договор оперативного управления муниципальным имуществом
Примерная форма договора о закреплении муниципального недвижимого имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Договор
о закреплении муниципального недвижимого имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением
[ место заключения договора ]
[ Наименование органа местного самоуправления ], осуществляющий права собственника имущества от имени [ наименование муниципального образования ], в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемый в дальнейшем «Собственник имущества», с одной стороны и
[ наименование муниципального учреждения ] в лице [ должность, Ф. И. О. ], действующего на основании [ наименование документа, подтверждающего полномочия ], именуемое в дальнейшем «Учреждение», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.2. Недвижимое имущество является муниципальной собственностью [ наименование муниципального образования ].
1.3. Недвижимое имущество учитывается на балансе Учреждения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
2. Имущественные права учреждения
2.1. Учреждение владеет, пользуется закрепленным за ним недвижимым имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества.
2.2. Учреждение распоряжается недвижимым имуществом с согласия Собственника имущества.
2.3. Плоды, продукция и доходы от использования недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения, а также имущество, приобретенное Учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление Учреждения в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
2.4. При переходе права собственности на Учреждение к другому лицу Учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему недвижимое имущество.
2.5. Право оперативного управления недвижимым имуществом возникает у Учреждения с момента его государственной регистрации.
3. Порядок передачи недвижимого имущества
3.1. Собственник имущества обязуется передать Учреждению закрепленное за ним недвижимое имущество, а Учреждение принять его в течение [ указать срок ] с даты подписания настоящего договора.
3.2. Недвижимое имущество передается Учреждению в состоянии, соответствующем условиям настоящего договора и его назначению, по акту приема-передачи (ф. 0504101), подписание которого свидетельствует о передаче недвижимого имущества в оперативное управление Учреждению.
4. Обязательства сторон
4.1. Собственник имущества обязуется:
4.1.1. Осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за Учреждением имущества.
4.1.2. Рассматривать и согласовывать вопросы, связанные с оперативным управлением имуществом, закрепленным за Учреждением, в сроки, определенные законодательством.
4.1.3. Своевременно представлять Учреждению изменения и дополнения в настоящий договор в связи с принятием новых нормативных актов.
4.2. Собственник имущества вправе:
4.2.1. Требовать предъявления необходимых документов финансовой отчетности Учреждения, ведения хозяйственной деятельности.
4.2.2. Изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению недвижимое имущество, закрепленное им за Учреждением, и распорядиться им по своему усмотрению.
4.3. Учреждение обязуется:
4.3.1. Пользоваться недвижимым имуществом по прямому назначению для осуществления уставной деятельности.
4.3.2. Эксплуатировать недвижимое имущество в соответствии с установленными нормами и правилами эксплуатации, в том числе санитарными нормами и правилами, правилами пожарной безопасности, иными нормами.
4.3.3. Поддерживать недвижимое имущество в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта за счет собственных средств.
4.3.4. [ Указать периодичность ] представлять отчет о состоянии и результатах использования недвижимого имущества.
5. Ответственность сторон
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6. Прекращение права оперативного управления
6.1. Право оперативного управления недвижимым имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у Учреждения по решению Собственника имущества.
7. Порядок разрешения споров
7.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между Сторонами.
7.2. В случае если Стороны не придут к соглашению, споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящий договор составлен в трех экземплярах, один из которых хранится в делах органа регистрации прав, а остальные выдаются Сторонам.
8.2. Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами.
8.3. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми договор связывает гражданско-правовые последствия для Сторон настоящего договора, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения Стороне или ее представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило Стороне, которой оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от нее, не было ей вручено или Сторона не ознакомилась с ним.
8.4. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 296. Право оперативного управления
1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Комментарий к ст. 296 ГК РФ
— по субъектному признаку. Субъектами права оперативного управления могут быть только федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъекта РФ, муниципальные казенные предприятия (ст. 115 ГК, п. 2 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях) и любые учреждения (ст. 120 ГК). Как видно, это и коммерческие, и некоммерческие организации. Такое различие в статусе находит отражение в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием (ст. 297 ГК) и учреждением (ст. 298 ГК);
— по объектному признаку. Если объектом права хозяйственного ведения выступает лишь публичное имущество, то в праве оперативного управления наряду с этим может быть также и имущество, принадлежащее частным лицам (для частных учреждений);
— по содержанию. При формальном совпадении состава правомочий правообладателя в праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления их содержание различается. Право оперативного управления включает в себя право владения, право пользования и право распоряжения имуществом. Однако в отличие от права хозяйственного ведения право оперативного управления носит более ограниченный характер. Следовательно, и возможности субъекта права оперативного управления по владению, пользованию и распоряжению имуществом, переданным ему собственником, более ограничены по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения. Пределы осуществления права оперативного управления устанавливаются не только законом, но и целями деятельности названных юридических лиц, заданиями собственника и назначением имущества.
2. При передаче имущества в оперативное управление у собственника сохраняется больший объем прав в отношении имущества по сравнению с передачей имущества в хозяйственное ведение. Так, собственник или орган, уполномоченный выступать от его имени, вправе изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению либо приобретенное за счет выделенных им средств имущество казенного предприятия или учреждения и распорядиться им по своему усмотрению (см.: Постановление Президиума ВАС от 5 апреля 2005 г. N 14450/04 (Вестник ВАС. 2005. N 8)). Однако казенные предприятия и учреждения имеют право обращаться с заявлением в суд о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим казенным предприятиям или учреждениям на праве оперативного управления. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, содержащихся в п. 2 ст. 296 ГК, возлагается на указанный орган (п. 41 Постановления ВС и ВАС N 6/8).
Судебная практика по статье 296 ГК РФ
Рассматривая спор, суды руководствовались статьями 209, 210, 216, 296, 298, 299, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 158, 167, 169, 170, 181 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходили из доказанности факта наличия задолженности, а также обязанности именно МВД России по ее оплате.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями статей 210, 296, 298, 309, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 36, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 158. частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», учитывая разъяснения, данные в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, признал, что управление, как лицо, владеющее в спорный период времени жилым помещением, расположенном в многоквартирном доме, наравне с другими владельцами помещений в нем является потребителем комплекса услуг и работ, выполняемых истцом в процессе технического обслуживания дома, в отсутствие доказательств своевременной оплаты оказанных истцом услуг, удовлетворил иск.