договор перевозки внутренним водным транспортом образец

Энциклопедия решений. Перевозка грузов внутренним водным транспортом

Перевозка грузов внутренним водным транспортом

Заключение договора перевозки груза подтверждается составленной в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортной накладной и оформленными на ее основании дорожной ведомостью и квитанцией о приеме груза. В качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента.

Транспортная накладная заполняется грузоотправителем, который удостоверяет своей подписью правильность и достоверность указанных в ней сведений. В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик проставляет календарный штемпель в транспортной накладной и выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной (п. 2 ст. 67, п. 3 ст. 69 КВВТ РФ).

Формы накладных при перевозке грузов по внутренним водным путям были предусмотрены Правилами перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом, утвержденными Департаментом речного транспорта Минтранса России. Однако приказом Минтранса России от 14.12.2004 N 44 названные Правила были отменены. До настоящего времени новые правила перевозок грузов уполномоченным органом не приняты. Стороны договора перевозки вправе руководствоваться ранее действовавшими формами транспортных накладных, либо разработать собственные формы, учитывающие требования КВВТ РФ (указание в накладной наименования, массы груза, грузополучателя, особых отметок, мер предосторожности, необходимых при перевозке груза и т.д.). Отношения по перевозке грузов внутренним водным транспортом регулируются, помимо КВВТ РФ, упомянутыми Правилами оказания услуг, однако эти Правила распространяются лишь на перевозку грузов, предназначенных для личных (бытовых) нужд.

Разновидностью договора перевозки груза выступает договор фрахтования, признаком которого является условие о предоставлении для перевозки груза всего судна или части его. В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные КВВТ РФ для грузоотправителей (п. 4 ст. 67 КВВТ РФ).

Перевозчик обязан подать судно под погрузку в порт погрузки груза, определенный заявкой грузоотправителя или договором перевозки груза, и к месту погрузки, указанному грузоотправителем. Погрузка или выгрузка груза осуществляется перевозчиком или грузоотправителем, грузополучателем в порядке, предусмотренном договором, если иное не установлено правилами перевозок грузов. Погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем (п.п. 1, 3, 4, 6 ст. 73 КВВТ РФ).

В транспортной накладной грузоотправитель должен указать массу груза, предъявляемого для перевозки. Масса определяется либо грузоотправителем согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем (посредством обмера грузов или условно), либо грузоотправителем за его счет совместно с перевозчиком путем взвешивания на весовых приборах грузоотправителя, перевозчика или осуществляющей погрузку грузов в порту отправления организации. Если грузы перевозятся наливом (например, нефть или нефтепродукты), их масса определяется грузоотправителем в соответствии с замерами береговых резервуаров, для которых имеются утвержденные в установленном порядке калибровочные таблицы, а также на основании показаний счетчиков или замеров грузовых емкостей судов.

Если к перевозке предъявляются тарные или штучные грузы, грузоотправитель также указывает в транспортной накладной количество грузовых мест.

Грузы в контейнерах принимаются для перевозок в соответствии с массой, указанной грузоотправителем (ст. 70 КВВТ РФ).

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков должны определяться в соответствии с правилами перевозок грузов (п. 1 ст. 76 КВВТ РФ). Учитывая, что такие правила до настоящего времени не утверждены, срок доставки может быть определен договором перевозки груза (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Если такое условие в договоре не содержится, перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

Отсутствие в договоре перевозки условия о конкретном сроке доставки груза может воспрепятствовать возложению на перевозчика ответственности за просрочку доставки в виде пеней, предусмотренных п. 1 ст. 116 КВВТ РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.09.2011 N Ф07-7913/11).

Плата за перевозки грузов внутренним водным транспортом устанавливается соглашением сторон договора перевозки. Плата за перевозку, как и иные причитающиеся перевозчику платежи, вносятся грузоотправителем до момента отправления груза из порта отправления, если иное не установлено соглашением сторон. При несвоевременном внесении указанных платы и платежей отправление груза перевозчиком может быть задержано и до их внесения может быть прекращена подача судна для следующей погрузки груза (п. 1 ст. 790 ГК РФ, п. 1 ст. 6, ст. 75 КВВТ РФ).

По прибытии груза в порт назначения перевозчик выдает его грузополучателю, который указан в транспортной накладной либо которому грузоотправителем или иным правомочным лицом передано право распоряжения грузом. Подтверждением выдачи груза является подпись грузополучателя в дорожной ведомости (ст. 78, п. 2 ст. 79 КВВТ РФ).

По окончании выгрузки груза с судна оно должно быть очищено и в необходимых случаях вымыто и подвергнуто дегазации, дезинсекции и дезинфекции. Эти работы производятся силами и средствами грузовладельца. По соглашению перевозчика с грузоотправителем или грузополучателем работы по очистке судна могут быть выполнены перевозчиком за отдельную плату (ст. 81 КВВТ РФ).

Источник

Договор перевозки внутренним водным транспортом образец

Статья 67. Договор перевозки груза

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 67 КВВТ РФ

1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

4. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.

Источник

Договор перевозки грузов внутренним водным транспортом для личных (бытовых) нужд физических лиц

перевозки грузов внутренним водным транспортом для личных (бытовых) нужд физических лиц

г. [место заключения договора] [дата заключения договора]

[полное наименование юридического лица] в лице [Ф. И. О., должность], действующего на основании [Устава, Положения, Доверенности], именуемое в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны и

[Ф. И. О.], [паспортные данные], именуемый(ая) в дальнейшем «Потребитель», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

2. Обязанности Сторон

2.1. Исполнитель обязан:

2.1.1. принять для перевозки у Потребителя по описи груз в контейнерах, выдать квитанцию о приеме груза для перевозки и один экземпляр описи;

2.1.2. обеспечить своевременность доставки и сохранность перевозимого груза;

2.1.3. обеспечить Потребителя бланком транспортной накладной;

2.1.4. погрузить и выгрузить груз;

2.1.5. опломбировать контейнеры с грузом за счет Потребителя;

2.1.6. уведомить Потребителя о прибывшем в его адрес грузе не позднее 12 часов дня, следующего за днем прибытия груза, в порядке, предусмотренном правилами перевозок грузов.

2.2. Потребитель обязан сдать для перевозки груз под общим наименованием в транспортной накладной «Грузы для личных (бытовых) нужд» с указанием наименования и количества отдельных предметов, составляющих отправку.

3. Выдача груза в порту назначения

3.1. Прибывший груз хранится в порту назначения бесплатно в течение суток, не считая дня его прибытия. Порядок хранения груза для личных (бытовых) нужд в портах отправления и назначения устанавливается правилами перевозок грузов.

3.2. В пункте назначения груз, прибывший в контейнере, выдается по требованию Потребителя после проверки соответствия количества и наименования предметов сведениям, указанным в приложенной описи.

3.3. Груз выдается Потребителю по предъявлении им квитанции о приеме груза для перевозки и документов, удостоверяющих личность и место жительства Потребителя, под расписку в дорожной ведомости.

4. Информация о предоставляемых услугах

4.1. Исполнитель обязан своевременно обеспечить Потребителя следующей достоверной информацией:

— фирменное наименование Исполнителя, место его нахождения (адрес) и режим работы;

— перечень работ и услуг, их стоимость;

— расписание движения судов;

— стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади свыше 20 килограммов на скоростных и свыше 36 килограммов на остальных судах, а также перевозки грузов, багажа;

— сроки продажи билетов;

— порядок возврата билетов;

— перечень предметов и вещей, запрещенных для перевозки и хранения в виде ручной клади, багажа и груза;

— режим работы билетных и багажных касс, грузовых контор и камер хранения;

— схемы планировки пассажирских мест на судах и наличие на них багажных помещений;

— расположение помещений береговых объектов, в том числе предназначенных для обслуживания пассажиров мест общего пользования и мест взвешивания ручной клади;

— порядок предоставления мест в комнатах длительного отдыха и комнатах матери и ребенка;

— перечень категорий граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются льготы и преимущества;

— порядок обязательного и добровольного страхования;

— перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в каютах повышенной комфортабельности;

— номер лицензии, срок ее действия, наименование органа, выдавшего лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;

— наименование и юридический адрес организации, которая уполномочена рассматривать претензии.

4.2. Информация, указанная в пункте 4.1 настоящего договора, размещается на судах, в портах и других местах обслуживания пассажиров.

5. Срок перевозки груза

5.1. Срок перевозки груза устанавливается в соответствии с расписанием движения судна, разработанным Исполнителем.

6. Ответственность Исполнителя

6.1. Исполнитель несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза с момента приема груза для перевозки (выдачи Потребителю квитанции, подтверждающей прием груза для перевозки) и до момента его выдачи Потребителю (росписи его в дорожной ведомости в получении груза), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Исполнитель не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

6.2. Ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается Исполнителем в следующем порядке:

6.3. Исполнитель освобождается от ответственности, если невыполнение его обязательств произошло в силу следующих причин:

— ограничения или запрещения движения судов, установленных в соответствии со статьей 77 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, на период действия таких ограничений или запрещений;

— спасения жизни людей или имущества на воде;

— скрытых недостатков тары, груза или его свойств;

— разницы в массе груза в пределах норм естественной убыли, снижения влажности и расхождения норм в показаниях весовых приборов, а также разницы в массе груза, принятого для перевозки исходя из массы, определенной Грузоотправителем без участия Перевозчика;

— доставки груза на исправном судне с исправными запорно-пломбировочными устройствами.

6.4. При задержке выдачи груза по вине Исполнителя он несет расходы по хранению.

7.1. За перевозку груза с Потребителя взимается провозная плата в размере [значение] рублей за одно место с учетом стоимости погрузки и разгрузки груза.

7.2. В случае непредъявления Потребителем груза к отправке, провозная плата ему не возвращается.

8. Разрешение споров по договору

8.1. В случае недостачи, повреждения (порчи) или утраты груза, уплаты провозной платы и иных платежей в размере выше установленного Потребитель вправе предъявить Исполнителю претензию в порядке, предусмотренном статьей 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

8.2. В случае полного или частичного отказа Исполнителя удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа Исполнителя на предъявленную претензию в тридцатидневный срок Потребитель вправе предъявить иск к Исполнителю в течение года со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

8.3. Перевозчик вправе предъявить иски грузоотправителю или грузополучателю по спорам, вытекающим из настоящего договора, в течение одного года со дня наступления события, послужившего основанием предъявления таких исков.

9. Заключительные положения

9.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке, по одному для каждой из Сторон.

9.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств.

Источник

Статья 67 КВВТ РФ. Договор перевозки груза (действующая редакция)

1. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза.

Стороны договора перевозки груза вправе предусмотреть применение коносамента в качестве транспортного документа, выдаваемого перевозчиком.

3. Формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

4. Договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза всего судна или части его (договор фрахтования). В этом случае фрахтователь имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом для грузоотправителей.

Комментарий к ст. 67 КВВТ РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи, по сути, дается легальное определение договора перевозки груза внутренним водным транспортом. Договор перевозки груза представляет собой обязательство, в рамках которого перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В настоящее время содержащееся в настоящей статье понятие договора фактически повторяет определение договора перевозки груза в рамках современного гражданского законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Котухов С.А., Бирюкова Т.А., Бевзюк Е.А. Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (постатейный) / Под ред. С.Ю. Морозова. М., 2015.

Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011.

По своей правовой природе договор перевозки в рамках настоящего кодекса является реальным, так как считается заключенным только в момент принятия перевозчиком груза и выдачи правоподтверждающего документа на груз.

Заключаемый договор носит возмездный характер. Размер провозной платы устанавливается сторонами с учетом особенностей, установленных ст. 6 КВВТ (см. комментарий к ст. 6).

Пример: как следует из материалов дела о взыскании задолженности за перевозку груза речным транспортом, истец, заявляя требования, указал, что в провозную плату подлежит включение стоимости дополнительных работ (не включенных в провозную плату) в связи с применением дополнительной буксирной тяги для прохождения затруднительных участков реки гружеными судами. В ходе рассмотрения дела было установлено, что истец в навигацию 2015 г. (в июле 2015 г.) осуществил перевозку груза ответчика по реке Яна на основании поданных заявок на перевозку груза в соответствии с п. 2 комментируемой статьи по предъявлении груза без составления договора перевозки; по результатам перевозки у сторон возникли разногласия по размеру провозной платы. Суд в удовлетворении требования отказал, поскольку расходы на вспомогательный флот (буксир) включены в тарифы, утвержденные уполномоченным органом, и являются составной частью провозной платы (см. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф02-8104/2016 по делу N А58-869/2016).

Особенности правового статуса сторон договора перевозки на внутреннем водном транспорте позволяют сделать вывод также о публичном характере данного договора. Перевозчиком выступает судовладелец, непосредственно имеющий лицензию на осуществление данной деятельности. При этом грузоотправителем может выступать как физическое лицо в рамках перевозки груза для личных (бытовых нужд), так и юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Публичный характер договора обязывает перевозчика заключать соответствующие договоры без оказания каких-либо предпочтений в заключении договора. Публичность договора позволяет в случае возникшей необходимости использовать возможность принудительного заключения договора.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет документы, подтверждающие факт заключения договора перевозки груза внутренним водным транспортом.

К таким документам относят транспортную накладную, а также оформленные на ее основании дорожную ведомость и квитанцию о приеме груза.

Закрепление в комментируемой статье данного положения согласуется с требованием п. 2 ст. 785 ГК о том, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Аналогичные нормы содержат и иные транспортные кодексы и уставы.

Статья 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта определяет, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

Согласно ст. 25 Устава железнодорожного транспорта при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003. Кн. 4. 910 с.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Иркутской области исходил из недоказанности истцом факта перевозки груза. Суд указал, что представленный истцом акт от 18 октября 2011 г., подписанный со стороны ответчика неуполномоченным лицом, сам по себе, в отсутствие транспортной накладной или оформленных на ее основании дорожной ведомости и квитанции о приеме груза для перевозки, не является документом, подтверждающим факт оказания услуг по перевозке грузов истцом ответчику. Суд кассационной инстанции подчеркнул, что транспортная накладная содержит все существенные условия договора перевозки груза и, по сути, представляет собой письменную форму этого договора. Однако в материалы дела истцом не представлены документы, перечисленные в КВВТ как правоподтверждающие перевозку. В удовлетворении требования было отказано, поскольку истцом не доказан факт перевозки груза (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31 октября 2013 г. по делу N А19-1366/2013).

Здесь важно отметить позицию Пленума Верховного Суда, отраженную в п. 20 Постановления от 26 июня 2018 г. N 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»: отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Если таких доказательств будет недостаточно, суд сможет признать договор незаключенным или недействительным.

Пример: как следует из материалов дела ООО «ТрансРыбПром» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к ООО «Сонико-Чумикан» с иском о взыскании задолженности за перевозку груза и процентов за пользование чужими денежными средствами. Суд, рассматривая дело, установил, что документы, представленные организацией в качестве подтверждения заключения договора на перевозку (накладная и дорожная ведомость), составлены после принятия груза к перевозке, а квитанция о приеме груза к перевозке отсутствует. Суд, отказав в удовлетворении требования истца, пояснил, что в случае отсутствия документов, подтверждающих фактическое исполнение перевозчиком в пользу отправителя обязательств по перевозке груза, а также документов, позволяющих определить массу груза, сроки и стоимость перевозки, договор перевозки является незаключенным (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24 января 2011 г. N Ф03-9363/2010 по делу N А73-14097/2009).

Коносаментом является ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки.

Коносамент выполняет три основные функции:

— является свидетельством заключения договора перевозки;

— является распиской в получении груза перевозчиком;

— является товарораспорядительным документом (ценной бумагой).

После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Товарораспорядительный характер коносамента заключается в возможности смены собственника груза путем передачи коносамента, пока груз плывет в порт назначения.

Детальное правовое регулирование использования коносамента изложено в § 3 гл. VIII КТМ. При применении коносамента в перевозках внутренним водным транспортом нормативные правила должны применяться по аналогии закона.

3. Согласно п. 2 комментируемой статьи транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки должны быть составлены в соответствии с требованиями правил перевозок грузов.

В п. 3 комментируемой статьи это правило детализируется: формы и порядок заполнения транспортных документов, являющихся обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с перевозками грузов на внутреннем водном транспорте, устанавливаются правилами перевозок грузов.

Как уже отмечалось в комментарии к предыдущей статье, в настоящее время в российском законодательстве такие правила отсутствуют. Правила перевозок грузов (ч. 1), утв. Департаментом речного транспорта Минтранса 1 января 1994 г., были отменены Приказом Минтранса от 14 декабря 2004 г. N 44.

Имеется только проект Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, разработанный Минтрансом в 2017 г. Поэтому следует руководствоваться предписаниями относительно порядка перевозки грузов на внутреннем водном транспорте, которые содержатся в законодательстве и международных договорах РФ (подробнее см. комментарий к ст. 66).

URL: https://regulation.gov.ru/p/67678 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Письмом ФНС от 21 августа 2009 г. N ШС-22-3/660@ направлены систематизированные материалы по документированию операций при транспортировке товаров. В приложении 1.4 приведены документы, оформляемые при погрузке товара в речной транспорт. Используются следующие документы:

4. В с п. 4 комментируемой статьи предусмотрено, что договор перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки груза как всего судна полностью, так и его части (отдельных помещений). Такой договор называется договором фрахтования.

Действительно, в действующем КТМ чартер подразделяется на два вида: тайм-чартер и бербоут-чартер. По договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или иных целей торгового мореплавания. Бербоут-чартер представляет собой договор фрахтования судна без экипажа, в рамках которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211).

В КВВТ такого подразделения не производится и используется терминология ГК.

Пример: суд отказал во взыскании задолженности по договору фрахтования за оказанные услуги по доставке оборудования и техники, поскольку истец не доказал размер провозной платы за перевозку грузов по предъявленным дорожным ведомостям, кроме того, ответчик представил платежные поручения, подтверждающие произведенные истцу оплаты. Суд, разрешая спор, дал правовую оценку договору по перевозке оборудования и техники от 1 июля 2008 г., придя к выводу о его юридической незаключенности, поскольку данный договор не позволяет установить, что волеизъявление сторон было направлено на установление отношений фрахтования.

Так, в п. 1.1 договора, определяющего его предмет, предусмотрено, что истец обязуется доставить на накатных судах вверенный ему отправителем (ответчиком по делу) груз. Подобное формулирование предмета подпадает под определение обязанности перевозчика по договору перевозки (доставка вверенного ему отправителем груза в пункт назначения, ст. 785 ГК), тогда как существенным условием договора фрахтования является не доставка груза, а предоставление всей или части вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов (ст. 787 ГК).

В п. 3.2 договора установлено, что ответчик оплачивает до начала оказания услуг, указанных в п. 1.1 договора, 50% размера оплаты за перевозки. В п. 3.1 договора тоже использован термин плата за перевозки, а не за фрахт. Стороны и в преамбуле договора и в его реквизитах названы перевозчиком и отправителем, а не фрахтовщиком и фрахтователем (ст. 787 ГК). Сам договор поименован как перевозка оборудования и техники.

При таких обстоятельствах одного лишь указания в п. 3.1 договора на расчет за перевозку (термины: фрахт, чартер отсутствуют) одной баржи с техникой на линии Варандей-Усинск для квалификации договора перевозки оборудования и техники от 1 июня 2008 г. как согласовывающего по предмету именно отношения фрахтования при наличии противоречий с вышеуказанными пунктами договора недостаточно. В связи с этим договор перевозки оборудования и техники от 1 июля 2008 г. не может быть признан юридически заключенным (ст. 432, 787 ГК). Таким образом, каждая дорожная ведомость, предъявленная в иске, представляет собой самостоятельный договор перевозки, заключенный в порядке п. 2 ст. 785 ГК (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2009 г. N 09АП-17819/2009-ГК по делу N А40-92425/08-102-893).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *