договор оферты на сайте зачем нужен
Что такое оферта
Оферта — это предложение конкретных условий сотрудничества.
Предложение руки и сердца — это оферта определенному человеку создать семью с общим имуществом. Предложение товара на витрине — это публичная оферта купить этот товар в этом магазине на конкретных условиях. Договор на образовательные услуги в автошколе — это тоже предложение, можно согласиться с ним (акцептовать) или отказаться.
Оферты классифицируют по количеству адресатов.
Простая, или непубличная, направляется только одному человеку или компании. Например, студент хочет снять квартиру. Собственник пишет ему в мессенджере: «Квартира будет стоить 40 тысяч в месяц, заезжать можно с 15 марта».
Публичная — предложение для всех сразу.
Все, что лежит на полках в магазине, — публичное предложение купить товары любому, кто пройдет мимо. Именно поэтому на кассе обязаны пробить товар по цене, которая указана на витрине: покупателю предложили товар именно по такой цене и он имеет право заплатить ровно столько, сколько указано на ценнике.
Если на кассе покупатель начинает возмущаться, что товар стоил дешевле, и кассир предлагает не покупать товар, — это незаконно. Ценник — публичное предложение, от которого магазин не может отказаться. Например, если интернет-магазин обычно продает книгу за 600 рублей, а из-за случайного сбоя на странице была указана цена 100 рублей, покупатель имеет право забрать книгу именно за 100 рублей.
«Не является публичной офертой» — что это значит
Сама по себе фраза не значит ничего. Эта фраза не отменит для ее автора обязанности продать товар по рекламируемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий. Так говорят суды.
Публичная оферта будет предложением заключить договор, если в ней указаны все условия этого договора. Для каждого договора они разные. Например, реклама «Каждое утро бургеры по 99 рублей» — публичное предложение, потому что сеть быстрого питания готова продавать большое количество одинаковых бургеров. Но реклама «Продаем гаражи за миллион рублей» публичным предложением не является — для договора купли-продажи недвижимости обязательно указание конкретного объекта.
Отличия от договора
Оферта — это предложение договориться, а договор — уже результат переговоров.
Оферта отражает позицию одного человека или одной компании и до ее принятия кем-то не создает никаких забот. Разве что надо быть готовым выполнить ее условия. Договор — это уже соглашение двух или нескольких сторон о взаимных правах и обязанностях: каждая сторона должна будет что-то сделать.
Договор оферты — что это
На сайтах можно встретить конструкции «договор оферты» и «договор-оферта». Они ошибочные по существу, потому что смешивают разные понятия. Оферта — буквально дверь в договор, поэтому, скорее всего, перед вами просто предложение и вы вправе принять его условия или отказаться.
Как создать оферту и можно ли ее заключить
Чтобы создать оферту, нужно предложить кому-то конкретные условия будущего договора. Гражданский кодекс РФ не говорит, что такое предложение обязательно должно быть письменным. Например, уличный мастер по ремонту обуви может на словах предложить замену набойки за 300 рублей — это устная оферта. Но если будущие отношения сторон подразумевают письменный договор, то и предложение заключить его должно быть письменным.
Из-за путаницы в терминах возникают странные вопросы, например «Как заключить оферту?». Заключают договоры, а оферту создает один человек.
Как заполнить
Письменная оферта — это краткий или полноценный договор. Какой бы длины ни был документ, в нем должно быть четко указано, что вы предлагаете покупателю или клиенту и что хотите получить взамен. Например, «месяц английского за 4000 рублей» — это реклама образовательных услуг, а «английский с носителем языка, 8 групповых занятий в месяц за 4000 рублей» — уже публичная оферта на оказание образовательных услуг.
Что такое акцепт
Акцепт — это абсолютное согласие на полученное предложение.
Если абсолютного согласия нет, потребитель может поискать более подходящий вариант или начать переговоры. «Я готов сдать вам эту комнату за 10 тысяч рублей в месяц» — это оферта. «Хорошо, держите деньги» — это акцепт. «Давайте я буду платить вам 7 тысяч, а еще давать уроки игры на скрипке раз в неделю?» — это встречное предложение и начало переговоров.
Акцептовать оферту можно подписью под договором или своими действиями. Например, договоры на медицинские процедуры — типовые, а их акцепт — это подпись. Момент передачи денег за покупки в магазине — тоже акцепт в виде конклюдентных действий (в знак согласия с предложенными условиями покупки).
Как отказаться и можно ли расторгнуть
Все, кроме монополистов, свободны в заключении договора. Поэтому тот, кому поступило предложение, вправе отказаться от него: не выходить замуж или не покупать вещь. Для автора предложения ситуация сложнее: отказаться от оферты он может только сразу.
Если оферта публичная — товар лежит на полках, кредит предлагается с баннера, — продавец может изменить условия только для всех сразу: заменить ценники, снять баннер или убрать товар на склад.
Когда товар лежит на полке, любой человек может его купить в любых количествах, отказать ему нельзя и изменить цену прямо на кассе тоже. Если покупатель уже несет вещь на кассу, он купит ее по той цене, которую увидел. Если покупатель стоял у полки и на его глазах цена выросла в два раза, будет действовать новая цена.
Так и с договором: «Держите наш стандартный договор, мы обучаем на таких условиях, почитайте дома и подпишите, если согласны». На следующий день цена может вырасти для всех новых студентов, но не для того, кому уже сделали определенное предложение.
Особая категория — коммунальщики. Цены на газ и электричество устанавливаются на государственном уровне. То есть монополисты не могут сами изменить условия оферты — поднять цены или перестать продавать энергоресурсы.
С непубличной офертой ситуация похожая. Отозвать ее можно до или в то же время, как она получена адресатом. Например, отказаться от предложения можно так: «Я сдам вам эту квартиру. Хотя нет, не сдам, сам жить буду».
Если оферта не отозвана вовремя, расторгать в будущем придется уже договор. «Расторгнуть» саму оферту нельзя.
Образец оферты на оказание услуг
Счет-оферта
Если оферта — это предложение договориться, то счет — предложение заплатить за вещи или услуги.
Счет-оферта — это продолжение ценников или прайс-листа. Стороны могут обойтись без подписания отдельного договора, подразумевая существование единого публичного договора для всех покупателей. Например, в строительном магазине покупателю не обязательно ходить вокруг стеллажей с гвоздями и шурупами — он просит посчитать ему стоимость 10 кг гвоздей и 5 стамесок, а магазин выставляет покупателю счет-оферту. Если покупателя устраивают цены, он оплачивает счет и забирает подготовленный товар.
Ну теперь точно заставлю продавцов пробивать мне колбасу по цене с ценника.
А если цена указана на сайте и написано что-то типа «Оплата предложения на сайте означает принятие оферты», например речь о каких-нибудь услугах, типа игры в квест или вызова мастера. То может ли покупатель после оплаты отказаться от покупки и потребовать деньги обратно? Или это как оплатить товар на кассе и забыть его там? Потом попробуй, докажи, что ты его не забрал.
Тимур, Возврат денег за товар или услуги регулируется законом о защите прав потребителя, а принятие оферты это согласие с предложенными условиями. Грубо говоря, если вы сегодня оплатили товар в интернет магазине с доставкой через неделю, а завтра цена упала в 2 раза, то вы на момент доставки, не можете требовать, чтобы вам снизили цену. В обратную сторону это тоже верно, если цена, наоборот выросла, то вас это не колышет, вы оплачиваете по той цене, по которой покупали. Работа по оферте для сайтов нужна продавцу для уменьшения бумагооборота и упрощения бухучёта, это избавляет от необходимости подписания договоров/актов с клиентом. В противном случае интернет-магазину пришлось бы ежедневно распечатывать и подписывать договор с каждым клиентом и отправлять каждому на подпись, а покупателям соответственно сначала надо было бы дождаться и подписать договор, а затем ждать пока тот вернётся к продавцу. А так перечисляя деньги на счёт продавца вы подтверждаете согласие на получение товаров/услуг по условиям указанным на сайте, а продавец высылает вместе с товаром вам чек о получении денег, тем самым подтверждая выполнение своих обязательств, и соответственно если вы не заявляете о каких-либо претензиях, услуга считается оказанной, а товар соответствующим вашим пожеланиям. В итоге все довольны, вам не надо совершать лишних телодвижений и ждать, продавцу есть чем отчитаться перед налоговой. Ну а споры по поводу факта и качества оказанных услуг, это уже совсем другая плоскость, внимательнее читайте описание и условия указанные на сайте.
Применительно к облигациям, что такое срок оферты?
А если я купила курс по пошиву одежды, а в договоре оферты оговаривается условие, что я не могу передавать этот курс третьим лицам, разве он теперь не является теперь моей собственностью и я не могу распорядится им как мне хочется? Конечно речь не идёт о перепродаже, могу ли я его подарить?
а как быть, когда ты выбираешь товар через агрегаторов, переходишь по ссылке в магазин, видишь заявленную цену, начинаешь оформлять заказ и уже там не оказывается выбора купить товар по указанной цене без либо курьерской доставки, либо платной доставки до пункта выдачи? ты потратил своё время, вместо этого магазина ты мог перейти в другой с более низкою эффективною ценою точно такого же товара.
Про оферту простыми словами
Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:
Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают.
Оферта превращается в договор в момент её акцепта.
Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату.
Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:
Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.
Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.
Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.
Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:
Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.
По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.
Публичная и непубличная оферта
Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.
Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.
Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.
А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт.
Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.
Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.
Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.
Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором.
Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.
Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю».
Пример, когда реклама не оферта
Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему 😦) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.
Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как изменить и отменить оферту
Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:
После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
7 правил оформления публичной оферты для интернет-стартапа
Если вы начинаете бизнес в интернете, не разместив на сайте публичную оферту, отношения с клиентами будут регулироваться общими нормами законодательства, которые не учитывают индивидуальные особенности вашего бизнеса. Это прямой путь к конфликтам.
Например, вы берёте с клиентов деньги как агент, а услуги выполняют третьи лица. Если не раскрыть эту схему в оферте, юридически исполнителем услуг будете считаться вы сами — и именно вам, а не тем, кто их фактически оказал, клиенты в случае чего предъявят претензии. Так устроено российское законодательство.
Юрист в сфере IT, корпоративного и договорного права Евгений Рябов объясняет, каких ещё ошибок важно избежать, оформляя публичную оферту.
Публичная оферта отличается от простой оферты тем, что первая адресована неопределённому кругу лиц, вторая — кому-то конкретному, но понятно, что на сайтах и в мобильных приложениях, как правило, размещаются именно публичные оферты. Для удобства далее публичную оферту я буду называть просто офертой.
На самом деле оферта сама по себе ничего не регулирует. С юридической точки зрения оферта — это всего лишь предложение клиенту заключить договор на указанных в ней условиях. Чтобы оферта превратилась в договор, клиент должен её акцептовать.
В соответствии со статьёй 432 Гражданского кодекса договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной стороной и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Размещение оферты в электронной форме на сайте компании равнозначно направлению оферты клиенту. А совершение клиентом действия, предусмотренного такой офертой, является её акцептом.
Это был необходимый ликбез. Перехожу к практическим советам.
Совет №1. Не используйте публичные оферты, заимствованные у сервисов-конкурентов. Каждый бизнес уникален и имеет не только экономические, но и юридические особенности.
К примеру, сервис-конкурент работает исключительно с клиентами, являющимися субъектами предпринимательской деятельности, а вы в дополнение к ним — ещё и с обычными физическими лицами. Заметить эту особенность бизнеса не всегда просто, а правовое регулирование отношений с каждой категорией клиентов имеет свои особенности.
Совет №2. Если вы можете уйти из-под действия закона о защите прав потребителей, то сделайте это скорее.
Закон и правоприменительная практика о защите прав потребителей обладает довольно высокой ангажированностью в пользу потребителей. Это часто бывает не на руку бизнесменам.
Однако, если вы не можете поменять клиента, иногда можно немного скорректировать бизнес-модель и сделать так, чтобы потребители ничего не платили сервису. В этом случае закон о защите потребителей не работает, поскольку он регулирует исключительно возмездные отношения между потребителями и бизнесом. Таким образом можно абсолютно легально выйти из-под регулирования указанного закона.
Совет №3. Структурируя оферту, начните с создания матрицы юридических рисков.
Матрица юридических рисков — это перечень угроз и ситуаций, которые могут навредить бизнесу с юридической точки зрения. В идеале оферта должна закрывать все возможные юридические риски.
Совет №4. Не стоит надеяться на то, что вы можете в любой момент изменить оферту и поменять правила игры с прежними клиентами — физическими лицами.
Пунктом 2 статьи 310 Гражданского кодекса установлено, что, если кто-то из участников договора не является субъектом предпринимательской деятельности, право на одностороннее изменение его условий может быть предоставлено лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность (за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне).
Да, в скобках есть примечание, что имеются исключения из этого правила. Но чтобы такое исключение откопать, нужно очень постараться, поэтому лучше сразу обратиться к юристу. И не факт, что юрист поможет, — исключения эти очень редки.
Вывод: старайтесь сразу составить оферту так, чтобы в дальнейшем не вносить в неё изменения.
Совет №5. Размещайте оферту так, чтобы клиент не мог не ознакомиться с ней и не акцептовать её, приобретая ваш продукт.
В своей практике я встречал ситуации, когда оферта размещалась в таких потаённых местах сайта, что даже админ не мог её сразу найти. Что уж тут говорить о клиентах. Если с клиентом возникнет спор, суд вряд ли посчитает, что вы предоставили ему возможность ознакомиться с офертой (условиями договора). В этом случае будут применяться общие нормы законодательства — и вероятность разрешения спора в пользу сервиса будет очень невысока.
Совет №6. Не называйте публичную оферту несуществующими юридическими терминами.
Если публичную оферту, размещённую на вашем интернет-ресурсе, вы назвали «договор оферты», это свидетельствует о низком качестве вашей юридической поддержки.
«Договор оферты» — это оксюморон. Надеюсь, вы помните, о чём был юридический ликбез в начале статьи.
При этом допустимо называть документ «договор-оферта», поскольку это определение справедливо отражает его двойственную природу (после акцепта и до него).
Совет №7. Оферта должна быть полным отражением реального положения вещей в бизнесе.
Довольно часто я встречаю документы, в которых прописаны одни бизнес-процессы, а по факту выполняются совершенно другие. Спрашивается, зачем тогда вообще разместили оферту, если она не соответствует реальности?
Обычно эта проблема возникает, когда оферту заказывают юристу, который либо не особо вникает в особенности бизнеса клиента и стряпает её как попало, либо делает оферту адекватно всем бизнес-процессам, сдаёт её клиенту, а спустя некоторое время клиент вносит значительные корректировки в свой бизнес, не внося изменений в оферту.
В итоге получается какая-то химера, в которой потом даже сами бизнесмены разобраться не могут. И всё это очередной раз грозит тем, что конфликты с клиентами могут привести совсем не туда, куда хотелось бы стартапу.
Резюме: оферта — юридическая основа интернет-бизнеса. И от качества её составления зависит, сможете ли вы управлять конфликтами с клиентами или вам придётся полагаться на удачу.
Оферта зачем нужна и как составить
По закону обязан заключить договор с каждым покупателем.
Не пугайтесь сразу: если вы подробно описали товар на сайте, а клиент оформил заказ, считается, что договор вы заключили автоматически. Единственный недостаток этого варианта — описание на сайте не поможет, если с заказом возникнут проблемы и клиент предъявит вам претензии.
Пример: по закону, покупатель может вернуть товар, купленный в в течение 7 дней. Но если продавец об этом не предупредил, то срок увеличивается до 3 месяцев.
Поэтому важные условия доставки, оплаты, возврата и другие стоит прописать в договоре. И вы будете спокойны, и покупатели довольны — они будут знать условия работы заранее и станут воспринимать вас как надежного продавца.
Подписывать договор с каждым клиентом не нужно. Достаточно создать оферту, которая избавит вас от бумажной волокиты.
Сегодня мы разберемся, что такое оферта, чем она отличается от обычного договора, и попробуем составить простую и понятную оферту для по рекомендациям Главреда.
Что такое оферта и чем она отличается от договора
Оферта — это разновидность договора, который можно адресовать конкретному клиенту или группе клиентов (определение оферты в ГК РФ), а можно — сразу всем потенциальным покупателям Такая оферта называется публичной (определение в ГК РФ).
Иногда можно встретить словосочетание «договор оферты». Это неграмотно. Договор — это соглашение сторон, а оферта — всего лишь предложение заключить соглашение на определенных условиях.
Важно, чтобы условия были одинаковыми для всех клиентов. Если вы продаете сложный товар и предлагаете индивидуальные условия работы, публичная оферта не подойдет.
Оферта — предложение заключить договор с любым, кто отзовется
Чтобы оферта стала договором, клиент должен совершить акцепт — принять оферту. Для этого достаточно совершить любое действие, которое ясно укажет на согласие клиента с условиями договора. Например, выдать чек об оплате (ст. 438 ГК РФ и Правила дистанционной торговли).
Вы можете сами определить действие, которое должен совершить клиент, чтобы принять оферту. Это может быть регистрация на сайте, формирование заказа, оплата товара или подтверждение согласия с условиями оферты.
Как составить оферту для
Можно позаимствовать текст оферты на сайте другого изменив её под себя, или скачать шаблон (в интернете много вариантов, например такой образец). Ваша оферта в результате будет выглядеть примерно так:
Единственная проблема такого стандартного документа — покупателю сложно его воспринимать. Юридические формулировки, многочисленные повторения… Можно сделать проще и понятнее, при этом документ не потеряет юридическую силу. Если вы заботитесь о своих клиентах, попробуйте составить оферту человеческим языком. Дальше расскажем, как это сделать.
Разберемся, что написать в оферте, а потом попробуем составить этот документ для выдуманного Будем продавать, например,
По определению оферта должна содержать все существенные условия договора. Конкретного списка таких условий нет, все зависит от вашего товара или услуги и того, что вы считаете существенными условиями.
Мы выбрали несколько условий, которые снимают большую часть вопросов клиентов:
Перед тем, как добавить условие, изучите требования ГК РФ (гл. 30) к такому виду договоров, Правила дистанционной торговли и Правила продажи отдельных видов товаров. Если ваше условие уже прописано в законе, его не обязательно повторять, оно будет действовать по умолчанию.
Если условие уже прописано в законе, добавлять его в текст вашей оферты необязательно, оно действует по умолчанию
Теперь попробуем составить оферту для нашего выдуманного магазина в инфостиле. Подробно читайте о нём в статье Главреда «Инфостиль в документах», а мы выделим основную мысль:
Раскроем существенные условия, о которых мы сказали выше.
1. Продавец
В оферте нужно указать сведения о компании: название, ФИО директора, реквизиты банковского счета, контакты.
Чтобы клиенты не теряли время на чтение громоздкого вступления, поместите реквизиты, ФИО и контакты в нижней части оферты, а в начале можно написать всего одно предложение:
Магазин «Кролик» предлагает заключить договор на условиях оферты.
2. Покупатель
Вы можете продавать товары или услуги всем, кто откликнется на оферту, или определить свою целевую аудиторию более конкретно. Например, это могут быть только физические лица.
Если можете определить клиентов достаточно коротко, то объедините два пункта в одно предложение. Например, наш магазин продает брелоки только физическим лицам:
Магазин «Кролик» предлагает физическим лицам заключить договор на условиях оферты.
3. Товар или услуга
Клиент должен понимать, что и в каком количестве получит. Правила продажи отдельных видов товаров подскажут, какие сведения вы обязаны указать по закону. Если у товара есть особенности, укажите их.
Можно сослаться на каталог товаров или описание услуги на сайте и не перечислять все в оферте.
Предмет договора: продажа товаров через сайт www.myshop.ru. Описание товаров доступно в разделе «Каталог».
4. Условия покупки
Перечислите все, что может вызвать проблемы или непонимание со стороны клиента: цену, способы оплаты, условия доставки, обмена и возврата.
Не нужно повторять в оферте условия работы, если вы уже рассказали о них на сайте. Например, политика конфиденциальности, условия доставки. Дайте клиенту ссылку на страницу, где об этом уже написано.
В нашем магазине цены и способы оплаты можно посмотреть в каталоге, поэтому мы немного дополним последнее предложение:
Предмет договора: продажа товаров через сайт www.myshop.ru. Описание товаров, цены и способы оплаты доступны в разделе «Каталог».
Если вы используете один способ доставки для всех клиентов, добавьте его в оферту, но не забудьте об ограничениях. Например, если вы используете только самовывоз, то укажите время работы пункта выдачи.
Большое количество вариантов доставки — преимущество магазина. Если простого перечисления недостаточно, лучше создайте на сайте раздел «Доставка», как это сделали ArtFlash.me.
Пример описания условий доставки на сайте
Наш выдуманный магазин доставляет товар Почтой России. Сроки доставки определяются Почтой России, отвечать за срыв сроков тоже должна служба доставки.
Мы отправляем товар в течение 2 дней с момента оформления заказа. Товар доставляется Почтой России до указанного почтового отделения за дней. За срок доставки и отсутствие повреждений товара во время доставки отвечает Почта России.
5. Условия обмена и возврата, жалобы
Оферта должна четко прописывать максимальные сроки возврата, порядок действий покупателя, а также срок и порядок возврата оплаты продавцом.
Товар надлежащего качества можно вернуть в течение 7 дней с момента получения при полном сохранении товарного вида. Для возврата отправьте письмо на support@myshop.ru и укажите: номер и дату заказа, контактный телефон. Если хотите вернуть бракованный товар, приложите к письму фотографию, на которой хорошо виден брак. Наш сотрудник свяжется с вами в течение 24 часов. При выполнении этих условий мы вернем деньги или заменим товар в течение 3 рабочих дней.
Подумайте, как вы будете решать возможные конфликты. Объясните это клиенту.
Мы не хотим сразу идти в суд, поэтому попросим клиентов писать жалобы на электронную почту, и попробуем решить проблемы в течение 3 дней.
При возникновении жалоб досудебный порядок разрешения споров обязателен. Отправьте нам письмо на support@myshop.ru. Мы рассмотрим претензию и ответим вам в течение 3 рабочих дней.
Если будем судиться, то в суде города У.
Если договориться не получится, споры передаются на рассмотрение суда общей юрисдикции города У.
6. Сбор и хранение персональных данных
К этому пункту нужно отнестись очень внимательно. С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к статье 13.11 КоАп, которые ужесточили наказание за нарушение правил сбора, хранения и использования личных данных клиента. Подробнее можно почитать в нашей статье о персональных данных.
Кратко: каждый, кто собирает и хранит личную информацию клиентов, например, электронную почту или номер телефона, является оператором персональных данных. использует данные клиента, как минимум, для оплаты и доставки товара и отвечает за сбор, хранение и использование этих данных.
Принцип такой: нужно объяснить клиенту, какие данные вы собираете, как используете и храните, и получить его согласие.
Наш магазин просит указать свое имя, контактный телефон и адрес доставки, а также позволяет оплачивать товар с помощью платежной системы ЮKassa. Данные о банковских картах клиента собирает и использует платежная система, но мы должны предупредить об этом покупателя.
Покупатель согласен предоставить продавцу следующие персональные данные:
При оплате с помощью банковской карты клиент направляется на платежный сервис ЮKassa, который отвечает за обработку и сохранность данных банковской карты клиента.
Данные клиента используются для оплаты заказа и для доставки товара.
Лучше, если вы подготовите отдельный документ, например, с помощью нашего шаблона «Политики конфиденциальности» и сошлётесь на него.
Если у вас уже есть Политика конфиденциальности, то смело вставляйте в оферту ссылку на документ.
7. Изменение оферты
Оферта — это предложение заключить договор, поэтому вы можете менять условия, когда захотите: добавлять или исключать способы доставки и оплаты, менять цену и т.д. Изменения коснуться новых клиентов, а старые будут работать с вами по старому договору.
Магазин вправе изменить оферту по своему усмотрению. Изменения вступают в силу с момента публикации на сайте www.myshop.ru.
Если вы продаете товар или услугу по подписке — это неудобно. Чтобы изменения коснулись старых клиентов, нужно написать в оферте, как клиенты будут принимать новые условия. Например:
Продавец может изменить оферту и договор. Об изменениях клиент узнает по электронной почте, которую оставил при заказе, как минимум за 5 дней до вступления в силу нового договора. Если клиент не прислал отказ от новых условий, договор считается заключенным.
Пример оферты
Магазин «Кролик» предлагает физическим лицам заключить договор на условиях оферты.
При оплате с помощью банковской карты, клиент направляется на платежный сервис ЮKassa, который отвечает за обработку и сохранность данных банковской карты клиента.
Наш магазин вымышленный, поэтому реквизитов здесь не будет 🙂
В одной странице текста покупатель сможет найти ответы на большинство вопросов: что вы продаете, как купить и получить товар, насколько вы надежный продавец. Вы же защитите себя от непредвиденных последствий, зафиксируете свои права и обязанности.
Мы описали основные пункты, которые можно включить в оферту. Если ваш бизнес требует добавить еще пару условий — добавляйте, но постарайтесь сделать это понятным и простым языком.