договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем

Договор оказания транспортных услуг

Договор оказания транспортных услуг представляет собой соглашение, по которому одна сторона по поручению другой стороны осуществляет деятельность по перевозке каких-либо товаров.

Данный договор является разновидностью сделок по возмездному оказанию услуг, следовательно, при его оформлении следует руководствоваться правилами, установленными статьей 779 Гражданского кодекса.

Стороны в рамках договора именуются Заказчиком и Исполнителем.

Под услугами в нашем случае понимаются поручения Заказчика, связанные с транспортировкой определенных грузов.

Вышеупомянутая сделка подлежит письменному оформлению. Ниже мы разберем поэтапно, как составляется такой документ:

Преамбула

Договор оказания транспортных услуг

ООО «Транспортировка», в лице генерального директора Кузьмина Эдуарда Михайловича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Исполнитель, с одной стороны
И
ООО «Транспортировка», в лице генерального директора Михайлова Кузьмы Эдуардовича, действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем Заказчик, с другой стороны
заключили настоящий договор о нижеследующем:

Преамбула содержит следующую информацию:

При заключении любого договора необходимо прописать положения, связанные с условиями, которые являются существенными. В противном случае договор не вступит в юридическую силу. В нашей ситуации такими условиями выступают:

Предмет

Положения о предмете сделки фигурируют в начальном разделе любого документа. При оформлении договора оказания транспортных услуг, предметом выступают непосредственно сами транспортные услуги.
В тексте документа раздел о предмете соглашения выглядит так:

Исполнитель обязуется по поручению Заказчика осуществлять перевозку каких-либо грузов, которые указываются в заявке (Приложение 1).
Каждый заказ оформляется отдельной заявкой и имеет индивидуальную стоимость.
Заявка на перевозку предоставляется заказчику не позднее 48 часов до начала осуществления транспортировки. В заявке указываются:
• Разновидность и количество груза;
• Вес товаров;
• Маршрут (от точки отправки до точки принятия);
• Способ погрузки груза в транспортное средство;
• Контакты лиц, имеющих отношение к транспортировке, погрузке и разгрузке товаров.
В качестве грузов не могут выступать запрещенные предметы.

Цена и порядок оплаты оказанных услуг

В разделе фигурирует информация о стоимости оказанных транспортных услуг. Также следует указать, каким образом, и в какой срок будет произведена оплата. Выплата может осуществляться в виде наличных и безналичных платежей:

Цена договора определяется согласно заявке Заказчика.
Стоимость транспортных услуг зависит от груза и маршрута, по которому будет осуществляться транспортировка.
Заказчик оплачивает услуги по транспортировке безналичным переводом финансов на банковский счет Исполнителя.

Права и обязанности сторон

Раздел о правах и обязанностях прописывается с целью конкретизации действий Контрагентов. Так, наличие в документе таких положений дает четкое понимание, каким образом стороны должны исполнять свои обязательства.
Итак, формулировки положений могут выглядеть в таком виде:

Заказчик имеет право:
Требовать исполнения обязательств Контрагента согласно договору.
Заказчик обязуется:
Оплатить транспортные услуги согласно индивидуальным заявкам.
Выдать документацию, которая содержит информацию о грузе, маршруте поставки и сроках транспортировки.
Вверить необходимую документацию для осуществления перевозки.
В случае изменения маршрута уведомить об этом Исполнителя в течение 2 (Двух) часов.
Исполнять свои обязательства в соответствии с настоящим соглашением.
Исполнитель имеет право:
Требовать оплаты оказанных им услуг согласно стоимости, определенной в приложении к договору.
Требовать надлежащего исполнения обязательств Заказчиком в рамках заключенного договора.
Исполнитель обязуется:
Оказать транспортные услуги согласно пунктам соглашения.
Осуществлять перевозку грузов согласно заявке заказчика.
Доставить товар в надлежащем состоянии, не причинив ему ущерба или какого-либо урона.
Информировать о возникновении каких-либо проблем. Связанных с транспортировкой.
Исполнять свои обязательства качественно в строгом соответствии с положениями, прописанными в документе.

Ответственность сторон

Как правило, в разделе об ответственности указываются следующие формулировки:

Стороны несут взаимную ответственность за неисполнение обязательств.
Если заказчик просрочил оплату услуг или осуществил ее не в полном объеме, он обязуется выплатить пени в размере 1.8 % от цены сделки.
Риск случайной гибели транспортируемого товара лежит на Исполнителе.
При несвоевременной подаче транспортного средства по адресу погрузки или разгрузки товара, Исполнитель выплачивает штраф 1.2% от стоимости услуг.

Порядок разрешения споров

В таком разделе зачастую указываются следующие формулировки:

В случае возникновения каких-либо споров, стороны разрешают их путем переговоров.
Если же в процессе переговоров стороны не пришли к компромиссу, споры разрешаются в судебном порядке.

Заключительные положения

Указанный раздел содержит формулировки, которые не попадают под тематику вышеупомянутых разделов. Выглядит это следующим образом:

После подписания Контрагентами документа он вступает в силу и действует в течение 11 (Одиннадцати) месяцев.
Документ составлен в двух экземплярах. Один экземпляр передается Заказчику, другой передается Исполнителю.
При разрешении моментов, которые не оговорены в настоящем соглашении, стороны руководствуются положениями законодательства.

Заключение

В конце документа указываются юридические адреса и реквизиты сторон. После того, как Стороны подпишут документ, договор оказания транспортных услуг считается заключенным.

Источник

Простой договор на перевозку груза с ИП

договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем. договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем фото. картинка договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем. смотреть фото договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем. смотреть картинку договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем.

Форма договора на грузоперевозки между ООО и ИП

Договор на грузоперевозки между ООО и ИП всегда составляется в простой письменной форме. К обоим участникам данного правоотношения применимо правило, исключающее устную форму договора (п. 3 ст. 23, ст. 161 Гражданского кодекса РФ).

Договор может и не составляться в виде единого документа с подписями обеих сторон и названием «договор». Письменная форма может представлять собой в том числе и обмен письмами, заявкой и накладными, выполняющими роль соответственно акцепта и оферты, а также может выражаться в форме оплаты счета, содержащего условия договора перевозки. Накладные с 2021 года могут быть и в электронной форме.

Практика предполагает существование двух типов договора на грузоперевозки с ИП:

РЕКОМЕНДУЕМ! Обмен письмами станет удобной для обеих сторон формой заключения соглашения на разовую перевозку. Для длительных отношений лучше единый договор, в котором отражены обязанности и ответственность сторон, что снимет множество спорных вопросов.

Отдельным типом станет договор в виде заявки на перевозку, о котором мы подробно рассказали в статье «Договор-заявка на перевозку грузов (образец)». В заявке (оферте) коротко описываются требуемые параметры услуги. Ее акцептом может быть как письменное одобрение, так и конклюдентные действия в виде подачи транспорта в оговоренное место или принятия груза к перевозке.

Хотите узнать, как малому бизнесу в перевозках пережить последствия пандемии коронавируса? Читайте подборку госмер поддержки от экспертов КонсультантПлюс. Чтобы перейти на эту подборку, может понадобиться бесплатный доступ на 2 дня. Если хотите постоянно пользоваться материалами КонсультантПлюс, запросите прайс.

договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем. договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем фото. картинка договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем. смотреть фото договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем. смотреть картинку договор оказания транспортных услуг по перевозке грузов индивидуальным предпринимателем.

Существенные условия договора перевозки с ИП

Перевозки регулируются гл. 40 ГК РФ и теми транспортными уставами, что действуют в отношении выбранного вида транспорта.

Пункт 1 ст. 785 ГК РФ: в соответствии с условиями договора перевозчик принимает на себя обязанности по доставке переданного груза в указанное заказчиком место и передаче груза определенному в соглашении или иным способом лицу, а грузоотправитель должен оплатить предоставленную услугу.

Заключенным такое соглашение будет признано только после согласования существенных условий. Гражданский кодекс относит к существенным условиям договора на грузоперевозки с ООО следующие:

Иные условия относятся к дополнительным, если они не были заявлены сторонами в качестве существенных.

Обратите внимание! Стоимость договора и порядок расчетов по общему правилу к существенным не относятся. Если цена не указана в договоре, используется правило расчета по обычной цене за аналогичную услугу (п. 3 ст. 424 ГК РФ)

Обязанности и ответственность грузоперевозчика

Помимо существенных, в договоре необходимо отразить и иные важные для сторон условия. К ним могут относиться такие обязанности перевозчика, как обеспечение:

Отдельным предметом регулирования станет ответственность перевозчика:

Обратите внимание! Профессиональный перевозчик несет ответственность по данному основанию вне зависимости от наличия его вины (см. п. 1 Обзора судебной практики ВС РФ от 20.12.2017).

В соответствии со ст. 2 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее — Устав автомобильного транспорта) индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по перевозке груза, признается профессиональным перевозчиком. Стоимость возмещения стоимости груза рассчитывается исходя из цен, указанных в договоре или накладной на принятие груза к перевозке. Если в документах цена не упомянута, она будет вычислена исходя из рыночных цен (ст. 796 ГК РФ).

Регулирование договора на грузоперевозки в зависимости от вида транспорта

Договор на перевозку груза с ИП может иметь особенности в зависимости от вида транспорта. По умолчанию предполагается, что предприниматель предоставляет под погрузку автомобильный транспорт. Но ИП может оказаться владельцем и водного, и воздушного средства перевозки грузов, и железнодорожного вагона.

В этом случае к отношениям будут применяться нормы соответствующих транспортных уставов. Это:

Обратите внимание! Транспортные уставы определяют имущественную ответственность грузоперевозчика за нарушение обязанностей, предусмотренных договором:

Сверх неустойки могут быть взысканы понесенные убытки.

Все же наиболее распространен случай, когда ИП перевозит грузы автотранспортом. Из этого мы и будем исходить.

Нюансы налогообложения договора с ИП

Заключая договор на грузоперевозки с ИП, необходимо уточнить его форму налогообложения. От этого зависит как формирование цены, так и оформление документов. Чаще всего ИП выбирают одну из форм УСН, при которой не уплачивают НДС. В целях организации бухгалтерского учета у приобретателя услуг целесообразно запросить у предпринимателя уведомление от ФНС о выборе этой формы налогообложения.

РИСКИ! Если предприниматель применяет ЕНВД, то к формулировкам договора нужно относиться внимательнее, чтобы оплата по нему не формировалась исходя из двух налоговых ставок. Погрузочно-разгрузочные работы и/или услуги экспедирования не являются видами деятельности, которые могут облагаться по условиям ЕНВД (см. ст. 346.29 НК РФ).

Интересно, что согласно ст. 54.1 НК РФ дробление бизнеса путем выделения транспортного подразделения компании в отдельный блок, оформленный как деятельность индивидуального предпринимателя, может быть признано агрессивным налоговым планированием. Об этом говорится в письме ФНС от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@.

РЕКОМЕНДУЕМ! Избежать риска начисления штрафов в случае, если налоговая сочтет перевозчика и грузоотправителя участниками одной хозяйственной группы, можно, доказав наличие самостоятельной хозяйственной деятельности каждой из сторон (см. постановление ФАС ДО от 02.08.2018 по делу № А16-1267/18).

Об НДС при перевозке грузов читайте готовое решение КонсультантПлюс. Оформить бесплатный доступ на 2 дня к системе КонсультантПлюс можно здесь.

Документы, относящиеся к перевозке

Каждая отдельная перевозка сопровождается оформлением документов — как финансовых, так и товаросопроводительных. Обязательно оформление транспортной накладной (см. п.7 Правил перевозок груза автотранспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 12.12.2020 № 2200).

РЕКОМЕНДУЕМ! При отсутствии подписанного сторонами единого документа накладная станет удостоверением факта заключения договора путем принятия груза к перевозке (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Но потребуются и иные документы. Так, согласно письму Минтранса от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС водителю перевозчика необходим путевой лист (его оформление и выдача регламентируются приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368). Он оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность рабочего дня, или до начала первого рейса, если в течение рабочего дня водитель совершает один или несколько рейсов.

Минтранс в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ разъяснил порядок заполнения путевого листа в части указания вида перевозки. В частности, при организованной перевозке группы детей в реквизите «вид перевозок» нужно писать только «организованная перевозка группы детей» без указания «перевозка пассажиров и багажа по заказу» (если такая перевозка осуществляется по договору фрахтования) или «перевозка для собственных нужд» (если перевозка осуществляется для собственных нужд образовательного учреждения, спортивной организации и т. п.).

Кроме того, оказание услуг подтверждается актом, в котором указывается пройденный километраж, если оплата производится из расчета за километр пути.

Срок исковой давности по договору грузоперевозки с ИП

Некоторые моменты при заключении договора на грузоперевозки часто становятся предметом судебного рассмотрения. При подготовке иска помните, что в п. 3 ст. 797 ГК РФ установлен сокращенный срок исковой давности по договору перевозки грузов. Он составляет 1 год с момента, определяемого в зависимости от вида транспорта:

Обратите внимание! Претензионный порядок в спорах по договорам перевозки должен соблюдаться обязательно. Если вторая сторона не ответила на претензию в установленный срок, то при рассмотрении дела в суде она теряет право ссылаться на то, что документ был оформлен неверно или к нему не были приложены необходимые доказательства (см. п. 33 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

Отдельные спорные моменты заключения договора на грузоперевозки с ИП

Неверное оформление договора или товаросопроводительных документов часто становится основанием для судебных исков:

Как скачать и заполнить образец договора

Заполняя образец договора грузоперевозки ИП с ООО, имейте в виду:

Заполнение договора на перевозку грузов с ИП не вызовет сложностей, если все существенные и иные условия были заранее согласованы сторонами. Кроме того, стороны должны четко представлять себе, в рамках какого режима налогообложения перевозчиком будут совершаться грузовые операции.

Источник

Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования

Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

Когда применяются

Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

Чем отличаются: договор перевозки

В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. « Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза ».

Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке. Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

Практический вывод

Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. « Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция) ».

Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

Когда применяются

Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

Чем отличаются

Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования

По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Чем отличаются

Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца. Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется. (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *