договор о дистрибуции образец заполненный
Что следует знать, если вы собрались заключить дистрибьюторское соглашение (договор).
12 января 2021 года
В мировой практике в настоящее время выделяется три основных формы организации производителем каналов сбыта продукции: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция. Дистрибьюция— одна из наиболее востребованных форм сбыта и продвижения товаров. Это обусловлено удобством взаимодействия производителя и дистрибьютора, учитывает потребности рынка и позволяет сторонам организовать свои взаимоотношения необходимым и удобным для них способом.
Дистрибьюторское соглашение – договор, согласно которому первая сторона (дистрибьютор) обязуется от своего имени и за свой счет на длительной основе на выделенной ей территории и на согласованных с другой стороной (поставщиком) условиях осуществлять продвижение и сбыт товаров, маркированных товарными знаками (коммерческим обозначением), приобретаемых у поставщика, с целью поддержания (увеличения) объемов сбыта, а вторая сторона (поставщик) обязуется предоставлять дистрибьютору преференции и поставлять товары на согласованных условиях, а также осуществлять контроль над последующим сбытом поставленных товаров.
Предмет дистрибьюторского соглашения составляют осуществляемые дистрибьютором от своего имени и за свой счет действия по реализации и продвижению на выделенной ему территории и на согласованных с поставщиком условиях товаров поставщика, приобретаемых дистрибьютором в собственность, и действия поставщика по обеспечению дистрибьютору привилегированного положения, направленные на достижение экономического результата в виде поддержания и/или увеличения сбыта товаров поставщика.
Предмет договора поставки, заключаемого во исполнение дистрибьюторского соглашения, сам по себе не является составной частью предмета дистрибьюторского соглашения.
Заключение договора поставки является необходимым элементом и стадией исполнения обязанностей дистрибьютора и поставщика по дистрибьюторскому соглашению. Однако, стороны не могут быть принуждены в судебном порядке к его заключению, как это установлено в отношении предварительных договоров.
С момента заключения сторонами договора поставки либо согласования его существенных условий одновременно с заключением дистрибьюторского договора взаимоотношения сторон регулируются смешанным договором, включающим в себя элементы дистрибьюторского договора и договора поставки.
Передача дистрибьютору права использования товарного знака, которым маркирован товар, является обязательной для осуществления им дистрибьюторской деятельности при импорте продукции в РФ в силу национального принципа исчерпания права, закрепленного в статье 1487 ГК РФ. При заключении дистрибьюторского соглашения между российскими сторонами это не является обязательным.
Комплекс оказываемых дистрибьютором услуг состоит из следующих частей:
Реализация товара. Распространение (продажи) продукции в соответствии с целями и политикой производителей;
Логистика. Организация грузообработки, складирование, таможенное оформление, переупаковка, доставка до клиентов, информационное сопровождение всех процессов;
Продвижение товара. Маркетинговые мероприятия в интересах производителей: стимулирование сбыта, обратная связь и анализ рынка, укрепление лояльности к брендам производителя.
Субъекты дистрибьюции. В настоящее время сложились две основные разновидности вертикальных маркетинговых систем по распространению продукции: когда один из участников сети является владельцем всех остальных звеньев (корпоративная система) или предоставляет им торговые привилегии (договорная система).
Цепочка рынка сбыта в рамках дистрибьюторских отношений опосредуется следующими звеньями:
Правообладатель. Владеет правами на товарный знак, коммерческое обозначение, ноу-хау, секреты производства и другую интеллектуальную собственность.
Производитель. Обеспечивает производство необходимого количества товара.
Импортер. Обеспечивает логистику и ввоз товара на территорию распространения.
Дистрибьютор. Обеспечивает на выделенной ему территории реализацию, продвижение товара, представление интересов правообладателя, поддержку дилеров и конечных пользователей.
Дилеры. Обеспечивает на территории мелкооптовые продажи товара и продажи товара конечным пользователям.
Конечные пользователи. Лица, приобретшие товар для личного использования либо для использования в коммерческих целях, но не для перепродажи.
Каждый участник этой цепочки может совмещать несколько функций.
Квирквия Бадри Амлиниевич
Адвокат, кандидат экономических наук
Консультации, запись на прием по тел.: +7 (495) 133-85-88
Образец дистрибьюторского договора
Профессиональная подготовка дистрибьюторского договора всего за 5 000 рублей!
— сделайте звонок по номеру: +79255467550 либо оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!
ДИСТРИБЬЮТОРСКИЙ ДОГОВОР № _____
Дата, место заключения (населенный пункт)
*** именуемое в дальнейшем «Продавец», в лице ***, действующего на основании ***, с одной стороны, и *** именуемое в дальнейшем «Дистрибьютор», в лице ***, действующего на основании ***, с другой стороны, совместно именуемые – «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В тексте настоящего договора (далее по тексту – «Договор») используются следующие определения:
Дистрибьютор – юридическое лицо, приобретающее Товар Продавца по Договору, осуществляющее согласованную с Продавцом сбытовую политику в соответствующей зоне ответственности и выполняющее условия Договора.
Зона ответственности – (район, субъект, округ).
Клиент – юридическое лицо (предприниматель без образования юридического лица), приобретающее Товар Продавца на основании соответствующего договора поставки/купли-продажи, заключенному между Клиентом и Дистрибьютором.
Сбытовая политика – комплекс мероприятий по оптовой и розничной реализации Товара Продавца, осуществляемых Дистрибьютором в целях стимулирования сбыта Товара.
Партия Товара – ежемесячное отгруженное количество Товара.
Товар – имущество, определенное в Приложениях и Дополнительных соглашениях к настоящему Договору.
1.1. Продавец обязуется поставить, а Дистрибьютор оплатить и принять Товар для последующей реализации в первоочередном порядке Клиентам, находящимся в пределах зоны ответственности Дистрибьютора.
1.2. Наименование, количество, ассортимент Товара определяется в соответствии с заявкой, согласованной Сторонами и являющейся неотъемлемой частью Договора.
2.1. Дистрибьютор обязан:
2.1.1. Принять и оплатить Товар в полном объеме согласно заявкам согласованными Сторонами.
2.1.2. Участвовать в акциях, проводимых Продавцом, направленных на стимулирование реализации Товара.
2.1.3. Проводить сбытовую политику, согласованную с Продавцом.
2.1.4. Стимулировать сбыт Товара в зоне ответственности Дистрибьютора путем проведения, согласованных с Продавцом мероприятий.
2.1.5. Предоставлять по требованию Продавца официальные прайс-листы и другие документы, относящиеся к деятельности по реализации Товара.
2.1.6. Предоставлять по требованию Продавца документацию о реализации Товара своим контрагентам (в т.ч. информацию по остаткам Товара на складах, дебиторской задолженности контрагентов перед Дистрибьютором, а также допускать Продавца на все занимаемые Дистрибьютором территории с целью проверки выполнения условий Договора.
2.2. Продавец обязан:
2.2.1. Предоставлять Дистрибьютору счет-фактуру, товарную накладную на Товар в соответствии с действующим законодательством, а также необходимые сертификаты.
2.2.2. Оказывать консалтинговую и маркетинговую поддержку в порядке и на условиях дополнительно согласованных Сторонами.
3. Порядок и сроки поставок
3.1. Дистрибьютор не позднее, чем за * (***) рабочих дня до окончания текущего месяца направляет для согласования Продавцу план отгрузки Товара на следующий месяц для его согласования.
3.2. Продавец вправе в одностороннем порядке изменить ежемесячный план отгрузки в сторону уменьшения при возникновении производственной необходимости, а также в иных случаях, связанных с деятельностью Продавца.
3.3. Дистрибьютор на основании ежемесячного плана отгрузки, не позднее, чем за один день до отгрузки Товара, согласовывает с Продавцом заявку по необходимой партии Товара. Объем поставки, ассортимент и сроки отгрузки согласовываются Сторонами в момент подачи заявки с учетом остатков Товара у Продавца и ежемесячного плана отгрузки.
3.4. Заявка согласовывается Сторонами путем обмена электронными письмами по сети Internet или по телефону с обязательным соблюдением положений п.8.2. Договора.
3.5. В случае непредставления и/или несогласования заявки Товар не поставляется. При этом Продавец не несет ответственности за пользование денежными средствами Дистрибьютора. По требованию Дистрибьютора и после проведения сверки расчетов, Продавец возвращает излишне перечисленные Дистрибьютором суммы на расчетный счет последнего.
3.6. Дистрибьютор имеет право не позднее, чем в **-00 часов дня, предшествующего дню отгрузки (время Московское), путем передачи телефонограммы, вносить изменения в заявку в пределах не более ** % от заказа по телефону: ***. Позже вышеуказанного времени изменения не принимаются.
3.7. В случае получения Товара и принятия его Дистрибьютором в большем объеме и/или ином ассортименте, чем предусмотрено заявкой, либо без заявки (п.п.3.5., 8.2. Договора), поставка в данном количестве и ассортименте считается согласованной между Сторонами и осуществленной по Договору.
3.8. Товар может отгружаться как самовывозом, так и доставляться транспортом Продавца, но за счет Дистрибьютора.
4.1. Дистрибьютор оплачивает Товар по ценам, установленным в Приложении №1.
4.2. Продавец оставляет за собой право изменения отпускных цен в одностороннем порядке с обязательным письменным уведомлением Дистрибьютора за * (**) календарных дней до даты введения новых цен. При этом стороны подписывают Приложение в новой редакции.
4.3. Датой оплаты по Договору считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Продавца.
4.4. В отношении отгрузок Товара применяется накопительная система скидок. По достижении Дистрибьютором очередного уровня отгрузки ему будут предоставлены скидки путем пересмотра цены Товара в соответствии с условиями указанными в Приложении № 1 к Договору.
4.5. На отгруженный Товар предоставляется отсрочка платежа * (**) календарных дней, в течение которых Дистрибьютор обязан погасить задолженность за отгруженный Товар.
4.6. В случае если образуется сумма задолженности по Договору, Продавец имеет право приостановить последующие отгрузки Товара до момента полной оплаты Дистрибьютором фактически полученного Товара.
5.1. Товар должна поставляться в упаковке/таре обеспечивающей ее сохранность.
6. Качество Товара и порядок приемки-передачи
6.1. Если местом получения Товара является склад Продавца, то приёмка Товара по количеству и качеству происходит на складе Продавца в момент передачи Товара.
Если местом получения Товара является склад Дистрибьютора, то приёмка Товара по количеству и качеству происходит на складе в момент передачи Товара.
Представитель Дистрибьютора должен иметь доверенность на приёмку и получение Товара.
6.2. Товар считается принятым в указанном количестве и надлежащем качестве, в надлежащей упаковке, предусмотренной для данного вида Товаров, с момента подписания уполномоченным представителем Дистрибьютора товарной накладной.
В случае обнаружения скрытых недостатков Товара, в течение 2 (двух) календарных дней со дня приёмки Товара на складе Продавца должен быть составлен и передан Продавцу соответствующий акт. Акт передается Продавцу с обязательным соблюдением положений п.8.2. Договора.
6.3. В случае, если в месте передачи Товара имеются следующие погодные условия: ***, передача Товара производится после прекращения указанных погодных условий.
6.4. Товар, отпускаемый по Договору, должен соответствовать по качеству требованиям, установленным для данного вида Товара и подтверждаться необходимыми сертификатами.
7. Ответственность Сторон
7.1. За необоснованный отказ от приемки Товара, согласно поданной заявке, Дистрибьютор возмещает расходы, связанные с возвратом и последующей реализацией данного Товара.
7.2. При систематическом невыполнении Дистрибьютором условий настоящего Договора Продавец вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор или увеличить отпускные цены на Товар, направив ему письменное уведомление не менее чем за ** дней.
7.3. В случае неоднократного нарушения Дистрибьютором сроков оплаты Товара Продавец вправе в одностороннем порядке расторгнуть Договор, направив письменное уведомление стороне не менее чем за * дней до расторжения.
7.4. При несвоевременной оплате поставленного Товара Продавец вправе потребовать от Дистрибьютора уплаты пени в размере 0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
7.5. При наличии просрочки в исполнении обязательств либо иных нарушений по Договору со стороны Дистрибьютора длящихся в совокупности более чем * (***) рабочих дня, Договор по инициативе Продавца может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке путем направления Дистрибьютору письменного уведомления о расторжении Договора. Датой расторжения Договора будет считаться дата получения соответствующего уведомления Дистрибьютором либо дата указанная в таком уведомлении. В зависимости от обстоятельств связанных с нарушением условий Договора Дистрибьютором, Договор может быть расторгнут Продавцом ранее указанного в настоящем пункте срока.
8.1. Об изменении банковских реквизитов, юридического или почтового адреса, наличии других расчетных счетов, либо предстоящей реорганизации (ликвидации) Дистрибьютор обязан предупредить Продавца в течение 3-х суток с момента принятия решения о реорганизации (ликвидации), открытия дополнительных расчетных счетов либо изменения реквизитов и адреса.
8.3. Условия Договора могут быть изменены только по обоюдному соглашению Сторон, оформленному в письменной форме и подписанному обеими Сторонами.
8.4. При наличии просрочки в исполнении обязательств либо иных нарушений по Договору со стороны Дистрибьютора, Продавец направляет Дистрибьютору претензию с требованием об их добровольном и досудебном устранении в порядке и сроки определенные соответствующей претензией. Невыполнение требований претензии Продавца являются основанием для предъявления Продавцом в суд иска в дату по усмотрению последнего. При этом Сторонами признается, что между ними были приняты все необходимые меры, направленные на досудебное урегулирование спора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
8.5. В случае если урегулировать спор путем переговоров не удалось, его разрешение по подсудности подлежит в ***.
8.6. Ни одна из Сторон Договора не имеет права передавать третьей стороне свои права и обязательства по Договору без письменного согласия другой Стороны.
8.7. Договор действует с момента его подписания обеими Сторонами по «__» ___________ 20__ г.
8.8. Во всем остальном, что не предусмотрено Договором, Стороны руководствуются действующим законодательством.
9. Адреса и банковские реквизиты Сторон
Особенности дистрибьюторских соглашений по праву Сингапура
1. ДИСТРИБЬЮТОРСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СИНГАПУРА
В Сингапуре отсутствует специальное регулирование дистрибьюторских соглашений. К таким договорам применяются базовые принципы договорного права. Правовая система Сингапура основана на английском праве, и ситуации, при которых суды Сингапура при рассмотрении дела ориентируются на английские судебные решения, в том числе по дистрибьюторским договорам, – распространенное явление.
Дистрибьюторский договор – это соглашение, по которому дистрибьютор приобретает товары от производителя или поставщика и перепродает их от своего имени. Дистрибьюторские соглашения могут различаться в зависимости от условий, на которых дистрибьютору предоставляется право осуществлять перепродажу товара на определенной территории:
Дистрибьюторские соглашения отличаются от договора купли-продажи, поскольку они включают в себя дополнительные права и обязанности дистрибьютора и производителя: положения о продвижении дистрибьютором товаров производителя, проведении рекламных кампаний и исследований рынка, обязательства о неконкуренции и др. Также дистрибьюторские соглашения отличаются от агентского соглашения, при котором ситуации перепродажи не происходит: агент продает товары от имени принципала, в то время как дистрибьютор действует от собственного имени.
Дистрибьюторское соглашение может быть ошибочно названо агентским договором, и наоборот. В данном случае суды будут выяснять истинную природу соглашения, не принимая во внимание то, как оно было поименовано. Если соглашение названо дистрибьюторским, но фактически оно является агентским, суды будут рассматривать его именно в качестве агентского договора.
2. ПЕРЕГОВОРЫ О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
В ходе переговорного процесса до заключения дистрибьюторского соглашения стороны нередко обмениваются устными мнениями относительно коммерческих условий и порядка исполнения будущего соглашения. Следует тщательно фиксировать все обещания сторон, поскольку они могут быть восприняты как заверения об обстоятельствах (representations). Нарушение заверений об обстоятельствах, даже если они не были зафиксированы в дистрибьюторском соглашении письменно, может привести к расторжению договора и взысканию убытков с нарушившей стороны.
В деле Honey Secret Pte Ltd v Atlas Finefood Pte Ltd & others [2016] SGHC 164 Верховный суд Сингапура установил, что перед заключением дистрибьюторского договора поставщик дал дистрибьютору ложные заверения относительно (1) наличия и размера клиентской базы в Сингапуре; (2) условий исполнения соглашения: поставщик обещал, что 60% объема в каждом заказе дистрибьютора будут уже предпроданы его клиентам и (3) стоимости: поставщик утверждал, что дистрибьютор сможет продать товары с как минимум 20% надбавкой.
Данные заверения были даны устно, в ходе переговоров по заключению эксклюзивного дистрибьюторского соглашения. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что клиентская база поставщика гораздо меньше и что предпродажу заказов в данных объемах обеспечить невозможно. Кроме этого, поставщик не передал дистрибьютору список клиентов, а также не поставил часть уже оплаченных заказов. Суд поддержал дистрибьютора, признав его односторонний отказ от договора действительным, и взыскал с поставщика убытки.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
В Сингапуре, как и в большинстве юрисдикций, для того чтобы условия дистрибьюторского соглашения имели юридическую силу, договор должен быть согласован, заключен и действовать на момент конкретных поставок. В противном случае заказ партии товара будет признан отдельным договором разовой купли-продажи товара, не относящимся к дистрибьюторскому соглашению.
Отсутствие на договоре подписи само по себе не является определяющим фактором наличия договора[1], и суд должен принять во внимание всю последовательность переговоров, чтобы определить, достигли ли стороны соглашения. В деле William Jacks & Co (Singapore) Pte Ltd v Nelson Honey & Marketing (NZ) Ltd [2015] SGHCR 21 Верховный суд Сингапура рассматривал вопрос, является ли соглашение заключенным в связи с наличием проекта эксклюзивного дистрибьюторского договора, по поводу которого стороны вели переговоры. Суд пришел к выводу об отсутствии соглашения между сторонами. Было установлено, что для заключения договора одной из сторон требовалось одобрение вышестоящего офиса, которое на момент завершения переговоров получено не было.
В том же деле суд указал, что действия, направленные на исполнение договора, также не подтверждают факт его заключения. Заказ, который дистрибьютор требовал признать относящимся к дистрибьюторскому соглашению, не соответствовал его условиям в части территории поставки, товарных знаков, базиса поставки Инкотермс® и др.
Если срок действия эксклюзивного дистрибьюторского соглашения истек, поставщик вправе назначить другого дистрибьютора, даже если он какое-то время продолжал поставлять товары прежнему дистрибьютору. В деле Citrus World Inc v Neotrade Marketing Pte Ltd [2000] SGHC 283 дистрибьютор полагал, что такое поведение поставщика свидетельствовало о продлении договора. Дистрибьютор заявил о неправомерном расторжении поставщиком эксклюзивного дистрибьюторского соглашения и объявил о зачете требований поставщика об уплате покупной цены. Суд, однако, указал, что вне зависимости от мотивации дистрибьютора и его инвестиций в продвижение продукции, поставщик был вправе назначить другого дистрибьютора, поскольку срок действия дистрибьюторского договора прекратился.
4. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О НЕКОНКУРЕНЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ЕГО НАРУШЕНИЯ
Одним из характерных обязательств по дистрибьюторскому соглашению является обязательство о неконкуренции (“Non—Competition Clause”). Особенно часто оно встречается в дистрибьюторских соглашениях с условием об эксклюзивности и в исключительных дистрибьюторских соглашениях. Данное обязательство предусматривает запрет дистрибьютору в течение срока действия соглашения (а иногда и некоторое время после его расторжения) закупать и продавать на определенной территории товары конкурентов поставщика.
Обязательство о неконкуренции направлено на защиту интересов поставщика. Эти меры принимаются для того, чтобы избежать конкуренции, препятствующей распространению продукции поставщика на рынке дистрибьютора. Однако некорректная формулировка оговорки о неконкуренции может привести к признанию данного положения недействительным по праву Сингапура. Обязательство о неконкуренции должно быть направлено на защиту законных интересов поставщика (например, клиентуры), быть разумно необходимым и достаточным, а также не должно противоречить публичному интересу.
В отдельных случаях оговорка о неконкуренции, хотя и прямо не прописанная в договоре, может быть признана подразумеваемым условием, вытекающим из обстановки и обстоятельств дела.[2]
За нарушение обязательства о неконкуренции с дистрибьютора могут быть взысканы убытки. В деле Slide & Hide System (S) Pte Ltd v Chua Seng Guan [2009] SGHC 191, рассмотренном Верховным судом Сингапура, договор содержал оговорку о неконкуренции, которая применялась как в течение срока действия договора, так и в течение двух лет после его расторжения. Дистрибьютор нарушил обязательство о неконкуренции, в результате поставщик взыскал с него убытки в суде.
5. РАСТОРЖЕНИЕ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
Дистрибьюторское соглашение может содержать перечень оснований, при наличии которых договор расторгается или прекращает действовать. Такие основания можно условно разделить на две категории:
Само по себе простое нарушение договора не дает не нарушающей договор стороне («невиновной стороне») заявить о его расторжении. В судебной практике Сингапура[3] выработан многоступенчатый тест для определения права невиновной стороны расторгнуть договор:
Поскольку в Ситуациях 3а и 3b используются взаимоисключающие подходы, следует сначала применять Ситуацию 3а, и если выяснится, что нарушенное положение договора не является условием (condition), то Ситуацию 3b.
В деле Sports Connection Pte Ltd v Deuter Sports GmbH [2009] 3 SLR(R) 883 Верховный суд Сингапура решал вопрос о том, дает ли право на расторжение договора нарушение обязательства о неконкуренции. Дистрибьюторский договор содержал условие о том, что дистрибьютор не вправе продавать товары, конкурирующие с товарами поставщика, без предварительного письменного согласия поставщика. Поставщик сослался на нарушение этого условия дистрибьютором и объявил договор расторгнутым.
Суд применил указанный выше тест Ситуации 3а и признал, что обязательство о неконкуренции в той форме, в какой оно содержалось в дистрибьюторском договоре, не является условием (condition). Исходя из обстановки, у сторон и в особенности у поставщика отсутствовало намерение считать данное условие строгим запретом. Применив тест Ситуации 3b, суд пришел к выводу о том, что нарушение дистрибьютором этого обязательства не привело к существенному лишению поставщика выгоды, которую он намеревался получить по дистрибьюторскому соглашению. Следовательно, нарушение данного условия нельзя считать достаточно серьезным основанием для расторжения дистрибьюторского договора.
В другом деле Parfums Rochas SA and others v Davidson Singapore Pte. Ltd and another [2000] 1 SLR (R) 397 дистрибьютор сильно задерживал оплату поставленных товаров. Хотя стороны заключили мировое соглашение о выплате задолженности, поставщик хотел расторгнуть дистрибьюторское соглашение. Суд указал, что невыполнение дистрибьютором своих обязательств либо не было доказано, либо было недостаточно серьезным нарушением для того, чтобы у поставщика возникло право на расторжение договора.
[1] Lim Koon Park and another v Yap Jin Meng Bryan and another [2013] 4 SLR 150
[2] Gentali (M) Sdn Bhd v Kawasaki Sunrock Sdn Bhd (No 3) [1998] 5 MLJ 409
[3] Sports Connection Pte Ltd v Deuter Sports GmbH [2009] 3 SLR(R) 883; RDC Concrete Pte Ltd v Sato Kogyo (S) Pte Ltd [2007] 4 SLR 413; Man Financial (S) Pte Ltd v Wong Bark Chuan David [2008] 1 SLR 663 и др.