договор о спонсорстве спортклуба
Как заключить контракт на оказание спонсорской помощи
Что такое спонсорский договор
Спонсорский договор применяется для финансирования различных публичных проектов: фестивалей, конференций, спортивных соревнований и т. п. Суть — в предоставлении одним лицом помощи другому для проведения мероприятия. Взамен тот, кто отдает, обычно получает услуги рекламного характера.
Отдельной главы, посвященной этому договору, в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) нет. Но закон допускает заключение не предусмотренных отдельно сделок при условии, что они не вступают в противоречие с его нормами (ст. 8 ГК РФ).
Существуют 2 варианта спонсорского договора: первый — со встречным предоставлением услуг от адресата спонсорской помощи в обмен на спонсорство, а второй — без встречного предоставления, т. е. спонсорская помощь абсолютно безвозмездна. Соответственно, по правовой сущности это совершенно разные сделки, к которым применяются разные статьи ГК РФ.
Классическое спонсорство представляет собой возмездное сотрудничество в рамках гл. 39 ГК РФ и федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — закон № 38). Именно в этом нормативном акте установлено, кто является спонсором, что такое спонсорская реклама и т. п. Посмотреть образец спонсорского договора такой разновидности и узнать о его оформлении подробнее можно здесь:
Предусматривается гл. 32 ГК РФ. Суть сделки — в безвозмездном дарении вещи или права в общеполезных целях. Получатель — строго лицо, определенное в ст. 582 ГК РФ (человек, школа, больница, музей и т. п.).
Важно! Дарение между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Порой спонсорство могут квалифицировать как инвестирование. Отличие в том, что задача инвестора — выгодно вложить средства и получить доход, а у спонсора таких приоритетов нет.
Как заключить контракт на оказание спонсорской помощи
Чтобы успешно заключить соглашение о финансовой поддержке, необходимо провести подготовительные работы, определиться с правильной квалификацией документа и прописать условия сотрудничества. Для этого нужно знать общие правила оформления таких контрактов и особенности их отдельных разновидностей. Рассмотрим все это подробнее далее.
Чтобы заключить такую сделку, необходимо:
Уполномоченные представители встречаются, чтобы подписать окончательную редакцию контракта.
По какой схеме составляется договор о спонсорстве
Схема может быть любой — как с рекламной составляющей, так и вариант с пожертвованием. Главное — отразить существенные условия, которые зависят от выбранного варианта соглашения.
Обязательные условия для спонсорства за рекламу
По сути, спонсорство за рекламу — договор оказания услуг.
Поэтому заключающим такой договор рекомендуем следовать советам, перечисленным в следующей статье:
Обязательные условия для спонсорства в форме пожертвования
При пожертвовании есть следующие условия, без которых нельзя заключить договор:
Пример схемы составления контракта на спонсорство
Мы рекомендуем скачать один из прилагаемых к статье образцов и заполнить его согласно списку ниже. Все перечисленные условия очень важны, их обязательно нужно указать в договоре (под страхом его незаключенности или вероятных конфликтов между сторонами).
Условия, которые нужно вписать в любой договор на спонсорство:
При необходимости в текст иногда добавляют такие разделы, как конфиденциальность, обстоятельства непреодолимой силы, процесс изменения условий соглашения и его расторжения и т. п.
Какие условия сотрудничества отражают в договоре
Условия документа зависят от того, какой характер будут иметь отношения между его участниками: возмездный или безвозмездный. В возмездном стороны обычно именуются спонсором и спонсируемым. А при пожертвовании (дарении) — одаряемым (получателем) и жертвователем (дарителем).
Основные условия, которые следует отразить в тексте рассматриваемого контракта:
Наглядный пример оформления можно посмотреть тут:
Также в соглашении следует закрепить, как отражается факт оказания услуг. Чаще всего стороны оформляют акт (сдачи-приемки или выполнения обязательств) с приложением подтверждающих документов. Например, видеозаписи, справки от телеканалов, макеты баннеров, экземпляры листовок и т. д.
В правах спонсируемого отдельно оговаривается возможность (или запрет) совершения им других аналогичных сделок с третьими лицами. Ведь у одного мероприятия может быть несколько спонсоров.
Для каждой из сторон предусматривается право на расторжение договора в одностороннем порядке в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств другой стороной (для возмездных).
Особенности спонсорского договора на рекламу
По сути, классический договор о спонсорстве — это сделка возмездного оказания услуг, по которой одна сторона получает финансовую помощь, а вторая — рекламу.
В ст. 3 закона № 38 дано определение понятий:
Как составить такой контакт, можно наглядно посмотреть тут: Образец спонсорского договора на проведение мероприятия.
Его характерные черты таковы:
Что учесть при составлении договора безвозмездной спонсорской помощи
Особенной чертой этой сделки является отсутствие встречного представления со стороны получателя средств. То есть в тексте не должно быть никаких упоминаний о рекламе, услугах, работах и т. п., осуществляемых этим лицом.
Допустимо в качестве обязательств получателя указывать только:
Если помощь оказывается безвозмездно и без указания на конкретную цель, то такой договор следует квалифицировать как договов дарения. А если целевое использование прописано по тексту и отвечает определенному кругу лиц, то сделка считается пожертвованием (решение Уссурийского районного суда Приморского края от 15.05.2019 по делу № 2-1869/2019).
Следует иметь в виду, что закон предусматривает возможность расторжения соглашения о пожертвовании, если:
Посмотреть, как составить документ, можно тут: Образец договора об оказании спонсорской помощи.
Помощь считается благотворительной, если оказана в целях, определенных в п. 1 ст. 2 закона «О благотворительной…» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (защита детства, материнства, содействие образованию, культуре, охране здоровья и т. п.). При этом недопустимым является оказание такой поддержки следующим лицам:
Как оформить договор на спонсорскую помощь бюджетному учреждению
Бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Сделка об оказании финансовой поддержки данной организации может быть как возмездной, так и безвозмездной. Сам документ оформляется по стандартной схеме. Только в первом случае с учетом особенностей, предусмотренных для встречных рекламных обязательств, а во втором — как указано в разделе выше про безвозмездную помощь.
Стороны по тексту документа обычно именуют спонсором и учреждением.
Посмотреть, как составить договор, можно далее:
Если поддержка оказана на безвозмездной основе и получатель — бюджетное учреждение, то, производя закупки за счет полученных в дар средств, он должен (при соблюдении условия о размещении положения о закупках) руководствоваться:
При этом спонсор не имеет возможности устанавливать условие о необходимости закупки товаров, работ, услуг путем заключения контрактов с единственным поставщиком. Оно противоречит положениям п. 5 ст. 24 закона № 44.
Какие нюансы отличают спонсорский договор в спорте
Рассматриваемый контракт часто используют и для финансирования различных спортивных мероприятий: олимпиад, турниров, футбольных матчей и т. п. За счет средств поддержки производится, например, вся организация соревнования или только какая-то часть, например закупка спортивной формы.
Обычно он заключается на возмездной основе, за рекламу. За соревнованиями наблюдает большое количество людей (потенциальных клиентов), и такое сотрудничество получается крайне выгодным для спонсора. В этой сфере популярно информационное извещение через нанесение наименования рекламодателя на форму спортсменов и билеты на мероприятие.
Пример, как оформить, тут: Образец спонсорского договора в спорте.
В качестве особых условий такого контракта можно назвать следующие:
Как оформить передачу товара по спонсорскому договору
Рассматриваемый контракт может предусматривать передачу продукции спонсором в качестве исполнения своего основного обязательства. Допустимо сочетать это с предоставлением денежных средств или выбирать в качестве единственного вида поддержки.
Факт передачи оформляется актом приема-передачи. Оформляется он в свободной форме с учетом правил делового оборота. Схема следующая:
В силу подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) передача имущества (выполнение работ, оказание услуг, предоставление имущественных прав) в рамках благотворительности (за исключением подакцизных товаров) налогообложению не подлежит.
Во всех остальных случаях, когда спонсорское соглашение не является благотворительным, организация должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Выручка от этого (без учета НДС) учитывается в составе доходов (подробнее — в п. 3 ст. 271 НК РФ). Сумма дохода, полученного в натуральной форме, определяется исходя из обычной цены реализации такого имущества, без НДС (пп. 4 и 6 ст. 274 НК РФ). Полученные доходы уменьшаются на затраты по приобретению имущества.
Как проводить налогообложение при заключении спонсорского договора
Налогообложение зависит от квалификации контракта:
Средства, полученные получателем, в силу подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251 НК РФ должны учитываться отдельно, т. к. он отчитывается о расходах по таким контрактам (п. 14 ст. 250 НК РФ). НДС не облагается (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Спонсорский договор может быть возмездным, а может не предусматривать встречного представления. Первый чаще всего заключается в обмен на услуги рекламного характера, второй — в качестве пожертвования. В виде поддержки можно предоставлять не только денежные средства, но и вещи, работы, услуги, интеллектуальные права. Образец спонсорского договора на проведение мероприятия можно посмотреть выше. Во избежание проблем с налоговыми органами следует оформлять документы, подтверждающие исполнение сторонами своих обязательств. Например, отдавая какую-либо продукцию в качестве поддержки, необходимо составить акт приема-передачи. Налогообложение у каждой из сторон договора разное и зависит от квалификации сделки.
В случае если спонсорским договором предусмотрено, что спонсируемый обязан распространять информацию (рекламу) о спонсоре или его продукции, то такая помощь признается возмездной спонсорской помощью, а расходы на оказание такой помощи представляют собой расходы на рекламу для спонсора.
3.1. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Следует обратить внимание, что ныне действующий Закон о рекламе не говорит прямо о том, что спонсорский вклад является платой за рекламу, в связи с чем, у налогоплательщика существует риск того, что такой вклад не будет отнесен к расходам в целях налогообложения прибыли. Поэтому, в заключаемом договоре целесообразно не делать акцент на формулировках, позволяющих квалифицировать его как спонсорский, а лучше сделать договор на оказание чисто рекламных услуг.
Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы о нем, при условии, что эти расходы будут являться экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Согласно п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
При этом, в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу делятся на две категории: нормируемые и ненормируемые.
В полном объеме при налогообложении прибыли могут быть учтены следующие расходы (ненормируемые расходы):
— на рекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
— на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
— на участие в выставках, ярмарках, экспозициях,
— оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов,
— изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации,
— на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
3.2. НДС
Как и в случае оказания спонсором безвозмездной спонсорской помощи, возмездная спонсорская помощь в виде передачи товаров (работ, услуг) признается объектом налогообложения по НДС согласно ст. 146 НК РФ.
Однако у данного вида спонсорской помощи есть некоторые особенности, связанные с возможностью применения спонсором вычета по НДС.
Поскольку возмездная спонсорская помощь оказывается спонсором в обмен на оказание ему спонсируемым услуг рекламного характера, такой договор с гражданско-правовой точки зрения следует квалифицировать как договор возмездного оказания рекламных услуг.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров, работ и услуг на территории РФ. Под реализацией услуг при этом Налоговый кодекс РФ понимает возмездное оказание услуг одним лицом другом лицу.
Таким образом, у спонсируемого возникает объект налогообложения по НДС, т.е. он обязан начислить налог на стоимость оказываемых рекламных услуг и предъявить его к оплате спонсору. Следовательно, денежные средства спонсора, направленные на оказание спонсорской помощи должны включать в себя и НДС.
НДС, уплаченный при приобретении услуг и выполнении работ по размещению рекламы, спонсор может принять к вычету при выполнении требований, установленных ст. ст. 171 и 172 НК РФ.
В частности, в соответствии с п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, при условии использования этих товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. Кроме того, для осуществления права на вычет у спонсора должен быть счет-фактура, выставленный спонсируемым в течение 5 дней с момента оказания услуг (то есть, с момента подписания акта об оказанных услугах). Также, сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой в платежных документах, подтверждающих перечисление спонсором денежной помощи.
В случае, если спонсорский договор будет содержать общий перечень оказываемых спонсору рекламных услуг без выделения сумм НДС по ним, спонсору будет очень сложно доказать правомерность применения вычета по НДС.
Кроме того, согласно п. 7 ст. 171 НК РФ спонсор вправе произвести вычет по НДС лишь по нормируемым видам рекламных расходов и только в доле, соответствующей норме 1% от выручки за соответствующий налоговый период.
Сумма НДС, пропорциональная величине сверхнормативных рекламных расходов, не может быть принята к вычету, а также учтена в расходах по налогу на прибыль (п. 1 ст. 170 НК РФ).
Юридическое лицо, применяющее УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» заключило спонсорский договор со спортивной городской школой, согласно которому во время спортивных соревнований данная школа будет распространять рекламу о спонсоре в виде ношения спортивной формы в логотипом товарного знака спонсора и надписи на одежде с указанием в словесном выражении имени спонсора.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, налогоплательщик, применяющий УСН, в данном случае уменьшает полученные доходы на расходы, связанные с рекламой своего товарного знака. При этом согласно п. 2 ст. 346.16. такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном для учета расходов для налога на прибыль в ст. 264 НК РФ.
Данное правило означает, что затраты спонсора на размещение своего логотипа на форме спортсменов будут учитываться при расчете налога не полностью, а лишь в строго ограниченном размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Спонсору необходимо учитывать, что распространяемые спонсируемым лицом сведения о нем должны позволить определить действительного спонсора мероприятия, в противном случае он не сможет сформировать рекламные расходы. В связи с этим, спонсору в данном случае необходимо иметь грамотно составленный договор, чтобы его расходы на рекламу в дальнейшем были признанным налоговыми.
Б) НДС
Как и в примере 2, организация не будет подпадать под уплату НДС на основании п. 2 ст. 346.11 НК РФ, как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения.
ПРИМЕР 8.
Общество с ограниченной ответственностью, находящееся на общей системе налогообложения выступило спонсором конкурса-выставки рисунков одаренных детей, перечислив на счет организатора выставки денежные средства. Организатором является некоммерческая организация, которая, в свою очередь предоставила право спонсору открыть от своего имени выставку, а также участвовать в церемонии поздравления победителей, представивших лучшие рисунки.
Налогоплательщики при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
В рассматриваемом примере затраты спонсора на проведение конкурса-выставки являются его расходами на рекламу, поскольку имя спонсора широко афишировалось во время церемонии открытия выставки и поздравления победителей.
В соответствии с п.п. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу приобретенных и реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
При этом, согласно абз.4 п. 4 ст. 264 НК РФ при налогообложении прибыли могут быть учтены в полном размере расходы на участие в выставках, содержащих информацию о рекламируемых товарах, работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации. То есть, данные расходы спонсора являются ненормируемыми и учитываются при уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в полном объеме.
2) НДС
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) является объектом обложения НДС.
В нашем примере в адрес спонсируемого передаются денежные средства, что не подпадает под перечень операций, облагаемых НДС согласно ст. 146 НК РФ, поскольку объекта налогообложения в данном случае не возникает (см. ранее описанные примеры № 1,4).
Права на вычет по НДС в данном случае у спонсора также не возникнет, поскольку данные рекламные расходы являются ненормируемыми (согласно п. 7 ст. 171 НК РФ, если в соответствии с гл. 25 НК РФ расходы принимаются для целей налогообложения прибыли по нормативам, то суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем размеру норматива, следовательно, если расходы ненормируемые, то права на вычет не возникает).
Основной вывод, который может сделать для себя налогоплательщик из вышеприведенных примеров, при возникновении спорной ситуации в квалификации тех или иных расходов в целях исчисления налога на прибыль и НДС состоит в грамотной аргументации цели заключения договора (но не цели, в соответствии с которой будет использоваться передаваемое имущество, что не имеет значения для налоговых органов), а также правильном документальном оформлении договорных отношений.
1) Договор оказания благотворительной помощи (или пожертвования) – должен иметь направленность на одну из целей, установленных в п. 1 ст. 2 Закона №135-ФЗ, иначе это будет считаться обычным дарением, а не благотворительной помощью.
В случае, если передается имущество, благотворитель вправе указать в договоре назначение использования имущества благополучателем.
Кроме того, обязательным является указание на то, что одна сторона предоставляет что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
Такой договор должен быть в обязательном порядке составлен в письменной форме, если:
— жертвователем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает 5 МРОТ;
— предметом пожертвования является объект недвижимости (для такого договора обязательна государственная регистрация);
— договор содержит обещание дарения в будущем.
Передачу имущества и денежных средств также необходимо обязательно документально подтвердить. Если благотворительная помощь оказывается путем передачи денежных средств, то, оформляется, либо приходный кассовый ордер и квитанция к нему (наличные расчеты), либо платежные поручения и соответствующие банковские выписки (безналичный расчет).
Имущество передается по акту приемки-передачи, либо накладной. Кроме того, необходимо правильно оформить счет-фактуру. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, а также документы первичного учета и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись и ставится штамп «Без налога (НДС)».
Что касается налогообложения расходов, возникающих при оказании благотворительной помощи, то к расходам в целях исчисления налога на прибыль данные расходы не относятся, а от обложения НДС благотворитель освобождается.
2) Договор оказания безвозмездной спонсорской помощи— по своей правовой конструкции, как и договор на оказание благотворительной помощи, должен соответствовать договору дарения. В обязательном порядке в договоре должна быть указана его цель – на проведение какого-либо мероприятия, создание или трансляцию какой-либо передачи и т.д. При этом из договора должно быть ясно, что целью спонсора не является реклама своей продукции, имени или марки.
Налоговые последствия данного договора: отсутствие расходной части прибыли, и наличие обязанности по уплате НДС в бюджет на общих основаниях.
3) Договор оказания возмездной спонсорской помощи заключается в целях распространения рекламы о спонсоре, что обязательно должно быть отражено в его условиях. По правовой конструкции данный договор представляет собой договор на оказание услуг рекламного характера (гл. 39 ГК РФ). В обязательства спонсора должно входить финансирование мероприятия или оказание иного вида поддержки, а в обязательства спонсируемого – распространение в ходе мероприятия или передачи информации о спонсоре путем размещения логотипа, упоминания имени спонсора, предоставления ему права выступления на данном мероприятии и т.п.
К данному договору, помимо документов, подтверждающих передачу имущества или денег, должны в обязательном порядке прилагаться акт приемки-передачи оказанных рекламных услуг, счет-фактура с выделенной суммой НДС, а также текст рекламного объявления, экземпляр печатного издания и иные подобные носители, подтверждающие факт рекламы спонсора.
Данный договор не обязательно должен быть составлен в форме единого документа. Он может быть заключен в форме обмена письмами между спонсором и спонсируемым с обязательным указанием цели оказания помощи.
Расходы на рекламу по такому договору признаются в качестве расходов в целях налогообложения прибыли. НДС при общей системе налогообложения уплачивается спонсором на общих основаниях.
Как видим, каждая из вышеприведенных форм оказания помощи имеет свои плюсы и минусы с точки зрения налогообложения налогом на доходы (прибыль) и НДС.
Таким образом, в условиях российской действительности руководителю предприятия (или его собственнику), прежде чем решить, в какой форме оказывать ту или иную финансовую или материальную поддержку или спонсировать проведение какого-либо мероприятия, лучше изначально решить, что для организации будет предпочтительнее с точки зрения налогообложения возникающих расходов.
Данный постулат применим, если только речь не идет о достижении высоконравственных целей, связанных со стремлением некоторых бизнесменов, порой, вопреки собственной выгоде, создать базу для развития таких отраслей Российской экономики как здравоохранение, образование, культура, искусство. Без соответствующей благотворительной поддержки, данные отрасли, скорее всего, еще долго не выйдут на тот уровень своего развития, который существовал во времена Морозовых, Демидовых, Боткиных и других меценатов.
Хочется верить, что директора предприятий и их собственники, разобравшись в вопросах благотворительности и спонсорства, и ответив для себя на вопрос: «что есть что?», найдут ответ и на такой риторический вопрос: «как извлечь из пользы личной – пользу общественную?».
Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!
Ответ за 24 часа (обычно раньше).
Вся информация про безлимитные консультации здесь.