договор перевозки груза гражданский кодекс
Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику
На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки.
Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.
Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем.
А вот те самые законы, по которым возят грузы:
🚚 Глава 40 «Перевозка» ГК РФ,
Какой договор правильный: перевозки или транспортной экспедиции?
Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги.
Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.
Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге.
Перевозчик всегда отвечает за груз. Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг.
Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку. В этой статье мы даём советы по договору перевозки.
Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией. Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть условия договора, а не название.
Что полезного записать в договор перевозки
Предмет договора
Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст. 785 ГК РФ.
Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете. Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика. Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации.
Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.
Транспортная накладная
При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную. Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта.
Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.
Принять груз по расписке или накладной свободной формы — нормально. Главное, чтобы читались условия перевозки.
Кто грузит и разгружает
Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором. Запишите это условие.
Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза.
Транспортное средство
Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.
Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.
Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст. 791 ГК РФ.
Упаковка груза
Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта.
За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.
Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза.
Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.
Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке.
Срок доставки
Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.
Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:
Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.
Цена и срок оплаты
Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.
Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза.
Объявленная ценность груза
По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза. Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности.
Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости. Так сказано в п. 12 Правил перевозки.
Ответственность перевозчика
Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя. Такие пункты не сработают в суде — ст. 37 Устава автомобильного транспорта.
За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта. Но в договоре можно посчитать штраф по-другому.
Ответственность заказчика
Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке. Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.
За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Подсудность споров
Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров. В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану.
По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.
Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять. Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.
С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки действует защита потребителей. Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства. Пункты договора об изменении подсудности не работают.
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Энциклопедия судебной практики. Перевозка. Договор перевозки груза (Ст. 785 ГК)
Энциклопедия судебной практики
Перевозка. Договор перевозки груза
(Ст. 785 ГК)
1. Общие вопросы квалификации договоров перевозки
1.1. При включении в договор соответствующей ссылки правило о поставке на условиях CIF в редакции ИНКОТЕРМС-2000 становится условием договора, в том числе и в части распределения между сторонами правовых обязанностей и рисков, связанных с перевозкой груза
Стороны контракта в рамках внешнеэкономической операции (состоящей из сделок по поставке, перевозке и цессии) включили в контракт ссылку на правило о поставке на условиях CIF-Владивосток в редакции ИНКОТЕРМС-2000. Следовательно, данное правило стало условием (элементом) договорных отношений сторон.
1.2. Действие договора перевозки начинается с принятия груза и прекращается его выдачей в пункте назначения
Согласно статье 785 ГК РФ договор перевозки начинается принятием груза и прекращается его выдачей в пункте назначения. Для железнодорожной перевозки пунктами принятия и назначения груза являются по общему правилу железнодорожные станции.
Согласно статье 785 ГК РФ договор перевозки начинается принятием груза и прекращается его выдачей в пункте назначения. Для железнодорожной перевозки пунктами принятия и назначения груза являются по общему правилу железнодорожные станции.
Согласно статье 785 ГК РФ договор перевозки начинается принятием груза и прекращается его выдачей в пункте назначения. Для железнодорожной перевозки пунктами принятия и назначения груза являются по общему правилу железнодорожные станции.
1.3. Договор перевозки является возмездным, так как за перевозку взимается провозная плата
Договор перевозки является возмездным, Гражданский кодекс Российской предусматривает, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Договор перевозки по своей правовой природе является двусторонним договором в пользу третьего лица. Грузополучатель не может быть признан стороной договора перевозки грузов. Право согласования сроков доставки груза предоставлено грузоотправителю и перевозчику.
Договор перевозки по своей правовой природе является двусторонним договором в пользу третьего лица. Грузополучатель не может быть признан стороной договора перевозки грузов. Право согласования сроков доставки груза предоставлено грузоотправителю и перевозчику.
Договор перевозки по своей правовой природе является двусторонним договором в пользу третьего лица. Грузополучатель не может быть признан стороной договора перевозки грузов. Право согласования сроков доставки груза предоставлено грузоотправителю и перевозчику.
Договор перевозки по своей правовой природе является двусторонним договором в пользу третьего лица. Грузополучатель не является стороной договора перевозки грузов. Право согласования сроков доставки груза предоставлено грузоотправителю и перевозчику.
1.5. Договор перевозки груза не может заключаться путем совершения конклюдентных действий
Отношения по перевозке груза не могут быть совершены конклюдентными действиями в силу пункта 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации. В данном случае сторонами договоры перевозки заключались в письменной форме, доказательством чему служат товарно-транспортные накладные и путевые листы.
1.6. Договор по доставке груза, в котором отправителем, получателем и плательщиком выступает одно лицо, не является договором перевозки и должен квалифицироваться как обязательство по возмездному оказанию услуг
1.7. Транспортная накладная, составленная сторонами договора перевозки, служит доказательством реальности осуществления договора перевозки и принятия на учет приобретенных услуг
Доказательством реальности осуществления договора перевозки и принятия на учет приобретенных услуг является транспортная накладная, составленная сторонами договора перевозки.
1.8. Отношения по договору перевозки между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком не создают обязанностей для третьих лиц, не принимающих в них участия
Согласно п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Из содержания указанной нормы права следует, что отношения по договору перевозки между грузоотправителем (грузополучателем) и перевозчиком не создают обязанностей для третьих лиц, не участвующих в них.
1.9. Отсутствие транспортных накладных при наличии иных доказательств не влечет признание договора перевозки незаключенным
Отказывая в удовлетворении исковых требований [о признании договора возмездного оказания транспортных услуг незаключенным], суд первой инстанции со ссылкой на статьи 8, 10, 196, 199, 307, 309, 431, 784, 785, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 42 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» исходил из того, что отношения сторон вытекают из договора перевозки, обязательства по которому исполнены истцом в полном объеме и частично оплачены ответчиком; отсутствие транспортных накладных при наличии иных доказательств не является основанием для признания договора незаключенным; срок исковой давности по заявленным требованиям пропущен.
1.10. По смыслу ст. 785 ГК РФ существенным условием договора перевозки груза является пункт назначения
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным условием договора перевозки груза является пункт назначения.
1.11. Положения, закрепленные ст. 785 ГК РФ, носят императивный характер
Факт оказания услуг по перевозке грузов подтверждается товарной накладной, коносаментом или иным документом на груз, предусмотренным соответствующим транспортным уставом или кодексом (пункт 2 статьи 785 ГК РФ). Данная статья носит императивный характер. В нарушение требований статьи 785 ГК РФ истец таких документов не представил.
1.12. Отсутствие в договоре-заявке наименования грузополучателя, в связи с чем грузоотправителем была допущена ошибка при заполнении товарно-транспортной накладной и груз не был доставлен в надлежащий пункт назначения и надлежащему грузополучателю, не влечет признание грузоотправителя виновным в недоставке груза
Доводы истца о неправильном толковании судами статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и о неосмотрительности ответчика и допущении ситуации передачи груза ненадлежащему получателю являются несостоятельными, поскольку суды правильно указали, что груз не был доставлен в надлежащий пункт назначения и надлежащему грузополучателю в связи с допущенной грузоотправителем ошибкой при заполнении товарно-транспортной накладной, действительное наименование грузополучателя ответчику не было известно, так как в договоре-заявке его наименование не было указано. Следовательно, суды правильно пришли к выводу об отсутствии в действиях ответчика вины в недоставке груза.
2. Особенности согласования существенных условий при заключении договора перевозки грузов железнодорожным транспортом
2.1. Условия договора о размере провозной платы и расстоянии маршрута перевозки груза по железной дороге определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами
При изменении перевозчиком маршрута перевозки стороны не вправе изменять установленный в железнодорожных накладных размер провозной платы за перевозку груза на расстояние, определенное по Тарифному руководству. Плата за фактически пройденное расстояние взыскивается лишь в случаях, прямо предусмотренных в тарифном руководстве.
2.2. При заключении договора перевозки указанное в ж/д накладной условие о расстоянии перевозки считается согласованным сторонами с учетом того, что порядок его определения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта
Поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния.
Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
2.3. Размер платы за перевозку груза определяется исходя из расстояния, указанного в транспортной железнодорожной накладной
Поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния.
2.4. Договор перевозки считается заключенным и все его существенные условия согласованными при представлении отправителем надлежаще составленной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком отправителю квитанции о приеме груза
Поскольку договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза, указанное в накладной расстояние считается согласованным и плата за перевозку груза взимается исходя из этого расстояния.
2.5. В случае переадресовки груза, оформление новых железнодорожных накладных с изменением отправителя и получателя груза свидетельствует о заключении нового договора перевозки
Доводы перевозчика о том, что оформление новых железнодорожных накладных при переадресовке исключает заключение нового договора перевозки, подлежит отклонению. Отсутствие в заявке на переадресовку груза данных, содержащихся в заявке на перевозку, не означает недостижение сторонами соглашения по поводу содержания указанных пунктов во вновь заключенном договоре перевозки.
2.6. В случае искажения отправителем в железнодорожных накладных наименования груза, перевозчик вправе пересчитать сниженный в результате искажения размер платы за перевозку груза и довзыскать с отправителя возникшую разницу
В спорных вагонах ОАО «РЖД» обнаружило иной груз, чем был указан грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных. Размер платы за перевозку груза был пересчитан и довзыскан с грузоотправителя. Суд удовлетворил иск, признав его обоснованным.
2.7. Указанные в железнодорожных накладных сроки доставки груза являются условиями договора перевозки, которые не могут быть изменены перевозчиком в одностороннем порядке
Срок доставки грузов указывается в железнодорожных накладных. Указанные в железнодорожных накладных условия являются условиями договора перевозки, которые в одностороннем порядке изменены быть не могут.
2.8. Обязанность перевозчика по выполнению процедуры внутреннего таможенного транзита не может быть включена в качестве дополнительной услуги в условия договора перевозки и не может изменяться соглашением сторон
Получение разрешения на процедуру ВТТ и ее завершение не является дополнительной работой (услугой) перевозчика. Действия перевозчика совершаются в целях исполнения его обязанности перед государством в лице таможенных органов и являются необходимым условием исполнения обязанностей перевозчика по договору перевозки. Следовательно, указанная обязанность не может быть изменена гражданско-правовыми договорами, заключаемыми перевозчиком с грузополучателями и грузоотправителями, вне зависимости от того, согласовано ли ее выполнение ими или нет.
2.9. Действия по организации деятельности участников правоотношений на станции железных дорог не входят в понятие «железнодорожная перевозка»
Суды, правильно применив указанные нормы права [ст. 785 ГК РФ, ст. 2, 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ], обоснованно отметили, что действия, связанные непосредственно с организацией деятельности участников правоотношений на станции железных дорог, в понятие «железнодорожная перевозка» не входят.
2.10. Отношения по перевозке грузов не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, так как подлежат оформлению самостоятельными договорами, имеющими различный субъектный состав
Отношения по перевозке грузов не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающий субъектный состав.
Отношения по перевозке железнодорожным транспортом являются самостоятельным видом отношений и не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающий субъектный состав.
Отношения по перевозке грузов не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающий субъектный состав.
Отношения в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования являются самостоятельным видом отношений и не должны подменять отношения по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования или отношения по подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающие предметный и субъектный составы.
3. Заключение и исполнение договоров перевозки грузов автомобильным транспортом
3.1. При отсутствии в товарно-транспортных накладных подписи перевозчика, удостоверяющей прием груза, груз не считается принятым перевозчиком к перевозке
Суды установили, что в товарно-транспортных накладных подпись ответчика, удостоверяющая прием груза к перевозке, отсутствует. Заявка на перевозку груза в материалы дела не представлена. Суды пришли к выводу, что спорный груз перевозчиком не был принят к перевозке.
3.2. Товарно-транспортные накладные, подписанные представителями грузоотправителя и перевозчика, могут признаваться судом надлежащими доказательствами оказания услуг по договору перевозки наряду с другими доказательствами
Поскольку в накладных содержатся подписи представителей истца и ответчика, проставлены печати организаций, судами сделан вывод о том, что они являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт оказания соответствующих услуг по договору.
3.3. При отсутствии доказательств передачи груза перевозчику договор перевозки считается незаключенным
Суды исходили из незаключенности договора ввиду отсутствия доказательств передачи ответчиком груза истцу для осуществления перевозки.
3.4. Товарно-транспортная накладная может использоваться для подтверждения расчетов за перевозку грузов автомобильным транспортом
Суд указал, что товарно-транспортная накладная является документом для подтверждения расчетов за перевозку грузов. Поскольку факт оказания услуг подтверждается товарно-транспортными накладными, суд пришел к выводу о доказанности факта оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
3.5. Договоры-заявки и товарно-транспортные накладные признаются допустимыми доказательствами перевозки грузов, если грузоотправитель не доказал их подписание от своего имени неуполномоченными лицами
Заявляя о подписании договоров-заявок и накладных неуполномоченными со стороны Компании лицами ответчик не представил доказательств, подтверждающих отсутствие у указанных лиц полномочий на подписание названных документов от имени Компании. Учитывая совокупность имеющихся доказательств, суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания задолженности.
3.6. В договоре перевозки грузов автомобильным транспортом стороны вправе предусмотреть согласование условий перевозок путем передачи и принятия заявок посредством факсимильной и электронной связи
Согласно пункту 1.4 Договора стороны допускали согласование условий перевозок в заявках, передаваемых и получаемых посредством факсимильной и электронной связи (при условии наличия в таких заявках подписей и печатей сторон). В связи с этим выводы суда об отсутствии двусторонних согласованных заявок являются ошибочными.
3.7. Договор-заявка и товарно-транспортная накладная не подтверждают осуществление перевозчиком конкретной перевозки, если в данных документах указаны сведения о другом перевозчике
Суды сочли представленный договор-заявку ненадлежащим доказательством осуществления ответчиком конкретной перевозки, так как в нем отсутствуют сведения о том, что именно ИП Н.Г. является грузоперевозчиком испорченного груза. В товарно-транспортной накладной содержатся указания об организации-перевозчике ИП «Д» и водителе А.И
3.8. Договор перевозки груза автотранспортом не является ничтожной сделкой из-за отсутствия товарно-транспортной накладной
Довод предпринимателя о ничтожности договора перевозки груза при отсутствии товарно-транспортной накладной основан на неверном толковании закона. Из пункта 1 статьи 8 Устава автотранспорта не следует, что транспортная накладная является единственным доказательством наличия обязательств из договора перевозки.
3.9. Договор перевозки не считается заключенным между отправителем и перевозчиком, если последний осуществлял перевозку груза во исполнение собственных обязательств по договору, заключенному с другим лицом
Суды пришли к выводу об отсутствии между сторонами самостоятельного договора перевозки, так как истец был привлечен к доставке груза третьим лицом. Принимая груз от ответчика, истец действовал во исполнение собственного обязательства перед третьим лицом, возникшего на основании договора на организацию перевозки автомобильным транспортом.
3.10. Путевой лист не является документом, подтверждающим заключение сторонами договора перевозки грузов
Исходя из п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Форма транспортной накладной при осуществлении перевозок грузов автомобильным транспортом определена в приложении N 4 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Из приведенных правовых норм не следует, что путевой лист подтверждает заключение сторонами договора перевозки грузов.
3.11. Разрешение на перевозку крупногабаритных грузов не подтверждает наличие обязательства, возникающего на основании договора перевозки грузов автомобильным транспортом
Выданное на имя истца разрешение на перевозку крупногабаритных грузов само по себе также не свидетельствует о наличии между истцом и ответчиком обязательства, возникшего на основании договора перевозки грузов автомобильным транспортом.
3.12. В действующем законодательстве отсутствуют положения, предусматривающие, что договор перевозки может быть исполнен исключительно владельцем транспортного средства, фактически осуществляющим действия по перемещению груза, а также запрещающих возложение его исполнения на третье лицо
Ссылка истца на то, что договор перевозки является реальным, исполнение обязанностей перевозчика по которому не может быть возложено на третье лицо, является несостоятельной. Как следует из п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 8 Устава автомобильного транспорта, договор перевозки является консенсуальным и считается заключённым с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). О реальности договора не свидетельствуют отдельные особенности исполнения сторонами обязательств, как то получение определенным лицом специальных разрешений, владение должником в обязательстве средствами, необходимыми для исполнения обязательства. В связи с этим указанные в кассационной жалобе доводы о том, что договор перевозки может быть исполнен исключительно владельцем транспортного средства, фактически осуществляющим действия по перемещению груза, и исполнение такого договора не может быть возложено на третье лицо, подлежат отклонению как не основанный на действующем законодательстве.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.