договор по открытому небу россии выход
Россия не выйдет из договора об открытом небе вслед за США
Россия не будет вслед за США выходить из договора об открытом небе, заявил 22 мая заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. «В договоре на сегодняшний день 34 государства. США запустили процедуру выхода, но после их выхода в нем останется 33 государства или меньше. Но это все равно не означает, что договор прекратит свое существование», – сказал он во время онлайн-дискуссии, организованной Фондом имени А.М.Горчакова.
Договор об открытом небе (ДОН) был подписан в 1992 г. и вступил в силу в 2002 г., его участниками, помимо России, являются США, другие члены НАТО и ряд европейских стран, включая Украину и Белоруссию. Согласно договору страны-участницы имеют право на воздушные инспекции других стран в соответствии с установленными квотами и по заранее определенным маршрутам. В последние годы США и близкие к ним страны вроде Грузии неоднократно обвиняли Россию в нарушениях договора, которые выражались в запрете полетов в десятимильной полосе около границ Абхазии и Южной Осетии (полеты вдоль границ третьих стран запрещены, но Запад не признает независимость этих республик), ограничениях по времени в полетах над Калининградской областью (по мнению России, это мешало полетам гражданских самолетов) и над местом проведения учений «Центр-2019». Россия, в свою очередь, указывала на наложенные США ограничения и позднее согласилась с полетами вдоль границ Абхазии и Южной Осетии, а также выразила готовность к компромиссу по полетам над Калининградской областью.
Тучи над Договором об открытом небе
Сложно сказать, можно ли будет сохранить договор после выхода США, говорит эксперт стокгольмского института SIPRI Пётр Топычканов. США своим решением создали условия, при которых у России есть множество способов реагирования, в том числе и отложенный выход из ДОН, отмечает он. Даже если Россия не выйдет из договора, это не будет означать, что соглашение продолжит функционировать как раньше, полагает Топычканов. Неясно, по его словам, и то, насколько договор будет нужен России и насколько он останется эффективным для инспекций над Европой. «Хлопать дверью» российской стороне, может, и не нужно, но будущее соглашения зависит от успеха дипломатических усилий России и европейских стран при обсуждении его будущего, подчеркивает эксперт. По его мнению, сам по себе договор важен теперь не для контроля за военной активностью другой стороны, а как политическая мера доверия.
На данный момент наиболее формализованной реакцией европейских союзников США на выход Вашингтона из договора стало совместное заявление МИДов Бельгии, Чехии, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Италии и Швеции, говорит эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. В этом документе они выражают сожаление в связи с желанием США выйти из договора и, хотя и разделяют часть опасений по поводу его выполнения Россией, указывают, что ДОН критически важен и полезен для европейской безопасности. В заявлении также подтверждается, что эти страны планируют продолжать участвовать в договоре. Судя по дальнейшим уточнениям, в качестве претензий к России они всерьез рассматривают вопрос ограничений на длительность полетов над Калининградской областью и планируют продолжать уговаривать Москву снять это ограничение, констатирует эксперт. Откровения госдепартамента США о том, что посредством наблюдательных полетов «русские собирают информацию о целях из гражданской инфраструктуры для крылатых ракет», эти страны предпочли не комментировать, отмечает Ермаков. По его мнению, европейцы будут стараться сохранить ДОН. Однако примечателен список подписантов заявления – в основном это «старые» члены альянса, умеренные партнеры НАТО, но среди них нет Великобритании и «восточного фланга»: Польши, Прибалтики и Румынии, обращает внимание эксперт. Возможно, стоит ожидать от них каких-то сюрпризов в деле верности заокеанскому сюзерену, но пока судить рано, считает Ермаков.
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Публикатор
Договор по открытому небу (ДОН) подписан 24 марта 1992 г. в г. Хельсинки (Финляндия) 27 государствами-участниками СБСЕ (с 1995 г. – ОБСЕ). Ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации 26 мая 2001г. (Федеральный закон № 57-ФЗ), вступил в силу 1 января 2002 года. Государства-депозитарии – Венгрия и Канада. Договором учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН), решения которой принимаются консенсусом.
На сегодняшний день участниками ДОН являются 33 государства (США вышли из ДОН 22 ноября 2020 г.): Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. ДОН открыт для присоединения других государств, в т. ч. не входящих в ОБСЕ. Разрешает создавать группы государств. Так, Россия и Белоруссия составляют одну группу.
ДОН зарекомендовал себя полезным инструментом укрепления доверия в военной сфере. Он предоставляет право государствам-участникам совершать облёты любых территорий друг друга в соответствии с согласованными квотами наблюдательных миссий. Регламентирует проведение полётов, определяет механизм контроля его соблюдения, содержит требования к самолётам наблюдения, ограничения по составу и техническим параметрам аппаратуры наблюдения. Положения ДОН могут уточняться решениями ККОН.
Государство-участник ДОН имеет право выделять в качестве самолётов наблюдения один или более типов или моделей невооруженных самолётов. При этом самолёт наблюдения проходит освидетельствование с целью подтверждения, что воздушное судно и его аппаратура наблюдения соответствуют требованиям Договора. Страны НАТО наблюдательные полёты над территориями друг друга не выполняют.
Каждая страна-участница ДОН имеет право приобретать материалы, полученные в ходе любых наблюдательных полётов в рамках Договора.
Государства-участники имеют возможность задействовать предусмотренный Договором набор аппаратуры наблюдения из следующих категорий: оптические панорамные и кадровые фотоаппараты, видеокамеры с изображением на дисплее в реальном масштабе времени, радиолокационные станции бокового обзора с синтезированной апертурой, инфракрасные устройства формирования изображения. Для каждой категории аппаратуры наблюдения установлены ограничения по пространственному разрешению на местности. Пока используются только первые две категории. Вместе с тем Российская Федерация первой установила и использует собственную цифровую видеокамеру на самолётах открытого неба Ан-30Б, Ту-154М ЛК и Ту-214 ОН.
С 2017 года в русле общей антироссийской линии Вашингтон стал ужесточать свои подходы. Так, с 1 января 2018 года США перестали предоставлять России разрешение на отход от американских правил воздушного движения и норм авиационной безопасности, изменили специальные процедуры для выполнения наблюдательных полётов над Гавайскими островами, отказались предоставлять ночёвки на некоторых своих авиабазах США и установили ограничения для наблюдательных полётов над территорией Алеутских островов.
В ответ российская сторона установила необходимость согласования ночевок на трёх аэродромах дозаправки, а также сообщила о прекращении ряда двусторонних технических договоренностей и односторонних мер, применявшихся в порядке проявления доброй воли и облегчавших ранее проведение американских миссий над Россией.
В 2018 г. ситуация с ДОН была критической – наблюдательные полеты не проводились. Причина: Грузия блокировала решение ККОН о распределении квот полётов, в котором была предусмотрена миссия над её территорией. Еще в 2012 г. грузинская сторона прекратила выполнять свои обязательства перед Российской Федерацией в части приема миссий с участием России, ссылаясь на то, что мы не разрешаем полеты в 10-километровых зонах, прилегающих к двум участкам государственной границы на Кавказе. Мы же исходим из того, что в соответствии с ДОН наблюдательные полёты проводятся не ближе 10 км от границ Абхазии и Южной Осетии, не являющихся государствами-участниками Договора.
Осознавая необходимость восстановления полномасштабного функционирования ДОН для большинства государств-участников, Россия исключила из своей заявки на 2019 год полёт над Грузией. В итоге в октябре 2018 г. было утверждено распределение квот наблюдательных полётов, а затем возобновлено выполнение миссий в полном объеме.
22 ноября 2020 г. США вышли из ДОН, ссылаясь на «нарушения» Российской Федерацией Договора:
Усилия России по сохранению Договора не нашли отклика ни в Вашингтоне, ни в столицах стран-союзниц США. И хотя государства-участники поддерживали ДОН, высказывали сожаление в связи с решением Д.Трампа, но вместе с тем солидаризировались в оценке, что такой шаг США был «обоснованным».
Более весомые российские озабоченности (см. Приложения) нашими партнёрами, как обычно, игнорировались.
22 декабря 2020 г. МИД России направил государствам-участникам ДОН ноту о необходимости предоставить Российской Федерации до 1 января 2021 г. гарантии непередачи государствам, не участвующим в ДОН, информации, полученной в ходе наблюдательных полётов, а также подтвердить возможность беспрепятственного проведения российских наблюдательных полетов над территориями государств-участников, включая объекты США.
С учётом интересов национальной безопасности Президентом Российской Федерации принято решение о начале внутригосударственных процедур по денонсации Договора. При этом их осуществление не форсировалось, поскольку сохранялась вероятность пересмотра нынешней администрацией США решения Д.Трампа о выходе из ДОН.
Однако 27 мая государственный департамент США официально уведомил МИД России, что США не намерены возвращаться в Договор.
Федеральный закон о денонсации ДОН единогласно принят 19 мая Государственной Думой, 2 июня единогласно одобрен Советом Федерации, 7 июня подписан Президентом Российской Федерации.
18 июня вступили в силу Федеральный закон и Постановление Правительства Российской Федерации о выходе России из группы государств-участников ДОН, а также направлены соответствующие уведомления государствам-участникам и депозитариям.
О нарушениях Договора по открытому небу со стороны США
Своими заявлениями и действиями США подстрекали другие государства-участники (прежде всего Грузию) к нарушению ДОН. Они также направляли для выполнения миссий открытого неба старые самолёты в неудовлетворительном техническом состоянии, что создавало угрозу жизни и здоровью американских и российских участников полётов.
О претензиях к странам Запада помимо США в контексте Договора по открытому небу
Великобритания и Франция до сих пор (с 2002 г.) не предоставили информацию по процедурам выполнения наблюдательных полётов над удалёнными территориями, тем самым препятствуя их проведению.
Великобритания, Норвегия и Канада устанавливали не предусмотренные Договором ограничения высоты полёта, препятствуя использованию сертифицированных конфигураций российских самолётов наблюдения.
Канада исключила возможность проведения наблюдательных полётов над своей территорией и над территорией США, отказавшись предоставить достаточное количество промежуточных посадок для российских самолётов Ан-30Б; не соблюдала установленные сроки и порядок выдачи виз назначенному персоналу.
Польша, Турция вводили запрет или ограничения на полёты над запретными зонами и в опасном воздушном пространстве, не соответствующие положениям ДОН и рекомендациям ИКАО.
Грузия с 2012 г. перестала принимать российские миссии над своей территорией, грубо нарушая Договор.
Путин денонсировал Договор по открытому небу
«Денонсировать Договор по открытому небу, подписанный в городе Хельсинки 24 марта 1992 года», — говорится в тексте документа.
21 мая 2020 года Дональд Трамп, на тот момент президент США, объявил, что страна выходит из ДОН. По его словам, Россия нарушала положения договора, в рамках которого участники соглашения имели право выполнять инспекционные полеты над территориями других государств. The Wall Street Journal писала, что Россия «вмешивалась в американские наблюдательные полеты» и собирала разведывательную информацию в Штатах.
Госсекретарь США Майк Помпео заявлял, что российская сторона использует договор в качестве «инструмента запугивания и угроз», в том числе для наведения вооружений на инфраструктуру в США и странах Европы. А советник Трампа по национальной безопасности Роберт О’Брайен обвинил Россию в слежке за местонахождением американского президента во время полетов над США, выполнявшихся в рамках соглашения.
В свою очередь, замглавы МИД России Сергей Рябков назвал смешными предположения о том, что Москва использовала наблюдательные полеты для наведения вооружений. По его словам, утверждения о том, что российские самолеты использовались как наводчики для артиллерийско-ракетного огня, вызывают «гомерический хохот в московских кабинетах и московских штабах». Эти заявления дипломат счел «сумбурными и нелогичными объяснениями» решения Штатов выйти из соглашения.
В ноябре 2020 года США покинули ДОН спустя шесть месяцев после объявления об этом. Помпео говорил, что благодаря выходу из договора Америка станет более защищенной страной. В Кремле выход США из договора восприняли с сожалением. «Такой шаг, конечно, будет иметь негативные последствия и с выходом США, собственно, сам по себе договор, конечно же, потеряет свою жизнеспособность», — говорил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В середине января Россия также начала выход из договора. В МИДе сообщали, что выход США привел к нарушению баланса интересов участников соглашения. «Российская сторона выдвинула конкретные, соответствующие фундаментальным положениям договора предложения по поддержанию его жизнеспособности в новых условиях. С сожалением констатируем, что они не получили поддержки со стороны союзников США», — отметили в МИДе.
В Европейском союзе, со своей стороны, заявляли, что сожалеют о решении России выйти из Договора по открытому небу. «Мы надеемся, что Россия пересмотрит свое намерение выйти из договора», — отмечали там.
Договор по открытому небу был подписан в 1992 году представителями 27 государств — членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). До сегодняшнего дня участниками ДОН являлись 33 государства. В список входили Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония. Соглашение позволяло странам проводить наблюдательные полеты над территориями друг друга, а также использовать фото- и видеосъемку.
Россия покидает Договор по открытому небу
Россия выходит из Договора по открытому небу. О начале процесса сегодня завил наш МИД. И эта мера с нашей стороны вынужденная и ответная — первыми договор покинули Соединенные Штаты.
Что такое «Открытое небо»? Это соглашение, которое в общей сложности подписали 34 страны, в большинстве своем входящие в НАТО. Подписала его и Россия. Смысл договора в том, что его участники могут совершать облеты территорий друг друга с целью контроля военной деятельности. И понятно, что на Западе интересовались в основном тем, что происходило у нас. Но США-то из договора вышли, то есть мы над ними летать больше не можем, а их союзники над нами могут. Разведывательный альтруизм какой-то получается.
Разрушение Договора по открытому небу запустили США. 22 ноября прошлого года они вышли из него под надуманным предлогом, как обычно заявив, что якобы договор систематически и демонстративно нарушала Россия. Наша страна все обвинения отвергла. Но Америка самозабвенно ломала сложившуюся систему международных отношений. «Открытое небо» можно было сохранить — Москва обращалась по этому поводу к другим участникам, но.
Из заявления МИД РФ: «Российская сторона выдвинула конкретные, соответствующие фундаментальным положениям Договора, предложения по поддержанию его жизнеспособности в новых условиях. С сожалением констатируем, что они не получили поддержки со стороны союзников США. В связи с отсутствием прогресса в деле устранения препятствий для продолжения функционирования Договора в новых условиях МИД России уполномочен заявить о начале внутригосударственных процедур по выходу Российской Федерации из ДОН».
Если совсем коротко: договор разрешает свободные полеты самолетов-разведчиков 34 стран-участниц в воздушном пространстве друг друга. Почти 30 лет он был важной составляющей мировой системы безопасности.
За выход из договора американцев сильно критиковали европейцы. Настолько сильно, насколько они вообще могут критиковать большого брата. И это было объяснимо — возможности их спутников уступают американским, поэтому Европа очень зависима от старой доброй авиаразведки. Вот что писала тогда европейская пресса:
— Односторонний выход США только причинит неудобство союзникам Вашингтона, которые не располагают такими же средствами получения информации.
— Россия может поступить аналогично. И целый ряд европейских стран лишится возможности наблюдать за деятельностью России. Вот почему Европа против выхода США из договора.
— Европе выгодно такое сотрудничество с Россией. Германия вместе с европейскими партнерами и Канадой должна активно выступить за сохранение договора, даже с учетом того, что выход России в ответ на действия Америки весьма вероятен.
Почему же тогда Европа не сделала ничего для сохранения договора? Россия ведь предлагала продолжить без США, но вполне естественно требовала гарантий, что разведданные, которые получат европейцы, не будут передаваться американцам. Но, видимо, кому-то не хотелось, чтобы российские самолеты летали над американскими базами в Европе.
«Европейские страны ждут не дождутся, когда придет администрация Байдена. Они рассчитывают на новое сближение, на улучшение трансатлантических отношений, и в этой связи не хотят допускать каких-либо раздражений, каких-либо трений в отношениях с Соединенными Штатами», — считает замдиректора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов.
К нашим предложениям не прислушались, и что было делать в такой ситуации? Вот как на этот вопрос ответил президент в декабре во время большой пресс-конференции.
Итак, наш ответ зеркальный. К тому, что Россия реагирует именно так, западные партнеры, кажется, должны уже привыкнуть. Если кто-то все же удивлен — что ж, есть время осмыслить происходящее. Согласно договору, выйти из него можно через полгода после официального уведомления.
Госдума денонсировала Договор по открытому небу
Государственная дума на пленарном заседании 19 мая утвердила законопроект по денонсации Договора по открытому небу (ДОН).
Депутаты единогласно проголосовали за денонсацию ДОН. 2 июня это решение предстоит утвердить Совету Федерации, после чего документ должен быть подписан президентом Владимиром Путиным. Через шесть месяцев после утверждения денонсации главой государства Россия выйдет из договора.
Договор по открытому небу был подписан в 1992 году, его ратифицировали 32 страны. Соглашение предусматривает проведение наблюдательных полетов над территорией других стран для аэрофотосъемки. ДОН являлся одной из мер по укреплению доверия между европейскими странами после завершения холодной войны.
В мае прошлого года США обвинили Россию в нарушении ДОН и объявили, что выходят из соглашения. В ноябре 2020-го страна вышла из соглашения. После этого в Москве сообщили, что денонсируют договор, поскольку другие страны-участники не могут гарантировать непередачу полученных ими сведений Вашингтону.
В марте Москва отказала Парижу в проведении инспекционного полета над своей территорией в рамках ДОН, писал «Коммерсантъ». Это был первый подобный прецедент. Россия объясняла такое решение тем, что полученные Францией сведения могут утечь в США.
Комментируя денонсацию договора, замглавы МИДа Сергей Рябков во время заседания отметил, что Москва дала Вашингтону достаточно времени, чтобы отменить «ошибочное решение» предыдущей президентской администрации.
«Если в Вашингтоне был бы реальный интерес пойти навстречу и пересмотреть ошибочное решение предыдущей администрации, они могли бы это сделать моментально», — сообщил Рябков.
По его словам, после выхода США из соглашения, почти все остальные участники ДОН выразили сожаление. Однако, несмотря на это, никто из них не сделал каких-либо реальных шагов, чтобы переубедить Белый дом вернуться в соглашение.