название договора не имеет значения.

Может ли заказчик изменять произведение?

Одно из авторских прав – право на неприкосновенность. Никто кроме автора не может изменять, сокращать текст статьи. Авторы боятся несогласованных изменений после передачи исключительных прав.

Во-первых, всегда можно не передавать исключительное право.

Во-вторых, в пункте 87 Постановления 2019 года суд указал, что всегда в договоре нужно отдельно выражать согласие на изменения. А внесенные изменения не должны нарушать замысел автора: заказчик может поправить орфографию, синтаксис, сократить дополнительную информацию.

Если заказчик нарушает эти правила, автор может взыскать компенсацию за нанесение морального вреда.

За нарушение исключительных прав автор может получить от 10 тысяч до 5 млн рублей. А вот размер морального вреда не установлен законом. Согласно судебной практике ожидание и реальность компенсации не совпадают: выплаты очень малы.

Правила работы с Creative Commons

Лицензия – инструмент для защиты авторских прав. Автор сам определяет границы использования его произведения. Это удобно и пользователям, так как есть понятная инструкция: что можно и нельзя делать с произведением.

В интернете чаще используют лицензии Creative Commons. Их разработала одноименная организация США, чтобы помочь людям по всему миру обмениваться информацией. Россия вступила в организацию в 2011 году.

Копирайтер сталкивается с лицензиями, когда ищет изображения для статей, когда размещает свои статьи в сети.

Как это совместимо с российским законодательством, ведь нет закона об использовании Creative Commons? Мы попросили юриста дать советы по Creative Commons в России.

Анастасия Курносова, помощник частного юриста:

«В целом типы лицензий организации не противоречат нашему праву. Есть нюансы, но суд может просто признать лицензию недействительной в определенной части. Об этом сказано в п. 18 условий пользования, опубликованных на сайте. Цель организации: распространить лицензии CC во всем мире, поэтому и правила гибкие. Так что лицензия сохраняет действие, даже если какой-то пункт противоречит законам страны.

Россия входит в организацию почти десять лет, но судебная практика до сих пор малочисленна. Однако даже из нескольких дел можно сделать вывод, что наши суды признают действие лицензии.

Главное, ознакомьтесь с типами лицензий и следуйте всем условиям договора».

Зачем получать лицензию Creative Commons на статью?

Копирайтеры пишут статьи не только на заказ. Можно писать на сайты, ресурсы бесплатно, как часть работы над личным брендом или просто из желания делиться мнением.

Создатели организации Creative Commons хотели помочь создать пространство свободной культуры, где каждый может делиться и пользоваться контентом.

По закону автоматически «все права автора защищены». Лицензия Creative Commons позволит сохранить часть прав и разрешить читателям свободно пользоваться статьей. А какие именно права будут у общественности на ваше произведение, зависит от выбора типа лицензии.

Чтобы получить лицензию Creative Commons, воспользуйтесь инструментом на сайте организации.

Необходимо ответить на вопросы для выбора типа лицензии. После вы получите форматированный HTML-код для размещения на веб-странице. С подробной инструкцией ознакомьтесь здесь.

Продающие тексты и закон «О рекламе»

Написание продающих текстов, создание лендингов – это реклама. Нормы Гражданского кодекса помогают копирайтеру защищать права, а закон «О рекламе» поможет избежать штрафов.

Тексты на сайте компании, продающий контент лендингов и посты в социальных сетях занимают четвертое место по популярности среди всех нарушений рекламного законодательства.

За нарушение следует штраф. Не во всех случаях ответственность несет сам автор. Рекламопроизводитель (такой термин использует законодатель) несет ответственность в случаях, предусмотренных законом, и если будет доказана вина. Например, в случаях с манипулированием мнением несовершеннолетних.

Так, если реклама побуждает несовершеннолетних убедить родителей купить ему товар, то именно рекламодатель несет ответственность.

По закону реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Основные запреты для копирайтеров:

Также есть дополнительные требования для рекламы отдельных видов товаров, например, для алкоголя и лекарств.

Какие права у автора?

Вы точно слышали про авторские права. Но когда они возникают, какие нормы закона действуют? Глава 70 Гражданского кодекса посвящена этим вопросам.

Вы придумали идею статьи. На этом этапе закон еще не охраняет ваши мысли, идеи. Украсть идею — некрасивый поступок с позиции этики, но вполне законный.

Комплекс личных неимущественных прав и исключительных прав возникает с момента создания произведения. И не надо регистрировать результат, уведомлять государство. Закон даже не требует завершить произведение — можете не дописать работу, как Кафка не закончил «Замок».

Личные неимущественные права связаны с личностью автора. Их нельзя подарить, продать, потерять. Вы всегда будете автором, ваше имя нельзя подменять на чье-либо другое, произведение нельзя изменить, сократить без вашего согласия.

Исключительные права – возможность решать судьбу произведения. Обладатель исключительного права может его передать, продать, подарить, «сдать в аренду». Именно для этой группы прав важно заключить договор.

Какой бы договор вы ни заключили с заказчиком, вы никогда не сможете передать личные неимущественные права.

Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, партнер «Альт-Литигейшен»:

«Количество споров в судах по исключительным правам возросло. Большая часть – споры по использованию изображений и музыкальных произведений в интернете. Стороны сперва решают спор в досудебном порядке. Так что количество судебных дел – малая часть всех споров в сфере авторских прав.

В профессиональной среде ценят моральный образ автора. Пойманный на плагиате автор попадает в немилость коллег и издателей. Правовые последствия могут быть весьма серьезными, а пренебрежение правилами может испортить репутацию.

Авторам рекомендую:

Цитировать важно правильно, иначе это нарушит права автора. Нельзя открыть статью в интернете, выделить все и вставить на свой сайт с пометкой «цитата».

Можно: «цитировать в объеме, оправданном целью цитирования». Например, вы что-то утверждаете в тексте – можете привести цитату, как доказательство или как объяснение эксперта. Конечно, в сложных случаях это будет решать суд. Суды будут обращать внимание на цели цитирования. В 1274 статье перечислены некоммерческие цели: можно цитировать в научных, полемических, критических, информационных, учебных, в целях раскрытия творческого замысла автора. Коммерческие цели связаны с извлечением прибыли.

Заключение

Копирайтеру полезно знать:

Законы устаревают, появляются новые порядки и требования: обязательно сверяйте любую информацию с текстом официального действующего документа.

Сфера интеллектуальных прав относительно нова для России, есть проблемы в законах и практике. Лучше заранее оформлять документы правильно, обращаться к юристу по непонятным вопросам. Консультация стоит дешевле судебного процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *