договор об образовании союзного государства
Документы Союзного государства
История становления и развития Союзного государства
После распада СССР и создания СНГ с 1992 года внутри данной организации шёл процесс усиления двухсторонних связей России и Белоруссии.
В соответствии с Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения материального и интеллектуального потенциала двух государств.
Договором об образовании Сообщества Беларуси и России было предусмотрено создание представительного органа.
29 апреля 1996 года в городе Санкт-Петербурге руководители парламентов двух стран подписали соглашение о Парламентском Собрании.
2 апреля 1997 года в городе Москве президенты Беларуси и России подписали Договор о Союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России.
23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России.
В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России в 1997 году были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союза Беларуси и России.
Парламентское Собрание Сообщества было преобразовано в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности.
В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России.
25 декабря 1998 года президенты подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.
8 декабря 1999 года в городе Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, и была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО (справка)
8 декабря 1999 г. Россия и Белоруссия подписали Договор о создании Союзного государства, которым декларируется образование Союзного государства как нового этапа в единении народов двух стран в демократическое правовое государство. Программой действий по его реализации определены основные направления и этапы интеграции, включая введение единой денежной единицы, объединение энергетической и транспортной систем, создание единого таможенного и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности. Подписанию указанного Договора предшествовало образование в апреле 1996 г. Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 г. – Союза Беларуси и России.
В соответствии с Договором о создании Союзного государства учреждены его руководящие органы – Высший Государственный Совет (ВГС,
в его состав входят главы государств, правительств и обеих палат парламентов) и Совет Министров (главы правительств, министры иностранных дел, экономики и финансов). Председателем Высшего Госсовета является глава одного из государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином. Постановлением Высшего Госсовета №1 от 26 января 2000 г. Председателем ВГС утвержден Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко. Председателем Совета Министров Союзного государства Постановлением Высшего Госсовета №1 от 7 марта 2020 г. назначен Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин. Всего проведено 21 заседание Высшего Госсовета Союзного государства, последнее из которых – 19 июня 2018 г. в Минске. Состоялось также 51 заседание Совета Министров Союзного государства (последнее – 10 сентября 2021 г. в Москве).
Для координации работы по интеграционному взаимодействию в рамках Союзного государства учреждена совместная Группа высокого уровня (ГВУ) Совета Министров Союзного государства. В 2019 г. заседания ГВУ состоялось 26 февраля в Москве, в 2020 г. – 5 июня и 20 октября по видеоконференцсвязи,
в 2021 г. – 21 января, 7 апреля, 2 июля и 9 августа также по ВКС (сопредседатели ГВУ – Заместитель Председателя Правительства России А.Л.Оверчук и Посол Белоруссии в России В.И.Семашко).
До формирования Парламента Союзного государства продолжает действовать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России (Председатель – В.В.Володин). Рабочим органом Союзного государства является Постоянный Комитет, который возглавляет Государственный секретарь (Д.Ф.Мезенцев).
На ежегодной основе формируется бюджет Союзного государства (взнос России – 65%, Белоруссии – 35%), объем которого в 2015 г. составил 4,87 млрд российских рублей, 2016 г. – 6,6 млрд, 2017 г. – 6,7 млрд, 2018 г. – 6,9 млрд, 2019 г. – 7,25 млрд., 2020 г. – 5,52 млрд рос. руб. в доходной части и 5,38 млрд в расходной. На 2021 год определён в доходной части в размере 4,7 млрд рос. руб. и 4,7 млрд рос. руб. в расходной.
В рамках Союзного государства реализуются межгосударственные программы, проекты и мероприятия, финансируемые из союзного бюджета. В 2020 г., в частности, осуществлялось финансирование 11 союзных программ.
Тесное взаимодействие обеспечивается в военной сфере, в области внешней политики, безопасности и борьбы с преступностью. По ряду направлений подписаны и реализуются программы и планы совместных действий. С 2001 г. действует Военная доктрина Союзного государства, обновленная редакция которой одобрена на заседании Совета Министров Союзного государства 13 декабря 2018 г. в Бресте и должна быть утверждена на очередном заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. Функционирует совместная региональная группировка войск.
Реализуется двухгодичная Программа согласованных действий в области внешней политики. Очередная, на 2020-2021 гг., была подписана в рамках совместного заседания коллегий МИД России и МИД Белоруссии 18 ноября 2019 г. в Москве. В 2020 г. совместное заседание коллегий внешнеполитических ведомств прошло 26 ноября в Минске.
В рамках Союзного государства большое внимание уделяется обеспечению равных прав граждан России и Белоруссии, которые уже имеют возможность совершать взаимные поездки по внутренним национальным документам и находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 90 дней. Важным шагом в этом направлении стало создание равных возможностей для россиян и белорусов в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, в сферах медицинского и социального обеспечения, налогообложения. В целях оперативного реагирования на возникающие проблемы в этой сфере на площадке Постоянного Комитета Союзного государства функционирует Межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав граждан России и Белоруссии, последнее заседание которой состоялось 16 января 2019 г.
Близка к завершению работа по отмене роуминга на территории Союзного государства. С 1 ноября 2020 г. белорусские и российские операторы связи уже начали работать в тестовом режиме по новой системе тарификации, сокращающей стоимость звонков.
В экономической сфере особое внимание уделяется реализации совместных инвестиционных проектов, крупнейшим из которых является строительство Белорусской АЭС. 7 ноября 2020 г. состоялась церемония энергетического пуска первого энергоблока с участием Президента Белоруссии А.Г.Лукашенко. 23 июня 2021 года подписан акт о приемке первого блока станции. Сооружение второго энергоблока планируется завершить в 2022 г. Работа идет в штатном режиме.
В рамках сотрудничества в космической сфере реализуется союзная программа по разработке, модернизации и гармонизации обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли. Действует российско-белорусская группировка, которую составляет Белорусский космический аппарат и российский спутник «Канопус В». Наряду с этим, в начале 2020 г. руководством Госкорпорации «Роскосмос» и НАН Белоруссии было подписано Соглашение о расширении возможностей действующей орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В развитие достигнутых договоренностей Россия и Белоруссия приступили к разработке совместной орбитальной системы дистанционного зондирования Земли.
Особое внимание уделяется участию молодежи в деятельности органов Союзного государства. При Парламентском Собрании Союза Беларуси и России действует Молодежная палата, формируемая путем делегирования
40 представителей палатами парламентов двух стран.
На территории двух государств осуществляется вещание телеканала «БелРос», распространяется журнал «Союзное государство». Успешно функционирует «Белорусско-Российский университет» в г.Могилеве.
На протяжении многих лет наши страны обмениваются Днями культуры, организуют совместные музейные, выставочные проекты, мастер-классы в сфере искусства (гастроли театральных и музыкальных коллективов), гражданско-патриотические смены, туристические слеты. Ежегодно проводятся мероприятия по случаю Дня единения народов России и Белоруссии (2 апреля), а также фестивали «Молодежь – за Союзное государство», «Творчество юных», олимпиады школьников. Талантливым россиянам и белорусам присуждаются премии Союзного государства в области литературы и искусства, науки и техники. По линии Союзного государства осуществляется лечение и оздоровление детей из районов, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
В контексте празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне по линии Союзного государства реализованы такие совместные проекты, как реставрация и музеефикация сооружений мемориального комплекса «Брестская крепость», профинансировано создание Ржевского мемориала советскому солдату в Тверской области. Торжественное открытие мемориала состоялось
30 июня 2020 г. с участием президентов двух стран В.В.Путина и А.Г.Лукашенко.
В рамках совместной борьбы с COVID-19 и в целях оказания поддержки союзнику Россией оказывалось содействие по возвращению белорусских граждан на родину российскими вывозными рейсами. В соответствии с достигнутыми договоренностями между президентами двух стран Белоруссия стала первой страной, куда поставлена российская вакцина от коронавируса. Организовано ее производство на территории Белоруссии.
В результате интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии удалось выйти на наиболее высокий в СНГ уровень двустороннего политического и экономического взаимодействия.
Наряду с развитием сотрудничества в рамках ЕАЭС, продолжаются усилия по дальнейшему углублению российско-белорусской интеграции в рамках Союзного государства. Реализуются положения программного документа – Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 гг., утвержденного 19 июня 2018 г. в Минске на заседании Высшего Госсовета. Кроме того, положения, касающиеся готовности министерств иностранных дел двух стран во взаимодействии с Постоянным Комитетом Союзного государства и Парламентским Собранием Союза Беларуси и России вести активную деятельность по укреплению и развитию Союзного государства, включены в Программу согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства на 2020-2021 гг.
В целях выработки предложений по дальнейшему интеграционному взаимодействию двух стран в рамках Союзного государства в 2019 г. была сформирована двусторонняя Рабочая группа по реализации положений Договора о создании Союзного государства (сопредседатели – А.Л.Оверчук и Первый вице-премьер Белоруссии Н.Г.Снопков). 10 сентября 2021 г. в Минске на заседании Совета Министров Союзного государства одобрен подготовленный Группой пакет интеграционных документов, включающий Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства и 28 отраслевых Союзных программ, которые предстоит утвердить Высшим Государственным Советом Союзного государства.
Договор об образовании союзного государства
Российская Федерация и Республика Беларусь,
руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан;
будучи убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств;
движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года;
подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и желание жить в мире и добрососедстве с другими государствами;
действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,
договорились о нижеследующем:
Раздел I. Общие положения
Глава I. Цели и принципы Союзного государства
1. Целями Союзного государства являются:
обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
формирование единой правовой системы демократического государства;
проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.
2. Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств-участников.
3. По мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции.
2. Союзное государство основано на разграничении предметов ведения и полномочий между Союзным государством и государствами-участниками.
1. Для реализации целей Союзного государства создаются Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства.
2. Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.
Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие.
1. Каждое государство-участник сохраняет с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
1. Территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников.
2. Государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства.
3. Внешней границей Союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств-участников.
4. До принятия нормативно-правового акта Союзного государства о государственной границе охрана внешней границы Союзного государства осуществляется в порядке, установленном государствами-участниками на момент подписания настоящего Договора.
1. В Союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.
2. В Союзном государстве принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационно-правовых форм, а также гражданам, обладающим статусом предпринимателя, в соответствии с законодательством государств-участников.
Владение, пользование и распоряжение движимым и недвижимым имуществом Союзного государства осуществляется на основании нормативно-правовых актов Союзного государства.
1. Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности.
2. Государственная символика Союзного государства устанавливается Парламентом Союзного государства и подлежит утверждению Высшим Государственным Советом.
Официальными языками Союзного государства являются государственные языки государств-участников без ущерба для конституционного статуса их государственных языков. В качестве рабочего языка в органах Союзного государства используется русский язык.
Местопребывание органов Союзного государства определяется Высшим Государственным Советом.
1. Союзное государство имеет единую денежную единицу (валюту). Денежная эмиссия осуществляется исключительно единым эмиссионным центром. Введение и эмиссия другой валюты в Союзном государстве, помимо единой денежной единицы, не допускается.
2. До введения единой денежной единицы и формирования единого эмиссионного центра на территории государств-участников продолжают хождение их национальные денежные единицы. Переход к единой денежной единице (валюте) осуществляется в соответствии со статьей 22 настоящего Договора.
Глава II. Гражданство Союзного государства
1. Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства.
2. В Союзном государстве признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
3. Вопросы приобретения и утраты гражданства государств-участников регулируются их национальным законодательством.
4. Никто не может стать гражданином Союзного государства без приобретения гражданства государства-участника.
5. Граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
6. До принятия союзного нормативно-правового акта в области гражданства правовое положение граждан Союзного государства регулируется национальными законодательными актами государств-участников, договорами между ними в данной области и настоящим Договором.
7. Граждане Союзного государства имеют право избирать и быть избранными в Парламент Союзного государства, а также назначаться на должности в органы Союзного государства.
8. Граждане Союзного государства имеют право на создание союзных общественных объединений.
9. До введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории одинаково признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств-участников, а также документы, признаваемые в соответствии с законодательством государств-участников и международными договорами.
Каждый гражданин государства-участника имеет право на защиту на территории третьего государства, где не имеется представительства государства-участника, гражданином которого он является, со стороны дипломатических представительств или консульских учреждений другого государства-участника на тех же условиях, что и граждане этого государства-участника.
1. В целях содействия реализации и защиты основных прав и свобод граждан Союзного государства учреждается Комиссия по правам человека.
2. Компетенция, условия формирования и порядок деятельности Комиссии определяются Положением о Комиссии по правам человека Союзного государства, утверждаемым Высшим Государственным Советом.
Раздел II. Предметы ведения Союзного государства
К исключительному ведению Союзного государства относятся:
создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
объединенные транспортная и энергетическая системы;
разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников;
единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
единое законодательство об иностранных инвестициях;
разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
управление собственностью Союзного государства;
международная деятельность и международные договоры Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
функционирование региональной группировки войск;
пограничная политика Союзного государства;
стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
статистический и бухгалтерский учет, единые банки данных;
установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности, формирование органов Союзного государства.
Договор «О создании Союзного государства» (Москва, 8 декабря 1999 г.)
Договор
о создании Союзного государства
(Москва, 8 декабря 1999 г.)
Российская Федерация и Республика Беларусь,
руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан;
будучи убеждены в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия в интересах социального и экономического прогресса обоих государств;
движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года, а также реализуя положения Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси от 25 декабря 1998 года;
подтверждая приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и желание жить в мире и добрососедстве с другими государствами;
действуя в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права,
договорились о нижеследующем:
Совершено в Москве 8 декабря 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию
За Республику Беларусь
Проект программы
действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений договора о создании Союзного государства
ГАРАНТ:
См. Программу действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, подписанную 8 декабря 1999 г. в Москве
Основываясь на положениях Договора о создании Союзного государства от » » 1999 года,
исходя из того, что достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета правовых, экономических и социальных задач,
опираясь на опыт интеграции, накопленный в Союзе Беларуси и России,
Выполнение настоящей Программы ознаменует завершение процесса создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом, в котором государства-участники проводят тесно согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях.
В соответствии с этими задачами будут осуществлены следующие мероприятия.
1. Выравнивание основных макроэкономических показателей и проведение единой структурной политики
1.1. Государства-участники в рамках Союзного государства осуществляют меры по сближению основных социальных и макроэкономических показателей экономического развития и уровня жизни населения, включая:
структуру ВВП по производству и использованию;
величину ВВП на душу населения;
темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства;
темпы роста производительности труда;
уровень инвестиций в основной капитал в процентном отношении к ВВП;
денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц);
номинальную начисленную и выплаченную среднемесячную заработную плату одного работника;
средний размер назначенной и выплаченной месячной пенсии;
прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
минимальную заработную плату и минимальный размер пенсии по возрасту;
долю расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП;
индекс потребительских цен.
1.2. Проводится единая структурная политика Союзного государства, связанная с реформированием бюджетной, налоговой и производственной сфер, решением проблем неплатежей и реструктуризации банковской системы, что будет способствовать сокращению дефицитов государственных бюджетов, стабильности национальных валют и уровня цен, снижению энергоемкости производства и доли промежуточного потребления в выпуске продукции, достижению внешнеэкономического равновесия.
1.3. При осуществлении мероприятий по социально-экономическому развитию двух стран используются единые показатели и индикаторы государственного регулирования экономики, а именно:
уровень налоговой нагрузки на производителей (налоговые ставки и платежи, льготы, уровень централизации доходов государства к ВВП);
обменный курс (рыночный);
темпы изменения совокупной денежной массы, в том числе рублевой, валютной;
ставка рефинансирования, процентные ставки по депозитам и кредитам для населения и субъектов хозяйствования, уровень обязательных резервных требований к коммерческим банкам;
индексы отпускных цен в промышленности, закупочных цен в сельском хозяйстве, индексы цен в строительстве, тарифов на транспортные перевозки и услуги связи;
лимиты на использование (потребление) природных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
объемы закупок важнейших видов продукции для государственных нужд;
объемы финансирования из бюджета государственных целевых программ.
1.4. В среднесрочной и долгосрочной перспективе основными параметрами развития Союзного государства будут являться:
взаимная торговля между государствами-участниками по важнейшим видам продукции и услуг;
межгосударственные потоки капитала, включая получаемые и предоставляемые прямые и портфельные инвестиции, краткосрочные и долгосрочные кредиты и др.;
межгосударственная миграция рабочей силы;
механизм формирования единого экономического пространства (унификация основных инструментов таможенной, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, ценовой политики, единое законодательство об иностранных инвестициях, разработка и реализация совместных программ социально-экономического, научно-технического и экологического характера и другие регуляторы).
2. Унификация гражданского законодательства и определение основ создания собственности Союзного государства
Завершается работа по унификации гражданского права и законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность в Союзном государстве.
В ходе этой работы согласовываются единые нормы, положения, термины и понятия гражданского права, связанные с регламентацией общественных, имущественных и товарных отношений в сфере экономического оборота, которые закрепляются в Основах гражданского законодательства Союзного государства.
Принимается закон о собственности Союзного государства, который будет регулировать отношения по поводу союзной собственности, устанавливать объекты прав союзной собственности, основания таких прав, порядок осуществления защиты прав собственности, а также отношения, связанные с осуществлением иных имущественных прав.
ГАРАНТ:
См. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности Союзного государства (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.)
3. Введение единой денежной единицы
3.1. В ходе формирования единого экономического пространства осуществляется валютная интеграция на основе введения единой денежной единицы (валюты).
В этих целях будет подписано межгосударственное соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра.
3.2. В результате выполнения соглашения, упомянутого в пункте 3.1. настоящей Программы, денежная эмиссия будет осуществляться исключительно единым эмиссионным центром. Работа по введению единой денежной единицы будет осуществляться поэтапно. Итоги работы будут оформляться отдельными протоколами с таким расчетом, чтобы она была полностью завершена к концу 2005 года в увязке с процессом экономической интеграции в Союзном государстве.
4. Унификация налогового законодательства и проведение с 2001 года единой налоговой политики
4.1. На первом этапе проводится работа по унификации, гармонизации и сближению налогового законодательства государств-участников (в части принципов налогообложения, понятийного и терминологического аппарата).
4.2. На втором этапе осуществляется переход к единой налоговой политике, единым принципам взимания налогов вне зависимости от местонахождения налогоплательщиков на территории Союзного государства, в том числе в вопросах порядка установления и взимания налогов, учета налогоплательщиков, контроля за соблюдением налогового законодательства и других вопросах.
4.3. На третьем этапе принимается Налоговый кодекс Союзного государства.
5. Формирование и исполнение бюджета Союзного государства
5.1. На первом этапе деятельности Союзного государства доходная часть бюджета Союзного государства формируется за счет фиксированных долей отчислений государств-участников из расходных частей национальных бюджетов. Исполнение бюджета Союзного государства осуществляется национальными казначействами каждого государства-участника в части, касающейся территорий своих государств, на основе унифицированной отчетности об исполнении бюджета и бюджетной классификации.
5.2. На втором этапе обеспечивается переход к единым сценарным условиям экономического развития и функционирования Союзного государства, принятие нормативно-правовых актов в области бюджетной и налоговой политики Союзного государства, разграничения бюджетных полномочий в Союзном государстве, юрисдикции, функций и прав союзных и национальных органов, бюджетной и экономической классификации доходов и расходов бюджета Союзного государства.
6. Проведение единой торговой и таможенно-тарифной политики и отношении третьих стран, международных организаций и объединений
6.1. С целью осуществления единой торговой и таможенно-тарифной политики:
на первом этапе проводится работа по унификации торговых режимов с третьими странами и отношений с международными объединениями, скоординировано ведутся переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации;
завершается формирование единого таможенного пространства и создается Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию;
ГАРАНТ:
См. Положение о Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства, утвержденное постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 ноября 2010 г. N 28
унифицируются таможенные тарифы, льготы по уплате таможенных пошлин, правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля, экспортного и валютного контроля, меры нетарифного регулирования.
6.2. На втором этапе после осуществления мероприятий, предусмотренных на первом этапе, завершается унификация:
национальных нормативно-правовых актов, касающихся регулирования внешней торговли;
нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту экономических интересов государств в торговле с третьими странами;
правоотношений в области косвенного налогообложения во внешней торговле.
6.3. На третьем этапе принимаются идентичные нормативно-правовые акты государств-участников в области торговой и таможенной политики:
законы о таможенном тарифе;
законы о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности;
законы о мерах по защите экономических интересов государств-участников при осуществлении внешней торговли;
законы о валютном регулировании и валютном контроле.
Формируются органы управления Союзного государства в области торговой и таможенной политики.
7. Формирование общего рынка ценных бумаг и создание учреждений по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка
7.1. На первом этапе создается унифицированная нормативно-правовая база Союзного государства в области регулирования рынка ценных бумаг, эмиссии и размещения ценных бумаг, совершения сделок с ценными бумагами.
С этой целью Республика Беларусь примет Закон «О рынке ценных бумаг» и, взяв за основу нормативные акты Российской Федерации по ценным бумагам, утвердит Порядок эмиссии и размещения ценных бумаг, Правила совершения сделок с ценными бумагами и их учета, Положение по раскрытию информации эмитентами и участниками рынка ценных бумаг.
7.2. На втором этапе формируется инфраструктура общего рынка ценных бумаг Союзного государства, предполагающая создание соответствующих учреждений по эмиссии ценных бумаг и регулированию фондового рынка.
С этой целью создаются национальные центры по эмиссии ценных бумаг, а также иные учреждения, обеспечивающие регулирование фондового рынка Союзного государства, устанавливаются правила их взаимодействия, на основе единого механизма обеспечивается практическое регулирование общего рынка ценных бумаг.
8. Проведение единой политики в области ценообразования и механизма ее осуществления
8.1. Субъектам хозяйствования государств-участников обеспечиваются равные условия по применению во взаимной торговле преимущественно свободных цен и тарифов, которые формируются на основе применения единой методологии ценообразования, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции и услуг, на основе единых методов исчисления себестоимости продукции и услуг с учетом всех видов установленных налогов, а также получения необходимой прибыли.
8.2. Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется по единому перечню продукции (услуг), в основном относящейся к продукции (услугам) естественных монополий, продукции (услугам), закупаемой преимущественно государствами-участниками, и другой продукции (услугам), исходя из экономически обоснованных затрат и получения необходимой прибыли субъектами хозяйствования.
В целях проведения единой политики государственного ценового регулирования предстоит:
Республике Беларусь принять унифицированные с российскими Законы «О естественных монополиях», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О газоснабжении»;
унифицировать нормативно-правовые акты государств-участников в области ценообразования, определяющие принципы и порядок установления регулируемых государством цен/тарифов на продукцию (услуги) предприятий топливно-энергетического комплекса, исходя из того, что к сфере государственного регулирования цен и тарифов в топливно-энергетическом комплексе на территории Союзного государства будут отнесены:
тарифы на электрическую и тепловую энергию;
оптовые цены на природный газ, реализуемый газораспределительным организациям, цены на природный газ, реализуемый непосредственно конечным потребителям, сбытовые надбавки газораспределительных организаций к оптовой цене промышленности на природный газ, тарифы на услуги по транспортировке природного газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, розничные цены на природный газ для населения;
тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
создать гармонизированную систему государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на транспорте, в том числе разграничить полномочия и предметы ведения между союзными и национальными органами по этому вопросу и установить порядок и принципы взаимодействия национальных органов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов на транспорте и их территориальных органов;
осуществить переход на единые принципы тарифной политики на транспорте, в том числе методологические и методические принципы формирования тарифов, сборов, цен на услуги транспортных предприятий в сообщении в рамках Союзного государства, а также единые принципы формирования тарифной политики в сообщении с третьими государствами;
создать общий рынок услуг связи и ввести единые принципы формирования тарифов на услуги связи и порядок их расчетов;
обеспечить единые условия функционирования электроэнергетических систем государств-участников с едиными основами ценообразования и порядком регулирования и применения тарифов на электрическую энергию на союзном оптовом рынке электрической энергии.
9. Объединение энергетической и транспортной систем
9.1. Поэтапная реорганизация системы управления транспортным комплексом, предусматривающая гармонизацию системы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на транспорте, в том числе разграничение полномочий между союзными и национальными органами и установление порядка и принципов их взаимодействия.
9.2. Унификация нормативно-правовой базы в области транспорта, включая формирование систем управления транспортом в Союзном государстве, единой научно-технической политики, технических условий и требований, стандартов и правил функционирования объединенных транспортных систем, создание единой налоговой базы на транспорте.
В этих целях будут приняты программа развития и единые принципы формирования общего рынка транспортных услуг, а также нормативно-правовые акты:
унифицированный Закон «О транспортной деятельности»;
унифицированный Закон «Об автомобильных дорогах»;
о внутреннем водном транспорте;
об автомобильном транспорте.
9.3. Принятие порядка функционирования и управления едиными системами железнодорожного, автомобильного, морского, внутреннего водного, воздушного транспорта, единой системой дорожного хозяйства.
9.4. Разработка и внедрение унифицированной системы первичного учета и статистической отчетности.
9.5. Сохранение и развитие кооперативных связей предприятий автомобильной промышленности государств-участников в производстве транспортных средств.
9.6. Модернизация инфраструктуры проходящих через территории государств-участников общеевропейских транспортных коридоров для обеспечения интеграции транспортных коммуникаций обеих стран в европейскую транспортную систему.
9.7. Создание условий для использования мощностей морского и речного портов Калининградской области Российской Федерации для перевалки и перевозки внешнеторговых грузов.
9.8. Осуществление мер по подготовке к объединению газотранспортных систем государств-участников с вхождением газотранспортных систем Республики Беларусь в состав открытого акционерного общества «Газпром».
9.9. Создание Объединенной электроэнергетической системы государств-участников с учетом завершения в 2000 году реструктуризации энергетической отрасли Республики Беларусь.
10. Формирование общего рынка услуг связи
Гражданам Союзного государства предоставляются равные возможности по доступу к услугам электрической и почтовой связи общего пользования при единых принципах формирования тарифов на услуги.
В этих целях будут осуществлены:
унификация правовой базы, регламентирующей работу связи, нормативных актов по формированию единой научно-технической политики в этой области, требований и правил по функционированию объединенных систем связи;
разработка Совместной программы развития общего рынка услуг связи в Союзном государстве;
введение единых принципов формирования тарифов на услуги связи и порядка их расчетов, переход к единым тарифам на услуги в области связи.
11. Проведение единой политики в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия
11.1. На первом этапе осуществляются гармонизация национальных законов в области стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия и технических барьеров в торговле, а также национальных систем стандартизации, обеспечения единства измерений, санитарных и пожарных норм сертификации продукции и услуг, классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и каталогизации продукции с учетом международных норм.
Обеспечивается обязательное применение законодательных актов и нормативных документов по практическому внедрению Международной системы единиц измерений (СИ).
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются на единых принципах.
11.2. На втором этапе проводятся формирование единых эталонов единиц величин, порядка передачи размеров единиц величин к рабочим средствам измерений, организация сличений эталонов, а также гармонизация систем утверждения типа средств измерений, калибровки и поверки средств измерений.
Создаются центры по обмену информацией в области стандартизации, метрологии, сертификации и государственного надзора и контроля за реализацией законодательных требований к продукции и услугам, за средствами измерений.
11.3. Создается общий орган управления на базе совместной коллегии заинтересованных государственных органов.
12. Проведение единой политики в области геодезии и картографии
Государства-участники осуществляют единую политику по картографо-геодезическому обеспечению территории Союзного государства, направленную на удовлетворение потребностей Союзного государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции.
С этой целью предусматривается:
создание высокоточных геодезических сетей;
разработка геоинформационной системы для обеспечения работы органов власти Союзного государства и создание банков цифровых типографических карт на основе материалов космической съемки сопредельной территории Российской Федерации и Республики Беларусь;
внедрение в производство в государствах-участниках новых технологий создания, обновления и подготовки к изданию топографических карт.
Будет создан общий орган для координации работ на базе совместной коллегии заинтересованных государственных органов.
13. Формирование единого научно-технологического пространства
На первом этапе совместной деятельности осуществляется формирование специальных мероприятий и отбор проектов по обеспечению единого научно-технологического пространства Союзного государства.
13.2. Второй этап предполагает практическую реализацию отобранных программ, подпрограмм и проектов в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства.
13.3. Направления совместных исследований и разработок:
проведение фундаментальных и прикладных работ по приоритетным направлениям развития науки и техники: информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые материалы и химические продукты, технологии биологических и живых систем, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование;
гармонизация нормативно-правовой базы в области науки и техники;
согласованное развитие законодательства в инновационной сфере;
создание единой системы научно-технической экспертизы.
Для организации выполнения поставленных задач при необходимости создаются координационные советы по приоритетным направлениям Программы и научно-технические советы по подпрограммам.
14. Обеспечение единого информационного пространства
14.1. Разработка Программы обеспечения единого информационного пространства.
14.2. Гармонизация нормативных актов по формированию технических условий и правил функционирования системы информатизации.
15. Осуществление совместной политики в области экологической безопасности, гидрометеорологии, мониторинга и охраны окружающей среды, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, в том числе последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Предусматривается реализация следующих совместных программ экологической направленности:
программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы;
научно-техническая программа «Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды»;
программа «Гармонизация законодательной и нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды Российской Федерации и Республики Беларусь»;
подготовка предложений по их продолжению до 2005 года;
разработка нормативно-правовых актов «Об охране окружающей среды», «Об экологическом образовании», «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», соглашения об обмене экологической информацией;
формирование единого правового механизма природоохранной деятельности, соответствующего задачам Союзного государства и современному международному праву в области охраны окружающей среды;
создание единой системы информационного взаимодействия;
разработка основополагающего стандарта в области охраны окружающей среды и улучшения использования природных ресурсов;
создание унифицированного реестра и базы данных по природоохранным ресурсосберегающим, малоотходным и безотходным технологиям экологического профиля;
выработка норм и правил регулирования трансграничных перевозок озоноразрушающих и других опасных веществ, а также иных документов в области охраны атмосферы, воды, почвы, растительного и животного мира;
разработка системы экологического образования и воспитания населения в целях устойчивого развития Союзного государства.
16. Проведение согласованной политики в области охраны труда, социальной защиты населения, пенсионного обеспечения
разработка прогноза развития в социально-трудовой сфере в государствах-участниках на пятилетний период;
разработка законодательных и нормативных актов в социально-трудовой сфере, в том числе унифицированных законов государств-участников «О социальном страховании», «О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения», «Об охране труда», кодексов законов о труде;
разработка единых минимальных стандартов в сфере денежных доходов населения, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальной поддержки граждан, нуждающихся в защите и социальном обслуживании;
разработка единой методологии определения потребительской корзины;
разработка Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Квалификационного справочника должностей служащих;
разработка унифицированных межотраслевых норм и нормативов для регулирования численности работников бюджетной сферы, органов управления и производственной сферы;
разработка единой методологии формирования и государственного регулирования общего рынка труда Союзного государства.
17. Осуществление совместной политики в области обороны, координации деятельности в области военного строительства, совместного использования военной инфраструктуры, разработки и размещения совместного оборонного заказа, функционирования региональной группировки войск
Принимается единая военная доктрина Союзного государства.
В целях подготовки к реализации данной военной доктрины будут:
создана региональная группировка войск;
завершено формирование совместного оборонного заказа на 2000 год;
проведена инвентаризация объектов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства с задачей определения их реального технико-эксплуатационного состояния, а также в целях окончательного согласования их перечня, определения порядка содержания и совместного использования в интересах региональной группировки войск;
принято Положение о проведении совместных научно-исследовательских работ в интересах министерств обороны государств-участников;
осуществляться подготовка белорусских военнослужащих в высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
Организация осуществления запланированных мероприятий возлагается на совместную Коллегию министерств обороны Российской Федерации и Республики Беларусь.
18. Проведение единой пограничной политики
Государства-участники будут осуществлять согласованную пограничную политику, разработку и реализацию совместных программ по пограничным вопросам на основе принятой Концепции пограничной политики Союза Беларуси и России, которая определяет единые подходы к решению проблем не только на границах Союза, но и в их пограничном пространстве.
Реализация долгосрочной стратегии взаимовыгодного пограничного сотрудничества будет осуществляться по трем этапам:
Основными мероприятиями, проводимыми государствами-участниками, являются:
сближение концептуальных подходов к структурной перестройке охраны границ Союзного государства;
унификация законодательной и нормативно-правовой базы государств-участников в области пограничной политики;
внесение изменений и дополнений в Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Беларусь от 21 февраля 1995 года;
формирование унифицированной системы пограничного и таможенного контроля на границах;
принятие совместной Директивы об организации охраны государственных границ государств-участников;
унификация подходов к заключению международных договоров с третьими странами по пограничным вопросам;
интеграция управления и оптимизация взаимодействия государственных органов государств-участников в области обеспечения безопасности на границах Союзного государства.
19. Совместная деятельность правоохранительных органов и специальных служб
На основе положений Программы по борьбе с различными формами организованной преступности на территории государств-участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года, Концепции безопасности Союза Беларуси и России, международных договоров будет осуществляться тесное взаимодействие в борьбе с преступностью.
унифицируется законодательство в области деятельности правоохранительных органов и специальных служб, совершенствуется российско-белорусская договорно-правовая база сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и безопасности;
проводятся согласованные оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции по предупреждению, выявлению, пресечению распространения противоправных деяний, совершаемых преступными группировками на территории государств-участников;
вводится в эксплуатацию единый межгосударственный банк данных о лицах, причастных к террористической деятельности, незаконным вооруженным формированиям, контрабанде, наркобизнесу и другим наиболее опасным преступлениям;
выявляются и отслеживаются реальные, прогнозируются потенциальные угрозы жизненно важным интересам Союзного государства, налаживается взаимный обмен информацией по вопросам безопасности;
осуществляются мероприятия против негативного информационного воздействия на государственные органы, общественные организации и население Союзного государства, а также пресекаются любые попытки противоправной разведывательной деятельности специальных служб и организаций третьих стран, промышленного шпионажа;
активизируется взаимодействие в области подготовки кадров, научных исследований, разработки и производства вооружения, специальных средств, техники и оборудования для правоохранительных органов и специальных служб.
Совершено в Москве » » 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском и белорусском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.