договор о сокращении выбросов парниковых газов
Федеральный закон от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об ограничении выбросов парниковых газов
Принят Государственной Думой 1 июня 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года
Статья 1. Правовое регулирование отношений, связанных с ограничением выбросов парниковых газов
1. Настоящий Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.
2. Целью настоящего Федерального закона является создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.
3. Законодательство Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 3. Принципы ограничения выбросов парниковых газов
Ограничение выбросов парниковых газов осуществляется с соблюдением следующих принципов:
1) обеспечение устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов;
2) обязательность регулярного представления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов;
3) обязательность выполнения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
4) добровольность реализации климатических проектов;
5) научная обоснованность, системность и комплексность подхода к ограничению выбросов парниковых газов.
Статья 4. Меры по ограничению выбросов парниковых газов
1. Меры по ограничению выбросов парниковых газов включают в себя:
1) государственный учет выбросов парниковых газов;
2) установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов;
3) поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.
Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области ограничения выбросов парниковых газов
1. Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и указами Президента Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:
1) устанавливает порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов;
2) устанавливает порядок представления регулируемыми организациями в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетов о выбросах парниковых газов, формы таких отчетов и порядок проверки таких отчетов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
2. Федеральные органы исполнительной власти, определяемые в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции следующие полномочия в области ограничения выбросов парниковых газов:
1) прогнозируют выбросы парниковых газов и осуществляют оценку достижения установленных целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов в целях определения достаточности мер по ограничению выбросов парниковых газов;
2) утверждают методики количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, содержащие в том числе расчетные и инструментальные методы определения объема выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов;
3) устанавливают порядок подготовки кадастра парниковых газов и его структуру, а также ведут кадастр парниковых газов;
4) осуществляют иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
3. Утверждение документов национальной системы стандартизации в области ограничения выбросов парниковых газов, в том числе в отношении реализации климатических проектов и определения углеродного следа, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.
Статья 6. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов
1. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования, разрабатываемыми в рамках целеполагания на федеральном уровне, с учетом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.
2. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом особенностей применяемых технологий, объема инвестиций, выручки от реализации товаров, работ, услуг и суммы поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствующей отрасли экономики Российской Федерации.
3. Целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики Российской Федерации учитываются при установлении в государственных программах Российской Федерации показателей развития отраслей экономики Российской Федерации и сфер государственного управления.
4. Оценка достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов
1. Отнесение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям осуществляется на основании критериев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации в отношении хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период до 1 января 2024 года или 50 и более тысячам тонн углекислого газа в год за период с 1 января 2024 года. Указанные критерии включают перечни видов хозяйственной и иной деятельности, сопровождаемой выбросами парниковых газов, и показатели такой деятельности.
2. Регулируемые организации ежегодно представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчеты о выбросах парниковых газов до 1 июля года, следующего за отчетным, в порядке и по форме, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Отчет о выбросах парниковых газов содержит информацию о массе выбросов парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, за календарный год, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов. Ответственность за несвоевременное представление такого отчета, а также за представление в указанном отчете недостоверной информации устанавливается законодательством Российской Федерации.
4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к регулируемым организациям, вправе представлять отчеты о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности, в порядке, установленном настоящей статьей.
Статья 8. Государственный учет выбросов парниковых газов
1. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях получения достоверной информации о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, а также обеспечения государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан такой информацией.
2. Данные государственного учета выбросов парниковых газов учитываются при подготовке кадастра парниковых газов. Государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов осуществляются в отношении парниковых газов, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
3. Государственный учет выбросов парниковых газов осуществляется в форме ведения реестра выбросов парниковых газов, который является государственной информационной системой, в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
4. Ведение реестра выбросов парниковых газов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Порядок создания и ведения реестра выбросов парниковых газов устанавливается Правительством Российской Федерации.
6. В реестр выбросов парниковых газов включается следующая информация о регулируемых организациях:
1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя);
2) основной государственный регистрационный номер;
3) идентификационный номер налогоплательщика;
4) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;
5) сведения о выбросах парниковых газов в соответствии с отчетами о выбросах парниковых газов;
6) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
7. В реестр выбросов парниковых газов может быть включена информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не относящихся к регулируемым организациям, на основании представляемых ими отчетов о выбросах парниковых газов.
8. До включения в реестр выбросов парниковых газов отчеты о выбросах парниковых газов подлежат проверке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Информация о выбросах парниковых газов, образовавшихся в результате деятельности в интересах обороны страны и безопасности государства, в реестр выбросов парниковых газов не включается.
Статья 9. Климатические проекты
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты.
2. Критерии отнесения проектов, реализуемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами, к климатическим проектам и порядок такого отнесения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Сведения о климатических проектах включаются в реестр углеродных единиц.
4. Для выпуска в обращение углеродных единиц результаты реализации климатических проектов, содержащиеся в отчете о реализации климатического проекта, подлежат верификации. Форма такого отчета и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Верификация результатов реализации климатических проектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
6. Углеродные единицы, выпущенные в обращение в результате реализации климатического проекта, подлежат зачислению на счет исполнителя этого климатического проекта в реестре углеродных единиц.
7. Выпущенные в обращение углеродные единицы учитываются при оценке достижения целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.
8. Поддержка деятельности по реализации климатических проектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Правительство Российской Федерации вправе определять основания для предоставления исполнителям климатических проектов мер государственной поддержки, а также условия, которым должны отвечать реализуемые климатические проекты.
Статья 10. Реестр углеродных единиц
1. Реестр углеродных единиц содержит информацию о климатических проектах, об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате реализации этих проектов, о передаче углеродных единиц их владельцем иному лицу и зачете углеродных единиц. Создание и ведение реестра углеродных единиц, а также проведение операций с углеродными единицами в таком реестре осуществляется оператором в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. В реестр углеродных единиц включается следующая информация:
1) наименование, организационно-правовая форма и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, дата государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);
2) сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;
3) основной государственный регистрационный номер;
4) идентификационный номер налогоплательщика;
5) сведения о реализации климатического проекта и об углеродных единицах, выпущенных в обращение в результате его реализации;
6) сведения о верификации результатов реализации климатического проекта;
7) сведения об операциях с углеродными единицами;
8) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
3. Обработка персональных данных и их защита осуществляются оператором в соответствии с законодательством о персональных данных.
4. Счет в реестре углеродных единиц открывается оператором на основании договора с участником обращения углеродных единиц на согласованных сторонами условиях. Счет в реестре углеродных единиц может быть открыт без одновременного зачисления на него углеродных единиц.
5. Правительство Российской Федерации устанавливает форму типового договора на оказание оператором услуг по проведению операций в реестре углеродных единиц и порядок определения платы за оказание таких услуг.
7. Выпущенные в обращение углеродные единицы оператор зачисляет на счет исполнителя климатического проекта. Удостоверением выпуска в обращение углеродных единиц и права на них владельца углеродных единиц являются записи по счету в реестре углеродных единиц и выписки по данному счету.
8. Передача углеродных единиц иному лицу осуществляется на основании распоряжения владельца счета посредством списания углеродных единиц с его счета и зачисления на счет приобретателя углеродных единиц. Углеродные единицы считаются переданными с момента внесения операторо
У России появился план по снижению выбросов парниковых газов до 2050 года
Минэкономразвития подготовило стратегию долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. У РБК есть копия документа, представитель министерства подтвердил его подлинность.
Стратегия подготовлена в развитие Парижского соглашения по климату, в рамках которого страны пытаются удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5‒2°С. Москва ратифицировала это соглашение в сентябре 2019 года.
Россия не может игнорировать климатическую повестку — это создает риски для устойчивого развития национальной экономики после 2040 года, говорится в стратегии.
Минэкономразвития описывает четыре сценария развития климатического регулирования: базовый, интенсивный, инерционный и сценарий без мер господдержки (см. график). Пока министерство предлагает взять за основу базовый сценарий с упором на повышение энергоэффективности экономики и сохранение лесов. Этот сценарий, возможно, логичен примерно до 2030 года, но затем многие страны, скорее всего, перейдут к принудительному сокращению выбросов парниковых газов, что будет давить и на Россию, сказал РБК директор программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин. В этом случае, по его словам, стране придется перейти к интенсивному сценарию климатической стратегии, но лучше это сделать раньше.
Минэкономразвития не указывает, во сколько обойдется реализация стратегии до 2050 года, но меры, косвенно связанные со снижением выбросов, в 2019‒2020 годах оценивает в 4,3 трлн руб.
Что предполагает базовый сценарий
В базовом сценарии Россия снизит выбросы парниковых газов к 2050 году на 36% (от уровня 1990 года), до 2 млрд т эквивалента СО2. При этом накопленное снижение выбросов составит 80‒81 млрд т, или около 8% глобального углеродного бюджета (допустимое количество углекислого газа, которое может попасть в атмосферу и при этом не вызовет повышения температуры более чем на 2 градуса).
В этом сценарии Минэкономразвития предлагает следующие меры.
Пока промышленность занимается энергосбережением неохотно: в 2018 году отечественные компании потратили на эти цели 44 млрд руб. при расходах на энергоресурсы 8,5 трлн руб., следует из стратегии. Обостряется и ситуация с лесами: площадь сплошных рубок устойчиво превышает площадь лесов, на которых происходит лесовосстановление, все больше леса погибает из-за пожаров, говорится в документе.
Чем отличается интенсивный сценарий
При интенсивном сценарии Россия снизит выбросы на 36% уже к 2030 году, а к 2050 году сократит их на 48%, до 1,6 млрд т эквивалента CO2. Углеводородная нейтральность (нулевые нетто-выбросы парниковых газов) будет достигнута к 2100 году. При этом Россия внесет самый значимый вклад в ограничение роста глобальной приземной температуры уровнем 1,5°С, а накопленное снижение выбросов составит 90 млрд т эквивалента СО2 к 2050 году.
В интенсивном сценарии будут реализованы дополнительные меры.
Как сокращают выбросы другие страны, города и компании
Германия планирует к 2050 году сократить выбросы на 80‒95% от уровня 1990 года, Великобритания — на 80%, Япония, Франция и Канада — на 73‒78%. При этом в 2019 году Европейская комиссия объявила о планах скорректировать экономический курс ЕС для формирования в Европе углеродно-нейтрального пространства уже к 2050 году («зеленая сделка»). Для этого предложено создать инвестфонд и установить пограничный углеродный налог. Затраты на реализацию этого курса оцениваются в 1‒2% ВВП, говорится в климатической стратегии России.
По оценке ООН, до 70% глобальных антропогенных выбросов парниковых газов приходится на города. В связи с этим больше 100 городов объявили о намерении стать углеродно нейтральными к 2050 году. Некоторые хотят достичь цели раньше: Стокгольм — к 2040 году, Копенгаген — к 2025 году, а Ливерпуль — уже в этом году.
Собственные цели по достижению нулевых выбросов к 2050 году принимают и крупные корпорации — Maersk, BP, Volkswagen; недавно об этом заявила и российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ.
Почему цели России ниже мировых
Цель России сократить выбросы на 48% к 2050 году в интенсивном сценарии нельзя назвать амбициозной, если сравнивать с целями стран-лидеров, говорит старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников. По сути, сценарий предполагает сохранение уже достигнутого в России уровня выбросов. Нельзя исключать, что эта цель будет достигнута и без применения специальных мер — просто потому, что рост экономики окажется значительно ниже цифр, которые учитывало Минэкономразвития (2,6‒2,9% в год), говорит эксперт.
При этом, сокращая выбросы по сравнению с 1990 годом, Россия увеличит их по сравнению с уровнем 2017 года (взят за еще одну точку отсчета), следует из стратегии. Это объясняется резким падением производства и, соответственно, выбросов парниковых газов в 1990-е годы, последовавшим после распада СССР. В 2017 году объем выбросов в России был вдвое меньше, чем в 1990 году, говорит Мельников.
Возможно, регулятор считает, что риски сценария с достижением углеродной нейтральности к 2050 году перевешивают его позитивные эффекты, рассуждает эксперт. Цена выбросов в Европе достигает десятков евро за тонну, это серьезная дополнительная статья в издержках компаний, объясняет Мельников.
России все равно придется ввести сборы на углеродоемкую продукцию, когда они появятся в странах-импортерах, говорит Кокорин. Будет лучше, если предприятия заплатят в российский бюджет, а не в бюджеты других стран, объясняет он. Если еще в 2018 году под регулирование (налоги и сборы) попадало только 15% выбросов в мире, то к 2050 году эта цифра может вырасти до 50%, указывает Минэкономразвития в стратегии.
Россия могла бы принять гораздо более амбициозные цели по выбросам к 2030 году, если бы не плохая ситуация с лесами, говорит Кокорин, — леса стареют, и понижается поглощение углекислого газа, при этом производится огромное количество экологически и климатически неграмотных сплошных рубок при дефиците рубок ухода (уборка сухостоя и т.д.), которые снижают пожароопасность. В результате меры по повышению энергоэффективности и модернизации энергетики практически полностью нивелируются.
Предполагаемая цель 2030 года по снижению выбросов до 67% от уровня 1990 года (в базовом сценарии) — это шаг вперед по сравнению с предыдущим значением в размере 75% (эта цель была заявлена в 2018 году, когда Россия еще не ратифицировала Парижское соглашение), возражает представитель Минэкономразвития. Кроме того, Россия уже снизила выбросы на 41 млрд т эквивалента СО2 и является абсолютным лидером по этому показателю. Фактически Россия задержала процесс глобального потепления почти на год, в то время как другие страны его, наоборот, ускоряли, заключает он.
Изменит ли обвал цен на нефть российские планы
Регулирование выбросов в мире в первую очередь связано с озабоченностью мирового сообщества глобальной климатической угрозой, говорит Мельников. В связи с этим цена на нефть не выглядит определяющим фактором. При этом обвал нефтяных цен может несколько замедлить темпы развития энергоэффективности, особенно в транспортном секторе, заключает эксперт.
Социальная ответственность
Сокращение выбросов парниковых газов
В основе деятельности ОАО «РЖД» в области снижения воздействия на климат лежат положения Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года и Энергетической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2020 года и на перспективу до 2030 года и Климатической доктрины Российской Федерации.
Управление выбросами парниковых газов (ПГ) – часть реализуемой корпоративной стратегии ОАО «РЖД». Это позволяет ОАО «РЖД» способствовать со своей стороны достижению национальной цели, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 года №666, – обеспечить к 2030 году сокращение объема выбросов ПГ до уровня не более 70% объема указанных выбросов в 1990 году.
ОАО «РЖД» входит в перечень компаний с государственным участием, вовлеченным в реализацию мероприятий по снижению выбросов ПГ. В рамках этого ОАО «РЖД» ведет активную работу с причастными министерствами и ведомствами по обсуждению ключевых количественных показателей сокращения объема выбросов ПГ от железнодорожного транспорта.
В ОАО «РЖД» расчет количества прямых выбросов ПГ осуществляется на основании данных об объемах сожженного углеродсодержащего топлива непосредственно на стационарном и мобильном оборудовании при осуществлении производственных процессов в структурных подразделениях ОАО «РЖД».
Расчет энергетических косвенных выбросов ПГ осуществляется на основании данных о количестве полученной СП от поставщиков (сторонних энергоснабжающих организаций) электрической и тепловой энергии.
В основном сокращение выбросов ПГ достигается за счет обеспечения целевого и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в подведомственных структурных подразделениях компании, реализации организационно-технических мероприятий по достижению целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также совершенствования системы их учета.
В связи с развитием в Российской Федерации системы мониторинга, отчетности и проверки объемов антропогенных выбросов ПГ в ОАО «РЖД» осуществляется работа по развитию системы учета и управления выбросами ПГ.
С 2017 года действует Методика определения количества выбросов ПГ в ОАО «РЖД», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 08.08.2017 №1602/р, которая базируется на Методических указаниях и руководстве по количественному определению объема выбросов ПГ организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды от 30.06.2015 №300. Утвержденная Методика ОАО «РЖД» позволяет проводить сравнительный анализ выбросов ПГ идентичных источников, предусматривать мероприятия по экономии потребления топливно-энергетических ресурсов, а соответственно и сокращению выбросов ПГ.
Для руководителей и специалистов ОАО «РЖД», занятых по данному направлению, проведены семинары по организации работы по сокращению выбросов парниковых газов.
В 2020 году в постоянную эксплуатацию запущен модуль «Источники выбросов парниковых газов» Единого комплекса по управлению деятельностью компании в области защиты окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности. Предназначенного для составления типового классификатора парниковых газов, формирования отчетов о выбросах парниковых газов на всех уровнях управления.
Кроме этого, ОАО «РЖД» ежегодно представляет данные для оценки выбросов ПГ, необходимых, в том числе, для написания отчета CDP, принимает участие в заседаниях рабочих групп РСПП и Минэкономразвития.
Участвует в рассмотрении нормативных документов федерального уровня, дает предложения и замечания с учетом специфики железнодорожного транспорта.
Российские железные дороги, как компания, в 2015 году взявшая на себя обязательства по вкладу в решение проблем изменения климата и его последствиями, ответственно и целенаправленно реализует Программу снижения выбросов парниковых газов при осуществлении своей деятельности. В 2020 году, с учетом использования в балансе косвенных выбросов от использования тепловой и электрической энергии мы добились снижения на 48% – до 35,9 млн.т СО2 объема выбросов парниковых газов к уровню 1990 года при сопоставимых объемах перевозок. Такое снижение достигнуто за счет:
В целях развития системы учета и управления выбросами парниковых газов в ОАО «РЖД» в конце 2019 года утверждена Программа организационно-технических мероприятий, направленных на снижение выбросов парниковых газов в ОАО «РЖД» на 2020-2025 годы. Указанная программа включает в себя такие мероприятия как проведение инвентаризации источников выбросов парниковых газов, введение и доработку существующих систем для автоматизированного учета выбросов парниковых газов, проведение энергетических обследований объектов ОАО «РЖД», расширение использования возобновляемых источников энергии, реализация мероприятий по электрификации грузонапряжённых участков железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД».
Согласно Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года снижение удельного уровня выбросов парниковых газов по отношению к 2018 году составит 4,5%.
Интенсивность выбросов парниковых газов (пассажирский транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы парниковых газов – пассажирский транспорт | тыс. тонн | 2109,027 | 2118,472 | 2071,345 | 2092,815 | 1487,545 |
Пассажирооборот | млрд пасс.-км | 124,5 | 122,9 | 129,4 | 133,4 | 78,1 |
Выбросы парниковых газов – пассажирский транспорт | кг СО2/10 тыс. пасс-км | 169,400 | 172,374 | 160,073 | 156,883 | 190,467 |
Интенсивность выбросов парниковых газов (грузовой транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы парниковых газов – грузовой транспорт | тыс. тонн | 22204,18 | 23194,89 | 24098,5 | 24084,87 | 23348,99 |
Грузооборот | млрд т-км | 2997,8 | 3176,2 | 2596,9 | 2601,9 | 3221 |
Выбросы парниковых газов – грузовой транспорт | кг СО2/10 тыс. т-км | 74,068 | 73,027 | 92,797 | 92,566 | 72,490 |
Интенсивность выбросов окислов азота (пассажирский транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы окислов азота – пассажирский транспорт | тыс. тонн | 9,382 | 9,192 | 8,918 | 8,608 | 6,319 |
Пассажирооборот | млрд пасс.-км | 124,5 | 122,9 | 129,4 | 133,4 | 78,1 |
Выбросы окислов азота – пассажирский транспорт | г/10 тыс. пасс.-км | 753,574 | 747,925 | 689,181 | 645,277 | 809,091 |
Интенсивность выбросов окислов азота (грузовой транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы окислов азота – грузовой транспорт | тыс. тонн | 82,624 | 82,756 | 85,551 | 84,97167 | 80,442 |
Грузооборот | млрд т-км | 2997,8 | 3176,2 | 2596,9 | 2601,9 | 3221 |
Выбросы окислов азота – грузовой транспорт | г/10 тыс. т-км | 275,615 | 260,550 | 329,435 | 326,575 | 249,742 |
Интенсивность выбросов окиси углерода (пассажирский транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы окиси углерода – пассажирский транспорт | тыс. тонн | 2,017 | 1,976 | 1,917 | 1,85 | 1,358 |
Пассажирооборот | млрд пасс.-км | 124,5 | 122,9 | 129,4 | 133,4 | 78,1 |
Выбросы окиси углерода – пассажирский транспорт | г/10 тыс. пасс.-км | 162,008 | 160,781 | 148,145 | 138,681 | 173,880 |
Интенсивность выбросов окиси углерода (грузовой транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы окиси углерода – грузовой транспорт | тыс. тонн | 17,759 | 17,788 | 18,388 | 18,26388 | 17,29 |
Грузооборот | млрд т-км | 2997,8 | 3176,2 | 2596,9 | 2601,9 | 3221 |
Выбросы окиси углерода – грузовой транспорт | г/10 тыс. т-км | 59,240 | 56,004 | 70,808 | 70,194 | 53,679 |
Интенсивность выбросов углеводородов (пассажирский транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы углеводородов – пассажирский транспорт | тыс. тонн | 1,574 | 1,542 | 1,496 | 1,444 | 1,06 |
Пассажирооборот | млрд пасс.-км | 124,5 | 122,9 | 129,4 | 133,4 | 78,1 |
Выбросы углеводородов – пассажирский транспорт | г/10 тыс. пасс.-км | 126,426 | 125,468 | 115,611 | 108,246 | 135,723 |
Интенсивность выбросов углеводородов (грузовой транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы углеводородов – грузовой транспорт | тыс. тонн | 13,86 | 13,882 | 14,351 | 14,25394 | 13,494 |
Грузооборот | млрд т-км | 2997,8 | 3176,2 | 2596,9 | 2601,9 | 3221 |
Выбросы углеводородов – грузовой транспорт | г/10 тыс. т-км | 46,234 | 43,706 | 55,262 | 54,783 | 41,894 |
Интенсивность выбросов сажи (пассажирский транспорт)
Показатель | Единица измерения | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Выбросы сажи – пассажирский транспорт | тыс. тонн | 0,507 | 0,497 | 0,482 | 0,465 | 0,342 |
Пассажирооборот | млрд пасс.-км | 124,5 | 122,9 | 129,4 | 133,4 | 78,1 |
Выбросы сажи – пассажирский транспорт | г/ 10 тыс. пасс.-км | 40,723 | 40,439 | 37,249 | 34,858 | 43,790 |
Интенсивность выбросов сажи (грузовой транспорт)