договор пмпк с образовательной организацией
Договор пмпк с образовательной организацией
Обзор документа
Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
Во исполнение пункта 12 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 июня 2018 г.:
2. Руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, организовать работу организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по созданию и обеспечению функционирования психолого-педагогических консилиумов в соответствии с примерным Положением.
О проделанной работе проинформировать в срок до 1 августа 2020 года.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра | Т.Ю. Синюгина |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 9 сентября 2019 г. N Р-93
Примерное Положение
о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации
1. Общие положения
1.2. Задачами ППк являются:
1.2.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.2.2. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
1.2.3. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
1.2.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
2. Организация деятельности ППк
2.1. ППк создается на базе Организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя Организации.
Для организации деятельности ППк в Организации оформляются:
приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк;
положение о ППк, утвержденное руководителем Организации.
2.2. В ППк ведется документация согласно приложению 1.
Порядок хранения и срок хранения документов ППк должен быть определен в Положении о ППк.
2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя Организации.
2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности.
2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2).
Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк.
2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.
3. Режим деятельности ППк
3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Организацией самостоятельно.
4. Проведение обследования
4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
4.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 5).
4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк.
4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
4.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
разработку адаптированной основной общеобразовательной программы;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь, услуг по сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в Организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе.
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.
5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе:
дополнительный выходной день;
организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки;
предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
снижение объема задаваемой на дом работы;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.
5.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации** могут включать в том числе:
проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся;
разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.
5.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).
* Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
** Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 42
Документация ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
N | Дата | Тематика заседания* | Вид консилиума (плановый/внеплановый) |
---|
5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме:
N п/п | ФИО обучающегося, класс/группа | Дата рождения | Инициатор обращения | Повод обращения в ППк | Коллегиальное заключение | Результат обращения |
---|
6. Протоколы заседания ППк;
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:
N п/п | ФИО обучающегося, класс/группа | Дата рождения | Цель направления | Причина направления | Отметка о получении направления родителями |
---|---|---|---|---|---|
Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) | |||||
Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а). «__» ________ 20___ г. Подпись: Расшифровка: _________ |
Шапка/официальный бланк ОО |
---|
Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
наименование ОО
N ____ от «____» ____________ 20___ г.
Присутствовали: И.О. Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О. Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося).
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы):
Председатель ППк _______________________________ И.О. Фамилия
Другие присутствующие на заседании:
Шапка/официальный бланк ОО |
---|
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
(наименование образовательной организации)
Дата «____» ____________ 20___ года
Общие сведения
ФИО обучающегося: | |
---|---|
Дата рождения обучающегося: | Класс/группа: |
Образовательная программа: | |
Причина направления на ППк: |
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи. |
---|
Рекомендации педагогам |
Рекомендации родителям |
Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк ______________________________ И.О. Фамилия
С решением ознакомлен(а) _________________/_______________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) _________________/________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: __________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
Представление
психолого-педагогического консилиума на обучающегося для предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
— дата поступления в образовательную организацию;
— программа обучения (полное наименование);
— форма организации образования:
группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.);
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
— факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:
1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало).
2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает).
3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная.
4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации*.
5. Динамика освоения программного материала:
— программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
— соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего, профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемостъ (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
9. Характеристики взросления**:
— характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);
— отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
— отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
— характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
— значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);
— значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
— способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);
— принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
— особенности психосексуального развития;
— религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
— отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
— жизненные планы и профессиональные намерения.
— совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
— наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
— проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию;
— оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот);
— отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
— проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
— отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
— повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
— дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать).
11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа.
Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации.
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости, заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/учитель начальных классов/классный руководитель/мастер производственного обучения/тьютор/психолог/дефектолог).
* Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
** Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением
Согласие
родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) _____________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
«__» ___________ 20___ г. /________________/_____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Обзор документа
Минпросвещения утвердило примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК). Он создается на базе образовательной организации для выявления трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся и принятия решений об психолого-педагогическом сопровождении. Родители учеников могут участвовать в обсуждении указанных вопросов.
Договор о взаимодействии ПМПк с родителями
ДОГОВОР
о взаимодействии психолого-медико-педагогического консилиума
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №54 «Ласточка»
и родителей (законных представителей) воспитанника.
Настоящий договор заключается между психолого-медико-педагогическим консилиумом МБДОУ детский сад №54 «Ласточка» в лице председателя консилиума Богдановой Ольги Сергеевны
и родителями (законными представителями) _________________________________________________________
(Ф.И.О. родителей (законных представителей)
Целью заключения договора является совместная деятельность по оказанию комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанника в соответствии с его индивидуальными особенностями и образовательными потребностями.
3.1. Консилиум и родители (законные представители) обязаны соблюдать условия настоящего договора.
3.2. Договор является обязательным документом для родителей (законных представителей), обращающихся в ПМПк.
3.3. Договор составлен в двух экземплярах, хранится у каждой из сторон и действует с момента его подписания.
Председатель ПМПк Родители (законные представители)
_____________ _______________________ Ф.И.О.__________________________________
(подпись) (расшифровка подписи) ________________________________________
Договор пмпк с образовательной организацией
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. № МОН-П-2653 “Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий”
Протокол заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 24 января 2014 г. № 7, п. 4
Во исполнение пункта 4 протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере Минобрнауки России в рамках своей компетенции представляет информационные материалы об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий.
Первый заместитель министра | Н.В. Третьяк |
Информация
об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации и положениями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 г., каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ регламентируется Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293, и начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, и осуществляется на основании:
— личного заявления родителя (законного представителя) ребенка;
— заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.
Также ПМПК исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей решает вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, разрабатывает рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования, в том числе относительно диагностического периода обучения в образовательной организации и проведения государственной итоговой аттестации.
Комиссия может быть центральной или территориальной.
Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.
Осуществление записи на проведение обследования ребенка в комиссии при подаче документов необходимо для всестороннего изучения предоставленных документов до обследования ребенка и включения в состав комиссии необходимых специалистов.
Согласно пункту 17 Положения комиссия информирует родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в пятидневный срок с момента подачи документов для проведения обследования. Способ информирования определяется комиссией самостоятельно.
В соответствии с пунктом 23 Положения заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении, условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
В случае непредставления родителями заключения комиссии в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания необходимо повторное прохождение ребенком комиссии для получения рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
При представлении родителями заключения комиссии повторное обследование в комиссии проводится в случае необходимости уточнения или изменения ранее данных рекомендаций по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Учитывая, что отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Минобрнауки России направило в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, разъяснения своей позиции в части полномочий ПМПК по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ № НТ-3 92/07 от 9 апреля 2014 года.
В названных разъяснениях ПМПК рекомендуется принимать решения по выдаче заключений по признанию ребенка лицом с ОВЗ самостоятельно с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.
В соответствии со статьей 42 Закона психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций ПМПК, в том числе: проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и(или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Приказом предусматривается, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы организуют взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями в целях координации действий по освидетельствованию детей, в том числе по обмену информацией, для повышения объективности принимаемых решений по установлению инвалидности и разработке оптимальных для детей-инвалидов индивидуальных программ реабилитации.
а) направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребенка);
б) приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя психолого-медико-педагогической комиссии с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
в) предоставления аналитических сведений о количестве детей-инвалидов по запросам психолого-медико-педагогических комиссий.
Таким образом, в настоящее время создана достаточная нормативная правовая база для обеспечения конституционного права на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью вне зависимости от места их проживания (в семье, стационарных учреждениях социального обслуживания, ДДИ, психоневрологических интернатах и т.д.) и степени выраженности нарушенного развития и здоровья.
Координирующая роль в выборе образовательного и реабилитационного маршрута обучающегося, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду при этом отводится ПМПК исходя прежде всего из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей (законных представителей).
Для выстраивания и реализации высокотехнологичной, непрерывной и преемственной вертикали образования лиц с ОВЗ и инвалидностью (начиная с ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования и до профессиональной реабилитации), создания условий для получения лицами названной категории качественного доступного образования необходимы высококвалифицированные специалисты ПМПК, владеющие едиными системно-методологическими подходами к проведению обследования детей и подготовке по его результатам рекомендаций, оказанию консультативной помощи заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается проект «Внедрение программы повышения квалификации специалистов территориальных и центральных психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организаций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением».
Конкурс на право заключения контракта на выполнение работ (услуг) по реализации указанного проекта будет проведен в августе 2014 года.
Проект рассчитан на два года: в 2014 году должно быть обеспечено аналитическое, научно-методическое обеспечение деятельности ПМПК; в 2015 году должны быть апробированы и внедрены учебно-методические разработки для деятельности ПМПК и проведено повышение квалификации специалистов ПМПК.
В рамках данного проекта планируется проанализировать деятельность центральных и территориальных ПМПК, разработать организационные модели деятельности ПМПК, включая инфраструктурное обеспечение взаимодействия комиссий на межрегиональном уровне; примерные пакеты диагностических методик на основе международной классификации функционирования; провести повышение квалификации не менее 1000 специалистов ПМПК и Всероссийскую научно-практическую конференцию по вопросам деятельности территориальных и центральных ПМПК.
Результатом реализации данного проекта должны стать значительное увеличение высококвалифицированных специалистов ПМПК и оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специалистам бюро МСЭ, специалистам психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, специалистам и руководителям образовательных организаций в части определения условий получения образования детям с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей | И.О. Терёхина |
Обзор документа
Минобрнауки России информирует об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получают общее образование как в общеобразовательных организациях, так и в отдельных организациях для обучающихся с ОВЗ.
Дети с ОВЗ зачисляются в образовательные организации на основании личного заявления родителя (законного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК по созданию специальных условий обучения.
Также ПМПК исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка с непосредственным участием его родителей выбирает образовательный и реабилитационный маршрут ребенка-инвалида.
Минобрнауки России рекомендует ПМПК принимать решения по выдаче заключений по признанию ребенка лицом с ОВЗ самостоятельно с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальной ситуации развития.
Функции ПМПК могут возлагаться на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.