договор об ограничении обычных вооруженных сил в европе довсе
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Справка
Россия не отказывается от адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и ждет, когда он будет воспринят партнерами по НАТО, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан государствами Варшавского договора и НАТО в 1990 году. Участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция, Чехия), а также США и Канада.
Через год после подписания договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) произошел распад СССР. Обновленный вариант ДОВСЕ с учетом новых условий был подписан в 1999 году на саммите в ОБСЕ в Стамбуле. На его основе должен быть осуществлен переход от блоковой структуры договора к национальным и территориальным уровням вооружений и техники для каждого государства-участника. Сам адаптированный ДОВСЕ должен быть открыт для присоединения любого европейского государства-участника ОБСЕ.
Однако ратифицировали адаптированный договор только четыре страны: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. Грузия и Молдавия отказались от ратификации, требуя вывода российских войск по Стамбульским договоренностям, которые были подписаны вместе с Соглашением об адаптации ДОВСЕ. Из-за этого страны НАТО также блокируют процесс вступления в силу адаптированного договора.
С приемом в НАТО ряда восточноевропейских государств утратил смысл основной принцип договора, касающийся необходимости обеспечения баланса сил.
Договор поддерживается только благодаря обмену информацией и инспекциям.
Позиция России состоит в том, что относящиеся к договору обязательства (сокращение тяжелых вооружений и техники, находившихся на территории Грузии и Молдавии) были выполнены в полном объеме в 2000-2001 годах. Сроки и условия функционирования российских военных баз в Грузии и вывоз военного имущества из Приднестровья носят двусторонний характер и не могут быть препятствием для ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ другими странами.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Публикатор
Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) подписан в Париже 19 ноября 1990 г. Вступил в силу 9 ноября 1992 г. Депозитарий – Нидерланды.
На сегодняшний день участниками ДОВСЕ являются 28 государств Европы (Армения, Азербайджан, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Люксембург, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия[*], Румыния, Словакия, Турция, Украина, Франция и Чехия), а также США и Канада.
Целью введения зональных (региональных) ограничений было понижение плотности вооружений в полосах соприкосновения ОВД и НАТО. Выделение в отдельную зону с жёсткими ограничениями т.н. флангового района, включавшего обширные территории на севере и юге Европы, оказалось крайне невыгодным для России, однако в полной мере это стало ясно лишь после прекращения существования Варшавского Договора и СССР.
Однако с прекращением существования ОВД, а затем и СССР*, выводом советских/российских войск из Центральной и Восточной Европы, Балтии и республик СНГ, возникновением ряда очагов конфликтов и особенно с расширением НАТО, договорные механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил между двумя военно-политическими союзами, стали утрачивать своё значение. В первую очередь это произошло из-за того, что блок НАТО в результате расширения превысил установленные для него Договором уровни.
Практически сразу же после подписания Соглашения об адаптации ДОВСЕ они под воздействием США взяли курс на затягивание процесса введения этого документа в действие. Так, начало его ратификации стало увязываться с выполнением Россией не относящихся к контролю над вооружениями условий, связанных, в частности, с выводом российских войск с территории Грузии и Молдавии. Россия, выполнив все относящиеся к ДОВСЕ договорённости, считала эту увязку неправомерной. Кроме того, страны НАТО игнорировали конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса (возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле в сфере обычных вооружений в Европе; понижение суммы разрешённых уровней и наличий обычных вооружений стран НАТО в целях компенсации потенциала, приобретённого альянсом в результате двух волн расширения; принятие политического решения об отмене фланговых подуровней для территории России; разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующей сдержанности в период до его согласования; вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации; разработка условий присоединения к ДОВСЕ новых участников и дальнейшая модернизация договора), ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу.
Сложившаяся ситуация потребовала приостановления Российской Федерацией применения, выполнения Договора. Реализация соответствующих нормативных актов началась 12 декабря 2007 г. В практическом плане это означало приостановление всей деятельности России по выполнению ДОВСЕ и связанных с ним документов (Будапештского Соглашения и Флангового Документа). При этом мы подчёркивали, что приостановление – не самоцель, а средство борьбы РФ за обновление режима контроля над обычными вооружениями в Европе.
В ноябре 2011 г. страны альянса объявили в рабочем органе по ДОВСЕ Совместной консультативной группе (СКГ), заседания которой проходят в Вене, о приостановке представления российской стороне информации по Договору и приёма российских инспекций на своей территории, мотивируя это «необходимостью отреагировать на действующий с 2007 г. российский мораторий». США, однако, заявили, что намерены в порядке доброй воли информировать Россию о любых значительных изменениях в своих вооружённых силах в Европе.
11 марта 2015 г. Россия приостановила своё участие и в работе СКГ (наши интересы в этом органе теперь представляет делегация Белоруссии).
В сентябре 2016 г. в Вене без нашего участия прошла очередная конференция по рассмотрению действия ДОВСЕ. Итоговый документ не был принят.
С учётом нынешних политических реалий возвращаться к выполнению ДОВСЕ Россия не намерена. По нашим оценкам, Договор себя изжил.
Россия выступает за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ), соответствующего современным потребностям, исключающего возможность силового решения международных проблем и основывающегося на принципах равной и неделимой безопасности, сбалансированности прав и обязательств сторон.
На СМИД ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 г. запущено решение о запуске неформального «структурированного диалога» по вызовам безопасности в регионе ОБСЕ. Его цель Россия видит в деэскалации ситуации, снижении военного противостояния, восстановлении отношений по военной линии.
Договор об ограничении обычных вооруженных сил в европе довсе
____________________________________________________________________
Действие настоящего Договора в отношении Российской Федерации приостановлено на основании
Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 276-ФЗ
____________________________________________________________________
* Вступил в силу для Российской Федерации 9 ноября 1992 года.
Королевство Бельгии, Республика Болгария, Венгерская Республика, Федеративная Республика Германия, Греческая Республика, Королевство Дания, Республика Исландия, Королевство Испания, Итальянская Республика, Канада, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Республика Польша, Португальская Республика, Румыния, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Союз Советских Социалистических Республик, Турецкая Республика, Французская Республика и Чешская и Словацкая Федеративная Республика, ниже именуемые Государствами-участниками,
руководствуясь Мандатом переговоров по обычным вооруженным силам в Европе от 10 января 1989 года и проведя в Вене эти переговоры, начавшиеся 9 марта 1989 года;
руководствуясь целями и задачами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в рамках которого велись переговоры по настоящему Договору;
напоминая их обязательство воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целью и принципами Устава Организации Объединенных Наций;
сознавая необходимость предотвращения любого военного конфликта в Европе;
сознавая совместную ответственность, которую все они несут за то, чтобы достичь большей стабильности и безопасности в Европе;
стремясь заменить военную конфронтацию новым характером отношений безопасности между всеми Государствами-участниками на основе мирного сотрудничества и тем самым внести вклад в преодоление раздела Европы;
будучи приверженными целям установления безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе на более низких, чем до сих пор, уровнях, ликвидации неравенств, наносящих ущерб стабильности безопасности, и ликвидации, в порядке первоочередного приоритета, потенциала для осуществления внезапного нападения и для начала крупномасштабных наступательных действий в Европе;
напоминая, что они подписали или присоединились к Брюссельскому договору 1948 года, Вашингтонскому договору 1949 года или Варшавскому договору 1955 года и что они имеют право быть или не быть участниками союзных договоров;
будучи приверженными цели обеспечить, чтобы в пределах района применения настоящего Договора количества обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, не превышали 40000 боевых танков, 60000 боевых бронированных машин, 40000 артиллерийских единиц, 13600 боевых самолетов и 4000 ударных вертолетов;
подтверждая, что настоящий Договор не имеет целью оказать отрицательное воздействие на интересы безопасности любого государства;
подтверждая свою приверженность продолжению процесса контроля над обычными вооружениями, включая переговоры, принимая во внимание будущие требования в отношении европейской стабильности и безопасности в свете развития политической обстановки в Европе;
согласились о нижеследующем:
1. Каждое Государство-участник выполняет обязательства, изложенные в настоящем Договоре, в соответствии с его положениями, включая обязательства, относящиеся к следующим пяти категориям обычных вооруженных сил: боевых танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и боевые вертолеты.
2. Каждое Государство-участник осуществляет также другие меры, изложенные в настоящем Договоре, направленные на обеспечение безопасности и стабильности как в период сокращения обычных вооруженных сил, так и после завершения сокращений.
3. Настоящий Договор включает Протокол о существующих типах обычных вооружений и техники, ниже именуемый Протоколом о существующих типах, с Приложением к нему; Протокол о процедурах, регулирующих переклассификацию конкретных моделей или вариантов учебно-боевых самолетов в невооруженные учебные самолеты, ниже именуемый Протоколом о переклассификации самолетов; Протокол о процедурах, регулирующих сокращения обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором об обычных вооруженных силах в Европе, ниже именуемый Протоколом о сокращениях; Протокол о процедурах, регулирующих классификацию боевых вертолетов и переклассификацию многоцелевых ударных вертолетов, ниже именуемый Протоколом о переклассификации вертолетов; Протокол об уведомлениях и обмене информацией, ниже именуемый Протоколом об обмене информацией, с Приложением о формате для обмена информацией, ниже именуемым Приложением о формате; Протокол об инспекциях; Протокол о Совместной консультативной группе и Протокол о временном применении некоторых положений Договора об обычных вооруженных силах в Европе, ниже именуемый Протоколом о временном применении. Каждый из этих документов является неотъемлемой частью настоящего Договора.
1. Для целей настоящего Договора:
(А) Термин «группа Государств-участников» означает группу Государств-участников, которые подписали Варшавский договор* 1955 года, включающую Республику Болгария, Венгерскую Республику, Республику Польша, Румынию, Союз Советских Социалистических Республик и Чешскую и Словацкую Федеративную Республику, либо группу Государств-участников, которые подписали или присоединились к Брюссельскому договору** 1948 года или Вашингтонскому договору*** 1949 года, включающую Королевство Бельгия, Федеративную Республику Германии, Греческую Республику, Королевство Дания, Республику Исландия, Королевство Испания, Итальянскую Республику, Канаду, Великое Герцогство Люксембург, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Португальскую Республику, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Турецкую Республику и Французскую Республику.
* Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный в Варшаве 14 мая 1955 года.
** Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне, подписанный в Брюсселе 17 марта 1948 года.
*** Североатлантический договор, подписанный в Вашингтоне 4 апреля 1949 года.
(В) Термин «район применения» означает всю сухопутную территорию Государств-участников в Европе от Атлантического океана до Уральских гор, которая включает все европейские островные территории Государств-участников, включая Фарерские острова Королевства Дания, Свальбард (Шпицберген), включая остров Медвежий, Королевства Норвегия, Азорские острова и Мадейру Португальской Республики, Канарские острова Королевства Испания и Землю Франца-Иосифа и Новую Землю Союза Советских Социалистических Республик. В случае Союза Советских Социалистических Республик район применения включает всю территорию, простирающуюся к западу от реки Урал и Каспийского моря. В случае Турецкой Республики район применения включает территорию Турецкой Республики к северу и западу от линии, простирающейся от точки пересечения турецкой границы с 39-й параллелью до Мурадие, Патноса, Караязи, Текмана, Кемалие, Феке, Джейхана, Доганкента, Гезне и далее до моря.
Боевыми танками являются гусеничные бронированные боевые машины, имеющие сухой вес не менее 16,5 метрических тонн и вооруженные пушкой калибра не менее 75 миллиметров, имеющей угол поворота в горизонтальной плоскости в 360 градусов. Кроме того, поступающие на вооружение любые колесные бронированные боевые машины, которые отвечают всем другим вышеуказанным критериям, также считаются боевыми танками.
(D) Термин «боевая бронированная машина» означает самоходную машину, обладающую бронезащитой и проходимостью по пересеченной местности. Боевые бронированные машины включают бронетранспортеры, боевые машины пехоты и боевые машины с тяжелым вооружением.
(Е) Термин «сухой вес» означает вес машины без учета веса боеприпасов, горюче-смазочных материалов, съемной реактивной брони, запасных частей, инструментов и принадлежностей, съемного оборудования для подводного вождения, экипажа и его личного имущества.
(F) Термин «артиллерия» означает системы большого калибра, способные поражать наземные цели главным образом с закрытых огневых позиций. Такие артиллерийские системы обеспечивают общевойсковым формированиям основную огневую поддержку с закрытых огневых позиций.
К артиллерийским системам большого калибра относятся пушки, гаубицы, артиллерийские орудия, сочетающие свойства пушек и гаубиц, минометы и реактивные системы залпового огня с калибром 100 миллиметров и выше. Кроме того, любая будущая система большого калибра для ведения огня прямой наводкой, которая обладает эффективной вторичной способностью вести огонь с закрытых огневых позиций, засчитывается в предельные уровни для артиллерии.
(G) Термин «размещенные обычные вооруженные силы» означает обычные вооруженные силы Государства-участника, размещенные в пределах района применения на территории другого Государства-участника.
(Н) Термин «обозначенное место постоянного складского хранения» означает место с четко определенной физической границей, содержащее обычные вооружения и технику, ограничиваемые Договором, которые засчитываются в общие предельные уровни, но не подпадают под ограничения на обычные вооружения и технику, ограничиваемые Договором, в регулярных частях.
(I) Термин «танковый мостоукладчик» означает самоходную бронированную машину транспортер-укладчик, способную нести и посредством встроенных механизмов устанавливать и снимать мостовую конструкцию. Такая машина с мостовой конструкцией действует как единая система.
(J) Термин «обычные вооружения и техника, ограничиваемые Договором» означает боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты и ударные вертолеты, подпадающие под количественные ограничения, установленные в статьях IV, V и VI.
(L) Термин «боевой вертолет» означает винтокрылый летательный аппарат, вооруженный и оснащенный для поражения целей или оснащенный для выполнения других военных функций. Термин «боевой вертолет» включает ударные вертолеты и вертолеты боевого обеспечения. Термин «боевой вертолет» не включает невооруженные транспортные вертолеты.
(Q) Термин «обычные вооружения и техника, подпадающие под действие Договора» означает боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты, учебно-тренировочные самолеты, невооруженные учебные самолеты, боевые вертолеты, невооруженные транспортные вертолеты, танковые мостоукладчики, бронетранспортеры-подобные и боевые машины пехоты-подобные, подлежащие обмену информацией в соответствии с Протоколом об обмене информацией.
(R) Термин «находящиеся на вооружении» применительно к обычным вооруженным силам и обычным вооружениям и технике означает боевые ткани, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты, учебно-тренировочные самолеты, невооруженные учебные самолеты, боевые вертолеты, невооруженные транспортные вертолеты, танковые мостоукладчики, бронетранспортеры-подобные, боевые машины пехоты-подобные, которые находятся в пределах района применения, за исключением тех, которые имеются в наличии у организаций, предназначенных и структурно организованных для осуществления в мирное время функций обеспечения внутренней безопасности, или тех, которые отвечают любым исключениям, изложенным в статье III.
(Т) Термин «место сокращения» означает четко обозначенное место, где проводится сокращение обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, в соответствии со статьей VIII.
(U) Термин «норма сокращения» означает количество в каждой категории обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором, которое Государство-участник обязуется сократить в течение периода в 40 месяцев, следующего за вступлением в силу настоящего Договора, в целях обеспечения соблюдения статьи VII.
2. Существующие типы обычных вооружений и техники, подпадающие под действие Договора, перечислены в Протоколе о существующих типах. Эти перечни существующих типов периодически обновляются в соответствии с подпунктом (D) пункта 2 статьи XVI и разделом IV Протокола о существующих типах. Такие обновления перечней существующих типов не рассматриваются как поправки к настоящему Договору.
3. Существующие типы боевых вертолетов, перечисленные в Протоколе о существующих типах, классифицируются в соответствии с разделом 1 Протокола о переклассификации вертолетов.
1. Для целей настоящего Договора Государства-участники применяют следующие правила счета.
Все боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и ударные вертолеты, как они определены в статье II, в пределах района применения, подпадают под количественные ограничения и другие положения, изложенные в статьях IV, V и VI, за исключением тех, которые в соответствии с обычной практикой Государства-участника:
(А) находятся в процессе производства, включая связанные с производством испытания;
(В) используются исключительно для целей исследований и разработок;
(С) относятся к историческим экспонатам;
(D) ожидают утилизации после списания с вооружения в соответствии с положениями статьи IX;
(Е) ожидают экспорта или реэкспорта или переоборудуются для экспорта или реэкспорта и временно остаются в пределах района применения. Такие боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерия, боевые самолеты и ударные вертолеты размещаются в других местах, нежели места, объявленные согласно положениям раздела V Протокола об обмене информацией, или не более чем в 10 таких объявленных местах, которые были уведомлены при ежегодном обмене информацией в предшествовавшем году. В последнем случае они должны быть раздельно отличимы от обычных вооружений и техники, ограничиваемых Договором;
(F) имеются, в случае бронетранспортеров, боевых машин пехоты, боевых машин с тяжелым вооружением или многоцелевых ударных вертолетов, в наличии у организаций, созданных и структурно организованных для осуществления в мирное время функций обеспечения внутренней безопасности; или
(G) следуют транзитом через район применения из пункта, лежащего за пределами района применения, в конечный пункт, лежащий за пределами района применения, и находятся в районе применения не более семи дней в целом.
2. Если в отношении любых таких боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерии, боевых самолетов или ударных вертолетов, о которых необходимо предоставлять уведомление в соответствии с положениями раздела IV Протокола об обмене информацией, Государство-участник уведомляет о необычно большом количестве в более чем двух последовательных ежегодных обменах информацией, оно разъясняет причины, в случае запроса, в Совместной консультативной группе.
1. В пределах района применения, как он определен в статье II, каждое Государство-участник ограничивает и, при необходимости, сокращает свои боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, боевые самолеты и ударные вертолеты таким образом, чтобы через 40 месяцев после вступления в силу настоящего Договора и в дальнейшем для группы Государств-участников, к которой оно принадлежит, как она определена в статье II, суммарные количества не превышали:
«Запад не оставил иного выбора»: к каким последствиям привела полная приостановка Россией действия ДОВСЕ
Пять лет назад Россия приостановила своё участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Такое решение означало, что приостановка действия самого ДОВСЕ, объявленная РФ ещё в 2007 году, с этих пор стала полной. При этом формально Москва продолжает оставаться участницей соглашения.
МИД РФ объяснил выход из переговоров тем, что страны НАТО фактически обходили положения договора. Также Москва указала на нежелание западных государств вести диалог о новом режиме контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ).
«В этих условиях продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для Российской Федерации бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным — с финансово-экономической», — заявил тогда руководитель делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антон Мазур.
В свою очередь, директор Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов в интервью Интерфаксу заявил, что представители западноевропейских государств «самоустранились» от работы в Совместной консультативной группе по ДОВСЕ и «отдали всё на откуп России и США».
«Когда WikiLeaks опубликовал секретные документы, материалы Госдепа, подтвердилось то, что мы и тогда видели: США запретили союзникам обсуждать любые субстантивные вопросы в СКГ. В этих условиях большого смысла в продолжении нашего участия в СКГ уже не было», — подчеркнул Ульянов.
На Западе негативно отреагировали на решение России. Главы МИД Германии, Франции и Польши опубликовали совместное заявление, где назвали приостановку РФ переговоров по ДОВСЕ «ещё одним тревожным сигналом со стороны Москвы». В документе говорится, что Россия таким образом «ослабляет архитектуру безопасности в Европе».
Подорванное равновесие
Договор об обычных вооружённых силах в Европе был заключён в Париже 19 ноября 1990 года и вступил в силу 9 ноября 1992 года. Его участниками стали 16 государств НАТО, включая США, и шесть стран Организации Варшавского договора (ОВД), которая прекратила своё существование в 1991 году.
ДОВСЕ был направлен на установление безопасного баланса сил для недопущения конфликта в Европе. С этой целью государства Североатлантического альянса и ОВД обязались соблюдать определённые лимиты в сфере обычных (неядерных) вооружений.
В частности, соглашение устанавливало для противостоящих друг другу военно-политических блоков квоты на пять основных категорий обычных вооружений. Так, ВС НАТО не могли иметь более 24 093 танков (ОВД — 21 473), 33 827 бронемашин (ОВД — 32 702), 19 831 артиллерийской системы калибра 100 мм и выше (ОВД — 20 368), 5118 боевых самолётов (ОВД — 6461), 1685 ударных вертолётов (ОВД — 1189).
Также договор ввёл лимиты на развёртывание военной техники в так называемых фланговых зонах до 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем. В ОВД ограничения касались Болгарии, Румынии и нескольких военных округов СССР (Закавказского, Ленинградского, Северо-Кавказского и Одесского), в НАТО — Турции, Греции, Норвегии и Исландии. Для проверки соблюдения условий ДОВСЕ была создана система взаимных инспекций.
В МИД РФ считают Договор об обычных вооружённых силах в Европе достаточно действенным и эффективным документом для периода начала 1990-х годов. В Москве полагают, что ДОВСЕ подвёл черту под эпохой межблокового противостояния и установил «равновесие сил двух союзов на пониженных уровнях».
После распада СССР и социалистической системы, как отмечают в российском внешнеполитическом ведомстве, соглашение позволило «провести быстрое и сбалансированное сокращение большого количества избыточных вооружений и техники», доставшихся государствам НАТО и ОВД в наследство от холодной войны.
Однако ДОВСЕ потерял свою актуальность с прекращением существования соцлагеря, выводом советских (российских) войск из Восточной Европы и республик СНГ, расширением Североатлантического альянса и возникновением новых очагов конфликтов. По инициативе Москвы 19 ноября 1999 года в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооружённых силах в Европе, которое учитывало изменение баланса сил в регионе в связи с увеличением числа стран НАТО. Однако документ ратифицировали только РФ, Казахстан, Белоруссия и Украина, и он так и не вступил в силу.
«Кроме того, страны НАТО игнорировали конкретные российские предложения по выводу ДОВСЕ из кризиса, ограничиваясь обещаниями обсудить их позже, после вступления адаптированного Договора в силу», — говорится в материалах МИД РФ.
В своём комментарии МИД РФ заявил, что с учётом позиции Запада лимиты, предусмотренные договором от 1990 года, «утратили всякий смысл». Более того, страны — члены альянса «вышли за ограничения старого ДОВСЕ на количества вооружений военно-политического союза».
За последние годы официальная позиция Москвы не поменялась. Россия выступает за создание принципиально нового режима контроля над обычными вооружениями в Европе. При этом в НАТО продолжают апеллировать к необходимости возвращения Москвы к исполнению условий ДОВСЕ.
«Сократить взаимные опасения»
В беседе с RT руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН, академик Алексей Арбатов констатировал, что подписание ДОВСЕ в 1990 году внесло значимый вклад в прекращение холодной войны. Однако две волны расширения НАТО на Восток в 1999 и 2004 годах нарушили баланс сил, предусмотренный соглашением.
Как полагает эксперт, потребность в механизме контроля над обычными вооружениями в Европе не исчезла. Соответствующий документ, адаптированный к современным военно-политическим реалиям, позволил бы избежать эскалации новых вооружённых конфликтов и уменьшил бы напряжённость в отношениях между Москвой и Западом.
«РФ испытывает большое беспокойство по поводу безопасности своих западных границ. Альянс наращивает военную инфраструктуру и численность вооружённых сил в Восточной Европе под предлогом «российской угрозы». Новый договор позволил бы сократить взаимные опасения и уменьшить количество опасных инцидентов, которые регулярно происходят в воздухе и на море», — пояснил Арбатов.
В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин отметил, что из-за наращивания европейских и американских вооружённых сил в Прибалтике Москва разместила в Западном военном округе оперативно-тактические комплексы «Искандер» и другие ударные вооружения.
«Россия настаивала на том, чтобы механизм контроля над обычными вооружениями распространился на Латвию, Литву и Эстонию, которые были включены в НАТО в 2004 году. Прибалтика остаётся своеобразной серой зоной, где Запад гипотетически может размещать любое количество войск. Альянс не пошёл навстречу Москве и теперь постоянно сетует на военную активность РФ, причём на её же западных рубежах», — сказал Литовкин.
Как считает аналитик, снятие ограничений, которые предполагали условия ДОВСЕ, способствовало укреплению обороноспособности России на фоне расширения военной инфраструктуры НАТО. За последние годы в армии РФ в разы увеличилось количество новой и модернизированной техники, а также усложнились задачи на военных учениях.
«К 2020 году мы достигли впечатляющих показателей переоснащения армии и флота. Практически все учения сопровождаются переброской войск и привлечением разнородных сил для разгрома условного противника. Запад не оставил России иного выбора, как развивать вооружённые силы, которые сейчас способны нанести поражение любому агрессору», — подчеркнул Литовкин.