договор о сокращении ракет средней и малой дальности

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Из Википедии — свободной энциклопедии

Договор о РСМД
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.
Президент Рейган и Генеральный секретарь Горбачёв подписывают Договор о РСМД в восточной комнате Белого дома.
Дата подписания8 декабря 1987 года
Место подписания

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД) (англ. Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty, IRNFT ) — договор между СССР и США, подписанный Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне.

Договор вступил в силу 1 июня 1988 года. Договор впервые в истории позволил ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000—5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. В соответствии с Договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Договор предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

До подписания Договора в США баллистические ракеты подразделялись [ источник не указан 2205 дней ] на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и малой (от 150 до 500 км) дальности. В СССР до середины 1980-х [ источник не указан 2205 дней ] выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели [ источник не указан 2205 дней ] дальность полёта от 1 до 150 километров. В 1987 году, с подписанием Договора, была окончательно установлена новая классификация. Применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Публикатор

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (ДРСМД) был подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. и до прекращения своего действия 2 августа 2019 г. в результате одностороннего выхода из него США носил бессрочный характер.

Попавшие в сферу охвата Договора советские и американские БРНБ и КРНБ были полностью уничтожены в течение первых трёх лет его действия. Ликвидации также подверглись ПУ этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы. В целях контроля за выполнением Договора до мая 2001 г. сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству ракет.

После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.

12 октября 2007 г. на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Президент В.В.Путин выдвинул идею о придании обязательствам по ДРСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено Совместное российско-американское заявление по ДРСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по Договору путём отказа от БРНБ и КРНБ с дальностью 500-5500 км.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве 12 февраля 2008 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения указанной инициативы. Он также внёс на обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договорённости о ликвидации РСМД наземного базирования, открытой для широкого присоединения.

Несмотря на усилия России, достаточной поддержки и дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

В контексте выполнения ДРСМД у России возник и сохранялся ряд конкретных претензий к американской стороне. Они заключались в следующем:

Все эти годы российские претензии Вашингтоном игнорировались. В совокупности рассматриваем подобные действия США как целенаправленную попытку в период действия ДРСМД обеспечить себе военное преимущество в обход Договора.

С 2013 г. США выдвигали в адрес России голословные претензии в нарушении ДРСМД. Американская сторона безосновательно утверждала, что принятая на вооружение российская КРНБ с индексом 9М729 имеет запрещённую по Договору дальность в диапазоне 500-5500 км. Однако, несмотря на наши настойчивые многолетние призывы, США отказались представить конкретные данные, на основании которых был сделан вывод о дальности данной КРНБ, что было принципиально важно для предметного военно-технического разбора проблемы.

Россия отвергала и отвергает беспочвенные обвинения со стороны США. Мы неоднократно заявляли, в т.ч. на высшем уровне, что наша страна не допускала никаких нарушений ДРСМД. КРНБ 9М729 не разрабатывалась для пусков на запрещённую по Договору дальность и не испытывалась на такие дистанции, а значит, полностью соответствует нашим международным обязательствам.

С учётом решения США о выходе из Договора рассматриваем развязанную Вашингтоном пропагандистскую кампанию с обвинениями в адрес России лицемерной акцией, срежиссированной в попытке оправдать собственные деструктивные действия по отношению к ДРСМД в глазах мирового сообщества.

Озабоченности сторон являлись предметом экспертных консультаций в двустороннем формате. Они также обсуждались в рамках Специальной контрольной комиссии, созданной в соответствии с Договором для рассмотрения вопросов его выполнения. Однако в результате контрпродуктивной позиции США ни по одному из проблемных вопросов прогресса достигнуто не было.

Вместо совместной работы по профессиональному и деполитизированному урегулированию имеющихся проблем США в ходе многочисленных контактов раз за разом отказывались представить конкретику в подкрепление своих обвинений и проявляли полное нежелание предпринимать шаги по снятию российских озабоченностей.

Одновременно бездоказательные претензии в наш адрес были использованы Вашингтоном в качестве предлога для наращивания на Россию политического, санкционного и военного давления в рамках комплексной стратегии всестороннего «сдерживания» нашей страны.

20 октября 2018 г. Президент США Д.Трамп заявил, что в связи с «многолетними нарушениями» Россией Договора о РСМД и неучастием в нём Китая Вашингтон намерен выйти из него и начать разработку вооружений соответствующего класса.

В ходе последовавших за этим двусторонних контактов российской стороне было на политическом уровне пояснено, что заявление Д.Трампа не является «приглашением к переговорам» о судьбе Договора. Была особо акцентирована озабоченность наличием наземных РСМД в арсенале Китая, а также некоторых других стран (Иран, КНДР и др.).

4 декабря 2018 г. американская сторона в официальной ноте и соответствующем публичном выступлении Госсекретаря США М.Помпео обвинила Россию в «существенном нарушении» ДРСМД и выдвинула ультиматум о «возвращении» нашей страны к «полному и проверяемому соблюдению Договора». Под этим подразумевалось необоснованное и заведомо неприемлемое требование ликвидировать все КРНБ 9М729, их ПУ и вспомогательное оборудование. США проинформировали, что в противном случае через 60 дней (со 2 февраля 2019 г.) приостановят выполнение ими Договора и начнут шестимесячный отсчёт до окончательного выхода из него. Среди причин, подталкивающих Вашингтон к денонсации, в заявлении М.Помпео вновь прозвучал фактор обладания Китаем, а также Ираном и КНДР арсеналами наземных РСМД.

1 февраля 2019 г. Д.Трамп заявил, что США приостанавливают выполнение своих обязательств по Договору и начинают процесс выхода из него. Для этого была задействована процедура по статье XV Договора, предусматривающая предуведомление другой стороны за шесть месяцев. Одновременно Вашингтон подтвердил курс на разработку запрещённых по ДРСМД ракетных систем. При этом США декларировали готовность отказаться от линии на слом Договора, если Россия согласится уничтожить все комплексы с КРНБ 9М729. Прибегнув к подобному шантажу, Вашингтон по сути отсёк пути к нахождению рациональных взаимоприемлемых развязок. В НАТО была выражена полная поддержка действиям США в отношении ДРСМД.

Россией предпринимались последовательные политико-дипломатические и переговорные усилия по разрешению кризиса вокруг ДРСМД.

В нескольких совместных заявлениях (от 11 июня и 6 декабря 2018 г. на уровне министров иностранных дел, а также 8 ноября 2018 г. на высшем уровне) страны-участницы ОДКБ выразили озабоченность в связи с действиями США в отношении ДРСМД и призвали обеспечить его жизнеспособность.

Россия распространила в Первом комитете Генеральной Ассамблеи ООН проект резолюции в поддержку ДРСМД. Однако работа над ним была заблокирована США и их союзниками.

Внесли аналогичный документ на рассмотрение непосредственно Генассамблеей ООН. Он был отклонён при 43 голосах «за», 46 – «против» и 78 воздержавшихся. Среди выступивших против российского проекта – все страны НАТО и ряд других союзников и ближайших партнёров США.

По нашей инициативе 15 января 2019 г. в Женеве состоялась российско-американская встреча межведомственных делегаций на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств. Российская делегация прибыла в Женеву с твёрдым намерением добиться прогресса в урегулировании на основе взаимности встречных претензий сторон. Для нахождения реалистичных и работоспособных решений и, соответственно, путей спасения Договора, нами была проделана серьёзная подготовительная работа, позволившая выдвинуть пакет конкретных инициатив. В частности, нами было предложено обсудить мероприятия, которые позволили бы продемонстрировать безосновательность американских претензий в отношении ракеты 9М729 и подтвердить её заявленную дальность, которая составляет менее 500 км. Речь шла о показе и брифинге по данной ракете и её пусковой установке с разъяснением имеющихся отличий от других моделей, характеристики которых не вызывали у США вопросов. При этом мы были открыты к тому, чтобы договариваться с американской стороной о конкретных параметрах такого показа. Фактически речь шла о готовности в духе доброй воли проявить беспрецедентную транспарентность, выходящую далеко за рамки наших обязательств по ДРСМД.

Мы также предложили США предметно обсудить встречные шаги, включая меры транспарентности, по российским озабоченностям в отношении универсальных пусковых установок Мk-41 в составе наземных комплексов «Иджис Эшор», ударных беспилотных летательных аппаратов, подпадавших под содержавшееся в Договоре определение крылатой ракеты средней дальности наземного базирования, а также ракет-мишеней с характеристиками, аналогичными запрещённым баллистическим ракетам средней и меньшей дальности. Мы изложили американской стороне наше видение возможных путей решения данных проблем. При этом проявили существенную гибкость и сформулировали вполне реализуемые и компромиссные по сути идеи.

Однако все российские инициативы были отвергнуты. Представители США даже не захотели вникать в существо и нюансы наших предложений, показали себя не готовыми вести разговор на основе принципов равноправия и включаться в конструктивный диалог. Американская сторона также заявила, что «никакие показы и брифинги», а также возможные пуски ракеты 9М729 в присутствии наблюдателей из США не смогут изменить мнения Вашингтона. Всё это, дескать, совершенно ничего не стоит на фоне тех «абсолютно достоверных разведданных», которыми якобы располагают США. От раскрытия этих «данных» для их совместного анализа и перепроверки американцы, как обычно, уклонились. Наотрез отказалась делегация США вести речь и о работе над снятием российских озабоченностей, отвергнув саму идею взаимности.

23 января 2019 г. провели для военных атташе государств ОДКБ, БРИКС, ЕС и НАТО показ и брифинг по ракете 9М729. На основе сравнения с базовой для данной модификации ракетой 9М728 представители Минобороны России наглядно продемонстрировали, что указанная система не разрабатывалась для применения на дальностях свыше 500 км и технически не могла быть испытана на такие дистанции. Из стран НАТО в мероприятии приняли участие только Болгария, Греция и Турция.

25 января 2019 г. на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе представители стран альянса сослались на то, что «статичный» показ ракеты «недостаточен» для снятия имеющейся озабоченности. Однако при этом они не смогли или не захотели сформулировать предметные технические вопросы к конкретной информации, представленной российской стороной 23 января 2019 г. Никаких новых идей также не прозвучало.

Несмотря на сигналы с российской стороны о целесообразности продолжить диалог, готовности к этому американцами проявлено не было.

Таким образом, при поддержке союзников по НАТО ситуация была целенаправленно заведена Вашингтоном в тупик. Своим соглашательством и попустительством европейские союзники США фактически подыграли деструктивным действиям Вашингтона в отношении ДРСМД и по сути отказались от усилий по спасению Договора вопреки интересам общеевропейской и собственной национальной безопасности.

На этом фоне в США были дополнительно профинансированы и активизированы НИОКР по созданию запрещённых по ДРСМД ракетных вооружений. Профильные корпорации американского ВПК приступили к расширению соответствующих производственных мощностей. Одновременно с этим представители Пентагона начали публично рассуждать о том, что перспективные наземные РСМД способны существенно повысить гибкость военного потенциала США и оперативного планирования применительно к региональным ТВД – в АТР и Европе.

2 февраля 2019 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин заявил, что мы будем вынуждены дать «зеркальный» ответ на действия США, включая приостановление выполнения ДРСМД и осуществление НИОКР в ракетной области для поддержания баланса сил в данной сфере.

В то же время Президент подчеркнул, что Россия не будет размещать подобные системы в Европе или других регионах мира, пока там не появятся американские вооружения данного класса. По существу с нашей стороны был введён односторонний мораторий на развёртывание таких средств.

В переданной американской стороне официальной ноте от 4 февраля 2019 г. категорически отвергли беспочвенные утверждения о несоблюдении Россией ДРСМД. Констатировали, что США так и не предприняли необходимых действий по устранению собственных многолетних и многочисленных нарушений Договора. Уведомили, что до возвращения США к неукоснительному соблюдению ДРСМД или до прекращения его действия Россия приостановит выполнение своих обязательств по Договору. Аналогичные по смыслу ноты направлены другим сторонам ДРСМД: Белоруссии, Казахстану и Украине.

4 марта 2019 г. Президентом России был подписан Указ о приостановлении Россией выполнения ДРСМД, что затем было закреплено в соответствующем Федеральном законе от 3 июля 2019 г.

В последовавших после этого контактах американская сторона не демонстрировала какого-либо интереса к обсуждению возможных путей сохранения Договора.

По завершении 2 августа 2019 г. инициированной США процедуры денонсации ДРСМД данное соглашение прекратило своё действие.

В настоящий момент в США идёт разработка широкого спектра РСМД наземного базирования. Начались лётные испытания соответствующих систем, причём в откровенно провокационной манере.

В частности, 18 августа 2019 г. американские военные провели первое лётное испытание ранее запрещённого по ДРСМД ракетного средства: с помощью размещённой на суше пусковой установки (ПУ) Mk-41 был произведён пуск крылатой ракеты семейства «Томагавк», которая поразила цель на расстоянии свыше 500 км. Таким образом была подтверждена обоснованность наших обвинений в прямом нарушении американской стороной ДРСМД в период его действия путём развёртывания ПУ Mk-41 на суше в составе якобы сугубо противоракетного комплекса «Иджис Эшор» в Румынии (в перспективе планируется его размещение также в Польше).

10 декабря 2019 г. на американском ракетном полигоне «Уайт-Сэндз» прошло первое испытание прототипа перспективной баллистической «ракеты точного удара» (Precision Strike Missile – PrSM), разрабатываемой на замену комплексу ATACMS. В ходе теста опытный образец пролетел около 240 км. В дальнейшем испытания данной системы были поставлены на регулярную основу. Американские военные заявляют, что в окончательной конфигурации система будет способна поражать цели на расстоянии, значительно превышающем 500 км: анонсированные параметры варьируются от 800 до «более 1000 км». В дальнейшем британские военные заявили о намерении закупить ракеты PrSM для уже имеющихся у них подвижных ПУ американского производства.

12 декабря 2019 г. с авиабазы «Ванденберг» был осуществлён испытательный пуск разрабатываемой баллистической ракеты наземного базирования (БРНБ) с маневрирующей головной частью на дальность, превышающую 500 км. По экспертным оценкам, данное средство было собрано с использованием элементов баллистических ракет-мишеней, что подтверждает оправданность давней российской озабоченности по данному вопросу в контексте ДРСМД, которая неизменно игнорировалась американской стороной.

В настоящий момент в США ведутся работы по созданию и целого ряда других систем с РСМД наземного базирования.

Американские высокопоставленные военные публично рассуждают о преимуществах и необходимости скорейшего развёртывания наземных РСМД в Европе против России и в АТР против Китая. По словам представителей Пентагона, на «европейском ТВД» в качестве потенциальных целей рассматриваются российские системы ПВО в составе так называемых «куполов» перекрытия доступа. Под эти задачи в военном ведомстве США создают в различных регионах мира т.н. «многосферные оперативные группы» (Multi-Domain Task Forces – MDTF): две – в АТР, по одной – на европейском и арктическом направлениях, а также для «глобального реагирования».

В сложившейся ситуации Россия предприняла жест доброй воли в рамках усилий по поддержанию предсказуемости и сдержанности в ракетной сфере, а также в целях создания основы для диалоговых решений. Лидерам ряда иностранных государств были разосланы личные послания Президента Российской Федерации В.В.Путина от 18 сентября 2019 г. с подробным изложением наших подходов к тематике РСМД. В фокусе посланий – востребованность усилий по недопущению гонки ракетных вооружений.

В обращениях к лидерам стран НАТО содержится прямой призыв принять на себя встречные обязательства, аналогичные объявленному нами мораторию на развёртывание наземных РСМД первыми. Конструктивной реакции со стороны США и стран НАТО на эти обращения не поступило.

В выступлении на 75-й сессии ГА ООН В.В.Путин заявил, что в России рассчитывают на проявление всеми сторонами сдержанности в развёртывании новых ракетных систем.

26 октября 2020 г. в своём заявлении Президент России развил предложение о встречных с НАТО мораториях на размещение в Европе РСМД наземного базирования, предложив рассмотреть конкретные варианты взаимных верификационных мер для снятия имеющихся озабоченностей. В конкретном плане речь могла бы идти о мерах проверки в отношении комплексов «Иджис Эшор» с пусковыми установками Мk-41 на базах США и НАТО в Европе, а также ракет 9М729 на объектах ВС России – прежде всего, в Калининградской области. Целью верификационных мероприятий стало бы подтверждение отсутствия на охваченных договорённостями объектах наземных РСМД, а также вооружений, по характеристикам и классификации которых стороны ранее не смогли договориться (российская ракета 9М729). Реакция подавляющего большинства стран НАТО на российское предложение оказалась негативной.

Призываем Вашингтон и его союзников по НАТО пересмотреть свой деструктивный курс и дать шанс политико-дипломатическому процессу в целях предотвращения дальнейшей эскалации напряжённости и рисков скатывания к конфронтации.

Источник

Разрыв Договора по ликвидации ракет средней и малой дальности: кому выгодно?

В предлагаемой статье мы попробуем разобраться, кому выгодно сегодня прекращение действия договора РСМД, и почему, а главное – как с этим бороться.

Что такое Договор РСМД? Это соглашение между США и СССР о ликвидации ракет средней и малой дальности: под него подпадают все баллистические и крылатые ракеты наземного базирования, способные доставить боевую часть ядерного или неядерного содержания на расстояния 1 000 – 5 000 км (средняя дальность) и 500 – 1 000 км (малая дальность). То есть подобные носители были уничтожены сторонами как класс, вне зависимости от того, какими боеголовками они вооружались. Во исполнение этого договора СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, в то время как США — только 846, но все равно, договор по РСМД следует признать большой дипломатической победой СССР.

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

За одним исключением – реализовать ее на практике было практически невозможно. СССР располагал возможностями своевременно обнаружить масштабный старт межконтинентальных баллистических ракет, и за те, примерно, полчаса, которые оставались после этого у нашего руководства, вполне реально было принять радикальные ответные меры, в ходе которых США были бы уничтожены как нация (количество развернутых ядерных боеприпасов тогда было не в пример сегодняшнему).

Надо сказать, что на момент принятия решения, в распоряжении США уже были баллистические ракеты «умеренной» дальности. Как раз в указанное время (точнее, в промежутке с 1969 по 1975 гг.) американцы осуществляли серийное производство «Першинг-1А», заменяя ими менее совершенные «Першинги-1». Однако даже и эта новейшая модификация по своим ТТХ не отвечала требованиям новой концепции. Дальность полета «Першинг-1А» составляла только 740 (по другим данным – 800 км), чего, конечно, было недостаточно (к примеру, расстояние между Москвой и Берлином составляет около 1 550 км по прямой). Кроме того, хотя новейшая ракета в состоянии была нести 400 килотонную боеголовку, но ее КВО, по всей видимости, не слишком отличалось от такового у «Першинг-1» — то есть 400 м., чего, для поражения точечных целей, все-таки было недостаточно. Проблема заключалась в том, что ракета «Першинг-1А» имела только инерциальную систему наведения, которая не могла обеспечить принципиально лучшую точность.

Соответственно, в 1973 г. США приступили к созданию значительно более совершенной ракеты «Першинг-2», в результате чего получился, не побоимся этого слова, шедевр ракетостроения своего времени.

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

В результате подобных ухищрений круговое вероятное отклонение боеголовки «Першинг-2» составляло совершенно смешные, мизерные (по тем временам) 30 метров. В силу этого мощность носимой боеголовки была снижена с 400 до 80 килотонн – с учетом повышенной точности этого было вполне достаточно.

При этом, несмотря на все нововведения и качественный рост характеристик, «Першинг-2» сохранил вполне приемлемые габариты для мобильного базирования. Всего было произведено 384 таких ракеты, первые из которых были развернуты в Западной Германии в 1983 г. А всего в Германии было развернуто 108 пусковых установок при 132 ракетах, остальные хранились в США. Впрочем, следует упомянуть, что из 384 ед. произведенных «Першингов-2» 24 предназначались для контроля (по всей видимости, контрольный запуск при передаче партии в ВС) и еще 132 – для тренировок. Поэтому, например, в 1987 г. общее количество ракет составляло 247 ед. Кроме этого, на вооружение США поступили еще более дальнобойные (до 2 500 км) сухопутные версии ставших знаменитыми крылатых ракет «Томагавк» (в варианте GLCM).

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

Они несли ядерную боевую часть мощностью до 150 кт (возможно 200 кт) и имели КВО порядка 80 м. Точное количество произведенных ракет автору настоящей статьи неизвестно, но в 1979 г. был принято решение развернуть в Европе 464 сухопутных «Томагавка». Надо сказать, что для «обезглавливающего» удара данный тип ракет не подходил – при скорости 880 км/ч «Томагавки» имели слишком большое подлетное время.

Кроме технических средств, США произвели необходимую политическую подготовку: договорились с Великобританией, поставив им новейшие ракеты для подводных лодок, подлетное время из районов пуска которых также было относительно невелико. Кроме того, удалось развернуть в сторону Североатлантического Альянса еще одну ядерную европейскую державу – Францию. А ведь французы в эпоху президента де Голля даже умудрились выйти из НАТО (1966 г), пытаясь исповедовать так называемый голлизм – в международной политике это означало, что страна собирается ориентироваться на собственные силы, не прибегая к «услугам» военных блоков. И, несмотря на то, что де Голль был убежденным антикоммунистом, последние годы его правления ознаменовали некий период «оттепели» в отношении СССР. Довольно таки робкой оттепели, но все-таки. Однако в 70-х годах Франция, хотя формально и не вернулась в НАТО, но фактически уже ничем не отличалась от остальных членов этого блока.

В СССР новую американскую стратегию восприняли со всей серьезностью, и, разумеется, приняли ответные меры. Советские ученые и конструкторы развернули работу в двух направлениях.

Первым из них был «зеркальный» ответ – раз американцы собираются целиться в нас из Европы – давайте и мы получше прицелимся в Европу. Собственно говоря, разработка баллистической ракеты средней дальности (до 5 500 км) была начата в апреле 1973 г., еще до того, как США объявили свои новые ракетно-ядерные приоритеты: предполагалась замена старых Р-12 и Р-14. В итоге в 1976 г. был принят на вооружение подвижный грунтовой ракетный комплекс РСД-10 «Пионер».

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

Для своего времени «Пионер» был весьма совершенной ракетой. До него наши баллистические ракеты средней дальности с трудом попадали в город – отклонение достигало 5 километров. Впрочем, их нельзя «в лоб» сравнивать с оперативно-тактическими американскими, так как дальность наших ракет была значительно выше — 2 080 км (Р-12) и до 4 500 км (Р-14), при этом они боеголовки мегатонного класса (2,3 Мт). Ну а «Пионер» получился и дальнобойнее, и точнее – он мог доставить на дальность 5 500 км моноблочную боевую часть мощностью 1 Мт с отклонением 550 м. Такое КВО, вообще говоря, выглядело очень хорошим достижением на фоне 400 м «Першинг-1А» — с учетом того, что последний летел не более чем на 800 км, то есть его погрешность должна была быть меньше. Кстати, на более поздних модификациях использовалась разделяющаяся головная часть индивидуального наведения (РГЧ ИН), состоявшая из трех боевых блоков КВО мощностью по 150 кт, при том что их КВО было уменьшено до 450 м.

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

Кроме того, хотелось бы отметить, что «Пионер» был твердотопливным, что едва ли не на порядок упрощало его развертывание и боевое применение по сравнению с жидкотопливными ракетами.

Всего в СССР было произведено 508 пусковых установок и 728 ракет РСД-10 «Пионер».

Вторым ответом на американскую инициативу стало создание комплекса автоматического управления массированным ответным ядерным ударом под названием «Периметр», которого в НАТО окрестили «Мертвая рука». Что она из себя представляет?

Данная версия кажется автору настоящей статьи наиболее реалистичной, но следует понимать, что уважаемый В. Ярычев (по просьбе компетентных органов, конечно) в своем интервью мог «слить» совершенно недостоверную информацию.

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

Такой несколько необычный метод связи предполагалось использовать потому, что ядерным ударом НАТО обычные средства связи могли быть уничтожены, а кроме того, в то время уже были хорошо развиты средства радиоэлектронной борьбы – в результате советские специалисты определили, что трансляция сигнала из космоса в подобных условиях будет наиболее эффективной и надежной.

Как обстоят дела с «Периметром» сегодня? На этот вопрос ответить достаточно сложно, информации о нем практически нет. Ранее сообщалось, что он снят с боевого дежурства в 90-х годах, но в декабре 2011 г. командующий РВСН генерал-лейтенант С.Каракаев утверждал, что «Периметр» функционирует и находится на боевом дежурстве.

Когда сведения о «Периметре» стали достоянием широкой общественности, некоторые товарищи (которые нам не товарищи) провозгласили, что наличие подобной системы аморально по определению. Аргументация заключалась в том, что нельзя передавать право принятия решения об уничтожении целых цивилизаций машине: придут «Скайнеты», терминаторы, или, что намного хуже, программные глюки. И будущие исследователи далеких миров с планеты Альфа-Центавра установят памятную табличку на обгорелых останках нашей планеты: «Форма жизни – земляне. Причина гибели – системная ошибка».

И совсем другое дело – «Периметр». Теперь, в случае обнаружения ракетно-ядерной атаки президенту совершенно не надо ломать голову «На нас действительно напали, или я сейчас сожгу сотни миллионов человек совершенно зря?». Руководитель страны просто активирует систему «Периметр», и если, подчеркиваем, ЕСЛИ информация о превентивном ядерном ударе подтверждается – ну, тут уж не взыщите. Но если это действительно какая-то страшная ошибка и на самом деле нас никто не атаковал, то и ответного удара не будет.

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

Таким образом, мы констатируем факт – меры, принятые советским руководством, были вполне адекватными и в значительной мере нивелировали преимущество, которое рассчитывали получить американцы. В значительной, но, увы, не полностью.

Чем мы пожертвовали? Что такого могли сделать «Пионеры» и «Гранаты» (крылатые ракеты в варианте наземного базирования), чего не могли совершить другие силы РВСН? Да, в общем-то, ничего. Располагая мощнейшим ядерным арсеналом, СССР и без ракет средней дальности гарантированно решал, пожалуй, главную задачу для ядерных сил в Европе – уничтожение крупнейших европейский портов, что ставило крест на возможностях США перебрасывать туда подкрепления в сколько-то заметных количествах. А для европейских стран НАТО, в условиях подавляющего превосходства ОВД в обычных вооружениях, эти подкрепления оставались единственным шансом остановить «русский каток», вооруженный, помимо всего прочего, огромным количеством тактических ядерных боеприпасов…

И вот сейчас господин Трамп угрожает выйти из договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Кому это будет выгодно? Как ни странно, это решение имеет свои плюсы и минусы для каждой из сторон.

Что выигрывает РФ? Дело в том, что в свое время Российская Федерация подписала с США договор СНВ-III, согласно которому количество стратегических носителей ядерных боеприпасов было существенным образом ограничено. Страны обязались уменьшить количество таких носителей до 800 (700 в развернутом, и еще 100 – в неразвернутом виде), при этом количество боеголовок на развернутых носителях должно было составлять 1 550 (считая МБР и БРПЛ по фактическому состоянию и стратегический бомбардировщик как носитель одной спецБЧ). Надо сказать, что этот договор тоже представлял собой палку о двух концах. С одной стороны, он был безусловно выгоден для РФ, так как на момент его подписания (8 апреля 2010 г.) арсеналы РВСН «провалились» ниже установленного СНВ-III порога. То есть для того, чтобы выполнить этот договор, США следовало сокращать свои вооружения, а нам – наращивать.

С другой стороны, приходится признавать, что общее количество стратегических ядерных боеприпасов по данному договору в РФ уже не отвечает задачам полномасштабной ракетно-ядерной войны с НАТО. На сегодняшний день страны НАТО имеют превосходство над РФ в ядерных вооружениях за счет того, что по СНВ-III устанавливался паритет США и РФ, но в НАТО имеется еще две державы ядерного клуба: Великобритания и Франция. Кроме этого, не нужно забывать, что США превосходят по численности населения РФ более чем в два раза, а страны НАТО – приблизительно в 7 раз. Естественно, располагая даже меньшим чем они ядерным арсеналом, мы не можем рассчитывать нанести им потери, сопоставимые по тяжести с теми, которые понесем сами. Обратим внимание на то, что в СССР, вынужденного противостоять НАТО, количество боеголовок достигало 46 000.

Однако есть в СНВ-III один интересный момент, который внимательный читатель наверняка подметил. Дело в том, что он распространяется исключительно на стратегические ядерные силы. Неохваченными остаются тактические ядерные боеприпасы, и… нестратегические носители ядерного вооружения. Почему так? На ограничение ТЯО РФ, к счастью, не пошла (а здесь у нас, по некоторым данным, большое преимущество), а нестратегические носители, то есть баллистические и крылатые ракеты среднего и малого радиуса действия учитывать в СНВ-III не было никакого смысла, так как они были уничтожены договором РСМД. И если сейчас господин Трамп решит выйти из этого договора, то… совершенно верно, РФ получит возможность увеличить свои ядерные силы, не нарушая при этом СНВ-III.

Таким образом, если сегодня мы своим стратегическим ядерным потенциалом, случись что, вынуждены будем «вразумлять» не только США, но и страны НАТО, то после выхода США из договора по РСМД мы сможем спокойно ориентировать БРПЛ, МБР и стратегические ракетоносцы на поражение целей в США, а для аннигиляции Европы строить более легкие и дешевые носители.

Новая гонка вооружений? А кому будет от этого плохо? Для того, чтобы оценить перспективы РФ в новом военном состязании, нужно принять во внимание вот что. Наверное, едва ли не впервые за всю нашу историю провал по финансированию наших ВС в период 1990-2010 гг. играет нам на руку.

Как мы уже говорили, по договору СНВ-III американцы вынуждены были ограничивать свои вооружения, а мы – подтягивать их до озвученного уровня. Кроме того, отсутствие системного пополнения вооруженных сил матчастью на протяжении почти двух десятков лет после распада СССР заставило нас интенсифицироваться в области создания ракетных вооружений и боевых частей к ним.

Американцы выпустили свою последнюю ядерную боеголовку в 1991 г. У нас производство ядерных боеприпасов продолжается по сегодняшний день. Последняя американская МБР наземного базирования заступила на дежурство в 1986 г, и далее их выпуск не возобновлялся – мы же создаем «Ярсы» и проектируем «Сармат». Производство БРПЛ «Трайдент IID5» прекращено в 2010 г., мы же и сегодня делаем «Булавы» и «Синеву». Американцы все еще довольствуются весьма немолодыми уже «Томагавками» и ATACMS (наземные оперативно-тактические ракеты (ОТР), в зависимости от модификации дальность стрельбы составляет 140-300 км), а мы получаем на вооружение новейшие «Искендеры» и «Калибры». При этом есть четкое ощущение, что отечественные конструкторы откровенно били себя по рукам, «втискивая» возможности новых средств доставки боеприпасов в разрешенные договорами рамки. А если договорные ограничения будут отменены, то вскоре мы увидим куда более дальнобойные вариации существующих ракет.

Вне всякого сомнения, США способны сегодня развернуть программу создания новейших ОТР, например взяв за основу и как следует модифицировав тот же «Першинг-2», но… пойдут ли они по такому пути? И, если пойдут, то куда он их заведет?

При этом в области классических образцов вооружения США наметился глубокий застой. То, что вооружение сухопутных сил США требует кардинального обновления, давно не секрет ни для кого, в том числе и для самих США. Запущенная ими в 2003 г программа FSC (Future Combat Systems – боевые системы будущего) в 2009 г. закончилась оглушительным провалом, хотя на нее, по некоторым данным, было потрачено более 18 млрд. долл. И вот, к примеру, ствольная артиллерия США: несмотря на многочисленные попытки американцев создать новую САУ (проект ХМ2001 «Крусейдер», закрытый в 2002 г, NLOS-C, закрытый в 2009 г) сухопутчикам США до сих пор приходится довольствоваться в –надцатый раз модернизированной САУ М-109, созданной в 50-х годах прошлого столетия.

договор о сокращении ракет средней и малой дальности. договор о сокращении ракет средней и малой дальности фото. картинка договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть фото договор о сокращении ракет средней и малой дальности. смотреть картинку договор о сокращении ракет средней и малой дальности.

США располагают крупнейшим военным бюджетом в истории человечества, однако эффективность использования их вооруженных сил постоянно падает. Да, на сегодняшний день они все еще впереди планеты всей, но ВВС США начинают испытывать дефицит в боевых пилотах, количество боеспособных самолетов ВВС и флота постоянно снижается, и это же касается их боевых кораблей. Те же авианосцы США уже не могут покидать причалы так же часто, как это происходило во времена холодной войны с СССР. По данным американской ФАС количество выходов на боевое дежурство ПЛАРБ «Огайо» в период с 199 г по 2013 г сократилось на 56%.

Кроме того, следует отметить, что рано или поздно (и скорее рано, чем поздно) США столкнутся с той же проблемой, с которой РФ начала разбираться в 2000-х годах – это обновление носителей стратегических ядерных сил. Как бы ни были хороши для своего времени МБР МХ и «Минитмен» им понадобится замена. А все, к чему прикасается ВПК США, превращается… да вот взять, к примеру, относительно недавний американский проект: ПЛАРБ типа «Колумбия», которые должны заменить старушки «Огайо». Стоимость разработки – 4,2 млрд. долл., строительства головной лодки – 6,2 млрд. долл., а вот стоимость серийных предполагается снизить «всего» до 4,9 млрд. долл. Ах, да, чуть не забыл – стоимость приведена в ценах 2010 г., так что с учетом инфляции головную лодку в сегодняшних ценах следует оценивать уже ближе к 6,8-6,9 млрд. долл. Ну а сколько она составит реально… в общем, те, кто думают, что авианосцы «Джералд Р.Форд» — это дорого, могут оказаться сильно удивлены.

В общем, Вооруженные силы США сегодня совершенно не в том состоянии, чтобы лезть еще в одну гонку вооружений. Можно сколько угодно повторять мантру «В США денег хватит на все, а если не хватит – еще напечатают», но факт в том, что уже сегодня обеспечить былую эффективность собственных вооруженных сил США уже не могут. И на этом фоне начинать еще один мегапроект по ядерным ракетам средней дальности… скажем так, совершенно вне американских интересов.

Политический аспект выхода из договора РСМД также крайне негативен для США. Ведь для того, чтобы использовать ядерные ракеты малой и средней дальности по назначению, им придется как-то уговорить своих европейских союзников разрешить размещение таких ракет на своей территории. А оно им надо? Ведь очевидно, что в ответ Россия наведет свои ракеты с ядерными боеголовками на территории этих государств… Зачем той же Германии такие игры? Ну ладно, в старые добрые советские времена это объяснялось необходимостью противостоять подавляющей мощи СССР, сухопутные войска которого в условиях неядерного конфликта легко прошли бы до самого Ла-Манша. Но сегодня никакого «русского катка» у европейских границ давно уже нет, так ради чего немцам превращать себя в мишень РВСН Российской Федерации?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *