договор о вечном мире с польшей

«Вечный мир» с Польшей: дата подписания, условия и значение

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Андрусовское перемирие – предпосылка «Вечного мира» с Польшей. Объединение Литвы и Польши в XVI в. столкнуло политические интересы Москвы и Варшавы. Взаимоотношения держав были подорваны смутой в начале XVII в., во время которой Москва была занята польскими боярами. Царь Алексей Михайлович, сменивший на троне Ивана IV, продолжил противостояние с Речью Посполитой, ослабив тем самым ее политическую и военную мощь.

Заключение мирного договора между Россией и Речью Посполитой

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Переговоры были продолжительные, с февраля по май 1686 года. Польша не желала удовлетворить притязания Москвы на Киев и Смоленщину. Позиция России в переговорах была жесткой, отступать от приднепровских земель без кровопролития Москва не желала. В итоге 6 мая (26 апреля по юлианскому календарю) все же состоялось заключение «Вечного мира» с Польшей. Мирный договор стал логическим завершением предшествующего Андрусовского перемирия 1667 года, которому пророчили недолгое будущее. Андрусовское перемирие стало завершением Русско-польской войны. Боевые действия между Россией и Речью Посполитой более не возобновлялись и переросли в подписание мирного договора.

Передел границ

«Вечный мир» 1686 года между Россией и Польшей стал первым шагом к перераспределению политического влияния среди стран Восточной Европы. Речь Посполитая отказалась в пользу Российского царства от Левобережной Малороссии, Запорожья, Киева и Смоленска.

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Названный «Вечным миром» пакт завершил вековое противостояние двух великих держав Восточной Европы того времени. По условиям договора должен был произойти существенный передел границ. Киев отходил России вместе с частью земель Левобережной Украины, городами Смоленск, Чернигов и Стародуб. «Вечный мир» с Польшей поставил точку в войне, длившейся с 1654 года. Мирный договор был подписан князем Василием Голицыным, дипломатом, начальником Посольского приказа и фаворитом царевны Софьи. Со стороны оппонентов договор скрепил подписью воевода Познанский Кшиштоф Гжимултовский. Такой союзник, как Россия, был интересен Польше в конфронтации с Турцией. Москва также была заинтересована в этом союзе. Но из-за обоюдных притязаний в отношении Киева договоренности в этом вопросе достичь не удавалось долгое время.

Личность князя Василия Голицына, его влияние на внешнюю и внутреннюю политику России конца XVII века

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Василия Васильевича Голицына современники нарекали «Великим», «ближним боярином, наместником государственных посольских дел». В своих реформаторских идеях Голицын стал предшественником царя Петра I. Он свободно владел польским, греческим и немецким языками. При царском дворе Голицын оказался с 15 лет. Царь Федор Алексеевич в 1676 году произвел стольника Василия в бояре, минуя одну ступень придворной иерархии, после чего князь Голицын возымел непосредственное влияние на государственную политику. Во взаимоотношениях России с Османской империей, Речью Посполитой и Крымским ханством он стал ключевой фигурой.

Василий Голицын возглавил вторую армию, стоявшую на страже южных рубежей России. Чигиринские походы русских и запорожских казаков проходили при его участии. А в 1680 году Голицын возглавил русские полки на Украине.

Также вошли в историю его реформаторские идеи:

Болезнь царя Федора и появление на политической арене царевны Софьи упрочило положение Голицына при дворе.

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Три фазы переговоров

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Россия и Польша в рамках договора о «Вечном мире»

В 1683-1684 годах союз Речи Посполитой, Австро-Венгрии и Венеции возобновил военные действия с османами, после чего дипломатические переговоры поляков и русских приобрели больший энтузиазм. Цель Польши была в том, чтобы привлечь Российское царство к союзу против Турции. С этой целью в Москву была направлена делегация во главе Кшиштофа Гжимултовского, познаньского воеводы. Принимал послов князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи. Дипломатический талант Голицына вывел переговоры к подписанию мирного соглашения на условиях, достигнутых ранее. Польша уступила Киев и Гетманщину в счет компенсации в размере 146 тысяч рублей. Россия, со своей стороны, разорвала предварительный договор о союзнических отношениях с турками и крымскими татарами и вступила в коалицию с Польшей, Австрией и Венецией против Турции. А также согласилась выслать казацкие эскадроны на защиту польских границ от крымчан.

До начала дипломатических переговоров с Польшей России приняла соглашение с Турцией на сходных условиях. Османы признавали за Россией Левобережную Украину и обязывались предоставлять военное союзничество в русско-польском конфликте. Однако политическая заинтересованность в дипломатических отношениях с Европой склонила российскую дипломатию к подписанию договора с Польшей.

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Обязательства России в рамках мирного договора

За владение Киевом Москве пришлось выложить 146 тысяч рублей серебром. Польский король изначально выставил цену – 800 тысяч, но в итоге переговоров цену удалось сбить вчетверо. Выплачивать ее предстояло в два этапа. Подписание «Вечного мира» с Речью Посполитой повлекло ряд обязательств как для Польши, так и для России:

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Права Польши в новых политических условиях

Вероисповедание коренного населения после пересмотра границ

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Историческое значение мирного договора между Речью Посполитой и Россией

Значение «Вечного мира» с Польшей 1686 года стало поворотным событием в истории Европы. До сего момента Речь Посполитая и Русское царство выступали как два равнозначных противника, и влияние обеих держав на политической арене было соизмеримо. После подписания договора и раздела земель, политическая значимость Польши стала падать. Осознание значимости события государями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем, делившими в то время российский трон, привело к решению наградить дипломатов и ветеранов боевых действий. Купцам были предоставлены налоговые послабления за финансовую помощь в содержании русских дружин.

Заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой закрепило за Россией лидирующие позиции среди восточноевропейских соседей. С этого момента возрастает внешнеполитическое влияние России.

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

Ослабевшая экономически в ходе казацких бунтов, войн с Россией и Турцией, Речь Посполитая начала приходить в упадок. Необратимый процесс длился вплоть до XVIII века. В итоге сверхдержава распалась. Земли Речи Посполитой поделили Россия, Австрия и Пруссия.

Источник

Вечный мир с Речью Посполитой

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

ОТ АНДРУСОВСКОГО ПЕРЕМИРИЯ К «ВЕЧНОМУ МИРУ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ «ВЕЧНОГО МИРА»

В начале 1686 года в Москву приехали знатные послы королевские, воевода познаньский Гримультовский и канцлер литовский князь Огинский. Семь недель князь Вас. Вас. Голицын с товарищами спорил с Гримультовским и Огинским; послы, не соглашаясь на предложения бояр, уже объявили переговоры прерванными, откланялись царям, приготовились к отъезду и опять возобновили переговоры, «не желая, как говорили, столь великого, славного, прибыльного дела оставить и своих трудов туне потерять». Наконец 21 апреля все споры прекратились и заключен был вечный мир: Польша уступила Киев навсегда России, великие государи обязались разорвать мир с султаном турским и ханом крымским, послать немедленно войска свои на крымские переправы для защиты Польши от татарских нападений, приказать донским козакам чинить воинский промысел на Черном море, а в следующем 1687 году послать все свои войска на Крым. Обе державы обязались не заключать отдельного мира с султаном. Кроме того, было постановлено, что Россия в вознаграждение за Киев заплатит Польше 146000 рублей; к местам на западном берегу, оставшимся вместе с Киевом за Россиею, к Триполью, Стайкам и Василькову, прибавлено земли верст по пяти; Чигирин и другие разоренные города вниз по Днепру, отошедшие по последнему миру от России к Турции, положено не возобновлять. Православные в польских областях не подвергаются никакому притеснению со стороны католиков и униатов; католики в России могут отправлять свое богослужение только в домах.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 14. Гл. 1. http://magister.msk.ru/library/history/solov/solv14p1.htm

«ВЕЧНЫЙ МИР» И ОТНОШЕНИЯ С ПОЛЬШЕЙ И ЛИТВОЙ

Но окончательное соединение в XVI в. Литвы с Польшей поставило против Москвы и Польшу. Соединенным их силам Москва при Иване Грозном должна была уступить: борьба Ивана против Стефана Батория была неудачна. Еще хуже для Москвы было время московской смуты начала XVII в., когда поляки владели самой Москвой. Но когда их оттуда вытеснили и Московское государство оправилось от смуты, оно в половине XVII в. (с 1654 г.) начинает старую борьбу за русские, подчиненные Польше земли; царь Алексей Михайлович принимает в подданство Малороссию, ведет необыкновенно трудную войну за нее и оканчивает блестящей победой. Ослабевшая Польша и после царя Алексея продолжает уступать Москве: миром 1686 г. она отдает Москве навеки то, что временно уступила царю Алексею Михайловичу. Отношения, созданные этим миром 1686 г., унаследовал Петр; при нем ясно политическое преобладание России над Польшей, но историческая задача — освобождение от Польши русских земель — не закончена ни до него, ни при нем. Она передана XVIII веку.

Источник

«Вечный мир» с Польшей (1686)

В 1667 году русско-польская война завершилась подписанием Андрусовского договора, гарантировавшего перемирие на 13,5 лет. Впрочем, отношения между двумя державами оставались натянутыми, перемирие многим казалось временным и ненадёжным. Однако вопреки всем опасениям, договорённости, достигнутые в Андрусово, не только позволили России и Речи Посполитой мирно уживаться на протяжении 13 предусмотренных договором лет, но и легли в основу «вечного мира».

Русско-польские отношения в период с 1667 по 1686 годы

Россия и Речь Посполитая были давними геополитическими противниками. В их отношениях можно было выделить две основные болевые точки:

Во второй половине XVII века обе эти проблемы усложнились в связи с появлением в каждом из спорных регионов третьей силы: на Балтику стала претендовать Швеция, а на Украину и прилежащие территории – Османская империя.

В 1672-1676 годах произошла польско-турецкая война, по итогам которой обескровленная Польша, переживавшая серьёзный внутренний кризис, была вынуждена передать османам огромные территории. Россия тоже выступила против Турции, поскольку война рядом с российскими границами могла затронуть интересы Москвы. Русско-турецкий конфликт (1676-1681) окончился ничем, однако, османы признали право Москвы на Левобережную Украину, что в тех условиях тоже было немаловажным дипломатическим достижением.

Усиление Турции и её агрессивная внешняя политика стали серьёзно беспокоить западные державы. Для противостояния Стамбулу в 1684 году Священная Римская империя, Венецианская республика и Речь Посполитая создали Священную Лигу – военно-политический союз, объединивший антиосманские силы. Участники Лиги стали настаивать на том, чтобы к ним присоединилась и Москва. На тот момент конфликт с Османской империей был невыгоден для России: отношения со Стамбулом были достаточно ровными и спокойными. Однако это предложение было решено использовать как способ давления на Польшу, отказывавшуюся от подписания окончательного мира. Подавляющее большинство боярства не поддерживали идею вступления в Лигу. Но царевна Софья Алексеевна, правившая на тот момент страной, и её фаворит – князь Василий Голицын — считали необходимым рискнуть. В итоге, русские дипломаты заявили, что Россия станет членом Священной Лиги, только после заключения «вечного мира» с Польшей. Переговоры шли около года, но, в конечном счёте, Варшава была вынуждена подчиниться требованиям своих западных соседей, настаивавших на уступках России.

Условия «вечного мира» 1686 года

Переговоры, касающиеся условий мира, проходили в Москве и продолжались около полугода. Наконец договор был подписан. Большая часть его положений подтверждала условия Андрусовского перемирия:

Также в договоре содержались новые статьи:

Последствия

«Вечный мир» с Польшей хотя и был желанным, принёс России немало проблем. Обязательство поддерживать западные страны в борьбе с Турцией вылилось в Крымские походы 1687-89 годов, окончившиеся для России неудачей. Провал Крымских походов стал одной из причин отстранения от власти Софьи Алексеевны и свержения её правительства. Какое-то время молодой Пётр I пытался продолжать внешнюю политику своей опальной сестры. Он даже посетил инкогнито несколько европейских стран, чтобы найти надёжных союзников против Стамбула. Однако, не найдя помощи и поняв, что война с Турцией слишком сложна для России, русский царь предпочёл переключить своё внимание с востока на запад и начать решительную борьбу за Балтику.

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей. Речь Посполитая 1686—1699 годы.

Источник

«Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой. Дипломатическая победа или геополитическая ошибка?

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.16 мая 1686 года после долгих и сложных переговоров польские представители и начальник Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын подписали в Москве т. н. «Вечный мир». Это был мирный договор между Россией и Речью Посполитой, который подтвердил условия Андрусовского перемирия 1667 года.

Предыстория. На пути к «Вечному миру»

После смерти бездетного царя Фёдора Алексеевича, бояре Милославские во главе с Софьей организовали Стрелецкий бунт. В результате 15 сентября 1682 года царевна Софья, дочь царя Алексея Михайловича, стала регентшей при малолетних братьях Иване и Петре. Власть братьев практически сразу стала номинальной. Иван Алексеевич был с детства болезненным и неспособным к управлению государством. Пётр был мал, и Наталья с сыном перебралась в Преображенское, чтобы уберечь себя от возможного удара.

Царевна Софья в исторической научно-популярной и художественной литературе часто представлена в образе мужикоподобной бабищи. Внешность, по словам французского иезуита де ла Невиля, была безобразной (хотя сам он её не видел). К власти она пришла в 25 лет, и портреты доносят до нас образ несколько полноватой, но миловидной женщины. Да и будущий царь Пётр описывал Софью как человека, которого «можно было бы считать как в телесном, так и умственном отношении совершенством, если бы не её безграничное честолюбие и ненасытная жажда власти».

Голицын стал отправлять юношей на учёбу в Польшу, в основном, в Краковский Ягеллонский университет. Там учили не техническим или военным дисциплинам, необходимым для развития Русского государства, а латыни, богословию и юриспруденции. Такие кадры могли пригодиться в преобразовании России по западным стандартам.

Но наиболее значительные достижения у Голицына были в области дипломатии, во внутренней политике консервативное крыло было слишком сильным, да и царица сдерживала реформаторский пыл князя. Голицын вёл переговоры с датчанами, голландцами, шведами, немцами, хотел установить прямые отношения с Францией. В тот период чуть ли не главные события европейской политики вертелись вокруг войны с Османской империей. В 1684 году император Священной Римской империи, король Чехии и Венгрии Леопольд I прислал в Москву дипломатов, которые стали взывать к «братству христианских государей и пригласили Русское государство вступить в «Священную лигу». Этот союз состоял из Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой и противостоял Оттоманской империи в Великой Турецкой войне. Аналогичное предложение Москве поступило и от Варшавы.

Война с могучей Османской империей в тот период не была в интересах России. Польша и Австрия не были нашими союзниками. Со Стамбулом только в 1681 году был заключён Бахчисарайский мирный договор, который устанавливал мир на 20-летний срок. Турки признали за Россией Левобережную Украину, Запорожье и Киев. Россия значительно усилила свои позиции на юге. Турецкий султан и крымский хан обязались не помогать врагам России. Крымская орда обязалась прекратить набеги на русские земли. К тому же, Турция не воспользовалась чередой смут на Руси, борьбой за власть в Москве. России в тот период было выгоднее не ввязываться в прямой бой с Турцией, а ждать её ослабления. Земель для освоения было с избытком.

В начале 1686 года в столицу России для заключения прибыло огромное польское посольство, почти в тысячу человек, во главе с познанским воеводой Кшиштофом Гжимултовским и литовским канцлером Марцианом Огиньским. Россию в переговорах представлял князь В. В. Голицын. Поляки опять стали настаивать на своих правах на Киев и Запорожье. Правда, тот факт, что переговоры затянулись, сыграл на руку патриарху Иоакиму и Самойловичу. В самый последний момент они смогли добиться согласия Константинопольского патриарха на подчинение Киевской митрополии Москве.

«Вечный мир» пропагандировался в Москве (и считается таковым в больше части исторической литературы), как величайшая дипломатическая победа России. Князь Голицын, заключивший этот договор, был осыпан милостями, получил 3 тыс. крестьянских дворов. Но если рассуждать здраво, становится ясно, что этот договор был большой геополитической ошибкой. Русское государство втянули в чужую игру. Война с Турцией и Крымским ханством в тот период была не нужна России. Россия вступала в войну с серьёзным врагом и выплачивала большую сумму за то, что польская сторона признала за Россией те земли, которые и так были уже отбиты у Польши. Поляки не могли вернуть земли военной силой. Постоянные войны с Русским государством, Османской империей и внутренние дрязги подорвали мощь Речи Посполитой. Польша уже не была серьёзной угрозой для России – всего через столетие (небольшой срок в историческом понимании) её будут делить соседние великие державы.

Договор был выгоден лично Софье. Он помогал утвердить её статус, как полновластной царицы. Во время шумихи, поднятой по поводу «вечного мира», Софья присвоила себе титул «Всея великия и иных Россий Самодержца». На лицевой стороне монет по-прежнему изображали Ивана и Петра, но уже без скипетров. Софью чеканили на обратной стороне – в царском венце и со скипетром. Польский художник пишет её портрет без братьев, но в шапке Мономаха, со скипетром, державой и на фоне державного орла (все прерогативы царя). Кроме того, успешная военная операция должна была сплотить знать вокруг Софьи.

Источник

Как «спаситель Европы» продал Киев России

договор о вечном мире с польшей. договор о вечном мире с польшей фото. картинка договор о вечном мире с польшей. смотреть фото договор о вечном мире с польшей. смотреть картинку договор о вечном мире с польшей.

За польскую корону Яну Собескому пришлось воевать почти 30 лет. Впервые в рядах польского войска он оказался в 1648-м, когда Польша была занята подавлением восстания казаков под руководством Богдана Хмельницкого. Уже через три года 22-летний Ян Собеский дослужился до полковника и в битве под Берестечком был тяжело ранен в голову. Правда, сам будущий король больше ненавидел не казаков, а их союзников — татар, которые в 1652 году в битве под Батогом захватили в плен его старшего брата Марека, который то ли был сразу казнён, то ли сгинул где-то на невольничьих рынках Крыма или Стамбула.

Потому неудивительно, что в 1653 году Ян Собеский в ранге полковника хоругви реестровых казаков в ходе битвы с татарами под Жванцем, мотивированный личной ненавистью, предпринял самовольную атаку на татарских парламентёров. От скандала его спас только один из командиров польского войска, Стефан Чарнецкий, который позже был воеводой русским и киевским.

В 1655-1660 годах Собеский воевал против шведов, за что по окончании войны получил чины старосты Стрыйского и командира полка иностранных наёмников. А с 1660 года Ян Собеский принимал активное участие в войне с Россией, — хотя впервые он воевал против совместной армии Царства Московского и казаков Богдана Хмельницкого ещё в 1655-м, в битве под Охматовом (ныне Черкасская область).

В начале 1667 года после длительных переговоров было подписано Андрусовское перемирие, прекратившее многолетнюю войну между Польшей и Россией. Согласно ему Речь Посполитая официально уступала все земли Левобережной Украины, а Киев де-факто оставался под контролем Москвы. При этом Запорожская Сечь переходила под совместное русско-польское управление «на общую их службу от наступающих басурманских сил». Лишь неудачи в борьбе с гетманом Правобережной Украины Петром Дорошенко и его турецко-татарскими покровителями сделали польско-литовскую сторону более сговорчивой.

Однако Дорошенко вследствие Корсунского договора 1669 года с турками, согласно которому он получил титул «санджак-бея» (губернатора) Украины, потерял среди большинства казаков популярность и опору. Они ушли от Дорошенко, и вскоре гетманом Правобережья был избран уманский полковник Михаил Ханенко, признанный и Речью Посполитой. В 1670-1671 годах на Правобережье продолжались незначительные, но регулярные стычки войск Ханенко (при поддержке поляков) и Дорошенко (при участии татар).

Вскоре этот конфликт превратился в полноценную войну между Польшей и Османской империей. К началу ноября 1673 года основные силы поляков и противостоящих им турок и татар сошлись под Хотином. 11 ноября 1673 года Ян Собеский лично повёл польские войска на штурм армии Хусейна-паши и одержал одну из самых громких побед. Поляки перерезали почти всю армию Хусейна-паши — уйти удалось лишь 4-5 тысячам турок, — а деморализованный османский гарнизон Хотина капитулировал через два дня.

Спасшиеся турки прозвали Собеского «Львом Лехистана», то есть «Польским львом», а в самой Речи Посполитой его называли «Хотинским львом». Ян Собеский на гребне военных успехов 21 мая 1674-го был избран королём Речи Посполитой — правда, коронован под именем Яна III он был только 2 февраля 1676 года в Кракове.

Осенью 1676 года между Турцией и Речью Посполитой было подписано перемирие, согласно которому Польша уступала османам Подолию, а Правобережная Украина (за исключением Белоцерковского и Паволочского округов) переходила под власть турецкого вассала, гетмана Петра Дорошенко, превращаясь, таким образом, в османский протекторат. Между тем население Правобережья, разоряемое крымскими татарами и турками, на протяжении последних лет массово переходило на Левобережье, и край, подчинённый Дорошенко, день ото дня пустел.

После этого Ян Собеский начал политику сближения Речи Посполитой с Россией против Турции, вследствие чего Польша на протяжении семи лет не воевала. На сейме в Гродно 28 февраля 1679 года от имени короля был предложен план коалиции с участием Речи Посполитой, России и Австрии. Русские охотно вступили в переговоры, которые вскоре опять зашли в тупик из-за непомерных требований польской стороны.

В 1681 году был подписан Бахчисарайский мир, закончивший девятилетнюю русско-турецкую войну, и непосредственная надобность в русско-польском союзе отпала. Переговоры Москвы с Варшавой завершились только в ходе следующей войны европейских государств («Священная лига») с Турцией — подписанием в 1686 году «Вечного мира», о чём ниже.

Начавшаяся весной 1683 года «Великая турецкая война» имела непосредственные последствия для Речи Посполитой, которая в марте того же года заключила союз с императором Австрии Леопольдом. 23 июля 1683 года совет Правобережного казачества обратился к королю Яну III Собескому с просьбой принять их под свою власть и позволить совершить поход на турецкие владения.

24 августа того же года польский монарх назначил гетманом Правобережного Войска Запорожского корсунского полковника Степана Куницкого, который до того верно служил Петру Дорошенко и туркам. Такая оперативность была связана с тем, что король ещё с апреля пытался набрать для участия в войне с Турцией сначала 1200, а потом 3000 казаков — но безуспешно.

Таким образом, во время битвы под Веной в рядах польских войск было всего 150 казаков, что записал лично Ян Собеский 9 сентября 1683 года.

Это подразделение под командованием полковника Апостола-Щуровского входило в войско волынского воеводы Стадницкого на правах лёгкой казацкой хоругви. Хотя после разгрома огромной турецкой армии 12 сентября 1683-го король Польши и отметил, что «турок сейчас ведут, как псов, как животных, их мои драгуны и казаки немало забрали», однако фраза заканчивалась причитанием «О, Менжинский, Менжинский!». Именно Юзеф Менжинский отвечал за формирование казацких подразделений во Львове, но даже к концу сентября ому удалось набрать лишь полторы тысячи человек.

Правда, уже 9 октября 1683-го казаки приняли участие в битве под Парканами, а 15 ноября — в штурме города Сечень, что также отметил Ян Собеский.

Но куда охотнее казаки воевали против турок «на своём поле».

Так, в конце 1683 года пятитысячное войско под командованием гетмана Куницкого осуществило поход через молдавские земли в буджацкую степь. К тому времени казаки освободили почти всё Правобережье от турок и нанесли поражение татарам в битве под Кицканами 5 декабря 1683-го. Но в начале января следующего года казаки были разбиты в Молдове в битве под Рени, после которой остатки их войск привычно бежали.

Куницкий с казацкой конницей перешёл Днестр и планировал на левом берегу реки обустроить оборонную линию от татар. Однако в начале марта 1684 года казаки, недовольные действиями гетмана, приведшими к гибели значительного количества людей, на совете под Могилёвом переизбрали своего руководителя и поставили на гетманство полковника Андрея Могилу. Когда Куницкий, переодевшись в монашескую одежду, пытался убежать с места проведения совета, он был убит.

Несмотря на это, в 1684 году король Ян III Собеский издал универсал, которым позволял казакам бывших правобережных полков селиться вокруг Чигирина, Канева, Корсуня, Черкасс, Умани, Кальника и Белой Церкви. Очередной Сейм Речи Посполитой, созванный в начале 1685-го, своим постановлением от 16 февраля подтвердил законность королевского универсала, определив следующее:

«Всем казакам низовым и украинским, пожелавшим признать Могилу гетманом и осевшим на Украине, возвращаются их древние вольности, свободы и привилегии, которые были подарены им нашими предшественниками…»

Гетману Андрею Могиле было разрешено набирать полковников не из шляхетского сословия, как было до сих пор, а среди казацкой старшины. Для гетманской резиденции Могила избрал город Немиров (ныне Винницкая область). Сразу после этого на Правобережье возродилось несколько казацких полков — Белоцерковский (Фастовский), Брацлавский, Винницкий (Кальницкий) и Корсунский.

Процесс заселения земель, которые отошли к новым правобережным полкам, возглавили старые заслуженные казаки Семён Палий, Захар Искра, Самусь (Самуил Иванович) и Андрей Абазин.

В отличие от своих предшественников, которые опирались преимущественно на военный, авантюристический элемент, новая старшина предпочитала оседлое, земледельческое население. Декларируемые льготы привлекали сюда жителей Левобережья, переселенцев из других районов Правобережья, а также из Галиции и с территории нынешних Белоруссии и Молдавии. Казаки новых полков, 2 тысячи которых были записаны в реестр, принимали активное участие в войнах с Турцией, за что получали немалые деньги от польских властей.

Это было шаткое равновесие: с одной стороны, гетмана Левобережья Ивана Самойловича тревожил постоянный отток населения на правый берег. С другой стороны, полковник белоцерковский Семён Палий ещё в 1685-м писал тому же Самойловичу письма с просьбой принять его полк в «богохранимую державу его Царского пресветлого величества». Но в Москве явно решили, что для этого пока не пришло время.

6 мая 1686 года в Москве, после почти двухмесячных переговоров, был подписан договор между Россией и Польшей, названный «Трактатом о вечном мире». Договор практически подтверждал постановления Андрусовского перемирия 1667 года — за двумя исключениями.

Во-первых, Россия покупала Киев за 146 тысяч рублей и официально закрепляла за собой его принадлежность, во-вторых — Речь Посполитая отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью. Кроме того, Русское царство присоединялось к странам, ведущим войну против Турции.

Цари России Иван и Пётр Алексеевичи ратифицировали этот договор 18 июня 1686 года в Москве. А король Польши Ян III Собеский дал присягу выполнять положения «Вечного мира» в королевской резиденции во Львове 21 декабря 1686 года — в присутствии русской дипломатической миссии во главе с графом Шереметьевым.

При этом Сейм Речи Посполитой ратифицировал «Вечный мир» лишь в 1764 году. Как написано в польских учебниках истории, Трактат стал результатом двадцатилетних неудачных попыток Варшавы изменить неблагоприятную ситуацию в Восточной Европе и считался в тогдашней Польше катастрофой. Однако установленные договором границы польского государства оставались стабильными до первого раздела Речи Посполитой в 1772 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *