договор на услуги такси для юридических лиц
Договор оказания транспортных услуг
Договор оказания транспортных услуг представляет собой соглашение, по которому одна сторона по поручению другой стороны осуществляет деятельность по перевозке каких-либо товаров.
Данный договор является разновидностью сделок по возмездному оказанию услуг, следовательно, при его оформлении следует руководствоваться правилами, установленными статьей 779 Гражданского кодекса.
Стороны в рамках договора именуются Заказчиком и Исполнителем.
Под услугами в нашем случае понимаются поручения Заказчика, связанные с транспортировкой определенных грузов.
Вышеупомянутая сделка подлежит письменному оформлению. Ниже мы разберем поэтапно, как составляется такой документ:
Преамбула
Договор оказания транспортных услуг
ООО «Транспортировка», в лице генерального директора Кузьмина Эдуарда Михайловича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Исполнитель, с одной стороны
И
ООО «Транспортировка», в лице генерального директора Михайлова Кузьмы Эдуардовича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Заказчик, с другой стороны
заключили настоящий договор о нижеследующем:
Преамбула содержит следующую информацию:
При заключении любого договора необходимо прописать положения, связанные с условиями, которые являются существенными. В противном случае договор не вступит в юридическую силу. В нашей ситуации такими условиями выступают:
Предмет
Положения о предмете сделки фигурируют в начальном разделе любого документа. При оформлении договора оказания транспортных услуг, предметом выступают непосредственно сами транспортные услуги.
В тексте документа раздел о предмете соглашения выглядит так:
Исполнитель обязуется по поручению Заказчика осуществлять перевозку каких-либо грузов, которые указываются в заявке (Приложение 1).
Каждый заказ оформляется отдельной заявкой и имеет индивидуальную стоимость.
Заявка на перевозку предоставляется заказчику не позднее 48 часов до начала осуществления транспортировки. В заявке указываются:
• Разновидность и количество груза;
• Вес товаров;
• Маршрут (от точки отправки до точки принятия);
• Способ погрузки груза в транспортное средство;
• Контакты лиц, имеющих отношение к транспортировке, погрузке и разгрузке товаров.
В качестве грузов не могут выступать запрещенные предметы.
Цена и порядок оплаты оказанных услуг
В разделе фигурирует информация о стоимости оказанных транспортных услуг. Также следует указать, каким образом, и в какой срок будет произведена оплата. Выплата может осуществляться в виде наличных и безналичных платежей:
Цена договора определяется согласно заявке Заказчика.
Стоимость транспортных услуг зависит от груза и маршрута, по которому будет осуществляться транспортировка.
Заказчик оплачивает услуги по транспортировке безналичным переводом финансов на банковский счет Исполнителя.
Права и обязанности сторон
Раздел о правах и обязанностях прописывается с целью конкретизации действий Контрагентов. Так, наличие в документе таких положений дает четкое понимание, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства.
Итак, формулировки положений могут выглядеть в таком виде:
Заказчик имеет право:
Требовать исполнения обязательств Контрагента согласно договору.
Заказчик обязуется:
Оплатить транспортные услуги согласно индивидуальным заявкам.
Выдать документацию, которая содержит информацию о грузе, маршруте поставки и сроках транспортировки.
Вверить необходимую документацию для осуществления перевозки.
В случае изменения маршрута уведомить об этом Исполнителя в течение 2 (Двух) часов.
Исполнять свои обязательства в соответствии с настоящим соглашением.
Исполнитель имеет право:
Требовать оплаты оказанных им услуг согласно стоимости, определенной в приложении к договору.
Требовать надлежащего исполнения обязательств Заказчиком в рамках заключенного договора.
Исполнитель обязуется:
Оказать транспортные услуги согласно пунктам соглашения.
Осуществлять перевозку грузов согласно заявке заказчика.
Доставить товар в надлежащем состоянии, не причинив ему ущерба или какого-либо урона.
Информировать о возникновении каких-либо проблем. Связанных с транспортировкой.
Исполнять свои обязательства качественно в строгом соответствии с положениями, прописанными в документе.
Ответственность сторон
Как правило, в разделе об ответственности указываются следующие формулировки:
Стороны несут взаимную ответственность за неисполнение обязательств.
Если заказчик просрочил оплату услуг или осуществил ее не в полном объеме, он обязуется выплатить пени в размере 1.8 % от цены сделки.
Риск случайной гибели транспортируемого товара лежит на Исполнителе.
При несвоевременной подаче транспортного средства по адресу погрузки или разгрузки товара, Исполнитель выплачивает штраф 1.2% от стоимости услуг.
Порядок разрешения споров
В таком разделе зачастую указываются следующие формулировки:
В случае возникновения каких-либо споров, стороны разрешают их путем переговоров.
Если же в процессе переговоров стороны не пришли к компромиссу, споры разрешаются в судебном порядке.
Заключительные положения
Указанный раздел содержит формулировки, которые не попадают под тематику вышеупомянутых разделов. Выглядит это следующим образом:
После подписания Контрагентами документа он вступает в силу и действует в течение 11 (Одиннадцати) месяцев.
Документ составлен в двух экземплярах. Один экземпляр передается Заказчику, другой передается Исполнителю.
При разрешении моментов, которые не оговорены в настоящем соглашении, стороны руководствуются положениями законодательства.
Заключение
В конце документа указываются юридические адреса и реквизиты сторон. После того, как Стороны подпишут документ, договор оказания транспортных услуг считается заключенным.
Договор на услуги такси для юридических лиц
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты на оплату корпоративного такси, которые осуществлены в связи с включением обязанности их несения в локальный нормативный акт (содержащий, как мы поняли, нормы трудового права), признаются в составе расходов на оплату труда.
Факт оплаты организацией-работодателем услуг такси по доставке сотрудников при исполнении ими трудовых обязанностей не образует у них дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ. Объекта обложения страховыми взносами также не возникает.
Обоснование позиции:
Налог на прибыль
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
То есть для признания таковыми документально подтвержденные расходы налогоплательщика должны быть не поименованы в ст. 270 НК РФ и непосредственно связаны с его производственной деятельностью. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (письма Минфина России от 08.05.2020 N 03-03-06/1/37506, от 08.04.2020 г. N 03-03-06/1/29951 и пр.).
Обращаем внимание, что на основании п. 4 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок учета затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов. Кроме того, перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что, по сути, означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ.
Как мы поняли, интересует, можно ли признать оплату услуг корпоративного такси расходами на оплату труда или на обеспечение нормальных условий труда.
Из ст. 255 НК РФ следует, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами российского законодательства, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Причем перечень расходов на оплату труда не является закрытым. Так, п. 25 ст. 255 НК РФ определено, что к расходам на оплату труда могут быть отнесены фактически любые виды расходов, произведенные в пользу работников, предусмотренные трудовыми договорами с работниками и (или) коллективным договором (смотрите также письма Минфина России от 21.04.2020 N 03-03-06/3/32714 и от 20.04.2020 N 03-03-07/31402).
В свою очередь, п. 7 ст. 264 НК РФ позволяет включить в налоговую базу в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы на выполнение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. По этому основанию, по мнению чиновников, налогоплательщик признает «противоковидные» расходы на дезинфекцию, приобретение масок, градусников, рециркуляторов, тестирование и пр. (письмо Минфина России от 11.09.2020 N 03-03-06/1/79964 и письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@). А в отношении расходов на оплату услуг такси со ссылкой на п. 26 ст. 270 НК РФ пояснено: если расходы налогоплательщиком на оплату проезда к месту работы и обратно произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при их соответствии ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 18.09.2020 N 03-03-06/1/82124, от 09.09.2020 N 03-03-06/1/79033, от 07.08.2020 N 03-03-06/1/69400).
То есть все-таки такие расходы формально не подпадают по п. 7 ст. 264 НК РФ, но сама правомерность их признания по иному основанию ставится чиновниками под сомнение*(1).
Мы считаем, что порядок изложения п. 26 ст. 270 НК РФ предусматривает альтернативность (вариантность) условий, при которых допускается учет соответствующих расходов при определении налогооблагаемой прибыли, и не содержит никаких указаний о возможности учета указанных расходов только при наличии совокупности таких условий (постановления ФАС Поволжского округа от 30.05.2008 N А65-16782/07 и Дальневосточного округа от 20.05.2011 N Ф03-2085/11, Девятого ААС от 15.12.2008 N 09АП-15498/2008 (постановлением ФАС Московского округа от 01.04.2009 N Ф05-1997/2009 по делу N А40-36530/2008 оставлено без изменения)).
По нашему мнению, учесть в целях налогообложения расходы на использование сотрудниками корпоративного такси как часть противоковидных мер без включения соответствующего условия в трудовой (коллективный) договор (а приказ не является таковым) можно только в том случае, если эти расходы учитываются по пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (Энциклопедия решений. Учет оплаты доставки работников до места работы и обратно). При этом не исключаем того, что налогоплательщику нужно будет подтвердить связь с технологическими особенностями его деятельности, а не просто обосновать тем фактом, что в период объявленных нерабочих дней организация функционировала.
А те затраты, которые осуществлены в связи с включением обязанности их несения в локальный нормативный акт (содержащий, как мы поняли, нормы трудового права), признаются уже по п. 25 ст. 255 НК РФ.
НДФЛ
Страховые взносы
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Расходы на доставку работников к месту работы и обратно специальными маршрутами и ведомственным транспортом (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Учет расходов на оплату труда;
— Вопрос: Организация оплачивает услуги такси по доставке сотрудников к месту работы и обратно. Нужно ли начислять страховые взносы и НДФЛ? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) По вопросу соблюдения указанных условий среди специалистов финансового ведомства и ФНС нет единого мнения. Так, из некоторых писем уполномоченных органов следует, что для правомерного учета расходов указанные условия должны соблюдаться одновременно (письма Минфина России от 18.03.2015 N 03-03-06/14664, от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18198, от 20.05.2011 N 03-03-06/4/49). Анализ других разъяснений позволяет прийти к выводу, что затраты на проезд можно учесть даже в том случае, если выполняется хотя бы одно из перечисленных условий (письмо Минфина России от 27.11.2015 N 03-03-06/1/69181, где речь идет о проезде сотрудников непосредственно на такси).
Инструкция: как составить договор на транспортные услуги
Договор об организации и обеспечении транспортного обслуживания — это документ, регулирующий отношения, в которых одна сторона обладает автомобилем, а вторая — использует его для своих целей. В это понятие входит несколько видов соглашений.
Стороны и предмет
Соглашение о транспортных услугах — это разновидность сделок возмездного оказания услуг. В Гражданском кодексе РФ отсутствует указание на данное соглашение как отдельный вид сделок — это собирательное понятие, включающее в себя несколько разновидностей сделок, например:
Для квалификации сделки оценивается не ее наименование, а фактическое содержание, поэтому участники вправе назвать соглашение «договором на транспортные услуги»; то, каким нормам этот документ в итоге подчиняется, зависит от сути договоренности. Более того, законодательство позволяет заключать смешанные соглашения, содержащие признаки разных видов. Таким образом, под этим понятием скрываются различные типы отношений.
При этом у всех этих вариантов отношений имеются роднящие их признаки, основное из которых то, что одна сторона соглашения располагает транспортным средством и готова на возмездной основе использовать его в интересах второй стороны. Вторая сторона, в свою очередь, нуждается в ТС для тех или иных целей и готова заплатить оговоренную в соглашении сумму. Суть оказываемых с помощью ТС услуг составит предмет соглашения, например:
При разработке текста соглашения сторонам следует четко оговорить, какие услуги имеются в виду — от этого зависит конечная квалификация документа.
Участниками вправе выступать:
Все эти категории участников гражданских отношений вправе выступать как в качестве заказчика, так и исполнителя.
Какие условия в нем прописывают
Конкретные условия зависят от сути отношений сторон и их личных пожеланий. В структуре соглашения выделяются следующие разделы:
Примерный бланк соглашения:
Договор об оказании транспортных услуг
г. _______________________ «__»______________20___г. _______________________, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», в лице _______________________, действующего на основании _______________________, с одной стороны, и _______________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице _______________________, действующего на основании _______________________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
В соответствии с настоящим Договором Исполнитель обязуется осуществлять грузовые перевозки на собственном транспорте, а также погрузо-разгрузочные работы по поручению Заказчика, а Заказчик обязуется оплатить предоставленные транспортные услуги в порядке и сроки, оговоренные далее.
2. Права и обязанности сторон.
2.1. Права и обязанности Заказчика:
2.1.1. Заказчик обязуется заблаговременно предоставить Исполнителю полную информацию для оказания данного вида услуг.
2.1.2. Заказчик обязуется своевременно оплатить оказанные Исполнителем транспортные услуги.
2.1.3. Заказчик имеет право контролировать ход исполнения обязательств Исполнителем.
2.2. Права и обязанности Исполнителя:
2.2.1 Исполнитель обязуется осуществить перевозку груза Заказчика, выполнить погрузку и разгрузку.
3. Стоимость и порядок расчетов.
3.1. Стоимость услуг составляет ______________ (______________________________) рублей __________ копеек.
3.2. Исполнитель оставляет за собой право на изменение стоимости услуг, в зависимости от изменения цен на рынке транспортных услуг. Новый тарифный план предоставляется Заказчику в уведомительном порядке.
3.3. Оплата Заказчиком Исполнителю производится до/в процессе/после окончания выполнения работ.
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. Заказчик несет ответственность за несвоевременное перечисление Исполнителю оплаты в форме неустойки. Неустойка составляет 1% за каждый день просрочки.
4.3. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение своих обязательств, если оно является следствием обстоятельств непреодолимой силы. Срок исполнения договорных обязательств автоматически пролонгируется на период действия этих обстоятельств. По окончании действия обстоятельств непреодолимой силы стороны восстанавливают отношения до полного выполнения своих обязательств.
4.4. Сторона, для которой создалась невозможность выполнения обязательств, обязана немедленно известить другую сторону о наступлении или прекращении вышеуказанных обязательств. Несвоевременное извещение об обстоятельствах непреодолимой силы лишает соответствующую сторону права считать их причиной невыполнения обязательств.
5.1. Договор действует с момента подписания до момента окончания работ, оплаты счета и подписания акта выполненных работ.
5.2. Если ни одна из сторон не расторгла договор до истечения срока действия, он пролонгируется.
5.3. Заказчик вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке после завершения всех расчетов с Исполнителем.
5.4. Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае несвоевременного перечисления оплаты Заказчиком.
5.5. Исполнитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке с уведомлением Заказчика за 10 (десять) суток.
6. Реквизиты и подписи.
электронная почта: _______________________ ________________/____________________
Перевозчик: _______________________ _______________________
электронная почта: _______________________ ________________/____________________
Как составить приложение
Важной частью соглашения являются приложения к нему. В зависимости от сути отношений допускается одно приложение к транспортному договору или несколько, либо участники вправе обойтись без дополнительных документов и прописать все важные условия в тексте. Но такой подход не целесообразен: указание всей дополнительной информации в тексте сильно увеличивает его объем и ухудшает читаемость.
В качестве приложений, в зависимости от сути соглашения, выступают, например:
При написании приложения участники конкретизируют общие договоренности, прописанные в тексте, поэтому приложения составляются максимально предметно и детализировано с указанием конкретных числовых параметров и описаний. Допускаются схемы, графики, чертежи.
Образец
В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.
О рисках бизнеса партнеров агрегаторов такси
Автор: бухгалтерская компания «Мои Финансы»
Написать эту статью нас побудили постоянные и регулярные вопросы клиентов о том как же организовать бизнес «партнеру агрегаторов такси» (UBER, Яндекс.Такси и т.д.).
— Я ИП, работаю как партнер Убера, у меня 30 водителей, я беру себе комиссию 5%, я готов платить налог только с этих 5%, как мне законно все оформить?
— У меня ООО, работаем с 50 водителями, какую систему налогообложения выбрать?
Ответы на эти вопросы и многие другие Вы можете узнать в специальной статье.
Немного истории, или почему все так сложилось?
Крупным IT-компаниям, которыми являются все такси-агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, Gett) не нужны водители в штате, ведь они же не таксомоторные организации. В то же время им необходимо своевременно и гарантированно получать вознаграждение от водителей за предоставленные заказы. Но как с сотен тысяч водителей бесперебойно собирать достаточно мелкие в каждом случае суммы денег? Для гарантированного получения вознаграждения применено самое надежное средство – не собирать деньги, а замкнуть весь денежный поток на себя (на агрегатора), самому получать деньги от пассажиров, а далее распределять их водителям по принципу «разделяй и властвуй». Именно поэтому деньги идут по схеме: Пассажир – агрегатор – водитель. Агрегатор удерживает свое вознаграждение, а остальное – выплачивает водителю.
Вы можете справедливо заметить, а где же в этой цепочке партнер? Да, мы его пока намеренно не указали, потому что по-хорошему схема такой и должна быть. Но жизнь сложилась так, что появились партнеры. Вот 2 основные предпосылки:
— агрегатору необходимо, чтобы получатель денег (в идеале – водитель) был юр.лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае, если водитель будет просто физическим лицом, у агрегатора возникнут налоговые обязательства, которые ему совершенно ни к чему.
— водители такси достаточно редко имеют статус ИП, не говоря уже о собственном ООО. Содержание этих правовых форм требует усилий и затрат, а зачем это водителю?
Как совместить эти два несовместимых требования? Правильно! Совмещать несовместимое готовы партнеры Uber! Или другого агрегатора. Именно на партнеров возложены обязанности оказания услуг по перевозке пассажиров, найма водителей и уплаты соответствующих налогов по этому виду деятельности. Согласно договора (например, Uber и партнера) партнер занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров, обязан иметь соответствующие разрешения от властей, сам оформляет свои отношения с водителями и т.д.
Таким образом, сложились условия для появления доходного бизнеса партнеров: с одной стороны, им надо быть контрагентом агрегатора и получать от него суммы, освобождая агрегатора от избыточного налогообложения. А с другой стороны – предоставить водителям удобную схему работы с агрегатором, не обременяя водителей затруднительными действиями вроде регистрации ИП и последующей самостоятельной уплаты налогов. За эту услугу партнеры получают с водителей комиссию, в момент написания статьи это в среднем 5%.
О размере процента комиссии скажем отдельно: ранее, года два-три назад ставка комиссионнго вознаграждения Партнера была выше, и доходила местами до 10-15%. При такой комиссии партнер мог честно оплатить налог УСН 6% и еще минимум 4% оставалось ему самому. Но конкуренция среди партнеров за водителей постепенно сбила размер комиссии 5%. Ставка комиссии Партнера стала ниже, чем ставка налога на доход при УСН «Доходы», где, как известно, ставка 6%. К чему это приводит?
В целом, вердикт такой – с комиссией 5% бизнес партнера убыточен. Но было найдено волшебное средство. Чтобы вместо убытка снова была прибыль – надо срезать «косты». Главным расходом является налог, именно его многие и срезают волевым решением предпринимателя. Налог декларируется в меньшей сумме, чем положено законом, и на этом проблема налога и вывода бизнеса в прибыль «вроде бы» решена. Бизнес партнера снова приносит деньги.
«Вроде бы» говорим именно мы, бухгалтеры. Мы убеждены, что таким образом убыток никуда не девается, а партнер всего лишь берет в долг у государства, не доплачивая в бюджет налог. В результате все 5% комиссии – это не прибыль, это деньги, взятые у государства взаймы. А о долге кредитор (в лице ИФНС) может и вспомнить, и в течение последующих трех лет в любой момент потребовать вернуть этот долг, причем с процентами и штрафами.
Агентские договоры с водителями
Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%. Значит, доход партнера только 5%, а остальные деньги они как бы не его доход, а идут транзитом, водителю. Соответственно, и налоговую базу формируют только эти 5%, а не вся полученная от агрегатора сумма. И при комиссии 5% уже получается прибыльный бизнес. Вроде бы прикрылись? Проблема решена?
По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.
Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!). Получается, что услуг по перевозке не оказывает вообще никто? Чудесным образом пассажиры получают услугу по перевозке от неустановленных лиц? Контролерам это однозначно не понравится.
Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.
А как расчеты с водителями – физ.лицами?
А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.
Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.
Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры?
УСН 6% или 15%?
Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.
Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать? То какой расход тогда показывать? Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.
Есть ли другие налоговые системы?
Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.
В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.
ООО или ИП?
ИП проще. ИП может выбрать систему УСН 6%, заплатить этот налог и остальными 94% выручки распоряжаться по собственному усмотрению. Можно нигде не документировать дальнейшее использование этих средств, закон этого не обязывает.
В случае использования ООО, после уплаты такого же налога, оставшиеся 94% являются собственностью ООО. ООО может использовать их любым законным образом, но обязано документировать любое последующее движение этих средств, т.е. вести бухгалтерский учет.
Есть ли трудности со стороны взаимодействия с банками?
Если бизнес-схема деятельности партнера предполагает регулярное получение крупных сумм наличными со своего расчетного счета или же регулярное перечисление на счета физических лиц без уплаты каких-либо «зарплатных» налогов, то есть высокий риск того, что банк заинтересуется проводимыми операциями, мотивировав свои действия противоотмывочным законом 115-ФЗ. В таком случае от предпринимателя попросят предоставить подтверждающие документы, на которых основаны проводимые платежи, и это еще полбеды. Нередки случаи блокировки счетов со стороны банка.
Можно ли построить честный бизнес в такси в партнерстве с агрегатором?
Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.
Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).
Наиболее выгодно и при этом законно работать с агрегатором можно тем партнерам, кто одновременно является и водителем и партнером, при этом не имеет других водителей. Т.е. в схеме, где «партнер = водитель». Партнер действительно и фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров, как и предусмотрено договором с Убер. Также отпадает необходимость платить зарплату водителям, т.к. их нет и соответственно нет зарплатных налогов.
Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.