договор на выпуск эцп
Договор на выпуск КЭП
Договор оказания услуг по подготовке документов и совершению действий, необходимых для выпуска аккредитованным удостоверяющим центром сертификата квалифицированной электронной подписи
г. Санкт-Петербург | 17 апреля 2020 г. |
Настоящий Лицензионный договор является публичной офертой ООО «Парадокс» (ИНН 5024181771, КПП 783901001, место нахождения: 190068 г. Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, дом 35, литер А, помещение 6-Н, часть №55), именуемого в дальнейшем Исполнитель, Заказчику. Настоящий договор признается заключенным с момента его акцепта Заказчиком. Под акцептом в целях настоящего договора понимается факт оплаты вознаграждения по настоящему договору.
ТЕРМИНЫ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Идентификация – комплекс действий, определенный Регламентом УЦ, направленных на сопоставление данных, указанных Заказчиком в Заявлении, к оригиналам или заверенным копиям документов Заказчика, а также на установление личности Заказчика при личном предъявлении документа, устанавливающего личность (паспорт).
Заявление – заявление Заказчика на выпуск Сертификата, составленное в СЭД и оформленное по требованиям УЦ
Регламент УЦ – Порядок реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра ООО «Астрал-М» и исполнения его обязанностей, опубликованный по адресу https://ca.astralm.ru/reglament-astralm.pdf
Сертификат – квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в соответствии с определением ФЗ-63, выпущенный УЦ.
СЭД – система электронного документооборота «EasyDocs», расположенная по адресу my.easydocs.ru
УЦ – аккредитованный удостоверяющий центр ООО «Астрал-М»
Центр идентификации – одна из точек выдачи, указанная на сайте https://astral.ru/tochki-vydachi/, где согласно условиям настоящего договора, Заказчик обязан пройти процедуру идентификации по документу, удостоверяющему личность
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.
1.1 Заказчик заказывает и обязуется оплатить, а Исполнитель принимает на себя обязательства в соответствии со сделанным заказом оказать Заказчику услуги по подготовке Заявлений и совершению действий, необходимых для выпуска Сертификата.
1.2 Исполнитель оказывает услуги по настоящему Договору на основании Договора №219-ЭДО от 01.10.2019, заключенного между Исполнителем и АО «Калуга Астрал».
1.3 Заключая настоящий договор, Заказчик тем самым одновременно выражает согласие на обработку персональных данных и принимает условия политики обработки персональных данных, опубликованной по адресу https://easydocs.ru/legal/pers_data/, а также подтверждает, что аналогичное согласие будет получено от всех сотрудников и доверенных лиц, персональные данные которых будут предоставляться Исполнителю по настоящему Договору.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.
2.1 Права и обязанности Исполнителя:
2.1.1 Консультировать Заказчика по вопросам оформления документов, необходимых для создания Сертификатов.
2.1.2 На основании данных, введенных Пользователем в СЭД, сформировать Заявление Пользователя на выпуск Сертификата и передать это заявление в Центр идентификации, выбранный Заказчиком.
2.1.3 По факту прохождения Заказчиком Идентификации, совершить технические действия по созданию Сертификата.
2.1.4 Соблюдать порядок реализации функций УЦ.
2.2 Права и обязанности Заказчика:
2.2.1 Соблюдать порядок реализации функций УЦ.
2.2.2 Своевременно оплатить оказываемые услуги.
2.2.3 Соблюдать руководство УЦ по обеспечению безопасности использования квалифицированной электронной подписи и средств квалифицированной электронной подписи.
2.2.4 Обеспечивать сохранность в тайне ключей электронной подписи. Немедленно отправить в УЦ запрос на приостановление действия Сертификата при наличии оснований полагать, что тайна ключа электронной подписи нарушена.
3. ЦЕНА ДОГОВОРА. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ.
3.1 Стоимость услуг по выпуску Сертификата, включая стоимость самого Сертификата и услуг по облачному хранению закрытого ключа в течение 12 календарных месяцев с даты выпуска Сертификата
составляет: 1 500 рублей.*
*При идентификации личности в одном из центров идентификации, указанных на сайте https://easydocs.ru/oblachnaya_podpis взимается дополнительная плата в размере 300 руб. за 1 сертификат.
НДС не облагается в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения
3.2 Заказчик оплачивает полную стоимость договора в срок не позднее 3 (Трех) дней со дня выставления ему счета Исполнителем.
3.3 Форма оплаты: в безналичном порядке (платежными поручениями) или по банковской карте на сайте Исполнителя. Услуги считаются оплаченными со дня поступления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.
4. ПЕРЕДАЧА ЛИЦЕНЗИЙ. СДАЧА-ПРИЕМКА УСЛУГ.
4.1 Все оказываемые Заказчику по договору услуги оформляются Актами об оказании услуг.
4.2 Датой оказания услуг считается дата подписания Сторонами Акта об оказанных услугах.
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА.
5.1 Настоящий Договор вступает в силу со дня акцепта настоящей оферты Заказчиком и действует до исполнения сторонами своих обязательств.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
6.1 За неисполнение своих обязательств по Договору стороны несут ответственность в порядке, установленном настоящим договором и действующим законодательством России.
6.2 По настоящему Договору Исполнитель несет перед Заказчиком ответственность только за реальный ущерб. Возмещение Заказчику упущенной выгоды и морального вреда не предусматривается.
6.3 Исполнитель освобождается от ответственности за негативные для Заказчика последствия, возникшие в результате нарушения Заказчиком положений договора и Регламента УЦ.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
7.1 Все изменения и дополнения к договору считаются действительными только в том случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями всех Сторон.
7.2 В целях исполнения договора Заказчик предоставляет Исполнителю разрешение на использование, хранение, обработку и распространение персональных данных: своих собственных и своих работников тем способом и в той мере, в которых это необходимо для исполнения условий настоящего договора, при условии получения согласия соответствующего субъекта персональных данных на их обработку в соответствии с действующим законодательством в каждом конкретном случае.
7.3 Все споры и разногласия между сторонами по договору рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4 Все споры и разногласия, возникающие в связи с исполнением и (или) толкованием настоящего договора, разрешаются Сторонами путем переговоров. При невозможности урегулирования Сторонами возникших разногласий путем переговоров, спор подлежит разрешению в арбитражном суде в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга с обязательным соблюдением претензионного порядка урегулирования споров и разногласий. Срок ответа на претензию 20 (двадцать) календарных дней с момента ее поступления в письменной форме или в электронном виде с квалифицированной электронной подписью.
7.5 Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), определяемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, если они предъявляют доказательства того, что эти обстоятельства воспрепятствовали исполнению обязательств по настоящему договору, такими доказательствами являются документы компетентных органов Российской Федерации. С момента устранения обстоятельств непреодолимой силы настоящий договор действует в обычном порядке.
7.6 Стороны обязуются информировать друг друга в течение 15 (пятнадцати) календарных дней об изменении своих реквизитов, а также о любых решениях, касающихся их ликвидации, реорганизации как юридического лица. В случае неисполнения указанного обязательства одной из Сторон, другая Сторона не несет ответственности за вызванные таким неисполнением последствия.
Генеральный директор
ООО «Парадокс»
Куликов Денис Сергеевич
Стороной по договору на выдачу квалифицированного сертификата электронной подписи должен выступать аккредитованный УЦ
Popartic / Shutterstock.com |
Если стороной по такому договору выступает лицо, не являющееся аккредитованным в Минкомсвязи России удостоверяющим центром (далее – «агент»), это влечет за собой существенные риски и может привести к негативным юридическим, финансовым и налоговым последствиям как для самого посредника, так и для конечного получателя электронной подписи.
Вы решили приобрести квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее – квалифицированный сертификат) и получили предложение от организации, которая именует себя «агентом удостоверяющего центра». Она заявляет, что выпустит квалифицированный сертификат согласно договору, предметом которого является, например, «оказание услуг удостоверяющего центра по изготовлению квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на защищенном носителе ключевой информации».
Некоторые УЦ действительно привлекают к сотрудничеству в качестве агентов организации и ИП для выдачи квалифицированных сертификатов от имени УЦ. Вместе с тем, на практике встречаются ситуации, когда агент предоставляет квалифицированные сертификаты от своего имени и за свой счет.
Разберемся, правомерны ли такие действия «агента» и какие негативные последствия возможны для получателя при использовании электронной подписи, сформированной при помощи выданного им квалифицированного сертификата.
Требования к электронной подписи
Электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом с ней связана и которая используется для определения личности подписанта. Она позволяет проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость).
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ) определяет простую и усиленную электронные подписи.
Усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной и квалифицированной (ст. 5 Закона № 63-ФЗ).
Квалифицированная электронная подпись является самой криптографически стойкой к дешифрованию и может именоваться таковой только в случае соответствия требованиям ГОСТ Р 34.10-2001 и ГОСТ Р 34.10-2012.
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Такой электронный документ может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (ст. 6 Закона № 63-ФЗ).
Квалифицированную электронную подпись выпускает только аккредитованный УЦ
Квалифицированные электронные подписи могут быть выпущены только удостоверяющими центрами, аккредитованными в Минкомсвязи России. Ведомство публикует реестр таких УЦ на своем сайте.
Из документа
Удостоверяющий центр – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
УЦ считается аккредитованным при выполнении законодательных требований, в числе которых есть также наличие целого ряда специальных лицензий. Рассмотрим данные требования.
УЦ ведут реестр выданных квалифицированных сертификатов и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации. Соответственно, они являются операторами, осуществляющими обработку персональных данных. У них возникает обязанность уведомить об этом Роскомнадзор для включения УЦ в реестр операторов персональных данных (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).
После аккредитации у УЦ появляются следующие обязанности:
Согласно положениям ст. 11 Закона № 63-ФЗ квалифицированная электронная подпись признается действительной в том случае, если квалифицированный сертификат создан аккредитованным удостоверяющим центром, аккредитация которого действительна на день выдачи сертификата.
Очевидно, что рассматриваемый «агент» не соответствует указанным выше требованиям, а выдаваемые им квалифицированные сертификаты считаются недействительными.
У получателя квалифицированного сертификата возникает риск того, что в случае возникновения каких-либо разногласий, судебного спора или при проведении проверки контролирующими органами документы, подписанные электронной подписью, могут быть признаны подписанными неустановленным или неуполномоченным лицом.
Налоговые органы могут не признать первичные документы, подписанные неуполномоченным или неустановленным лицом, для целей подтверждения расходов при расчете базы по налогу на прибыль или счета-фактуры для целей принятия НДС к вычету. Скорее всего они квалифицируют их как оформленные с нарушениями требований бухгалтерского и налогового законодательства.
За отсутствие надлежащим образом оформленной «первички» компанию могут привлечь к налоговой ответственности в виде штрафа в размере от 10 тыс. до 40 тыс. руб. (ст. 120 Налогового кодекса).
Как проверить УЦ, «агента» и квалифицированный сертификат
Как было сказано выше, выпуск квалифицированных сертификатов вправе осуществлять только аккредитованный УЦ. Поэтому, даже если вы получаете квалифицированный сертификат у «агента» – доверенного лица УЦ, сначала вам следует изучить деятельность самого УЦ.
Для правильного выбора УЦ рекомендуем обратить внимание на следующие критерии:
Информацию об аккредитации УЦ вы можете получить в Реестре, размещаемом на сайте Минкомсвязи России. В нем перечислены все существующие на данный момент аккредитованные УЦ. Кроме того, есть информация об УЦ с приостановленной аккредитацией и с досрочным прекращением аккредитации.
Важно!
Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи. Ответственность за ее применение лежит на том лице, на которое она была оформлена.
При дистанционном оформлении квалифицированного сертификата процедура удостоверения личности не в полной мере соответствует требованиям законодательства. Он может попасть к лицу, которое на самом деле заявителем не является. Для номинального владельца квалифицированного сертификата это влечет юридические, финансовые, налоговые риски и другие негативные последствия. Подробнее
Проверку аутентичности квалифицированного сертификата вы можете провести в онлайн-режиме на Портале госуслуг. Следуя указаниям, вы получите заключение о подлинности сертификата. В документе должно значиться: «Подлинность сертификата подтверждена. Статус сертификата, использованного для подтверждения подлинности ЭП: действителен, сертификат выдан аккредитованным удостоверяющим центром».
При получении квалифицированного сертификата у «агента» – доверенного лица УЦ рекомендуем лично явиться к нему в офис и в первую очередь обязательно поинтересоваться, кто выпустил сертификат, а также запросить документы и лицензии УЦ.
Далее следует собственноручно передать все необходимые с вашей стороны документы для оформления и подписать заявление на выпуск квалифицированного сертификата. Это будет являться гарантией того, что «агент» повторно не выпустит сертификат на ваше имя без вашего ведома.
При заключении договора обращайте внимание на прописанные в нем условия. Предметом договора должно являться оказание конкретных услуг по обеспечению юридически значимого электронного документооборота в части выпуска квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
Только при соблюдении перечисленных выше условий «агент» несет полную ответственность в соответствии с положениями Закона № 63-ФЗ.
Из документа
1. Договор на обработку фискальных данных заключается между оператором фискальных данных и пользователем, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В заключение отметим, что возникновение рассмотренной в статье ситуации с «агентом» можно исключить путем внесения изменений в Закон № 63-ФЗ. В настоящее время его положения четко не устанавливают обязательность присутствия УЦ в качестве стороны в заключаемом договоре. Необходимо ввести норму по аналогии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», согласно которой договор на предоставление квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи может заключаться только между УЦ и пользователем. В таком случае «агент» сможет действовать только от имени УЦ.
Как получить электронную подпись
И в каком случае какой вид пригодится
Электронная подпись (ЭП) — то же самое, что обычная подпись, но в электронном виде. Она приравнивает любой электронный документ к бумажному оригиналу.
Что такое электронная подпись
По сути подпись — это специально сгенерированный файл с цифрами, который крепится к электронному документу. Этот файл отвечает на три главных вопроса:
Раньше еще использовали термин «электронная цифровая подпись», но сегодня он устарел — в законе теперь пишут «электронная подпись»
Электронная подпись гарантирует, что документ подписал владелец электронной подписи. А неквалифицированная и квалифицированная подписи покажут, изменился ли документ после подписания.
Зачем нужна электронная подпись
Электронная подпись понадобится тем, кто собирается использовать в работе электронные документы, сдавать отчетность и получать услуги в интернете.
Вот как используют электронную подпись юридические лица:
А вот что могут сделать с электронной подписью обычные граждане:
Обычно физлица делают электронную подпись, чтобы передавать документы госслужбам — например, удаленно подают заявление на регистрацию по месту жительства или отправляют иск или доверенность в суд. Но на самом деле электронная подпись может заменить рукописную в любых случаях. Вот как, к примеру, ее можно использовать:
О том, как еще обычный человек может использовать электронную подпись на практике, мы рассказывали в другой статье.
Как устроена ЭП
Просмотреть подпись можно с помощью сертификата открытого ключа — электронного документа, в котором есть следующая информация:
Программа СКЗИ проверяет хэш-сумму и сравнивает ее с содержанием документа. Если все совпало, документ не меняли и подпись цела. Несовпадения означают, что документ изменили после того, как подписали. Тогда подпись автоматически считается недействительной и документ теряет юридическую силу.
Виды ЭП и их отличия
В законе описаны несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная.
Простая электронная подпись самая доступная. Это логин и пароль, которые подтверждают, что пользователь авторизовался в системе. C помощью этой подписи можно подтвердить обращение в органы власти или подписать заявку на услугу. Еще ей можно пользоваться во внутреннем документообороте компании и подписывать служебные письма.
Например, вы заходите в мобильный банк при помощи логина и пароля или подтверждаете оплату в интернете кодом из смс. По условиям договора с банком такая подпись равнозначна обычной подписи.
Простая электронная подпись уязвима, поэтому ее применяют не везде. Если вы работаете с имущественными и финансовыми документами, то лучше ее не использовать. Она подтвердит, что документ подписали, но не гарантирует, что его не меняли и что его подписал нужный человек. Это будет проверять арбитражный суд, если возникнет спорная ситуация.
Эту подпись используют в электронном документообороте. Ей подписывают договоры, контракты и агентские отчеты, но только если стороны заключили соглашение о доверии таким подписям и электронным документам.
Неквалифицированные подписи можно генерировать внутри компании или сервиса с помощью бесплатных инструментов. Государство не может контролировать неквалифицированную подпись: ее может выдать кто угодно, ей может владеть кто угодно и она не защищена средствами, которым доверяет государство. Именно поэтому в судебных инстанциях не принимают такие подписи.
Целостность подписи проверяют двумя способами:
Так определяют, что подпись не была утеряна, украдена или просрочена, когда ее использовали.
Сертификат квалифицированной подписи необходимо обновлять каждый год: помнить, когда она перестает действовать, и вовремя заказывать перевыпуск.
У квалифицированной подписи есть два важных преимущества.
Взломать квалифицированную подпись практически невозможно — это потребует слишком больших вычислительных ресурсов. Если вы потеряете закрытый ключ, по вашему сигналу удостоверяющий центр отзовет сертификат — подписывать документы с его помощью будет нельзя.
Ее можно использовать в любых операциях с электронными документами. Ей доверяют арбитражный суд и налоговая служба, поэтому чаще всего ей подписывают электронные счета-фактуры, налоговые декларации и договоры.
Где можно использовать электронную подпись
Простая | Неквалифицированная | Квалифицированная | |
---|---|---|---|
Внешние и внутренние электронные документы | + | + | + |
Документооборот с физическими лицами | + | + | + |
Госуслуги | + | — | + |
Документы для ИФНС в личном кабинете налогоплательщика | — | + | + |
ПФР и ФСС | — | — | + |
Арбитражный суд | — | — | + |
Как начать работать с квалифицированной электронной подписью
Чтобы начать работать с электронной подписью, необходимо подготовить свое рабочее место и приобрести сертификат подписи. Сертификат выдают быстро — в течение часа.
Еще для работы с квалифицированной подписью надо будет установить программу для криптозащиты информации (СКЗИ). Самые распространенные средства криптозащиты в России — это «Криптопро CSP», Signal-com CSP, «Лисси CSP», Vipnet CSP. Все они примерно одинаковые.
Какое конкретно СКЗИ потребуется и какие настройки будут нужны, вам скажут в удостоверяющем центре или МФЦ.
Как приобрести подпись юридическому лицу и ИП
Юридические лица получают квалифицированные сертификаты подписи в удостоверяющем центре или МФЦ.
Найти удостоверяющий центр можно в списках аккредитованных центров на сайте Минкомсвязи или на сайте e-trust.gosuslugi.ru. Выбирайте тот центр, у которого есть филиал в вашем городе. Удаленно электронную подпись получить нельзя, придется идти за подписью лично.
Чтобы получить электронную подпись, вам потребуются следующие документы:
Если подпись получает представитель, ему дополнительно потребуются:
Когда вы подпишете заявление, надо будет оплатить счет. Лучше платить наличными или банковской картой. Если будете платить банковским переводом, вам придется ждать, когда оплата пройдет. Срок ожидания зависит от того, как быстро банк обработает платеж: можно прождать несколько минут, а можно и несколько дней.
Как приобрести подпись физическому лицу
Обычные граждане могут пользоваться любой подписью — простой, неквалифицированной и квалифицированной. Как правило, простая подпись используется для авторизации на госуслугах, где можно заказывать информационные услуги в электронном виде. Неквалифицированной подписью можно пользоваться по договоренности для обмена документами с юридическими лицами. А с помощью квалифицированной подписи получают госуслуги, связанные с имущественными операциями. Например, ею можно подписать договор купли-продажи квартиры и подать его на государственную регистрацию. Или оформить юрлицо без посещения налоговых органов, назначить его директора и других должностных лиц.
Физическим лицам проще всего получить подпись в ближайшем МФЦ: рядом может не быть удостоверяющих центров, а МФЦ найдется всегда. Для этого надо записаться на прием и подготовить следующие документы:
Расходы на электронную подпись в Москве для физических лиц — 2150 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 950 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р |
Расходы на электронную подпись в Москве для юридических лиц — 2700—3600 Р
Токен | 1200 Р разово |
Электронная подпись | от 1500 Р в год |
Программа СКЗИ | 0 Р или коммерческая СКЗИ на выбор от 900 Р |
Как подписать документ электронной подписью
Например, так работает процесс подписания с помощью программы « Крипто-АРМ »:
Документы « Микрософт-офис » подписать еще проще:
Инструкция по установке ЭП на сайте поддержки Микрософт
Документы можно подписывать в электронной почте и облачных хранилищах — например, в «Дропбоксе» и на «Яндекс-диске». Для этого нужно установить специальное расширение для браузера. Такое расширение добавляет в интерфейс вашего файлового хранилища кнопку «Подписать».
В « Гугл-докс » плагины для электронной подписи можно найти во вкладке «Дополнения».
Как проверить подлинность подписи
Чтобы проверить подлинность подписи и неизменность документа, воспользуйтесь любым из бесплатных сервисов:
Можно ли передать подпись другому
Теоретически можно. По закону вы должны не допускать того, чтобы подпись попала в чужие руки без вашего согласия. Получается, другой человек может использовать вашу подпись, если вы согласились на это. Но ответственность за любой подписанный документ все равно несет владелец подписи.
Что делать, если потеряли электронную подпись
Если вы потеряли ключ от подписи или его украли, сразу обратитесь в удостоверяющий центр или МФЦ, который выдавал вам сертификат. Центр отзовет ваш сертификат, чтобы его не могли использовать мошенники. Еще обязательно сообщите об этом контрагентам, чтобы они знали, что вашей утерянной подписью могут воспользоваться злоумышленники.
Восстановить утерянный сертификат или ключ ЭП невозможно. Нужно получать новый: собирать документы и идти в удостоверяющий центр.
Как перевыпустить сертификат
Срок действия сертификата электронной подписи — год. Когда он подойдет к концу, выпустите новый сертификат. Для этого обратитесь с заявлением в удостоверяющий центр или МФЦ. Если в документах ничего не изменилось, нести их снова не нужно. Если какие-то документы поменялись, нужно принести оригиналы только этих документов.
Минутка технического занудства (слабонервным лучше сразу в конец пролистать, там чуть веселее):
> «В итоге она создаст уникальное сочетание данных документа — хэш-сумму. Уникальным оно будет благодаря закрытому ключу — особой последовательности символов, которая формирует файл подписи.»
Теперь немного про ключи и зачем нужны:
(Увы, весь пост не влез, продолжение ниже)
Итак, как все таки работает электронная подпись?
Parmigiano, это самое понятное описание принципов криптографии открытого ключа, которое я видел. Спасибо огромное!
Parmigiano, отличный сторителлинг. И спасибо за разъяснение! Немного поправим текст в части описания закрытого ключа. А то в ходе редакторских правок и попыток написать все понятным языком чуть упустили техническую точность.
Павел, да вы жёстко всё упустили. После этого начинаешь сомневаться, а корректны ли статьи ТЖ по другим тематикам, где я не специалист. Умилительно наблюдать столь скромную оценку труда Parmigiana, который является лучшим описанием принципов работы ключей для шифрования и контроля целостности простыми словами 😐