договор на установку лестницы с авансом между физическими
Договор бытового подряда
Договор бытового подряда представляет собой соглашение, по которому одна сторона заказывает у другой стороны выполнение определенных работ, связанных с бытовыми нуждами.
Сторонами по договору являются Заказчик и Подрядчик. При этом законодательством установлено, что в рамках указанного соглашения Заказчиком может выступать только физическое лицо, а Подрядчиком – индивидуальные предприниматели и иные юридические лица, специализирующиеся на выполнении бытовых работ.
Договор бытового подряда заключается с целью гарантии добросовестного и качественного исполнения работ Подрядчиком.
Ниже мы поэтапно разберем, как составляется такой документ, и на какие аспекты следует обратить внимание в процессе его оформления.
Преамбула
Договор бытового подряда
В преамбуле договора традиционно указывается следующая информация:
Соглашение вступает в юридическую силу после того, как в документе будут прописаны все существенные условия договора. К таким условиям в данном случае относятся:
Предмет
Главной частью настоящего договора является его предмет. Так, в разделе о предмете указывается информация о том, какие именно работы Подрядчик должен выполнить. В тексте документа это выглядит следующим образом:
В соответствии с настоящим соглашением Заказчик обязуется оплатить, а Подрядчик обязуется выполнить следующие виды работ:
Указанные работы проводятся в квартире Заказчика, в комнате шириной — 3.5 метров; длиной – 5 метров; высотой 2.5 метров.
Все необходимые материалы для вышеперечисленных работ предоставляет Заказчик за свой счет.
Цена договора
Важным элементов заключаемой сделки выступает пункт о стоимости выполняемых работ. Цена работы высчитывается в соответствии с характеристиками помещения, в котором она будет производиться, и зависит от количества квадратных метров.
Важно отметить, что стоимость услуг является фиксированной и не может изменяться в процессе в выполнения работ.
Итак, раздел о стоимости выглядит следующим образом:
Стоимость работ, с учетом предоставления необходимых материалов заказчиком, оценивается в 45 580 (Сорок пять тысяч пятьсот восемьдесят) рублей 00 копеек.
Оплата осуществляется путем передачи денежных средств в наличном виде Подрядчику в момент приема-передачи выполненных работ.
Сроки выполнения работ
Дабы выполнение ремонтных работ не затянулось на неопределенное время, Стороны определяют срок их выполнения. Сроки определяются Контрагентами и зависят от количества и сложности выполняемых работ. Итак, в тексте документа данный раздел прописывается следующим образом:
Подрядчик обязуется выполнить указанные в пунктах документа в срок: с 23 октября 2023 года по 10 ноября 2023 года. Работа принимается Заказчиком 11 ноября 2023 года, после чего составляется акт приема-передачи.
Права и обязанности
Данный раздел предназначен для указания обязательств сторон по настоящему договору. Так как в Российской Федерации действует принцип свободы договора, Контрагенты могут прописать в тексте документа различные формулировки. Мы же попытаемся выделить основные, так сказать «типовые» положения:
Заказчик вправе:
Требовать надлежащего исполнения обязательств Подрядчика в соответствии с настоящим соглашением.
Требовать своевременного и качественного выполнения работ.
Заказчик обязуется:
В сроки, определенные сделкой, осуществить оплату труда в соответствии с положениями настоящего документа.
Принять работы по их окончанию.
Подрядчик вправе:
Требовать оплаты труда в сроки, установленные договором.
Требовать предоставление необходимых материалов для осуществления деятельности, связанной с работами, прописанными в пункте о предмете договора.
Подрядчик обязуется:
В надлежащем виде выполнить свои обязательства по договору бытового подряда.
Выполнить работу в сроки, определенные настоящим соглашением.
Ответственность сторон
В таком разделе указываются обстоятельства, при наступлении которых стороны несут материальную ответственность. Указание таких обстоятельств обусловлено желанием снизить риски возникновения спорных ситуаций. Ниже мы приведем примерные формулировки, которые могут фигурировать в тексте документа:
Контрагенты несут материальную ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему договору.
Подрядчик несет ответственность в случае, если работы выполнены им некачественно или не в установленный договором срок.
В случае просрочки выполнения работ, указанных в тексте документа, Подрядчик выплачивает пени в размере 0.3% от суммы сделки за каждый просроченный календарный день.
Заказчик несет ответственность за несвоевременную или неполную оплату труда.
В случае просрочки оплаты принимаемых работ, Заказчик выплачивает пени в размере 0.5% от суммы сделки за каждый просроченный календарный день.
Заключение
В конце документа указываются адреса и реквизиты Контрагентов по настоящему соглашению. После подписания документа сторонами сделка считается заключенной.
Форма договора
Договор бытового подряда оформляется в простой письменной форме.
Договор подряда с физическим лицом
Образец договора в 2021 году
Бланк договора подряда с физическим лицом
Образец документа при заключении его с подрядчиком — физическим лицом.
Особенности заключения договора подряда с физическим лицом
Договор подряда с физическим лицом оформляется предприятием при необходимости в привлечении специалистов для выполнения работ или оказания услуг
Выделим ключевые правила, которые нужно соблюдать при составлении такого вида соглашений:
Физическое лицо, подписавшее договор подряда, не включается в штат сотрудников, поэтому у предприятия отсутствует обязанность уплачивать страховые взносы. Порядок налогообложения будет зависеть от условий соглашения. Как правило, НДФЛ с суммы денежного вознаграждения перечисляет предприятие. Типичной ошибкой при составлении договора будет указание неопределенного перечня работ и услуг, а также иных условий, подпадающих под действие Трудового кодекса РФ. В этом случае любая проверка со стороны ИФНС, прокуратуры или трудовой инспекции может закончиться существенными штрафными санкциями. Кроме того, гражданин сможет добиться через суд признания его работником по трудовому договору.
Содержание договора
Состав обязательных и дополнительных пунктов договора подряда должны согласовать обе стороны. В зависимости от договоренностей предприятия и физического лица в тексте договора нужно указать следующие пункты:
На предприятии договор проводится по документам бухгалтерского и налогового учета как обычная гражданская сделка. В процессе оказания услуг или выполнения работ будут составляться акты приемки. Типовой бланк целесообразно согласовать заранее, чтобы избежать ненужных споров в ходе приемки.
Срок действия
Особое внимание нужно уделить определению срока действия договора подряда. Если данный пункт будет отсутствовать в тексте документа, существует риск признания его трудовым договором, заключенным на неопределенный срок. В этом случае не только возникают основания для привлечения к ответственности, но и существенно усложняется процедура прекращения. Уволить гражданина по нормам ГК РФ крайне сложно, если он не совершит виновных действий.
Целесообразно не только указать общий срок действия договора, но и зафиксировать периоды выполнения отдельных заданий заказчика. Такие положения могут сопровождаться регулярным составлением промежуточных актов сдачи работ и услуг, а также поэтапной выплатой денежного вознаграждения.
Договор на оказание услуг по устройству деревянной лестницы
Договор на оказание услуг по устройству деревянной лестницы
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.
1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязанности по выполнению следующих услуг:
1.2. Все работы выполняются Подрядчиком в соответствии с установленным правилам
1.3. Все работы выполняются с использованием материалов Подрядчика.
2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.
2.1. Заказчик обязуется предоставить Подрядчику:
а) фронт работы, оговоренный сметным расчетом на проведение работ,
б) обеспечить доступ к объекту,
в) ответственное лицо, которое перед началом работ снабдит инженера Подрядчика необходимой документацией.
г) подключение к источнику электроэнергии,
д) сохранность инструментов и механизмов Подрядчика,
е) сохранность материалов, приобретенных Подрядчиком для выполнения работ по договору.
2.2. Подрядчик обязуется выполнить предоставленный Заказчиком объем работ качественно и в сроки, обусловленными данным Договором. Дополнительные работы, не предусмотренные настоящим договором (сметой) выполняются Подрядчиком по отдельному Договору (дополнительному соглашению к Договору), заключенному между сторонами.
2.3. Подрядчик обязан производить работы в полном соответствии с проектом, сметами, рабочими чертежами и строительными нормами и правилами.
2.4. В случае, если Заказчика не устраивает качество выполняемых Подрядчиком работ, Заказчик вправе расторгнуть настоящий Договор. Отказ оформляется в письменном виде с указанием причин.
2.5. В случае расторжения Договора Заказчиком (п.п. 2.4.) без видимых причин (то есть Подрядчиком были соблюдены все нормы и требования ГОСТов, СНИПов и условий настоящего Договора) внесенная предоплата не возвращается.
2.6. Заказчик, отказавшись от исполнения Договора, до сдачи ему результата работы, уплачивает Подрядчику часть установленной стоимости. Сумма рассчитывается пропорционально части выполненных работ, произведенных до получения Подрядчиком извещения об отказе.
3. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ.
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
5. РАСЧЕТНАЯ СТОИМОСТЬ.
5.1. Расчетная стоимость настоящего Договора составляет 156 000 рублей 00 копеек (сто пятьдесят шесть тысяч рублей).
ПРИМЕЧАНИЕ: Предоплата настоящего Договора, 93 600 рублей 00 копеек (девяносто три тысячи шестьсот рублей).
5.2. В день выезда мастеров на объект с материалом оплачивается 39 000 рублей 00 копеек (тридцать девять тысяч рублей).
5.3. Окончательный расчет с Подрядчиком 23 400 рублей 00 копеек (двадцать три тысячи четыреста рублей) по настоящему Договору производится Заказчиком в трехдневный срок, с момента подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ.
5.4. В случае отказа предоставления претензий, в результате которых не был подписан Акт сдачи-приемки выполненных работ, окончательный расчет производиться после одностороннего подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ Подрядчиком
5.5. Стоимость договора строго фиксирована расчётами. Договор дополнительных объемов по устройству деревянных маршей не предусматривает.
5.6. Работа начинается после утверждения проекта и взноса предоплаты.
6. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.
6.1. Подрядчик гарантирует качество обусловленных настоящим Договором работ;
– гарантия на произведенные Подрядчиком работы составляет 12 (двенадцать) календарных месяцев;
– гарантия на продукцию распространяется, в том случае, если продукция изготовляется из материалов Подрядчика;
– все конфликтные ситуации решаются на основании обследования, производимого Подрядчиком, в обязательном присутствии Заказчика или его Доверенного лица, а так же в присутствии лиц, ответственных за проведение иных работ, связанных с работами Подрядчика. При условии, что остальные работы производились не силами Подрядчика, присутствие вышеперечисленных Сторон обеспечивает Заказчик.
6.2. Гарантийные обязательства по настоящему Договору вступают в силу только при условии подписания сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ и исчисляются датой подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ.
7. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ.
7.1. В случае неуплаты Заказчиком оставшейся к расчету суммы Договора, Подрядчик не несет никаких гарантийных обязательств по условиям настоящего Договора.
7.2. Если Заказчик не выполнит в сроки свои обязательства, предусмотренные настоящим договором, что приведет к задержке выполнения работ по строительству объекта, то Подрядчик имеет право на продление срока окончания работ на соответствующий период и он освобождается на этот период от уплаты штрафа за просрочку его сдачи.
7.3. В тех случаях, когда Заказчик по каким – либо причинам не подписывает Акт сдачи-приемки выполненных работ, гарантийные обязательства на произведенные по данному Договору работы не имеют юридической силы.
7.4. Подрядчик несет ответственность за корректность замеров, произведенных инженером Подрядчика, лишь в той части, которая относится к объему выполненных работ, количества и ассортимента материалов; ответственность за количество и ассортимент материалов, поставляемых Заказчику другой стороной, Подрядчик ответственности не несет.
7.5. Подрядчик не несет ответственности за качество работ, выполненных рабочими Подрядчика по их устной договоренности с Заказчиком и не отраженных в Договоре.
7.6 В случае вынужденного хранения выполненного заказа по окончанию срока изготовления, Заказчик уплачивает Подрядчику складские расходы из расчета 245,00 рублей за каждый день хранения изделия.
7.7. Столярные изделия изготовлены и предназначены для эксплуатации в помещениях с постоянной относительной влажностью 40-60% и температурой воздуха в пределах 20-30 градусов °С выше нуля. В помещении, в котором будут установлены столярные изделия, должны быть закончены ремонтные работы (штукатурные, стяжки, побелки и др.), т.к. уровень влажности должен соответствовать 40-60%.
Чрезмерная сухость, как и влажность, одинаково вредны для изделий из натурального дерева. Температура в помещении должна быть в пределах от 20 градусов до 30 градусов, иначе может возникнуть неравномерное высыхание древесины и деформация деталей.
При хранении и эксплуатации столярные изделия и мебель из дерева должны предохраняться от механических повреждений, влаги, агрессивных веществ, прямых солнечных лучей, огня, а также резких перепадов температуры и влажности окружающего воздуха.
Протирать поверхности мягкой тряпкой и средствами на восковой основе для ухода за мебелью.
Недопустимы резкие перепады температуры и влажности в помещении (не более чем на 5 % в час). Недопустимо обливать изделия водой и другими жидкостями или протирать изделия мокрой тканью, (могут остаться разводы, белые пятна, что ухудшит внешний вид изделий).
8. ФОРС-МАЖОР
8.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К таким обстоятельствам непреодолимой силы относятся: наводнение, пожар, землетрясение и иные явления природы, а также война, военные действия, акты или действия государственных органов и любые другие обстоятельства вне разумного контроля Сторон. На сайте kupi-lestnicu.ru опубликован этот Договор.
8.2. Срок исполнения обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.
8.3. При наступлении указанных в п. 8.1. настоящего Договора обстоятельств сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, оценку их влияния на возможность исполнения стороной обязательств по настоящему Договору и срок из исполнения.
9. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.
9.1. Все споры или разногласия, возникающие между сторонами по настоящему Договору или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между ними.
9.2. В случае невозможности разрешения разногласий путем переговоров они подлежат рассмотрению в суде согласно установленному законодательством Российской Федерации порядку.
10. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН.
Заказчик | Подрядчик |
Индивидуальный предприниматель Шафурин П.Н. | |
Дата | Дата |
Подпись ________________________ | Подпись ________________________ |
М.П. | М.П. |
Данный договор является образцом и любые совпадения с реальными объектами и физическими лицами случайны.
Как потребителю бороться с недобросовестными подрядчиками
До суда и в суде
Я представляю интересы людей в суде с 2013 года. Каждый месяц ко мне на консультацию приходит как минимум один потребитель, которого обманули исполнители услуг или работ.
Был случай, когда клиент купил кухонный гарнитур за 500 тысяч рублей, а при сборке оказалось, что не хватает полок, некоторых фасадов и фурнитуры. Ожидание недостающих деталей растянулось на три месяца. Другой клиент оплатил двери, а позже обнаружил брак, но продавец отказался их обменять: говорил, что сломал двери сам покупатель. Третьему некачественно выполнили кровельные работы: при сильном ветре унесло один лист, который повредил машину на соседнем участке. Подрядчик тоже утверждал, что это не его вина.
В статье я расскажу и покажу на примерах, как обманутому заказчику добиться справедливости и бороться с недобросовестными подрядчиками.
Две истории
В моей практике было два похожих дела.
После повторного обращения с претензией, жалоб депутату Законодательного собрания, заявлений в ФАС, Роспотребнадзор и полицию мы подали заявление в суд.
Экономя время, мы не стали обращаться в органы власти — написали претензию исполнителю с требованием вернуть предоплату. Он не ответил, и мы тоже подали иск в суд.
Сходства дел. В обеих историях мои клиенты — физические лица. Они как потребители заключили договоры подряда, но подрядчики не выполнили работы в срок и скрылись.
Чтобы добиться справедливости в истории с окнами, мы обращались в органы власти. На этом примере расскажу, стоит ли это делать и какой результат ждать.
Отличия дел. Подрядчики были в разных статусах. Установщик окон — фирма, установщик лестницы — физическое лицо.
Работая без ИП, установщик лестницы пытался избежать более строгой ответственности по закону «О защите прав потребителей» — ЗоЗПП. Но он ошибался: Пленум Верховного суда указал, что суд применяет к таким исполнителям ЗоЗПП. Потребитель должен доказать, что исполнитель выполняет работы систематически — фактически занимается предпринимательством. Так и произошло: в суде мы ссылались на ЗоЗПП и убедили судью, что установкой лестниц подрядчик занимался постоянно — это подтверждало объявление о его услугах на «Авито».
Матчасть
Потребитель получает в результате сделки товар, услуги или работу. В статье я расскажу именно про защиту прав потребителей в спорах с подрядчиками — для продавцов товаров и исполнителей услуг законом предусмотрены другие правила.
Потребитель и подрядчик вправе назвать договор иначе: выполнения работ, договор строительного подряда. Или выбрать вариант, не предусмотренный законом, — от этого правила и нормы, которые применяются к договору, не меняются.
Работа — действие, в результате которого заказчик получает материально выраженный результат. Заказал монтаж лестницы — получил лестницу и ее установку на месте.
Если потребитель — физическое лицо или ИП, которые заказывают работу для личных целей, а исполнитель — организация или ИП, их взаимоотношения регулируются гражданским кодексом и ЗоЗПП. Еще есть специальные законы для отдельных видов сделок: связи, перевозки пассажиров, общественного питания и т. д. Они подробнее описывают правила таких сделок. В историях с окнами и лестницей специальных актов нет.
Потребитель вправе получить качественный и безопасный результат работы в сроки, определенные договором. Невыполнение этих условий нарушает права потребителя.
ст. 7 ЗоЗПП — право потребителя на безопасность товара
Если подрядчик не выполнил работы в срок, потребитель вправе:
п. 1 ст. 28 ЗоЗПП — последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ
ст. 27 ЗоЗПП — сроки выполнения работ
п. 1 ст. 31 ЗоЗПП — сроки удовлетворения отдельных требований
Претензии по возврату денег, уменьшению цены и расчету с другим исполнителем удовлетворяются в течение 10 дней.
За нарушение сроков подрядчик платит неустойку в размере 3% от цены работы за отчетную единицу времени: если в договоре сроки указаны днями — за каждый день, если часами — за каждый час. Неустойка взыскивается за любое нарушение сроков: за несоблюдение даты начала работ, сдачи промежуточного результата, окончания работ или исполнения требований. Размер неустойки не может быть больше цены работы, от которой она считается.
п. 5 ст. 28 ЗоЗПП — последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ
Помимо неустойки потребитель вправе требовать от подрядчика возместить убытки в полном объеме. Убытки — это все расходы потребителя, которые возникли в результате невыполнения подрядчиком своих обязательств, и упущенная выгода — средства, которые потребитель мог получить, если бы его право не было нарушено.
Если договориться до суда не получилось, в сумму требований можно включить компенсацию морального вреда. Ее можно взыскать только в суде: размер компенсации за моральные страдания устанавливает судья, исходя из конкретной ситуации.
ст. 15 ЗоЗПП — компенсация морального вреда
Также за нарушение ЗоЗПП подрядчику грозит штраф в размере 50% от суммы, которую суд присудил потребителю.
п. 6 ст. 13 ЗоЗПП — ответственность за нарушение прав потребителей
Повлиять на исполнителя, который не торопится делать свою работу, можно до обращения в суд, в процессе рассмотрения дела или уже после принятия решения судом.
Если подрядчик не выполняет свои обязательства, потребитель может сразу идти в суд. Ни в гражданском кодексе, ни в ЗоЗПП нет обязанности потребителя сначала направить претензию и попытаться договориться без суда. Исключение — потребители услуг связи, владельцы грузов и багажа, который перевозится внутренним водным транспортом, и пассажиров, передвигающихся тем же способом. Но пройти досудебный порядок стоит в любом случае.
Во-первых, потому, что он экономит время. Рассмотрение дела в мировом суде займет минимум месяц, в районном — два месяца. А подрядчик по закону должен рассмотреть претензию в течение 10 дней. Предупреждение об обращении в суд может сподвигнуть исполнителя выполнить требование добровольно.
Во-вторых, судья выносит решение на основе закона, но по своему внутреннему убеждению. Поэтому важно, чтобы судья понял намерения потребителя. Судьи загружены работой, и им понятнее, когда потребитель, желая вернуть деньги, сначала просит их у того, кто взял, и только в случае отказа идет в суд.
Что писать в претензии. Строгой формы претензии нет, но из документа должно быть понятно, кто к кому и с какой целью обращается. В шапке укажите, кто привлекался как подрядчик (организация, ИП или физическое лицо), его адрес регистрации, а также данные заказчика — ФИО, адрес, телефон. В основном тексте претензии опишите обстоятельства дела: кто куда когда обратился, какой договор был заключен, что должны были сделать. Дальше сформулируйте требования.
Внимательно следите за размером неустойки. Исполнители часто в договоре указывают ее меньше, чем положено по закону. Это неверно. Условия договора, которые ущемляют права потребителя в сравнении с ЗоЗПП, недействительны.
Куда направлять претензию. Претензию можно направить по почте заказным письмом, передать лично или через законного представителя — адвоката, юриста или любое лицо, на которое оформлена доверенность. Претензия составляется в двух экземплярах: один для подрядчика, второй — с отметкой о принятии — для потребителя.
В обоих делах мы направляли претензии Почтой России заказными письмами с уведомлением о доставке.
Хранить квитанцию об отправке обязательно. На ней указан номер отправления, по которому отслеживается движение письма. Она же послужит доказательством соблюдения претензионного порядка в суде.
Обращаться в органы власти необязательно. Но этот этап можно использовать как вспомогательный.
Правоохранительные органы. Потребителю бессмысленно обращаться в правоохранительные органы. Даже если подрядчик забрал деньги и пропал, полиция рассматривает эту ситуацию как гражданское дело, в котором нет состава преступления.
Клиент, заказавший окна, обратился в УБЭП, который переадресовал заявление в отделение полиции. Там на руки клиенту выдали отказ в возбуждении уголовного дела: подрядчик дал показания, что заказчик просто не приезжает за деньгами, которые потребовал вернуть.
Единственный вариант для возбуждения уголовного дела — если заявления подают несколько обманутых потребителей. Потому что единичное обращение указывает не на факт мошенничества, а только на спорную гражданскую ситуацию, которая разрешается в суде.
Роспотребнадзор надзирает и контролирует продавцов, производителей и исполнителей работ. При ущемлении прав потребителей Роспотребнадзор возбуждает дела об административном правонарушении, штрафует, заявляет в суд о привлечении к ответственности нарушителей или в полицию о возбуждении уголовного дела. Но Роспотребнадзор не сможет обязать исполнителя вернуть внесенный аванс, возместить ущерб или выплатить неустойку. Эти вопросы решает только суд.
Обращаться в Роспотребнадзор стоит для привлечения к ответственности недобросовестного исполнителя услуг или работ. Например, в результате нашей жалобы против установщика окон возбудили дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за то, что он включил в договор условия, ущемляющие права потребителя. В договоре размер неустойки был ниже законной — за это предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей.
штраф, который наложил на установщика окон Роспотребнадзор
Обращаться в этот орган бессмысленно, если исполнитель — физическое лицо. Правило о применении ЗоЗПП работает только для разбирательств дел в суде. Об этом писал Роспотребнадзор.
Местные органы власти. Если нужно сэкономить время, можно не обращаться в местные органы власти: законодательные региональные или муниципальные органы и муниципальные администрации. Но в эти учреждения стоит пойти, чтобы сэкономить деньги.
Заказчики окон пошли к депутату областной думы, написали заявление. И получили бесплатную правовую помощь в составлении претензии. Получить эту услугу они могли бы и в местной администрации. Там работает отдел по защите прав потребителей, помогающий обманутым потребителям.
Обращение в муниципальный орган власти, законодательный орган субъекта или в общественную организацию по защите прав потребителей — реальная возможность сэкономить на услугах юриста.
Помощь юристов и адвокатов
Желающие сэкономить время, а не деньги, могут обратиться к адвокату или юристу. На юриста оформляется доверенность. С адвокатом заключается соглашение об оказании адвокатской помощи. На основании соглашения и ордера адвокат составляет правовые документы, отправляет претензии, представляет потерпевшего в суде, участвует в исполнительном производстве. Объем полномочий определяется в каждом конкретном случае между потребителем и адвокатом.
На взаимоотношения между клиентом и адвокатом не действует ЗоЗПП.
После попытки урегулировать спор мирно можно готовиться к суду.
Выбор суда. По общему правилу истцы подают документы в суд по месту регистрации ответчика.
Для потребителей предусмотрена альтернативная подсудность. Истец-потребитель может подать иск по месту регистрации исполнителя или его структурного подразделения, с которым заключался договор, по месту заключения договора или его исполнения или по своему месту жительства или регистрации.
До подачи документов важно определить размер требований — цену иска. Если долг подрядчика меньше 50 тысяч рублей, исковое заявление подается мировому судье, если больше — в районный суд.
Госпошлина. Обращение в суд для потребителей бесплатно независимо от исхода дела.
Составление иска. В отличие от претензии, требования к исковому заявлению установлены в законе — в статьях 131—132 ГПК РФ. В иске указывается наименование и адрес суда, наименования и адреса сторон и телефоны для контакта. В самом исковом заявлении прописываются обстоятельства дела и доказательства, на которые ссылается истец.
Доказательства документально подтверждаются. Копии документов передаются в суд, оригиналы истец приносит с собой на заседания, чтобы судья мог убедиться в их подлинности.
В обоих делах мы ссылались на договоры оказания услуг. Оригиналы принесли с собой. Доказательством нарушения сроков стало отсутствие акта о приеме работ, письменные претензии в адрес исполнителей, квитанции о пересылке заказных писем с претензиями и распечатки с сайта Почты России.
В споре с установщиком окон в суд мы предоставляли обращение в правоохранительные органы и письменные пояснения полицейского из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также ответ Роспотребнадзора о привлечении исполнителя к административной ответственности. Эти документы необязательны для суда, но они позволяют судье увидеть полную картину происходящего — он оценивает дело, исходя из предоставленных документов.
Формулировка требований. Требования в иске формулируются четко и оформляются пунктами. Их можно списать с претензии, но обязательно нужно сделать перерасчет сумм, потому что размер убытков может увеличиться. Кроме того, в иск следует добавить штраф за нарушение прав потребителей и моральный ущерб.
Расчеты оформляются отдельным документом.
Исковое заявление обязательно должно быть подписано истцом или его законным представителем.
Все документы подаются в количестве по числу сторон. Один экземпляр иска остается на руках у истца, на нем в суде ставят печать и дату получения заявления.
В суде
Рассмотрение дела происходит в несколько этапов.
В течение 5 дней с иском знакомится судья и выносит определение о принятии дела к производству. Начинается подготовка дела к разбирательству, секретарь судьи связывается со всеми участвующими в деле, высылает ответчику копию иска, разъясняет его право представлять доказательства. Назначается дата предварительного заседания.
Предварительное заседание — ознакомительный этап, на котором стороны приносят возражения, подробно разъясняют свою позицию суду, представляют доказательства или примиряются.
Установщик окон не согласился с требованиями истца и представил в суд отзыв на иск. Несмотря на большое количество страниц в отзыве, подрядчик не предоставил документы, подтверждающие его слова. Отзыв приобщили к материалам дела, но ситуацию он не изменил.
Установщик лестницы по телефону не отказывался от своего обязательства, но его не исполнил и в суд не явился.
Рассмотрение по существу. На основных заседаниях суда дело рассматривается по существу. Количество заседаний зависит от сложности дела, доказательств и явки всех сторон, экспертов и специалистов.
Установщик окон на основном заседании понял, что суд может вынести решение не в его пользу и тогда сумма долга будет большой. Поэтому предложил истцу заключить мировое соглашение и отдать деньги — 20 000 Р — прямо в зале суда.
Решение суда вступает в силу через 30 дней с момента его составления. В течение месяца решение можно обжаловать. Оба моих клиента были довольны результатом суда, поэтому апелляционные жалобы мы не подавали. Подрядчики решения тоже не обжаловали.
После того как решение вступит в силу, необходимо получить исполнительный лист и начать взыскивать деньги через приставов или через банк. Если ответчик не исполнит решение суда добровольно.
Сейчас мы работаем с приставами по долгу установщика лестницы. О том, как контролировать работу приставов, Т—Ж уже писал.
Чем закончились истории
В обеих историях потребители выиграли, хотя работы так и не были выполнены.