договор по которому государство передает свои природные богатства или хозяйственные объекты
Договор по которому государство передает свои природные богатства или хозяйственные объекты
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с письмом рассмотрел обращение о получении гражданами доходов от использования природных ресурсов, о предоставлении возможности перечисления средств из «бюджета одного гражданина» и сообщает.
Вопрос о перечислении средств из «бюджета одного гражданина» рассмотрен Департаментом межбюджетных отношений ранее, позиция по нему направлена письмом от 06.07.2020 N 06-04-12/03/58297 и в настоящее время сохраняется.
По вопросу получения гражданами доходов от использования природных ресурсов дополнительно сообщаем следующее.
В соответствии с конституционными нормами природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Соответственно, каждый гражданин имеет право на часть доходов от использования природных ресурсов.
Такое право реализуется бюджетными правоотношениями и самой бюджетной системой Российской Федерации. В соответствии с нормами Кодекса доходы бюджетов формируются, в том числе, за счет налоговых и неналоговых доходов от использования природных ресурсов, зачисляемых в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах.
Направление доходов от взимания рентных платежей за пользование отдельными видами природных ресурсов на выплату доходов гражданам предполагает реализацию уравнительного принципа расходования этих государственных средств, независимо от уровня благосостояния граждан.
Реализация такого подхода приведет к сокращению возможностей государства направлять дополнительные доходы от эксплуатации природных ресурсов, находящихся в его собственности, которые могут быть получены при введении рентных платежей, на реализацию программ социально-экономического развития страны и социальную поддержку малообеспеченных граждан.
Кроме того, часть доходов от пользования природных ресурсов расходуется на обеспечение всех функций государства, в том числе на оборону страны и безопасность государства, мобилизационную подготовку, реализацию государственных программ вооружения, развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, охрану прав и свобод гражданина, обеспечение политической стабильности, обеспечение правопорядка, организацию, координацию и регулирование экономических процессов, формирование государственной культурной политики, осуществление контроля за исполнением законов, обеспечение демократизации образования, установление режима природопользования и обеспечение здоровой среды обитания.
Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется вышеперечисленными расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством Российской Федерации. При этом перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений | Д.С. Хворостухина |
Обзор документа
Право каждого гражданина на получение доходов от использования природных ресурсов реализуется расходами государства в рамках прав, льгот и выплат, гарантируемых Конституцией и законодательством. Перераспределение бюджетных средств путем предоставления межбюджетных трансфертов осуществляется только между бюджетами бюджетной системы.
Категория земли: как определить и что можно построить
Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.
Содержание
Что такое «категория земли»
Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.
При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.
К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.
Читайте также
Виды категорий земель
Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.
Земли населенных пунктов
Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.
Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.
Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния
К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.
На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.
Промышленные земли
Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.
Земли лесного фонда
Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.
Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии
Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).
Земли водного фонда
Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).
Земли государственного запаса
К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.
Читайте также
Как определить категорию земли
Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.
Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.
Перевод земли из одной категории в другую
Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.
Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.
Комментарий юриста
Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:
— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).
Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.
Международное право и трансграничные природные ресурсы: современные механизмы совместного управления.
Продолжаем серию интервью с исследователями МГИМО, занимающимися общественно значимыми проблемами. Использование природных ресурсов, на которые претендует сразу два, а то и больше государств — это повод для разногласий, а иногда и серьезных конфликтов. Как и зачем надо странам договариваться об использовании трансграничных природных ресурсов? Как решает эти спорные вопросы международное право? С этими и другими вопросами мы обратились к заведующему кафедрой международного права МГИМО, доктору юридических наук, профессору Александру Николаевичу Вылегжанину.
— Александр Николаевич, Вы автор нескольких монографий о международно-правовых основах управления природными ресурсами, в т.ч. трансграничными. Наиболее известная — «Морские природные ресурсы (международно-правовой режим)», изданная Советом при Президиуме РАН, которая с 2001 года свободно «гуляет» в Интернете. Изданы словари, справочники под Вашей редакцией о правовом режиме минеральных ресурсов. Первый вопрос: а какое отношение к природным ресурсам имеет международное право? Чья территория — тому государству природные ресурсы принадлежат. Значит, национальное право того государства и определяет порядок использования нефти, газа, иных природных ресурсов. Разве не так?
— Не так. Во-первых, нефтегазовые и иные неживые природные ресурсы залегают не только в пределах государственной территории, а и за ее пределами — например, в недрах континентального шельфа, недрах морского дна за пределами шельфа и т. д. А правовой режим таких пространств определяется, прежде всего, международным правом. Во-вторых, нормы международного экологического права исполняются и на государственной территории. В-третьих, имеются трансграничные месторождения — залегающие на территории соседних государств. Порядок их эксплуатации, точнее управления — можно определить только на основе международной договоренности заинтересованных государств.
— Что за странное словосочетание — «управление природными ресурсами»? Управлять можно государством, министерством, машиной, наконец, людьми.
— Ответ на этот вопрос предполагает, как минимум, пояснение: что в юридическом смысле означают слова «природные ресурсы» и «управление».
Правовые энциклопедии, при некоторых отличиях, характеризуют первое слово как означающее часть природы, а не нечто, созданное человеком; причем ту часть природы, которая социально востребована. Но излишняя теоретизация здесь ведет к схоластике. Юридическая практика государств идет по пути конкретизации природных ресурсов как объекта правового регулирования: например, правовой режим нефтегазовых ресурсов суши отличен от правового положения морских живых ресурсов.
А что касается словосочетания «управление природными ресурсами» … Да, режет слух — и журналистам тоже. Но юристы используют термины, зафиксированные в источниках права. Последние меняются. Например, в четырех Женевских морских конвенциях 1958 года нет положений о правах и обязательствах государств по управлению морскими природными ресурсами. А в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. — есть.
Повторю: сегодня — юридические установления об обязанности государства управлять природными ресурсами — это реальность.
— Но как можно, посредством правовых норм, управлять, например, стадами морских тюленей или рыб? Или запасами нефти? Даже теми, которые пересекают государственную границу? Право — это юридическая команда, ее ведь природные ресурсы не услышат.
— Да, это предписание, в виде согласованных норм договора или акта национального права, — не рыбам и нефти, а людям, конечно. Но именно на основе правовых норм люди воздействуют на природные ресурсы. Трансграничное нефтегазовое месторождение может на 10% своей площади залегать в недрах территории государства, А, а на 90% — на территории государства Б. Если нет применимой нормы международного договора об ином, компания государства, А может «опустошить» все запасы месторождения, несмотря на это процентное меньшинство.
Не меньше возможностей для несправедливых сценариев межгосударственной экономической состязательности и в случае с трансграничными месторождениями рыбных ресурсов, «сидячих» (крабов) и т. д. А если есть договорно-согласованный механизм управления такими биоресурсами — их можно рационально эксплуатировать «вечно». Государства договариваются о правовых предписаниях промысла биоресурсов (сезон, район, объем вылова, размер ячеи трала и т. д.). Биологи подсказывают, применительно к конкретным видам и популяциям, оптимальные величины изъятия — от этого темп естественного прироста популяции — максимальный. То есть и государства получают в море экономические блага, и размер популяции не уменьшается. Разумеется, эта схема управления биоресурсами успешна, если выполняются и иные нормы международного права, прежде всего, о защите морской среды.
— Когда впервые возникла необходимость урегулирования на международном уровне споров и конфликтов, связанных с использованием трансграничных природных ресурсов?
— В истории международного права прецедентным считается решение по спору между США и Канадой, возникшем в связи сооружением Канадой на своей территории в 1903 году — без согласия США — плотины на реке Святого Лаврентия. Это повлекло повышение уровня воды в трансграничном озере — Онтарио — и для США. Наводнения, подмыв и разрушение берегов, иные неблагоприятные последствия для США были учтены международным арбитражем, рассматривавшим этот спор — кстати, уже после того, как Канада разрушила свою плотину. Арбитраж подтвердил — недопустимо причинение ущерба другому государству деятельностью на своей территории, в том числе и при эксплуатации трансграничных водных ресурсов.
В 2002 году, уже с учетом имеющейся договорной практики государств, Комиссия международного права ООН включила в свою программу работы тему «Разделяемые природные ресурсы», впоследствии обозначив как приоритетные их конкретные виды: трансграничные подземные воды; трансграничные ресурсы нефти и газа.
— Эксплуатация каких трансграничных природных ресурсов, в разработке которых сейчас принимает участие Российская Федерация, требует дополнительного урегулирования на международном уровне?
— Скорее, не дополнительного, а более совершенного. В праве главный вопрос — не в количестве правовых актов, а в их качестве.
Прежде всего, это — водные трансграничные ресурсы. Много рек, иных водоемов на территории России имеет трансграничный характер, и целесообразно умно управлять такими ресурсами, используя соответствующий лучший национальный и мировой опыт.
И, конечно же, актуален вопрос о правовом режиме управления трансграничными минеральными ресурсами, особенно, залегающими в недрах континентального шельфа.
— Можно привести какой-то конкретный пример — как международный договор предусматривает управление трансграничными природными ресурсами, например, нефтегазовыми?
— Классический успешный пример — договоренности между Великобританией и Норвегией об эксплуатации месторождения Фриг и о транспортировке из него газа в Великобританию. Есть межгосударственный уровень взаимодействия: англо-норвежское Соглашение 1976 г. об эксплуатации месторождения Фриг и транспортировке из него газа в Великобританию (оно изменено Соглашением 1998 г.). Суть: трансграничное месторождение Фриг рассматривается для целей эксплуатации как единое целое, независимо от того, какая его часть находится на шельфе каждого из двух государств. Два государства- участника Соглашения согласованно определяют запасы месторождения, порядок выдачи лицензий на их использование, включая вопрос о долях. Это межгосударственное соглашение предусматривает и рамки взаимодействия сторон на частно-правовом уровне — между соответствующими компаниями (лицензиатами). Им предписывается «вступить в договоренности между собой» с тем, что трансграничное месторождение использовалось только в соответствии с Соглашением. Строятся трубопроводы для транспортировки газа от месторождения (на шельфе) к потребителю (суша, Великобритания). По договоренности между компаниями, но с одобрения обоих правительств назначается единый оператор (управленец трансграничного проекта).
— А успешный пример с участием России? Есть ли Соглашение о трансграничных месторождениях Каспия? С Азербайджаном, например?
— Да, российско-азербайджанское Соглашение о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря заключено в 2002 г. Еще ранее — Соглашение с Казахстаном о таком разграничении (в 1998 г.). Оба соглашения предусматривают механизмы управления трансграничными углеводородными месторождениями.
Но воздержусь от похвал — результаты исполнения этих международных договоров не уберегли Каспий от ухудшения состояния окружающей среды. Как, впрочем, и Рамочная конвенция о защите морской среды Каспия.
— А Российско-норвежский договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане — он предусматривает совместное управление трансграничными нефтегазовыми ресурсами?
— Да. Исполнение Россией Договора и, особенно, Приложения II к нему — о трансграничных месторождениях углеводородов — несомненно требует квалифицированного международно-правового сопровождения. Именно квалифицированного. В ином случае и российские ведомства, и компании, работающие в соответствующем районе, могут «дров наломать».
— Что подразумевается под вашими словами — «наломать дров»?
А в случае с имеющейся договорно-правовой основой эксплуатации трансграничного месторождения эти «накатанные» методы не сработают. Потому что нарушение компанией соответствующих договорно-правовых предписаний (например, экологических) нельзя «замять» с конкретным чиновником из нашего правительства. Это нарушение влечет ответственность российского государства — в данном случае, перед Норвегией или перед сообществом государств в целом (концепция нарушения обязательства erga omnes).
— А чтобы не «ломать дров», что надо в первую делать руководству Роснефти или Газпрома для грамотного начала работы по освоению трансграничного арктического месторождения? Достаточно ли сейчас подготовлены, на Ваш взгляд, юристы-международники, работающие в этих компаниях?
— Там немало и наших выпускников, так что думаю — достаточно. По крайней мере, для того, чтобы предупредить руководителя компании о соответствующих рисках, об их правовой характеристике. Далее — дело за выбором управленческого решения. Если оно не учитывает имеющийся лучший — да и печальный — соответствующий правовой опыт — есть большой риск того, что вопрос о международно-правовой ответственности (не компании, а России) скоро возникнет. Вообще, учитывая масштабность и сложность вопросов, касающихся международно-правового сопровождения разработки и эксплуатации трансграничных природных ресурсов, соответствующий научно-правовой потенциал и консалтинговый опыт МГИМО, я бы настоятельно рекомендовал заинтересованной компании-инвестору заключить с нашим Университетом договор о международно-правовом сопровождении проектов освоения трансграничных месторождений в Арктике. А ведомствам — Минприроды, прежде всего — думается, есть смысл организовать НИР по правовому обеспечению исполнения приложения 2 к российско-норвежскому Договору от 15.09.2010 г. Думаю, это эффективнее — и, как показывает опыт, результативнее, чем организация программ повышения квалификации для юристов крупных компаний по теме трансграничных месторождений. У меня были на этот счет предметные разговоры в университетах Канады, Норвегии, Великобритании.