договор о европейском союзе маастрихтский договор
Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор)
Маастрихтский договор (The Treaty of Maastricht) — документ, предусматривающий трансформацию Европейского сообщества в экономический, валютный и политический союз. Подписан 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды)
Подготовка Договора заняла более трех лет, начиная с сессии Европейского Совета ЕС в Ганновере (27-28 июня 1988 года), поручившей президенту Комиссии ЕС Жаку Делору «изучить и подготовить предложения относительно конкретных этапов, ведущих к экономическому и валютному союзу». Доклад был представлен 17 апреля 1989 года и дважды рассматривался на сессиях Европейского Совета 1989 года — в Мадриде (июнь) и Риме (декабрь).
Решающей фазой подготовки Договора были две межправительственные конференции. На одной из них прорабатывался текст разделов, посвященных экономическому и валютному союзу, на другой — о политическом союзе. На сессии Европейского Совета (Маастрихт 9-10 декабря 1991 года) окончательный текст был одобрен и после некоторых редакционных доработок — представлен к подписанию.
Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейского сообщества, дополненного общей внешней политикой и политикой безопасности и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел.
Договор определил основные параметры и этапы создания Европейского экономического и валютного союза и критерии вступления в него.
Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили критерии, которым должны удовлетворять страны, вступающие в
— темпы инфляции не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;
— процентные ставки по долгосрочным кредитам не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;
— дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;
— государственный долг не должен быть более 60% ВВП;
— в течение двух лет валюта не должна девальвироваться, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой.
Договор определил процедуру введения единой валюты евро. Документ предусматривал создание Европейского Центробанка (ЕЦБ), имеющего исключительное право санкционировать эмиссию банкнот.
Маастрихтский договор ввел для граждан стран-членов ЕС единое европейское гражданство (не отменяя гражданство каждой отдельно взятой страны), предоставил им право свободного проживания в любой из стран ЕС, участия в муниципальных выборах и выборах в Европарламент по месту жительства. Маастрихтским договором предусматривались разработка и принятие Конституции ЕС.
К договору прилагался пакет соглашений по социальным вопросам, касающимся, в том числе, введения общих норм гарантий прав лиц наемного труда и параметров социальной политики. Для координации действий полицейских органов стран ЕС создавался Европол.
Ратификация Маастрихтского договора вызвала в ряде стран определенные трудности, в частности, потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии.
Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.
Членами Европейского союза стали Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.
В настоящее время членами Европейского союза являются 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.
В июне 2016 года около 52% граждан Великобритании проголосовали на референдуме за выход страны из ЕС. Правительство страны планирует официально запустить процесс выхода из ЕС в конце марта 2017 года. Переговоры продлятся от полутора до двух лет.
Для завершения институционных реформ Евросоюза в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор 2 октября 1997 года (создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор 26 февраля 2001 года (определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор 13 декабря 2007 года (внес изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Маастрихтский договор
Из Википедии — свободной энциклопедии
Маастри́хтский догово́р [1] (официально «Договор о Европейском союзе») — договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды) странами Европейских сообществ (Бельгией, Великобританией, Грецией, Данией, Ирландией, Испанией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией, Францией и ФРГ) и положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил процесс урегулирования денежной и политической систем европейских стран.
Согласно статье «А» договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.
Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.
Ратификация договора вызвала трудности в ряде стран. Референдум во Франции поддержал договор на 51,05 %, а Дания отказалась от изначальной формулировки. В Великобритании договор был ратифицирован парламентом с минимальным перевесом правительственной группировки (выступавшей за ратификацию) над противниками договора.
Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:
Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.). Консолидированный текст (прекратил действие)
Договор о Европейском Союзе
(Маастрихт, 7 февраля 1992 г.)
(в редакции Лиссабонского договора 2007 г.)
ГАРАНТ:
Настоящий Договор фактически прекратил действие
См. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия
См. комментарий к настоящему Договору
Его Величество Король Бельгийцев, Ее Величество Королева Дании, Президент Федеративной Республики Германия, Президент Греческой Республики, Его Величество Король Испании, Президент Французской Республики, Президент Ирландии, Президент Итальянской Республики, Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембургский, Ее Величество Королева Нидерландов, Президент Португальской Республики, Ее Величество Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии*(1),
преисполненные решимости перейти на новый этап в процессе европейской интеграции, начатом созданием Европейских сообществ;
получая вдохновение от культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, на основе которого сформировались универсальные ценности неприкосновенные и неотчуждаемые права человеческой личности, свобода, демократия, равенство и правовое государство;
напоминая об историческом значении прекращения разделенности европейского континента и о необходимости установить прочные основы для устройства будущей Европы;
подтверждая свою приверженность принципам свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и принципу правового государства;
подтверждая свою приверженность основным социальным правам, как они определены в Европейской социальной хартии, подписанной в Турине 18 октября 1961 г., и в Хартии Сообщества об основных социальных правах работников 1989 г.;
желая углубить солидарность между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций;
желая усилить демократический характер и эффективность функционирования институтов, чтобы обеспечить им возможность лучше выполнять в рамках единого институционального механизма задачи, которые на них возложены;
преисполненные решимости укрепить свои экономические системы, а также обеспечить их сближение, и создать экономический и валютный союз, включающий в соответствии с положениями настоящего Договора и Договора о функционировании Европейского Союза единую и стабильную денежную единицу;
побуждаемые стремлением содействовать экономическому и социальному прогрессу своих народов с учетом принципа устойчивого развития и в контексте завершения формирования внутреннего рынка и усиления сплочения и охраны окружающей среды, и проводить политику, обеспечивающую прогресс одновременно и в экономической интеграции, и в других областях;
преисполненные решимости учредить гражданство, общее для граждан своих стран;
преисполненные решимости проводить общую внешнюю политику и политику безопасности, включая поступательное формирование общей оборонной политики, которая, возможно, приведет к общей обороне в соответствии с положениями статьи 42, укрепляя тем самым индивидуальность Европы и ее независимость в целях содействия миру, безопасности и прогрессу в Европе и во всем мире;
преисполненные решимости содействовать свободному передвижению лиц, обеспечивая при этом безопасность и надежную защиту своих народов, путем создания пространства свободы, безопасности и правосудия в соответствии с положениями настоящего Договора и Договора о функционировании Европейского Союза;
преисполненные решимости продолжить процесс создания все более сплоченного союза народов Европы, в котором согласно принципу субсидиарности принятие решений в максимально возможной степени приближено к гражданам;
исходя из перспективы дальнейших этапов, переход к которым будет необходим с целью обеспечить поступательное развитие европейской интеграции;
решили учредить Европейский Союз и назначили с этой целью своими полномочными представителями:
Его Величество Король Бельгийцев:
Марка Эйскенса, Министра иностранных дел,
Филиппа Мейтадта, Министра финансов;
Ее Величество Королева Дании:
Уффе Эллемана-Йенсена, Министра иностранных дел,
Андерса Фога Расмуссена, Министра экономики;
Президент Федеративной Республики Германия:
Ганса Дитриха Геншера, Федерального министра иностранных дел,
Теодора Вайгеля, Федерального министра финансов;
Президент Греческой Республики:
Антониоса Самараса, Министра иностранных дел,
Эфтимиоса Христодулу, Министра экономики;
Его Величество Король Испании:
Франциско Фернандеса Ордоньеса, Министра иностранных дел,
Карлоса Сольчагу Каталана, Министра экономики и финансов;
Президент Французской Республики:
Ролана Дюма, Министра иностранных дел,
Пьера Береговуа, Министра экономики, финансов и бюджета;
Джерарда Коллинса, Министра иностранных дел,
Берти Ахерна, Министра финансов;
Президент Итальянской Республики:
Джанни Де Микелиса, Министра иностранных дел,
Гвидо Карли, Министра казначейства;
Его Королевское Высочество Великий Герцог Люксембургский:
Жака Ф. Пооса, Заместителя премьер-министра, Министра иностранных дел,
Жана-Клода Юнкера, Министра финансов;
Ее Величество Королева Нидерландов:
Ханса Ван Ден Брука, Министра иностранных дел,
Виллема Кока, Министра финансов;
Президент Португальской Республики:
Жуана де Деус Пинейро, Министра иностранных дел,
Жоржи Брагу де Маседо, Министра финансов;
Ее Величество Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
Высокочтимого Дугласа Херда, Министра иностранных дел и по делам Содружества,
Достопочтенного Фрэнсиса Мода, Финансового секретаря Казначейства
которые после обмена своими полномочиями, найденными в полном порядке и надлежащей форме, согласились о нижеследующем:
*(5) Экономический и валютный союз (ЭВС) высшая форма экономической интеграции государств, характеризующаяся введением единой денежной единицы и проведением скоординированной экономической политики. В качестве сферы компетенции Европейского Союза ЭВС регулируется положениями Договора о функционировании Европейского Союза (раздел VIII части третьей). Дословно: экономический и денежный союз (франц.: l’union conomique et montaire UEM; англ.: Economic and Monetary Union EMU).
Здесь и далее в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 75) используются термины «денежная единица» (франц.: monnaie) и «денежный (-ая)» : «денежная политика» (франц.: politique montaire; англ.: monetary policy), «денежная эмиссия» (франц.: mission de monnaie; англ.: monetary emission) и т.д.
*(7) Название данного принципа (франц.: principe d’attribution; англ.: principle of conferral) призвано указать на происхождение компетенции Союза: она имеет производный характер, так как получена от государств-членов, которые посредством заключенных ими Договоров передали в ведение ЕС часть своих суверенных и иных прерогатив (см. первый абзац параграфа 1 статьи 1 Договора о Европейском Союзе и параграф 2 настоящей статьи).
В доктрине публичного права субъектами «наделенной компетенции» (франц.: comptence d’attribution) также считаются административно-территориальные образования внутри государства, которые пользуются автономией на основании общенациональной конституции и законов страны (см.: Trotabas L., Isoart P. Droit public. Paris: LGDJ, 1998. P. 238).
*(24) Термин «формации» обозначает разные способы комплектования Совета в зависимости от предмета обсуждаемых и принимаемых им правовых актов и других мер: «Совет по общим вопросам» и «Совет по иностранным делам» (обе формации, как правило, включают министров иностранных дел и/или европейских дел государств-членов); «Совет по экономическим и финансовым вопросам», или «Экофин» (Совет в составе министров экономики и/или финансов), «Совет по вопросам правосудия и внутренних дел» (Совет в составе министров внутренних дел и/или юстиции), «Сельскохозяйственный Совет» и т.д.
Другие направления и аспекты внешнеполитической деятельности Союза («общая торговая политика», порядок заключения международных соглашений и т.д.) регулируются Договором о функционировании Европейского Союза (часть пятая «Внешнеполитическая деятельность Союза»).
*(44) Термины «общие»/»общая» в данной и аналогичных ей формулировках Договоров имеют разный смысл и, соответственно, обозначаются в оригинале различными словами.
В первом случае «общие ориентиры» речь идет об указаниях с наиболее широким и абстрактным содержанием, которые касаются важнейших аспектов политики Союза (франц.: generales; англ.: general).
Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) Консолидированный текст.
Договор вступил в силу 1 ноября 1993 г.
Текст Договора официально опубликован не был
Перевод: А.О. Четвериков, кандидат юридических наук, доцент
Перевод выполнен с французского языка, на котором были подготовлены оригинальные тексты Договора о Европейском Союзе, Договора о функционировании Европейского Союза, Хартии Европейского Союза об основных правах и Лиссабонского договора. Перевод адаптирован с учетом текста указанных документов на английском языке. При переводе отдельных положений учтены тексты на болгарском, немецком и польском языках.
Настоящий Договор фактически прекратил действие
См. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г. при условии, что все документы о ратификации были сданы на хранение до этой даты
Текст приводится без учета названных изменений
Маастрихтский договор
Маастрихтский договор — это документ, принятый 7 февраля 1992 г. в городе Маастрихт (Голландия), положил начало Европейскому союзу. Сам договор вступил в действие 1 ноября 1993 г. Договор закрепил деятельность предыдущих лет, направленную на урегулирование финансовой и политической системы европейских стран.
Результатом активизации в первую очередь политических процессов является создание Европейского Союза. Этот новый виток интеграции позволяет преодолеть обособленность решения проблем экономики от всех остальных, сделать более сплоченным взаимодействие стран в проведении валютной, торговой и экономической политики, создать надежную систему безопасности. До этого объединения сферы сотрудничества не отличались организационной сплоченностью.
В некоторых экономических и политических сферах к 90-х годам все больше ощущалась потребность в более тесной интеграции. Недостаточная эффективность интеграционных процессов проявлялась в различных подходах государств к обозначению приоритетов в политике. Также не все страны в этот период обладали одинаковыми возможностями, в некоторых из них было сильно влияние оппозиционно настроенных кругов. Тем не менее, среди правительства европейских стран все больше преобладало понимание того, что интеграция обладает великим потенциалом, который необходимо воспользоваться.
Евросоюз создан на основе Европейского экономического сообщества. В состав Европейской системы центральных банков включены Европейский центральный банк вместе с национальными центральными банками стран-участников, отвечает за денежно-кредитную и финансовую политику Евросоюза.
Результатом подписания маастрихтского договора стало введение европейской валюты (евро) и провозглашение трех базовых основ – экономика, внешняя политика, правосудие. Необходимо заметить, что в ряде стран возникли трудности с ратификацией договора.
Так, референдум во Франции завершился с результатом 51.05 %, а в Дании и вовсе отказались от изначальной формулировки. Минимальный перевес между правительственной группировкой и противниками союза был зафиксирован в Великобритании.
Странами, подписавшими Маастрихтское соглашение, одобрено 5 критериев, обязательных для вступления в Европейский союз:
После повторного референдума в Дании договор был одобрен с некоторыми замечаниями, зафиксированными в специальном Протоколе. В итоге 12 стран подписали Договор, ставший началом Европейского Союза.
Рекомендуем посмотреть видео про Маастрихтский договор:
Сущность Маастрихтского договора сводится к достижению 5 главных целей:
Считается, что Маастрихтский договор – это продукт компромиссного решения разнообразных взглядов на интеграцию и перспективы ее будущего развития. Он представляет собой глобальный и сложнейший юридический механизм, подвергавшийся справедливой критике и усовершенствованию. Достаточно сказать, что среди творцов Договора отсутствует абсолютное единство в восприятии его сущности и некоторых положений. Именно внутренние противоречия Договора и стали одной из причин заминок, которые выявились в ходе ратификации.
Одним из ключевых разделов Маастрихтского договора является положение о формировании экономического и валютного союзов. Таким образом, договор заложил правовой фундамент единой валюты и экономического и валютного союзов. При этом была определена их институциональная структура и утвержден точный график перехода. Были согласованы 4 критерия макроэкономических показателей, обязательных для вступления в ЕС. Договором очерчены преимущества кредитно-денежной политики, действующей в рамках Европейского Союза.
МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР
Подписан 07.02.1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды). Дополнил и частично заменил Римские договоры 1957 года, знаменовал выход интеграционных процессов в Европе на новый, более высокий уровень. Согласно договору, ЕС учреждался на основе Европейских сообществ (два из них действуют в составе ЕС, образуя т. н. первую опору), дополненных общей внешней политикой и политикой безопасности («вторая опора») и сотрудничеством в области юстиции и внутренних дел («третья опора»).
Маастрихтский договор вступил в силу в ноябре 1993 года. Его ратификация вызвала в ряде стран определённые трудности, в частности потребовалось проведение референдумов в Дании и Франции, специальных парламентских слушаний в Великобритании и Германии. В последующие годы в дополнение к Маастрихтскому договору были подписаны Амстердамский договор (02.10.1997 года; создал институциональную основу для принятия в состав ЕС стран Восточной Европы, уточнил процедуры принятия решений в ЕС, наметил меры по проведению европейскими странами скоординированной политики в вопросах обеспечения занятости), Ниццкий договор (26.02.2001 года; определил основные тенденции будущего развития ЕС и реформы его органов управления) и Лиссабонский договор (13.12.2007 года; внёс изменения в действующие соглашения о ЕС в связи с расширением числа его участников и заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС).