договор оперирования подвижного состава это
Постановление Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 626 «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками»
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет :
Утвердить прилагаемое Положение об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками.
Председатель Правительства
Российской Федерации
25 июля 2013 г. N 626
Положение
об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 626)
2. В настоящем Положении понятия применяются в значениях, установленных законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.
получать соответствующее вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены договором;
получать от перевозчика и (или) владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на возмездной основе информацию, необходимую для осуществления взаимодействия в рамках перевозочного процесса, в том числе о доставке грузов, перевозимых в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, перевозке порожних грузовых вагонов оператора, завершении операций по погрузке (выгрузке) в железнодорожные вагоны и контейнеры оператора;
выступать от имени грузоотправителя при перевозках грузов железнодорожным транспортом в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, вносить плату за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи, оказывать транспортно-экспедиционные услуги, а также осуществлять иную деятельность, связанную с оказанием услуг по организации перевозок, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договора, в который, в частности, включаются следующие сведения:
род железнодорожных вагонов и тип контейнеров, предоставляемых оператором клиенту;
вид груза, для перевозки которого предоставляются
железнодорожные вагоны и контейнеры оператора;
требования к предоставляемым железнодорожным вагонам и контейнерам оператора;
цена договора и порядок оплаты оказанных услуг по договору;
порядок взаимодействия сторон в случае выявления технической неисправности железнодорожных вагонов и контейнеров оператора при подаче их под погрузку, а также в процессе перевозки груза;
состав и порядок представления клиентом документов, подтверждающих использование железнодорожных вагонов и контейнеров оператора в перевозочном процессе.
Указанный договор может включать элементы различных договоров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от объема и характера оказываемых оператором услуг.
7. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами (договором), которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия, в том числе:
порядок представления документов, необходимых для целей налогообложения услуг, связанных с перевозками грузов;
форму и порядок расчетов за услуги (работы) при выполнении отдельных операций перевозочного процесса, а также уплату провозных платежей перевозчику;
мониторинг и информационное обеспечение перевозочного процесса.
8. При взаимодействии между операторами, перевозчиками и клиентами не допускается создание условий, ставящих одних операторов в преимущественное положение по сравнению с другими операторами в сопоставимых условиях.
9. Операторы обеспечивают соответствие предоставляемых ими железнодорожных вагонов и контейнеров оператора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации.
10. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им железнодорожные вагоны и контейнеры оператора уполномоченным организациям железнодорожного транспорта для их использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов, а также специальных формирований, создаваемых на военное время при возникновении угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Прописаны основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками при транспортировке грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов и контейнеров, не принадлежащих перевозчику.
Операторы предоставляют принадлежащие им (на праве собственности или ином праве) вагоны и контейнеры юридическим и физическим лицам для перевозки грузов ж/д транспортом любыми видами отправок.
Между операторами и клиентами заключаются соответствующие договоры. Приведены условия, которые могут в них включаться.
Определены права операторов. Они, в частности, могут оказывать клиентам услуги по организации перевозок.
Операторы обязаны обеспечить соответствие предоставляемых ими вагонов и контейнеров требованиям законодательства о техрегулировании и правил технической эксплуатации железных дорог.
При взаимодействии между операторами, перевозчиками и клиентами запрещено создавать преимущества для отдельных операторов.
Урегулированы вопросы предоставления операторами вагонов и контейнеров для их использования в интересах Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов.
Постановление Правительства РФ от 25 июля 2013 г. N 626 «Об утверждении Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Статья 50
Статья 50. Для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа перевозчики заключают с владельцем инфраструктуры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным и заключается в письменной форме. Примерная форма указанного договора устанавливается правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры. В договоре об оказании услуг по использованию инфраструктуры определяются предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
В соответствии с договором об оказании услуг по использованию инфраструктуры владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику такие услуги для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить указанные услуги. На основании договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры может быть предусмотрено выполнение следующих работ (услуг):
предоставление перевозчику права на использование принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожных путей, иных необходимых для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа объектов инфраструктуры;
обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава, принадлежащего перевозчику или привлеченного им для перевозок, на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры;
управление движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осуществления перевозок с владельцами других инфраструктур, железными дорогами иностранных государств и организациями других видов транспорта;
предоставление возможности не связанного с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов, принадлежащих перевозчику или привлеченных им для перевозок;
заключение владельцами инфраструктур от имени перевозчика договоров на эксплуатацию, договоров на подачу, уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования;
погрузка, выгрузка, хранение грузов и иные работы (услуги).
Владельцы инфраструктур и перевозчики вправе заключать иные предусматривающие выполнение других работ (услуг) договоры.
Договор оперирования подвижного состава это
1.1 Основные документы
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации – федеральный закон, определяющий права, обязанности и ответственность железных дорог, юридических лиц и граждан, в том числе экспедиторских и иных организаций, действующих от их имени, пользующихся услугами железнодорожного транспорта и предприятий других видов транспорта, участвующих в прямом смешанном сообщении.
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, и регулируют условия перевозок грузов с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также экологической безопасности.
1.2. Основные понятия
Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее – инфраструктура) – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора.
Грузоотправитель (отправитель) – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
Грузополучатель (получатель) – физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
Груз-объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
Опасный груз – груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Железнодорожные пути общего пользования – железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Железнодорожные пути необщего пользования – железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
1.3. Типы перевозок
Перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта – перевозки в прямом и непрямом международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.:
Перевозки в прямом международном сообщении – перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
Перевозки в непрямом международном сообщении – перевозки в международном сообщении пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, осуществляемые через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Перевозки в прямом железнодорожном сообщении – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.
Перевозки в прямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформленному на весь маршрут следования.
Перевозки в непрямом смешанном сообщении – перевозки, осуществляемые в пределах территории Российской Федерации несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.
Специальные железнодорожные перевозки – железнодорожные перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также железнодорожные перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Воинские железнодорожные перевозки – железнодорожные перевозки воинских частей и подразделений, воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов федеральной государственной службы безопасности.
1.3.1. Международные соглашения
Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двухсторонних и многосторонних соглашений, которые заключают соответствующие органы государств-участников.
Соглашения, в которые входит РФ:
СГМС – Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении стран. Осуществление перевозок в прямом международном железнодорожном сообщении между странами участниками СГМС:
— Социалистической Республики Вьетнам,
— Исламской Республики Иран,
— Китайской Народной Республики,
— Корейской Народно-Демократической Республики,
Россия-Финляндия – Перевозки в прямом международном железнодорожном сообщении Россия-Финляндия.
1.4. Тарифы и сборы
— ТП – Тарифная политика.
— Прейскурант N 10-01.
Участниками Тарифного Соглашения являются Железные дороги государств:
— Азербайджанской Республики – АЗ,
— Республики Армения – АРМ,
— Республики Беларусь – БЧ,
— Республики Казахстан – КЗХ,
— Кыргызской Республики – КРГ,
— Республики Молдова – ЧФМ,
— Российской Федерации – РЖД,
— Республики Таджикистан – ТДЖ,
— Республики Узбекистан – УТИ,
— Эстонской Республики – ЭВР.
Ставки Тарифной политики установлены на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа (МТТ) и Единого транзитного тарифа (ЕТТ). Валютой тарифа является швейцарский франк.
МТТ – Международный железнодорожный транзитный тариф – тарифное руководство на железнодорожные перевозки (западное направление). Участниками МТТ являются:
— Белорусская железная дорога (БЧ),
— Болгарские Государственные железные дороги (БДЖ),
— Грузинская железная дорога (ГР),
— Железные дороги Республики Казахстан (КЗХ),
— Латвийская железная дорога Государственное акционерное общество (ЛДЗ),
— Литовские железные дороги Акционерное общество
— специального назначения (ЛГ),
— ГП «Железная дорога Молдовы» (ЧФМ),
— Монгольские железные дороги (МТЗ),
— Польские Государственные железные дороги Акционерное общество (ПКП),
— Российские железные дороги (РЖД),
— Железнодорожное общество Акционерное общество (Словацкая Республика) (ЗССК),
— Узбекские железные дороги (УТИ),
— Украинские железные дороги (УЗ),
— Чешские железные дороги (ЧД),
— Эстонская железная дорога (ЭВР).
ЕТТ – Единый транзитный тариф (ЕТТ).
Прейскурант N 10-01 – Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами.
1.5. Перевозочные документы
Перевозочный документ – документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (транспортная железнодорожная накладная) или удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира, багажа, грузобагажа (проездной документ (билет), багажная квитанция, грузобагажная квитанция).
Перевозки грузов повагонными и мелкими отправками оформляются транспортной железнодорожной накладной (накладная) либо комплектом перевозочных документов, состоящим из накладной, дорожной ведомости, корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза.
Перевозки грузов повагонными отправками могут оформляться с использованием транспортной железнодорожной электронной накладной ( электронная накладная ).
1.5.1. Заявки
1.6. Отправка
Железнодорожная отправка – железнодорожная перевозка груза по одной товарно-транспортной накладной. Перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми и маршрутными отправками.
Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной транспортной железнодорожной накладной (далее – накладная) груз, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона.
Контейнерной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление отдельного контейнера.
Мелкой отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.
Групповой отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление более одного вагона, но менее маршрутной отправки.
Маршрутной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.
Сборной повагонной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры грузов в адрес одного грузополучателя.
1.7. Номенклатуры грузов
Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов (ЕТ СНГ) – базисная номенклатура грузов для всех видов транспорта общего пользования, обеспечивающая увязку автоматизированных систем обработки данных о перевозках грузов и взаимодействие перевозчиков с грузоотправителями и грузополучателями при определении провозных платежей. Предназначен для расшифровки обозначения грузов, перевозимых по железной дороге в пределах России.
Гармонизированная номенклатура грузов (ГНГ) служит для описания и кодирования грузов в международном грузовом сообщении стран – членов ОСЖД (Организацией сотрудничества железных дорог), участвующих в СМГС (Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении) или применяющих положения СМГС.
ГНГ создана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) Всемирной таможенной Организации (WCO) и соответствует Гармонизированной номенклатуре грузов Международного союза железных дорог (NHM, 2003г.). Наименования разделов, глав и позиций соответствуют тексту ГС.
Тонкости оперирования подвижным составом
— Михаил Михайлович, что из себя представляет рынок оперирования подвижным составом сегодня? Кому принадлежат грузовые вагоны и как распределены сферы ответственности?
Процесс передачи парка проходил планово, и задолго до его начала мы информировали грузоотправителей и общественность. Сама идеология структурной реформы железнодорожной отрасли предполагала разделение функций: сохранение государственного регулирования движения транспорта и создание конкурентной среды в таких видах деятельности, как грузовые, пригородные, пассажирские перевозки.
В данных условиях за ОАО «РЖД» сохранены и закреплены функции владельца инфраструктуры и перевозчика приватных вагонов.
В начале текущего года правительством РФ утверждена целевая модель развития рынка железнодорожных грузовых перевозок. В соответствии с ней завершить работу по созданию конкурентного рынка предоставления подвижного состава планируется уже в 2011 году.
Таким образом, механизм взаимоотношений между собственником грузового вагона и владельцем груза кардинально поменялся и находится в большей степени вне зоны ответственности ОАО «РЖД». Собственники вагонов из соображений экономической выгоды самостоятельно решают, чей груз везти, куда и по какой цене.
— Работают ли грузоотправители напрямую с дорогой сегодня?
— Дефицит полувагонов для перевозки промышленных грузов стал остро ощущаться в этом году. Производственники, как обычно, в обиде на железнодорожников. Между тем, по вашим словам, у ОАО «РЖД» почти не осталось в собственности инвентарных (предоставляемых по регулируемому государством прейскуранту 10-01) вагонов. Коснулась ли данная проблема Дальневосточную железную дорогу?
Это связано с тем, что промышленные предприятия используют собственный подвижной состав для обеспечения перевозок в основном своей грузовой базы и, как правило, в одном направлении. А компании-операторы заинтересованы в высокой доходной ставке на вагон, которая зачастую не соответствует интересам грузоотправителей.
Длительные простои приватного подвижного состава на путях станций в ожидании выгодной перевозки или передвижения в порожнем состоянии, требующей оформления полного комплекта перевозочных документов, лишают перевозчика влияния на порожний рейс вагона.
Совокупность этих факторов привела не только к снижению производительности грузового вагона, но и увеличила нагрузку на инфраструктуру общего пользования, парализуя пропускные и провозные способности целых направлений.
— Операторы, имеющие на том или ином направлении максимальную доходность, могут позволить своим вагонам простаивать несколько суток после выгрузки в ожидании выгодного заказа. Насколько это осложняет ситуацию с грузовой работой?
Это весьма неплохие показатели, но не будь перед нами озвученной проблемы, мы смогли бы достичь большего, так как отсутствие системной и эффективной технологии организации управления вагонными парками частных операторов подвижного состава периодически вызывает серьезные осложнения в погрузке грузов и в эксплуатационной работе.
Задача оптимизировать процесс управления вагонными парками сегодня ставится перед коллективом также и по другим причинам.
Во-вторых, участники рынка грузовых перевозок, в том числе операторы подвижного состава, не несут правовой ответственности за сбои в эксплуатационной работе и, прежде всего, за планирование перевозок, обеспечение отправления грузов погрузочными ресурсами, снижение качественных показателей использования подвижного состава, влияющих на уровень транспортного обслуживания.
— Какие варианты решения данной проблемы видятся сегодня?
Это позволит за счет более эффективного использования технических средств и рациональных технологий на основе имеющихся у ОАО «РЖД» информационных систем существенно повысить эффективность использования вагонов, то есть существующим парком вагонов всех собственников за счет рационализации их перемещения можно будет перевести больше грузов. Однако при этом все экономические взаимоотношения между собственником вагона и грузовладельцем остаются вне зоны ответственности компании.
ОАО «РЖД» на основании агентского соглашения осуществляет функцию оптимизации перемещения вагонопотоков, исходя из минимизации эксплуатационных затрат.
— Таким образом, дороги принимают на себя роль, своего рода, посредника между грузоотправителем и собственником подвижного состава?
— Совершенно верно. И прежде всего, это касается логистического обеспечения. Дополнительно стартовала реализация комплексного пакета предоставления транспортных услуг. Она включает возможность перевозки груза по инфраструктуре, перевалку на судно и транспортно-экспедиторское обслуживание. ОАО «РЖД» в этом случае выступает посредником между грузоотправителем и собственником вагона, одновременно являясь перевозчиком вагона по собственной инфраструктуре.
К одному из плюсов этой технологии можно отнести снижение общей цены на перевозку груза, включая инфраструктурный тариф и плату за предоставление вагона. В настоящее время данная услуга предоставляется угледобывающему предприятию ОАО «Угольная компания «Нерюнгриуголь», в дальнейшем будет распространена и на другие дальневосточные предприятия.
С владельцами грузов проводится постоянная разъяснительная работа по обеспечению заблаговременного планирования перевозок до начала месяца и своевременного отказа от погрузки для прекращения заадресовки вагонов. К примеру, с диспетчерским аппаратом Владивостокского филиала ОАО «ПГК» организовано совместное суточное планирование подвода вагонов под погрузку, установлен контроль над оперативным оформлением документов на порожние вагоны и их отправкой под погрузку.
— Как же удается управлять столь объемным массивом информации при взаимодействии грузоотправителя, перевозчика и оператора?
— На базе «Электронной торговой площадки транспортных услуг» оказываются услуги мониторинга перевозки грузов с информированием грузоотправителя о дислокации вагона или контейнера и предварительным расчётом провозных платежей. На полигоне Дальневосточной железной дороги такими услугами пользуются уже 205 клиентов.
Кроме того, на новой информационной площадке, открытой с использованием Интернет-ресурсов, предоставлена возможность размещать сведения о ресурсном парке собственников подвижного состава для организации его использования непосредственными потребителями транспортных услуг.
Тем самым обеспечивается взаимовыгодный диалог для всех участников рынка. В настоящее время в рамках информационной площадки зарегистрировано 199 собственников и операторов подвижного состава и более 1700 грузовладельцев.
— И в заключение. Есть ли сегодня необходимость в пересмотре нормативно-правового блока?
— В кардинальных переменах он сегодня не нуждается, но, своего рода, точная настройка формирующегося механизма нужна. Требует детальной проработки вопрос о правовой ответственности собственников подвижного состава перед другими участниками транспортного рынка. После этого можно приступить к созданию эффективной системы управления объединенным парком.
По итогам заседания принято решение обратиться к правительству РФ с предложением провести расширенное совещание с участием руководителей ОАО «РЖД», дочерних и смежных структур, Федеральной антимонопольной службы для скорейшего совместного разрешения сложившейся ситуации.
Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»:
— Возникает принципиально новая для России ситуация: перевозчик, по сути, освобождается от операторской деятельности, но продолжает управлять движением, не имея в своей собственности достаточного количества универсальных вагонов. Наша задача заключается в том, чтобы совместно с правительством РФ, с операторами вагонного парка, а главное, с грузовладельцами выработать модель управления, при которой порожний вагон, находящийся в частной собственности, не проезжал бы мимо груза. Нужно создать такие экономические условия, при которых владельцам вагонов станет невыгодным длительный простой подвижного состава или перемещение порожних вагонов.