договор о европейской безопасности
Владимир Рыжков, член президиума СВОП, профессор Высшей школы экономики, для РИА Новости.
Россия все последние годы выражает глубокое неудовольствие сложившимся положением дел, при котором организации, в которые входит Россия, либо практически бездействуют (как ОБСЕ), или, того хуже, свели свою деятельность, по мнению Москвы, к вмешательству во внутренние дела России и других государств, занимаясь мониторингом и оценками выборов, состоянием прав человека, свободы слова и т.д. (как Совет Европы и та же ОБСЕ).
— подтверждение базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве;
— недопустимость применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях;
— гарантии обеспечения равной безопасности;
— запрет на эксклюзивное право любого государства и международной организации на поддержание мира и стабильности в Европе;
— установление базовых параметров контроля над вооружениями и разумной достаточности в военном строительстве.
За этими общими принципами читается желание Москвы добиться юридических гарантий со стороны США и Запада в части:
— прекращения процесса расширения НАТО в направлении российских границ, прежде всего, невступления в альянс Украины и Грузии;
— отказа от размещения в Европе новых систем вооружения и военной инфраструктуры, количественных ограничений вооружений, их возможных изменений только в согласованном формате;
— разграничения юридически и на практике сфер ответственности между основными организациями безопасности, действующими в регионе «большой Европы» (иначе – «сфер влияния») – НАТО, ОДКБ, ОБСЕ, возможно ШОС.
— ограничение односторонней активности США в регионе, в том числе в тех странах, которые Москва считает своей «сферой жизненных интересов».
Однако есть большие сомнения, что эта самая значимая за последние годы российская внешнеполитическая инициатива найдет достаточное число сторонников и будет реализована. На то есть ряд серьезных причин.
Во-первых, далеко не все разделяют мнение Москвы о негодности существующей системы безопасности. Напротив, очень многих она полностью устраивает (не только США, но и большинство европейских государств). Об этом уже заявили США, верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана и ряд других. Вместо этого предлагается активнее использовать уже имеющиеся механизмы – Совет Россия-НАТО, ОБСЕ, постоянный диалог по линии Россия – ЕС.
Во-вторых, вряд ли имеет смысла создавать новую организацию, когда нарушаются обязательства в рамках существующих (признание Косово, Абхазии и Южной Осетии, нарушения обязательств России в рамках Совета Европы, односторонние действия НАТО и т.д.)
Основной проблемой является не плохой дизайн существующих организаций, а отсутствие доверия и взаимопонимания между их участниками. Именно это часто блокирует принятие решений в рамках СБ ООН, парализует работу ОБСЕ, Совета Россия – НАТО, диалога по линии Россия – ЕС, Совета Европы. Любая новая организация может столкнуться с таким же параличом в своей деятельности.
Подписание нового договора ДЕБ требует консенсуса всех государств евроатлантического мегарегиона. Возможно ли будет добиться подписей Сербии, Грузии, Армении, Азербайджана и др. без пересмотра принятых решений о признании Косова, Абхазии, Южной Осетии, урегулирования проблемы Нагорного Карабаха? Возможен ли такой пересмотр и такое урегулирование? А без этих и еще десятка стран с неурегулированными претензиями можно ли говорить о всеобъемлющем характере нового договора?
В силу этих причин новый ДЕБ, скорее всего, не имеет серьезных перспектив. В то же время начавшийся вокруг него диалог может быть полезен для уточнения взаимных позиций сторон, их учета в практической политике, повышения эффективности и дееспособности существующих организаций и форматов взаимодействия, налаживания взаимодействия между до того не взаимодействовавшими международными организациями (например, между НАТО, ОДКБ и ШОС). Подобная дискуссия может способствовать выработке столь необходимого духа доверия и взаимопонимания. Одну из ключевых ролей в этом процессе может сыграть диалог России и Европейского Союза, договорившихся в 2003 году строить, помимо прочего, общее пространство внешней безопасности, что необходимо закрепить в новом договоре Россия – ЕС, который готовят сейчас Москва и Брюссель.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Проект Договора о европейской безопасности
По итогам состоявшихся за последний год обсуждений на различных многосторонних площадках российская сторона подготовила проект договора о евробезопасности. Президент России направил его руководителям соответствующих стран, а также исполнительным главам международных организаций на евро-атлантическом пространстве: НАТО, Евросоюз, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ. Д.Медведев подчеркнул, что мы открыты к предложениям по существу нашей инициативы и рассчитываем на позитивный отклик партнёров и начало предметного разговора по конкретным элементам проекта договора, текст которого приводится ниже.
Смотрите также
ДОГОВОР О ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Участники настоящего Договора,
стремясь развивать отношения в духе дружбы и сотрудничества в соответствии с международным правом;
руководствуясь принципами, содержащимися в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 г., Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также положениями Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г., Хартии Европейской безопасности 1999 г.;
напоминая о недопустимости в их взаимных, как и в целом в международных отношениях, применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким‑либо другим образом, несовместимым с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций;
признавая и поддерживая роль Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности;
признавая необходимость объединения усилий для эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности в глобализированном и взаимозависимом мире;
имея в виду создать действенные и оперативно запускаемые механизмы взаимодействия для урегулирования возникающих вопросов и разногласий, снятия озабоченностей, выработки адекватной реакции на вызовы и угрозы в области безопасности,
договорились о нижеследующем:
В соответствии с настоящим Договором его Участники сотрудничают на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга. Любые меры в области безопасности, принимаемые каждым Участником настоящего Договора индивидуально либо совместно с другими Участниками, в том числе в рамках международной организации, военного союза или коалиции, осуществляются с учетом интересов безопасности всех других Участников. В целях реализации этих принципов и укрепления безопасности друг друга Участники действуют в соответствии с настоящим Договором.
1. Участник настоящего Договора не осуществляет действий или мероприятий, существенно затрагивающих безопасность одного или нескольких Участников настоящего Договора, не участвует в них или не поддерживает их.
2. Участник настоящего Договора, являющийся членом военных союзов, коалиций или организаций, добивается того, чтобы такие союзы, коалиции и организации соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Хельсинкском заключительном акте, Хартии европейской безопасности и других документах по безопасности и сотрудничеству в Европе, принятых в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также статье 1 настоящего Договора, и чтобы решения, принимаемые в рамках таких союзов, коалиций и организаций, не затрагивали существенным образом безопасность одного или нескольких Участников настоящего Договора.
3. Участник настоящего Договора не допускает использования его территории, а также не использует территорию другого Участника в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против одного или нескольких Участников настоящего Договора, или иных действий, существенно затрагивающих безопасность другого Участника или нескольких Участников настоящего Договора.
1. Участник настоящего Договора вправе по дипломатическим каналам или через Депозитария обратиться к другому Участнику с запросом о предоставлении информации относительно принимаемых этим другим Участником существенных мер законодательного, административного или организационного характера, которые, по мнению запрашивающего Участника, затрагивают его безопасность.
2. О запросе, упомянутом в пункте 1 настоящей статьи, и содержании ответа на него Участники информируют Депозитария, который доводит эту информацию до сведения других Участников.
3. Ничто в настоящей статье не препятствует Участникам предпринимать иные действия, обеспечивающие открытость и взаимное доверие в их взаимоотношениях.
Учреждается следующий механизм рассмотрения вопросов, затрагивающих предмет настоящего Договора, а также разногласий и споров, которые могут возникнуть между его Участниками в связи с его толкованием и применением:
а) консультации Участников;
b) Конференция Участников;
c) Чрезвычайная Конференция Участников.
1. Участник настоящего Договора, по мнению которого существует нарушение или угроза нарушения его положений другим Участником или Участниками, либо у которого имеется любой иной вопрос, касающийся предмета настоящего Договора и требующий, по его мнению, рассмотрения его совместно с другим Участником или Участниками, может направить предложение о проведении консультаций Участнику или Участникам, которых он сочтет заинтересованными в рассмотрении вопроса. Информация о таком предложении одновременно доводится его автором до сведения Депозитария, который информирует о нем всех Участников.
2. Такие консультации начинаются как можно ранее, но не позднее (…) дней со дня, когда Участник получит соответствующее предложение, если в нем не будет указан более поздний срок.
3. Любой Участник, который не был приглашен принять участие в консультациях, вправе принять в них участие по собственной инициативе.
1. Любой участник консультаций, указанных в статье 5 настоящего Договора, вправе после их проведения предложить Депозитарию созвать Конференцию Участников с целью рассмотрения вопроса, бывшего предметом упомянутых консультаций.
2. Конференция Участников созывается Депозитарием, если предложение о ее проведении поддерживается не менее чем (двумя) Участниками настоящего Договора, в течение (…) дней после получения соответствующего запроса.
3. Конференция Участников является правомочной, если в ней участвуют не менее двух третей Участников настоящего Договора. Решения Конференции Участников принимаются консенсусом и являются обязательными.
4. Конференция Участников принимает свои правила процедуры.
1. Если произойдет вооруженное нападение на Участника настоящего Договора или возникнет угроза такого нападения, незамедлительно осуществляются действия, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 настоящего Договора.
2. Без ущерба для положений статьи 8 настоящего Договора Участник вправе рассматривать вооруженное нападение на другого Участника как вооруженное нападение на него самого. В порядке осуществления права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций он вправе предоставить Участнику, на которого совершено вооруженное нападение, с его согласия, необходимую помощь, включая военную, до тех пор, пока Совет Безопасности Организации Объединенных Наций не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. О мерах, принятых Участниками настоящего Договора при осуществлении права на самооборону, незамедлительно сообщается Совету Безопасности Организации Объединенных Наций.
1. В случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Договора, Участник, на которого совершено вооруженное нападение или в отношении которого существует угроза такого нападения, информирует об этом Депозитария, который незамедлительно созывает Чрезвычайную Конференцию Участников для определения необходимых коллективных мер.
2. В случае отсутствия у Участника, подвергшегося вооруженному нападению, возможности информировать об этом Депозитария, любой другой Участник вправе обратиться к Депозитарию с требованием о созыве Чрезвычайной Конференции Участников, в каковом случае применяется процедура, предусмотренная в пункте 1 настоящей статьи.
3. По решению Чрезвычайной Конференции Участников на нее могут быть приглашены третьи государства и международные организации и иные заинтересованные стороны.
4. Чрезвычайная Конференция Участников является правомочной, если в ней участвуют не менее четырех пятых Участников настоящего Договора. Решения Чрезвычайной Конференции Участников принимаются единогласно и являются обязательными. В случае если вооруженное нападение совершено Участником настоящего Договора либо от него исходит угроза такого нападения, голос этого Участника не включается в общее число голосов Участников при принятии решения.
5. Чрезвычайная Конференция Участников принимает свои правила процедуры.
1. Настоящий Договор не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающий главную ответственность Совета Безопасности Организации Объединенных Наций за поддержание международного мира и безопасности, а также права и обязательства Участников, вытекающие из Устава Организации Объединенных Наций.
2. Участники настоящего Договора подтверждают, что их обязательства, вытекающие из других действующих на дату подписания настоящего Договора международных соглашений в области безопасности, не противоречат настоящему Договору.
3. Участники настоящего Договора не принимают международных обязательств, которые не совместимы с настоящим Договором.
4. Настоящий Договор не затрагивает права любого Участника на нейтралитет.
Настоящий Договор открыт для подписания с (…) по (…) в (…) всеми государствами евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока и следующими международными организациями: Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией Североатлантического договора, Содружеством Независимых Государств.
1. Настоящий Договор подлежит ратификации подписавшими его государствами и утверждению или принятию подписавшими его международными организациями. Соответствующие уведомления об этом передаются Депозитарию, которым является Правительство (…).
2. Международная организация в уведомлении о принятии или утверждении настоящего Договора очерчивает сферу своей компетенции в отношении регулируемых Договором вопросов.
Упомянутая международная организация незамедлительно сообщает Депозитарию о любом соответствующем изменении сферы своей компетенции.
3. Государства, указанные в статье 10 настоящего Договора, которые не подписали его в период, указанный в той же статье, могут присоединиться к настоящему Договору путем передачи соответствующего уведомления Депозитарию.
1. Настоящий Договор вступает в силу через (десять) дней с даты сдачи на хранение Депозитарию (двадцать пятого) уведомления в соответствии с его статьей 11.
2. Для каждого государства или международной организации, которые ратифицируют, принимают или утверждают настоящий Договор или присоединяются к нему после сдачи на хранение Депозитарию (двадцать пятого) уведомления о ратификации, принятии, утверждении или присоединении, настоящий Договор вступает в силу на (десятый) день после даты сдачи на хранение Депозитарию таким государством или организацией соответствующего уведомления.
1. К настоящему Договору после его вступления в силу с согласия всех Участников настоящего Договора может присоединиться любое государство и любая международная организация путем передачи соответствующего уведомления Депозитарию.
2. Для присоединяющегося государства или международной организации настоящий Договор вступает в силу через (180) дней с даты сдачи на хранение Депозитарию документа о присоединении при условии, что за указанный период ни один из Участников не направит письменного уведомления Депозитарию о своем возражении против такого присоединения.
Каждый Участник вправе выйти из настоящего Договора, если он решит, что относящиеся к содержанию настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу его высшие интересы. О намерении выйти из настоящего Договора Участник сообщает Депозитарию не менее чем за (…) дней до предполагаемого выхода. В уведомление, направляемое Депозитарию, Участник включает заявление об исключительных обстоятельствах, которые этот Участник рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.
Договор о европейской безопасности
5 июня 2008 года Президент России выступил с инициативой о разработке Договора о европейской безопасности. Её суть – создать в области военно-политической безопасности в Евро-Атлантике единое, неразделённое пространство, чтобы окончательно разделаться с наследием «холодной войны».
В соответствии с настоящим Договором его Участники сотрудничают на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга. Участник настоящего Договора не допускает использования его территории, а также не использует территорию другого Участника в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против одного или нескольких Участников настоящего Договора. Участник настоящего Договора вправе по дипломатическим каналам или через Депозитария обратиться к другому Участнику с запросом о предоставлении информации относительно принимаемых этим другим Участником существенных мер законодательного, административного или организационного характера, которые, по мнению запрашивающего Участника, затрагивают его безопасность. Учреждается следующий механизм рассмотрения вопросов, затрагивающих предмет настоящего Договора, а также разногласий и споров, которые могут возникнуть между его Участниками в связи с его толкованием и применением:
а) консультации Участников;
b) Конференция Участников;
c) Чрезвычайная Конференция Участников.
Участник вправе рассматривать вооруженное нападение на другого Участника как вооруженное нападение на него самого. Участник, на которого совершено вооруженное нападение или в отношении которого существует угроза такого нападения, информирует об этом Депозитария, который незамедлительно созывает Чрезвычайную Конференцию Участников для определения необходимых коллективных мер. По решению Чрезвычайной Конференции Участников на нее могут быть приглашены третьи государства и международные организации и иные заинтересованные стороны. Настоящий Договор не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающий главную ответственность Совета Безопасности Организации Объединенных Наций за поддержание международного мира и безопасности, а также права и обязательства Участников, вытекающие из Устава Организации Объединенных Наций.
Настоящий Договор открыт для подписания с … по … в…… всеми государствами евроатлантического и евразийского пространства от Ванкувера до Владивостока и следующими международными организациями: Европейским союзом, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией Североатлантического договора, Содружеством независимых государств. Настоящий Договор вступает в силу через десять дней с даты сдачи на хранение Депозитарию двадцать пятого уведомления в соответствии с его статьей 11.
Основные положения проекта российского договора сводятся к тому, что ни одно государство не может иметь исключительных прав на поддержание мира в Европе, то есть Москва предлагает закрепить в международном праве принцип неделимости безопасности. Проект требует от его участников взаимного уважения интересов безопасности своих партнеров, а также предусматривает готовность стран, подписавших документ, встать на защиту других участников договора в случае нападения на них третьих стран. Почему против него выступает Вашингтон – понятно. «Большие ребята» из военно-промышленного комплекса США пуще огня боятся, что в один прекрасный день принципиальные вопросы на Европейском континенте начнут решаться без них
Устав Организации Договора о коллективной безопасности
Подписан Президентом Армении Робертом Кочаряном, Президентом Белоруссии Александром Лукашенко, Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, Президентом Киргизии Аскаром Акаевым, Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым 7 октября 2002 года в Кишиневе
Государства – участники Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (далее – Договор),
действуя в строгом соответствии со своими обязательствами по Уставу ООН, решениями Совета Безопасности ООН, руководствуясь общепризнанными принципами международного права;
стремясь к созданию благоприятных и стабильных условий для всестороннего развития государств – участников Договора и обеспечения их безопасности, суверенитета и территориальной целостности;
подтверждая свою приверженность целям и принципам Договора и принятым в его рамках международным договорам и решениям;
исполненные решимости и далее развивать и углублять военно-политическое сотрудничество в интересах обеспечения и укрепления национальной, региональной и международной безопасности;
ставя перед собой цель продолжать и наращивать тесные и всесторонние союзнические отношения во внешнеполитической, военной и военно-технической областях, а также в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам безопасности государств и народов;
руководствуясь намерением повышать эффективность деятельности в рамках Договора,
согласились о нижеследующем:
Учреждение Организации Договора о коллективной безопасности
Государства – участники Договора учреждают международную региональную Организацию Договора о коллективной безопасности (далее – Организация).
Положения Договора и принятых в его развитие международных договоров и решений Совета коллективной безопасности Договора являются обязывающими для государств – членов Организации (далее – государства-члены) и самой Организации.
Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.
В своей деятельности Организация сотрудничает с государствами, не являющимися членами Организации, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Организация содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.
Организация действует на основе неукоснительного уважения независимости, добровольности участия, равенства прав и обязанностей государств-членов, невмешательства в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов.
Настоящий Устав не затрагивает прав и обязательств государств-членов по другим международным договорам, участниками которых они являются.
Для реализации целей Организации государства-члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению их необходимым вооружением и военной техникой.
Государства-члены принимают решение о размещении на своих территориях группировок войск (сил), объектов военной инфраструктуры государств, не являющихся членами Организации, после проведения неотложных консультаций (согласования) с другими государствами-членами.
Государства-члены осуществляют свою деятельность на этих направлениях, в том числе в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государствами и международными межправительственными организациями при главенствующей роли ООН.
Государства-члены согласовывают и координируют свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности, используя в том числе консультационные механизмы и процедуры Организации.
Государства-члены принимают меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, и по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.
Органами Организации являются:
а) Совет коллективной безопасности (далее – Совет);
б) Совет министров иностранных дел (далее – СМИД);
в) Совет министров обороны (далее – СМО);
г) Комитет секретарей советов безопасности (далее – КССБ).
Постоянно действующим рабочим органом Организации является Секретариат Организации (далее – Секретариат).
Функции и порядок работы указанных выше органов регламентируются настоящим Уставом, а также отдельными Положениями, утверждаемыми Советом.
Решения Совета, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом.
Любое государство-член при голосовании имеет один голос. Порядок голосования, в том числе по процедурным вопросам, регламентируется Правилами процедуры органов Организации, утверждаемыми Советом.
Решения Совета и принимаемые в их исполнение решения СМИД, СМО и КССБ являются обязывающими для государств-членов и исполняются в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.
Совет является высшим органом Организации.
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
В состав Совета входят главы государств-членов.
В заседаниях Совета могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации, Полномочные представители государств-членов при Организации и приглашенные лица.
Совет имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации.
Председателем Совета (далее – Председатель) является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета, если Совет не примет иного решения. Его права и обязанности сохраняются за ним на период до следующей очередной сессии Совета.
Если Председатель не может выполнять свои функции, то на оставшийся период избирается новый Председатель.
В период между сессиями Совета вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет при Организации (далее – Постоянный Совет).
Постоянный Совет состоит из Полномочных представителей (далее – Полпреды), назначаемых государствами-членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом.
СМИД является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
СМО является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
КССБ является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Секретариат осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации.
Секретариат во взаимодействии с Постоянным Советом осуществляет подготовку проектов решений и других документов органов Организации.
Секретариат формируется из числа граждан государств-членов на квотной основе (должностных лиц) пропорционально долевым взносам государств-членов в бюджет Организации и граждан государств-членов, нанимаемых на конкурсной основе по контракту (сотрудников).
Функции, порядок формирования и работы Секретариата определяются соответствующим Положением, утверждаемым Советом.
Местом нахождения Секретариата является город Москва, Российская Федерация. Условия пребывания Секретариата на территории Российской Федерации регулируются на основе соответствующего международного договора.
Генеральный секретарь Организации (далее – Генеральный секретарь) является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом.
Генеральный секретарь назначается решением Совета сроком на три года по представлению СМИД из числа граждан государств-членов.
Генеральный секретарь подотчетен Совету, участвует в заседаниях Совета, СМИД, СМО, КССБ и Постоянного Совета.
Генеральный секретарь в соответствии с решениями Совета координирует разработку проектов соответствующих предложений и документов органов Организации, осуществляет рабочие контакты с другими международными межправительственными организациями и государствами, не являющимися членами Организации.
Генеральный секретарь является депозитарием в отношении настоящего Устава, других заключаемых в рамках Организации международных договоров и принимаемых документов.
Членом Организации может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы и готово принять на себя обязательства, содержащиеся в настоящем Уставе и других действующих в рамках Организации международных договорах и решениях.
Решение о приеме в Организацию принимается Советом.
Любое государство-член вправе выйти из Организации. После урегулирования своих обязательств в рамках Организации такое государство направляет депозитарию Устава официальное уведомление о выходе не позднее, чем за шесть месяцев до даты выхода.
Порядок приема и выхода из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.
В случае невыполнения государством-членом положений настоящего Устава, решений Совета и принятых в их исполнение решений других органов Организации Совет может приостановить его участие в деятельности органов Организации.
В случае продолжения государством-членом невыполнения указанных обязательств Совет может принять решение о его исключении из Организации.
Решения по данным вопросам в отношении такого государства-члена принимаются без учета его голоса.
Порядок приостановки участия государства-члена в деятельности органов Организации или его исключения из Организации определяется соответствующим Положением, утверждаемым Советом.
Статус наблюдателя при Организации может быть предоставлен государству, не являющемуся членом Организации, а также международной организации в соответствии с официальным письменным обращением на имя Генерального секретаря. Решение о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса наблюдателя принимается Советом.
Участие наблюдателей в сессиях и заседаниях органов Организации регламентируется Правилами процедуры органов Организации.
Правоспособность, привилегии и иммунитеты
Организация пользуется на территории каждого государства-члена правоспособностью, необходимой для реализации ее целей и задач.
Организация может сотрудничать с государствами, не являющимися ее членами, поддерживать отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности, заключать с ними международные договоры, направленные на установление и развитие такого сотрудничества.
Организация пользуется правами юридического лица.
Привилегии и иммунитеты Организации определяются соответствующим международным договором.
Финансирование деятельности Секретариата осуществляется за счет бюджета Организации.
Бюджет Организации формируется за счет долевых взносов государств-членов, утверждаемых Советом.
Бюджет Организации не может иметь дефицита.
Проект бюджета Организации на каждый бюджетный год разрабатывается Секретариатом по согласованию с государствами-членами в соответствии с Положением о Порядке формирования и исполнения бюджета Организации. Бюджет Организации утверждается Советом.
Положение о порядке формирования и исполнения бюджета Организации утверждается Советом.
Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в совещаниях, заседаниях органов Организации и других мероприятиях, проводимых в рамках Организации, а также расходы, связанные с деятельностью Полпредов.
В случае невыполнения государствами-членами обязательств по погашению задолженности перед бюджетом Организации в течение двух лет Совет принимает решение о приостановлении права выдвижения граждан этого государства на квотные должности в рамках Организации, а также о лишении права голоса в органах Организации до полного погашения задолженности.
Настоящий Устав подлежит ратификации и вступает в силу с даты сдачи депозитарию подписавшими его государствами последнего письменного уведомления о ратификации.
Депозитарий уведомляет государства, подписавшие настоящий Устав, о получении каждого уведомления о ратификации.
В настоящий Устав с общего согласия государств-членов могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются отдельными Протоколами.
Протоколы об изменениях и дополнениях в Устав являются его неотъемлемой частью и вступают в силу в порядке, установленном Статьей 26 настоящего Устава.
Оговорки к Уставу не допускаются.
Любые споры в отношении толкования и применения положений настоящего Устава решаются путем консультаций и переговоров между заинтересованными государствами-членами. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение Совета.
Официальным и рабочим языком Организации является русский язык.
Настоящий Устав регистрируется в Секретариате ООН в соответствии с положениями статьи 102 Устава Организации Объединенных Наций.
Совершено в городе Кишиневе «7» октября 2002 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится у депозитария, который направляет каждому государству, подписавшему настоящий Устав, его заверенную копию.