договор оферты яндекс маркет пункт выдачи
Как продавать на Яндекс.Маркете: особенности маркетплейса
Яндекс.Маркет растет быстрыми темпами, за последний год количество продавцов выросло в два раза. Выйти на площадку может любой бизнес. Внутри инструкция и все подробности о работе с маркетплейсом
Александр Пьянов
Яндекс.Маркет — одна из пяти самых популярных площадок в России, где люди покупают товары онлайн. Разместить свои товары на площадке и начать зарабатывать может любой — главное, соблюдать требования маркетплейса.
В этой статье рассказываем основы, как продавать на Яндекс.Маркете. Но надо помнить, что правила маркетплейса часто меняются, обновляются требования к поставщикам, инструменты продвижения.
Эта информация актуальна на момент подготовки статьи — 30.08.2021.
Что такое Яндекс.Маркет
До 2013 года Яндекс.Маркет был сервисом для сравнения цен — на нем можно было разместить свой товар, но купить клиент мог уже только на сайте продавца. Чтобы стать участником витрины Яндекс.Маркета, нужно было обязательно иметь свой сайт.
Сейчас Яндекс.Маркет трансформируется и переходит на модель маркетплейса. Теперь покупка товара и многие транзакции идут на платформе самой площадки.
В свою очередь, продавец платит маркетплейсу комиссию с продажи, а еще может доплачивать за услуги хранения, доставки и продвижения товара. Деньги за проданные товары приходят на счет продавцу за вычетом всех этих платежей.
Число покупателей за год выросло на 78% и сейчас составляет более 7 млн человек, а ассортимент увеличился в четыре с половиной раза, почти товаров.
Оборот маркетплейса вырос за второй квартал 2021 года на 144% по сравнению с предыдущим кварталом. При этом оборот продавцов быстрее всего рос в таких категориях:
Что продается. На площадке продаются практически любые товары, которые не запрещены законом:
Кто может продавать. На Яндекс.Маркете могут продавать зарегистрированные ИП, малый и средний бизнес. С самозанятыми и физлицами площадка пока не работает.
Размер комиссии. Площадка берет комиссию с продажи: от 2 до 9% от цены в зависимости от категории товара. Например, на электронику комиссия составляет 8%, на зоотовары — 4%, товары для здоровья — 2%.
Кроме комиссии продавец оплачивает эквайринг — 1%, если оплата онлайн. Еще продавец оплачивает стоимость хранения товаров на складе маркетплейса, стоимость доставки, услуги по продвижению. Сколько в итоге придется заплатить площадке, зависит от категории товара, модели сотрудничества, количества подключенных услуг.
Через сколько придут деньги. Продавец получает деньги от продажи от маркетплейса. Если покупатель оплатил покупку онлайн, то деньги за вычетом комиссий и платежей поступают на счет продавца уже на следующий день. Если покупатель оплатил товар курьеру, то в течение пяти следующих дней.
Регистрация бизнеса в Тинькофф
Модели сотрудничества с Яндекс.Маркетом
Площадка предлагает несколько моделей сотрудничества:
FBY и FBY+, или fulfillment by Yandex, — полный цикл работы с товаром от Яндекс.Маркета. Площадка сама собирает, упаковывает и доставляет заказ покупателю, поэтому задача продавца — только заранее поставить товар на склад маркетплейса.
В модели FBY+ продавец привозит только уже заказанный товар.
Это полезно для менее оборачиваемых товаров, которые могут долго ждать на складе. Если продавать их по этой модели, можно хранить их у себя, тогда не придется платить за хранение на складе маркетплейса. Когда заказ оформлен и продавец привозит товар, сотрудники площадки собирают и упаковывают его, а служба доставки доставляет заказ покупателю.
Продавец зоотоваров продает по FBY корм для собак, а по FBY+ поставляет ошейники. Потому что корм покупают часто, он не залеживается на складе, а вот ошейники берут реже.
DBS, или delivery by seller. В этом случае продавец сам хранит, упаковывает и доставляет товар до покупателя.
Можно выбрать одну модель или совмещать несколько, например, продавать один ассортимент по FBY, а другой по DBS. Какую именно модель работы выбрать, зависит от региона и ресурсов бизнеса.
У площадки уже более 55 сортировочных центров по всей России выдачи заказов, через которые маркет принимает от продавцов-партнеров товары, уже упакованные для доставки. Так что работа с площадкой может быть удобна для продавцов практически из любого региона страны.
Особенности. Раньше на площадке могли работать только те продавцы, у кого был собственный сайт. Теперь на маркетплейс могут выйти и продавцы, для кого это единственный канал онлайн-продаж.
Регистрация магазина
Перед тем как зарегистрировать магазин, нужно удостовериться, что есть ИП или зарегистрированное ООО, расчетный счет в банке и товары для работы.
Магазин регистрируют на учетную запись в Яндексе — на Яндекс.Паспорте. Эту почту надо завести самостоятельно до регистрации. Почта на других ресурсах не подойдет.
На одну почту в Яндексе можно зарегистрировать несколько магазинов в разных регионах и с разными регистрационными данными: ИП или ООО.
Регистрация в личном кабинете. Нужно заполнить имя, фамилию, почту, контактные данные и выбрать ассортимент товаров и категорию товара, которым будет торговать магазин. Например, электроника или детские игрушки.
Выбор модели работы. На этом этапе нужно выбрать DBS, FBS или FBY. Какие преимущества у каждой из них, мы рассказали выше.
Заполнить данные о продавце. Дальше появится окно, где нужно указать город, адрес сайта, если он есть, и название магазина — эту информацию увидят покупатели. Нужно оставить контактные данные — они нужны для службы контроля качества Яндекс.Маркета.
Отправить заявление на заключение договора. Яндекс.Маркет предложит вам два договора:
Договор нужно скачать, распечатать, подписать, отсканировать и загрузить в личный кабинет.
Заявление — это анкета, куда нужно внести реквизиты ООО или ИП, реквизиты счета. Вот что нужно указать в заявке:
Чтобы подписать договор, надо заполнить заявление и отправить его маркетплейсу:
Скан-копии документов прикреплять не нужно — площадка все проверит сама.
Обычно проверка занимает два рабочих дня. Сотрудники службы контроля качества проверяют достоверность информации и убеждаются, что товары, которые магазин планирует продавать, разрешены к продаже.
Пока проходит проверка, можно начать загружать карточки товаров.
Загрузка ассортимента магазина
На витрине будущего магазина можно разместить товары разными способами:
Размещение вручную. Оно подходит, когда у магазина всего несколько товаров. Тогда быстрее и проще создать вручную карточки товаров, добавить фото и заполнить описание.
Каталогом через файл Excel или YML. Этот способ подойдет магазину с ассортиментом больше 100 товаров. Нужно создать файл-каталог с нужной информацией: цена, размер, цвет, описание. Файл надо подгрузить в личный кабинет, и система сама автоматически создаст карточки под каждый из товаров. У Яндекс.Маркета есть шаблон такого каталога. Его можно скачать, заполнить и отправить через личный кабинет площадки.
По API. Этот способ подойдет крупным магазинам, у которых есть свой разработчик, который сможет разобраться в технической документации.
Через модули интеграции 1С, «Битрикс», InSales и другие. Подойдет крупным магазинам, у которых есть свой разработчик, чтобы сделать все по инструкции Яндекс.Маркета.
Загрузить файл другого маркетплейса. Подойдет, если продавец уже работает с любым другим маркетплейсом и имеет готовый каталог товаров.
Инструменты для продвижения
Маркет очень быстро меняется. Буквально каждый квартал меняются условия работы и инструменты для продвижения. Рассказываем о тех, которые существуют на момент работы над статьей.
Интеграция с рекламной площадкой «Яндекс.Директ». Этот инструмент позволяет настраивать рекламу в Яндекс.Директе: с ней карточка товара будет видна любому пользователю, кто ищет ваш товар через поиск.
Площадка компенсирует до 100% затрат магазина на рекламу в Яндекс.Директе или 10% оборота на маркетплейсе, возвращает маркетплейс меньшую из сумм.
Деньги, которые площадка вернет продавцу в виде бонусов, можно использовать на рекламу снова. Вывести их на счет в виде живых денег нельзя.
Магазин подключился к программе в июне, потратил на рекламу и продал товаров на 1 000 000 рублей. Тогда он может в июле полностью вернуть расходы на рекламу в виде бонусов. Это меньшая из двух сумм: 50 000 рублей (затраты на рекламу) и 100 000 рублей (10% от оборота на маркетплейсе).
Бонусы копятся, когда продавец тратит на рекламу собственные деньги. Получить бонусы за бонусы не выйдет.
Кэшбэк для пользователей Яндекс.Плюса. Он работает для всех пользователей всех сервисов Яндекса. Пользователь получает кэшбэк от какой-либо покупки на маркете и может тратить эти деньги по своему усмотрению: на такси, еду, каршеринг или другие услуги сервисов Яндекса.
Продавец маркета может дать кэшбэк на свой товар и так получить дополнительных покупателей — по статистике товары с кэшбэком пользуются большей популярностью.
Рекламные стратегии. Это инструмент продвижения товара в поиске и на площадке маркета. Работает он по принципу аукциона. Продавец в личном кабинете указывает, сколько он готов платить дополнительно площадке за рекламу товара. И если эта ставка выше, чем ставки других продавцов на тот же товар, он будет выше в выдаче.
Магазин готов платить 1% от стоимости товара за рекламу. Если другие продавцы ставят 1,5%, они будут выше в выдаче.
Если такая реклама товара принесла продажи, то площадка берет себе этот 1%. Если благодаря рекламе были просмотры карточек товара, но не оказалось продаж, продавец ничего не платит площадке.
Промокоды. Продавец может самостоятельно генерировать промокоды со скидками внутри кабинета. Они будут доступны на витрине в разделе «Промокоды». Покупатель просто копирует промокод и использует его. За участие в разделе промокодов платить Яндекс.Маркету ничего не нужно — только учитывать расходы на дополнительные скидки для покупателей.
Как отслеживать статистику продаж
В личном кабинете есть вся статистика по продажам, чтобы владелец магазина мог контролировать работу бизнеса.
Общая сводка. Она показывает агрегированную информацию о том, что происходит с бизнесом: динамику продаж, количество проданных товаров.
Отчет «Показы и продажи». Он показывает глубокую динамику продаж, динамику выручки в разные периоды. Тут же можно увидеть статистику показов и конверсию, чтобы понимать, каковы спрос на товар и конверсия продаж.
В отчете есть информация о том, сколько человек добавили товар в корзину, но не купили. Эти данные помогают продавцу задуматься, не стоит ли поменять в модели работы магазина, например, улучшить описание товара.
Отчет «Недостающие товары». Это статистика по товарам, которые чаще всего покупают в России через интернет, но которых нет в продаже на маркете. Такие данные помогают понять, какой товар можно добавить в ассортимент, чтобы повысить продажи магазина.
Информация по этим отчетам обновляется каждую неделю.
Расширенная статистика о покупателях. Это подробная информация о заказах на странице магазина. Здесь можно увидеть статистику по продажам, посещаемости магазина на маркетплейсе, источники трафика, состав корзины, популярные товары, глубину просмотров и то, как долго пользователи находятся на странице продавца.
Данные об аудитории помогут лучше узнать покупателей: кого среди них больше — мужчин или женщин, из каких они регионов, сколько им лет, какие у них интересы.
Здесь статистика очень подробная и наглядная благодаря интеграции Яндекс.Маркета с Яндекс.Метрикой.
Ошибки, которых магазин отключают от Яндекс.Маркета
Как и любой маркетплейс, Яндекс.Маркет строго следит за работой всех продавцов и может прекратить ее. Вот несколько причин, почему это может произойти.
Отсутствие документов для службы контроля качества. Если есть подозрения, что магазин продает не оригинальный товар, служба контроля качества маркетплейса может запросить сертификат качества или другие документы, подтверждающие легальность работы. Если магазин не предоставит документы, его отключат.
Если покупатель потребует сертификат качества от площадки, она запросит его у продавца. Не будет сертификата — магазин отключат.
Недействительное юрлицо. Специалисты площадки постоянно мониторят актуальность статусов ИП и юрлиц, с которыми работает Яндекс.Маркет. Если налоговая закрыла юрлицо или оно приостановило деятельность, магазин тоже будет заблокирован площадкой.
Отмены заказов или некорректная передача статуса заказа. Если магазин систематически не выполняет заказы, отменяет их, невовремя доставляет в пункт сортировки или еще срывает продажи, его могут заблокировать.
Для начала будет только ограничение по количеству заказов — не больше десяти в день. Система считывает, сколько заказов поступило продавцу и сколько из них он успешно обработал. Таким образом формируется индекс качества.
Если магазин часто срывает заказы, индекс качества снижается. Когда он опускается ниже 92%, система автоматически ставит ограничение на десять заказов в день. Если магазин и дальше не справляется, его отключают.
Если ошибки в работе магазина произошли объективных причин — заболел собственник или сотрудник, сломалась машина или еще — это можно объяснить специалисту отдела контроля качества, и магазин восстановят.
Вопросы и ответы
С какого момента происходит начисление за услуги маркетплейса Яндекс.Маркета?
Начисление за услуги маркетплейса происходит после продажи товара. Если ваш товар хранится на складе Маркета дольше бесплатного периода (для модели FBY), вам также будет начисляться сумма по тарифу за каждый последующий день хранения. Подробнее см. в разделе Как тарифицируются услуги маркетплейса.
После продажи товаров Яндекс.Маркет перечисляет вам всю сумму, не удерживая никаких комиссий. Вы оплачиваете услуги по итогам отчетного периода. Подробнее см. в разделе Взаиморасчеты.
Яндекс.Маркет предоставляет оригинал договора?
Яндекс.Маркет сотрудничает с партнерами по договору оферты, который не предусматривает бумажной копии договора. Более подробно о порядке заключения договора, вы можете посмотреть в п. 2.6 договора.
Я не согласен с условиями договора. Можно составить протокол разногласий?
Яндекс.Маркет работает со всеми партнерами по одному договору с одинаковыми условиями. Протокол разногласий составить нельзя.
Изменить модель не получится. Вы можете только подключиться к нужной модели и начать работать по ней. Подробнее см. в разделе Как подключиться к еще одной модели или услуге.
Вы можете зарегистрировать новый магазин на тот же аккаунт или использовать другой (новый). При этом ваши магазины будут в разных личных кабинетах. Вам придется авторизоваться каждый раз при переключении между магазинами.
Договор оферты яндекс маркет пункт выдачи
Вы можете использовать уже заключённый договор с Маркетом, когда добавляете в бизнес-аккаунт новый магазин. Подключение займёт меньше времени — не нужно будет ждать проверки заявления. Также у магазинов, работающих по одному договору, будут общие закрывающие документы. Вот как это устроено.
Новые услуги по старому договору — с единой офертой
Оферта стала общей для моделей DBS, FBY, FBY+ и FBS. Текст опубликован по ссылке. Все условия остались прежними, но теперь вы можете подключать новые магазины к маркетплейсу в рамках одного бизнес-аккаунта, используя уже заключённый договор с Маркетом. Работа по новой модели считается услугой, которая может оказываться по тому же договору. При этом остаётся возможность оформить новый договор — даже на ту же организацию, чтобы получать разные закрывающие документы.
Можно получать общие закрывающие документы для нескольких магазинов
Если магазины работают по одному договору, то закрывающие документы для них будут общими — без детализации по моделям. Учтите это при подключении магазина: после того, как вы подтвердите свой выбор договора, поменять его не получится.
Отчёты тоже станут общими
До конца лета мы планируем сделать отчёты общими для всех магазинов в бизнес-аккаунте. На страницах появятся фильтры, чтобы вы могли получить детальную информацию по интересующим вас моделям работы и магазинам, услуги для которых предоставляются по одному договору.
Узнать номер договора можно в личном кабинете в разделе «Настройки» → «Юридические данные». Там же будут указаны все привязанные к нему магазины.
Подробнее о подключении новых магазинов — в Справке для DBS и для моделей FBS, FBY+ и FBY.
Как стать партнером
Если у вас есть своя интернет‑площадка (например, сайт, блог, канал в мессенджере и т. п.) и вы хотите разместить на ней инструменты монетизации Маркета, подключитесь к партнерской сети. Процесс подключения проходит в несколько этапов:
Регистрация. Вы оставляете свои контактные данные и информацию о своей площадке.
Модерация. Вашу площадку изучают сотрудники Яндекс.Маркета и принимают решение, подходит ли она для сотрудничества. В это время для вас действует тестовый период, во время которого вы можете изучить наши инструменты монетизации.
Отправка заявки на договор. Если площадка успешно прошла модерацию, вы заполняете анкету для заключения договора, в рамках которого вы получаете вознаграждение за оказанные услуги.
Кто может стать партнером
С партнерской сетью Маркета могут работать:
Если вы физическое лицо и проживаете в России, после заключения договора вас могут признать занятым, в том числе прекратить выплату соответствующих пособий. Рекомендуется перед началом работы проконсультироваться с государственными органами, которые назначают вам пособия.
Если вы являетесь партнером Рекламной сети Яндекса и хотите использовать инструменты монетизации, вам также нужно подключиться к партнерской сети Маркета. Для этого вы можете зарегистрироваться через учетную запись Рекламной сети или любой другой аккаунт.
Партнерская сеть не принимает заявки на подключение из офшорных зон.
Регистрация
Ознакомьтесь с требованиями к источникам трафика — площадкам и способам размещения.
Авторизуйтесь на Яндексе. Для этого используйте любой удобный вам аккаунт.
Укажите свои контактные данные и информацию о своей площадке:
ее название (например, «Все об электроскутерах» );
URL сайта, на котором площадка размещается;
тип площадки (например, кешбэк‑сервис, агрегатор отзывов и т. п.);
размер вашей аудитории.
При желании вы можете подключить к партнерской сети Маркета несколько площадок. Для этого выберите Добавить ещё площадку и введите данные о ней.
После этого вы перейдете в личный кабинет Дистрибуции. Для вас автоматически активируется тестовый период, а ваши площадки будут отправлены на модерацию.
Тестовый период
Тестовый период начинается автоматически после того, как вы зарегистрировались и вошли в личный кабинет Дистрибуции. После этого вы сразу можете начать работу с инструментами монетизации: попробовать создать их в личном кабинете и разместить их на своих площадках.
Также после начала тестового периода вы получите набор идентификаторов партнера Яндекс.Маркета (CLID). Для каждой площадки выдается отдельный набор, который содержит по одному идентификатору на каждый инструмент монетизации.
Вознаграждение во время тестового периода накапливается, но не выплачивается. Чтобы получить накопленное вознаграждение, заключите договор с Яндекс.Маркетом в течение 6 месяцев с начала тестового периода. Для этого:
убедитесь, что хотя бы одна ваша площадка прошла модерацию;
отправьте заявку на договор — сотрудники Яндекс.Маркета рассмотрят документы и сообщат, готовы ли сотрудничать с вами.
Если за 6 месяцев вы не заключите договор, вам придется снова зарегистрироваться, пройти модерацию и заключить договор. При этом ваше накопленное вознаграждение обнулится.
Модерация
Модерация занимает от 2 до 14 рабочих дней. Если хотя бы одна ваша площадка успешно пройдет модерацию, на странице Дашборд вам предложат заполнить анкету, чтобы отправить заявку на договор. Поэтому рекомендуем регулярно посещать страницу, чтобы узнать о появлении анкеты.
Вашу площадку могут отклонить по различным причинам, например, если контент площадки не подходит для инструментов монетизации Маркета, если сайт вашей площадки не открывается и т. д. Вы можете внести изменения в свою площадку (например, улучшить сайт, увеличить аудиторию и т. п.) и отправить ее на модерацию повторно либо подключить к партнерской сети новую площадку.
Заявка на договор
Укажите, как вы будете работать с партнерской сетью: в качестве физического, юридического лица (индивидуального предпринимателя) или самозанятого. Выберите страну регистрации.
Укажите свои персональные данные, если вы физическое лицо или самозанятый, или данные компании, если вы юридическое лицо.
Введите реквизиты расчетного счета, на который вы хотите получать вознаграждение.
Если нужно, скачайте копию оферты на заключение договора, которая формируется автоматически.
Далее партнерская сеть Маркета рассмотрит вашу заявку на договор. Ее обработка обычно занимает от 3 до 14 рабочих дней. После того как ваша заявка будет принята, вы станете партнером Яндекс.Маркета и сможете получить накопленное вознаграждение.
Выплаты партнерам
Маркетплейс может перечислять деньги партнерам за проданные товары:
В рамках одного договора все магазины имеют единую частоту выплат. Для разных договоров можно выбирать разные частоты.
Настройка частоты выплат доступна только владельцам бизнеса и распространяется как на договоры оказания услуг маркетплейса, так и на договоры продвижения сервиса.
Выбор частоты выплат
Посмотреть частоту выплат для текущего и для следующего месяцев можно в личном кабинете. Там же вы можете в любое время выбрать желаемую частоту выплат. При этом новая настройка станет активной только первого числа следующего месяца. Например, в ноябре можно поменять периодичность выплат только на декабрь.
Если вы не изменили частоту выплат, то она будет такой же и в следующем месяце.
Агентское вознаграждение
Агентское вознаграждение маркетплейса включает тариф на прием и перечисление денег от покупателей и процент, который зависит от выбранной частоты выплат:
Тариф на прием и перечисление денег составляет 1% от суммы, которую заплатил покупатель.
Для опций «Каждый день» и «Раз в неделю» в личном кабинете показан размер агентского вознаграждения на следующий месяц.
При выборе опций «Каждый день» или «Раз в неделю» :
График выплат
В зависимости от выбранной вами опции выплату производит ООО «Яндекс» или банк-партнер.
Частота выплат | График выплат | Источник |
---|---|---|
Каждый день | Следующий банковский день. В понедельник выплата за пятницу, субботу и воскресенье. | ООО «Яндекс» или банк-партнер |
Раз в неделю | Следующий банковский день после окончания каждого из интервалов: 1-7, 8-15, 16-23, 24-конец месяца. | ООО «Яндекс» или банк-партнер |
Раз в две недели | Следующий банковский день после окончания каждого из интервалов: 1-15, 16-конец месяца. | ООО «Яндекс» |
Частота выплат | График выплат | Источник |
---|---|---|
Каждый день | Следующий банковский день. В понедельник выплата за пятницу, субботу и воскресенье. | ООО «Яндекс» или банк-партнер |
Раз в неделю | Следующий банковский день после окончания каждого из интервалов: 1-7, 8-15, 16-23, 24-конец месяца. | ООО «Яндекс» или банк-партнер |
Раз в две недели | Следующий банковский день после окончания каждого из интервалов: 1-15, 16-конец месяца. | ООО «Яндекс» |
Деньги не будут перечислены в день выплаты по графику, если у вас на балансе не осталось средств. Например, после списания оплаты сервиса Маркета.
Ознакомиться с условиями подробнее можно в п. 6.1 Договора на оказание услуг.