договор о совместном обслуживании контейнерной площадки
Договор о совместном обслуживании контейнерной площадки
В соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 года органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «д (2)» пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом, в соответствии с пунктом 17 Правил N 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением N 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Одновременно сообщаем следующее.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
— содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.
Дополнительно сообщаем, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента городской среды | А.Н. Огурцова |
Обзор документа
В связи с введением новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) Минстрой разъяснил:
— кто должен заниматься уборкой мест погрузки ТКО;
— кто обязан создавать и содержать площадки накопления отходов, в т. ч. входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
— кто должен приобретать контейнеры для ТКО.
Содержание контейнерной площадки и замена контейнеров: как провести и профинансировать
Организация контейнерной площадки является очень болезненной темой при управлении многоквартирным домом. В условиях городской застройки непросто соблюсти требования по размещению таких объектов. Одновременно региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) отказываются осуществлять замену контейнеров за свой счет. В такой ситуации данные проблемы ложатся дополнительной финансовой нагрузкой на управляющую домом организацию.
Кто должен менять контейнера
Содержание контейнерной площадки и замену контейнеров осуществляет собственник земельного участка, на котором они расположены (ст. 209 ГК РФ). Если данная территория является муниципальной, то обязанным лицом будет являться орган местного самоуправления. Если же земельный участок включен в состав общего имущества, то обязанность по содержанию «мурсорки», на нем расположенной, будет являться зоной ответственности управляющей домом организации (п. 1 ст. 161 ЖК РФ).
Прямой обязанности для регионального оператора осуществлять замену контейнеров – законодательством не предусмотрено.
Тариф на обращение с ТКО подлежит государственному регулированию. Каждый год региональный оператор защищает свой тариф в тарифном органе, который заводит под заявителя отдельное тарифное дело. Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484. Они не содержат обязанности для регионального оператора включать замену контейнеров в тариф на обращение с ТКО.
При этом дополнительные требования к контейнерным площадкам установлены региональным и муниципальным законодательством. Например, в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области», обязательный перечень элементов благоустройства территории контейнерной площадке включает: твердые виды покрытия; элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями; контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, в том числе для сбора люминисцентных ламп, бытовых химических источников тока (батареек); осветительное оборудование.
Аналогичные дополнительные требования есть в ряде муниципальных образований (городов).
Несмотря на то, что региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, тем не менее, в ряде регионов есть министерские соглашения о замене контейнеров силами региональных операторов (прежде всего, если они расположены на муниципальной территории). Однако по большей части это редкость.
Как осуществить замену контейнеров
По большому счету нормы федерального законодательства не содержат для управляющей организации прямой обязанности осуществлять замену контейнеров. В определенном смысле все законодательство оперирует «окольными нормами». Под окольными нормами, как ранее было сказано, подразумевается региональное и муниципальное законодательство.
Например, Правила благоустройства города Казани (утвержденные Решением Казанской городской думы 18.10.2006 г. № 4-12) устанавливают в качестве прямой обязанности для управляющей организации:
новку контейнеров для твердых бытовых отходов, а в неканализированных зданиях – помимо этого и сборников для жидких бытовых отходов;
— вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов согласно утвержденному графику;
— содержание в чистоте и исправном состоянии контейнеров (бункеров) и контейнерных площадок, подъездов к ним (п. 154.3-153.5).
Поскольку региональный оператор замену контейнеров обычно делать не хочет, а кто-то ее делать должен, крайним, как правило, оказывается управляющая домом организация. Она вынуждена за счет текущего тарифа организовать место сбора ТКО и установить на ней контейнера.
Итак, рассмотрим рабочие схемы замены контейнеров на придомовой территории МКД.
1. Покупка. Самый просто и самый затратный вариант. В среднем стоимость одного евроконтейнера на колесиках с закрывающейся крышкой в ценах 2021 года 20-30 т.р. На один многоквартирный дом (300 квартир) нужно не менее 6-8 таких евроконтейнеров. Таким образом, эти работы ложатся нагрузкой на управляющую организацию в размере 200 000 рублей.
2. Лизинг, т.е. долгосрочная аренда. Чаще всего этот вариант используется путем заключения соглашения с региональным оператором. В рамках такого договора раз в месяц управляющая организация оплачивает региональному оператору оговоренную сумму аренды, а он эксплуатирует данные объекты. Поскольку региональные операторы закупают контейнера большими партиями, лизинг может быть дешевле самостоятельной покупки и последующей установки.
3. Замена старых контейнеров на новые с доплатой. Обычно такой вопрос также решается через регионального оператора.
4. Бесплатная замена контейнеров региональным оператором. Это возможно только в том случае, если в тарифе регионального оператора на обращение с ТКО заложена установка контейнеров (либо это условие прописано в договоре на обращение с ТКО). Тогда он прямо обязан заменить эти объекты бесплатно, поскольку защищенный в тарифном органе тариф включает эти издержки.
5. Субсидирование замены контейнеров органом местного самоуправления. В зависимости от муниципального образования могут использоваться разные варианты: например, участие в грантовой поддержке, ежегодно выделяемой муниципалитетом. Кроме того, могут быть специальные программы по обустройству мест сбора ТКО (но в большей степени это редкость).
Содержание контейнерной площадки
Ранее было указано, что содержание контейнерной площадки осуществляет то лицо, на чьей земле площадка установлена.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах – не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах – не менее 15 метров (п. 3 и 4 СанПиН 2.1.3684-21).
В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156).
Кроме того, есть норма о том, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (п. 148.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354).
При этом уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО. А вот отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений (Письмо Минприроды России от 21.07.2020 № 08-25-53/18336 «Об отнесении образующихся в процессе содержания зеленых насаждений отходов к ТКО»).
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (п. 6 СанПиН 2.1.3684-21).
Организация сбора пластика
Организовать раздельный сбор мусора при текущем законодательстве (особенно региональном) крайне проблематично. Однако эти сложности не распространяются на пластик: жители многоквартирных домов в большей части психологически готовы к отдельному выносу и выбросу пластика, которого в последние годы становится все больше.
Поэтому установка на контейнерной площадки места сбора для пластиковых отходов – является жизненной необходимостью. Кроме того, подобный шаг – хорошая демонстрация экологичного подхода управляющей домом организации, ее понимания важности прекращения захоронения пластика в живой природе.
Многие региональные операторы бесплатно устанавливают контейнеры для сбора пластиковых отходов, поскольку в дальнейшем они сдают их на переработку и дополнительно на этом зарабатывают.
Соглашение о совместном содержании и ремонте контейнерной площадки (места сбора твердых бытовых отходов)
Автор документа
число консультаций: | 82 |
отмеченных лучшими: | 5 |
ответов к документам: | 52 |
размещено документов: | 927 |
положительных отзывов: | 84 |
отрицательных отзывов: | 6 |
СОГЛАШЕНИЕ
о совместном содержании и ремонте контейнерной площадки
(места сбора твердых бытовых отходов)
«___» _________ 20__ г.
________________________________, в лице ________________________, действующего на основании __________________,
1. Предмет соглашения.
1.2. Стороны согласовывают и устанавливают на контейнерной площадке необходимое количество контейнеров для отходов. Количество, емкость, виды контейнеров, места их расположения указаны в Приложении № 1 к настоящему соглашению.
2. Обязанности и права сторон.
2.1. Использовать Объект в соответствии с целевым назначением – для сбора и вывоза твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.
2.2. Содержать Объект в надлежащем техническом и санитарном состоянии.
2.3. На период проведения ремонтных, строительных и восстановительных работ в месте установки объекта освободить участок, обеспечив беспрепятственный доступ работников соответствующих служб.
2.4. Установить на контейнерной площадке вывески, содержащие следующую информацию:
2.5. Не производить самовольного (несогласованного) увеличения площади контейнерной площадки, перепланировку, переоборудование или дополнение какими-либо конструкциями.
2.6. Не осуществлять работ, ведущих к ухудшению экологических характеристик места размещения Объекта. Сохранять все зеленые насаждения, элементы благоустройства на территории, прилегающей к месту расположения Объекта.
2.7. Обеспечить противопожарную безопасность и соблюдение противопожарного режима согласно действующим нормам и правилам пожарной безопасности.
2.8. Содержать в надлежащем эстетическом состоянии объект и территорию, определенную границами благоустройства. Проводить ежедневную уборку по периметру 5 метров от объекта.
2.9. Согласовать графики вывоза твердых бытовых отходов.
2.10. Производить уборку мусора, выпавшего при выгрузке контейнеров, а также мусора, накопившегося на контейнерных площадках в результате невыполнения графика вывоза отходов.
3. Ответственность сторон.
За невыполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим договором.
1. Схема контейнерной площадки с указанием мест расположения контейнеров Сторон.
Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД
27 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, которое внесло изменения в распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора. Попробуем разобраться в новых требованиях законодательства.
За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор
Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.
Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.
За содержание контейнерной площадки не всегда отвечает собственник земли
Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз (п. 13 ПП РФ №1156). До ПП РФ № 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).
То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.
ПП РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого ПП РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки, размещённые на неоформленных участках (пп. «б» п. 5 ПП РФ № 1572). С 27 декабря 2018 года за такие места для накопления ТКО отвечает орган местного самоуправления.
Ранее за уборку места погрузки ТКО отвечал собственник земли
К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которое отвечали управляющими организации, относятся установка, обслуживание (покраска, ремонт и др.) и очистка урн, мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок (п. 260-1 ПП РФ № 290, пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491). Эти работы входят в перечень обязательных, которые должна выполнять УО для надлежащего содержания общего имущества дома.
Своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием были отнесены к обязанностям УО по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с п. 3.7.1 постановления № 170.
Следовательно, до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.
С 2019 года уборка места погрузки отходов – обязанность регоператора
Новое ПП РФ № 1572 внесло изменения как ПП РФ № 1156, которое регулирует деятельность региональных операторов, так и в нормативно-правовые акты, которыми руководствуются УО при управлении многоквартирными домами: ПП РФ № 290, ПП РФ № 491, ПП РФ № 354.
1. К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491 в ред. ПП РФ №1156).
2. Эта обязанность исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества МКД (п. п. 4, 25 ПП РФ № 290 в ред. ПП РФ № 1156).
Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156.
Для разграничения обязанностей собственников земли под контейнерной площадкой, расположенной на оформленной придомовой территории, и регоператора по вопросу содержания и уборки территории, где собираются ТКО, в п. 2 ПП РФ № 1156 введено понятие «уборка места погрузки ТКО».
Под такой уборкой следует понимать действия сотрудников регоператора по подбору и перемещению в мусоровоз отходов, обронённых или рассыпанных во время погрузочных работ. Такие действия включены в погрузку отходов.
Уборка контейнерной площадки в новой схеме обращения с отходами
Казалось бы, ПП РФ № 1572 разграничил обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих организаций, которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначил чёткую схему:
1. УО организует площадку для накопления ТКО и ставит её на учёт в соответствии с ПП РФ № 1039 в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.
2. Жители дома складируют отходы на площадке, аккуратно размещая их в контейнерах.
3. Регоператор один раз в сутки при температуре выше 5°C и раз в трое суток при температуре 5°C и ниже организует погрузку ТКО в мусоровозы и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось.
4. Управляющая домом организация следит за прилегающей территорией, за состоянием площадки, проводит её уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинсекцию.
Регоператор, приезжая за мусором, должен начать погрузку на чистой территории контейнерной площадки. За этим следит УО. Уезжая с мусором, сотрудники регионального оператора должны убрать за собой и оставить площадку для накопления отходов опять же чистой.
Но это – в идеале. По факту возможен спор управляющей организации и регоператора, кто виноват в валяющемся в месте накопления ТКО и на прилегающей территории мусоре: не убрал за собой оператор или отходы разбросали жители/бродячие животные уже после их отъезда.
Возникают и другие вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено отходами? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещён рядом с ними? В законодательстве нет прямой нормы, указывающей на обязанность регоператора это делать.
Действия УО после принятия ПП РФ № 1572
Поскольку ПП РФ № 1572 – новое и сложившейся практики по его применению ещё нет, можно предположить, что в каждом регионе и даже муниципалитете будет складываться собственная ситуация – в зависимости от условий договора с региональным оператором, позиции органа ГЖН, а затем – судебной практики.
Мы же хотим напомнить, что жители многоквартирных домов вряд ли будут разбираться, кто и почему не убирает контейнерную площадку, в чьи обязанности это входит. Скорее всего, они обратятся в орган ГЖН.
Если площадка находится на неоформленном земельном участке, то УО не отвечает за порядок в месте накопления ТКО и не может быть наказана за разбросанный мусор. Иной случай, если контейнерная площадка включена в состав общего имущества дома.
Чтобы не быть привлечёнными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества МКД, управляющим организациям необходимо поддерживать чистоту на контейнерной площадке. А если регоператор не убирает после погрузки ТКО – фиксировать эти факты и добиваться исполнения норм ПП РФ № 1572, обратившись напрямую к региональному оператору или через контрольные органы.