договор оферта на потребительский кредит
Акцепт оферты или особенности получения кредита
Из обращений потребителей следует, что зачастую в силу незнания юридических тонкостей и беглого прочтения документов перед их подписанием, потребители считают, что поданного ими заявления в адрес банка недостаточно для подтверждения возникновения каких-либо договорных обязательств перед банком. И так как письменный договор не подписан обеими сторонами, то и соответствующих отношений между банком и клиентом не существует.
В соответствии с ч.2 ст.432 ГК РФ договор заключается посредством направления заявления (оферты) одной из сторон и ее принятия (акцепта) другой стороной. Как правило, банк акцептирует оферту (принимает заявление путем открытия счета, что соответствует требованиям ст.ст. 433, 435, 438 ГК РФ. То есть банк, открыв счет потребителю, принимает предложение о заключении договора, изложенное в заявлении.
В соответствии с ч.3 ст.434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п.3 ст.438 ГК РФ, которая гласит: совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (в данном случае, открытие счета) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Таким образом, если банк открывает заемщику счет в ответ на предложение о заключении договора, письменная форма договора считается соблюденной.
Напоминаем, что при подписании заявления, в первую очередь следует внимательно ознакомиться с его содержанием, а именно с существенными условиями договора: размером, сроком, процентной ставкой по кредиту, ежемесячной выплатой, а также с приложениями, указанными в заявлении и содержащими перечень штрафных санкций за просрочку платежа, размер платы за расчетно-кассовое обслуживание и т.д.
Оферта для бизнеса: инструкция по применению
Моментальные сделки и платежи без лишних согласований, сокращение документооборота и, конечно, удобство для покупателя – все это оферта. Рассказываем, как избежать ошибок и предусмотреть все риски при составлении документа.
Чем оферта отличается от договора?
С юридической точки зрения, оферта – это предложение, которое поступает от продавца к покупателю. Оно может быть сформулировано устно при личной встрече или по телефону: «Готовы продать полтонны картофеля по 20 р./кг. Оплата наличными».
Оферту можно добавить в рекламу: «Кредиты под 12% годовых на срок от 1 года», на продающий сайт или в электронное письмо: «Консультации по вопросам гражданского права – 1000 рублей в час, принимаю оплату через электронный кошелек».
Преимущество оферты – скорость заключения сделки. Клиент заранее видит все условия, соглашается с ними и производит оплату товара или услуги. То есть, продавец и покупатель не тратят время на согласование и подписание договора, не занимаются пересылкой бумажных документов.
Чтобы предложение для покупателей стало офертой, то есть конкретным шагом к сделке, в тексте нужно сформулировать обязательные условия. Юристы называют их существенными.
Если говорить проще, оферта является законной, если дает ответ на следующие вопросы:
Кто и что предлагает?
В какие сроки и каким образом?
Во сколько это обойдется?
Как оплатить покупку?
Иногда на сайтах или в рекламных рассылках встречаются фразы: «Заключаем договор оферты» или «продаем по договору-оферте». Это неверная формулировка, так как договор – это соглашение сторон, а оферта – призыв к заключению этого соглашения. То есть, термины разные, а потому смешивать их нельзя.
Оферта бывает простой или публичной: все зависит от того, кому адресовано предложение заключить договор. Если конкретному адресату (не важно, речь о господине Петрове или компании «Васильки»), то речь идет о простой оферте, если мы не определяем круг заинтересованных лиц, то есть приглашаем к сделке всех желающих, оферта считается публичной.
Как правильно составить текст оферты?
Есть существенные условия, без которых оферту не признает клиент, суд или Роспотребнадзор. Это могут быть:
сведения о продавце;
условия покупки: цена, способ оплаты;
информация о том, как обменять, вернуть товар;
условия акцепта (принятия оферты).
Список не окончательный, так как содержание оферты во многом зависит от предмета сделки. Юристы рекомендуют ориентироваться на Гражданский кодекс, закон о защите прав потребителей, а также правила реализации некоторых видов товаров. Владельцам интернет-магазинов помогут правила дистанционной торговли.
К примеру, если речь идет об оказании услуг, то существенные условия для составления оферты определяются 37-ой главой ГК («Подряд»). При сделках, связанных с продажей товаров, руководствоваться нужно главой 30, посвященной договорам купли-продажи.
Что будет, если составитель оферты проигнорирует существенные условия? Допустим, фотоателье разместило рекламу: «Реставрация фотографии всего за 100 р.». Если при составлении оферты предприниматель не пропишет в тексте информацию согласно п.1 ст. 732 ГК РФ, клиент может потребовать возврата денег и возмещения убытков на основании того, что работа была сделана плохо. И суд встанет на его сторону, так как исполнитель в оферте не оговорил качество исходных материалов, критерии выполнения работ и пр. То есть, хорошо или плохо отреставрирована фотография определяет клиент, основываясь на своих ожиданиях и представлениях.
Рассмотрим основные пункты любой оферты подробнее.
1. Кто продает?
В оферте нужно указать основную информацию о компании или предпринимателе, включая название, ФИО руководителя, реквизиты, контактные данные. Сведения можно поместить на видное место или прописать в нижней части рекламного листа, сайта или баннера мелким шрифтом.
2. Кому продает?
Обязательно укажите в оферте, кто может приобрести продукт: физические лица, ИП, юридические компании. К примеру, если вы организуете, курсы повышения квалификации для оценщиков, пропишите, что приглашаете на занятия специалистов с высшим или профильным образованием, имеющих опыт работы в данной сфере, а также необходимую разрешительную документацию.
Формулируя ограничения, не забывайте о статье 5.62 КоАП («Дискриминация»): не включайте в оферту требования определенного пола, расы, национальности и пр. Исключение можно сделать только в том случае, когда покупатели определенной группы физически не смогут воспользоваться предложением. Например, мужчины не смогут прийти на осмотр гинеколога, а покупатели из Москвы не получат горячий бизнес-ланч из кафе во Владивостоке.
3. Акцепт
Напомним, что оферта – это всего лишь приглашение заключить договор. Чтобы предложение оформилось в официальный документ, клиент должен согласиться со всеми условиями (акцептовать).
Акцептом можно «назначить» оплату покупки, завершение регистрации личного кабинета или любое другое действие. Обратите внимание, что в сфере B2B в оферту добавляют описание процедуры верификации другой стороны, чтобы исключить случаи, когда предложение акцептует неуполномоченное лицо.
Проще говоря, чтобы договор заключал соответствующий менеджер, а не водитель, работающий в той же компании. Обычно для верификации просят указать реквизиты организации, выслать подписанное согласие или заявление и пр.
4. Изменение оферты
Оферту можно менять в любой момент и по любым причинам: например, поднимать или снижать цены, добавлять или убирать бесплатную доставку. Главное, сообщить клиентам, когда именно нововведения начнут действовать:
«ИП Петров оставляет за собой право вносить изменения в оферту и договор. Новые документы вступают в силу через 3 дня с момента опубликования на сайте таком-то».
Важно! Новые правила не затронут уже существующих клиентов. Пересогласование заключенных ранее договоренностей возможно, если подобная процедура была прописана в документе с самого начала:
«ООО «Авось» может менять текст оферты и договора без предварительного согласования с клиентами. Заинтересованные лица будут оповещены по SMS за 10 дней до вступления в силу новой редакции. В случае согласия с изменениями, клиент должен отправить ответное SMS с согласием до истечения 10-дневного срока. В противном случае все прежние договоренности будут считаться расторгнутыми».
Вместо SMS можно выбрать любой другой формат действия: звонок, электронное письмо, сообщение в онлайн-чате. Главное, чтобы подобный шаг позволил идентифицировать клиента и зафиксировать время и дату оповещения.
5. Предмет сделки
Оферта рассказывает клиенту, что он получит после акцепта (оплаты, регистрации, подачи заявки и пр.). Если стулья – то «5 деревянных стульев из коллекции «Стиль», если знания – то «консультация юрисконсульта 1 категории по вопросу авторского права продолжительностью 1 час».
Приведем основные требования к описанию товаров и услуг в оферте:
Товар: количество, вес, размер, внешний вид, правила хранения, состав, изготовитель, сведения о прежних владельцах, проведенных ремонтах, сроках годности и гарантиях, способ применения и пр.
Услуги: кто будет оказывать – квалификация, должность работника; что из себя представляет услуга – пример консультации, макет сайта, фрагмент видеоурока; сроки – урок длительностью 1 час, готовый макет сайта в течение 3 дней с момента согласования технического задания и пр.
Не обязательно прописывать условия в самой оферте: вы можете сослаться на действующий каталог товаров, программу обучения, либо страницу с подробной информацией.
6. Цена
Если клиент понимает, во сколько ему обойдется товар или услуга с учетом стоимости доставки, скидок, бонусов, процентов и любых других условий, то оферта сформулирована правильно. Если при оплате покупатель несет дополнительные расходы, сообщите об этом заранее: «Стоимость услуги не включает банковскую комиссию или вознаграждение платежных систем».
Нередко предприниматели добавляют на сайт (в рекламу или условия акции) строчку: «Информация об акции не является публичной офертой.», чтобы обезопасить себя от различных рисков, связанных с ценой товара. Однако юридическая сила этих слов не всегда действует, так как сайт при наличии существенных условий (описание продукта, стоимость, условия доставки и возврата) сам по себе является офертой. Поэтому если по ошибке цена на телевизор окажется 1 рубль, то покупатель вправе получить технику именно за указанную цену, в том числе через суд.
Цену и другие условия, можно вынести на отдельную страницу для удобства пользователя или сослаться на действующие расценки в каталоге.
7. Способ оплаты
В идеале в оферте должны быть прописаны все способы оплаты, которые предлагает компания. Исключение – временные акции, по которым возможны ограничения:
«Получите третий товар в корзине бесплатно при оплате через электронный кошелек Такой-то».
8. Доставка заказа
Из оферты покупатель узнает, где и как он сможет получить товар: дома, в почтовом отделении, в пункте выдачи и пр. Если существуют какие-то условия, продавец обязан прописать их максимально подробно:
Если функции доставки возложены на стороннюю компанию, пропишите этот момент в оферте. Тогда в случае утери или порчи товара при транспортировке отвечать перед судом или Роспотребнадзором будет перевозчик:
«Доставку выполняет компания ООО «Такая-то». Перевозчик несет ответственность за соблюдение срока доставки и сохранность товара».
9. Урегулирование вопросов, проблем, претензий
В оферте нужно прописать (или оставить ссылку на страницу с подробной информацией), как клиент сможет:
вернуть бракованный товар;
обменять один товар на другой;
отказаться от покупки и вернуть деньги;
воспользоваться гарантией от магазина и пр.
Например, можно прописать обязательное досудебное урегулирование – в этом случае, клиент не сможет напрямую пожаловаться в суд, а сначала сообщит продавцу о своих претензиях:
«Все споры обязательно решаются в досудебном порядке. Для этого покупатель направляет претензию на электронную почту компании. Компания обязуется в течение 20 дней изучить проблему и сформулировать ответ. Если клиент не согласен с решением, он вправе подать иск в суд».
Юристы рекомендуют прописать в оферте все, что может пойти не так: от срыва сроков доставки и неработающего сайта до проблем со связью:
«Если клиент не выходит на связь в течение 20 минут с начала урока, урок считается проведенным. Деньги за урок не возвращаются».
10. Что еще можно включить в оферту?
Название. Будет полезно, если на сайте продается сразу несколько продуктов или услуг.
Акты. Если продавец – ИП или розничная компания, то в оферту можно включить следующую фразу: «Качество услуг подтверждается оплатой. Подписание актов не требуется».
Персональные данные. Если вы собираете, храните, обрабатываете персональную информацию, либо передаете ее третьим лицам (например, службе доставки), об этом нужно сообщить в оферте.
Закрывающие документы. Если сотрудничество предполагает формирование, сверку, согласование или подписание документов, включите в оферту строчку следующего вида: «Документы направляются по указанному при регистрации электронному адресу. Переписка по электронной почте имеет юридическую силу, в т.ч. для суда. Данный способ обмена документами и информаций считается надлежащим».
Кому подойдет оферта?
По закону оферты могут работать все: и предприниматели, и юридические лица, и даже самозанятые. Ограничений нет. Однако удобнее всего использовать оферту для реализации типовых товаров или услуг, не требующих персонального подхода и долгих согласований.
Проще говоря, если условия сделки едины для всех покупателей, то смело готовьте оферту. Если нужно каждый случай сотрудничества разбирать отдельно, воспользуйтесь индивидуальными договорами.
К примеру, репетитор для школьников предлагает два формата занятий:
Записанные видеоуроки, к которым прилагаются упражнения для закрепления и контрольные тесты. Программа одна для всех, поэтому для таких продаж лучше выбрать оферту.
Персональные занятия, продолжительность, количество и содержание которых зависит от знаний конкретного ученика. Например, одному школьнику нужно наверстать пропущенные за время болезни уроки, другому – подготовиться к ЕГЭ. В этом случае репетитор заключает индивидуальные договоры.
Преимущества оферты
Подводя итог, перечислим главные преимущества оферты:
Мгновенные сделки: чтобы продать товар, не нужно заключать договоры. Достаточно один раз подготовить оферту, чтобы получить сотни акцептов.
Юридическая защита. Оферта – это легитимный документ, который защитит от претензий покупателя перед лицом суда или Роспотребнадзора. Конечно, если вы учли рекомендации и правильно составили текст.
Быстрая оплата. По обычному договору оплата приходит только после согласования и подписания документов. В случае с офертой клиент сразу оплачивает товар или услугу, тем самым подтверждая согласие со всеми условиями оферты.
Простой язык и оформление. Оферта, в отличие от традиционных договоров, пишется доступным для клиента языком. Главное конкретно изложить все условия, вопросы, риски и гарантии. Отдельные пункты можно выносить на специальные страницы для удобного восприятия.
Рекомендации потребителям при заключении кредитного договора
1. При продаже товаров в кредит путем заключения с организацией-продавцом договора розничной купли-продажи с рассрочкой платежа (в настоящее время используется редко).
2. Посредством предоставления заемщику денежных средств по соответствующему кредитному договору.
Обе указанные разновидности гражданских сделок имеют схожие требования к оформлению обязательств (в частности, обязательность письменной формы договора) и к предоставлению информации потребителям. Но мы остановимся на второй, как самой востребованной в наше время.
Получение кредита предполагает обязанность вернуть кредитной организации в установленные кредитным договором сроки основную сумму долга (сумму, которая была получена от банка), а также уплатить проценты за пользование кредитом.
При выборе кредитной организации необходимо обратить внимание на следующее:
1. Кредитная организация (исполнитель) обязана иметь вывеску с указанием фирменного наименования своей организации, места ее нахождения (адресе), режима работы (п.1 ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей») и указывать всю эту информацию в договоре.
3. Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. В лицензии перечисляются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а так же валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия (ст.13 «О банках и банковской деятельности») и информация о ней должна быть представлена наглядно в месте заключения договора и указана в договоре.
3. Для принятия решения о получении потребительского кредита следует получить от сотрудников кредитной организации, банка исчерпывающую информацию обо всех без исключения условиях, на которых осуществляется кредитование, в том числе платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием (погашением).
Помните! Ваше право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено федеральным законодательством (статья 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», статья 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»). К такой информации, в том числе, относятся: предоставление сведений о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы. Внимательно изучите условия кредитования. Обратите внимание на содержащиеся в них ссылки на тарифы осуществления банком услуг, на программы кредитования. Запросите и детально изучите информацию об этих тарифах у сотрудников банка. Принятию наилучшего решения может способствовать изучение предложений нескольких банков, выдающих потребительские кредиты. Полученная информация позволит Вам сравнить предложения по потребительским кредитам разных банков. Не спешите подписывать документы. Перед подписанием кредитного договора тщательно изучите его, посоветуйтесь со знающими людьми. В этих целях, по возможности, возьмите кредитный договор домой, более внимательно изучите его условия, особенно устанавливающие Ваши обязанности (обязательства, ответственность), убедитесь, что кредитный договор не содержит условий, о которых Вам не известно или смысл которых Вам не ясен.
Следует иметь в виду, что согласно положениям ст. 178 ГК РФ может быть признана судом недействительной «сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение». При этом существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. В этой связи отдельное внимание следует обратить на случаи возможного введения граждан-заемщиков в заблуждение относительно их обязательств по сделкам посредством использования в договоре специальных терминов (например, «аннуитентные платежи») без раскрытия их содержания. Постарайтесь узнать их значение.
Оставляя в банке заявление на получение кредита, по форме, предложенной банком, обратите внимание, что такое заявление рассматривается как Ваше предложение банку (оферта) заключить кредитный договор на условиях, предусмотренных этим заявлением. Принятие (акцепт) банком этого Вашего заявления будет означать уже заключение кредитного договора без дополнительного уведомления Вас о данном факте.
Внимательно изучив кредитный договор, еще раз взвесьте все «за» и «против» получения кредита, спокойно оцените свои возможности по своевременному возврату кредита и уплате всех причитающихся платежей.
Помните! Подписав кредитный договор (заявление-оферту), Вы соглашаетесь со всеми его условиями и принимаете на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) которых банк будет вправе обратиться с иском в суд. Подписывайте кредитный договор (иные документы банка), только если Вы уверены в том, что все его условия Вам понятны, Вы точно представляете, какие платежи и когда Вам необходимо будет произвести, и Вы убеждены, что сможете это сделать.
4. Для оценки предлагаемых банками договоров необходимо знать, какими условиями договора кредитования банк ущемляет права потребителя:
1) Условие об одностороннем изменении банком каких-либо условий договора, в том числе, процентной ставки, т.к. в соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено, законами или договором. Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2) Навязывание банками услуг по личному страхованию заемщиков, поручителей.
3) Взимание комиссий за предоставление кредита. Взимание комиссий за расчетно-кассовое обслуживание. Взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета.
Так же, согласно Положения о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (утвержденного Центральным Банком РФ от 26.03.2007 №302-П), действиями, которые обязан совершить банк для создания условий предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка), является открытие и ведение ссудного счета.
а) в чем конкретно состоит содержание данных услуг (потраченное сотрудниками банка время, документооборот и т.п.),
б) почему эти действия необходимы именно потребителю (а не самому банку, который несет публично-правовую обязанность по ведению бухгалтерского учета всех своих операций), и какую выгоду, помимо полученного кредита, получает от этого потребитель.
4). Очередность при погашении задолженности, которая не соответствует законодательству, а именно первоочередное погашение неустойки.
Статьей 319 ГК РФ установлена очередность погашения требований по денежному обязательству: издержки по получению исполнения, проценты и основную сумму долга. Условие кредитного договора, предусматривающее уплату неустойки (пеней) в первоочередном порядке, является незаконным, поскольку противоречит правовой природе неустойки как способа обеспечения исполнения обязательства.
Статья 319 ГК РФ позволяет сторонам в денежном обязательстве установить иной порядок погашения в специальном соглашении об этом, очередность погашения кредита является одним из существенных условий договора, следовательно, изменения данного условия возможно по заключению дополнительного соглашения между сторонами.
Таким образом, банк не в праве в одностороннем порядке изменять очередность погашения задолженности.
Также стоит учесть то, что при применении норм об очередности погашения требований по денежному обязательству при недостаточности суммы произведенного платежа (статья 319 ГК РФ) следует исходить из того, что под процентами, погашаемыми ранее основной суммы долга, понимаются проценты за пользование денежными средствами, подлежащие уплате по денежному обязательству, в частности проценты за пользование суммой займа, кредита, аванса, предоплаты и т.д.(плата за кредит)
Проценты за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства, (статьей 395 ГК РФ) погашаются после суммы основного долга. Это наказание за нарушение договора (Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»). А наказание никак не может предшествовать нарушению.
5). Безакцептный порядок списания денежных средств (т.е. без согласия потребителя), находящихся на других счетах потребителя в этом банке, и в других кредитных организациях.
Условие, включенное в договоры о праве Банка в безакцептном порядке производить списание с любого счета Заемщика, нарушает права потребителей, так как в соответствии с ст. 854 ГК РФ определены основания списания денежных средств со счета, но не предусмотрено их безакцептное списание со счетов клиентов банка. Списание денежных средств со счета клиента без его распоряжения допускается только в случаях и по основаниям, прямо предусмотренным в договоре банковского счета с указанием конкретных банковских счетов (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2009г. N Ф04-4122/2009(10389-А75-46).
Кроме того, действуют гарантии, закрепленные в ст. 35 Конституции РФ, согласно которым никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, распространяются как на отношения в публично-правовой сфере, так и на гражданско-правовые отношения.
6). Подсудность определена по месту нахождения Банка или его филиала, хотя законом установлено, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения:
— по месту жительства или пребывания истца;
— по месту заключения или исполнения договора;
— если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Таким образом, соглашение, предусматривающее право сторон изменять территориальную подсудность, недействительно, так как статья 17 Закона «О защите прав потребителей» содержит нормы прямого действия, которые в силу статьи 16 Закона не могут быть изменены соглашением сторон.
7). Взимание штрафа за нарушение срока возврата очередной части кредита Такой штраф законодательством не установлен. Так согласно ст.811 ГК РФ при нарушении гражданином срока возврата очередной части полученных по договору денежных средств банк имеет право требовать досрочного возврата всей оставшейся суммы вместе с причитающимися процентами.
В случае если требование банка о возврате суммы кредита не выполняется, то в соответствии со ст.811 Гражданского кодекса РФ на невозвращенную сумму могут быть начислены проценты в размере, предусмотренном ч.1 ст.395 Гражданского кодекса РФ.
Поскольку взимание штрафа за нарушение срока возврата очередной части кредита законодательством не установлено, то данное условие ущемляет установленные законодательством права потребителей и его возможно признать ничтожным на основании ст. 16 Закона, а убытки, возникшие у потребителя в связи с исполнением этого условия должны быть компенсированы.
8). Право на предоставление информации о заемщике третьим лицам, например, коллекторским агентствам, рекламным компаниям, не соответствует ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», так как субъект персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных п.2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В иных случаях обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Письменное согласие субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных должно включать в себя:
1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;
2) наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;
3) цель обработки персональных данных;
4) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;
5) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
6) срок, в течение которого действует согласие, а также порядок его отзыва.
Для обработки персональных данных, содержащихся в согласии в письменной форме субъекта на обработку его персональных данных, дополнительного согласия не требуется. В случае недееспособности субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дает в письменной форме законный представитель субъекта персональных данных.В случае смерти субъекта персональных данных согласие на обработку его персональных данных дают в письменной форме наследники субъекта персональных данных, если такое согласие не было дано субъектом персональных данных при его жизни.
В случае если Вы столкнулись в своей практике с вышеуказанными нарушениями, то Вы вправе:
1. Отказаться от заключения договора.
2. Предложить внести изменения в предлагаемую форму договора (заявления).
3. Подписав кредитный договор, в случае выявления ущемляющих условий, обратиться сначала к кредитору с соответствующим заявлением, а если Ваши законные требования не будут удовлетворены, то в суд для признания в соответствии со ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», таких условий ничтожными, для возмещения в полном объёме убытков, возникших при их исполнении.
По вопросам защиты прав потребителей можете обращаться в Консультационный центр ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» по адресу: г. Тверь, ул. Новоторжская, д. 6а, тел. 32-35-98, 32-00-02 в рабочие дни с 9.00 до 17.00, в пятницу с 9.00 до 16.00. Обед с 13.00 до 14.00..
Образцы претензий по финансовым услугам размещены на сайте Управления Роспотребнадзора по Тверской области http://www.69.rospotrebnadzor.ru
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2021 г.
|