договор оферты проводки в 1с 8
Как правильно сделать проводки по агентскому договору?
Как связаны условия агентского договора и бухгалтерские проводки?
Взаимоотношения сторон по агентскому договору не сводятся только к непосредственной покупке или продаже товаров (работ, услуг). Эффективное взаимодействие в паре принципал-агент невозможно:
Особенности бухпроводок сторон агентского договора напрямую зависят от его условий. Именно из договора бухгалтерскому персоналу агента и принципала необходимо узнать такие важные учетные нюансы, как:
Справиться с затруднениями по оформлению разнообразных хоздоговоров вам помогут материалы этой рубрики нашего сайта.
Перед подписанием агентского договора обязательно проверьте условия на налоговые риски. Как правильно это сделать разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Как наладить документооборот между агентом и принципалом?
Значение организации грамотного документооборота нельзя недооценивать, так как своевременно полученные и правильно составленные документы позволят:
Как оформлять счета-фактуры при продаже товаров через посредника, узнайте тут. См. также нашу статью о перевыставлении счетов-фактур по агентскому договору.
Кроме агентского договора в комплект документов включаются:
Виды применяемых документов согласовываются сторонами агентского договора. В том числе отдельным приложением к договору прикладывается форма отчета агента — этому документу придается статус первичного, подтверждающего расходы принципала в виде:
Проверить агентский договор на риски вам помогут Готовые решения от КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовое решение для принципала. А по этой ссылке вы попадете в Готовое решение для агента. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
Бухгалтерский учет у агента и принципала
Для отражения в бухучете проводок по агентскому договору используются разные учетные схемы, позволяющие зафиксировать взаимоотношения сторон агентского договора в ситуации:
Бухгалтерский учет у агента по агентскому договору и бухгалтерский учет агентских договоров у принципала представлены на рисунках:
Агентирование на продажу
Агентирование на покупку
Про особенности агентского договора в бухгалтерском учете также читайте здесь.
Итоги
Чтобы не ошибиться с проводками по агентскому договору, необходимо изучить его условия — на основании каких документов отражать операции в учете, по каким алгоритмам рассчитывать агентское вознаграждение и пр.
Основной счет для отражения операций — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами 51 (по платежам), 68/2 (по учету НДС), 44 (по принятию на учет приобретенных товаров) и т. д.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы
Договорные особенности при работе с маркетплейсами
Что такое маркетплейс, и почему такой способ продаж получил большое распространение?
В переводе с английского «маркетплейс» означает рынок, место торговли.
По факту маркетплейс и является большим рынком — местом, где продают различные товары. Только этот рынок находится в сети, продажи ведутся онлайн — через интернет. Именно поэтому популярность маркетплейсов возрастает: на фоне пандемии торговля переместилась в сеть, люди осознали удобство покупок через интернет. Здесь можно купить всё что угодно.
Существует несколько самых крупных маркетплейсов: OZON, «Вайлдберриз», «Яндекс.Маркет», «СберМаркет», «Ламода».
У каждого есть свой договор по взаимодействию с поставщиками товаров, поэтому при работе с маркетплейсом следует учитывать индивидуальные договорные особенности. Но у них есть основная общая черта, на которую мы и будем опираться при рассмотрении вопроса о бухгалтерском и налоговом учете маркетплейсов. Они заключают с поставщиком товаров агентский договор.
В каждом договоре могут быть прописаны следующие особенности:
Какую систему налогообложения можно применять при работе с маркетплейсами
Маркетплейсы предлагают работать с организациями, индивидуальными предпринимателями и самозанятыми гражданами. Но не каждая система налогообложения позволяет осуществлять такое взаимодействие.
Самозанятые не имеют права заниматься перепродажей, поэтому на маркетплейсах они могут продавать только собственную продукцию. Аналогичное правило действует для индивидуальных предпринимателей, которые применяют НПД.
Кроме того, ИП на патентной системе налогообложения не могут торговать через маркетплейсы, так как торговля через компьютерные сети не подпадает под понятие розничной торговли в целях применения ПСН.
Обобщим, кто же может торговать через маркетплейсы:
Далее рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах: уделим внимание бухгалтерскому учету продаж через маркетплейс и налоговому учету торговли на маркетплейсах.
Бухгалтерский учет при работе с маркетплейсами
Итак, допустим, вы работаете с маркетплейсом. Организация при этом обязана вести бухучет. Для индивидуального предпринимателя бухгалтерский учет не является обязательным мероприятием, но многие ИП предпочитают его вести. Управленческий учет маркетплейсов представляется более информативным, чем бухучет в маркетплейсах для ИП, но что выбрать — решение каждого отдельно взятого предпринимателя.
В любом случае бухгалтерский учет маркетплейсов и для организаций, и для ИП одинаковый.
Основываемся на том факте, что между продавцом и маркетплейсом заключен агентский договор. При этом необязательно, что он будет именоваться именно так, а стороны будут называться «принципал» и «агент», но суть договора всё равно останется. Поэтому показываем проводки бухгалтерского учета реализации через маркетплейс как проводки реализации через агента.
Агент может оказывать дополнительные услуги (например, по доставке товара, рекламные услуги, размещение отзывов о товаре и пр.) и выставлять на эти услуги отдельные документы. В этом случае в учете продаж на маркетплейсе мы делаем такую же проводку, что и на агентское вознаграждение (Дт 26 (44) Кт 76.2; Дт 19 Кт 76.2), но на основании не отчета агента, а иного документа. Окончательный взаимозачет производится с учетом этих сумм.
Бухучет от маркетплейсов у покупателя не имеет особенностей. Операции покупки товаров на маркетплейсах отражаются так же, как и покупки у прочих поставщиков.
Кассовый чек при продажах через маркетплейс
Покупателями маркетплейса могут быть как юридические лица, так и физические. Поэтому актуальным становится вопрос о применении онлайн-кассы.
Как вести учет продаж товаров через маркетплейсы в части формирования чеков онлайн-кассы?
При взаимодействии продавца с маркетплейсом происходит несколько расчетов:
Расчеты между маркетплейсом и продавцом товаров происходят в безналичной форме, поэтому говорить о применении онлайн-кассы в последних трех случаях не приходится, так как безналичные расчеты между ИП и организациями не требуют применения онлайн-кассы.
А вот при продаже товара конечному покупателю чек необходим:
Конечный покупатель переводит деньги, как правило, на счет маркетплейса, а не на счет продавца, поэтому и онлайн-кассу применяет маркетплейс. При этом они не являются платежными агентами.
Ранее Минфин выпускал разъяснения, что если агент действует от имени принципала, то и кассу должен применять принципал или же он должен передать свою кассу агенту. Обычно в агентском договоре с маркетплейсом указано, что последний действует от имени принципала. Но учет при работе с маркетплейсами таков, что получение агентом касс от множества принципалов или же отслеживание принципалом продаж в режиме реального времени представляется практически невозможным.
И формирование чеков маркетплейсом с указанием своего наименования на чеке, признака агента и реквизитов продавца стало обычной практикой.
ВАЖНО! В письме Минфина от 27.05.2020 № 03-01-15/44636 говорится, что когда агент пробил чек, то обязанности пробивать повторный чек у принципала не возникает.
Как выглядит отчет по агентскому договору, мы писали в статье «Образец отчета агента по агентскому договору».
Учет работы через маркетплейс в целях ОСНО
Рассмотрим, как вести учет на маркетплейсах при ОСНО.
При применении общей системы налогообложения необходимо в ее рамках уплачивать налог на прибыль (для ИП — НДФЛ) и НДС.
Никаких особенностей в налоговом учете торговли через маркетплейс нет. В данном случае важно вовремя получать отчеты агентов, чтобы своевременно отражать выручку в целях исчисления налога. Самая распространенная и удобная периодичность — один раз в месяц по его итогам. Дата дохода для целей налога на прибыль и дата начисления НДС — это дата реализации товара покупателю, отраженная в отчете агента. Если покупатель перечислил аванс, то на эту дату также надо отразить НДС.
При продаже товаров необходимо начислить НДС. К вычету можно принять НДС, оплаченный поставщику при закупке проданного товара, а также НДС с агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Налог на прибыль (НДФЛ)
Налог на прибыль (НДФЛ для ИП) исчисляется при продажах через маркетплейс также без особенностей.
Исчислим налог на прибыль по предыдущему примеру:
Учет работы через маркетплейс для исчисления УСН
Особенности учета продаж через маркетплейс у организации на упрощенке заключаются в том, что считать налог требуется кассовым методом, то есть по факту поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия.
Таким образом, датой получения дохода по агентскому договору с маркетплейсом является дата поступления денежных средств на расчетный счет продавца.
ВАЖНО! Есть и противоположная позиция ФНС, которая говорит, что датой получения дохода принципала является дата поступления денежных средств агенту. Однако сложившаяся судебная практика опровергает такой подход.
Доходом является полная сумма, полученная агентом от покупателя. Эту сумму принципал может узнать из отчета агента.
Упрощенцы на 6% «доходы» исчисляют налог именно с этой общей суммы. Упрощенцы на 15% «доходы минус расходы» могут уменьшить налоговую базу на расход в виде агентского вознаграждения.
Рассмотрим на примере:
Как агент учитывает свои операции в налоговом учете? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте, какие суммы и какими датами включает в доходы и расходы агент при разных системах налогообложения.
Как вести учет товаров на маркетплейсах
Учет товаров при торговле на маркетплейсах имеет особенности. Во-первых, каждый товар в обязательном порядке должен сопровождаться красивой картинкой и толковым описанием. То есть одного артикула и наименования мало.
Для начала учет товара для маркетплейса удобно вести в личном кабинете торговой площадки. Любой маркетплейс предоставляет доступ к личному кабинету на своем ресурсе. Каждый из них содержит свои плюсы и минусы, удобства и недостатки. Поставщик самостоятельно загружает данные о товаре в виде описаний и фото.
При большой номенклатуре товаров складской учет для маркетплейсов удобнее сделать интегрированным: совместить личный кабинет и программу, в которой ведется бухгалтерский учет торговли на маркетплейсе или складской учет.
Можно разработать собственную интеграцию, но это разумно для больших объемов продаж через интернет-площадку, так как требует индивидуального подхода программиста.
Многие игроки рынка бухгалтерских программ разработали свои системы учета для маркетплейса (например, «МойСклад», «Мое дело», облачная «1С»).
Учет маркетплейсов в 1С 8 реализован в виде учета в бухгалтерии маркетплейса через функционал комиссионной торговли.
Итоги
Работа через маркетплейсы — удобный и современный способ реализации товаров. Все они работают по агентским договорам, поэтому вести учет доходов и расходов, а также бухучет следует так же, как и по прочим агентским договорам. В настоящее время существует много сервисов, которые позволяют вести складской учет торговли в маркетплейсах. При небольших объемах можно ограничиться личным кабинетом на сайте интернет-площадки.
Особенности учета операций по договорам ГПХ в программах 1С
Некоторые компании или индивидуальные предприниматели из-за удобства и выгоды могут прибегать к заключению договоров, которые называются ГПХ. Данный вид договора значительно отличается от обычного трудового договора, к которому мы все так привыкли. В чем же заключается удобство и выгода такого рода договорных отношений, мы разберем в данной статье ниже, а также узнаем, как можно отразить в системе программы 1С: Бухгалтерия и 1С: Зарплата и управление персоналом операции с данным видом договора.
В начале разберемся, что означает аббревиатура ГПХ?
Дословно аббревиатура звучит как договор гражданско-правового характера. Его обычно заключают, для оказание каких-либо услуг, выполнение ряда работ или выполнения подряда. Также его часто заключают для выполнения авторского заказа для компании или организации.
В чем же отличие данного вида договора от обычного трудового договора? Давайте разберемся по порядку.
Во-первых, договор ГПХ регулируется с помощью Гражданского кодекса РФ. Когда как трудовой договор, заключенный между сотрудником и работодателем регулируется Трудовым кодексом РФ.
В-третьих, отличие в выплатах. По трудовому законодательству, выплаты по зарплате сотрудникам работодателю нужно производить два раза в месяц. А вот тем сотрудникам, кто работает по ГПХ, только тогда, когда все работы будут выполнены. Если конечно не прописаны иные условия, например, такие как сдача работ по этапам или авансовые платежи.
Уплата НДФЛ организацией по ГПХ (согласно Налоговому кодексу РФ) составляет 13%, уплаты страховых взносов (на пенсионное обязательное страхование) – 22%, на медицинское страхование- 5,1%. Так как работодатель не делает никаких выплат по пособию по временной нетрудоспособности физическому лицу, следовательно на выплаты не могут быть начислены страховые взносы в ФСС.
Важно, чтобы был правильно составлен предмет договора ГПХ и условия при ее заключения. И важно, чтобы он существенно различался с договорами трудовыми. Иначе если будет осуществлена проверка соблюдения законодательства, ФСС или ИФНС могут в судебном порядке изменить договор ГПХ на трудовой. Могут быть также доначислены страховые взносы и пене и даже штрафы.
Начисление вознаграждений по договорам ГПХ в системе программы 1С: Бухгалтерия 8 редакция 3.0
Если для расчета заработной платы, вы не ведете учет в отдельной конфигурации и договор заключен впервые с этим физическим лицом, следовательно, он отсутствует в справочнике, нужно будет создать совершенно новый раздел справочника под названием “Физические лица”. Если с данным сотрудником уже был заключен договор, то этого делать не нужно.
В счете 76.10 необходимо зайти в документ «Операция», для этого выбираем раздел Операции, далее «Операции, введенные вручную» и указываем следующие проводки:
Для того, чтобы отчеты формировались автоматически (расчет по взносам страховым, 6-НДФЛ, 2-НДФЛ) необходимо сделать документ под названием «Операция учета НДФЛ». Для этого заходим в раздел «Зарплата и кадры» и далее «Все документы по НДФЛ»
Дата выплаты вознаграждения физическому лицу и дата получения дохода, как мы можем заметить, равны, так как вознаграждения по ГПХ видны по коду дохода 2010, это важно учитывать при заполнении документа.
С помощью раздела «Операция учета взносов» мы можем отразить данные учета страховых взносов. Выбираем раздел «Зарплата и кадры» и далее «Операции учета взносов».
Начисление вознаграждений по договорам ГПХ в системе программы 1С: Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1
В начале нашей работы устанавливаем галочку напротив раздела “Регистрируются выплаты по договорам гражданско-правового характера”, для этого заходим в «Настройки» и далее «Расчет зарплаты». После этого выбираем значения:
Важно учесть, что если Вы выберете “расчеты с контрагентами”, то начисления будут видны в счете 76.10 “Прочие расчеты с физическими лицами”. При этом будет осуществлена синхронизация с конфигурацией 1С: Бухгалтерия предприятия; Однако если вы проставите “расчеты по оплате труда”, то данные операции будут видны по кредиту счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” и способ отражения в бухучете будет задаваться непосредственно в самом документе.
Во вкладке «Зарплата» появится пункт «Договоры (в т.ч. авторские)», как только Вы укажите галочку “Регистрируются выплаты по договорам гражданско-правового характера”.
Для начислений по ГПХ в ЗУП редакция 3 создадим необходимые при этом документы:
1) Договор (работы, услуги)». Для этого заходим во вкладку «Зарплата», а далее «Договоры» (в т.ч. авторские). Или же это возможно сделать так: из карточки сотрудника, нажать «Оформить договор», далее «Договоры (ГПХ)», затем «Договор (работы, услуги)»;
Обратите внимание на следующие поля при их заполнении:
2) Начисления будут происходить либо с помощью: «Начисление зарплаты и взносов». Для этого зайдите в «Зарплата», а далее «Начисление зарплаты и взносов». Или же с помощью «Начисление по договорам». Зайдите в «Зарплата»,далее «Начисление по договорам» (в т.ч. авторским)). Это зависит от выбора способа оплаты при заключении договора. Эти два документа отличаются только тем, что в них разная дата выплат вознаграждения. Если нужно сделать выплату до расчета заработной платы непосредственно всех сотрудников, то используем документ «Начисление по договорам». Но обратите внимание, что страховые взносы будут рассчитаны все равно в документе «Начисление зарплаты и взносов».
3) Формируем документ «Отражение зарплаты в бухучете», для этого заходим в «Зарплата», выбираем «Бухучет», далее «Отражение зарплаты в бухучете», для того, чтобы отразить начисления вознаграждений по договорам ГПХ на счетах учета. И этот документ будет заполнен автоматически.
Не забудьте произвести синхронизацию с системой программы 1С: Бухгалтерия предприятия после проведения документа. Для этого зайдите в раздел «Администрирование» и далее «Синхронизация данных».
4) Когда данные будут перенесены, зайдите в программу 1С: Бухгалтерия предприятия, во вкладку «Зарплата и кадры». Выберите «Зарплата», далее «Отражение зарплаты в бухучете». После этого выберите последний выгруженный документ.
Как только вы проверите правильно ли проставлены все суммы и проставите галочку, “Отражено в учете”, проведете документ, он отразится в бухучете и будут сформированы проводки.
Подтверждение расходов, если нет акта, а есть только договор-оферта
Ответственный за ответ: Мария Демашева (★9.73/10)
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (10)
Спасибо за обратную связь!
Консультации даются по 1С:Бухгалтерия 3.0. По данному вопросу Вы можете учесть мое личное мнение.
Акт в обязательном порядке должен быть только, если это предусмотрено законодательством. Например, акт по форме КС.
Какие документы предоставляются, надо уточнить в договоре-оферте.
Подтверждение расходов может быть не только актом, а другими документами — договор, платежное поручение, скрин с сайта, где размещена статья, бухгалтерская справка, переписка, отчет и т.д.
У нас есть требование расходы в целях НУ подтвердить документально, а не подтвердить актом (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Такое может быть. Акт — это документ, который мы выработали сами в процессе делового оборота. Нам так удобно подтвердить расходы. Но в законодательстве нет такого требования именно акт оформлять на все операции. Поэтому это нормально. Сделка должна быть реальной самое главное, должны быть другие документы подтверждающие для НУ и для БУ.
По поводу отражения затрат. Надо понимать, что это за затраты. Что за публикация, в каких целях, что в договоре указано — предмет и условия и т.д.
По поводу первичных документов так, как это условиями договора предусмотрено, на которые ваша компания согласилась, когда стала сотрудничать с этой фирмой.
Если оферта только на сайте предусмотрена, то значит только такой вариант. Можно скачать, если надо. Но документ большой и там общие положения.
Для себя еще сделайте скрин публикации — это подтверждение, что услуга оказана. Чтобы была видна дата скрина.
Здесь посмотрите, как делать «официальный» скрин шот
Как подготовить заявление о возврате и зачете налогов в 1С
Как отражать в 1С. Зависит от того, что это за услуги и для чего.
Можно через Поступление (акт, накладная), если единовременно всю сумму в затраты. Номер документа будет бн или № бух справки, где опишите суть затраты. Можно в Списании с расчетного счета + Закрытие месяца, если равномерно списываете в течение какого-то времени.
Уточните, пожалуйста, какие именно проводки будут в учете в вашем случае и как учитываете в налоговом учете эти расходы.
Спасибо за «официальный» скрин шот- даже не знала что такое есть. Это статья об качестве рекламных услуг, на что обращать внимание при выборе рекламного агентсва и как проверить заказчику, что его деньги тратятся не напрасно (наша компания предоставляет рекламные услуги в сети Гугл и Яндекс), буду относить к рекламным расходам — фактически популяризация сведений о компании и подтверждения профессионального уровня услуг. Спасибо за помощь, думаю закрою актом б/н и сделаю скрин.
Это оптимально на мой взгляд.
Если договор не скачивается, то копировать его смысла не вижу. Пролистала, только общие моменты даны.
У вас платежка + скрин публикации — основание документальное по затратам.
Огромное-огромное спасибо! Всего вас наилучшего!
Реализация услуг по агентскому договору у принципала в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала.
К отношениям по договору агентирования применяются правила, установленные главой 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование». Кроме этого:
Эти нормы могут быть применены, только если они не противоречат нормам, установленным в главе 52 ГК РФ.
Агент обязан отчитываться перед принципалом в порядке и сроки, которые предусмотрены договором (п. 1 ст. 1008 ГК РФ). В отчете отражаются все выполненные агентом действия, в том числе реализованные или приобретенные товары, работы, услуги.
К отчету прилагаются подтверждающие документы, а также счет на агентское вознаграждение (акт о выполненных услугах, счет-фактура).
Согласно статье 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре. По условиям договора агентское вознаграждение может быть удержано агентом из выручки, полученной от реализации товаров или услуг. Выручкой принципала будет сумма, полученная от реализации услуг.
Вознаграждение, выплаченное агенту, включается в расходы принципала.
Отражение операций принципала в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) при реализации услуг по агентскому договору рассмотрим на следующем примере.
Пример
В обязанности агента также входит поиск и регистрация клиентов в информационной базе принципала. И агент и принципал применяют общую систему налогообложения (ОСНО) и являются плательщиками НДС.
31 января 2014 года агент ЗАО «Платинум» представил принципалу отчет и комплект подтверждающих документов (акт, счет-фактуру и счет на агентское вознаграждение, копии платежных документов, подтверждающих получение денежных средств от покупателей, а также копии выставленных покупателям счетов-фактур).
Согласно отчету агента в январе 2014 года ЗАО «Платинум» были получены денежные средства и реализован комплекс информационных услуг принципала в следующей хронологии:
В соответствии с заключенным договором, агентское вознаграждение удерживается агентом в размере 10 % от суммы реализации услуг. После удержания агентского вознаграждения денежные средства перечисляются принципалу на расчетный счет.
Настройки параметров учета
Если организация ведет деятельность в рамках комиссионной торговли или агентских услуг, то в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) необходимо выполнить соответствующие настройки.
Настроить параметры учета можно из раздела Справочники и настройки учета по гиперссылке Настройка параметров учета на панели навигации.
Для организации ЗАО «ТФ Мега» в Настройках параметров учета на закладке Комиссионная торговля устанавливаем флаг Ведется деятельность по договорам комиссии на продажу (рис. 1).
Рис. 1. Настройка параметров учета для комиссионной торговли (агентских услуг).
Отчет комиссионера (агента) о продажах
Для отражения операций реализации услуг принципала, начисления НДС с реализации, а также начисления агентского вознаграждения и удержания его из выручки принципала предназначен документ Отчет комиссионера (агента) о продажах, который доступен из раздела Покупки и продажи по гиперссылке на панели навигации Отчеты комиссионеров о продажах.
Форма документа состоит из нескольких закладок (см. рис. 2). Рассмотрим заполнение реквизитов документа на закладке Главное:
Рис. 2. Заполнение титульных реквизитов отчета агента
На закладке Товары и услуги размещены две связанные друг с другом табличные части (рис. 3):
Рис. 3. Реализованные услуги третьим лицам через агента
В соответствии с требованиями законодательства РФ реализованные агентом услуги указываются в разрезе конечных покупателей и даты совершения операции, то есть даты, указанной в счете-фактуре, выставленном агентом конечному покупателю. После записи документа на эти же даты в программе будут автоматически созданы счета-фактуры, выставляемые принципалом агенту.
Аналогичным образом добавляем в верхней таблице покупателя Пользователь 2 и заполняем реализованные ему услуги в нижней части таблицы.
На закладке Денежные средства указывается информация о средствах, полученных от покупателей за услуги принципала на основании отчета агента. При утверждении отчета о полученных денежных средствах к принципалу переходит обязанность уплаты НДС в случае предоплаты. Информация о полученных денежных средствах заносится в документ Отчет комиссионера (агента) о продажах вручную. Возможен один из трех вариантов платежей, которые необходимо выбрать в поле Вид отчета по платежам: Аванс, Оплата, Зачет аванса.
Согласно отчету агента, денежные средства, поступившие от заказчиков, были зачтены в течение пяти дней, обязанность начисления НДС с предоплаты у принципала отсутствует, поэтому табличная часть заполняется следующим образом (см. рис. 4):
Рис. 4 Регистрация поступивших денежных средств от третьих лиц
Заполнение закладки Денежные средства важно в случае получения предоплаты от заказчика, а также в случае зачета этой предоплаты. В нашей ситуации информация, отраженная на закладке Денежные средства, носит лишь справочный характер.
На закладке Расчеты указываются счета расчетов с агентом за реализованные услуги принципала, а также счета расчетов за посреднические услуги агента (см. рис. 5).
Рис. 5. Счета расчетов с агентом
Счета расчетов устанавливаются по умолчанию в соответствии со счетами, указанными в настройке Счета расчетов с контрагентами на панели навигации (раздел Покупки и продажи).
При проведении документа Отчет комиссионера (агента) о продажах в программе формируются следующие проводки:
Для того чтобы определить задолженность агента после удержания агентского вознаграждения, можно воспользоваться отчетом Оборотно-сальдовая ведомость по счету 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (рис. 6).
Рис. 6. ОСВ по счету 76.09
Как видно из оборотно-сальдовой ведомости, по дебету счета 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражена дебиторская задолженность ЗАО «ТФ Мега» в размере 54 000,00 рублей.
Задолженность будет погашена при отражении полученной оплаты от агента за реализованные услуги. Оплату можно зарегистрировать документом Поступление на расчетный счет на основании документа Отчет комиссионера (агента) о продажах.
Учет НДС и регистрация счетов-фактур
При проведении документа Отчет комиссионера (агента) о продажах автоматически создаются документы Счета-фактуры выданные в том количестве, в котором агент выставлял счета-фактуры третьим лицам.
Рис. 7. Счет-фактура на реализацию, перевыставляемый в адрес агента
Перевыставленные агенту счета-фактуры отражаются в части 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге продаж в соответствии с правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
Что касается полученного счета-фактуры на вознаграждение агента, то документ создается автоматически при регистрации на закладке Главное в документе Отчет комиссионера (агента) о продажах.
Поле Документы-основания заполняется автоматически на основании документа Отчет комиссионера (агента) о продажах.
Для ввода в информационную базу счета-фактуры на основании нескольких документов можно по гиперссылке Изменить перейти в окно Список документов-оснований и, используя кнопку Добавить, выбрать соответствующие документы из открывшегося списка документов-оснований.
Если установлен флаг Отразить вычет НДС в книге покупок, то при проведении документа Отчет комиссионера (агента) о продажах отражается вычет налога на добавленную стоимость по счету-фактуре в Книге покупок проводкой:
Если флаг не установлен, то вычет НДС отражается регламентным документом Формирование записей книги покупок.
Обратите внимание, что поле Код вида операции заполняется автоматически значением «01» согласно приказу ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@ и соответствует приобретенным товарам, работам, услугам (включая посреднические услуги).
Полученный счет-фактура на вознаграждение агента отражается в части 2 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур и в книге покупок в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
От редакции
Сталкиваясь с ситуацией, когда одной стороне нужно совершить действия в интересах другой стороны, не всегда можно сразу определить, какой именно договор следует заключить.
В отношении каждого из перечисленных договоров вы узнаете, кто приобретает права и обязанности по заключенным сделкам, каков порядок выплаты вознаграждения, есть ли какие-либо ограничения, всегда ли исполнитель должен представлять отчеты и каким образом происходит передача исполнения.
Подробная информация, касающаяся договора агентирования, и примерные формы договора и отчета агента также см. на сайте 1С:ИТС.