договор перевозки пассажиров и багажа общая характеристика
Договор перевозки пассажиров и багажа общая характеристика
ГК РФ Статья 786. Договор перевозки пассажира
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 786 ГК РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом:
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
4. В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
(п. 4 введен Федеральным законом от 05.12.2017 N 379-ФЗ)
Договор перевозки пассажира
Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.
Понятие договора перевозки пассажира.
Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».
Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.
Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.
Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).
Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.
Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.
Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.
Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.
Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:
За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).
Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).
Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.
Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».
Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).
На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.
Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.
Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.
Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.
Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:
1. Предоставить пассажиру место согласно билету.
Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:
2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.
Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:
Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:
3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.
Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:
Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.
Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).
Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.
В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).
В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.
При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.
Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.
Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:
1. Уплатить установленную плату за проезд.
Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.
При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:
Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).
2. Не портить имущество транспорта.
Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:
уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.
3. Соблюдать установленные правила перевозки.
Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.
Договор перевозки пассажиров и багажа: понятие, характеристика, форма, права и обязанности сторон, особенности перевозки в прямом смешанном сообщении, ответственность перевозчика.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).
Перевозка пассажиров регулируется в общей форме ГК, транспортными уставами и кодексами, а также действующими на всех видах транспорта общего пользования Правилами перевозки пассажиров. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются Закон о защите прав потребителей и другие правовые акты.
Юридическая квалификация договора: двусторонне обязывающий, возмездный, реальный (применительно к перевозке пассажиров городским транспортом), консенсуальный (применительно к перевозке пассажиров железнодорожным, водным, воздушным транспортом). Договор является публичным, когда используется транспорт общего пользования.
Существенный условия: предмет договора — услуга по доставке пассажира и багажа в пункт назначения.
Форма договора: простая письменная. Заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждается выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа — багажной квитанцией. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.
При наличии вины перевозчик несет ответственность в форме штрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщениях). В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира, перевозчик несет ответственность по правилам гл. 59 ГК РФ.
Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств 1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира:1. За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Договор транспортного экспедирования: понятие, характеристика, предмет, стороны, форма, особенности исполнения договора транспортного экспедирования, источники правового регулирования.
Сущность этого договоразаключается в том, что одна особа, которая требует перевозки определенного груза (клиент), передает функции по организации Его отправки или получение другому лицу (экспедитору). Таким образом, экспедитор по сути заменяет перевозчика перед клиентом или грузоотправителя или грузополучателя перед перевозчиком. Такая деятельность экспедитора называется в законодательстве транспортно-экспедиторской и осуществляется при экспорте из Украины, импорте в Украину, транзитной перевозке через территорию Украины или другого государства, внутренних перевозках по территории Украины.
Транспортно-экспедиторская деятельность— это предпринимательская деятельность по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг по организации и обеспечению перевозок экспортных, импортных, транзитных или других грузов (ст. 1 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»).
Перекладывание отправителями и получателями груза функций по его отправки и получения на лиц, специализирующихся на экспедиторской деятельности, помогает быстрее и эффективнее осуществить перевозки грузов, обеспечить эффективное использование вместимости транспортных средств, удешевить стоимость перевозки и оптимизировать деятельность транспортных предприятий.
Основу правового регулированияотношений транспортного экспедирования составляют нормы гл. 65 ГК Украины, ст. 316 ГК Украины, законов Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 1 июля 2004 г., «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991 г., «О транзите грузов» от 20 октября 1999 г., транспортных уставов (п. 78 Устава внутреннего водного транспорта СССР, пункты 125, 126 Устава автомобильного транспорта РСФСР), других нормативно-правовых актов, издаваемых в соответствии с ними, а также международно-правовых актов. При этом действует правило, закрепленное в ч. 3 ст. 929 ГК Украины, по которым условия договора транспортного экспедирования определяются по договоренности сторон, если иное на установлено законодательством.
Итак, договору транспортного экспедированияодна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет второй стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ч. 1 ст. 929 ГК Украины, ст. 9 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»).
Этот договор является двухсторонним(обе стороны наделены и правами, и обязанностями), консенсуальним (вступает в силу с момента достижения согласия между сторонами) и возмездному(экспедитор оказывает услуги на платной основе).
Сторонамидоговора транспортного экспедирования является экспедитор и клиент.
Экспедитором(транспортным экспедитором) является субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования (ст. 1 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»). Функции экспедитора могут выполнять транспортные организации, которые одновременно выступают перевозчиками, специализированные предприятия (организации), другие субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица-предприниматели).
Клиент— это потребитель услуг экспедитора (юридическое или физическое лицо), который по договору транспортного экспедирования самостоятельно или через представителя, действующего от его имени, поручает экспедитору выполнить или организовать или обеспечить выполнение определенных договором транспортного экспедирования услуг и оплачивает их, включая плату экспедитору (ст. 1 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»). Клиентами по договору транспортного экспедирования выступают преимущественно отправители и получатели груза, но ими могут быть и другие лица, которые заинтересованы в получении экспедиторских услуг (перевозчики, владельцы товара и др.).
Кроме сторон договора транспортного экспедирования, то есть экспедитора и клиента, в транспортно-экспедиторской деятельности могут принимать участие и другие лица(перевозчики, транспортные агенты, порты, железнодорожные станции, объединения и специализированные предприятия железнодорожного, авиационного, автомобильного, речного и морского транспорта, таможенные брокеры и другие лица, которые выполняют работы (предоставляют услуги) при перевозке грузов). Таких лиц экспедитор имеет право привлекать к исполнению своих обязательств по договору транспортного экспедирования, заключая с ними соответствующие договоры. При этом в отношениях с другими участниками транспортно-экспедиторской деятельности экспедитор может выступать от своего имени или от имени клиента. Как именно он будет действовать, стороны должны оговорить в договоре транспортного экспедирования. В противном случае экспедитор должен заключать договоры от своего имени, поскольку он не уполномоченным клиентом на совершение сделок от имени последнего.
Предметомэтого договора является транспортно-экспедиторская услуга,есть работа, непосредственно связанная с организацией и обеспечением перевозок экспортного, импортного, транзитного или другого груза по договору транспортного экспедирования (ст. 1 Закона Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности»).
В Правилах транспортно-экспедиционной деятельности определена нормативная база регулирования деятельности экспедиторов и перевозчиков: отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил). Одновременно это означает, что с момента начала действия Правил утратили силу и многочисленные документы (Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Устав автомобильного транспорта), в своей части регулирующие отношения из транспортной экспедиции. По общему правилу акты
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1751 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Энциклопедия судебной практики. Перевозка. Договор перевозки пассажира (Ст. 786 ГК)
Энциклопедия судебной практики
Перевозка. Договор перевозки пассажира
(Ст. 786 ГК)
1. Общая характеристика договора перевозки пассажира
1.1. По своей правовой природе договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным, а по способу заключения он относится к договорам присоединения
Исходя из правовой природы, договор перевозки пассажира является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным. По способу заключения указанный договор относится к договорам присоединения.
1.2. Условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром только в виде присоединения к предложенному договору в целом
Договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения. Условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Учитывая, что по форме заключения договора, договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения, условия договора перевозки пассажира определяются в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
1.3. В законодательстве отсутствует императивная норма, предусматривающая порядок опубликования условий договора перевозки пассажира
Законом не установлена императивная норма, закрепляющая порядок опубликования условий договора.
1.4. Если одна сторона не осуществляет перевозку другой стороны договора, такой договор не признается договором перевозки пассажира
В силу положений статей 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный между сторонами договор не является договором перевозки, поскольку ответчик не осуществляет перевозку другой стороны договора либо вверенного ему груза.
1.5. Невыдача билетов при перевозке льготных категорий граждан, относящихся к федеральному регистру, признается нарушением ч. 2 ст. 786 ГК РФ, поскольку заключение договора перевозки пассажира должно быть удостоверено билетом
При взыскании денежных средств в расчет были взяты данные о количестве проживающих граждан льготной категории на территории города Кирова без предоставления билетно-учетных листов, подтверждающих перевозку данных граждан. Отказавшись от взимания платы с льготных категорий граждан, относящихся к федеральному регистру, перевозчик не посчитал нужным выдавать билеты, что является нарушением части 2 статьи 786 Гражданского кодекса, статей 2, 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», согласно которым заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Согласно пунктам 42, 43 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Если регулярная перевозка осуществляется с использованием именных билетов, предусмотренных пунктом 47 настоящих Правил, посадка пассажиров в транспортное средство осуществляется при предъявлении контролеру именного билета, а также документа, удостоверяющего личность пассажира в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании которого был оформлен именной билет.
1.6. Законом не установлена обязанность перевозчика по предоставлению пассажиру информации о требованиях, связанных с пограничным контролем, предусмотренных законодательством иностранных государств
Поскольку положения ст. 786 ГК РФ, ст.ст. 106, 107 ВК РФ, Федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186) не содержат требования к перевозчику (уполномоченному агенту) предоставлять пассажиру информацию о требованиях, связанных с пограничным контролем, предусмотренных законодательством иностранных государств.
2. Воздушная перевозка пассажира
2.1. Обязанность по принятию возможных мер по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом лежит на перевозчике
В силу прямого толкования закона, а именно ст. 786 ГК РФ, п. 74 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, именно перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
2.2. К правоотношениям сторон по договору воздушной перевозки пассажиров, предметом которого является оказание авиаперевозчиком услуги пассажиру, подлежат применению положения Закона о защите прав потребителей
Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки является возмездным, предметом договора является оказание авиаперевозчиком услуги пассажиру, к указанным правоотношениям подлежат применению положения Закона РФ «О защите прав потребителей», регулирующие права потребителей на приобретение услуги надлежащего качества.
2.3. При отсутствии доказательств того, что просрочка доставки в пункт назначения вызвана причинами, не зависящими от перевозчика, вследствие непреодолимой силы, перевозчик признается не исполнившим обязанность по доставке пассажира в пункт назначения и обязан возместить убытки, причиненные вследствие необходимости приобретения пассажиром новых авиабилетов для осуществления запланированной поездки
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 15 ГК РФ о праве на возмещение убытков в полном объеме, ст. 786 ГК РФ о договоре перевозки пассажира, ст. 103 Воздушного кодекса РФ об обязанности перевозчика доставить пассажира в пункт назначения, и пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика убытков, причиненных вследствие необходимости приобретения истцом новых авиабилетов для осуществления запланированной поездки.
При этом суд исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что просрочка доставки пассажиров в пункт назначения вызвана причинами, не зависящими от перевозчика, вследствие непреодолимой силы.
2.4. Перевозка пассажира и его багажа, осуществляемая до аэропорта назначения, в который он и его багаж должны быть доставлены согласно договору воздушной перевозки несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, является единой перевозкой, независимо от того, имела ли место пересадка
Перевозка пассажира, багажа, выполняемая до аэропорта назначения, в которой должны быть доставлены пассажир и его багаж согласно договору воздушной перевозки несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу, рассматривается как единая перевозка, независимо от того, имела ли место пересадка.
2.5. При аннулировании бронирования пассажир не вправе воспользоваться перевозкой в дату, указанную в первоначально приобретенном билете, пока не обратится к перевозчику с заявлением о внесении изменений в договор перевозки, а перевозчик не внесет соответствующие данные в автоматизированную систему бронирования
Отказывая в удовлетворении исковых требований [о возмещении убытков, неустойки, компенсации морального вреда], суд первой инстанции, применяя положения Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», Воздушного кодекса РФ, ст. ст. 784, 786 ГК РФ, исходил из того, что при аннулировании бронирования пассажир теряет возможность воспользоваться перевозкой в дату, указанную в первоначально приобретенном билете, пока не обратится к перевозчику с заявлением о внесении изменений в договор перевозки, а перевозчик не внесет соответствующие данные в автоматизированную систему бронирования.
3. Автомобильная перевозка пассажира
3.1. В случае, когда предметом договора является организация муниципальным заказчиком транспортного обслуживания населения, и оказание перевозчиком услуг по перевозке пассажиров по маршруту(маршрутам) регулярных перевозок по регулируемым тарифам, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки, такой договор не признается договором перевозки
В силу положений статей 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации заключенный между сторонами контракт не является договором перевозки, поскольку предметом данного контракта является организация муниципальным заказчиком транспортного обслуживания населения, и оказание перевозчиком услуг по перевозке пассажиров по маршруту(маршрутам) регулярных перевозок по регулируемым тарифам, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки.
3.2. Плату за провоз пассажиров и багажа непосредственно получает перевозчик и именно он получает возмещение расходов на услуги автовокзалов в составе тарифа на проезд при предоставлении потребителям услуги бесплатно или по льготной цене
По смыслу статей 786 и 790 плату за провоз пассажиров и багажа непосредственно получает перевозчик. В свою очередь перевозчик, предоставивший потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеет право получить с надлежащего публичного образования компенсацию в виде не полученной с потребителя платы. Следовательно, именно перевозчик получает возмещение расходов на услуги автовокзалов в составе тарифа на проезд.
4. Железнодорожная перевозка пассажира
4.1. Тарифному регулированию подлежат услуги по перевозкам пассажиров лишь в плацкартных и общих вагонах, при этом услуга питания в отличие от услуги по обеспечению постельными принадлежностями и постельным бельем, не является обязательной в соответствии с санитарными нормами
Несмотря на то, что тарифному регулированию подлежат услуги по перевозкам пассажиров только в плацкартных и общих вагонах, услуга питания не является обязательной в соответствии с санитарными нормами, как это предусмотрено, например, для услуги по обеспечению постельными принадлежностями и постельным бельем.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2019 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.