договор о рассрочке платежа за коммунальные услуги образец
Коммуналка в рассрочку: как снизить долг за услуги ЖКХ
Объем задолженности за жилищно-коммунальные услуги в России, по оценкам Минстроя РФ, превышает 1,3 трлн руб., 810 млрд руб. из них приходится на управляющие компании и население. В министерстве считают, что долги за жилищно-коммунальные услуги во многом связаны с недостаточной культурой потребления ресурсов в стране. Остро стоит и вопрос взыскания просроченной задолженности за услуги ЖКХ: не раз обсуждалась идея о передаче коммунальных долгов россиян коллекторам.
Один из простых и удобных способов погашения коммунального долга — его реструктуризация. Вместе с экспертом ЖКХ и юристом рассказываем, что такое рассрочка коммунального долга и как ее получить.
Реструктуризация долга: отсрочка или рассрочка
Реструктуризация коммунального долга — это соглашение об изменении порядка погашения задолженности по коммунальным платежам. Другими словами — рассрочка или отсрочка платежа.
Рассрочка предполагает оплату образовавшегося долга по зафиксированному графику: вся сумма долга распределяется на определенное количество месяцев, в течение которых долг погашается равными частями. Она может предоставляться беспроцентно или предполагать начисление процентов, поясняет эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков.
Что касается отсрочки долга, то должнику предоставляются своеобразные платежные каникулы — в результате отсрочки дата исполнения обязательства по оплате ЖКУ переносится на обговоренное с должником количество месяцев.
С какого момента образуется долг
Все платежи за жилищно-коммунальные услуги вносятся ежемесячно до десятого числа, если договором с управляющей компанией не предусмотрены иные сроки оплаты. Если оплата не поступила в срок, то платеж считается просроченным. Начиная с 11-го числа у потребителя образуется задолженность и начисляются пени. Их размер рассчитывается исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центробанка и зависит от срока давности просрочки.
В каких случаях можно получить рассрочку
Чтобы получить рассрочку по коммуналке, необходимо заключить соглашение о реструктуризации долга услуг ЖКХ с управляющей компанией либо обратиться непосредственно в ресурсоснабжающую компанию (РСО).
Для получения рассрочки по коммунальному долгу у потребителя должны быть уважительные причины, рассказала член Ассоциации юристов (АЮР) Ольга Евстропова. Среди них — ухудшение финансового положения плательщика (например, потеря работы) или длительная нетрудоспособность (тяжелая болезнь, в результате которой гражданин не мог долгое время работать). Сюда же относятся потеря кормильца и отсутствие источников дохода у других членов семьи, а также декретный отпуск или семейные проблемы.
«Все перечисленные причины должны быть подтверждены документально. Также важно учитывать, что предоставление реструктуризации коммунального долга — это право управляющей компании или организации, непосредственно оказывающих жилищно-коммунальные услуги», — отметила юрист.
При этом есть ситуации, когда рассрочка обязательна к предоставлению. В случае если платеж за коммунальные услуги пришел на 25% больше, чем в аналогичный период прошлого года, у потребителя появляется право воспользоваться рассрочкой, пояснил Александр Костюков.
В данной ситуации рассрочку предоставляют на 12 месяцев. Причем потребитель в любое время может досрочно погасить платежи по рассрочке.
Каждая управляющая организация или РСО самостоятельно устанавливает порядок предоставления рассрочки и отсрочки для потребителей, у которых есть долги за коммуналку.
Условия реструктуризации коммунального долга, как правило, определяются индивидуально для каждого должника и зависят от причин и обстоятельств, по которым плательщик не может оплачивать коммунальные счета. По словам юриста, управляющим компаниям выгоднее предоставлять рассрочку долга, чем нести временные и финансовые расходы на принудительное взыскание долга через суд. Поэтому они идут навстречу должникам и в большинстве случаев одобряют рассрочку.
Чтобы реструктуризовать долг, гражданину необходимо обратиться с заявлением о реструктуризации долга в управляющую компанию или РСО. К заявлению должен быть приложен пакет документов. Это правоустанавливающие документы на жилое помещение (договор социального найма или свидетельство о праве собственности на жилое помещение), справка о сумме долга, документы, подтверждающие наличие уважительных причин для реструктуризации коммунального долга (медицинские справки, копия трудовой книжки с записью об увольнении, справка о постановке на учет в качестве временно безработного, справка о составе семьи и др. в зависимости от обстоятельств), а также копия документа, удостоверяющего личность, либо доверенность на представителя.
В случае превышения платы на 25% исполнитель коммунальной услуги обязан сообщить потребителю об этом в платежном документе, указав условия и порядок предоставления рассрочки. Если потребитель согласен воспользоваться рассрочкой, то он подает соответствующее заявление. Другие документы в данном случае не требуются.
Отказ в рассрочке: что делать
Если гражданину отказали в реструктуризации коммунального долга, рекомендуется обратиться с заявлением повторно, лучше через два-три месяца после отказа. К заявлению необходимо приложить как можно больше документов, подтверждающих уважительные причины, по которым гражданин не может оплачивать услуги ЖКХ.
«Важно в этот период частично гасить коммунальный долг, хотя бы в незначительном размере. Также в самом заявлении стоит предложить несколько вариантов реструктуризации коммунального долга. В этом случае есть вероятность, что управляющая компания не откажет в реструктуризации долга», — посоветовала Ольга Евстропова из АЮР.
Если у исполнителя коммунальных услуг была обязанность предоставить рассрочку, но он отказался это делать, потребитель может обратиться в суд, прокуратуру или Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ).
Что будет, если не гасить долг за коммуналку
Если должник не будет гасить задолженность и предпринимать мер по ее реструктуризации, он получит повестку в суд. Управляющая компания или РСО вправе обратиться в суд с исковым заявлением и взыскать задолженность принудительно через службу судебных приставов.
«В случае игнорирования требований приставов неплательщика ждет арест имущества (банковских счетов), запрет на выезд за границу и конфискация движимого имущества (автомобиля, бытовой техники). В исключительных случаях злостного неисполнения решения суда возможно последующее изъятие недвижимости», — предупредила юрист.
При этом любой, даже самый безнадежный вопрос с задолженностью за коммунальные услуги всегда нужно решать во взаимодействии со своей управляющей компанией или РСО. В любом случае должнику не следует скрываться, надеясь, что долг исчезнет сам по себе. Ситуация может закончиться серьезным штрафом и судом. Решая проблему конструктивно в диалоге с ресурсниками или управляющей компанией, должник может получить приемлемые условия рассрочки.
Коронавирус и льготы за коммуналку пожилым
23 марта мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев в сообщили о новых мерах борьбы с распространением коронавируса. Всех людей старше 65 лет, а также имеющих хронические заболевания в столице и Подмосковье обязали соблюдать режим самоизоляции до 14 апреля. Выходить на улицу пожилым людям можно только в случае крайней необходимости (в магазин или аптеку).
Для компенсации дополнительных расходов, которые могут возникнуть в связи с режимом самоизоляции, представители данных групп граждан получат разовую материальную помощь в размере 4 тыс. руб. в Москве и 3 тыс. руб. — в Подмосковье.
Также людей, которые соблюдают домашний карантин из-за коронавируса, не будут штрафовать за несвоевременную оплату жилищно-коммунальных услуг, телефона и интернета.
Заключение соглашения о рассрочке задолженности
Порядок дистанционного заключения Соглашения о рассрочке погашения задолженности по коммунальным услугам
1. Условия предоставления рассрочки
1.1. Заключение соглашения о рассрочке задолженности предоставляется Клиенту (ФЛ), являющемуся собственником жилого помещения или иному законному владельцу помещения, который испытывает финансовые трудности, связанные с сокращением с работы, значительное снижение заработной платы;
1.2. Рассрочка предоставляется на задолженность от 5 000 до 50 000 рублей;
1.3. Рассрочка предоставляется на срок от 3 до 6 месяцев (за исключением случаев, предусмотренных п.72 ПП №354);
1.4. Заключая рассрочку, Клиент (ФЛ) должен внести обязательный платеж в счет погашения задолженности, в размере 20 % от суммы задолженности.
1.5. Основным условием действия соглашения о рассрочке является своевременная и полная оплата текущих начислений.
2. Перечень документов для заключения рассрочки
2.1. Для заключения Соглашения о рассрочке погашения задолженности Клиент (ФЛ) должен подать Заявку на рассрочку через онлайн-сервис на сайте АО «ЭнергосбыТ Плюс» в следующем порядке:
2.1.1. Заполнить Заявление, подготовить скан-копии, скриншоты или фотографии следующих документов:
Заявление на рассрочку задолженности (в электронном виде) с указанием причин о необходимости предоставления рассрочки и графика погашения задолженности.
В случае, если право на рассрочку возникает согласно п.72 ПП №354, необходимо указать это в тексте заявления на рассрочку.
3. Оформление Соглашения о рассрочке погашения задолженности
3.1.1. Заявка на рассрочку рассматривается АО «ЭнергосбыТ Плюс», в случае положительного решения на электронный адрес Клиента (указанный в Заявлении на рассрочку) будет направлено Соглашение о рассрочке погашения задолженности по коммунальным услугам.
3.1.2. При наличии возможности, Клиенту необходимо подписать полученное соглашение о рассрочке и направить скан или фото подписанного соглашения ответным письмом на электронную почту, с которой был получен проект соглашения.
При подаче Заявки на рассрочку Клиент должен внести обязательный платеж в счет погашения задолженности, в размере 20% от суммы задолженности любым доступным дистанционным способом оплаты.
Рассрочка предоставляется на сумму образовавшейся задолженности, текущие начисления необходимо обязательно оплачивать.
Заключение соглашения о рассрочке задолженности
Порядок дистанционного заключения Соглашения о рассрочке погашения задолженности по коммунальным услугам
1. Условия предоставления рассрочки
1.1. Заключение соглашения о рассрочке задолженности предоставляется Клиенту (ФЛ), являющемуся собственником жилого помещения или иному законному владельцу помещения, который испытывает финансовые трудности, связанные с сокращением с работы, значительное снижение заработной платы;
1.2. Рассрочка предоставляется на задолженность от 5 000 до 50 000 рублей;
1.3. Рассрочка предоставляется на срок от 3 до 6 месяцев (за исключением случаев, предусмотренных п.72 ПП №354);
1.4. Заключая рассрочку, Клиент (ФЛ) должен внести обязательный платеж в счет погашения задолженности, в размере: не менее 20% от суммы задолженности по услугам теплоэнергии; не менее 30% от суммы задолженности по электроэнергии и иным коммунальным услугам.
1.5. Основным условием действия соглашения о рассрочке является своевременная и полная оплата текущих начислений.
2. Перечень документов для заключения рассрочки
2.1. Для заключения Соглашения о рассрочке погашения задолженности Клиент (ФЛ) должен подать Заявку на рассрочку через онлайн-сервис на сайте АО «ЭнергосбыТ Плюс» в следующем порядке:
2.1.1. Заполнить Заявление, подготовить скан-копии, скриншоты или фотографии следующих документов:
Заявление на рассрочку задолженности (в электронном виде) с указанием причин о необходимости предоставления рассрочки и графика погашения задолженности.
В случае, если право на рассрочку возникает согласно п.72 ПП №354, необходимо указать это в тексте заявления на рассрочку.
3. Оформление Соглашения о рассрочке погашения задолженности
3.1.1. Заявка на рассрочку рассматривается АО «ЭнергосбыТ Плюс», в случае положительного решения на электронный адрес Клиента (указанный в Заявлении на рассрочку) будет направлено Соглашение о рассрочке погашения задолженности по коммунальным услугам.
3.1.2. При наличии возможности, Клиенту необходимо подписать полученное соглашение о рассрочке и направить скан или фото подписанного соглашения ответным письмом на электронную почту, с которой был получен проект соглашения.
Рассрочка предоставляется на сумму образовавшейся задолженности, текущие начисления необходимо обязательно оплачивать.
Заключение соглашения о рассрочке задолженности
Порядок дистанционного заключения Соглашения о рассрочке погашения задолженности по коммунальным услугам
1. Условия предоставления рассрочки
1.1. Заключение соглашения о рассрочке задолженности предоставляется Клиенту (ФЛ), являющемуся собственником жилого помещения или иному законному владельцу помещения, который испытывает финансовые трудности, связанные с сокращением с работы, значительное снижение заработной платы;
1.2. Рассрочка предоставляется на задолженность от 5 000 до 50 000 рублей;
1.3. Рассрочка предоставляется на срок от 3 до 6 месяцев (за исключением случаев, предусмотренных п.72 ПП №354);
1.4. Заключая рассрочку, Клиент (ФЛ) должен внести обязательный платеж в счет погашения задолженности, в размере 30 % от суммы задолженности.
1.5. Основным условием действия соглашения о рассрочке является своевременная и полная оплата текущих начислений.
2. Перечень документов для заключения рассрочки
2.1. Для заключения Соглашения о рассрочке погашения задолженности Клиент (ФЛ) должен подать Заявку на рассрочку через онлайн-сервис на сайте АО «ЭнергосбыТ Плюс» в следующем порядке:
2.1.1. Заполнить Заявление, подготовить скан-копии, скриншоты или фотографии следующих документов:
Заявление на рассрочку задолженности (в электронном виде) с указанием причин о необходимости предоставления рассрочки и графика погашения задолженности.
В случае, если право на рассрочку возникает согласно п.72 ПП №354, необходимо указать это в тексте заявления на рассрочку.
3. Оформление Соглашения о рассрочке погашения задолженности
3.1.1. Заявка на рассрочку рассматривается АО «ЭнергосбыТ Плюс», в случае положительного решения на электронный адрес Клиента (указанный в Заявлении на рассрочку) будет направлено Соглашение о рассрочке погашения задолженности по коммунальным услугам.
3.1.2. При наличии возможности, Клиенту необходимо подписать полученное соглашение о рассрочке и направить скан или фото подписанного соглашения ответным письмом на электронную почту, с которой был получен проект соглашения.
Рассрочка предоставляется на сумму образовавшейся задолженности, текущие начисления необходимо обязательно оплачивать.
Можно ли получить рассрочку по оплате долга по ЖКХ?
Адвокат, председатель коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры»
Из-за повышения стоимости коммунальных услуг, а также падения уровня жизни в нашей стране очень много граждан испытывают трудности с оплатой коммунальных услуг, а также имеют задолженности по коммунальным платежам. При этом немногие должники знают о возможности рассрочки задолженности по коммунальным платежам законным способом, позволяя не копить долги, а совершенно законно выплачивать их долями.
Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Правительством РФ 06.05.2011 года №354, позволяют собственникам жилых и нежилых помещений получить рассрочку или даже отсрочку по оплате коммунальных платежей при наличии определённых условий:
если размер платы за коммунальные услуги в определённом периоде превышают прошлогодний такой же период на 25 и более процентов. При этом управляющая компания обязана проинформировать собственника о возможности оплатить услуги в рассрочку. Такая рассрочка является обязательной и предоставляется сроком на 12 месяцев.
если у собственника жилого или нежилого помещения возникли непредвиденные ситуации, например по болезни, из-за которых он не может оплачивать коммунальные услуги. В этом случае заключается договор с управляющей компанией, где предусматривается оплата долга частями. Данный вид рассрочки не предоставляется в обязательном порядке и является договорным.
В зависимости от того, какую рассрочку вы хотите получить — обязательную или договорную, — готовится и определённый пакет документов. Обязательным и в первом, и во втором случае является документ, подтверждающий право собственности на жилое или нежилое помещение.
В предоставлении рассрочки или отсрочки могут и отказать. Возможность использования рассрочки предоставляется только добросовестным гражданам, которые ранее своевременно оплачивали коммунальные услуги. Если же вы являетесь добросовестным гражданином и не пытаетесь злоупотребить своим правом, представили все необходимые документы и ваша просьба обоснована, а вам отказали — можно подавать жалобу в Жилищную инспекцию, муниципалитет, прокуратуру, а также в региональную службу по тарифам. При отсутствии должной реакции ответственных служб можно смело обращаться в суд. Как показывает судебная практика, дела, касающиеся установления рассрочки, в большинстве своем выигрышные.
Одним из способов внесения платы за коммунальные услуги является рассрочка. Данный способ закреплён в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 21.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).
Оплата жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в рассрочку может быть согласована сторонами либо прямо предусмотрена в законе, нормативном акте (абз. 2 п. 72, п. 75 Правил предоставления коммунальных услуг).
Причины возникновения задолженности могут быть разными. К уважительным причинам относятся:
В таких случаях можно оформить с управляющей организацией (УО) соглашение о рассрочке долга на согласованный сторонами период (п. 72 Правил предоставления коммунальных услуг).
С другой стороны, исполнитель коммунальных услуг (УО) обязан предоставить потребителю возможность оплаты ЖКУ в рассрочку, если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо месяце превысит более чем на 25% размер платы, начисленный за аналогичный расчётный период прошлого года.
Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы равными долями в течение 12 месяцев и взимания за это процентов в размере не выше, чем увеличенный на 3% размер ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предоставления рассрочки.
При этом проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счёт средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы РФ исполнителю коммунальных услуг предоставляется компенсация средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки (п. п. 72–73 Правил N 354).
При рассрочке оплаты ЖКУ наказания за неполную оплату не последует.