договор о правилах ведения войны

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Какой должна быть «гуманная» война по принципам Женевской конвенции.

150 лет назад, 22 августа 1864 года, была подписана первая Женевская конвенция.

Ровно 150 лет назад, 22 августа 1864 года, была подписана первая Женевская конвенция. В ней были прописаны гуманитарные правила ведения войны.

Подобные договоры заключались между отдельными государствами начиная с 16 века. Но битва под Сольферино* 24 июня 1859 года убедила мировое сообщество создать новый международный акт об обеспечении безопасности раненых воинов. Свидетель битвы швейцарский предприниматель Анри Дюнан был потрясён жестокой картиной человеческих страданий. По возвращении в Женеву он решил сделать всё возможное, чтобы исправить ситуацию. Вместе с юристом Гюставом Муанье и другими борцами за справедливость Дюнан создал организацию, впоследствии названную Международным Комитетом Красного Креста, и выступил инициатором принятия в 1864 году Женевской Конвенции. Основная идея Конвенции заключалась в помощи и покровительстве любому раненому, своего или вражеского государства — значения не имело.

Согласно Конвенции, «неприкосновенными» считались:

• раненые и больные;
• медицинский персонал.

В случае захвата территории врагом медицинские учреждения могли функционировать в штатном режиме. После окончания работы весь персонал, согласно Конвенции, под конвоем должен был спокойно покидать оккупированную территорию и возвращаться к своим войскам.

Женевская Конвенция впервые установила отличительный знак для медицинских учреждений и персонала — красный крест на белом фоне.

Каковы правила ведения войны, согласно Женевской конвенции?

На сегодняшний день Женевская Конвенция 1864 года имеет пять различных редакций, последняя датируется 1949 годом и действует до сих пор. По состоянию на 2014 год к Конвенции присоединились 194 страны, в том числе и Россия. Исполнение правил документа контролирует Международный комитет Красного Креста (МККК) со штаб-квартирой в Женеве. Сегодня делегаты МККК активно защищают права военнопленных и посещают места боевых действий.

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.
Усадьба Международного комитета красного креста в Женеве.

Основные пункты Конвенции:

В случае вооружённого конфликта, не носящего международного характера, каждая из находящихся в конфликте сторон обязана гуманно относиться:
• к лицам, непосредственно не принимающим участия в военных действиях;
• к сложившим оружие;
• к больным и раненым.

Также Конвенция предусматривает следующее:

Что грозит за нарушение Женевской конвенции?

Нарушение Женевской конвенции считается военным преступлением и предусматривает наказание как за преступления против человечества.

Каждая страна, подписавшая Конвенцию, обязана разыскивать лиц, обвиняемых в нарушениях настоящей Конвенции, и, каково бы ни было их гражданство, предать их своему суду. К военным преступлениям причисляются следующие грубые нарушения Женевской Конвенции 1949 года:

Ответственность за военные преступления подчинённых может нести и командир в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения. Помимо этого, преступления такого рода не имеют срока давности.

С 2002 года года решения относительно военных преступлений выносит Международный уголовный суд, учреждённый на основе Римского статута 1998 года. Россия, США, Китай и ряд других стран не подписали договор о его признании. Кроме этого, Россия до сих пор не ратифицировала подписанный ею в 2000 году Римский статут.

Международный уголовный суд начинает свою работу только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть против него обвинение.

Примеры грубых нарушений правил Женевской конвенции

1941–1945 гг. Во время Второй мировой войны в отношении миллионов советских военнопленных, находившихся в немецких концлагерях, фашистская Германии проводила политику геноцида. После войны немцы оправдывали своё жестокое отношение к русскому народу тем, что Сталин не подписал Женевскую конвенцию. Германия не считала нужным соблюдать правила Конвенции по отношения к странам, не входившим в неё.

2011 год. В 2013 году в Великобритании трое морских пехотинцев предстали перед судом за издевательства над тяжело раненым противником в провинции Гильменд, Афганистан, в сентябре 2011 года. Военный морской пехоты, стрелявший в раненного, получил высшую меру наказания — пожизненное заключение.

2014 год. В начале июля 2014 года американская правозащитная организация Human Rights Watch заявила о вопиющих случаях несоблюдения правил Женевской конвенции на востоке Украины. Правозащитники указывают на то, что правительственными войсками в отношении мирного населения использовались миномёты, военная авиация, а также тяжёлое вооружение — артиллерия с широким поражающим эффектом.

Кроме того, грубым нарушением Женевской конвенции со стороны украинских властей стало задержание съёмочной группы телеканала LifeNews. Напомним, что телеоператор Марат Сайченко и журналист Олег Сидякин, арестованные 18 мая под Краматорском по надуманному подозрению «в пособничестве терроризму», неделю пробыли в плену украинских военных.

Факты нарушения Женевской конвенции украинскими военными могут стать предметом рассмотрения Международного уголовного суда (МУС), однако Украина не является страной-участницей Римского статута МУСа. Суд возможен, если Совет Безопасности ООН решит подать заявление на рассмотрение дела прокурору МУСа.

________________________________________
*Битва под Сольферино — сражение австро-итало-французской войны, состоявшееся 24 июня 1859 года между объединёнными войсками Франции, Пьемонта и Сардинии против австрийской армии. Полем боя стали окрестности ломбардской деревушки Сольферино.

Источник

11 вопросов о правилах ведения войны.

В 2019 году исполнилось 70 лет с момента подписания Женевских конвенций — международных соглашений, регулирующих методы ведения войны. Когда люди поняли, что правила нужны даже на поле боя? Их кто-то соблюдает? А кто следит за нарушениями и судит военных преступников?

1. Кто придумал Женевские конвенции?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение. Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги, кустарник, луга — все буквально завалено мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля сплошь покрыта ими.

Там несчастные, не только раненные пулями и осколками снарядов, но еще и с раздроблен­ными руками или ногами от проехавших по ним артиллерийских орудий. От ударов цилиндриче­ских пуль кости разлетаются во все стороны, так что эти раны всегда очень опасны. Осколки гранат и конические пули дробят кости, тоже вызывают сильную боль и нередко наносят ужасные внутренние повреждения. Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, остатки снаряжения, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых».

«Воспоминания о битве при Сольферино», опубликованные через три года после сражения, стали чрезвычайно популярны в Европе, книгу перевели на несколько языков. В ней Дюнан предложил создать национальные общества помощи раненым и разработать специальную конвенцию, которая наделила бы лиц, оказывающих медицинскую помощь, во время войны нейтральным статусом. В 1863 году вместе с единомышленниками он основал Междуна­родный Комитет Красного Креста, а еще через год 62 делегата из 16 стран приняли первую Женевскую конвенцию, защищающую раненых и больных солдат. В 1901 году Анри Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира.

2. Женевских конвенций много?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

На сегодняшний день принято четыре Женевские конвенции. Каждая посвящена своей теме:

В соответствии с первой и второй конвенцией государства обязаны гуманно обращаться с ранеными и больными в армиях и на флоте. Конвенции закрепили статус отличительных эмблем, в том числе красного креста на белом фоне.

Третья конвенция определила особый порядок обращения с военнопленными. В частности, положение, согласно которому ответственность за военнопленных возлагается на удержи­вающее их государ­ство, а не на отдельные воинские части или коман­диров. Статус военноплен­ного не только гарантирует жизнь и физическую неприкос­новенность, но и дает другие важные права. Например, каждый военнопленный при допро­се обязан сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и лич­ный номер. С пленным должны обращаться в соответ­ствии с чином (к приме­ру, офицеров нельзя принуждать к работе), они имеют право на медицинскую помощь и связь с родными. Военнопленного даже могут освободить под чест­ное слово, что тот больше не будет принимать участия в вооруженном кон­флик­те. В третьей конвенции государства также обязались как можно скорее возвращать военнопленных на родину.

Все четыре конвенции были подписаны на конференции под эгидой Между­народного Комитета Красного Креста вскоре после окончания Второй мировой войны — в августе 1949 года.

3. До Женевских конвенций были какие-то правила ведения войны?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

В 1899 и 1907 году в ходе Гаагских конференций мира приняли так называемую оговорку Мартенса : правило, согласно которому воюющие стороны должны руководствоваться принципами гуманности, человечности и здравого смысла, даже если они не брали на себя соответ­ствующих договорных обязательств.

4. Разве на реальной войне кто-то соблюдает правила?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

В своей речи в защиту Тита Анния Милона Цицерон сказал: «Silent enim leges inter arma» — «Молчат законы среди лязга оружия». Очень многие считают, что с помощью права в принципе невозможно регулировать военные действия, потому что цель войны — победа любой ценой. На самом деле все совсем не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить количество жертв, жестокость методов и средств ведения войны в Первую или Вторую мировую и современные конфликты.

Это не означает, что система работает идеально: эксцессы случаются. Но это и не означает, что система не работает вовсе. Можно провести аналогию с правилами дорожного движения: их нарушают, но ни у кого не возникает мысли, что они нам не нужны.

Скептическое отношение к международному гуманитарному праву связано еще и с тем, что обычно журналисты пишут о фактах нарушения права, а не о слу­чаях его соблюдения. В науке это называется генерализацией частных случаев: люди узнают о каких-то нега­тивных эпизодах и на этом основании судят о явлении в целом. Этот эффект только усиливается тем, что речь идет о военных конфликтах и информация о нарушениях часто искажается сознательно.

5. Откуда обычные солдаты узнают о правилах? Или в ответе только генералы?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

Здесь лучше начать с ответа на второй вопрос — про ответственность. За нару­шения Женевских конвенций отвечают и те, кто отдавал преступный приказ, и те, кто его сознательно исполнял.

Безусловно, военные, которым отдают преступный приказ, находятся перед тяжелым выбором: нарушить присягу или закон. Чем выше в государстве уважение к праву в целом, тем лучше соблюдается и международное гумани­тарное право.

Широко известен пример австралийских летчиков, десятки раз отказавшихся исполнять приказы командования в 2004 году в Ираке: если пилоты сомне­вались, что атакуют законную цель, они не выпускали ракеты или даже уничтожали уже выпущенные. К слову, это еще одна иллюстрация, что гуманитарное право работает.

Международное гуманитарное право изучают в академиях и на службе. Соответствующие правила внесены в воинские уставы. Во многих странах с этими правилами знакомят не только военных, но и медицинский персонал, военных корреспондентов, а в идеальном случае — каждого школьника.

6. Должно ли государство соблюдать Женевские конвенции, если противник ими пренебрегает?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

Да, должно. Особенность международного гуманитарного права в том, что оно не основано на взаимности и запрещает репрессалии — совершение незакон­ного акта по причине взаимности. Как правило, такие решения принимаются на эмоциях, не приносят никакой военной пользы и серьезно нарушают Женевские конвенции.

7. Как быть, если государство не объявляло войны или отрицает свое участие в ней?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

Устав ООН запрещает любую агрессивную войну, так что с точки зрения права не особенно важно, была ли она объявлена. Международное гумани­тарное право начинает применяться с первым столкнове­нием вооружен­ных сил или с момента оккупации, независимо от того, объявляли войну или нет.

Само собой, позиция государства — призна­вать или не признавать воору­женный конфликт — никак не влияет на индиви­дуаль­ную уголовную ответственность тех, кто совершает военные преступления.

8. Если страна не присоединилась к Женевским конвенциям, это снимает с нее ответственность?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

На сегодня в мире не осталось признанных государств, которые не присоеди­нились к Женевским конвенциям. Но и сами Женев­ские конвенции давно получили статус международ­ных обычаев — норм, обязательных для любых, даже вновь созданных государств.

Но не все договоры по международному гуманитарному праву стали обычаями и признаны всеми странами, и поэтому они действуют только между теми госу­дарствами, которые их подпи­сали. Напри­мер, Оттавская конвенция, запре­тившая проти­вопехотные мины, действует сегодня в отношении 164 го­сударств, но некото­рые крупные державы, включая Россию, США и Китай, не участвуют в этом договоре.

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

Соответствующий договор разработан (Договор о запрещении ядерного оружия), его торже­ственно подписали 26 сентября 2019 года в Нью-Йорке. Но государства с ядерным арсеналом договор не поддержали.

10. Как судят за нарушения правил ведения войны?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

Кроме государств в целом ответственность несут и конкретные люди. Каждое государство обязалось расследовать случаи нарушения и предавать суду военных преступников.

Также существует так называемый принцип универсальной юрисдикции. В соответствии с ним любое государство может и даже обязано судить инди­видов (конкретных людей) вне зависимости от того, какое у них гражданство и в какой точке планеты они совершали военные преступления. Точкой отсчета в вопросе индивидуальной ответственности можно считать Нюрнберг­ский процесс. Он не только осудил нацист­ских преступников, но и инициировал суды против политиков и военных во многих странах. И, что крайне важно, вызвал саму дискуссию об ответственности высокопоставленных лиц. До Нюрнберга их никогда не судили за военные преступления.

С начала 1990-х годов Совет Безопасности ООН создал несколько международ­ных трибуналов для суда над военными преступниками. Два ярких примера — Международный уголовный трибунал по Руанде и Международный уголовный трибунал по Югославии. 17 июля 1998 года был принят Римский статут, учре­дивший Международный уголовный суд. Статут вступил в силу в 2002 году. В отличие от трибуналов Международный уголовный суд — постоянно дей­ствую­щий орган. Если государство отказывается предать лицо суду или не мо­жет это сделать, дело может быть принято Международным уголовным судом. Отказ осудить преступника не единственное условие принятия дела судом, но ключевое.

Некоторые государства пытаются изъять своих граждан из-под иностранной и международной юрисдикции. Но сделать это становится все сложнее. И если посмотреть на процесс индивидуальной ответственности в ретроспек­тиве, за 30 лет человечество сделало большой шаг. Избе­жать наказания за военное преступ­ление существенно сложнее, чем прежде. Под международным давле­нием государства все активнее самостоятельно выявляют и осуждают военных преступников.

Политические спекуляции и общее несовершенство системы международного права всегда будут сопровождать любые дискуссии об ответственности госу­дарств или индивидов. Но факт остается фактом — впервые за всю историю человечества риск привлечения к уголовной ответственности за совершение военных преступлений становится фактором, реально влияющим на поведение воюющих.

11. Люди выдумывают все новые вооружения — для боевых роботов уже есть свои правила?

договор о правилах ведения войны. договор о правилах ведения войны фото. картинка договор о правилах ведения войны. смотреть фото договор о правилах ведения войны. смотреть картинку договор о правилах ведения войны.

Главные вопросы об автономном системном вооружении (такое обозначение точнее, чем «боевые роботы») — в том, как оно должно действовать в случаях, если принимает решение о нападении без участия человека. Кто должен нести ответственность за действия машины? Какие правила необходимы для исполь­зования таких машин и необходимы ли? Об этом сейчас много дискутируют, и Россия тоже активно участвует в обсуждениях. Международный Комитет Красного Креста и многие другие организации настаивают, что самое важное — сохранить определенный контроль человека над автономными системами вооружения.

Источник

Договор о правилах ведения войны

Принимая во внимание, что наряду с изысканием средств к сохранению мира и предупреждению вооруженных столкновений между народами надлежит равным образом иметь в виду и тот случай, когда придется прибегнуть к оружию в силу событий, устранение которых при всем старании оказалось бы невозможным;

Желая и в этом крайнем случае служить делу человеколюбия и сообразоваться с постоянно развивающимися требованиями цивилизации;

Признавая, что для сего надлежит подвергнуть пересмотру общие законы и обычаи войны, как с целью более точного их определения, так и для того, чтобы ввести в них известные ограничения, которые, насколько возможно, смягчили бы их суровость;

Признали необходимым восполнить и по некоторым пунктам сделать более точными труды Первой Конференции Мира, которая, одушевляясь по примеру Брюссельской Конференции 1874 года этими началами мудрой и великодушной предусмотрительности, приняла постановления, имеющие предметом определить и установить обычаи сухопутной войны.

Постановления эти, внушенные желанием уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, предназначаются, согласно видам Высоких Договаривающихся Сторон, служить общим руководством для поведения воюющих в их отношениях друг к другу и к населению.

В настоящее время оказалось, однако, невозможным прийти к соглашению относительно постановлений, которые обнимали бы все возникающие на деле случаи;

С другой стороны, в намерения Высоких Договаривающихся Держав не могло входить, чтобы непредвиденные случаи, за отсутствием письменных постановлений, были предоставлены на произвольное усмотрение военноначальствующих.

Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания.

Они объявляют, что именно в таком смысле должны быть понимаемы, в частности, статьи 1 и 2 принятого ими Положения.

Высокие Договаривающиеся Стороны, желая заключить для сего Конвенцию, назначили своими уполномоченными:

Каковые по представлении своих полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся Державы дадут своим сухопутным войскам наказ, согласный с приложенным к настоящей конвенции Положением о законах и обычаях сухопутной войны.

Постановления упомянутого в ст.1 Положения, а равно настоящей конвенции обязательны лишь для договаривающихся Держав и только в случае, если все воюющие участвуют в конвенции.

Воюющая Сторона, которая нарушит постановления сказанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил.

Настоящая конвенция, надлежащим образом ратификованная, заменит в отношениях между Договаривающимися Державами, Конвенцию 29 июля 1899 года о законах и обычаях сухопутной войны.

Конвенция 1899 года остается в силе в отношениях между Державами, которые ее подписали и которые не ратификуют равным образом и настоящей конвенции.

Настоящая конвенция будет ратификована в возможно скором времени.

Ратификации будут сданы на хранение в Гаагу.

О первой сдаче на хранение ратификаций составляется протокол, подписываемый Представителями Держав, которые в этом участвуют, и Нидерландским Министром Иностранных Дел.

Последующие сдачи на хранение ратификаций совершаются посредством письменных оповещений, направляемых Нидерландскому Правительству и сопровождаемых актами ратификации.

Засвидетельствованная копия с протокола о первой сдаче на хранение ратификаций, с оповещений, упомянутых в предшествующей части статьи, а равно с актов ратификации немедленно передается при посредстве Нидерландского Министра Иностранных Дел и дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, а равно другим Державам, присоединившимся к Конвенции. В случаях, указанных в предшествующей части статьи, сказанное Правительство сообщает им в то же время день, в который оно получило оповещение.

Державам, настоящую конвенцию не подписавшим, предоставляется право присоединиться к ней.

Держава, которая желает присоединиться, письменно извещает о своем намерении Нидерландское Правительство, передавая ему акт присоединения, который будет храниться в архиве сказанного Правительства.

Это Правительство немедленно передает всем другим Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира, засвидетельствованную копию оповещения, а равно акта присоединения, указывая день, когда оно получило оповещение.

Настоящая конвенция вступит в силу в отношении Держав, участвовавших в первой сдаче на хранение ратификации, шестьдесят дней спустя после дня протокола этой сдачи, а в отношении Держав, которые ратификуют позднее или присоединятся, шестьдесят дней после того, как оповещение о их ратификации или о их присоединении будет получено Нидерландским Правительством.

В случае если бы одна из договаривающихся Держав пожелала отказаться от настоящей конвенции, об этом отказе письменно оповещается Нидерландское Правительство, которое немедленно сообщает засвидетельствованную копию оповещения всем другим Державам, уведомляя их о дне, когда оно его получило.

Этот отказ будет действительным лишь в отношении Державы, сделавшей о нем оповещение, и лишь год спустя после того, как оповещение было получено Нидерландским Правительством.

Список, составляемый в Нидерландском Министерстве Иностранных Дел, будет заключать указание дня сдачи на хранение ратификаций, произведенной согласно статье 5, части 3 и 4, а равно дней, в которые будут получены оповещения о присоединении (статья 6, часть 2) и об отказе (статья 8, часть I).

Каждая договаривающаяся Держава может знакомиться с этим списком и просить о выдаче засвидетельствованных копий.

В удостоверение сего уполномоченные подписали настоящую конвенцию.

Учинено в Гааге, восемнадцатого октября тысяча девятьсот седьмого года, в одном экземпляре, который будет храниться в архиве Нидерландского Правительства и засвидетельствованные копии коего будут сообщены дипломатическим путем Державам, приглашенным на Вторую Конференцию Мира.

Приложение
к Конвенции

Положение о законах и обычаях сухопутной войны

О том, кто признается воюющим

Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:

1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

2) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в ее состав, понимаются под наименованием армии.

Вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся. В случае захвата неприятелем как те, так и другие пользуются правами военнопленных.

Глава II

Военнопленные находятся во власти неприятельского Правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.

С ними надлежит обращаться человеколюбиво.

Военнопленные могут быть подвергнуты водворению в городе, крепости, лагере или каком-либо другом месте с обязательством не удаляться за известные определенные границы; но собственно заключение может быть применено к ним лишь как необходимая мера безопасности и исключительно пока существуют обстоятельства, вызывающие эту меру.

Государство может привлекать военнопленных к работам сообразно с их чином и способностями, за исключением офицеров. Работы эти не должны быть слишком обременительными и не должны иметь никакого отношения к военным действиям.

Военнопленным может быть разрешено работать на государственные установления, за счет частных лиц или лично от себя.

Работы, производимые для Государства, оплачиваются по расчету цен, существующему для чинов местной армии, за исполнение тех же работ, а если такого расчета нет, то по ценам, соответственным произведенным работам.

Если работы производятся на государственные установления или за счет частных лиц, то условия их определяются по соглашению с военной властью.

Заработок пленных назначается на улучшение их положения, а остаток выдается им при освобождении, за вычетом расходов по их содержанию.

Содержание военнопленных возлагается на Правительство, во власти которого они находятся.

Если между воюющими не заключено особого соглашения, то военнопленные пользуются такой же пищей, помещением и одеждой, как войска Правительства, взявшего их в плен.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии Государства, во власти коего они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.

Лица, бежавшие из плена и задержанные ранее, чем успеют присоединиться к своей армии, или ранее, чем покинут территорию, занятую армией, взявшей их в плен, подлежат дисциплинарным взысканиям.

Военнопленные, удачно совершившие побег и вновь взятые в плен, не подлежат никакому взысканию за свой прежний побег.

Каждый военнопленный обязан на поставленный ему вопрос объявить свое настоящее имя и чин, и в случае нарушения этого правила он подвергается ограничению тех преимуществ, которые предоставлены военнопленным его разряда.

Военнопленные могут быть освобождаемы на честное слово, если это разрешается законами их страны, и в таком случае обязаны с ручательством личною своею честью добросовестно исполнить принятые ими на себя обязательства как в отношении собственного Правительства, так и Правительства, взявшего их в плен.

В этом случае их собственное Правительство обязывается не требовать, не принимать от них никаких услуг, противных данному ими слову.

Военнопленный не может быть принуждаем к освобождению на честное слово; равно и неприятельское Правительство не обязано давать согласие на просьбу пленного об освобождении его на честное слово.

Лица, сопровождающие армию, но не принадлежащие собственно к ее составу, как-то: газетные корреспонденты и репортеры, маркитанты, поставщики, в том случае, когда будут захвачены неприятелем и когда последний сочтет полезным задержать их, пользуются правами военнопленных, если только имеют удостоверение от военной власти той армии, которую они сопровождали.

С открытия военных действий в каждом из воюющих Государств, а также и в нейтральных Государствах, в том случае, если они приняли на свою территорию воюющих, учреждается справочное бюро о военнопленных. Бюро это, имеющее назначением давать ответы на все запросы, касающиеся военнопленных, получает от различных подлежащих учреждений все сведения относительно водворения и перемещения, освобождения на честное слово, обмена, побегов, поступления в госпиталь, смерти, а равно другие сведения, требуемые для составления и своевременного исправления именной карточки о каждом военнопленном. Бюро обязано заносить на нее номер, имя и фамилию, возраст, место происхождения, чин, войсковую часть, день и место взятия в плен, водворения, получения ран и смерти, а равно все особые замечания. Именная карточка передается Правительству другого воюющего Государства после заключения мира.

Справочное бюро обязано равным образом собирать и хранить в одном месте, а также пересылать по принадлежности все вещи, служащие для личного пользования, ценности, письма и проч., которые будут найдены на поле битвы или останутся после пленных, освобожденных на честное слово, обмененных, бежавших или умерших в госпиталях и полевых лазаретах.

Общества для оказания помощи военнопленным, надлежаще учрежденные по законам их страны и имеющие задачей быть посредниками в делах благотворения, а также и их законно уполномоченные агенты для наиболее успешного выполнения своей человеколюбивой деятельности будут пользоваться всеми облегчениями со стороны воюющих в пределах, обусловленных военными требованиями и административными порядками. Уполномоченные этих обществ допускаются для раздачи пособий в места водворения пленных, равно как и на пункты остановок военнопленных, возвращаемых на родину, под условием предъявления именного разрешения, выданного военною властью, и дачи письменного обязательства подчиняться всем ее распоряжениям, касающимся порядка и безопасности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *